«Его именем хотели заклеймить Россию»

Поистине нет ничего более талантливого, чем талантливый русский мужик. Какой это своебразный, какой самобытный тип! Распутин абсолютно честный и добрый человек, всегда желающий творить добро и охотно раздающий деньги нуждающимся.
Граф С.Ю. Витте, 1914 год

Знаешь ли, что я скоро умру в ужасных страданиях. Но что же делать? Бог предназначил мне высокий подвиг погибнуть для спасения моих дорогих Государей и Святой Руси…
Григорий Распутин (слова, сказанные незадолго до его убийства)

С октября 1905года, когда царская семья познакомилась с Распутиным, вплоть до своей трагической кончины Царь, Царица и их дети по-настоящему любили Григория, и верили в него как в Божьего человека. На убитых Царице и царских детях были надеты медальоны с его изображением. Однажды, уже в заточении в Тобольске, Царь попросил доктора Деревенко незаметно от стражи вынести шкатулку, в которой находится, как Он выразился, «самое ценное для них». Рискуя жизнью, доктор Деревенко выполнил просьбу Царя. Передавая шкатулку Государю, доктор спросил (думая, что там самые лучшие драгоценности) о ее содержимом. «Здесь самое ценное для нас – письма Григория», - ответил Царь.

До последней минуты Царская чета верила в молитвы Григория Рапутина. Из Тобольска они писали Анне Вырубовой, что Россия страдает за его убийство. Никто не мог поколебать их доверия, хотя все враждебные газетные статьи им приносились и все старались им доказать, что он дурной человек. Не следует думать, что Царь и Царица были наивными, обманутыми людьми. По обязанности своего положения они неоднократно устраивали негласные проверки достоверности полученной информации и каждый раз убеждались, что все рассказы о безнравственной жизни Григория клевета…

О.А. Платонов «Жизнь и смерть Григория Распутина»

К 100 летию со дня убийства Григория Распутина
17 декабря 1916 года

Первые шаги Распутина

Появлению Распутина в Петербурге предшествовала громкая слава. Его считали если не святым, то, во всяком случае, великим подвижником. Кто создал   ему такую славу и вывез из Сибири, я не я не знаю, но в обрисовке дальнейших событий, тот факт, что Распутину не нужно было пробивать дорогу к славе собственными усилиями, имел чрезвычайное значение. Его называли то «старцем», то «юродивым», то «Божьим человеком», но каждая из этих платформ ставила его на одинаковую высоту и закрепляла в глазах Петербургского света позицию «святого».

Как ни странно сопоставлять имя Распутина с именем «святого», однако в моих словах не содержится никакого преувеличения. Утверждать, что никто не считал его таковым, так же нельзя, как нельзя утверждать и противное. Одни искренно считали его облагодатствованным, другие не менее искренно видели в нем воплощение дьявольских сил.

Быть русским — значит не только говорить по-русски. Но значит — воспринимать Россию сердцем, видеть любовию ее драгоценную самобытность и ее во всей вселенской истории неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий, данный самим русским людям, и в то же время — указание Божие, имеющее оградить Россию от посягательств других народов, и требовать для этого дара свободы и самостоятельности на земле. Быть русским — значит созерцать Россию в Божьем луче, в ее вечной ткани, ее непреходящей субстанции, и любовию принимать ее как одну из главных и заветных святынь своей личной жизни. Быть русским — значит верить в Россию так, как верили в нее все русские великие люди, все ее гении и строители. Только на этой вере мы сможем утвердить нашу борьбу за нее и нашу победу... Без веры в Россию нам не возродить ее.
И.А. Ильин

Сила духа русского народа, процветание Великой России – это темы, к которым обращались и обращаются великие умы нации. Этому посвятил свою жизнь  и выдающийся русский мыслитель, философ, публицист и общественный деятель Иван Александрович ИЛЬИН (16/28.03.1882-21.12.1954)

ИЛЬИН Иван Александрович (16/28.03.1882-21.12.1954), русский мыслитель, философ, публицист и общественный деятель. Закончил юридический факультет Московского университета, где в 1918 стал профессором. В к. 1922 выслан из России. Жил в Берлине, где преподавал в Русском научном институте. В 1927 —30-е издавал “журнал волевой идеи” — “Русский колокол”. После прихода к власти Гитлера был вынужден уехать из Германии и обосноваться в Швейцарии. Первоначально Ильин приобрел известность как исследователь философии Гегеля.

Еще раз о нравственности

Нравственный закон был дан людям в Божественном Откровении, на горе Синае, еще до Христа, в десяти ветхозаветных заповедях.Природное начало нравственности.,которое является свойством души человека, отличающим его от животного, получило в этом откровении свое более совершенное и строго оформленное выражение. Этот нравственный закон открывал перед ветхозаветным человеком тот идеал совершенствования, который могло вместить его нравственное сознание. Сущность этого нравственного закона раскрыта в Евангелии. Один из фарисеев, законник, искушая Спасигеля, спросил: «Учитель, какая наибольшая заповедь в законе?» Иисус сказал ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22,36-40).

Спаситель раскрыл ученикам Своим этот нравственный закон в полном объеме: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду ... Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

Духовная сила русских писателей

Гоголь, Иван Кириевский, Хомяков, Константин Леонтьев, Достоевский,Нилус – вот крупнейшие русские строго церковно-православные мыслители и в то же время яркие религиозные личности, которые глубоко поняли первенственное значение русской Православной Церкви в истории русской духовной культуры и которые отдали все свои полученные от Бога высокие таланты на служение этой Церкви .
Они не только оказали широчайшее влияние на литературу и всю духовную.жизнь, но во многом и сегодня продолжают оставаться нашими современниками.

Искание добра, вечных Истин, обращение к постоянным темам бытия России и всего человечества, эти черты особенно нашли отражение в произведениях великих русских писателей Ф.М.Достоевского, Н.В, Гоголя, С.А.Нилуса.

«Они уходят выполнив заданье…»

40 лет назад трагически оборвалась жизнь замечательного человека, талантливого художника, картины которого служат нам сегодня символом любви к Родине, духовного возрождения Отечества Константина Алексеевича Васильева (3 сентября 1942 — 29 октября 1976) — творческое наследие которого насчитывает более 400 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, реалистические композиции, картины былинного, мифологического и батального жанров.

Не только рядовой зритель, но и сами художники в конце концов признали Васильева первым среди них. Ежегодно все художники России и СНГ оценивают творчество своих коллег, художников России и стран постсоветского пространства в интернете на сайте Профессионального союза художников. И вот результаты второго выпуска рейтинга 2000 года в номинации «Живописцы и графики» по категории «Художник-профессионал высокого класса, пользующийся безусловным спросом и популярностью»: из 3000 художников на первом месте стоит Константин Васильев. Голосовали только профессиональные художники России и постсоветского пространства. Не искусствоведы. В высшую категорию вместе с Васильевым попали еще шесть художников И.Глазунов, Д.Налбандян, Э.Неизвестный, З.Церетели, М.Шемякин и А.Шилов.

«Россия – боль моей души»

60 лет назад, 4 ноября 1956 года, родился русский поэт, певец и композитор Игорь Владимирович Тальков

Судьба беспощадна к поэтам России: Пушкину было отмерено 37 лет, Есенину – 30, Рубцову – 35. Игорь Тальков прожил 34 года. «Они уходят, выполнив заданье, их отзывают Высшие Миры, неведомые нашему сознанью, по правилам космической игры», – писал он в песне, посвящённой памяти Виктора Цоя, погибшего в 28 лет. Поэты – совесть и нерв России. Они первыми чувствуют надвигающуюся беду, кричат о ней, бьют в набат, пытаясь достучаться до наших сердец. И погибают тоже первыми /…/.

«Россия – боль моей души»

«Россия» – одна из самых пронзительных песен Игоря Талькова. Всего в трёх куплетах описано величие и падение огромной страны, которую «связали кумачом и опустили на колени». Эту песню Тальков написал быстро – без единой правки в черновике. Многие его песни рождались именно так, внезапно, подобно яркой вспышке, но свет этот был плодом долгих размышлений и кропотливой работы.

О любви к Отечеству

Житие св. благоверного князя Александра Невского представляет нам величественный пример истинной и самоотверженной любви его к Отечеству и порождаемых этой любовью тех гражданских доблестей, коими наше Отечество спасено от гибели, благоустроено и возвеличено. С
самых юных лет благоверный Александр вступил на подвиг служения Родине и продолжaл cиe служение до кончины. Будучи 17 лет, он уже княжил в Новгороде, мужественно защищал Отечество от нападений шведов и ливонцев, над которыми и одержал славную победу на берегах pеки Невы, за что и наречен «Невским».

Сделавшись великим князем, благоверный Александр был истинным ангелом-хранителем земли русской среди самого бедственного ее положения под игом неверных. Он неоднократно отправлялся в столицу татарских ханов, чтобы или испрашивать некоторые льготы своему народу, или умилостивлять гнев диких властителeй. Св. Александр не жалел при этом жизни своей, чтобы только устроить благо своей Родины. От непрерывных забот об общественных нуждах и от бранных подвигов жизнь его пресеклась довольно рано. Oн скончался на 43 году на обратном пути из татарской столицы. Что же воодушевляло св. Александра в его великом, самоотверженном служении благу Родиныl Что было опорою его мужественных подвигов и терпения?..  Любовь к Отечеству - вот та зиждительная сила, коею подкреплялась вся деятельность благоверного князя Александра. Этою любовию, как бы золотою нитью, были связуемы все его начинания и деяния на пользу Отечества нашего.

СМЫСЛ РУССКОЙ ИСТОРИИ

Что с нами случится в будущем? Этот вопрос волнует, наверное, каждого человека. Что будет с нашим Отечеством? Этот вопрос не должен оставлять безучастным всякого гражданина России.

Русское государство на всем протяжении своего более чем тысячелетнего существования никогда не мыслилось вне Православной веры. Можно без преувеличения сказать, что история России - это прежде всего история Святой Руси, ибо как и в Ветхозаветном Израиле, судьба нашего Отечества самым непосредственным образом всегда зависела от нравственного состояния народа. Это подметили еще в Киевский период наши летописцы, с тревогой писавшие о том, что княжеские усобицы, забвение нравственных устоев и охлаждение в вере неминуемо навлекут на Отечество гнев Божий. И когда предсказания сбылись, и на Руси установилось тяжкое татарское иго, что как не духовное возрождение, начавшееся с Преподобного Сергия и его учеников, было причиной и военных, и политических успехов - от Куликовской битвы (1380) до знаменитого стояния на Угре (1480), завершившего многовековое рабство монголов? И все последующие вехи русской истории с неопровержимой очевидностью иллюстрируют все тот же библейский принцип: за преступления против Закона Божия неминуемо грядет наказание, за покаяние и молитвы - помилование, новый расцвет. Смутное время начала ХVII века сами же современники признавали следствием всеобщего нравственного одичания, и только заступничеством Богоматери, как об этом было открыто архиепископу Элассонскому Арсению, "суд об отечестве нашем преложен на милость". Увлечения верхних слоев русского общества французским вольномыслием в конце XVIII - начале XIX вв. завершились нашествием Наполеона на Россию и сожжением Москвы. А изгнание непрошенных гостей из пределов Отечества завершилось в день Рождества Христова 1812 года. И затем - новые витки исторической спирали: всеобщая погоня за материальным изобилием в ущерб духовному в конце XIX века приводит к новому смутному времени - кровавым ужасам 1905-1917 гг., к новому чужеземному игу, которое и по срокам, и по суровой до беспощадности жестокости небезосновательно сравнивают с Вавилонским пленом... Не достает времени говорить о Великой Отечественной войне, которой предшествовала "безбожная" пятилетка (к 1942 году в СССР должны были быть закрыты все церкви) и которая завершилась 6 мая 1945 г. (в день св. Георгия Победоносца): о хрущевских гонениях на Церковь начала 60-х годов, "сопровождавшихся" Карибским кризисом и экономическими неурядицами, и о многом другом. Конечно, скептик усмотрит здесь простое, случайное совпадение событий, но тогда ему можно задать вопрос - не слишком  ли много совпадений? Не превращается ли тогда вся Русская история в сплошную цепь "случайностей", каждая из которых, впрочем, с отнюдь не случайным постоянством свидетельствует об одном - о том, что Бог - Творец истории и Им положен в основу исторического процесса непреложный нравственный закон?!