ДЕРЖАВНОЕ СОЗНАНИЕ

Удержать народ в рамках богоугодного жития, оберегая его от соблазнов и поддерживая всякое благочестивое начинание       — такова державная задача власти. И народ русский — державный народ в той мере, в какой   он соучаствует в выполнении этой задачи, удерживая рвущееся в мир сатанинское зло от распространения и господства. 

О космической значимости этого противостояния злу Церковь знает со времен ап. Павла, возвестившего, что антихрист, этот «человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею», не придет, несмотря на то что «тайна беззакония уже в действии», до тех пор, «пока не будет взят от среды удерживающий теперь»

(2 Сол. 2: 3, 4, 7).

 

РОССИЯ – ДОМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

“ДЕРЖАВНАЯ”, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась русским людям в день отречения Николая II 1 марта 1917. На этой иконе Божья Матерь, Царица Небесная была изображена как Царица земная, символизируя таким образом переход функции Удерживающего из рук низвергнутого монарха богоизбранного народа в Дом Богородицы. Условия, при которых явилась святая икона, были следующие. Одной женщине, крестьянке Бронницкого у., Жирошкинской вол., д. Починок, Евдокии Андриановой, проживавшей в слободе Перерве, были два сновидения. 13 февраля Андрианова слышала таинственный голос: “Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся”. Сильное впечатление произвело на Андрианову это таинственное сообщение и, как женщину религиозную, побудило ее к усиленной молитве о получении более ясных указаний Воли Божией. Как бы в ответ на усердную молитву, 26 февраля Андриановой снится белая церковь, и в ней величественно восседает Женщина, в Которой своим сердцем Андрианова признает и чувствует Царицу Небесную, хотя и не видит Ее святого лика. Не имея возможности забыть и отрешиться от своих сновидений, Андрианова решается идти в село Коломенское, чтобы успокоить себя. 2 марта, перед исполнением христианского долга исповеди и св. причащения, она отправилась из Перервы к настоятелю белой церкви в село Коломенское. При виде дивной Вознесенской церкви Евдокия сразу же узнала в ней ту самую церковь, которую она видела во сне.

Революция — огромное несчастье для России 

Схиархимандрит Илий (Ноздрин)



В день столетней годовщины свержения монархии в России Царьград поговорил об этой скорбной дате с одним из наиболее почитаемых старцев нашего времени духовником Патриарха Московского и всея Руси схиархимандритом Илием (Ноздриным).

—15 марта, столетие отречения Николая Второго от Престола. Хотелось бы спросить, что для вас это событие и что для вас февральская революция?

Старец Илий: Такая громадная страна была, такая богатая страна и такие люди, которых она вырастила — и собственных Платонов, и быстрых разумом Невтонов земля Российская рождала – великих полководцев, великих ученых, великих изобретателей вырастила Россия на протяжении целых веков. Естественно, то, что произошло с Россией — это ужасно конечно. Это, можно сказать, огромное несчастье для России. Сколько унесла миллионов – не единицы, не десятки, не сотни, не тысячи, а, можно сказать, в общем до ста миллионов — Россия понесла столько жертв.

О происхождении славянской грамоты

(Из жития св. Кирилла и Мефодия, первоучителей славянских) 

Чтобы понимать Слово Божие, читаемое в церкви во время Богослужения, и уразумевать смысл молитв и песнопений церковных, необходимо знание славянского языка, на который переведено с греческого языка Священное Писание и богослужебные книги. Язык славянский - коренной наш язык: но течение времени более и более отдаляет многих сынов России от полного разумения его, так что ныне уже требуется особое изучение его в школах. Нередко раздаются жалобы на непонятность церковно-славянской речи, и выражается желание заменить его современным - русским. Как неразумно такое желание оставить наш священный и заветный язык наших предков! Не значит ли это оскорблять память св. первоучителей славянских Кирилла и Мефодия, изо6ретение nисьмен славянских: отверзших нам « дверь ко Свету ucтинного Боговидения?» Заслуга эта, оказанная св. Кириллом и Мефодием славянскому миpy, столь важна, что доселе, несмотря на тысячелетнюю давность, остается для него живым и вечно нестареющим залогом его национального единства и верности православию. Письменность, изобретенная славянскими первоучителями, всегда была и доселе служит тем священным ковчегом, в котором неповрежденно во всей чистоте древнего православия сохранились скрижали исповедуемой нами веры православной. Благодаря этой письменности, мы познали красоту церковную, получив возможность слушать богослужение на родном своем языке и умиляться звуками величественного и сильного языка славянского. 

 Старец Архимандрит Кирилл Павлов отошел ко Господу

Старец Архимандрит Кирилл Павлов отошел ко Господу
Старец Архимандрит Кирилл Павлов отошел ко Господу

20 февраля на 98-ом году жизни умер один из самых почитаемых старцев Русской Православной Церкви — духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов). Отпевание старца совершил сам Патриарх Кирилл.

«Отошел ко Господу архимандрит Кирилл (Павлов)… Царство Небесное новопреставленному. Еще один светильник угас, еще один проводник милости Божией…» —первой о кончине старца сообщила на своей странице в социальной сети монахиня Феодора (Лапковская).

Я шел с Евангелием и не боялся...

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
иеромонах Роман

Источник фото: www.pravmir.ru
Источник фото: www.pravmir.ru

Имя духовника Свято-Троицкой-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла знает сегодня, наверное, большинство верующих в нашей стране. О нем же самом, о его жизни, о прошлом, известно очень немногое. Это интервью (а по форме своей - скорее проповедь или Слово), посвященное в значительной степени воспоминаниям о Великой Отечественной войне, которое отец Кирилл дал журналисту "Руси Державной" - один из тех редких случаев, когда он сам что-то рассказывает о себе.

***

Эта великая страшная Отечественная война, конечно, явилась следствием попущения Божия за наше отступление от Бога, за наше моральное, нравственное нарушение закона Божия и за то, что попытались в России вообще покончить с религией, с верой, с Церковью. Перед самой войной не случайно почти все храмы были закрыты. Их к этому времени оставалось на Руси совсем небольшое количество. У противников Церкви была именно такая цель - вообще все прикончить. По высказыванию Хрущева, они покончат с религией в России к 1980 году и покажут по телевидению последнего попа. Таков был вражеский замысел: чтобы всюду царил полный атеизм.

Судьба Царя – судьба России

"Судьба Царя – судьба России. Радоваться будет Царь, радоваться будет и Россия. Заплачет Царь, заплачет и Россия, а... не будет Царя, не будет и России. Как человек с отрезанной головой уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без Царя будет трупом смердящим"...

(Старец Анатолий Оптина Пустынь)

Что представлял Собою Государь Император?

Это был прежде всего богоискатель, человек, вручивший Себя безраздельно воле Божией, глубоко верующий христианин высокого духовного настроения, стоявший неизмеримо выше тех, кто окружал Его и с которыми Государь находился в общении. Только безграничное смирение и трогательная деликатность, о которых единодушно свидетельствовали даже враги, не позволяли Государю подчеркивать Своих нравственных преимуществ пред другими... Только невежество, духовная слепота или злой умысел могли приписывать Государю все то, что впоследствии вылилось в форму злостной клеветы, имевшей своей целью опорочить Его, поистине, священное имя. А что это имя было действительно священным, об этом свидетельствует, между прочим, и тот факт, что один из социалистов-революционеров, еврей, которому было поручено обследование деятельности Царя, после революции, с недоумением и тревогою в голосе, сказал члену Чрезвычайной Следственной Комиссии А.Ф. Романову: "Что мне делать!  Я начинаю любить Царя"... Не повторение ли это слов разбойника на Голгофе?! Не голос ли Иуды: "распяли Кровь Неповинную?!"

ПО ВОЛГЕ... К ЦАРСТВУ НЕБЕСНОМУ

«Никто не может сказать, что указанный святыми отцами путь недостижимо высок. Ибо каждый начинающий шел по нему в молодости. Чтобы быть святым вовсе не нужно воскрешать мертвых, быть пророком, нужно только сохранить до последнего дня это настроение горячности веры и любви к Спасителю»
Епископ Варнава (Беляев)

Епископ ВАРНАВА (Беляев)
ПО ВОЛГЕ...
К ЦАРСТВУ НЕБЕСНОМУ
(Разговор о тайнах духовной жизни). Повесть чудна и каждому спасающемуся необходимая для руководства

МЫСЛИ ОДНОГО СТАРИКА
Предисловие

На одной из улочек Демиевки, старинного предместья Киева, в покосившейся белой хатке на лавке у косого окошка лежал грузный старик и записывал на обрывках желтой бумаги нить своих рассуждений. За окном — двор с кудахтающими курами, фруктовый сад, из-за расцветающих ветвей которого виднеется крест далекой Лаврской колокольни. За окном — начало 50-х годов XX столетия, расцвет сталинского классицизма, беспросветный мрак, окутавший разоренную Россию.

Николай Николаевич — так нынче звали Проценко Павел Григорьевич лежавшего — писал очередную книгу.

Иногда он, известный соседям как «дядя Коля» (конечно, из «бывших»), доживающий свои дни на попечении добрейшей Верочки Васильевны, выходил на улицу и направлялся в город. Бродил по Подолу, по Житнему базару, стоял у книжных киосков, наблюдая за проходящей молодежью, ловя обрывки. разговоров. Возвращаясь, записывал услышанное, увиденное, подводя под картинками из подсмотренной современной жизни итоговую черту грустных обобщений: совсем другие люди, новые, и мир новый, в котором действуют разнообразные «законы», от уголовного кодекса до неписанного воровского, и отсутствует лишь отмер христианской морали. Обнадеживало лишь одно: пустота. Невыносимая пустота нового мира, от которой изнывают души человеческие.

Не прошло еще и сорока лет со времени, когда на этой земле жизнь строилась на основе христианской культуры и наполнялась смыслом нравственного подвижничества народа, и вот сейчас новые поколения не знают ничего о духовной родине своих предков. Глаз ловил остатки былой красоты, добродушие в лицах, старинную благорасположенность к встречному, но это — островки прошлого (в стариках, в чудаках, в детях), тонущего в океане хамства и нравственного одичания.

Торопись делать Добро

Горе человека наших дней в том, что он постоянно, всегда торопится, часто бессмысленно и бесплодно. Человек переворачивает горы своей энергией. Воздвигает и разрушает целые города в очень краткие сроки. Но если мы вглядимся в энергию многих людей в разных странах и посмотрим на ее последствия, мы увидим, что она не увеличивает добра в мире. А иногда сильно увеличивает зло. И борьба с самим злом делается бесплодной, если она не являет в мире подлинного добра.

Жизнь людей становится всё более торопливой... Все бегут, боятся куда-то не успеть, куда-то опоздать, кого-то не застать, что-то пропустить, чего-то не сделать... Несутся машины по воздуху, воде и земле. Мы видим и испытываем это неудержимое, всё ускоряющееся круговращение вещей — и даже понятий — в мире; все ускоряющийся, и в технике и в жизни, безудержный бег машин и людей...

И.С. Тургенев  рассказ «Живые мощи»

Французская поговорка гласит: «Сухой рыбак и мокрый охотник являют вид печальный». Не имев никогда пристрастия к рыбной ловле, я не могу судить о том, что испытывает рыбак в хорошую, ясную погоду и насколько в ненастное время удовольствие, доставляемое ему обильной добычей, перевешивает неприятность быть мокрым. Но для охотника дождь – сущее бедствие.

Именно такому бедствию подверглись мы с Ермолаем в одну из наших поездок за тетеревами в Белевский уезд. С самой утренней зари дождь не переставал. Уж чего-чего мы не делали, чтобы от него избавиться! И резинковые плащики чуть не на самую голову надевали, и под деревья становились, чтобы поменьше капало...

Непромокаемые плащики, не говоря уже о том, что мешали стрелять, пропускали воду самым бесстыдным образом; а под деревьями – точно, на первых порах, как будто и не капало, но потом вдруг накопившаяся в листве влага прорывалась, каждая ветка обдавала нас, как из дождевой трубы, холодная струйка забиралась под галстук и текла вдоль спинного хребта... А уж это последнее дело, как выражался Ермолай.

Безверие

 … И до чего возгордился человек, забывший что судьбы мира и человека
находятся в руках Божиих и что нарушение установленных Богом
законов влечет неизбежную гибель человека и всех его начинаний,
по завету Божьему: «Мне отмщение – Аз воздам».

 

Товарищ обер-прокурора Священного Синода князь Николай Давыдович Жевахов
Товарищ обер-прокурора Священного Синода князь Николай Давыдович Жевахов

Ни прозрачная область веры, ни отчетливые веления Божии, руководствуясь которыми человечество могло бы выработать совершенно ясную программу жизни и обеспечить прочные законы общежития, ни безчисленные примеры людей, следовавших этим велениям, доказавших их реальную силу и достигших пределов святости, не устранили того непонятного с первого взгляда факта, что каждый человек верит по-своему, что христианская религия не объединила человечества в общности идеалов, в единстве целей, в защите возвещенных Христом-Спасителем истин от поругания и забвения.

На смену архаическому богопониманию явилось новое богопонимание, которое, отвергнув старое, не создало ничего нового и в результате, человечество, оторванное от своего религиозного центра, стало катиться по наклонной плоскости и очутилось в тупике, из которого имеется только один выход – Возвращение к Старому.

Истина – Едина, Вечна и Неизменна

Истина – едина. Путь к Истине – один. В разные времена, разные люди, различными способами восходили к Богу, и потому принято думать, что таких путей много. Это – неверно.

Путь к Богу – Один.

Какими бы извилистыми тропинками, сквозь толщу греховных наслоений, сквозь житейские дебри, ни пробивались люди навстречу к Богу, но, если они выберутся на прямую дорогу, то непременно встретятся друг с другом... И встретившись, будут видеть одинаковые картины, испытывать одинаковые впечатления, будут знать одно и то же. И то, что видели и знали и испытывали впереди идущие, много веков назад, в глубочайшей древности, то увидят, узнают и станут испытывать и люди нашего времени, идущие позади них. И ни время, ни пространство, ни расовые и национальные особенности, ни различие верований, не изменит этих картин и видений, впечатлений и ощущений, ибо Истина – Едина, Вечна и Неизменна.

Проповедь Григория Распутина

…Мне трудно передать его образную речь, и я вынужден, к сожалению, изложить ее литературным языком, вследствие чего речь потеряет свой характерный колорит.
"Для чего это-ть вы пришли сюда? – начал Распутин. – На меня посмотреть или поучиться, как жить в миру, чтобы спасти свои души?.."/…/

"Чтобы спасти свои души, надо-ть вести богоугодную жизнь", – говорят нам с амвонов церковных священники да архиереи... Это справедливо... Но как же это сделать?.. "Бери Четьи-Минеи, жития святых, читай себе, вот и будешь знать как", – отвечают. Вот я и взял Четьи-Минеи и жития святых и начал их разбирать и увидел, что разные святые только спасались, но все они покидали мир и спасение свое соделывали то в монастырях, то в пустынях... А потом я увидел, что Четьи-Минеи описывают жизнь подвижников с той поры, когда уже они поделались святыми... Я себе и подумал – здесь, верно, что-то не ладно... Ты мне покажи не то, какую жизнь проводили подвижники, сделавшись святыми, а то, как они достигли святости... Тогда и меня чему-нибудь научишь. Ведь между ними были великие грешники, разбойники и злодеи, а про то, глянь, опередили собою и праведников... Как же они опередили, чем действовали, с какого места поворотили к Богу, как достигли разумения и, купаясь в греховной грязи, жестокие, озлобленные, вдруг вспомнили о Боге, да пошли к Нему?! Вот что ты мне покажи... А то, как жили святые люди, то не резон; разные святые разно жили, а грешнику невозможно подражать жизни святых.

Увидел я в Четьи-Минеи и еще, чего не взял себе в толк. Что ни подвижник, то монах... Ну, а с мирскими-то как? Ведь и они хотят спасти души, нужно и им помочь и руку протянуть"...

"Значит, нужно придти на помощь и мирянам, чтобы научить их спасать в миру свои души. Вот, примерно, министр Царский, али генерал, али княгиня какая, захотели бы подумать о душе, чтобы, значит, спасти ее... Что-же, разве им тоже бежать в пустыню или монастырь?! А как же служба Царская, а как же присяга, а как же семья, дети?! Нет, бежать из мира таким людям не резон. Им нужно другое, а что нужно , того никто не скажет, а все говорят: "ходи в храм Божий, соблюдай закон, читай себе Евангелие и веди богоугодную жизнь, вот и спасешься".
И так и делают, и в храм ходят, и Евангелие читают, а грехов, что ни день, то больше, а зло все растет, и люди превращаются в зверей...

А почему?.. Потому, что еще мало сказать: "веди богоугодную жизнь", а нужно сказать, как начать  ее, как оскотинившемуся человеку, с его звериными привычками, вылезть из той ямы греховной, в которой он сидит; как ему найти ту тропинку, какая выведет его из клоаки на чистый воздух, на Божий свет. Такая тропинка есть. Нужно только показать ее. Вот я ее и покажу "/…/.

"Спасение в Боге... Без Бога и шагу не ступишь... А увидишь ты Бога тогда, когда ничего вокруг себя не будешь видеть ... Потому и зло, потому и грех, что все заслоняет Бога, и ты Его не видишь. И комната, в которой ты сидишь, и дело, какое ты делаешь, и люди, какими окружен – все это заслоняет от тебя Бога, потому что ты и живешь не по-Божьему, и думаешь не по-Божьему. Значит что-то да нужно сделать, чтобы хотя увидеть  Бога... Что же ты должен сделать?"...

При гробовом молчании слушателей, с напряжением следивших за каждым его словом, Распутин продолжал:

"После службы церковной, помолясь Богу, выйди в воскресный или праздничный день за город, в чистое поле... Иди и иди все вперед, пока позади себя не увидишь черную тучу от фабричных труб, висящую над Петербургом, а впереди прозрачную синеву горизонта... Стань тогда и помысли о себе... Таким ты покажешься себе маленьким, да ничтожным, да беспомощным, и вся столица в какой муравейник преобразится пред твоим мысленным взором, а люди – муравьями, копошащимися в нем!.. И куда денется тогда твоя гордыня, самолюбие, сознание своей власти, прав, положения?.. И жалким, и никому не нужным, и всеми покинутым осознаешь ты себя... И вскинешь ты глаза свои на небо и увидишь  Бога, и почувствуешь тогда всем сердцем своим, что один только у тебя Отец – Господь Бог, что только Одному Ему нужна твоя душа, и Ему Одному ты захочешь тогда отдать ее. Он Один заступится за тебя и поможет тебе. И найдет на тебя тогда умиление... Это первый шаг на пути к Богу .

«Его именем хотели заклеймить Россию»

Поистине нет ничего более талантливого, чем талантливый русский мужик. Какой это своебразный, какой самобытный тип! Распутин абсолютно честный и добрый человек, всегда желающий творить добро и охотно раздающий деньги нуждающимся.
Граф С.Ю. Витте, 1914 год

Знаешь ли, что я скоро умру в ужасных страданиях. Но что же делать? Бог предназначил мне высокий подвиг погибнуть для спасения моих дорогих Государей и Святой Руси…
Григорий Распутин (слова, сказанные незадолго до его убийства)

С октября 1905года, когда царская семья познакомилась с Распутиным, вплоть до своей трагической кончины Царь, Царица и их дети по-настоящему любили Григория, и верили в него как в Божьего человека. На убитых Царице и царских детях были надеты медальоны с его изображением. Однажды, уже в заточении в Тобольске, Царь попросил доктора Деревенко незаметно от стражи вынести шкатулку, в которой находится, как Он выразился, «самое ценное для них». Рискуя жизнью, доктор Деревенко выполнил просьбу Царя. Передавая шкатулку Государю, доктор спросил (думая, что там самые лучшие драгоценности) о ее содержимом. «Здесь самое ценное для нас – письма Григория», - ответил Царь.

До последней минуты Царская чета верила в молитвы Григория Рапутина. Из Тобольска они писали Анне Вырубовой, что Россия страдает за его убийство. Никто не мог поколебать их доверия, хотя все враждебные газетные статьи им приносились и все старались им доказать, что он дурной человек. Не следует думать, что Царь и Царица были наивными, обманутыми людьми. По обязанности своего положения они неоднократно устраивали негласные проверки достоверности полученной информации и каждый раз убеждались, что все рассказы о безнравственной жизни Григория клевета…

О.А. Платонов «Жизнь и смерть Григория Распутина»