О проблемах свободы слова в стране «победившей демократии»

Пока на многочисленных конгрессах и форумах медиа-эксперты европейского формата выявляют признаки «кремлевской пропаганды» в материалах журналистов, гости с соседнего континента с напрягающей стабильностью выступают в качестве не то арбитров, не то надзирателей. Уже давно замято дело со случайно рассекреченными в 2010 году документами, подробно описывающими унизительные процедуры "электронной слежки" со стороны США за представителями дипломатических структур Евросоюза. Согласно полученным тогда документам, американское Агентство национальной безопасности (АНБ) прямо называет Евросоюз объектом для разведки. Однако обиды проглочены, а прелести привносимых свобод воспеваются дружным хором европейских медийщиков.

Правда некоторое несоответствие ситуации внутри самих США выдвигаемым эталонам демократии обращает на себя внимание все большего количества значимых персоналий. Все познается в сравнении, а число тех, кто имеет возможность сравнивать, поработав в США, в Европе и в России растет с каждым днем.

 

ПРОГРАММА "ПОЗНЕР И ДОНАХЬЮ"

Известный российский либеральный журналист Владимир Познер вплотную столкнулся с американской цензурой, работая на американском канале CNBC. Его совместная с известным американским телеведущим Филом Донахью передача имела высокие рейтинги, и никто не сомневался в ее актуальности. Однако, весной 1996 года, когда пришло время продлевать контракт, руководством было поставлено условие, что содержание программы "Познер и Донахью" будет полностью контролироваться. Таким образом, имена гостей, которые приглашаются в студию, и темы обсуждения уже определяли бы совсем не авторы программы. Когда журналисты отказались от предложения, упомянув, что это называется цензурой, ответ президента канала Роджера Эйлса (Rodger Ailes) был однозначен: «Мне безразлично, как вы это называете». В итоге, контракт возобновлён не был и высокорейтинговая программа тихо исчезла. Показательно, что по поводу исчезновения программы не было никаких комментариев не только со стороны коллег с телевидения, но и на страницах местных газет.

Владимир Познер впоследствии вернулся в Россию и стал работать на Первом канале российского телевидения, который считается прокремлевским. И, как неожиданно показала его личная практика, работа там, в плане цензуры, куда более приемлема.

Судьба журналиста Фила Доханью, как ведущего, еще более показательна. После отъезда Познера, сменив ряд программ, он в стал вести ежедневное политическое ток-шоу на телеканале NBC. Программа имела самый высокий рейтинг из всех прайм-таймовских на канале, но содержание стало вызывать волнение у руководства. 28 февраля 2003 года Фил был уволен и по его словам: «Сейчас мы возвращаемся в 50-е годы, когда для работы на телевидении от людей требуют, чтобы они дали клятву верности. Нужно быть патриотом, нельзя возражать против войны в Ираке. Если возражаешь, то все кончается увольнением».

 

ВАША МАШИНА МОЖЕТ БЫТЬ ЛЮБОГО ЦВЕТА, ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО ОНА БУДЕТ ЧЕРНОЙ

Это известное изречение Генри Форда по отношению к собственной продукции получило огромную популярность, но стоит ли его принципы перекладывать на журналистов, которые вполне состоялись как личности и считают, что вправе иметь собственное суждение?

31 марта 2003 года из все той же печально известной телекомпании NBC был уволен американский репортёр Питер Арнетт. За почти 40 лет работы во Вьетнаме Питер стал одним из самых известных военных корреспондентов США. За свою работу журналист был награжден Пулитцеровской премией. После падения Сайгона в 1975 году он единственный из американских журналистов оставался в городе и брал интервью у северовьетнамских солдат. В 1998 году он был уволен из СNN за сюжет о том, что в 1970 году американские военные использовали зарин против дезертиров, нашедших убежище на территории Лаоса.

Причиной увольнения из NBC стало интервью, которое он дал иракскому телевидению во время военного конфликта США с Ираком. По словам Арнетта: «Мне сказали, что я не должен был давать интервью иракскому телевидению — это непатриотично и противоречит интересам Америки… Но я считаю, что могу дать интервью кому бы то ни было. К примеру, Колин Пауэлл и Кондолиза Райс беседовали с журналистами телекомпании „Аль-Джазира“, которая, как считают в Америке, принадлежит Усаме бен Ладену».

 

СОМНИТЕЛЬНАЯ СВОБОДА СЛОВА НА СТРАНИЦАХ «НЬЮ-ЙОРК ТАЙМС»

В том, что объективное освещение войны на Юго-Востоке Украины не входит в задачи американских СМИ сомневаться не приходится. Но то, что журналистская профессия притягивает в свои ряды авантюристов, которые все же пытаются отразить в своих репортажах настоящее положение вещей – тоже известный факт. Почти курьезом можно считать случай, когда журналисты The New York Times провели несколько дней с представителями пророссийского ополчения в мае прошлого года. После многочисленных интервью с бойцами, они честно рассказали в опубликованном материале, что среди ополченцев почти нет граждан РФ, и что в основном они являются местными жителями. Наказание за обнародование этой «альтернативной точки зрения» не заставило себя долго ждать. В мае 2014 года, после жесткой критики материала со стороны сотрудников Государственного департамента США, была уволена со своего поста главный редактор издания Джилл Абрамсон.

 

РАДИО «СВОБОДА» ЗА СВОБОДОЙ НЕ ГОНИТСЯ

Свободолюбивый Андрей Бабицкий, который в свое время снискал симпатии со стороны оппозиции за антироссийские публикации по Чечне, всерьез решил, что его правдоискательство будет оценено по заслугам заокеанскими шефами. Прослужив верой и правдой «Свободе» в течение 25 лет, журналист быстро лишился расположения руководства в результате публикации отснятой им на видео эксгумации тел мирных жителей, убитых украинскими силовиками из батальона «Айдар» в сентябре 2014 года в поселке Коммунар. Позже Андрей рассказал, что он уже отстранялся от работы, после поста в личном блоге с обоснованием права России взять под защиту население Крыма. Дополнение о том, что должны быть защищены и права тех, кто не согласен с позицией российских властей не спасли положение. Бабицкий был отстранен от работы за публичную поддержку ввода российских войск в Крым.

 

МИККИ РУРКА И СТИВЕНА СИГАЛА УВОЛИТЬ СЛОЖНЕЕ

Возмущение американских властей вызвал тот факт, что Микки Рурк, посетив Россию, купил и надел футболку с изображением Владимира Путина. По словам самого Рурка: «Мне кажется, он отличный парень, поэтому я купил ту футболку». Похожая футболка попала и Сигалу в качестве подарка. Но он сделал еще более неосмотрительный шаг, побывав на байк-шоу в Крыму. В августе 2014 года, вскоре после визитов артистов в Россию, представители американского Госдепа порекомендовали актерам быть более сдержанными в своих речах и действиях. По мнению этих представителей, актёры своим поведением способствовали созданию позитивного образа России, что категорически не входит в планы представителей власти. Таким образом, хотя уволить кумиров миллионов зрителей проблематично, однако от собеседований на тему правильной политической ориентации не удалось избежать и им.

 

КРИТИКА БЕЛОГО ЛИБЕРАЛЬНОГО ИСТЕБЛИШМЕНТА НА CNN НЕДОПУСТИМА

Американскому комику Джону Стюарту позволено практически все. Пародии на известных политиков не являются исключением. Стюарт, пожалуй, является неким символом, который упоминается повсеместно как пример свободы слова и демократического подхода к свободе слова в Соединенных Штатах. Однако критика в адрес самого комика удивительным образом наказуема. Телекомпания CNN уволила ведущего дневного эфира Рика Санчеса (Rick Sanchez), который позволил себе резкие высказывания в его адрес. Санчес назвал Джона Стюарта, который высмеял его программу в своём шоу, узколобым, заявив, что Джон испытывает предубеждение ко всем несогласным с его точкой зрения, в целом отражающей «точку зрения белого либерального истеблишмента». Санчес также не согласился с мнением, что евреи, такие как Джон Стюарт, являются в США притесняемым меньшинством и людьми без власти.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОТЕСТОВ ПРОТИВ ЦЕНЗУРЫ В США

Чрезвычайно жесткие меры, принимаемые американской полицией против журналистов, освещавших неугодные администрации США протестные манифестации стали поводом для падения уровня свободы слова в международных рейтинговых агентствах в 2012 году. По имеющимся данным, от чрезмерного применения силы тогда пострадали более 80 журналистов. Согласно расследованию Коалиции независимых юристов «Protest and Assembly Rights Project», в одном только Нью-Йорке с сентября 2011 г. по июль 2012 г. было арестовано не менее 18 аккредитованных репортеров. Примеры более чем показательны:

4 августа 2012 г. фотограф газеты «Нью-Йорк Таймс» Р.Столарик был задержан за отказ подчиниться приказу полицейского прекратить съемку ареста девочки-подростка на очередной акции протеста движения «Захвати Уолл-стрит». При этом один из стражей порядка выхватил у журналиста фотоаппарат и ударил его им по лицу. В ноябре 2012 г. журналист должен предстать перед судом по обвинению в «неподчинении приказам полиции».

В феврале 2012 г. после попытки заснять на видеокамеру слушания в комитете Палаты представителей по науке, посвященные использованию противоречивого метода гидроразрыва пласта в горной промышленности, был арестован документалист Дж.Фокс - автор выдвигавшегося на премию «Оскар» документального фильма «Газлэнд» об опасности для окружающей среды использования данного метода. Впоследствии полиция Капитолия предъявила ему обвинения в «незаконном проникновении», обосновав это тем, что у Дж.Фокса не было парламентской аккредитации. Ранее законодатели отказали в праве снимать данные слушания телеканалам «Эй-Би-Си» и «Фокс».

В ноябре 2010 г. во время освещения митинга у военной базы Форт Бэннинг в штате Джорджия были арестованы корреспондент телеканала «Раша тудэй» К.Фордс и оператор Дж.Конвей. Журналисты, обвиненные в участии в несанкционированном митинге и неподчинении властям, были отпущены под залог после 32 часов заключения и уплаты штрафа в размере 290 долл.

В результате констатации фактов этих нарушений, в июле 2014 года сотрудники 38 различных объединений американских СМИ отправили президенту страны Обаме письмо, в котором говорится, что усилия американских властей по ограничению доступа информации достигли критической точки — происходит «политически мотивированный зажим новостной информации». Журналисты обвинили Обаму в том, что вместо того, чтобы создать атмосферу большей открытости и прозрачности для СМИ, американский президент открыл доступ к СМИ для лоббирующих групп, «заинтересованных лиц», а также людей, «имеющих средства».

Однако вместо ожидаемых ходов или обещаний, направленных на улучшение ситуации, американские государственные ведомства принимают все более «смелые» решения. В новом докладе министерства обороны США, опубликованном в июне 2015 года для военных, действующих в боевых условиях, говорится, что журналисты теоретически могут быть членами вооруженных сил, поэтому их можно убивать. В первую очередь, конечно же, подчеркивается, что речь идет об иностранных журналистах. Но сама возможность подобных действий четко определяет тенденции. Теперь, в соответствии с пунктом 1176-страничного доклада, журналисты – это новые консультанты. Показательно, что до сих пор подобной нетерпимостью к представителям прессы страдали лишь представители исламских государств.


УБИЙСТВЕННАЯ «СВОБОДА СЛОВА»

Настоящей сенсацией стало появление на просторах интернета перевода статьи Элины Уэйтли, которая много лет прожила в США и провела аналитические исследования серии смертей американских журналистов и режиссеров последнего времени. Статья носит название «УБИЙСТВО ПРОГРЕССИВНЫХ РЕЖИССЁРОВ И ЖУРНАЛИСТОВ — СЕРАЯ РЕАЛЬНОСТЬ АМЕРИКИ».

Первым в этом ряду странных жертв находится молодой независимый американский режиссер Дэвид Кроули, который был застрелен неизвестными вместе с женой и пятилетней дочерью в декабре 2014 года. Несмотря на молодость, режиссер был известен талантливыми работами. Прослужив 5 лет в американской армии в Ираке и увидев реалии преступной войны против мирного населения, он занялся созданием фильма «Gray State», целью которого является рассказ о полицейском государстве, с сопутствующими атрибутами в виде системы видео наблюдения и слежки за каждым гражданином этой страны, с полицейскими военизированными отрядами, врывающимися в дома простых американцев, которые не выстроились в один ряд с теми, кто подчинился режиму. Резонанс, который последовал за выпуском концептуального трейлера фильма "Gray State, позволил найти финансирование на полноценный фильм и, видимо, насторожил представителей силовых ведомств. Киноленте четко обрисовывающей отсутствие будущего для простых американцев, не суждено было выйти в свет. В убийстве семьи Кроули, в конечном итоге, был обвинен сам Девид, который, якобы, временно лишился рассудка в результате тяжелой поствоенной депрессии. Дэвиду было 29, его жене 28, а дочери 5 лет.

Tакже внезапно ушли из жизни другие талантливые американцы, известные в США – режиссёр-документалист Аарон Руссо (Aaron Russo) в августе 2007 года, писатель Филлип Маршалл (Phillip Marshall) в феврале 2013-го, журналисты Гэрри Уэбб (Gary Webb) в декабре 2004 года, Эндру Брейбарт (Andrew Breitbart) в марте 2012 года, Майкл Хэйстинг (Michael Hasting) в июне 2013 года. Все они занимались независимыми расследованиями, которые разоблачали преступные антиконституционные действия сильных мира сего и правительства США.

Аарон Руссо, в своём политическом документальном фильме “America: Freedom to Fascism” /“Америка: От свободы к фашизму» критикует налоговую службу США и Федеральную резервную систему. Кроме того, он разоблачает участие Рокфеллеров в организации теракта 11 сентября, приводя рассказ сына Рокфеллеров Ники. При личной встрече, Рокфеллер младший пытался убедить Аарона не заниматься ерундой и не ставить ненужные документалки, сказав при этом, что они всё равно установят Единое Мировое Правительство, что скоро будет огромный теракт, после которого начнётся нескончаемая война с терроризмом, но враг будет неуловим.

Согласно официальной версии Аарон Руссо «скоропостижно скончался» от рака.

После серии статей, объединенных в единый репортаж “Dark Alliance” / «Тайный Союз» /, по которому была издана книга, журналист Гэри Уэбб (Gary Webb) неожиданно покончил собой 10 декабря 2004 года, дважды выстрелив себе в голову правой рукой.

Гэри в своей работе разоблачил связь ЦРУ с никарагуанскими контрас в контрабанде и продаже кокаина в Лос-Анджелесе для финансирования никарагуанских контрас. Он обоснованно обвинял в сокрытии администрацией Рейгана крупных наркоопераций.
Cтоит упомянуть, что журналист Уэбб был левшой, о чем хорошо было известно всем его друзьям.

Писатель Филлип Маршалл (Phillip Marshall), умерший в феврале 2013 года до начала писательской карьеры был пилотом гражданских самолётов в ЦРУ. В своей книге-бестселлере он разоблачил участие правительства США в организации «теракта» 11 сентября, 2001 г. в Нью-Йорке, когда в два небоскрёба-близнеца влетели самолёты, захваченные «террористами», а небоскрёбы обвалились словно карточные домики.

Перед смертью Филлип готовил Четвертую часть книги и не скрывал, что многим она не понравится. Он доказывал, что Джордж Буш младший работал с разведкой Саудовской Аравии над организацией терактов 11 сентября, 2001 г. За несколько дней до своей смерти Филлип Маршал объявил в кругу своих друзей, что у него есть компромат на конкретные правительственные лица.

Согласно официальной версии американских следственных органов, Филлип Маршалл убил своих детей подростков — 15-летнего сына и 17-летнюю дочь, свою собаку и себя, в отместку собственной жене, с которой он, якобы, разводился.

Эндрю Брейбарт (Andrew Breitbart) представлял интересы консерваторов, широко печатался в США и имел свой интернет-портал. 1 марта 2012 года журналист умер от сердечного приступа по дороге домой. В этот же день он собирался опубликовать разоблачающий видео о Бараке Обаме. Друзья журналиста и его близкие утверждали, что у Эндрю было прекрасное здоровье, и что он регулярно занимался в спортивном клубе.

Майкл Хэйстинг (Michael Hasting) готовил разоблачающий материал против ЦРУ (CIA) и Агентства Национальной Безопасности (NSA). В своей последней статье он разоблачает Обаму и его роль в продвижении разнообразных программ слежки за американцами. 18 июня, 2013 года, согласно официальной версии смерти, Майкл Хэйстинг на высокой скорости врезался в уличный столб, будучи за рулём мерседеса. В полностью сгоревшей машине нашли до неузнаваемости обуглившийся труп Майкла. Все близкие Майкла хорошо знали, что он был очень осторожным и опытным водителем.

Полную версию статьи можно увидеть на сайте о проектах и убийствах журналистов и режиссеров http://dbelyaev.ru/p/18814/. При этом, чем глубже происходит погружение в специфику свободы слова в Соединенных Штатах, тем чаще начинают казаться наивными наши журналистские расследование о текущих трубах, невыплаченных зарплатах и взятках за оперативное оформление документов. Информационные войны давно играют в реальных войнах не меньшую роль, чем пушки. А спекуляции на понятиях о «свободе слова» постепенно превращаются в индустрию обмана, участие в которой чревата отнюдь не только словесными перепалками. И уж в этом-то Соединенные Штаты Америки действительно достигли ведущих позиций.

Анна Мохова