Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Порядок установки автоцистерны на пожарный водоем. Работа на пожарных насосах: подготовка, проверка, забор и подача воды с помощью гидроэлеватора. Дополнения и пояснения

Боевое развертывание – действия личного состава по приведению прибывших к месту вызова пожарных машин в состояние готовности к выполнению боевых задач по тушению пожаров. Боевое развертывание включает в себя следующие этапы:

Подготовку к боевому развертыванию

Предварительное боевое развертывание

Полное боевое развертывание.

Подготовка к боевому развертыванию проводится непосредственно по прибытию к месту вызова. При этом выполняются следующие действия:

Установка пожарного автомобиля на водоисточник и приведение пожарного насоса в рабочее состояние

Открепление необходимого ПТВ

Присоединение рукавной линии со стволом к напорному патрубку, если иное не установлено РТП

Другие подготовительные действия осуществляются по указанию начальника караула и РТП.

Предварительное боевое развертывание на месте вызова проводят в случаях, когда очевидна дальнейшая организация боевых действий или получено указание РТП.

При предварительном боевом развертывании:

Прокладывают магистральные рукавные линии

Устанавливают разветвления, возле которых размещают рукава и стволы для прокладки рабочих линий, другое необходимое ПТВ.

Полное боевое развертывание на месте вызова проводят по указанию РТП, а также в случае очевидной необходимости подачи огнетушащих веществ.

При полном боевом развертывание:

Определяют боевые позиции ствольщиков, к которым прокладывают рабочие рукавные линии

Заполняют огнетушащими веществами магистральные и рабочие рукавные линии.

При прокладке рукавных линий необходимо:

Выбирать кратчайшие, наиболее удобные пути к позициям ствольщиков, не загромождая путей эвакуации людей и имущества

Устанавливать разветвления вне проезжей части дороги

Создать запас рукавов.

АЦ устанавливают в 3-3.5 м. от ПГ, насосом к ПГ.

По команде: « Колонку – ставь!».Пожарный открывает крюком крышку колодца, достает из отсека машины пожарную колонку и устанавливает ее на ПГ. В это время водитель включает насос и устанавливает на патрубок насоса водосборник. Пожарный присоединяет два рукава к колонке, а водитель к водосборнику. Пожарный открывает ПГ, колонка заполняется водой, затем открывает вентили пожарной колонки и вода поступает в насос. Пуск воды производится по команде: « Воду – дать!». Водитель подает воду.

Действия водителя и пожарного должны быть согласованны.

Крышку колодца необходимо открывать от себя.

Водителю следует снимать напорно-всасывающий рукав только после того, как пожарный подойдет к насосу и будет готовый для приема рукава.

Не открывать резко ПГ во избежании гидравлического удара.

1.Автоцистерна установлена у ПГ

2.Окончание: колонка навернута до отказа на стояк ПГ, всасывающие рукава присоединены

В скобках указанно время выполнения упражнения с пуском воды.

Отлично - 26 (40)

Хорошо - 29 (43)

Удовлетворительно - 32 (46)

Подача воды из цистерны производится следующим образом:

Собирают напорную рукавную линию и присоединяют ее к напорному патрубку п/а;

Открывают задвижку на трубопроводе, соединяющим цистерну с всасывающей полостью насоса.

Контроль заполнения насоса осуществляется через смотровой глазок вакуумного клапана. После заполнения насоса водой вакуумный клапан закрывают.

Заполнив насос водой, включают сцепление рычагом в насосном отделении. Создав насосом требуемый напор открывают задвижку на напорном трубопроводе, к которому присоединена рукавная линия. Поддерживают требуемый напор, изменяя положение дроссельной заслонки рычагом или педалью газа.

Подача воды пож. насосом из открытого водоема:

Соединяют всасывающие п/рукава, присоединяют к ним всасыв. сетку, присоединяют их к всасыв. патрубку насоса, опускают второй конец всасыв. рукава с сеткой в водоем;

Присоединяют к напорным патрубкам насоса напорные рукава;

Открывают вакуумный клапан и включив газоструйный вакуумный аппарат, заполняют насос водой, включают вакуумный клапан и газоструйный вакуумный аапарат.

После этого включают в работу пож. насос, постепенно открывают задвижки, подают воду в рукавные линии. Если их открывать быстро возможен обрыв столба воды во всасыв. рукавах. В этом случае необходимо будет повторно производить забор воды.

При отказе в работе вакуум-аппарата заполнение насоса и всасыв. рукавов водой можно произвести 2 способами:

1 Включает такие операции: выключить сцепление, открыть вакуумный клапан и вентиль из цистерны, заполнить насос водой, закрыть вакуумный клапан. После этого включается сцепление и закрывается вентиль из цистерны. Увеличивая частоту вращения вала насоса создают напор 200-400 к Па. затем плавно открывают задвижку на коллекторе насоса и устанавливают требуемый напор.

2. К патрубкам насоса присоединяют напорные и всасыв. рукава. Закрывают все вентили и краны водо-пенных коммуникаций. Включив сцепление открывают вентили в цистерну и из цистерны и повышают частоту вращения вала насоса до 2000-25000 минуту. Вода будет циркулировать по образовавшемуся контуру. При плавном закрывании вентеля на трубопроводе из цистерны в насос по вакуумметру устанавливают разряжение. После заполнения насоса и всасыв. рукава водой закрывают вентили из цистерны и в цистерну и устанавливают заданное давление на насосе.

Пожарные гидранты являются важным элементом защиты зданий и всего имущества от пожара. Если произошло возгорание, то только быстрое тушение позволит минимизировать потери, а возможно, и спасти жизни людей. Поэтому крайне важно обеспечить безотказную работу гидранта и быстрый доступ к нему.

Поэтому для борьбы с огнем предусматривается строительство специального противопожарного водопровода. Забор воды из него осуществляется при помощи пожарных колодцев с гидрантами. Расстояние между этими колодцами определяет СНиП 2.04.02-84.

Общие сведения

Что такое гидрант

Конструктивно, данное устройство представляет собой обычный водопроводный хомут или затвор, который в боковом отводе имеет запорную аппаратуру, способную длительное время подвергаться давлению водопроводной системы. Кроме того, особенностью устройства является то, что оно на протяжении многих лет может не эксплуатироваться, и при этом сохранять свою работоспособность.

На верхнюю часть бокового отвода нанесена резьба, которая предназначенная для навинчивания водозаборного устройства. Как правило, резьбовую часть закрывают крышкой. Пожарная либо другая система водозабора подключается к устройству непосредственно перед эксплуатацией.

На сегодняшний день используются пожарные конструкции, которые соответствуют ГОСТу 8220 85. Они пригодны для подключения к централизованной водопроводной системе любого типа.

Установка гидранта в колодце осуществляется на специальной подставке, которая представляет собой стальной либо чугунный тройник, оборудованный монтажной площадкой. Само устройство фиксируется на водостойкой прокладке при помощи болтового соединения.

Принцип работы

При повороте штанги гидранта, она нажимает клапан и передвигает его вниз, чем открывает путь воде. Чтобы клапан открылся полностью, штанга должна провернуться на 360 градусов 15 раз.

Устройство приводится в рабочее состояние при помощи ключа пожарной колонки типа КПА, которая представляет собой винтовой механизм, оборудованный отводами для подсоединения рукавов. Надо сказать, что это оборудование может работать не только как самостоятельное противопожарное средство, но и источники питания для пожарных машин.

Обратите внимание! Конструкции, которые предназначены для , должны иметь обратный клапан в сливном отверстии, который обеспечивает герметичность от попадания грунтовых вод.

Основные правила

Прежде чем рассмотреть монтаж устройства, необходимо ознакомиться с правилами, регламентирующими это процесс:

  • Установка пожарных гидрантов в колодце должна выполняться на расстоянии 50-100 м до любой стены строения.
  • Диаметр водопровода должен составлять от 100 мм и более. Для сельской местности допускается диаметр не менее 75 мм.
  • Должна учитываться прокладка пожарных рукавов по твердой поверхности.
  • Расстояние между колодцами следует определять в соответствии с суммарным расходом воды на тушение пожара, пропускной способностью устройства и этажности здания.
  • Устройство должно располагаться на расстоянии не более 2,5 метров от края дороги, но, в то же время, не ближе 5 метров от стены здания.
  • Устройство устанавливается вертикально, при этом его осевая линия должна находиться не ближе 175 мм от стенки горловины люка.
  • Расстояние от люка до стояка должно составлять не более 40 см и не менее 15 см.
  • всегда должна быть закрытой. Открытие люка осуществляется при помощи специальных крючков.

Обратите внимание! При открытии крышки колодца, строго запрещается при этом курить, так как в колодце могут скапливаться горючие газы.

Установка пожарного гидранта

Сразу следует сказать, что установить гидрант своими руками достаточно тяжело, так как он имеет большой вес. К тому же, следует иметь в виду, что работа эта очень ответственная.

При установке гидранта, важно правильно подобрать его высоту, которая зависит от глубины прохождения трубопровода.

Высота может быть разной — от 1125 мм до 3500 мм, в зависимости от этого, может меняться и цена на оборудование.

На фото — тройник-подставка

Краткая инструкция по монтажу выглядит следующим образом:

  • В первую очередь монтируется подставка, которая должна располагаться строго вертикально. При этом следует обеспечить надежную ее фиксацию. Подставка может быть ввариваемой либо на болтах.
  • Затем на вмонтированную подставку, при помощи фланцевого соединения, устанавливается вертикальная стойка гидранта, которая оборудована сварным фланцем либо сварным фланцевым приловом. Герметичность обеспечивается специальной прокладкой из синтетической или модифицированной резины.
  • Для от заноса снегом, сверху следует установить специальную пирамидообразную конструкцию, обшитую изнутри пенопластом.

На этом монтажные работы завершены.

Вывод

Гидрант является крайне важным элементом, для обеспечения зданий пожарной безопасностью. Однако, чтобы устройство функционировало как положено и всегда было готова к экстренным ситуациям, необходимо строго соблюдать привила установки, которые приведены выше.

Дополнительную информацию по данной теме можно получить из видео в этой статье.

При установке пожарных автомобилей на водоисточники необходимо обращать внимание на согласованность действий водителя, пожарных и соблюдение ими правил техники безопасности. Водителю следует снимать всасывающие рукава только после того, как колонщик подойдет к насосу и будет подготовлен для снятия всасывающих рукавов, во избежание попадания рукавов не мешать им снимать заднюю рукавную катушку и выдвижную лестницу.

Отработку упражнений с использованием гидроэлеватора следует проводить на небольших расстояниях от цистерны до водоема. Воду забирают с небольшой глубины водоема, в дальнейшем расстояние и глубину его надо увеличивать.

При выполнении упражнений отделение строят - в одну шеренгу, между насосом и водоисточником, при работе с водоуборочным гидроэлеватором - у водоема фронтом к работающему расчету. Особое " внимание командир отделения должен обратить на действия водителя, от которого зависит регулирование подачи воды к гидроэлеватору и работающим стволам.

Установка колонки на гидрант. Для установки колонки на гидрант автомобиль ставят в 3- 3,5 м от гидранта насосом к нему. По команде "Колонку - ставь" пожарный берет с автомобиля крюк для открывания крышки колодца, подбегает к гидранту, подхватывает крюком ушко крышки и сильным рывком отбрасывает ее на землю. Крюк кладет на землю, опускается на колено, снимает крышку гидранта. Затем возвращается к автомобилю, открепляет колонку и подносит ее к гидранту, ставит на стояк гидранта, вращает колонку по ходу часовой.стрелки до отказа (рис. 10). Ручку центрального ключа берет обеими руками и плавно вращает против часовой стрелки (справа налево), в результате чего стояк гидранта и колонка наполняются водой.

Рис. 10. Установка колонки на гидрант

Для подачи воды от колонки в насос через всасывающие рукава или в напорную линию по команде "Воду - дать" пожарный открывает запорные вентили колонки. Вода поступает от колонки по всасывающим рукавам к насосу.

По команде "Колонку - убрать" пожарный берется обеими руками за ручку центрального ключа и вращением по ходу часовой стрелки (слева направо) закрывает клапан гидранта. Затем за патрубки колонки вращает колонку сплава налево до отказа, поднимает колонку вверх, подносит ее к автомобилю, укладывает в ящик. После этого возвращается к гидранту, закрывает откидную крышку стояка и крышку колодца гидранта.

Установка автонасоса (автоцистерны) на гидрант. Автомобиль устанавливается в 3-3,5 м от гидранта. Автонасос (автоцистерна) ставится на гидрант по команде "Автонасос (автоцистерну) на гидрант № (указать способ соединения насоса с гидрантом) - ставь".

При соединении насоса с колонкой двумя мягкими рукавами пожарный готовит гидрант и устанавливает колонку, затем берет два мягких рукава из ящика автомобиля и присоединяет их к патрубкам колонки, водитель отсоединяет заглушку, присоединяет водосборник к всасывающему патрубку насоса, присоединяет мягкие рукава к водосборнику. Затем пожарный наполняет стояк гидранта и колонку водой, открывает вентиль колонки, водитель готовит насос для подачи воды в напорную рукавную линию.

Пуск воды в рукавную линию от насоса производится по команде "Воду (указать давление) - дать". Водитель открывает вентиль сначала одного напорного патрубка насоса, затем другого и постепенно дает двигателю необходимую частоту вращения, доводя давление по манометру до величины, указанной в команде.

Прекращение подачи воды в рукавную линию производится по команде "Воду - остановить". Водитель переводит работу двигателя на малую частоту вращения, выключает сцепление двигателя с насосом и закрывает вентиль напорного патрубка насоса. Если необходимо временно остановить подачу воды, сцепление двигателя с насосом не выключается, двигатель переводят на малую частоту вращения и вентиль напорного патрубка насоса закрывают.

По команде "Отбой" автонасос (автоцистерна) снимается с водоисточника.

Установка автонасоса (автоцистерны) на водоем. По команде "Автонасос (автоцистерну) на водоем № (указать количество всасывающих рукавов) - ставь" водитель отсоединяет заглушку всасывающего патрубка насоса, становится на подножку автомобиля, освобождает крепление всасывающих рукавов. Пожарный подбегает к автомобилю, берет из ящика всасывающую сетку, с веревкой, относит их к водоему и кладет на землю, подбегает к автомобилю, останавливается против водителя и вместе с ним снимает (последовательно один за другим) всасывающие рукава, которые кладут на землю - один у насоса, второй - за первым в сторону водоисточника; водитель подбегает к насосу, поднимает рукав, присоединяет его к всасывающему патрубку и, заворачивает ключом до отказа головку. Пожарный поднимает обеими руками рукав, зажимает его коленями и присоединяет к нему сетку, затем водитель и пожарный соединяют рукава между собой и завинчивают головку. После этого пожарный берет сетку с концом рукава, разматывает веревку, опускает рукав в воду так, чтобы она покрыла сетку, и привязывает свободный конец веревки за любой ближайший предмет. Водитель готовит насос для подачи воды в рукавную линию.

Забор воды из открытого водоисточнику с помощью гидроэлеватора Г-600. По команде "Автоцистерну для забора воды из водоема (реки) при помощи гидроэлеватора - ставь" пожарный № 1 прокладывает рукавную линию Л от насоса к гидроэлеватору. Пожарный № 2 берет гидроэлеватор, подносит к водоему, присоединяет рукава к гидроэлеватору, опускает его в водоем, наблюдает за работой гидроэлеваторной системы. Пожарный № 3 прокладывает рукав Л от гидроэлеватора к автоцистерне. Пожарный № 4 опускает рукав Л в горловину цистерны и следит за уровнем воды в цистерне. Водитель готовит насос для забора воды и при полной готовности гидроэлеваторной системы включает в работу насос.

Установка пожарной насосной станции ПНС-110 на водоем. Расчет 3 человека - водитель, моторист-дизелист и пожарный. По команде "Пожарную насосную станцию на водоем - ставь" моторист-дизелист- включает дизель для прогрева, поднимается на кузов автомобиля, открепляет всасывающую сетку и передает ее пожарному. Пожарный принимает всасывающую сетку от моториста, относит ее на 8 м от насоса в сторону водоисточника, кладет на землю. Водитель снимает лебедку с автомобиля и готовит ее для установки на всасывающий патрубок. Моторист берет растяжки лебедки и закрепляет их за крючки. Затем водитель отвинчивает заглушки от всасывающего патрубка насоса, все трое вынимают правый по ходу автомобиля всасывающий рукав, моторист и пожарный поднимают конец рукава к патрубку насоса и поддерживают рукав так, чтобы при навинчивании рукава на всасывающий патрубок насоса не было перекосов, присоединяют его к всасывающему патрубку, водитель завинчивает ключом накидную гайку до отказа. Снимают второй рукав и кладут его между всасывающей сеткой и рукавом. Моторист и пожарный держат рукава, а водитель присоединяет накидную гайку одного рукава к штуцеру второго рукава. Далее моторист и пожарный соединяют всасывающую сетку с рукавом. Моторист держит рукав, пожарный- сетку, водитель соединяет сетку с рукавом.

Пожарный присоединяет трос лебедки к середине 2-РО всасывающего рукава. Водитель и моторист при помощи лебедки поднимают всасывающий рукав и сетку "на нужную высоту для забрасывания сетки в водоем.

Затем водитель садится в кабину, подает автомобиль задним ходом к водоему. Моторист и пожарный наблюдает за движением автомобиля и рукавов, после чего моторист и пожарный при помощи лебедки опускают всасывающую сетку в водоем на глубину не менее 1 м. Водитель готовит насос для забора воды. По команде "Отбой" пожарная насосная станция снимается с водоема. Производятся действия, обратные установке станции на водоем.

Установка переносной и прицепной мотопомп на водоем с подачей воды. Переносную пожарную мотопомпу устанавливает на водоем расчет из двух человек: моторист (водитель) и пожарный по команде "Мотопомпу (указывается место) - ставь". Моторист и пожарный снимают с автомобиля мотопомпу;

переносят ее и устанавливают у водоема, возвращаются к автомобилю, берут всасывающий рукав и сетку, соединяют их между собой и присоединяют рукав к мотопомпе. Пожарный опускает рукав с сеткой в водоем. Моторист работает на мотопомпе.

Прицепную мотопомпу устанавливает на - водоем расчет из двух человек: моторист (водитель) и пожарный по команде "Мотопомпу на водоем - ставь". Моторист и пожарный отсоединяют мотопомпу от автомобиля; пожарный присоединяет всасывающую сетку к всасывающему рукаву и опускает в водоем, моторист присоединяет всасывающий рукав к всасывающему патрубку и работает на мотопомпе.

Пуск воды в рукавную линию производится по команде "Воду (указывается давление) -дать". Водитель (моторист) заводит мотопомпу, забирает воду, повышает давление, открывает вентиль напорного патрубка насоса и постепенно повышает давление, указанное в команде.

Изменение давления в рукавной линии регулируется соответствующими командами "Давление три (четыре, пять) и т. д. - дать". Водитель (моторист), регулируя работу двигателя и наблюдая за манометром, уменьшает или увеличивает давление в насосе. Прекращение подачи воды в рукавную линию производится по команде "Воду - остановить". Моторист переводит работу двигателя на малые обороты, выключает сцепление двигателя с мотопомпой и закрывает вентиль напорного патрубка насоса. &о команде "Мотопомпу - убрать" моторист останавливает двигатель мотопомпы, пожарный отсоединяет всасывающий рукав и убирает его.

Задача пожарной колонки – обеспечить полноценное использование подземного гидранта. Обычно это устройство применяется при нехватке воды в резервуарах. Возможность отбора из водопроводной сети является важным условием обеспечения пожарной безопасности в населенных пунктах и на объектах инфраструктуры. Колонка позволяет подсоединять рукава к трубам, не спускаясь в колодец.

Правила монтажа

Установка колонки на пожарный гидрант должна выполняться при соблюдении следующих правил:

  • Обязательно использование крагов или перчаток.
  • Крышка люка колодца открывают при помощи лома или крюка. Также могут использоваться другие специализированные инструменты.
  • Не допускается перекос колонки. Для этого следует тщательно контролировать процесс установки на резьбовое соединение. Перекос может привести к срыву резьбы.
  • Подача воды осуществляется при перекрытых напорных патрубках.
  • Кран гидранта открывают только плавно. В противном случае возможен гидравлический удар и срыв колонки с резьбы.
  • При открывании крана пожарный должен стоять в стороне. Обязательно следует отклонить голову, чтобы она не находилась над колонкой.
  • Снимать колонку с гидранта необходимо после проверки закрытия кранов и отсутствия воды.

Колонка может использоваться только в целях пожаротушения, а также для технического обслуживания и промывки водопровода. Любое другое применение запрещено. Эксплуатация пожарных колонок осуществляется в соответствии с нормами ГОСТ 7499 95. Если хотя бы одно из требований ГОСТа не соблюдается, должно быть проведено обслуживание колонки с устранением возможных неполадок.

Порядок установки

Монтаж колонки нарядом МЧС осуществляется следующим образом:

  1. Открывание люка специальным инструментом.
  2. Накручивание колонки на резьбовое соединение гидранта.
  3. Подсоединение к колонке шлангов.
  4. Регулировка давления.
  5. Открывание вентилей.

Главный недостаток подземного ПГ (пожарного гидранта) – необходимость открывания люка и установки колонки. Это требует дополнительного времени. Поэтому очень важно соблюдать все правила, чтобы не допустить аварийной ситуации.

Похожие новости не найдены.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году