Журналист борется за сохранение культуры коренных народов Приамурья

Фонд помощи журналистам имени Михаила Бекетова оказал помощь Хабаровскому журналисту Леониду Сунгоркину.

«Ситуация с аборигенами в Хабаровском крае катастрофическая. Об этом мы и говорим, и пишем, при этом еще пытаемся реализовывать проекты по сохранению культуры коренных народов Приамурья. Дело в том, что часто наши народности очень малочисленны, если сейчас не принять меры по сохранению их традиционной культуры и уклада жизни, они попросту исчезнут, растворятся в общем «плавильном котле», уйдя в прошлое». Леонид Сунгоркин

С Президентом Хабаровской краевой общественной организации «Объединение по защите культуры, прав и свобод коренных малочисленных народов Приамурья» Леонидом Сунгоркиным мы встретились перед началом собрания «Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края». С этой организацией у Леонида возникало и возникает множество разногласий, а начиналось все вроде бы так хорошо: Леонид пришел к ее руководителю с предложениями по созданию сайта и выпуску газеты. Судя по дискуссиям на форумах местных интернет-ресурсов, предложения были более чем актуальными…

- Что является помехой в выделении денег на проекты? Ведь государство, насколько известно, ежегодно закладывает в бюджет средства на поддержку малых народностей. Что мешает обосновать необходимость выделяемых средств?

- Травля, дискредитация.

- В чем выражается?

- Да во всем. Вы анекдоты про нанайцев знаете? Вот это, в том числе…

Мне становится смешно. Я знаю множество анекдотов про Анку-пулеметчицу, что впрочем не мешает мне с гордостью носить это имя и при этом не чувствовать себя обиженной…

Журналист, общественный деятель, писатель и правозащитник Леонид Сунгоркин на нанайца похож мало. Крупный мужчина, с острым умом – он мог быть полезным в самых разных начинаниях. Однако то, что становится понятным любому вменяемому человеку после 10-ти минутного с ним общения, до руководства Ассоциацией, видимо, так и не дошло. А без рекомендаций этой организации, как оказалось, к государственникам не достучаться. Представители власти считают, что нанайцам, ульчам, удэгейцам, орочам напрямую помогать (финансово) нельзя. Они, видите ли, сопьются. Об этом лидеры ассоциации заявляли публично, в том числе, на радио… И после этого вы скажите, что анекдоты не вредят репутации? Кстати, на Украине мы еще не так давно смеялись над тем, что на государственном уровне слово «хохол» стало считаться ругательством. И за произнесение его в общественном месте можно было «нарваться» на штраф. Вот только при упоминании об этой стране сейчас анекдоты не вспоминаются…

- Работа, которую проводит Правительство, недостаточна. Мы обращались в краевое министерство природных ресурсов в управление по делам коренных малочисленных народов, выходили с инициативой создания телевизионной передачи о жизни, быте аборигенов, об их проблемах. Мной был разработан большой развернутый медиа-план. Ответа так и не получили.

Не получив поддержки сверху, Леонид не отчаялся и, собрав единомышленников, создал собственную организацию. Несмотря на постоянные финансовые трудности, он издает газету «Пост Хабаровка» и журнал «Абориген», организовывает массовые мероприятия, встречи:

- Почему так важно сохранить малые народности? Немногие об этом задумываются, но прелесть заключается как раз в тех различиях, что существуют между представителями разных наций, разных народов, они взаимно дополняют друг друга, составляя единое целое, при этом сохраняя свою уникальность, свойственные им систему ценностей и самоидентификации. Нужно создать информационную среду, чтобы аборигены видели – к их языку и культуре относятся серьезно, по государственному. Опыт других стран, например, Канады, показывает – как только родившаяся из народных глубин организация аборигенов добивается внимания власти, с ней сразу начинают работать. Появляются инвесторы, строятся этнические деревни, расцветают национальные ремесла, развивается экотуризм. У запуганного народа появляется гордость за свои корни, просыпается интерес к своему языку, истории своей земли, истокам культуры. Заметим, при таком подходе напрочь исчезают любые сепаратистские и националистические настроения. Потому что всяко лучше ощущать себя полноценной единицей в плотной обойме многих народов в составе единой страны, чем маленькой этнической группой в окружении врагов.

И нужно отдать должное этой аргументации. Даже отбросив рассуждения о сепаратизме, нужно отметить, что чем дальше, тем больше предпринимается усилий для того, чтобы развивать туризм на Дальнем Востоке. И пока мы «прицеливаемся» и ищем достопримечательности в интернете, японцы и китайцы путешествуют там очень охотно и с большим интересом. Поэтому выставки национальных ремесел и прочих атрибутов северных народностей могли бы привлечь дополнительный интерес.

Однако пока что вместо помощи Леонид Сунгоркин получает в свой адрес лишь не смешные анекдоты да кляузы со стороны коллег из вышеназванной Ассоциации, да периодически угрозы от разного рода «доброжелателей». При чем, в случае попытки унижения чести и достоинства по национальному признаку, это не просто не наказуемо, их даже отказываются рассматривать, не видя в них состава преступления. В итоге, Леонид Сунгоркин обратился в Фонд помощи журналистам имени Михаила Бекетова с просьбой о юридической помощи по обжалованию постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. Между тем оскорбления в адрес Сунгоркина поступили в процессе переписки с министром культуры Хабаровского края Александром Вячеславовичем Федосовым. Обсуждение проходило в режиме реального времени и к дискуссии в «Твиттере» о развитии национальных видов спорта мог присоединиться любой. В разговор вступил некто Щукин Е. В., который в грубой форме сопровождающейся нецензурной бранью и угрозами стал высказываться как в адрес Леонида, так и в адрес коренных народов Приамурья.

Юристы Фонда подготовили жалобу, в которой указывалось, что в части 1 статьи 282 УК РФ в качестве преступных деяний расцениваются как действия, направленные в отношении определенной группы лиц, по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе, так и действия, направленные на унижение достоинства хотя бы одного человека, что прямо следует из текста указанной статьи. Таким образом, состав преступления в действиях Щукина очевиден.

А мне вот интересно другое: если бы Щукин нахамил не журналисту Сунгоркину а министру Федосову, как долго искала бы прокуратура Хабаровска состав преступления?

Анна Мохова

В статье использовалась информация с сайта http://debri-dv.com/