Реестр недобросовестных поставщиков ржд. Что такое реестр недобросовестных поставщиков, для чего он нужен, какая информация в нем содержится и как в него не попасть? Что такое реестр недобросовестных поставщиков
От 5 апреля 2013 года. Обязанность ведения реестра возложена на контролирующий орган – России. Сотрудники службы принимают сообщения о нарушениях, допущенных участниками контрактной системы, анализируют обстоятельства дела и выносят соответствующие решения.
Если доказательства вины будут предоставлены, запись о недобросовестном поставщике (подрядчике или исполнителе) появится в специальном разделе ЕИС.
Какие сведения содержит РНП?
Сведения о недобросовестных поставщиках в обязательном порядке публикуют в единой информационной системе. Заказчик должен направлять уведомление с приложением полного комплекта документов. Пренебрежение правилами грозит административной и дисциплинарной ответственностью.
Решение о внесении записи принимает комиссия антимонопольной службы. Отражению в реестре подлежит следующая информация:
- полные данные о лице, включая фирменное наименование, место нахождения и организационно-правовую форму;
- перечень собственников компании, описание учредителей;
- дата проведения закупочной процедуры;
- сведения об отказе участника заключить контракт;
- реквизиты решения о признании несостоявшимся электронного аукциона/конкурса по вине нарушителя;
- дата подписания спорного контракта и его краткая характеристика (объект, цена, сроки);
- причины расторжения соглашения;
- день составления записи.
С наступлением 2017 года в РНП будут отражать также идентификационный код закупки.
Особенности процедуры
В РНП попадают участники закупочной деятельности, допустившие грубые нарушения условий сотрудничества. Единая база служит инструментом защиты от недобросовестности контрагентов.
Процедура внесения записи состоит из нескольких этапов:
- подготовка документации заказчиком;
- рассмотрение материалов комиссией ФАС РФ;
- вынесение решения;
- внесение информации в реестр;
- публикация данных в ЕИС.
Причиной включения в список является виновное поведение лица, приведшее к срыву закупочной процедуры или расторжению контракта в одностороннем порядке.
Если в процессе рассмотрения документов комиссия обнаружит недочеты или неточности, заказчику направляют дополнительный запрос. Исправить нарушения отправитель обязан в течение 3 суток.
Проверку фактов специалисты ФАС РФ проводят на протяжении 10 дней. Лицо, в отношении которого подано заявление, вправе представить доказательства своей добросовестности. Комиссия обязана рассматривать вопрос объективно и беспристрастно. Предприниматель, либо представители компании, включенные в РНП, могут оспорить решение службы.
Срок нахождения записи в реестре недобросовестных поставщиков ограничен. Через 2 года информация удаляется. Сократить этот период невозможно. Единственный вариант – добиться решения суда об исключении сведений.
В завершение напомним, что включение нарушителя в РНП является далеко не единственным наказанием. Срыв закупочной процедуры или отказ от исполнения контракта чреват внушительными финансовыми санкциями. Виновное лицо обязано возместить заказчику все причиненные убытки, а также оплатить штраф.
Впервые такой механизм защиты интересов заказчиков как Реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) был введен ФЗ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и довольно быстро доказал свою эффективность. Действенность такого способа защиты обусловлена тем, что РНП фактически на 2 года лишает предпринимателя доступа к государственным и муниципальным заказам. Для лиц, чей рынок сбыта охватывается бюджетной сферой (медицинское оборудование, лекарственные препараты, строительство автомобильных дорог и т.п.) такой запрет приравнен к «выкидыванию» с рынка.
При принятии ФЗ от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон 223-ФЗ) был учтен имеющийся опыт ведения РНП и в Закон 223-ФЗ были включены соответствующие положения.
Как и РНП в области контрактной системы (государственных и муниципальных заказов) ведение РНП в сфере действия Закона 223-ФЗ осуществляется органами Федеральной антимонопольной службы (пп. 5.3.4. постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 331). Общий срок нахождения сведений в РНП по Закону 223-ФЗ составляет 2 года, по истечении которых информация из него исключается.
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона 223-ФЗ в РНП включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Особенностью ведения РНП согласно Закону 223-ФЗ является то, что сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, включаются в РНП только в том случае, если заключение договора по итогам закупки являлось обязательным. Поэтому при решении вопроса о возможности включения лица в РНП необходимо проанализировать соответствующее Положение о закупках и закупочную документацию. Как правило, к случаям обязательного заключения договора относятся торговые процедуры (конкурс, аукцион, электронный аукцион и т.п.) и не относятся иные способы закупок (запрос предложений, запрос цен, запрос котировок и т.п.).
При включении в РНП сведений о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты судом в связи с существенным нарушением необходимо учитывать следующие обстоятельства:
1) до обращения в суд с иском о расторжении договора заказчик обязан соблюсти досудебный порядок разрешения спора в соответствии с п. 2 ст. 452 ГК РФ;
2) в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, в том числе, в порядке ст. 310 ГК РФ сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в РНП не включаются;
3) действующим законодательством не предусмотрено обязательное вступление в силу соответствующего судебного решения. Поэтому, с формальной точки зрения для включения в РНП сведений о поставщиках (исполнителях, подрядчиках) достаточно решения суда первой инстанции, однако, на практике органы ФАС не осуществляют включение сведений в РНП до момента вступления решения суда в силу.
Перечень сведений, включаемых в РНП, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в ФАС РФ, порядок ведения РНП, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения РНП установлены постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Необходимо отметить, что вопреки расхожему мнению направление информации о недобросовестных участниках закупки в ФАС является обязанностью Заказчика, а не его правом. Указанный вывод следует из п.п. 2, 4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утв. постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 г. N 1211. За ненаправление такой информации предусмотрена административная ответственность в размере от 10 000 до 15 000 рублей (для должностных лиц) или от 30 000 до 50 000 рублей (для юридических лиц) согласно ст. 19.7.2-1 КоАП РФ.
Для отказа в допуске участнику закупки, сведения о котором включены в РНП, заказчику необходимо обязательно устанавливать соответствующее требование в закупочной документации, при этом заказчик вправе также включить требование об отсутствии сведений об участнике в РНП, ведение которого осуществлялось в порядке, действовавшем до 01.01.2014 г. (по Закону 94-ФЗ).
Для получения более подробной консультации рекомендуем обратиться в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко, д. 20 В, офис 414, тел. 8-912-351-26-42.
Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.
Вокруг этого реестра очень много шума. Каждый поставщик в своих действиях боится совершить глупую ошибку и попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Как избежать таких ошибок? Что нужно делать, а что не нужно? Подробно расскажем в статье.
Что это такое
Реестр недобросовестных поставщиков - реестр участников тендеров, которые нарушили какие-то условия до заключения контракта или вовремя, и заказчик их направил в РНП. Этот реестр общедоступен, и каждого участника можно проверить самолично до совершения сделки на сайте ЕИС .
Также в 44-ФЗ предусмотрено основное требование, которое заказчик может установить и тогда система проверит участника за него, и даст заключение – состоит участник в перечне или нет.
Для кого опасен реестр
В равной мере опасен и для участников тендеров и для заказчиков. Для участников важно соблюдать все правила госзакупок и выполнять свои обязательства по контракту в полном объеме и в точные сроки. Иначе участник тендера может решиться, возможно, основного заработка и, конечно же, своей репутации. Так как если участник тендера попадает в список, он не может участвовать в тендерах. Скорее всего, и после исключения, мало кто из заказчиков захочет работать с таким участником.
Причем, если участник тендера имеет несколько фирм сразу, то в перечень могут попасть сразу все его фирмы, в которых участник будет учредителем. Для заказчиков – также важно помнить все сроки и относиться внимательно к своей работе. Иначе заказчик может попасть под административную ответственность за несвоевременное направление документов участника в РНП или составление протокола отказа от заключения контракта, а может не включения участника вовсе.
Как проверить поставщиков по открытым источникам
Редакция составила обновленный перечень реестров и открытых источников, которые заказчик вправе использовать при проверке. Часть проверок теперь перешла в ведение электронных площадок, но заказчик по-прежнему сверяет важные сведения об участнике закупок.
Проверить поставщикаКто рассматривает документы участников на включение в РНП
Орган, ответственный за решение о включении или отказе включения участника тендера в РНП – это федеральная антимонопольная служба. Каждый заказчик, в зависимости от региона, должен направлять все документы в региональную ФАС. И уже после рассмотрения документов, региональная ФАС решает – их это компетенция или нет. Если окажется, что такое дело не в компетенции региональной ФАС, то дело будет перенаправлено в головную ФАС. И если такая ситуация случается, то заказчик будет уведомлен об этом и срок начнет идти заново.
Реестр недобросовестных поставщиков
В ходе вебинара Вы узнаете:
Как попасть в реестр;
Как исключаться из перечня.
Почему могут включить в РНП
В реестр недобросовестных поставщиков могут включить только:
- если участник тендера уклонился от заключения контракта;
- если произошло какое-то существенное нарушение условий контракта участником тендера.
Хотя существует достаточно много различных версий, когда можно включать, а когда нет. Все эти версии сводятся к двум этим причинам.
При каких случаях включать в РНП нельзя
Случаев также всего два:
- нельзя направить участника тендера, если он по результатам торгов стал вторым, он конечно должен заключить контракт с заказчиком, но, если все же такая ситуация возникнет, что он отказывается от заключения. В таком случае заказчик не имеет права включать второго участника в РНП;
- нельзя направить, если контракт между заказчиком и участником расторгается по соглашению сторон.
Что должно содержаться в перечне
Какие документы и информацию должен предоставить заказчик в ФАС, и что потом будет отражено в реестре недобросовестных поставщиков?
Заказчик обязательно должен предоставить следующие сведения:
- наименование фирмы и ФИО руководителя фирмы участника тендера, а также ИНН;
- ФИО всех учредителей фирмы участника тендера, а также членов коллегиальных советов и т.д.;
- дата проведения тендера, если участник уклонился от заключения контракта, то дату признания несостоявшимся тендер, а также дату неисполнения контракта, если контракт был исполнен;
- объект тендера, цену контракта и срок исполнения контракта, а также ИКЗ тендера;
- дата расторжения контракта и обоснование этого расторжения, если расторжение было в одностороннем порядке или по решению суда.
Проверка по РНП
Сервис поможет проверить участника закупки на наличие записи о нем в РНП по 44-ФЗ. Результат проверки подскажет состоит ли поставщик в перечне на момент проверки или был ли вообще там когда-то зарегистрирован.
Эти документы заказчик направляет ФАС. После рассмотрения документов ФАС принимает одно из двух решений: включить участника тендера или нет. Если ФАС включает участника тендера в реестр, то также ко всем этим сведениям направленным заказчиком добавляется дата включения участника и срок, через который его оттуда исключат.
Этот срок составляет 2 года. В эти два года участник тендера не сможет участвовать в системе госзакупок по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.
Важно
Если другая фирма, в которой одним из учредителем есть участник тендера, который попал в РНП, хочет подать заявку, а участие в каком-либо тендере. То такую заявку заказчик должен отклонить, если у заказчика в требованиях к участникам тендера стоит требование о проверки участников в РНП.
В какие сроки нужно направить сведения об участнике в РНП, чтобы не попасть под штрафы
Заказчик направляет сведения в течение 3 рабочих дней, если участник тендера признан уклонившимся. А также если участник тендера не исполнял или в исполнении контракта были серьезные нарушения, то заказчик в течение 3 рабочих дней после расторжения контракта направляет сведения в РНП.
Как только ФАС получает документы на рассмотрение, начинает проверять их и на такую проверку необходимо 5 рабочих дней. Если ФАС принимает решение о включении в РНП, то после такого решения у ФАС есть 3 рабочих дня на включение в сам реестр такого участника.
Если же ФАС считает, что такой информации, которую предоставил заказчик недостаточно для выяснения, то в течение 3 рабочих дней направляет заказчику письмо о том, что необходимо предоставить дополнительно документы. И дальше у заказчика есть также 3 рабочих дня, чтобы дополнительную информацию для ФАС собрать и направить.
Как можно подавать документы на участника тендера в ФАС
Заказчику можно подать документы, либо направив официальное письмо со всем пакетом документов, то есть на бумажном носителе. Либо можно направить этот же пакет документов в электронной форме. Для этого понадобиться ЭЦП.
Вложенные файлы
- Обращение в ФАС включить поставщика в РНП (победитель уклонился от контракта).pdf
Если победитель закупки откажется от заключения контракта, его признают недобросовестным поставщиком, и ФАС внесет данные о нем в специальный реестр. После этого в течение двух лет заказчики не будут выбирать компанию как исполнителя контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков (РНД) - это перечень компаний, которые уклонились от заключения контракта или контракт с которыми расторгли (по решению суда или по инициативе заказчика в одностороннем порядке). Компания может попасть в такой реестр, если нарушит правила закупок по закону или . Для компании включение в реестр недобросовестных поставщиков означает, что ее не будут выбирать в качестве контрагента в других закупках. Формально этого ограничения нет, но на практике госзаказчик проверяет вероятных контрагентов и отдает предпочтение тем, о ком нет негативных сведений. Многие заказчики прямо указывают в конкурсной документации, что участник закупки не должен значиться в реестре (ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, ч. 7 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Кроме того, базой недобросовестных поставщиков пользуются частные организации при проверке контрагентов. Если компанию отметят в реестре, это может отрицательно сказаться на всей договорной деятельности.
Недобросовестного поставщика в реестр вносит ФАС
Ведением реестра занимается Федеральная антимонопольная служба РФ. Ведомство вносит в перечень информацию об участниках закупки на основании (утв. ). Реестр ведут в электронном виде, он доступен на сайте Единой информационной системы . Это открытый источник, которым можно бесплатно пользоваться в ходе проверки поставщика. Данные о компании в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ или по 223-ФЗ вносят на два года. По истечении этого периода сведения из реестра убирают (ч. 8–9 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, ч. 5 ст. 5 Закона № 223-ФЗ).
Данные о компании добавят в реестр при отказе от контракта
Согласно правилам закона 44-ФЗ компанию признают недобросовестным поставщиком и внесут информацию об этом в реестр, если:
- Госаказчик расторг контракт с данным поставщиком в судебном порядке.
- Госзаказчик отказался от исполнения контракта , поскольку поставщик существенно нарушил условия сделки. Существенный признают нарушение, вследствие которого заказчик лишится того, на что рассчитывал при заключении договора ().
- Победитель закупки сам уклонился от заключения контракта (ст. 104 Закона № 44-ФЗ).
Правила ФЗ-223 не предусматривают одностороннего отказа заказчика (ч. 2 ст. 5 Закона № 223-ФЗ).
Уклонение от договора грозит признанием недобросовестным поставщиком и включением в реестр
Сведения о компании включат в реестр недобросовестных поставщиков в случае уклонения от заключения договора. Это произойдет, если участник закупки победит и при этом:
- не подпишет в срок проект контракта или не передаст все экземпляры заказчику;
- не представит обеспечение или выписку из ЕГРЮЛ, когда она требуется;
- при снижении цены более чем на 25% не представит информацию о своей добросовестности или передаст недостоверные сведения,
- не представит обоснование своей цены сделки (ч. 3 ст. 54, ч. 13 ст. 70, ч. 1 ст. 91, ч. 11 ст. 78, ч. 17 ст. 83, ч. 5 ст. 37, ч. 10 ст. 37 Закона № 44-ФЗ).
Есть случаи, когда победитель вправе отказаться от заключения контракта после завершения торгов. Это возможно, если заказчик:
- хочет заключить сделку на условиях, которые отличаются от изначально заявленных;
- требует обеспечения контракта в сумме выше, чем указано в документации.
По правилам ФЗ-44 в реестр включают полные данные о недобросовестном поставщике
На основании ст. 104 Закона 44-ФЗ в реестре недобросовестных поставщиков отмечают:
- наименование компании или ее фирменное наименование;
- место нахождения компании;
- ИНН или его аналог, если участник закупки - иностранное лицо;
- ФИО учредителей компании и членов органов управления; если учредитель компании - другое юридическое лицо, наименование и ИНН учредителя;
- сведения об объекте закупки, цене контракта и сроке исполнения;
- идентификационный код закупки;
- дату проведения закупки – если компания уклонилась от заключения договора;
- дату признания закупки несостоявшейся – если единственный участник уклонился или отказался от заключения контракта;
- дату заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
- основания и дату расторжения контракта – если сделку прекратили в судебном порядке или по воле заказчика в одностороннем порядке;
- дату внесения сведений.
Включение в реестр происходит по информации заказчика
Для включения в реестр недобросовестных поставщиков информации о компании заказчик передает в ФАС:
- данные о компании-поставщике (подп. 1 и 2 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
- данные о дате закупки или заключения контракта (п. 3 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
- выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок или из итогового протокола в части определения участника закупки, заявке или предложению которого присвоили второй номер;
- доказательства, что компания-победитель уклонилась от контракта;
- копию решения суда о расторжении контракта;
- письменное обоснование, почему заказчик принял решение отказаться от контракта в одностороннем порядке.
Заказчик должен передать сведения в ФАС в течение трех рабочих дней с даты подписания договора с участником, заявка которого была под вторым номером (ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ). В то же срок нужно известить антимонопольную службу, если контракт расторгли по решению суда или заказчика (ч. 6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ). Если компания, которая уклонилась от контракта, была единственным участником закупки - то документы в ФАС передают в течение пяти дней с момента окончания срока подписания контракта (ч. 5 ст. 104 Закона № 44-ФЗ). После передачи документов ведомство в течение десяти дней проверяет поступившую информацию и принимает решение, следует ли ее вносить в реестр недобросовестных поставщиков. Если компания не согласна с решением ФАС, она