Объединительные инициативы как сверхзадача любого СМИ

Возможно, пытливый читатель заметил, что с некоторых пор на нашем сайте, который всегда был посвящен вопросам помощи пострадавшим журналистам стали появляться и иные материалы. Статьи, написанные не совсем журналистами, а некоторые и вовсе не журналистами повествуют о днях давно минувших, но я бы не стала называть их просто экскурсами в историю. В этих материалах вы можете найти рассуждения о православной вере, о нелегком пути, который прошли наши предки в духовных поисках и Великие князья, помыслы которых были устремлены на объединение земель русских. А в некоторых случаях - на поиск веры, которая наилучшим образом отразила бы суть русской державности. Что заставило нас обратиться к этой теме и каким образом эти материалы могут помочь в тех проблемах, которые, не зависимо от наших пожеланий, зачастую сваливаются на головы наших коллег и наши собственные?

Не для кого не секрет, что журналистика, как профессия, родилась из побуждений сугубо светских. Сложные системы сбора и распространения информации, которые необходимы при работе в информационном поле, зачастую находятся в серьезном противоречии с канонами православной веры, которая в основу свою закладывает смирение. О каком смирении может идти речь, скажите вы, если сама суть журналистской работы подразумевает касание больных вопросов и проблем, которые существуют в обществе и наносят серьезный социальный вред? Поиски путей их решения вынуждают корреспондентов и репортеров идти на серьезные риски, задавать неудобные вопросы власть имущим деятелям, вытаскивать на поверхность неприглядные поступки, а иногда и вовсе присутствовать на поле брани, где брат идет на брата с оружием в руках, где гибнут мирные люди и где беспристрастным может оставаться лишь робот либо же базовый материал учебника по журналистской этике.

При всем этом, современные формы подачи информации уже давно не подразумевают всего лишь отражение жизни и проблем социума. В большей степени они способствуют созданию некой новой реальности, в которой живут и действуют наши соотечественники и не только они, но люди весьма далекие от журналистики. Думаю, никто не будет спорить, что любое событие или информационный повод можно предать публичности посредством статьи, новостной заметки, репортажа или интервью, однако в любом случае, в немалой степени, материал окажется отражением убеждений и психологических особенностей человека, который занимается сбором информации и подготовкой публикации. Таким образом, каждый отдельный журналист или редакция сами являют собой некое информационное поле, которое входя во взаимодействие со смежными аналогичными полями и порождает либо междоусобные локальные конфликты либо же единую информационную волну, которая способна как разрушить позитивные убеждения сограждан, так и породить масштабные устремления, которые делают возможными созидание, взаимопонимание, духовный поиск и построение единого государства на огромной территории.

<pСлужители православной веры, как впрочем и сторонники множества других религиозных течений, уже давно пришли к пониманию значимости информационных потоков. С разной степенью успеха они пополняют свои ряды представителями журналистской профессии, а иногда взращивают профессионалов этой области в собственной среде. Получили известность слова протоиерея Андрея Ткачева, который подчеркивает: «Нам нужно много качественного радио. Православный информационный продукт должен конкурировать по качеству со всеми передовыми продуктами. По смыслу информация должна быть православная, а по качеству – конкурентоспособная со всеми другими СМИ. Радио, телевидение, интернет, печатные издания - всё должно быть востребовано». Сама жизнь этого священнослужителя весьма насыщена и поучительна. Родившись во Львове, он 15-тилетнем возрасте поступает в московское суворовское военное училище, а затем в Военный институт Министерства обороны СССР. Его не закончив, уезжает в Киев, где получает образование в Киевской духовной семинарии. Далее он отдается работе священнослужителя в РПЦ МП на Украине, постепенно меняя саны, но, тем не менее, всегда уделяя внимание работе со СМИ. В 2014 году Андрей Ткачев вынужден переехать в Москву. Ныне он известен как священнослужитель Русской православной церкви, митрофорный протоиерей, клирик храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке, проповедник и миссионер, а так же - телеведущий.

>Однако достаточно проанализировать существующие религиозные СМИ, что бы понять, что пока что этот пример – скорее исключение из правил. В большинстве же случаев, к великому огорчению, лишь очень малое количество православных СМИ удовлетворяют современным требованиям и способны успешно конкурировать со своими светскими собратьями. Попытки привлечения в православные СМИ профессиональных журналистов ищущих, являющихся носителями православной веры, но в силу занятости «не воцерковлённых» нередко заканчиваются конфликтами. Ведь для успешной работы в таких изданиях не достаточно быть грамотным обладателем специальных знаний. Необходима способность автора любое событие интерпретировать, исходя из его духовного смысла, для чего требуются особые умения и знание истории Церкви, подлинной истории государства Российского, трудов Святых отцов и множество других более современных внутри-церковных знаний, которыми, как правило, светский журналист, да и любой другой человек вне церкви не обладает.
Так что же делать сегодня с этими многочисленными противоречиями и как сделать так, чтобы подаваемая нами информация была созидающей, а не разрушительной и работала во благо России и людей в ней живущих, а не сеяла бы противоречия и вражду? Невольно вспоминаются элементы из уже опубликованного нами материала про историю благоверного князя Александра Невского, которая весьма поучительна, хоть и не в плане журналистики, но борьбы с, казалось бы, взаимоисключающими друг друга элементами. «Сугубый подвиг выпал на долю св. Александра: для спасения России он должен был одновременно явить доблесть воителя и смирение инока», - говорится в статье. «Подвиг брани предстоял князю на берегах Невы и на льду Чудского озера: святыня русского Православия требовала защиты от латинского поругания. Всей душой чувствуя в Церкви «столп и утверждение Истины», понимая значение этой Истины в русской судьбе, князь вступил в служение «удерживающего» Русской земли державного защитника чистоты церковного вероучения. Подвиг смирения ожидал святого Александра в его отношениях с надменной и пресыщенной победами Ордой. Батый послал сказать князю: «Мне Бог покорил многие народы: ты ли один не хочешь покориться власти моей?» Видя в случившемся попущение Божие, святой Александр добровольно склонился под старшинство татар». Тогда именно путь смирения и умение вести переговоры позволил князю в сложный час избежать большого кровопролития, победить более жестокого врага и не отступить от идеи объединения русских земель. А ведь именно это и позволило позже избавиться и от иноземного татарского ига. Многие ли наши сограждане взяли на себя труд изучения подобных историй, описываемых лишь в специальной литературе? Многие ли наши друзья и близкие интересуются современной православной прессой, а даже если и интересуются, то внимательно ли их читают? Зато мало кто из образованных современников в свободные минуты не пробегает глазами новостные ленты центральных и региональных светских СМИ.

Наш маленький опыт публикации на сайте, обсуждающем конфликты и противоречия в журналистской среде, материалов по православной тематике показывает, что количество читателей раздела «в поисках истины» неуклонно увеличивается, а обратная связь позволяет предположить, что дополнительные публикации заставляют задуматься читателей над нетипичными для них вопросами. Поэтому мы были бы чрезвычайно рады, если бы этот опыт был поддержан серьезными российскими СМИ. Ведь именно православие – это то, что объединяет людей русских, а именно объединительные инициативы достойны быть той свехзадачей, без которой не сможет выжить ни одна газета и ни один журнал.

Анна Мохова