Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

С какого по какой классификации. Классификация по значению. Классификация по фактическому сроку эксплуатации

Представляющий собой некоторую совокупность делений (деление некоторого класса на виды , деление этих видов и т. д.)» .

«Классификация - это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.»

Классификация предназначена для постоянного использования в какой-либо науке или области практической деятельности (например, классификация животных и растений). Обычно в качестве основания деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов. В этом случае классификация (называемая естественной) выявляет существенные сходства и различия между предметами и имеет познавательное значение. В других случаях, когда цель классификации состоит лишь в систематизации предметов, в качестве основания выбираются признаки, удобные для этой цели, но несущественные для самих предметов (например, алфавитные каталоги). Такие классификации называют искусственными.

Наиболее ценными являются классификации, основанные на познании законов связи между видами, перехода от одного вида к другому в процессе развития (такова, например, классификация химических элементов, созданная Менделеевым).

Классификация по существенным признакам называется типологией ; она основана на понятии типа , как единицы расчленения изучаемой реальности, конкретной идеальной модели исторически развивающихся объектов (биологические, языковые и т. п. типологии).

Всякая классификация является результатом некоторого огрубления действительных граней между видами, ибо они всегда условны и относительны. С развитием знаний происходит уточнение и изменение классификаций.

Делением называется раскрытие объема известного понятия; оно происходит путем перечисления всех видов (то есть меньших по объему понятий), входящих в состав делимого понятия. Отсюда ясно, что разделены могут быть только общие понятия, охватывающие собой различные части; ясно также, что для деления необходимо иметь основание или принцип (principium divisionis), делающий возможным правильное перечисление полученных благодаря делению членов его (parles divisionis).

От правильного деления требуется:

  1. полнота деления: все члены деления должны быть перечислены;
  2. чистота: члены деления не являются пересекающимися понятиями.

Основанием для деления может служить любой признак делимого понятия. Пользуясь признаком как принципом деления можно, при посредстве закона противоречия, всегда получить чистое двухчленное деление (дихотомию), например делить предметы на неорганические и органические, и т. д. Все сказанное имеет полное применение к классификации.

Когда исследователь имеет перед собой сложный ряд однородных явлений, то он:

  1. должен их расположить в известном порядке, удобном для исследования;
  2. должен сгруппировать сходные явления и отличить их от тех, которые только кажутся сходными с ними, в действительности же отличны от них;
  3. должен расположить эти группы в таком порядке, чтобы степень сродства их и взаимной зависимости выражались бы в самом расположении.

Классифицируя явления, их можно делить на группы, эти группы вновь подразделять и т. д.; например, понятие царства (хотя бы животных) можно разделить на классы, классы на роды, роды на виды, виды на подвиды и т. д. Исследователь, производя это деление, может иметь в виду различные цели, объективные или субъективные, причем и характер классификации зависит от ее цели.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Классификация" в других словарях:

    Многоступенчатое, разветвленное деление логического объема понятия. Результатом К. является система соподчиненных понятий: делимое понятие является родом, новые понятия видами, видами видов (подвидами), и т.д. Наиболее сложные и совершенные К.… … Философская энциклопедия

    классификация - и, ж. classification f. 1. Действие по знач. гл. классифицировать. Заниматься классификацией собранных в экспедиции материалов. БАС 1. Не браните его хронологическую методу издания граммат: для историка современность лучше нежели классы, а индекс … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (ново лат. от лат. claseis, и facere делать). Распределение предметов на отделы. См. СИСТЕМАТИКА. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КЛАССИФИКАЦИЯ новолатинск., от лат. classis, и facere, делать.… … Словарь иностранных слов русского языка

    См … Словарь синонимов

    - [аси], классификации, жен. (книжн.). 1. Действие по гл. классифицировать. 2. Система распределения предметов или понятий какой нибудь области на классы, отделы, разряды и т.п. Классификация растений. Классификация минералов. Классификация наук.… … Толковый словарь Ушакова

    В биологии (от лат. classis разряд, класс и facio делаю), распределение всего множества живых организмов по определ. системе иерархически соподчинённых групп таксонов (классы, семейства, роды, виды и др.). В истории биол. К. было неск. периодов.… … Биологический энциклопедический словарь

    - (от лат. classis разряд и facere делать) распределение, разделение объектов, понятий, названий по классам, группам, разрядам, при котором в одну группу попадают объекты, обладающие общим признаком. Например, классификация отраслей экономики… … Экономический словарь

    См. ОТЛОЖЕНИЯ ШЕЛЬФА. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др.. 1978 … Геологическая энциклопедия

    В горном деле разделение частиц измельченных полезных ископаемых на однородные по крупности, плотности и др. продукты (классы). Классификация производится в классификаторах …

    - (от лат. classis разряд класс и...фикация), в логике система соподчиненных понятий (классов объектов) какой либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами… … Большой Энциклопедический словарь

    В информационном поиске процесс распределения документов по категориям. По английски: Classification Синонимы английские: Classifying См. также: Индексирование Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Книги

  • Классификация и структура полей , Гуревич Гарольд Станиславович, Каневский Самуил Наумович. В книге "Классификация и структура полей" дана классификация полей окружающего нас мира, основанная на взаимосвязи внутренней структуры полей макромира и микромира. Рождение, жизнь и смерть…

В природе и обществе вес системно. Любая машина, живой организм, общество в целом или его отдельная часть — предприятие. фирма, офис, учреждение — представляют собой различные системы: технические, биологические, социальные, в том числе социально-экономические. Под системой обычно понимают комплекс взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность. Комплекс этот составляет особое единство со средой и является элементом системы более высокого порядка. Элементы любой системы, в свою очередь, выступают как системы более низкого порядка. Элементы в реальных системах — это фактические объекты, части, элементы и компоненты.

Многообразие технических, биологических, социальных, в том числе социально-экономических, систем может быть упорядочено, если их классифицировать, т е. разделить, а затем объединить по определенным признакам. Из множества способов классификации наиболее распространенной считают классификацию, приведенную на рис. 1.1.

По происхождению различают системы: а) естественные (природные), например: звездные образования, солнечная система, планеты, материки, океаны; б) искусственные, т е. созданные трудом человека (предприятия, фирмы, города, машины).

Искусственные системы могут быть, в свою очередь, по специфике содержания разделены на системы: технические, технологические, информационные, социальные, экономические, иные. Из числа последних выделяются такие системы, как отрасль, регион, предприятие, цех. участок и т.п.

По объективности существования системы могут быть: а) материальными (существуют объективно, т.е. независимо от сознания человека): б) идеальными («сконструированными» в сознании человека в виде гипотез, образов, представлений).

По степени связи с окружающей средой системы могут быть: а) открытыми: б) относительно обособленными: в) закрытыми: г) изолированными.

По зависимости от времени различают системы: а) статистические, параметры которых нс зависят от времени; б) динамические, параметры которых являются функцией времени.

По обусловленности действия системы бывают: а) детерминированными; б) вероятностными. В первых системах одной и той же причине всегда соответствует четкий, строгий, однозначный результат. В системах вероятностного типа одной и той же причине в одних и тех условиях может соответствовать один из нескольких возможных результатов. Пример вероятностной системы — цеховой персонал, который является на работу каждый раз в различном составе.

По месту в иерархии систем принято различать: а) суперсистемы; б) большие системы; в) подсистемы; г) элементы.

Среди систем, созданных природой, также выделяют: а) неживые; б) живые, в том числе человек. Системы, созданные человеком (антропогенные), могут быть подразделены на технические. человеко-машинные, социально-экономические.

К техническим системам относят системы, которые созданы человеком и наделены определенной функций или целью (например. здания, машины); к человеко-машинным — системы, в которых одним из элементов является человек, причем цель человек}’ ставит техническая система. Человека в технических системах называют оператором, так как он выполняет операции, которые требует от него обслуживание машины. Летчик в самолете, оператор за пультом ЭВМ. водитель в машине — вес это человеко-машинные системы. Социально-экономическими считаются системы, где человек ставит задачи (выдвигает цели) не только перед техническими системами, но и перед людьми, входящими в эти системы в качестве элементов. Отметим, что социально-экономические системы, могут содержать и технические, и человеко-машинные элементы.

С точки зрения науки об управлении социально-экономические системы (СЭС) представляют собой наиболее сложные объекты. Несмотря на богатый практический опыт управления такими системами, их теоретический аппарат находится на этапе становления и часто просто заимствуется из теории управления техническими системами.

Разнообразие форм не препятствует техническим, биологическим и социально-экономическим системам иметь ряд общих черт и закономерностей: они динамичны, характеризуются причинной связью отдельных элементов, наличием управляющей и управляемой подсистем и управляющего параметра, усилительной способностью (способностью существенно изменяться под влиянием самых малых воздействий), способностью хранить, передавать п преобразовывать информацию, обратной связью элементов, общей системой процессов управления и др.

Всем классам систем характерно наличие целого ряда общих свойств, среди которых уместно выделить следующие.

Свойство целостности . Все системы, будучи как обособленным целым делятся на элементы, существующие лишь в силу существования целого. В целостной системе элементы функционируют совместно, в совокупности обеспечивая процесс функционирования системы как целого. Первичность целого — основной постулат теории систем.

Свойство неаддитивности . Означает принципиальную не-сводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость свойств целого из свойств компонентов. Совокупное функционирование разнородных взаимосвязанных элементов порождает качественно новые функциональные свойства целого, не имеющего аналогов в свойствах его элементов.

Свойство синергичности . Предполагает, что однонаправленность действий элементов усиливает эффективность функционирования системы, и наоборот. Другими словами, для любой системы имеется такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет.либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (люди, техника, технология, структура и т.д.). либо значительно меньше. Эффект синергии элементов получается при отлаженном взаимодействии системы с внешней средой и элементов внутри системы.

Свойство эмерджентности . Означает, что цели элементов системы не всегда совпадают с целями системы. Например, отмечается различная ориентация деятельности работников инновационных служб предприятия и специалистов маркетинга.

Свойство взаимозависимости и взаимодействия системы и внешней среды . Система реагирует на воздействие последней, развивается под этим воздействием, сохраняя качественную определенность и свойства, которые обеспечивают ее относительную устойчивость и адаптивность функционирования.

Свойства непрерывности функционирования и эволюции . Система существует, пока функционируют все процессы. Взаимодействие элементов определяет характер функционирования системы как целого, и наоборот. Одновременно система обладает способностью к развитию (саморазвитию).

Свойство приоритета интересов системы более высокого уровня перед интересами ее элементов . Отдельный работник социально-экономической системы не может ставить свои интересы выше интересов данной системы.

Классификация (от лат. classis - разряд, классификация), в логике - система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Научная классификация выражает систему законов, присущих отображенной в ней области действительности.

Различают естественные классификации, основания которых - существенные признаки объектов (напр., периодическая система химических элементов), и искусственные классификации, в которых используются несущественные признаки; к искусственным классификациям относятся т. н. вспомогательные классификации (алфавитно-предметные указатели, именные каталоги в библиотеках).

Было время, когда естественная классификация объявлялась высшей целью изучения природы и венцом научного ее познания. В XX в. пред­ставление о роли классификации в процессе познания заметно изменилось. Про­тивопоставление естественной и искусственной классификации во многом утра­тило свою остроту. Далеко не всегда удается существенное четко отделить от несущественного, особенно в обществе и живой приро­де; кроме того, существенное в одном отношении может оказаться гораздо менее важным в другом отношении. Поэтому роль классификации, в том числе естественной, не должна переоцениваться, тем более не должно преувеличиваться ее значение в области сложных и динамичных социальных объектов и явлений. Как стало очевид­ным еще в прошлом веке, абсолютно резкие разграничительные линии несовместимы с теорией развития.

Классификация - многоступенчатое, разветвленное деле­ние логического объема понятия. Результатом классификации является система соподчиненных понятий: делимое понятие является родом, но­вые понятия - видами, видами видов (подвидами) и т. д. Наибо­лее сложные и совершенные классификации дает наука, систематизирующая в них результаты предшествующего развития к.-л. отраслей знания и намечающая одновременно перспективу дальнейших исследо­ваний.

Блестящим примером научной классификации является периодическая система элементов Д.И. Менделеева, фиксирующая закономер­ные связи между химическими элементами и определяющая мес­то каждого из них в единой таблице. Эта система позволила сде­лать подтвердившиеся вскоре прогнозы относительно неизвестных еще элементов. Большую роль в развитии биологии сыграла классификации жи­вотных и растений К. Линнея. Хорошо известна классификации элементарных частиц, даваемая современной физикой.

Определение понятий

Слово «определение» произошло от латинского слова definition. В процессе общения, работы, просто повседневной жизни у человека нередко возникают проблемы с уяснением информации и передачей этой информации другим людям. Это связано с отсутствием или незнанием определения предмета, который упоминается в передаваемой информации. Проще говоря, человек зачастую не понимает значения того или иного понятия. Разъяснить сложное понятие, выявить его суть не обязательно должен сам человек, который столкнулся с проблемой, но это может сделать человек, к профессии которого относится рассматриваемая проблема. Для осуществления толкования понятия как раз и существует логическая операция определения понятия.

Определение понятия - это логическая операция, направленная на выявление правильного значения термина или содержания понятия.

Определить понятие - значит полно раскрыть его содержание и отличить объем данного понятия от объемов иных понятий (т. е. определить предметы, входящие в понятие, и отделить их от других предметов).

Понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия, называется определяющим (definience ), или Dfn .

Виды определения

1. Реальные и номинальные . Деление определений на реальные и номинальные зависит от того, что определяется – содержание понятия или значение термина .

Реальное определение (экспликация) – это определение, посредством которого раскрывается содержание понятия, т. е. определяемый предмет выделяется из класса сходных предметов по его отличительным признакам. Результат определения такого типа представляет собой суждение – характеристику обозначаемых данным термином предметов.

Номинальное определение – это определение, посредством которого раскрывается значение вводимого термина или выражения.

Номинальное определение есть условие или соглашение относительно употребления данной знаковой формы. Определение в этом случае представляет собой ответ на вопрос, что называют или будут называть данным термином, что имеют в виду или будут иметь в виду под данным выражением.

2. По структуре выделяют определения явные и неявные, в зависимости от того, выделяются ли в качестве самостоятельных (непересекающихся) частей определяемое выражение (Dfd) и определяющее (Dfn).

Явное определение – это определение, в котором выражаются существенные признаки определяемого предмета и которое имеет вид равенства или эквивалентности – Dfd = Dfn. Данный вид определения является наиболее простой и употребительной формой определений.

Явные определениясодержат определяемое и определяющее понятие, при их равных объемах. В этом виде для определения используется ближайший род и вид (видовое отличие), содержащие характерные признаки определяемого понятия.

К виду явных определений относятся определение через род и видовое отличие и его разновидность – генетическое определение. В генетическом определении раскрываются не признаки или свойства предметов, а указывается способ возникновения или использования данного предмета.

Неявное определение – определение через род и видовое отличие - это очень удобный и эффективный инструмент раскрытия содержания понятий.

Неявные определения отличаются от явных тем, что в них нельзя выделить в качестве самостоятельных частей определяемое (Dfd) и определяющее выражения (Dfn) и, следовательно, нельзя представить их в виде равенства или эквивалентности.

Можно выделить несколько видов неявных определений: контекстуальное, индуктивное, остенсивное, через аксиомы.

Контекстуальное (от лат. contextus - «соединение», «связь») определение характеризуется тем, что оно позволяет выяснить суть, значение слова, смысла которого мы не знаем, через контекст, т. е. через относительно законченный отрывок информации, которая сопровождает данное слово, относится к нему и содержит его признаки.

Контекстуальное определение позволяет выяснить содержа­ние незнакомого слова, выражающего понятие, через контекст, не прибегая к словарю для перевода (если текст на иностранном язы­ке) или к толковому словарю (если текст дан на родном языке). Так, контекст помогает выяснить, что «заткнуть за пояс» означает «превзойти кого-либо»: «Стукнуло ребяткам десять лет, отдала их мать в науку: скоро они научились грамоте и боярских и купечес­ких детей за пояс заткнули - никто лучше их не сумеет ни про­честь, ни написать, ни ответу дать» (А. Афанасьев); «Стареешь ты, Фишка. - Старею? - удивился тот и хвастливо сказал: - Я еще молодого за пояс заткну!» (Г. Марков).

Понятие «золотая середина» - образ поведения, при котором избегают крайностей, рискованных решений, - отражено в следу­ющих контекстах: «Все б - в крайностях бродить уму, а середи­ на золотая все не давалася ему!» (А. Блок); «Кареты разъеха­лись. Мать даже всплакнула: - Всегда вы умудряетесь дово­дить страсти до критических крайностей. Ах, Фике, как хорошо знать золотую середину...» (В. Пикуль).

Индуктивные определения раскрывают смысл термина при помощи самого этого термина, через понятия, в которых содержится его смысл. Примером этого служит определение натуральных чисел. Так, если 1 - натуральное число и n - натуральное число, то 1 + n тоже есть натуральное число.

Индуктивные определения - такие, в которых определяе­мый термин используется в выражении понятия, которое ему приписывается в качестве его смысла. Примером индуктивно­го определения является определение понятия «натуральное число» с использованием самого термина «натуральное число»:

1. 1- натуральное число.

    Если п - натуральное число, то п + 1 - натуральное число.

    Никаких натуральных чисел, кроме указанных в пунктах 1 и 2, нет.

С помощью этого индуктивного определения получается нату­ральный ряд чисел: 1, 2, 3, 4... Таков алгоритм построения ряда натуральных чисел.

Остенсивное определение - определение предмета путём указания на него, или демонстрации самого предмета. Такие определения применяются при раскрытии сущности предметов чувственного мира, другими словами, предметов, которые доступны для непосредственного восприятия.

Аксиоматическое определение - является фундаментальным, строится из суждений (логических выражений) как (конъюнктивная) совокупность утверждений, содержащих определяемое и определяющие понятия в этих утверждениях. Аксиома – это положение, которое принимается без логического доказательства в силу непосредственной убедительности. Определение через аксиомы основано на этом их качестве. Характеристика через аксиомы широко применяется в математике.

В современной математике и в математической логике ши­роко применяется так называемый аксиоматический метод. При­ведем пример. Пусть дана система каких-то элементов (обоз­начаемых х, у , z...), и между ними установлено отношение, вы­ражаемое термином «предшествует». Не определяя ни самих объектов, ни отношения «предшествует», мы высказываем для них следующие утверждения (аксиомы):

    Никакой объект не предшествует сам себе.

    Если х предшествует у, ay предшествует z , то х предшествует z .

Так с помощью двух аксиом определены системы объектов вида «х предшествует у». Например, пусть объектами c , у, z являются люди, а отношение между х и у представляет собой «х старше у». Тогда выполняются утверждения 1 и 2. Если объ­екты х, у, z - действительные числа, а отношение «х предшест­вует у» представляет собой «х меньше у», то утверждения 1 и 2 также выполняются. Утверждения (т. е. аксиомы) 1 и 2 опреде­ ляют системы объектов с одним отношением.

Истинность определения зависит не только от правильности подачи его содержания, но и от того, насколько стройно и последовательно будет выстроена его форма. Если истинность определения зависит от того, точно ли отражает его содержание все необходимые признаки определяемого понятия, есть лишь один рациональный способ получить такое определение - при формулировке строго следовать требованиям логических правил образования определений.

Практически в любой сфере деятельности человек сталкивается с понятием классификации, которое применяется для установления порядка явлений, предметов и т. д. Классификация или, как ее еще нередко называют, классифицирование, просто необходима для логичного распределения объема понятия на отдельные разновидности. Рассмотрим, что такое классификация и для чего она нужна.

Основное определение классификации

В дословном переводе с латыни понятие определяется как "делать разряд". Таким образом, ясно, что "классифицировать" - означает "подразделять", "упорядочивать, разбивать на разряды". Ярким примером классификации можно назвать подразделение в животном мире классов на виды, видов - на подвиды и т. д. При этом конкретные виды, образующие класс, обладают общими характерными признаками, по которым они и считаются разновидностями последнего.

Виды классификации и для чего они нужны

Различают два основных вида классификации - естественную и искусственную. В первом случае деление опирается на существенные признаки и направлено на выявление основных сходств и различий между предметами/явлениями. Такая классификация имеет познавательное значение.

Ее синонимом можно назвать типологию, поскольку данный вид основывается на понятии типа в качестве единицы деления. Это помогает составить полное представление о явлении или виде и максимально раскрыть его. Ведь условность и относительность граней между подвидами требует уточнения. В данном случае классификация помогает очертить более реальные границы.

Второй вид называют искусственным, потому что в его основе лежит не выявление главных признаков, а выбор конкретных особенностей, удобных в определенных случаях. Синонимом такой классификации можно назвать систематизацию. Ярким ее примером являются алфавитные каталоги.

1) Классификация - (от лат. classis - разряд, группа и facere - делатъ) - англ. classification; нем. Klassifikation. 1. Система соподчиненных понятий (классов, объектов, явлений) в той или иной отрасли знания или деятельности человека, составленная на основе учета общих признаков объектов и закономерных связей между ними, позволяющая ориентироваться в многообразии объектов и являющаяся источником знания о них. 2. Распределение к.-л. объектов по классам (отделам, разрядам) на основе их общих признаков, сходства и различий, отражающих связи между классами объектов в единой системе данной отрасли знания.

2) Классификация - (от лат. classis - разряд, группа и facere - делать) - 1. Система соподчиненных понятий (классов, объектов, явлений) в той или иной отрасли знания или деятельности человека, составленная на основе учета общих признаков объектов и закономерных связей между ними, позволяющая ориентироваться в многообразии объектов и являющаяся источником знания о них. 2. Распределение к.-л. объектов по классам (отделам, разрядам) на основе их общих признаков, сходств и различий, отражающих связи между классами объектов в единой системе данной отрасли знания.

3) Классификация - - процесс организации эмпирических данных и приведения их к обобщенным понятиям (категории, классы, субкатегории) для последующего выявления формальных связей между ними.

4) Классификация - (лат. classis - разряд, класс и facio - делаю, раскладываю) - многоступенчатое деление логического объема понятия (логика) или какой-либо совокупности единиц (эмпирическое социальное знание) на систему соподчиненных понятий или классов объектов (род - вид - подвид). К. - способ организации эмпирического массива информации. Цель К. - установление определенной структуры порядка, нормативно-мерного упорядочивания множества, которое разбивается на гетерономные друг по отношению к другу, но гомогенные внутри себя по какому-либо признаку, отделенные друг от друга подмножества. При К. каждый элемент совокупности должен попасть в то или иное подмножество. Таким образом, цель К. - определение места в системе любой единицы (объекта) , а тем самым установление между ними наличия некоторых связей. Субъект, владеющий ключом (критерием) К., получает возможность ориентироваться в многообразии понятий или (и) объектов. К. всегда отражает имеющийся на данный момент времени уровень знания, суммирует его, как бы дает его "топологическую карту". С другой стороны, К. позволяет обнаруживать пробелы в существующем знании, служить основанием для диагностических и прогностических процедур. В так называемой описательной науке К. выступала итогом (целью) познания (систематика в биологии, попытки по разным основаниям классифицировать науки и т.д.), а дальнейшее развитие представлялось как ее усовершенствование или предложение новой К. Таким образом, термин "К." используется как для обозначения указанной процедуры, так и для обозначения ее результата. Различают естественные и искусственные К. в зависимости от существенности признака, который кладется в ее основу. Естественные К. предполагают нахождение значимого критерия различения, искусственные могут быть в принципе построены на основании любого признака. Вариантом искусственных К. являются различные вспомогательные К. типа алфавитных указателей и т.д. Кроме того различают теоретические (в частности, генетические) и эмпирические К. Последние нашли широкое применение, в частности, в социологии. Цель эмпирических К. та же, однако сам критерий является, зачастую, проблемным и во многом его установление может быть целью эмпирической К. В ней все множество исследуемых единиц стремятся разбить на однородные группы, которым затем присваивается та или иная "этикетка", подлежащая содержательному наполнению в процессах интерпретации по обнаруживаемому (или заранее заданному) статистическому (сугубо формальному) критерию. При этом совокупность считается однородной, если все значения рассматриваемого признака суть значения одной и той же случайной величины. Эмпирическую К. иногда предваряют процедуры группировки данных. Как особый вид К. в социологии рассматривается процедура районирования (пространственно-временное расчленение для последующего репрезентативного выбора объектов исследования). К., особенно эмпирические, часто рассматриваются как шаг на пути создания содержательно-обоснованных типологий. В отличие от К. типология выделяет гомогенные множества, каждое из которых есть модификация одного и того же качества (существенного, "коренного" признака, точнее "идеи" этого множества). Естественно, что в отличие от признака К. "идея" типологизации далеко не является наглядной, внешне проявляемой и обнаруживаемой. К. слабее, чем типология, связана с содержанием, но класс естественной К. должен иметь смысл, соответствующий уровню познания на данный момент, и обладать собственными существенными свойствами. В целом естественная К. всегда в той или иной степени типология и способна решать содержательные задачи. В.Л. Абушенко

5) Классификация - (classification) - 1. Попытка определить регулярно встречающиеся типы социальной структуры: общества, организации, отношения. В биологии классификация животных и растений, которая иногда использовалась как модель для социологической классификации, разрабатывалась по двум основным принципам: (а) классификация Линнея (синхроническая) взаимоисключающих возможностей; (б) эволюционная (диахроническая) последовательность, представляющая эволюционные связи. Хотя пуристы могут утверждать, что все отдельные явления различны и никогда не бывают абсолютно идентичными, цель классификации состоит в группировке всех отдельных случаев явления, чьи сходства и отличия от других типов явлений таковы, что оправдывают классификацию для определенных теоретических целей. См. также Таксономия. 2. (Социология образования) определение границ между различными формами человеческого знания. Применяется при составлении учебных планов или для определения различных областей деятельности. Данный термин - ключевое понятие теории кодов знания Бернштейна.

Классификация

(от лат. classis - разряд, группа и facere - делатъ) - англ. classification; нем. Klassifikation. 1. Система соподчиненных понятий (классов, объектов, явлений) в той или иной отрасли знания или деятельности человека, составленная на основе учета общих признаков объектов и закономерных связей между ними, позволяющая ориентироваться в многообразии объектов и являющаяся источником знания о них. 2. Распределение к.-л. объектов по классам (отделам, разрядам) на основе их общих признаков, сходства и различий, отражающих связи между классами объектов в единой системе данной отрасли знания.

(от лат. classis - разряд, группа и facere - делать) - 1. Система соподчиненных понятий (классов, объектов, явлений) в той или иной отрасли знания или деятельности человека, составленная на основе учета общих признаков объектов и закономерных связей между ними, позволяющая ориентироваться в многообразии объектов и являющаяся источником знания о них. 2. Распределение к.-л. объектов по классам (отделам, разрядам) на основе их общих признаков, сходств и различий, отражающих связи между классами объектов в единой системе данной отрасли знания.

Процесс организации эмпирических данных и приведения их к обобщенным понятиям (категории, классы, субкатегории) для последующего выявления формальных связей между ними.

(лат. classis - разряд, класс и facio - делаю, раскладываю) - многоступенчатое деление логического объема понятия (логика) или какой-либо совокупности единиц (эмпирическое социальное знание) на систему соподчиненных понятий или классов объектов (род - вид - подвид). К. - способ организации эмпирического массива информации. Цель К. - установление определенной структуры порядка, нормативно-мерного упорядочивания множества, которое разбивается на гетерономные друг по отношению к другу, но гомогенные внутри себя по какому-либо признаку, отделенные друг от друга подмножества. При К. каждый элемент совокупности должен попасть в то или иное подмножество. Таким образом, цель К. - определение места в системе любой единицы (объекта) , а тем самым установление между ними наличия некоторых связей. Субъект, владеющий ключом (критерием) К., получает возможность ориентироваться в многообразии понятий или (и) объектов. К. всегда отражает имеющийся на данный момент времени уровень знания, суммирует его, как бы дает его "топологическую карту". С другой стороны, К. позволяет обнаруживать пробелы в существующем знании, служить основанием для диагностических и прогностических процедур. В так называемой описательной науке К. выступала итогом (целью) познания (систематика в биологии, попытки по разным основаниям классифицировать науки и т.д.), а дальнейшее развитие представлялось как ее усовершенствование или предложение новой К. Таким образом, термин "К." используется как для обозначения указанной процедуры, так и для обозначения ее результата. Различают естественные и искусственные К. в зависимости от существенности признака, который кладется в ее основу. Естественные К. предполагают нахождение значимого критерия различения, искусственные могут быть в принципе построены на основании любого признака. Вариантом искусственных К. являются различные вспомогательные К. типа алфавитных указателей и т.д. Кроме того различают теоретические (в частности, генетические) и эмпирические К. Последние нашли широкое применение, в частности, в социологии. Цель эмпирических К. та же, однако сам критерий является, зачастую, проблемным и во многом его установление может быть целью эмпирической К. В ней все множество исследуемых единиц стремятся разбить на однородные группы, которым затем присваивается та или иная "этикетка", подлежащая содержательному наполнению в процессах интерпретации по обнаруживаемому (или заранее заданному) статистическому (сугубо формальному) критерию. При этом совокупность считается однородной, если все значения рассматриваемого признака суть значения одной и той же случайной величины. Эмпирическую К. иногда предваряют процедуры группировки данных. Как особый вид К. в социологии рассматривается процедура районирования (пространственно-временное расчленение для последующего репрезентативного выбора объектов исследования). К., особенно эмпирические, часто рассматриваются как шаг на пути создания содержательно-обоснованных типологий. В отличие от К. типология выделяет гомогенные множества, каждое из которых есть модификация одного и того же качества (существенного, "коренного" признака, точнее "идеи" этого множества). Естественно, что в отличие от признака К. "идея" типологизации далеко не является наглядной, внешне проявляемой и обнаруживаемой. К. слабее, чем типология, связана с содержанием, но класс естественной К. должен иметь смысл, соответствующий уровню познания на данный момент, и обладать собственными существенными свойствами. В целом естественная К. всегда в той или иной степени типология и способна решать содержательные задачи. В.Л. Абушенко



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году