Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Уровень безработицы в беларуси. В беларуси официальная безработица достигла исторического минимума. Откуда берется безработица

Безработица в Беларуси имеет свои индивидуальные особенности. И хотя её уровень достаточно высок, тенденции к сокращению уже намечаются. Государственная поддержка помогает своим гражданам пережить нелёгкие времена. Одна их ключевых задач – сократить безработицу путём создания новых рабочих мест и стимулирования малого бизнеса.

Некоторые не хотят выполнять обязательные общественные работы и отказываются от услуг службы занятости в пользу самостоятельного поиска работы. Других просто не прельщает низкое пособие. Получается, что в службу занятости обращается лишь малая часть реальных безработных.

Если использовать другие расчёты, получаются совершенно другие цифры. В Беларуси зарегистрировано 5,5 млн. работоспособного населения. Из них официальную работу имеют только 4.5 млн. Получается, целый миллион людей не имеет работы.

Некоторые белорусы , как правило, не имея на то разрешения. Другие заняты в теневом секторе экономики, то есть работают без трудового договора. Это спасает от налогов, но рабочий стаж не засчитывается. Многие жители сельской местности также не имеют работы и кормятся только с подсобного хозяйства. Для всех этих категорий регистрация в службе занятости не имеет никакого смысла.

Особенности белорусской безработицы

Особенности безработицы в республике Беларусь — это её тендерный характер. Работоспособными в Беларуси считаются все граждане, достигшие 16 лет. Порог трудоспособности у женщин – 55 лет, а у мужчин – 60 лет. Безработными признаются все, кто не имеет работы.

В то же время к категории работающих относят и тех, кто работает неполный день или находится в вынужденном отпуске. Занятыми считаются и все индивидуальные предприниматели. Размер дохода или его полное отсутствие не имеют никакого значения, получить пособие по безработице уже не получится.

В Беларуси имеют работу в основном мужчины средних лет. Женщины официально имеют равные права, но в условиях выбора приоритет отдаётся мужчинам. Это порождает множество проблем в социальной сфере, одна из них — женский алкоголизм. Он разрушает жизнь не только женщины, но и её детей. Беременность часто протекает с осложнениями и велики риски врожденных болезней. Молодые девушки всё чаше становятся ночными бабочками, чтобы хоть как-то содержать себя и семью.

Ещё одна глобальная проблема – безработица среди молодёжи. Безработными оказываются как одинокие, так и те, кто уже создал семью. Это сильно подрывает атмосферу благополучности. Такое положение вещей способствует росту преступности и социальной апатии в молодёжной среде.

Жертвами безработицы становятся и пожилые люди. В случае потери работы им гораздо сложнее найти новое место. Сложности обучения и адаптации в новых условиях становятся камнем преткновения.

Размер выплат

В 2020 году пособие было вновь повышено:

  • 178, 5 тысяч белорусских рублей первые 13 недель после постановки на биржу труда. 147 тыс. бел. руб. ещё 13 недель. Эта сумма предназначена тем, кто ещё никогда не работал, и тем, кто не работал последний год и имеет общий стаж меньше 12 недель.
  • 210 тыс. бел. руб. — первую половину срока выплат и 157 500 в оставшееся время получают следующие категории:
    • отработавшие в течение последнего года менее 12 недель;
    • перерыв в трудоустройстве 12 месяцев, но общий стаж больше года;
    • получающие пособие и одновременно отрабатывающие на общественных работах с оплатой.
  • Те, кто работал до обращения в службу занятости. При этом не имеет значения, работал он полный рабочий день или только с частичной занятостью. Сумма выплат в первый период будет 70% от уровня заработной платы на последнем месте. Вторые 13 недель – 50%. Но получаемая сумма не может быть больше 420 00 бел. руб. и не меньше 210 тыс. бел. руб.

Есть случаи, когда пособие по безработице может быть увеличено:

  • На 10%, если есть дети до 14 лет или дети-инвалиды до 18 лет;
  • На 20% пособие повышается для многодетных родителей.

Выплаты можно получать не больше 26 недель в год. Чтобы пособие начислялось в срок, нужно регулярно являться в службу занятости и приходить при наличии вакантных мест.

Люди пенсионного возраста, не выходящие на пенсию, также могут получить пособие по безработице. При этом срок выплат возрастает на 2 недели за каждый год, превышающий пенсионный возраст. Это же правило работает и в отношении тех, кто может уйти на пенсию раньше общего срока.

Возможные причины отказа

В выплате государственного пособия безработным могут отказать. Для этого прописано несколько возможных причин:

  • Расторжение бессрочного трудового договора по инициативе работника. Если человек теряет рабочее место по своей инициативе, он должен сам нести ответственность за своё решение.
  • Увольнение с предыдущего места работы за невыполнение должностных обязанностей, прописанных в трудовом договоре.
  • Увольнение за прогулы. Прогулом считается отсутствие на работе без уважительной причины более 3 часов.
  • Увольнение за появление на работе в нетрезвом виде, употребление на рабочем места алкоголя или наркотиков.
  • Воровство имущества нанимателя, предприятия или других сотрудников с установленным решением суда.
  • Нарушение правил безопасности, которые повлекли за собой получение физического вреда или смерть другого сотрудника.
  • Непредставление в налоговую службу декларации о доходах.

При отказе от выплат безработный может снова пойти в службу занятости с письмом.

Пособие могут назначить, если соискатель согласится трудиться на благо общества в течение 22 дней.

Материальная помощь

Кроме стандартного пособия, безработные в Беларуси могут рассчитывать на дополнительную материальную помощь. нестабилен. Всего в течение 2020 года можно получить до 1260 тыс. бел. руб. Эта выплата может быть как в период обучения, так и по иным причинам. Для получения государственных выплат в дополнении к пособию по безработице нужно выполнить ещё несколько условий.

Сумму семейного дохода нужно разделить на каждого её члена с учётом всех материальных поступлений за последние 3 месяца. Итог не должен превышать прожиточного минимума, установленного в регионе. Участие в оплачиваемых общественных работах. Подающий документы на материальную помощь должен в течение года не иметь следующих нарушений:

  • Занятость на временной работе без уведомления органов службы.
  • Неявка в органы социальной защиты без уважительной причины, документально подтвержденной. Ими могут больничный или болезнь ребёнка младшего возраста.
  • Невыполнение общественных работ без уважительной причины. Любые причины должны быть подтверждены документально.
  • Игнорирование направлений на собеседование по устройству на работу. В случае невыхода на связь с работодателем в течение 3 дней.
  • Отказ от направления на курсы переквалификации или на работу. Это явное нежелание устраиваться на работу.
  • Нарушение дисциплины, плохая успеваемость, прогулы занятий по переподготовке или повышению квалификации. Недобросовестность со стороны соискателя карается лишением материальной помощи.

Для получения материальной помощи нужно представить справку о доходах, о составе семьи, а также заполнить заявление. Заявление заполняется на месте, на готовом бланке.

В течение 5 дней работники службы занятости должны принять решение и оповестить о нём.

Что произошло?

Белорусы узнали уровень фактической безработицы в четвертый раз в современной экономической истории. Впервые это случилось в 1999 году. В Беларуси в тот год прошла первая после распада СССР перепись населения. Тогда была трехзначная инфляция, множественность валютных курсов и зарплата в 40 долларов. На фоне таких экономических проблем уровень безработицы в 6,2% от экономически активного населения (по данным переписи) вряд ли мог кого-то удивить. Официально зарегистрированная безработица в 1999 году была почти втрое меньше — 2,2%.

Следующей цифры мы ждали 10 лет — до следующей переписи. 2009-й был тоже далеко не идеальным годом. Первый с 2000 года валютный кризис. Глубокое падение экспорта и внутреннего спроса. Сильное ухудшение условий торговли нефтепродуктами. В таких условиях уровень безработицы составлял 6,1% на фоне 0,86% официально зарегистрированных.

Третий раз цифру фактической безработицы опубликовал Нацбанк. Было это в 2012 году. Обследование домохозяйств по вопросам занятости только началось, экономика росла только за счет «растворителей» и понемногу отходила от глубочайшего валютного кризиса 2011 года. Нацбанк опубликовал майский результат нового обследования Белстата — 5,6% от экономически активного населения. Официально зарегистрированные безработные в то время были совсем редким видом — их набралось всего 0,65% от экономически активного населения.

Наконец, сегодня Белстат опубликовал данные за 2016 год. Безработных в прошлом году оказалось 5,8% от экономически активного населения .

А что тогда означает официальная цифра в 1% от экономически активного населения?

Давайте разберемся в определениях. Экономически активное население — это те люди, которые работают (занятые) или не работают, но активно ищут работу (безработные). Если с занятыми все более-менее ясно, то с безработными — не совсем. По официальной версии, безработные — это люди, которые получили статус безработного в службе содействия занятости. То есть цифра, к которой мы привыкли — это уровень официально зарегистрированной безработицы.

В переписях и в обследовании домохозяйств по вопросам занятости Белстат использует принятое во всем мире определение Международной организации труда. Согласно этому определению, безработным считается тот, кто (а) сам называет себя безработным, (б) активно ищет работу и (в) готов приступить к работе в кратчайшие сроки (в ближайшие 2 недели). Поскольку в Беларуси регистрируются далеко не все такие люди, то численность фактических безработных у нас традиционно выше, чем численность зарегистрированных безработных.

А почему безработных в Беларуси всегда было больше, чем регистрировалось?

Основная причина — слишком малый размер пособия по безработице, которое можно получать не больше 6 месяцев. Например, если бы зарегистрированным безработным нужно было платить «налог на тунеядцев», то пособия не хватило бы. Но его получают далеко не все зарегистрированные безработные, а примерно половина из них. А еще для получения пособия нужно участвовать в общественных работах. Фактически издержки получения статуса зарегистрированного безработного превышают выгоды, поэтому безработные белорусы предпочитают обходиться без регистрации.

Кстати, в некоторых странах на биржу труда становятся даже те, кто работает (в теневом секторе) — там пособие больше, чем у нас, а требования участия в общественных работах нет. Поэтому иногда зарегистрированная безработица превышает фактическую, что, кстати, тоже говорит о недостатках в «дизайне» социальной защиты безработных.

Если нам так долго «подсовывали» заведомо заниженные данные, то можно ли доверять новым цифрам от Белстата?

Можно. В основе обследования домашних хозяйств по вопросам занятости лежит стандартная методология обследования рабочей силы. Разрабатывать и внедрять обследование нам помогал Всемирный банк. Обследование охватывает 7 тысяч домохозяйств ежеквартально, или 28 тысяч домохозяйств в год — ни одна организация, занимающаяся изучением общественного мнения в Беларуси, не делает ничего сопоставимого по охвату. Именно на основе таких данных проводятся исследования рынка труда и готовятся рекомендации для социально-экономической политики во всем мире.

Сенсация! В Беларуси высокая безработица!

В некотором роде это действительно сенсация. Многие ожидали, что в условиях такого продолжительного спада безработица окажется на пару процентных пунктов больше. Но на самом деле уровень безработицы у нас сопоставим с российским (там в конце 2016 года было 5,4%), гораздо меньше, чем в Украине (9,6% в 3 квартале 2016 года), Латвии (9,8% в 3 квартале 2016 года), Литве (7,5% в конце 2016 года) и даже немного меньше, чем в Польше (6% в конце 2016 года). Это значит, что бизнес адаптировался к кризису не только (и не столько) через сокращение занятости, но и через снижение зарплат. А еще — что белорусы действительно активно ищут работу. Аналогичные механизмы действовали на рынке труда в России.

Какая разница, сколько безработных — все равно это не повлияет на экономическую политику…

Действительно, все официальные документы до сих пор ориентировались на официально публикуемый показатель — численность зарегистрированных безработных. Исходя из этой цифры планировались расходы бюджета на поддержку безработных и содействие занятости. Наглядный пример последствий использования данных о зарегистрированной, а не о фактической безработице — появление декрета о «социальном иждивенчестве». Если бы на момент оценки ситуации его авторами принималось во внимание число в 200−250 тысяч безработных, а не 40 тысяч, то декрет, возможно, не появился бы.

То есть открытое признание того факта, что безработица в Беларуси заметно выше 1%, может и должно стать поводом для пересмотра стратегии содействия занятости, бюджета и законодательства о социальной защите. И еще одним маленьким шагом на пути к формированию доверия к власти со стороны общества.

ПРИЧИНЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В РБ.

Все имеющиеся взгляды на причины безработицы в странах СНГ, в частности в Республике Беларусь, можно сгруппировать следующим образом.

Во-первых , причиной безработицы может стать относительно избыточное население, «лишнее» по сравнению с достигнутым уровнем национального производства. Этот фактор безработицы особо силен в развивающихся странах.

Во-вторых , безработица может быть результатом изменений в структуре экономики, в том числе - в технологии (структурная безработица). Эта безработица является временной, т.к. на смену старым отраслям и производствам приходят новые.

В-третьих , безработица может временно увеличиться из-за естественных желаний людей найти работу «по душе», с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица).

В-четвертых , особо сильное увеличение уровня безработицы происходит в результате циклического спада в экономике. Этот вид безработицы является наиболее опасным, так как возникает замкнутый круг: падение производства – безработица – уменьшение общего уровня доходов – снижение совокупного спроса – падение производства – безработица и т.д.

В-пятых , генератором безработицы может стать активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между наемным работником и работодателем, что приводит к рыночной негибкости заработной платы и заставляет предпринимателей решать проблему достижения максимальной прибыли путем сокращения занятости.

Все эти причины безработицы влияют на размер и динамику безработицы.

ОСОБЕННОСТИ И ДИНАМИКА БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.*

Анализ данных приведенных в статье «количество безработных будет расти» позволил получить информацию по особенностям безработицы в РБ.

Осуществляемый в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Как отметил заместитель министра труда и социальной защиты страны [Валерий Павлов], с 1997г. наметились позитивные тенденции в вопросах занятости населения. Если в 1995--1996гг. на одно рабочее место приходилось 12 безработных, то в 2000--2002гг. -- только 2 человека. В то же время масштабы увольнений работников по-прежнему остаются высокими, сокращаются вакансии на предприятиях и в организациях. За шесть месяцев т.г. было уволено 25 тыс. человек (в августе и сентябре произойдет сокращение еще 20 тыс.), что в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. А прием на работу за первое полугодие 2002г. в целом по стране был ниже увольнений на 95 тыс. человек.

По оценкам специалистов, в 2003г. будет продолжаться "процесс оптими-зации численности работников", что вызовет дальнейшее высвобождение рабочей силы. Тем более что программой социально-экономического развития страны на 2001-2005гг. предусматривается сокращение численности работа-ющих на 300 тыс. человек (из них 75 тыс. -- в следующем году). По данным Минтруда, сокращения произойдут в Министерстве промышленности, Минис-терстве сельского хозяйства и продовольствия, Минторге, на Белорусской железной дороге, в концернах "Беллегпром" и "Белнефтехим ". В агропромыш-ленном комплексе в нынешнем году увольнению подлежит 19 тыс. руководящих работников и специалистов, в то время как возможность для трудоустройства имеется только для 11 тыс.

Все эти процессы, естественно, не могли не сказаться на уровне безра-ботицы, который в июле достиг 2,7% по стране. Всего же, по данным Минстата, за семь месяцев 2002г. зарегистрировано 118,7 тыс. безработных. Осенью службы занятости ожидает приток граждан, которые были заняты в личном подсобном хозяйстве или выезжали на летние сезонные работы за пределы республики. Статистика свидетельствует, что самые большие проблемы с трудоустрой-ством испытывает прекрасная половина. Среди общего числа безработных, зарегистрированных службами занятости, 60% -- женщины. Дело в том, что имеющиеся вакансии ориентированы прежде всего на применение мужской рабочей силы. Еще одна проблема -- молодежная безработица. Среди не имеющих работы каждый второй -- молодой человек до 30 лет. В нынешнем году порядка 30 тыс. выпускников школ "не охвачены" дальнейшим обучением. В 1997г. в центрах занятости населения было зарегистрировано 8 тыс. выпускни-ков школ, в 2001г. эта цифра увеличилась почти вдвое. Кроме того, наметилась тенденция регистрации безработных из числа выпускников ПТУ, техникумов и вузов. Более 70% безработных имеют среднее или неполное среднее образование, каждый четвертый -- высшее и среднее специальное. Так, в июле текущего года 640 экономистам с высшим образованием в Минском городском центре занятости было предложено только 9 вакансий, 380 техников-технологов претендовали на одно-единственное (!) место, 305 юристов -- на три вакансии. Трудности с поиском работы имеют также бухгалтеры, секретари и делопроизводители.

Следует отметить, что в республике наблюдается несоответствие спроса и предложения рабочей силы. На 119 тыс. безработных заявлено только 35 тыс. вакансий, из них более 80% предусмотрены для трудоустройства по рабочим и строительным специальностям, в то время как среди безработных каждый третий -- специалист или служащий. Зато сельское хозяйство сегодня испы-тывает большую потребность в трактористах, операторах машинного доения и животноводах. Дефицит на такие специальности во многом объясняется большими физическими нагрузками и невысоким уровнем заработной платы, которая к тому же выплачивается несвоевременно (задолженность по зарплате в сельском хозяйстве составляет более 31,4 млрд. руб.)

Прогнозы Минтруда неутешительны: численность безработных будет возрастать и в 2003г. может приблизиться к цифре в 230 тыс. человек (около 3% от экономически активного населения страны). Кроме того, остается высоким число людей, которые официально не учитываются ни по одной из сфер деятельности. Они либо находятся на иждивении у родственников, либо заняты в теневой экономике. Численность такого рода "безработных" составляет 840 тыс. человек. И даже если небольшая часть этих людей обратится в службы занятости, это осложнит ситуацию на рынке труда. К слову, сегодня значительная часть граждан не желает регистрироваться в службе занятости. Основная причина -- невысокий размер пособия по безработице (16 тыс. 400 рублей, или 8% от средней заработной платы по стране). Однако для того чтобы его получить, зарегистрированному безработному необходимо выполнить ряд процедур, предусмотренных Законом "О занятости". В частности, принять участие в оплачиваемых общественных работах, на что соглашаются далеко не все (пособия получают почти 55,5 тыс. человек). Помимо этого сейчас готовится принятие изменений и дополнений в Закон "О занятости", в котором планируется ограничить максимальный срок пребывания на учете в службе занятости тремя годами (сегодня, напомним, временные рамки отсутствуют). Кстати, средняя продолжительность безработицы в первом полугодии 2002г. составила 6,7 месяца. В Минтруда исходят из того, что безработица была, есть и будет, задача же государственных органов занятости состоит в том, чтобы не допустить длительную безработицу конкретного человека. Поэтому основной упор будет сделан на профориентационную работу со школьниками, переквалификацию специалистов, содействие в предпринимательской деятельности.

[*По данным НЭГ №64 (584) от 30.08.2002г.]

Ниже приведены таблицы, отражающие численность и трудоустройство безработных в РБ. по областям и численность безработных,зарегис-трированных в органах государственной службы занятости.

Численность и трудоустройство безработных * в Республике Беларусь по областям в октябре 2002 г.

Численность безработных на конец октября 2002 г., тыс. человек

Трудоустроено безработных, тыс. человек

Уровень безработицы на конец октября 2002 г., %

октябрь 2001 г.

октябрь 2002 г.

Республика Беларусь

Гродненская

Брестская

Гомельская

Могилевская

Витебская

[*http://www.president.gov.by/Minstat/main.html ]

Как видно из данных в таблице в регионах дела обстоят не лучшим образом. В ряде городов и районов республики уровень безработицы значительно превышает среднереспубли-канский показатель. Лидерами здесь являются Витебская и Могилевская области, где на конец июля уровень безработицы составил соответственно 3,9% и 3,7%. Причина такого положения кроется в преобладании моноструктурной специализации экономик отдельных городов. Одно-два градообразующих предприятия при своей неритмичной работе в последнее время уже не могут обеспечить полную занятость региона или города. Проблема усугубляется и таким фактором, как занятость военнослужащих и членов их семей в военных городках, где произошел вывод войск.

Численность экономически активного населения*

Тыс.человек

В процентах от экономически активного населения

Экономически активное население - всего

Численность безработных, зарегистрированных* в органах государственной службы занятости (на конец года)

Численность безработных, тыс. человек

Уровень официально зарегистрированной безработицы (в процентах от экономически активного населения)

[*http://www.president.gov.by/Minstat/main.html]

В то же время, если принимать во внимание уровень скрытой безработицы, а также число граждан, не ставших на учет в государственных органах занятости и занимающихся собственным трудоустройством самостоятельно, то реальный уровень безработицы может быть исчислен десятками процентов. Точные данные о структуре и квалификационно-образовательном уровне незарегистрированных безработных получить практически невозможно.

ПУТИ СНИЖЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ.

Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатываются следующие законодательные и экономические меры по ограничению безработицы:

1. политика государства по стимулированию роста занятости увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;

2. стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;

3. расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;

4. разрешение трудовой эмиграции;

5. активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

В целях увеличения занятости населения совершенствуется нормативная база по содействию безработным в организации предпринимательской деятельности.

Постановлением Министерства труда РБ от 22 июня 1998 года № 57 внесены изменения и дополнения в Положение «О содействии государственной службы занятости безработным в организации самостоятельной занятости».

В настоящее время безработный, изъявивший желание начать собственное дело, имеет право на бесплатное обучение основам предпринимательской деятельности, получение субсидии и ссуды соответственно в размере 25 и 150 минимальных зарплат. Кроме этого из фонда занятости безработному компенсируются расходы в размере 15 минимальных зарплат по регистрации в качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печати и иных действий, связанных с организацией самозанятости.

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

· улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

· устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

а) создание развитого рынка жилья;

б) увеличение масштабов жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей . Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание условий для роста спроса на товары . Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

· стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;

· поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентноспособности продукции.

Создание условий для сокращения предложения труда . Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий для роста самозанятости . Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

Реализация программ поддержки молодых работников . Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

1. экономическое стимулирование молодежной занятости;

2. создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи

3. создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.

Вот наиболее важные меры такого рода:

1. Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.

2. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования госу­дарством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.

3. Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб пере­подготовки кадров и повышения квалификации.

4. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на по­лучение прибыли, а связанных с работой в интересах об­щества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

5. Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потра­ченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

6. Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

7. Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регули­ровании рынка труда.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ.

В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.

Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.

Макроэкономическая политика предполагает использование денежно- кредитных и бюджетно- налоговых мер для сокращения безработицы.

Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во- первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Во- вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно- восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхование и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Сегодня Беларусь переживает спад производства.

Предприятия, находящиеся в кризисных условиях, пытаются лавировать и сохранить свой коллектив. Практикуется система длительных административных отпусков и использование частичной занятости. Фактически, сформировалась скрытая безработица, масштаб ее возрастает по мере свертывания производства. Квалифицированные работники из таких предприятий уходят, что ведет к снижению квалификационного уровня производственных коллективов. В связи с этим курс реформ встает перед проблемой цены, которую общество платит за них.

Продвижение в направлении реформ ставят и другую проблему сопоставления: во что обходятся поддержка неэффективных рабочих мест и сколько стоит открытая безработица сравнительно с финансированием содержания безработных, их переобучение и содействие в трудоустройстве.

Не менее тяжелы и социальные последствия безработицы. Специалисты вынуждены признать, что «безработица – это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным и политическим беспорядкам».

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность эконо­мики.

Путь выхода из кризиса определяется, прежде всего, стратегией развития государства и пределом социальной терпимости общества. Наиболее сложным в переходный период является поддержание доверия населения к проводимым реформам. Между тем государство в настоящее время, похоже, своеобразно цитируя М. Фридмена, считает, что население должно само о себе позаботиться.

Для кардинального решения проблем безработицы надо в корне менять политику занятости. И в особенности федеральный закон. Нельзя сегодня пассивно сдерживать безработицу. Только целенаправленное активное повышение уровня занятости населения на действующих и на вновь создаваемых высокоэффективных наукоемких рабочих местах поможет вывести беларускую экономику из тупика, дать простор развитию рыночных и социальных перспектив не на бумаге, а на деле.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Антосенков Е. Г. От обслуживания безработицы – к активной государственной политике занятости. // ЭКО. 1999. № 2.

2. Н.И. Базылев, С.П. Гурко «Экономическая теория (макроэкономика)» Мн. 2000г.

3. Дмитрий Ермак, «Количество безработных будет расти.» //Белорусская экономическая газета. № 64, (584) от 30.08.2002г

4.Бородянский Э., Кузьмин В. «Реальный путь противодействия безработице.» // Человек и труд. 1996. № 9.

5. Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб. Пособие. – Москва: «Финансы и статистика», 1998..

6.Лутохина Э.А. Макроэкономическая нестабильность. Учебно-методическое пособие. Мн.:1996г.

7. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс в 2-х томах. - М.,1992.- Т.1.-С.656.

8. «Динамика Безработицы» //Мировая экономика и международные отношения №8 август 2000г. Стр.43-45.

9. Рофе А. И. И др. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учебное пособие / Рофе А. И., Збышко Б. Г., Ишин В. В.; Под ред. А.И. Рофе.- М.: «МИК», 1997.

10. Славуцкий О. Повысить взаимную ответственность субъектов рынка труда. // Человек и труд. 1999 № 2.

11. Современная экономика: Учеб. Пособие / Научн. ред. О. Ю. Мамедов. – 2-е изд. доп. – М.: «Зевс», 1997.

12. www.gazeta.ru

13.www.tut.by (Беларуский портал ИА « Экспресс») новости.

14 http://www.president.gov.by/Minstat/main.html

Переход от централизованно регулируемой к рыночной экономике, как и любой переход от одного экономического порядка к другому, сопровождается существенными преобразованиями экономической деятельности. Трансформируются не только отношения форм собственности, институциональная среда, методы хозяйствования и государственного воздействия на экономическую деятельность, но и структура производства и занятости, психология людей.

Характер переходных процессов определяет два типа переходной экономики. Первый тип базируется на процессах, развивающихся эволюционным путем. Примером могут служить экономические преобразования в Беларуси. Другой тип основывается на радикальной перестройке экономики, так называемой "шоковой терапии", когда новое создается по принципу "разрушения всего старого" .

В Республике Беларусь эволюционирующий тип модели инновационного развития порождает проблемы функционирования НИС, характерные именно для эволюционного развития экономики. К ним относятся:

  • - преобладание прямого административного воздействия на всех уровнях управления, что во многом придает НИС декларативный характер;
  • - проблема перераспределения властных полномочий между центральным и местным уровнями управления, что не дает возможности регионам активизировать инновационную деятельность;
  • - проблема концентрации внимания властных структур на вовлечении малого и среднего предпринимательства в инновационную деятельность, что не способствует развитию инновационной восприимчивости хозяйствующих субъектов в региональном и отраслевом разрезах .

Также огромное влияние на переходные процессы оказывает состояние кадров. Для них также характерна инерционность, так как кардинальные изменения в содержании знаний и навыков работы кадров невозможно осуществить быстро.

Таким образом, под переходными следует понимать процессы преобразования содержания и структуры, мотивации экономической деятельности, адаптации ее к условиям и требованиям внутреннего и внешних рынков, что обусловлено изменениями экономического, государственного и общественного порядка .

Основным параметром анализа безработицы является ее уровень. Однако он не является исчерпывающим характеризующим показателем. Для получения достоверной картины надо учитывать регистрируемую безработицу, региональные различия, параметры теневой занятости и скрытой, или латентной безработицы, макроэкономические условия, формирующие спрос и предложение труда в национальной экономике, а также численность экономически активного населения в стране.

Ситуацию на рынке труда Беларуси часто называют спокойной, управляемой и контролируемой. Никто не подвергает сомнению, что в целом она действительно такова. Но при этом на белорусской карте занятости наряду с зонами благополучия есть и болевые точки, и источники возможных проблем.

Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, и уровне зарегистрированной безработицы на начало 2009-2014 гг. приведены в таблице 2.1

Таблица 2.1 - Численность безработных зарегистрированных на начло 2009-2014гг.

Республика Беларусь

Брестская

Витебская

Гомельская

Гродненская

Могилевская



Примечание - Источник:

Для большей наглядности отобразим данные таблицы на диаграмме (см. рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 - Уровень безработицы на начало 2009-2014гг.

Плавное снижение уровня безработицы в Беларуси с 0,9% в 2009 году и 0,5% в 2014 году может свидетельствовать не о снижении уровня реальной безработицы в стране, а о понижении степени доверия населения к службам занятости, а может быть и о снижении эффективности их деятельности. Кроме того, это может указывать на отсутствие в стране достаточных трудовых ресурсов для обеспечения устойчивых темпов экономического роста и выхода на среднеевропейский уровень жизни.

При анализе численности безработных в Беларуси следует учитывать три потока: численность обратившихся в службу занятости граждан, количество зарегистрированных в качестве безработных в течение года и численность состоящих на учете на конец отчетного периода. За 2009-2014 годы параметры этих потоков изменялись, но в разной степени.

В 2010 г. количество занятых в экономике не сократилось, а незначительно возросло - до 4,646 млн. человек против 4,580 млн. в сравнении с 2009 г. В органах по труду, занятости и социальной защите на 2010 г. зарегистрировано 35,2 тыс. безработных. При этом уровень безработицы на 2010 г. составил 0,7% от экономически активного населения (на 2009 г. -0,9%).

Такая динамика свидетельствует о приоритете национальной политики на рынке труда по сохранению занятости. Следует отметить, что службы занятости в кризисных условиях сработали как своеобразный фильтр, отслеживая ситуацию с безработными и нуждающимися в содействии в трудоустройстве, усилили акценты на заполнении имевшихся вакансий, обучении и переобучении безработных и скорейшем возвращении их на рабочие места.

Так, в 2010 г. на учет было поставлено 287,9 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 175,9 тыс. чел., или 61,1% от числа обратившихся. Трудоустроено в 2010 г. 175,3 тыс. чел., в том числе 115,6 тыс. безработных, или 65,9% от числа всех трудоустроенных

В январе - ноябре 2011 г. в органы по труду, занятости и социальной защиты обратилось за содействием в трудоустройстве 293,6 тыс. человек (94,6 процента от уровня 2010 года), из которых 174,3 тыс. человек зарегистрированы в качестве безработных (90,6 процента от уровня 2010 года). С учетом 52,5 тыс. граждан, состоящих на учете на 1 января 2011 г., всего нуждалось в трудоустройстве 346,1 тыс. человек, из них 207,4 тыс. безработных .

Уровень зарегистрированной безработицы на конец ноября 2011 г. составил 0,6 процента к численности экономически активного населения (в 2010 году - 0,7 процента). При этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 79,4 процента от общего количества заявленных нанимателями вакансий (78 процентов в 2010 году). В г. Минске вакансий в шесть раз больше, чем безработных. На 01.11.2011 из 130 регионов республики в 118 регионах уровень безработицы составлял 1 процент и менее, в 12 регионах - от 1,1 до 1,3 процента. Самый высокий уровень безработицы - 1,3 процента зарегистрирован в Поставском районе, самый низкий - 0,2 процента в Минском районе .

В Республике Беларусь увеличился спрос на рабочую силу. На 01.12.2011 в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 55,6 тыс. вакансий, что составило 106,5 процента к уровню 2010 года. Напряженность на рынке труда варьирует от 1 безработного на 1 вакансию в Гомельской области до 0,2 безработных на 1 вакансию в г. Минске

В Беларуси на 1 марта 2012 года отмечается самая малая за пять лет численность безработных и самое большое количество вакансий.

На 1 марта на учете по безработице в органах по труду, занятости и соцзащите состояли почти 31,5 тыс. человек - на 7,6% меньше по сравнению с 1 марта 2011-го. Как свидетельствует анализ аналогичных данных за пять прошедших лет, такая численность безработных по состоянию на 1 марта - самая низкая

Большинство основных показателей, характеризующих состояние с безработицей и занятостью в целом по республике, сопоставимо с аналогичными показателями 2011 года. Так, по оперативным данным, за январь-февраль текущего года обращений за в госслужбу занятости за содействием в трудоустройстве стало меньше на 1,4%, нуждающихся в трудоустройстве - на 7,6%. Меньше и трудоустроенных - на 5,4% (в январе-феврале 2012 года при содействии органов по труду, занятости и соцзащите обрели рабочее место 26,1 тыс. человек, в том числе 20,1 тыс. безработных).

На 1 марта 2012 года зарегистрированная безработица сохранилась на уровне 0,7% к численности экономически активного населения (на 1 марта 2011-го было 0,7%, как и на 1 февраля 2012-го). Что касается регионов, то за февраль безработица повысилась на 0,1 процентного пункта в трех областях страны: в Гомельской - до 1%, в Гродненской и Могилевской - до 0,8%. В остальных регионах зарегистрированная безработица сохранилась на прежнем уровне: в Брестской и Витебской областях - 0,8%, в Минской области - 0,6%, в Минске - 0,3% .

На протяжении всего 2012 года ситуация на рынке труда стабильная, резких изменений в ту или иную сторону не фиксируется, наблюдаются лишь небольшие сезонные колебания,

Согласно данным, за 2013 год уровень безработицы в республике снизился на 0,1%. В то же время количество безработных, зарегистрированных в органах по труду и социальной защите, увеличилось в ноябре по сравнению с октябрем того же года.

По состоянию на конец ноября 2013 года уровень зарегистрированной безработицы в Беларуси составил 0,5% экономически активного населения. В конце ноября 2012 года этот показатель составлял 0,6%. В январе-ноябре 2013 года в экономике республике было занято 4 млн. 523,1 тыс. человек, т.е. на 1,2% меньше, чем в те же месяцы предыдущего года.

Согласно данным Министерства труда и социальной защиты, количество безработных, зарегистрированных органами по труду, занятости и соцзащите, составило к концу ноября 2013 года 21,1 тыс. человек, что на 18,9% меньше, чем в конце ноября 2012 года и на 0,6% больше, чем в конце октября 2013 года.

В ноябре 2013 года организациями Беларуси, без учета микроорганизаций и малых организаций без ведомственной подчиненности, было принято на работу 63,7 тыс. человек, из них 3,3 тыс. или 5,2% от общей численности принятых - на дополнительно введенные рабочие места. По различным причинам за указанный период было уволено 68,8 тысяч человек, что составляет 2,1% к среднемесячной численности. Из этого количество 7,1% работников были уволены за прогул, а также другие нарушения трудовой дисциплины, 1% - в связи с сокращением штата или численности работников или ликвидацией организации.

Коэффициент замещения работников, рассчитываемый как отношение числа принятых к числу уволенных, в ноябре 2013 года составил 0,927, в ноябре предыдущего года он составлял 0,920. Численность принятых работников превысила численность уволенных на 5 тыс. человек, в ноябре 2012 года принятых работников было на 5,8 тысяч больше, чем уволенных.

В Беларуси на 1 сентября 2014 года зарегистрированная безработица сохранилась на уровне 0,5% экономически активного населения.

На протяжении последних полутора лет уровень безработицы в стране остается неизменным. Это является свидетельством стабильности на рынке труда республики.

Динамика уровня безработицы за 2013 и 2014 года предоставлена на графике (см. Приложение А) .

В январе - июне 2014 г. в органы по труду, занятости и социальной защиты обратилось за содействием в трудоустройстве 114,4 тыс. человек (86 процентов от уровня 2013 года), из которых 72,8 тыс. человек зарегистрированы в качестве безработных (87,9 процента от уровня 2013 года). С учетом 34,3 тыс. граждан, состоящих на учете на 1 января 2014 г., всего нуждалось в трудоустройстве 148,7 тыс. человек, из них 93,8 тыс. безработных. Данные по регистрации безработных в 2013-2014 годах отображены на графике (см. Приложение Б).

Что касается регионов, то за август нынешнего года уровень безработицы возрос на 0,1 процентного пункта в Брестской области (до 0,7%) и в Минске (до 0,2%). По-прежнему этот показатель составляет в Витебской области 0,7%, в Гродненской, Гомельской и Могилевской областях - 0,6%, в Минской области - 0,4%.

Безработица в Беларуси за последние годы по-прежнему преимущественно мужская (к 2014 году удельный вес в общей численности возрос с 59,6% до 62,7%), не смотря на то, что рынок труда в основном ориентирован на применение мужской рабочей силы. Однако удельный вес женщин в общей численности безработных снизился с40,4% в 2013 г. до 37,3% в 2014 г. В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются женщины, имеющие малолетних детей, выпускницы учебных заведений, не имеющие опыта работы, женщины предпенсионного возраста, а также женщины, имеющие профессии, по которым при приеме на работу преимущество отдается мужчинам [см. Приложение В].

Наметилась тенденция к снижению уровня молодежной безработицы (т.е. безработицы среди лиц в возрасте от 16 до 29 лет) - с 36,4% в 2013 году до 31,7% в 2014 г. Высокая молодежная безработица в какой-то мере связана со вступлением в трудоспособный возраст значительного контингента молодых людей. Однако, несмотря на положительные тенденции, трудоустройство молодых людей, большинство из которых не имеет профессии или достаточного производственного опыта, остается проблематичным.

В январе-июне 2014 г. регистрация безработных, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалидов, детей-сирот, родителей в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающих детей инвалидов, освобожденных из мест лишения свободы, ветеранов боевых действий на территории других государств, молодежи в возрасте до 21 года, впервые ищущей работу и др.) составила 17,6 процента от общей численности зарегистрированных безработных (в январе-июне 2013 года - 16,6 процента).

уволенные по собственному желанию;

уволенные по соглашению сторон;

длительно неработающие;

уволенные по уважительной причине и др. .

Безработицы в Беларуси двоякая: с одной стороны, сохраняются устаревшие и неэффективные производства, с другой - переход экономики на инновационный путь развития, объективные процессы европейской глобализации и интеграции сопровождаются потребностью в кадрах новых профессий и специальностей, обусловливают быстрое устаревание существующих знаний и потребность в повышении квалификации, переподготовке. Все это объясняет доминирующий характер структурной безработицы в Беларуси.

Безработица в Беларуси не является долгосрочной (то есть длится менее одного календарного года), но это явление в Беларуси также имеет свою специфику. Длительная безработица очень показательна по своим социально-демографическим характеристикам. Например, в Витебском районе среди длительно безработных:

около 40% в возрасте старше 50 лет;

90,9% - женщины;

  • 72% длительно безработных имеют среднее образование;
  • 28% - среднее специальное образование (преимущественно специальность зоотехника);
  • 18,2% - это уволенные госслужащие (женщины предпенсионного возраста), которые имеют среднее специальное образование и не стремятся искать работу, поскольку имеют пособие в размере среднемесячной заработной платы за последние два месяца до увольнения и личное подсобное хозяйство;
  • 36,4% - это матери-одиночки (в том числе многодетные) или имеющие на иждивении престарелых родственников. Им статус безработного позволяет получать пособия на детей, жилищные субсидии. Они также не хотят работать и не ищут работу. Они отказываются практически от всех предложений по трудоустройству.

Более того, долгосрочная безработица больше характерна для сельскохозяйственных районов и моногородов, то есть, мест, где практически не создаются рабочие места, в то время как мобильность рабочей силы никак не поощряется.

Обобщая портрет длительно безработного, следует отметить, что это:

либо преимущественно женщина без образования в возрасте 40-49 лет или предпенсионного возраста, использующая статус безработной для получения субсидий для детей, справок и подрабатывающая без оформления трудовых отношений на рынке. Практически служба занятости ими воспринимается как орган социального обеспечения;

либо низкоквалифицированные и недисциплинированные работники, которые ведут аморальный образ жизни, сами не хотят работать и никто не хочет нанимать таких работников (удельный вес 36,3%). .

На современном этапе ситуация на рынке труда характеризуется устойчивой тенденцией роста спроса на рабочую силу при снижении ее предложения, что позволило существенно уменьшить напряженность на рынке труда. Основной причиной безработицы является несоответствие профессионально-квалификационной структуры предлагаемых свободных рабочих мест (спрос) и безработных (предложение).

Безработица - экономическо-социальное явление, характерное для стран с любым уровнем развития. Его суть заключается в наличии определенного процента работоспособных людей, которые хотят трудоустроиться, но по каким-либо причинам не в состоянии это сделать.

Причины безработицы и ее разновидности

Существует масса причин, обуславливающих возникновение безработицы. Наиболее распространенными среди них являются:

  • дефицит рабочих мест, связанный с недостаточным развитием тех или иных хозяйственных отраслей;
  • низкая оплата труда в частной и/или государственной сферах. Обычно она вызвана избыточным предложением рабочей силы на рынке и/или общей неразвитостью экономики страны;
  • экономические потрясения в стране (общесистемный кризис, дефолт, продолжительная рецессия и т.д.), приводящие к банкротству предприятий и сокращению рабочих мест;
  • наличие искусственных барьеров в законодательстве, мешающих трудоустройству разных групп граждан (к примеру, запрет занимать определенные должности без наличия диплома о высшем образовании).

Также причинами безработицы могут быть демографические факторы, недостаточное информирование населения трудоспособного возраста о наличии вакансийи т.д.

  • молодежная , когда безработными являются молодые люди в возрасте до 31 года;
  • маргинальная . Отмечается среди граждан, ведущих асоциальный образ жизни;
  • зарегистрированная . В этом случае безработными считаются лишь те граждане, которые встали на специальный учет на бирже труда;
  • скрытая . В противовес предыдущему виду, объединяет людей, которые не регистрируются в качестве безработных и отказываются от помощи бирж труда;
  • неустойчивая . Ее уровень динамично меняется вслед за изменениями в экономике страны.

Уровень безработицы в Беларуси

В Беларуси существуют свои нормы и правила учета безработных граждан. Согласно действующим стандартам, безработными в нашей стране считаются только те люди трудоспособного возраста, которые встали на соответствующий учет на бирже труда. Они получают пособие по безработице и имеют право на помощь в поиске места трудоустройства.

Согласно официальным данным Министерства труда РБ, на конец марта 2018 года общий уровень безработицы в Беларуси составил всего 0,5% от общего числа экономически активного населения. Для сравнения: на конец марта 2017 года безработица составляла 1%

Таблица изменения уровня Безработицы в Беларуси с 2000 по 2019 год

Год Уровень безработицы в Беларуси (Тысяч человек) Уровень зарегистрированной безработицы (% к численности раб. силы)
2018 12,5 -
2017 22,9 0,5
2016 35,3 0,8
2015 43,3 1,0
2014 24,2 0,5
2013 20,9 0,5
2012 24,9 0,5
2011 28,2 0,6
2010 33,1 0,7
2009 40,3 0,9
2008 37,3 0,8
2007 44,1 1,0
2006 52,0 1,1
2005 67,9 1,5
2004 83,0 1,9
2003 136,1 3,1
2002 130,5 2,9
2001 102,9 2,3
2000 95,8 2,1
1995 131,0 2,9

Примечательно, что текущий уровень безработицы в Беларуси - один из самых низких в мире! К примеру, в начале 2018 года официальная безработица в США составила 3,9%, в Германии - около 6,5%, в Японии - 3-3.2%. И это при том, что по своему экономическому потенциалу эти страны многократно превосходят Беларусь.

Какова же реальная безработица в Беларуси?

Столь низкий уровень безработицы в нашей стране объясняется спецификой ее учета. Официальная статистика не учитывает людей, которые не регистрируются на бирже труда, а предпочитают искать работу самостоятельно. Основные причины, по которым такие граждане отказываются от помощи бирж, следующие:

  • мизерный размер пособия по безработице - всего 26 рублей (около 13 долларов США) на начало 2018 года;
  • необходимость бесплатно участвовать в общественных работах - по уборке улиц, сбору плодоовощной продукции и т.д.;
  • низкий уровень оплаты труда по предлагаемым на бирже вакансиям.

В результате многие граждане предпочитают не становиться на учет, а искать работу самостоятельно, не надеясь на помощь государства. Это приводит к росту скрытой безработицы, которая трудно поддается выявлению и учету.

Какова же реальная безработица в Беларуси? Из-за сложности подсчета скрытых безработных установить ее с высокой вероятностью невозможно. Однако некоторые эксперты-экономисты и социологи считают, что уровень фактической безработицы в Беларуси может составлять от 6% до 10% от экономически активного населения. Именно такие цифры наиболее часто фигурируют в исследованиях.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году