Фронтовые корреспонденты Великой Отечественной войны

wac corr

В объектив фото- и кинокамеры сам военный корреспондент попадал лишь случайно . Это некоторые из тех редких фотографий на которых запечатлены сами фронтовые кореспонденты:
1. Фронтовые фотокорреспонденты у здания Рейхстага (Г. Самсонов, А. Морозов, Ф. Кислов, Л. Железнов, И. Шагин, О. Кнорринг, С. Альперин, А. Капустянский, Г. Петрусов, Р. Кармен, А. Архипов, М. Редькин, Н. Фиников). Берлин, 1945. 2. Аркадий Шайхет с американскими репортерами на Одере. 3. Яков Рюмкин. Берлин 4. Фотокорреспондент газеты "Боевая тревога" 2-й гвардейской армии гв. лейтетант И. Федоров во время прведения фотосъемки (погиб смертью храбрых) 1944г 5. Б.Цейтлин, Р.Кармен и К. Симонов на улицах освобожденной Вязьмы 1943г 6. Военный корреспондент "Известий" Д. Бальтерманц 1944 г

В день 70-летия Великой Победы нужно отдать дань памяти военным корреспондентам и рассказать хотя бы малую толику того, что делали советские военные журналисты в те героические годы. Ведь мы, потомки того военного поколения, видим ту войну глазами кинооператоров и фотокорреспондентов. За четыре года войны ими было сделано сотни тысяч фотоснимков, снято миллионы метров кинопленки. Фактически полтора часа из каждых суток военных лет остались на кинопленке. Документальные кадры кино- и фотохроники бесстрастно повествуют об ужасах войны, взятых и оставленных городах, передвижениях войск, партизанских вылазках и героизме военных и тыловых будней, освобождении страны, а затем и Европы.

Уже в первые дни войны корреспонденты были на фронте. Спустя три недели после начала войны на важнейших участках фронта работало около 20 киногрупп, насчитывавших более 80 кинооператоров. Но от этих дней осталось катастрофически мало кадров. Военкоры вспоминают: их мучил вопрос, а не кощунственно ли снимать картины всенародного горя? Людям, потерявшим близких, трудно объяснить, что их страдания снимаются для истории.

Многие военные журналисты носили офицерские погоны и в трудную минуту становились на место убитых офицеров и даже рядовых. Так сотрудник «Правды» Борзенко был направлен редакцией для освещения действий Керченского десанта. Во время высадки погибли все офицеры, и журналисту, как старшему по званию, пришлось взять на себя руководство обороны захваченного «пятачка». Три дня до прибытия подкреплений он руководил боем. Он – единственный из всех военных журналистов, кто был удостоен звания «Герой Советского Союза».
Отпечатанные на страницах газет фронтовые снимки расходились по стране миллионными тиражами. Корреспонденты отправлялись на передовую и снимали из окопов, смотровой щели танка, въезжающего первым на поле боя, из кабины самолета и через амбразуру дзота, из окон горящего здания. В период Сталинградской битвы фронтовые операторы впервые столкнулись со съемкой уличных боев. На войне не отменялись законы профессионального мастерства. Вместо личной безопасности корреспонденты заботились о правильной экспозиции и техническом качестве отснятого материала.
Фотокорреспонденты рисковали собой ради одного выразительного снимка, кинооператоры – ради крупных планов сражений. Он сутками просиживали на крышах московских домов, стремясь запечатлеть стрельбу наших зениток во время бомбежек столицы.
Фотокорреспонденты и кинооператоры были свидетелями первой крупной победы советского народа – разгрома немецких армий под Москвой в конце 1941 – начале 1942 гг. С обеих сторон в этой битве участвовало более 3 млн. Человек. Снимать приходилось в 35-градусный мороз. Перед началом съемки камеры приходилось отогревать под полушубками.
Тысячи метров пленки, снятые операторами, вошли в документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Фильм, вышедший на экраны 18 февраля 1942 года, получил Государственную премию СССР и премию американской Академии киноискусства «Оскар» как лучший фильм года.
Для корреспондентов, снимавших Курскую битву, съемочной площадкой было минное поле. А у операторов тогда не было длиннофокусной оптики. Поэтому для съемки им приходилось ждать, когда вражеские танки приблизятся к окопам.
Известно, что две документальные ленты советских кинооператоров о разрушенных в годы войны исторических памятниках и массовых убийствах военнопленных и мирного населения стали обвинительным документом на Нюрнбергском процессе.
Десятки тысяч лиц запечатлела кино- и фотолетопись войны. На ней навечно живыми остались люди, не уцелевшие в той войне. На фото тех лет – герои, чьи имена стали известны на всю страну, и рядовые советские солдаты. Иногда в объектив камеры случайно попадали и сами военные корреспонденты.
На фронтах Великой Отечественной войны погибли сотни военных журналистов. Среди них стоит упомянуть наиболее известных, таких как Муса Джалиль, известный поэт, журналист, перед войной работал в Москве, сотрудник армейской газеты «Отвага», казненный в Моабитской фашистской тюрьме в марте 1944 года, и Цезарь Куников, московский журналист, командир отряда десантников, погибший в бою за Новороссийск в феврале 1943 года.


(по материалам сайта www.playcast.ru)