«Обыкновенный ваххабизм» расползается по Дагестану?

Материал подготовлен после поездки в Дагестан в рамках реализации проекта «Защита прав журналистов, пострадавших в результате своей профессиональной деятельности».

Прошлой ночью мир содрогнулся. Радикальный исламизм во всем своем чудовищном проявлении вылился на улицы благополучного Парижа, оставляя за собой десятки убитых и еще больше покалеченных. Ответственность за семь террористических актов, прогремевших в ночь с 13-го на 14-е ноября во Франции, взяла на себя запрещенная в РФ организация «Исламское государство». Можно рассуждать, виноваты ли в этом исключительно боевики или есть некая провокация со стороны и самих французов. Ведь это они молчаливо потакали сильным мира сего, которые с преступной уверенностью в собственной вседозволенности принимали решения об участии в бомбардировках Ливии, в боевых действиях в других странах. После произошедшей трагедии кто-то задался вопросом: «А много ли людей выходило на улицы Парижа с плакатами "я-Триполи"? или «я-Дамаск»? Но, как бы там ни было, весь мир скорбит, а российский президент в своем обращении к французскому коллеге назвал произошедшее «вызовом человеческой цивилизации».
В Российской Федерации опасность, исходящая от радикальных исламистов осознали давно, а организация «Исламское государство» официально названа террористической и запрещена. Но так ли все благополучно на наших землях?

«Я конечно виновата. Виновата в том, что не смогла уберечь свою девочку»…. Эти слова говорила на камеру пожилая мать, двадцатилетняя дочь которой погибла в ходе антитеррористической операции. Она воевала на стороне боевиков, бросив на руки бабушки единственного своего ребенка. Чуть позже очень похожим образом погибла ее подруга, оставив на руках своей матери уже двоих малолетних детей. Этими рассказами переполнен интернет и за всеми ними стоит мрачная тень радикальных исламских экстремистских группировок. Фильм Тельмана Алишаева «Обыкновенный ваххабизм», облетел просторы интернета, стал лауреатом престижных международных премий и транслировался по многим телевизионным каналам. Это документальное кино наглядно показало лживую суть ваххабизма, приведя тому неопровержимые доказательства. Его создатель – дагестанский журналист, ведущий исламской программы «Мир вашему дому» умер в Махачкалинской больнице от полученных огнестрельных ранений 2 сентября 2008 года. В Дагестане мало кто сомневается в том, что его расстрел стал местью за обнародованные знания. После выхода фильма автор до последнего дня получал многочисленные угрозы.

Когда, в начале девяностых, ваххабизм начинал проникать в дагестанское общество, никто не относился к этому серьезно. Проповеди были надоедливы, а темы казались скучными. Лишь те, кто по-настоящему разбирался в тонкостях и многообразии исламских течений били тревогу, понимая, чем чревата ползучая экспансия приверженцев радикализма. Уже в конце девяностых, многие пожалели о том, что недооценили опасность своевременно. Вполне благополучные дети из «светских» даже семей, уходили из дома родителей и обнаруживались в местах проведения террористических актов, использованные в качестве террористов-смертников. Молодые люди и девушки были уверены, что взрывая себя в толпе мирных гражданских людей, делают благое дело, сотворив которое неминуемо попадут в рай.

На тот момент, когда ваххабизм начинал проникать в Дагестанское общество в лице многочисленных эмиссаров, в них мало кто мог заподозрить склонность к кровопролитию и смутам. Главной своей задачей они объявляли очищение мусульманского общества от изъянов. Между тем, во время развала СССР Агентство Национальной Безопасности настоятельно рекомендовала правительству США устанавливать контроль над основными источниками нефти и газа. «Тот кто контролирует ресурсы, тот управляет миром». В своих речах правители этой страны неоднократно заявляли, что Кавказ и нефтеносные районы Средней Азии являются зоной их жизненных интересов. Высказывание президента Клинтона на заседании начальников штабов вооруженных сил США звучит следующим образом: «После распада СССР перед Америкой стоят три задачи. Первая – расчленить Россию по Югославскому варианту. Вторая – уничтожить военно-промышленный комплекс и вооруженные силы России. Третья – во вновь образованных государствах поставить в управление своих марионеток». При этом США сделали серьезную ставку на ваххабизм как на нужное для развала России оружие. Ваххабизм удачен тем, что с его помощью человека могут зомбировать до такой степени, что он якобы от имени всевышнего, будет убивать невинных людей, становясь слепым инструментом в геополитических играх США.

Но тогда, в девяностых, совсем немногие выступали с резкой критикой ваххабизма. Из официальных структур только «Управление мусульман Дагестана» позволило себе такую роскошь. Отрывки из выступлений его тогдашнего руководителя муфтия Саид-Магомед Абубакарова, где он самоотверженно дает отпор чуждому направлению религии так же присутствуют в кадрах фильма «Обыкновенный ваххабизм». Именно «Духовное управление» официально обратилось к государству с предупреждением о том, что развитие ваххабизма неизбежно приведет к кровопролитию и гражданской войне. Практически в каждом выпуске газеты «Ас-Салам» было обращение, призывающее сограждан сопротивляться враждебной идеологии. «Неужели вы не видите, что это? Неужели вы не видите!?» К сожалению, Саид-Магомед очень скоро, 21 августа 1998 погибает в результате террористического акта. Стоит добавить, что это не единственная смерть представителя уважаемой организации. Уже в более близкое к нам время 11 августа 2010 года неизвестными в машине был расстрелян Мухаммадвакиль Султанмагомедов, бывший руководителем отдела исламского просвещения Духовного Просвещения, позже возглавивший телерадио-компанию «Махачкала-ТВ». Еще через год, стал жертвой и упомянутой исламской газеты «Ас-Салам» Яхья Магомедов.

Проанализировав причины и следствия тех войн, которые вели США в последние пару десятков лет, Тельман Алишаев в своем фильме задается законным вопросом, если торговля оружием и увеличение наркотрафика в РФ и были основными задачами, то при чем же тут религия? За какие идеи идут на смерть обвешенные взрывчаткой живые торпеды ваххабитов? И приведя доказательства, отвечает на него сам. Вопрос не в религии, просто ваххабизм – это агрессивное, но легко управляемое политическое движение, которое использую США и его партнеры для вторжения в интересующие их страны. Терпимое отношение к нему сеет неминуемую смерть и разрушения в том краю, куда проникают его эмиссары. При этом ваххабизм очень дискредитирует ислам. Мало кто это понимает, но тот кто понимает и осмеливается об этом писать, в наши смутные времена живет недолго.

Муха́ммад Саи́д Рамада́н аль-Бути́, исламский богослов из Сирии, доктор философии, суннит ашарит, автор более 60 книг по обсуждаемой теме упомянут в фильме Тельмана в качестве эксперта, который в одной из своих последних книг написал: «Те люди, которые заявляют, что хотят построить исламское государство и устраивают в мусульманских странах военные конфликты, называя их джихадом, работают на разрушение ислама. В этом им способствуют правящие круги Англии и Америки, которые сначала сами им помогают совершать терракты, а затем через подконтрольные им СМИ на весь мир заявляют об опасности исламского экстремизма, ведя тем самым хитрую двойную политику, дабы не быть самим уличенным в преступлениях против человечества». При этом Тельман добавляет, что подобные выводы можно сделать, лишь обладая большим количеством информации. Быть очень компетентным вообще, и в исламских течениях, в частности. Таких людей в современном мире мало. Отдельно стоит оговориться, что в случае обладания ими еще и возможностью обнародовать свои знания в доступной для читателя форме, они становятся опасны… Упомянутый Сирийский богослов, ученый и писатель погиб 21 марта 2013 года в Дамаске во время террористического акта, когда террорист-смертник взорвал себя, находясь в мечети.

Большинство людей этими знаниями не обладают, но даже нахождение рядом с обладателями, способными поделиться информацией может спасти многие жизни. Как пример этому в фильме «Обычный ваххабизм» упомянуто имя Зайнудин-хаджи, который с малых лет обучался у видных богословов и получил прекрасное исламское образование. О его глубоких знаниях свидетельствует написанная им книга «Истоки суфизма и его важность». Она написана на арабском языке и переведена на русский и другие национальные языки.

Селение Кадар Буйнакского района известно тем, что когда в 1998-1999 году в близлежащих сёлах власть захватили ваххабиты и там начались боевые действия, Зайнудин-хаджи своей просветительской деятельностью не допустил распространения кровопролития в селении Кадар… Зийнудин всегда выступал с резкой критикой ваххабизма и говорил помимо прочего, что эта религия убивает людей.

Просматривая вновь кадры фильма Алишаева, невольно напрашивается вопрос, а не поторопился ли автор вместе с аргументацией об опасности ваххабизма поделиться со зрителем именами тех, кто обладает знаниями об этом и возможностью нести эти знания в мир.

Имам селения Кадар Зайнудин-хаджи Дайзиев был убит у себя дома 15 ноября 2011 года. Преступники проникли в дом религиозного деятеля и расстреляли его из автоматического оружия. Всю свою жизнь он посвятил распространению истинных исламских знаний и предостережению людей от псевдоисламских идей.

«Мы не продаем ислам» говорит в очередном кадре фильма выдающийся исламский ученый богослов современности, заместитель муфтия Дагестана Курамухаммад-хаджи. Именно такой продажей считает он потакание ваххабизму. Говорят, он объездил весь Дагестан, разоблачая еретическую суть ваххабизма.

Рамазанов Курамухаммад-хаджи погиб 27 июля 2007 года в результате взрыва автомобиля в центре Махачкалы.

Сегодня в Дагестане относительно спокойно. Новый глава Республики неспешно проводит ротацию кадров. Журналисты, к счастью, в последний год пострадали не сильно. Правда ваххабизм в беседах они не обсуждают – может просто не хватает информации - и стараются относиться лояльно к любому течению. В лесах простаивают брошенные блиндажи – их хозяев, наверное, можно найти сейчас в Сирии или на Украине. Но, в этом спокойствии чувствуется некая зыбкость, а в разговорах – слишком много толерантности и обходительности. Толерантности, в том числе, к тем самым радикальным направлениям в исламе, за которые ломались копия. И глядя в улыбчивые, но беспокойные глаза большинства своих дагестанских собеседников, невольно хочется напомнить, что толерантность – это термин, взятый из медицины. И там он означает состояние организма, который утерял способность к отторжению чужеродных элементов. Это сложное болезненное состояние, которое в конечном итоге, если не лечить, ведет организм к гибели.

Анна Мохова

Док/фильм "Обыкновенный ваххабизм":