«Они уходят выполнив заданье…»

40 лет назад трагически оборвалась жизнь замечательного человека, талантливого художника, картины которого служат нам сегодня символом любви к Родине, духовного возрождения Отечества Константина Алексеевича Васильева (3 сентября 1942 — 29 октября 1976) — творческое наследие которого насчитывает более 400 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, реалистические композиции, картины былинного, мифологического и батального жанров.

Не только рядовой зритель, но и сами художники в конце концов признали Васильева первым среди них. Ежегодно все художники России и СНГ оценивают творчество своих коллег, художников России и стран постсоветского пространства в интернете на сайте Профессионального союза художников. И вот результаты второго выпуска рейтинга 2000 года в номинации «Живописцы и графики» по категории «Художник-профессионал высокого класса, пользующийся безусловным спросом и популярностью»: из 3000 художников на первом месте стоит Константин Васильев. Голосовали только профессиональные художники России и постсоветского пространства. Не искусствоведы. В высшую категорию вместе с Васильевым попали еще шесть художников И.Глазунов, Д.Налбандян, Э.Неизвестный, З.Церетели, М.Шемякин и А.Шилов.

 

Выставки его картин всегда имеют ошеломляющий успех. Книги отзывов переполнены самыми восторженными словами: «Здесь Русский дух, здесь Русью пахнет». Именно силою русского духа, не иноземным духом силы пронизано все творчество живописца.

Рождая все свои символические образы, Константин Васильев ориентировался исключительно на национальные традиции. Они распахнулись окнами в высшую материю, в материю духа, перешагнувшего мороку повседневности, освобожденного от сиюминутных страстей.

Особое место занимает тема Великой Отечественной войны.

Существует нечто вроде парадокса. Одни художники, находясь во время Великой Отечественной войны в глубоком тылу, писали натюрморты. Другие, спустя много лет, не зная войны, выражают вдруг ее трагедию.

Созданные Васильевым картины на эту тему имеют окраску патриотического романтизма, полны глубочайшей веры в жизнь, в торжество добра и света. Одна из работ этой серии - "Парад 41-го". При всей простоте этой, казалось бы, не новой композиции - воины прямо с парада уходят на фронт, художник находит свойственное ему оригинальное решение.

«Парад 41-го»
«Парад 41-го»

Прежде всего, найден необычный ракурс. Зритель смотрит на происходящее как бы со стен храма Василия Блаженного, поверх памятника Минину и Пожарскому, нарочно увеличенному в размерах и доминирующему на холсте. И сразу же возникают два символических васильевских плана.

Первый план - формального узнавания. Мы видим ритмические серо-стальные колонны солдат и невольно чувствуем драматическую атмосферу происходящего. В то же время фигуры Минина и Пожарского, изображенные в античных тогах, сразу дают нам другой мощный духовный план - бесконечности, неистребимости народа, вызывая исторические ассоциации с нашими пращурами. Эти герои отечественной истории словно благословляют новых героев на защиту самого дорогого - Родины.

Удивительно, что мы, зная победоносный конец войны, переживаем в этой картине напряженность ее начала, испытываем ту вдохновляющую силу, которая является только в грозные дни, наполняя патриотизмом сердца.

В мощном символическом контексте сталкиваются два извечно противоборствующих начала - Добро и Зло, которые имеют конкретную форму: Мы и Они. Борьба показана не только и не столько на земле или в небе, борьба идет в сердцах и душах.

Создавая военную серию, Константин реализовывал свои самые смелые замыслы. Одним из них было появление работ на темы любимых военных маршей, всегда игравших большую роль в русской воинской жизни. Художник считал, что старинные русские марши в исполнении духовых оркестров - это еще один важный срез с мощного пласта отечественной культуры.

И вот из-под его кисти выходят работы "Прощание славянки" и "Тоска по Родине»

«Прощание славянки»
«Прощание славянки»

 

Тоска по Родине

«Тоска по Родине»

Чувство гармонии никогда не отказывало ему: зритель невольно воспринимает мощные звуки духовых оркестров, которые словно растекаются по всей площади картин.

На полотне "Прощание славянки" выделяется фигура солдата в таком стремительном движении к священной защите, что кажется: за ним не отряд воинов, а весь народ. Справа на картине - фигура женщины с девочкой; женщина неестественно выпрямилась в последнем героическом усилии , чтобы не поддаться отчаянию. Она смотрит куда-то поверх дорогого ей человека, далеко вперед, и словно различает уже грядущие роковые события. Всю композицию незримо пронизывает и возвышает музыка знакомого нам военного марша.

 

Васильев в военной тематике обращает внимание на написание портретов великих полководцев. Так в этой серии главная роль отводится портрету Маршала Советского Союза Г.К. Жукова. Васильев задумал создать галерею образов тех полководцев, кто, ведя за собой народ, прославил силу русского оружия. Такой цикл работ требовалось связать единым художественным решением. Константин долго обдумывал, искал ту единственную форму подачи, в которую должны вылиться портреты.

Художник остановил свой выбор на традиции парадного портрета, столь распространенной в ХIХ веке, но забытой нашими живописцами. Зная, что на традицию эту навешен ярлык "высокопарный дух", что она обругана и всячески уязвлена, Константин не побоялся все же перешагнуть запретный рубеж.

 

«Маршал Жуков»
«Маршал Жуков»

Картина предельно символична. На переднем плане - легендарный маршал Г.К.Жуков, попирающий штандарты и знамена - символы былого величия "третьего рейха". Наброшенная на его плечи шинель подобна крыльям, взметнувшим этого человека к славе. А дальше, в глубине, оживает сама история: на фоне прокопченного российского неба, мятущегося и грозного, остовы домов разрушенного Сталинграда. Но близок очищающий огонь возмездия, языки его пламени поднявшиеся за спиной маршала уже разгоняют скверну. И мы видим, как откуда-то из поднебесья, сквозь легкую дымку облаков, идут колонны русского воинства.

В этой во многом новаторской работе ощущается воздействие не только народного мифотворчества, но и школы великих мастеров живописи. Здесь и филигранная техника, и удивительное чувство цвета, и целый арсенал разнообразных технических приемов и средств, используемых художником.

Например, как признавал сам Васильев, идею с движущимися по небу шеренгами солдат он позаимствовал у гениального Рафаэля: в "Сикстинской мадонне", если хорошенько присмотреться, можно заметить, что пространство заполнено головками ангелов.

Глубина русской души также находит отражение в его произведениях. Первой работой, которая явилась результатом творческих исканий, стала картина "Северный орел". Ее можно назвать не только переломной в творчестве художника, но и началом формирования особого "васильевского" стиля в искусстве.

 

«Северный орел»
«Северный орел»

Вскоре после создания "Северного орла" художник написал поэтическую картину "Гуси-лебеди", где главной фигурой стал возвышенный пленительный образ девы Февронии - героини оперы Н.А.Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии". Внутреннюю цельность душевного мира девушки, ее кристальную чистоту, благородство, доброту - все это сумел передать Васильев в ее грациозном движении, во взгляде, устремленном вслед улетающей паре лебедей - символе верности.

 

«Гуси-лебеди»
«Гуси-лебеди»

Богатство природы на полотне - не просто пейзажный фон. Сказочный лес, обступивший девушку, чистое озеро Светлояр, в которое был погружен град Китеж, ставший невидимым для врагов, отражают идейно-художественный замысел "Сказания…". В непроходимых заволжских лесах живет девушка Феврония. Жизнь ее неразрывно связана с красотой прохладных дубрав, густых березовых рощ, цветущих полян, прозрачных озер. Она понимает птичьи голоса, знает звериные повадки, и звери не боятся ее. Символом чудесно преобразившейся природы является и сам, ставший невидимым, град Китеж. В него могут войти только чистые сердцем и сильные духом люди, которым дано увидеть красоту мира; для злых, жестоких и лживых Китеж недоступен и скрыт от глаз.

В основу оперы Римский-Корсаков положил не только трагические события, связанные с нашествием на Русь многочисленных орд хана Батыя, но и легенды, предания, былины, летописи, древнюю повесть о Февронии Муромской. Вероятно, поэтому опера побуждает в людях чувство национального самосознания, рождает какой-то необъяснимый душевный трепет.

В работе "Плач Ярославны" Васильев сознательно использует принцип театральной декорации. Это правая часть задуманного, но незавершенного триптиха, посвященного самому поэтическому сказанию старины - "Слову о полку Игореве".

 

«Плач Ярославны»
«Плач Ярославны»

Художник, зачитываясь легендарной поэмой, глубоко сопереживал печали, разлившейся по Руси после страшного поражения князя Игоря, нанесенного ему половецким ханом. В его "Ярославне" грустью наполнена вся природа. Жена князя Игоря в плаче обращается к ветру, воющему под облаками, к Днепру, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в безводной степи простерло свои жгучие лучи на русских воинов.

Самым значимым и одновременно последним произведением Константина Васильева является его шедевр «Человек с филином». Живописец закончил полотно за десять дней до гибели. И это действительно его символическое завещание. Здесь как бы аккумулирован весь Васильев.

 

«Человек с филином»
«Человек с филином»

 

Созданный художником образ могучего мудреца – несомненно, пророческий. В нем раскрывается великое будущее нашей страны, которая словно «Феникс» из пепла, возродится и достигнет космических высот.

У замечательного русского поэта, композитора, певца Игоря Талькова есть песня «Памяти Виктора Цоя». Слушая ее, понимаешь, что она  также обращена и ко всем художникам, актерам, певцам, композиторам, поэтам, которые своим творчеством несут в жизнь самое ценное – любовь к своей Родине, России, духовному возрождению Отечества.

«Поэтами не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты…
…………………………………..
Они уходят выполнив заданье
Их забирают высшие миры…»

Ради этой святой цели – служению Отчеству, Васильев приносит и личную жертву – все свое творчество и самую жизнь свою.

 

Источники:

Геннадий Пронин «Загадка художника Константина Васильева» http://www.kazalmanah.ru/nomer1/170-191.pdf

http://han.gorod.tomsk.ru/index-1195459650.php

"Руси волшебная палитра. Константин Васильев" Доронин А.И.