Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

От кого последовал декрет 3 в белоруссии. Декрет «о тунеядцах» спускают на тормозах. Уход на каком сроке

В статье расскажем, как оформить декретный отпуск в 2020 году и рассчитать выплаты по новому закону. Отметим, что в законодательстве РФ нет такого понятия «декретный отпуск». Это выражение является распространенным в нашей стране жаргонным названием двух видов отпуска, следующих друг за другом, как правило, без перерыва, и оформляемых по-разному:

  1. отпуск по беременности и родам;
  2. отпуск по уходу за ребенком.

Расскажем, как оплатить отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком в 2020 году. При этом обратите внимание на срочные изменения по этой теме: .

Декретный отпуск - это…

Понятие такого отпуска устаревшее. На сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации такого словосочетания не встретить. Но в народе под данным определением часто имеют в виду перерыв в работе разной продолжительности и разного назначения – связанный с рождением ребенка или связанный с его воспитанием.

На самом же деле словосочетание появилось благодаря советскому декрету «О пособии по беременности и родам», появившемуся в 1917 году. Декрет – это правовой акт, выпускаемый органами власти в государстве. Данное понятие до сих пор используется в законодательной системе некоторых стран мира, в т. ч. в Белоруси. В России данный термин в отношении законодательных актов не используется с советских времен.

Расчет декретного отпуска онлайн

Рассчитайте декретные за 1 минуту на онлайн калькуляторе в программе БухСофт.

Рассчитать декретные онлайн


Ниже вы можете воспользоваться специально разработанным калькулятором, позволяющим без ошибок рассчитать пособие по беременности и родам за любой период.

Документы для предоставления отпуска по беременности и родам и расчета пособия в 2020 году

Беременная сотрудница, отправляясь в отпуск по беременности и родам должна предоставить работодателю заявление о предоставлении отпуска, заявление о предоставлении пособия по беременности и родам, больничный лист, в котором будут указаны даты отпуска по беременности и родам.

На основании этих документов, бухгалтер составляет приказы о предоставлении декретного отпуска, рассчитывает пособие и выплачивает беременной сотруднице.

Как оформить декретный отпуск в 2020 году

Перед тем как уйти в декретный отпуск и получить свои декретные, ваша сотрудница приносит в отдел кадров и бухгалтерию следующие бумаги:

  1. справку о постановке на учет в женской консультации на ранних сроках беременности - до 12 недель (при наличии)
  2. документы, удостоверяющие личность;
  3. , если сотрудница работала в другой компании;
  4. номер банковского счета или карты, куда будет перечисляться пособие.

Образец больничного по беременности и рода

Срок декретного отпуска

Отпуск по беременности и родам предоставляйте работающим женщинам в следующем порядке:

  1. на 70 календарных дней до дня родов и на такое же количество дней (всего 140) - после рождения малыша;
  2. на 70 календарных дней до дня родов и на 86 дней после рождения ребенка (всего 156) - если роды были осложненными;
  3. на 84 дня до дня родов и на 110 дней после родов (всего 194) - при рождении двух и более детей (в случае многоплодной беременности).

Как посчитать декретный отпуск в 2020 году

Для выплаты пособия по беременности и родам формула такая (п. 4 и 5 ст. 14 Закона № 255-ФЗ):

В свою очередь средний заработок считают так:

Напомним: 730 – это число календарных дней в расчетном периоде (365 дней за 2019 год и 365 дней за 2018 год). При этом из указанного периода (730 календарный день) нужно исключить определенные дни, если таковые были. А из доходов – соответственно суммы, начисленные за эти дни. Какие именно дни нужно исключать, указано в таблице ниже.

Дни, исключаемые из расчетного периода при начислении декретного и детского пособий (п. 3.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ)

Периоды, которые нужно исключить при расчете среднего заработка

Период временной нетрудоспособности

Отпуск по беременности и родам

Отпуск по уходу за ребенком

Дни, когда женщину освобождали от работы по законам РФ с полным или частичным сохранением зарплаты, при условии, что с сохраняемой зарплаты не платились взносы в ФСС

Рассчитанный средний заработок сравните с максимально возможным значением. Если ваш результат оказался больше, для начисления пособия надо брать именно эту сумму (п. 3.3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

Далее сравните сумму с установленным минимумом. Минимальное пособие по беременности и родам, на которое может рассчитывать женщина, считается исходя из МРОТ. МРОТ в 2020 году равен 12 130 руб. Значит минимум декретного пособия в 2020 году составляет 55 831,23 руб. (12 130 руб. x 24 мес. : 730 дн. x 140 дн.) (п. 15 (3) Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375). Соответственно, вы не можете выплатить сумму меньше установленного минимума в 2020 году.

Нужно ли платить налоги с декретного пособия в 2020 году

Декретное пособие НДФЛ не облагаются.

Также оно не подлежит обложения страховыми взносами (подп. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ и подп. 1 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ).

Как правильно называется такой отпуск

Часто от женщины можно услышать, что она два-три года провела в декрете, подразумевая при этом отсутствие на работе в связи с уходом за маленьким ребенком. На самом же деле такая фраза ошибочна. Как мы выяснили в предыдущем разделе, официальное название отпуска, которое используется в законодательстве, – отпуск по беременности и родам.

По этой причине словосочетание «декретный отпуск по беременности и родам» звучит бессмысленным нагромождением. Собеседник поймет, что имеется в виду, а вот в официальных документах такую фразу использовать неуместно.

Бывает ли такой отпуск по уходу за ребенком

В быту женщины часто называют декретным и отпуск по уходу за ребенком. Но если по контексту разговора собеседник и сможет понять, что имеется в виду именно отпуск по уходу за ребенком до полутора или до трех лет, то в заявлениях на имя работодателя, приказах и иных документах такое понятие совершенно недопустимо.

Отпуск по беременности и родам (в народе декретный) и отпуск по уходу за ребенком – это два разных вида отпуска, оформляемые на разных основаниях.

Для того чтобы не путаться в определениях, следует запомнить 4 факта:

  1. Понятие декретного отпуска в законодательстве современной России отсутствует.
  2. Отпуск по беременности и родам предоставляется на основании заявления и больничного листа и оплачивается работодателем за счет средств Соцстраха исходя из 100% от среднего заработка.
  3. Отпуск по уходу за ребенком до полутора лет предоставляется на основании заявления и свидетельства о рождении ребенка и оплачивается работодателем за счет средств Соцстраха исходя из 40% от среднего заработка.
  4. Отпуск по уходу за ребенком до трех лет предоставляется на основании заявления и свидетельства о рождении и не оплачивается (не считая 50 руб. в месяц за счет работодателя).

Что говорит Трудовой кодекс РФ про такой отпуск

Повторимся, в законодательстве, в том числе трудовом, понятие такого отпуска отсутствует. Но статья 255 Трудового кодекса посвящена именно отпуску по беременности и родам. В данной главе указывается максимальная продолжительность такого перерыва в работе, на который может рассчитывать женщина, а также порядок его оформления.

Когда дают

Как говорится в ст. 255 ТК РФ, основанием для оформления отпуска по беременности и родам является листок нетрудоспособности. Согласно раздела VIII приказа Минздравсоцразвития от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности», больничный по беременности и родам выдается:

  • в 30 недель беременным женщинам при нормальном течении беременности;
  • в 28 недель беременным женщинам, если ожидается появление на свет нескольких детей;
  • на сроке от 22 до 30 недель при преждевременных родах (минимальная продолжительность больничного в таком случае – 156 дней);
  • при прерывании беременности на сроке до 21 недели (минимальная продолжительность больничного в таком случае – 3 дня, максимальная – фактическая продолжительность нетрудоспособности);
  • при усыновлении ребенка возрастом до трех месяцев (на такой больничный также вправе рассчитывать также только женщина, п. 53 Порядка № 624н).

Срок отпуска

Продолжительность отпуска по беременности и родам также зависит от того, как протекает беременность женщины, сколько малышей она вынашивает и подобных причин. Все сроки тоже прописаны в разделе VIII приказа Минздравсоцразвития от 29.06.2011 № 624н. В таблице ниже вы найдете подробную информацию о том, в каких случаях какая продолжительность положена:

Основание

Продолжительность

Примечание

Нормально протекающая беременность, в результате которой на свет появляется один ребенок

140 календарных дней

Выдается в обычном режиме за 70 дней до предполагаемого появления на свет малыша

Роды с осложнениями при беременности одним ребенком

156 (140 + 16) календарных дней

Выдается в обычном режиме за 70 дней до предполагаемого появления на свет малыша. По окончании родов выписывается продолжение листка нетрудоспособности на 16 дней.

Нормально протекающая беременность, в результате которой планируется появление на свет более одного ребенка

194 календарных дня

Выдается в обычном режиме за 84 дня до предполагаемого появления на свет малышей. Продолжительность больничного не уменьшается даже в случае, если в результате осложнений фактически родится один ребенок, а не несколько.

Беременность несколькими детьми, когда данный факт выявляется только в процессе родов

194 (140 + 54) календарных дня

Выдается в обычном режиме за 70 дней до предполагаемого появления на свет малыша на срок 140 дней. По результатам родов выписывается продолжение больничного на 54 дня.

Беременность, завершившаяся преждевременными родами на сроке от 22 до 30 недель

156 календарных дней

Выдается с даты преждевременных родов сразу на весь срок

Беременность и роды женщин, проживающих или работающих в зонах, где есть радиационные загрязнения

160 календарных дней

176 календарных дней при осложненных родах

200 дней при беременности двойней и более

Выдается за 90 дней до предполагаемой даты родов. Если роды преждевременные, то сроки больничного стандартные, т. к. для данной категории женщин закон предусматривает увеличение только дородового отпуска.

Усыновление ребенка младше трех месяцев

70 календарных дней

Выдается со дня усыновления

Усыновление двух и более детей младше трех месяцев

110 календарных дней

Выдается со дня усыновления

Иногда в определении продолжительности отпуска по беременности и родам в случае осложненных родов при многоплодной беременности возникают разночтения. Некоторые считают, что указанные в Порядке № 624н 16 дней (п. 48) должны увеличивать заявленную продолжительность больничного при многоплодной беременности в 194 дня. Это не так. Ст. 255 ТК РФ более четко указывает, что максимальная продолжительность больничного по беременности именно 194 дня. Процесс появления на свет нескольких детей уже считается сложными родами, и чиновники предусмотрели этот факт при определении продолжительности послеродового отпуска для таких мам.

За сколько дней до родов уходят

Выше в таблице уже указаны сроки выдачи больничных, связанных с планируемыми родами. Систематизируем эту информацию.

При беременности одним ребенком больничный выдается за 70 дней до предполагаемых родов.

При беременности двумя и более детьми больничный выдается за 84 дня до родов.

Независимо от количества плодов за 90 дней до родов больничный выдается женщинам, находящимся в зонах с радиацией.

Если по собственному желанию женщина отказывается от получения больничного, а позже все-таки обращается за ним, то продолжительность такого листка нетрудоспособности сокращается на время, прошедшее с даты, когда документ должен быть выдан по закону, до даты фактической его выдачи.

Если больничный не выдан в срок по причине ошибки врача, то продолжительность такого листка нетрудоспособности не сокращается.

Фактически же женщина может продолжать работать и позже даты начала больничного листа. Работодатель предоставляет отпуск только на основании оформленного заявления беременной сотрудницы, к которому прикреплен больничный листок. И заявление женщина может оформить на меньший период. Она может по своему желанию сократить как дородовый, так и послеродовый отпуск. Пособие выплачивается за срок, в котором женщина фактически (то есть по заявлению) находится в декретном отпуске.

Уход на каком сроке?

В п. 46 Порядка выдачи больничных прописано, что беременным женщинам листок нетрудоспособности выдается на 30 неделе.

В этом же пункте указано, что при многоплодной беременности срок выдачи больничного листа – 28 недель.

Женщины, находящиеся в радиоактивных зонах уходят в декретный отпуск еще на неделю раньше.

Сроки до родов и после в таблице

Для удобства в таблице ниже разделены дородовый и послеродовый отпуск. Следует иметь в виду, что даже если фактически роды состоятся не в запланированную дату, общий срок больничного все равно будет считаться от плановой даты родов.

Дородовый отпуск

Послеродовый отпуск

Порядок ухода в отпуск

Для того чтобы получить право на отпуск по беременности и родам, нужно получить больничный лист имеющего соответствующую лицензию медицинского учреждения, где наблюдается беременная женщина или рожает.

При усыновлении больничный лист выдается территориальным роддомом на основании решения суда.

На основании соответствующего листка нетрудоспособности женщина пишет заявление на отпуск по беременности и родам. Продолжительность такого отпуска может отличаться от общей продолжительности больничных листов. Но отличаться может только в меньшую сторону.

Пример заявления вы можете увидеть в следующем разделе.

На основании заявления и документа из медучреждения издается приказ за подписью руководителя. Пример такого заявления вы найдете в следующем разделе.

Расчет декретного отпуска в 2020 году на примере

Сотруднице выдан больничный на срок 140 дней с 12.12.2019 по 30.04.2020. Ее среднедневной заработок рассчитывается на основании доходов за 2018 и 2019 года.

Облагаемые соцвзносами доходы за эти года составили:

  • 632 460 руб. за 2018 год;
  • 684 251 руб. за 2019 год.

Эти величины ниже, чем предусмотренные законодательством лимиты, поэтому для расчета принимаются в полном объеме.

В 2018 году женщина была на больничном в течение 9 дней, соответственно этот период уменьшает продолжительность расчетного периода.

Итого пособие составляет: (632 460 + 684 251) / (365 + 366 – 9) x 140 = 255 317,92 руб.

Проводки

Начисляется пособие по беременности и родам так же, как и обычный больничный. Только если при обычной нетрудоспособности первые 3 дня больничного идут за счет работодателя, то беременность и роды полностью покрываются за счет средств соцстраха. А также пособие по беременности не облагается НДФЛ. Поэтому проводки будут выглядеть следующим образом:

  • Дт 69 Кт 70 – начислено пособие по беременности и родам;
  • Дт 70 Кт 50 (51) – выплачено начисленное пособие.

К счету 69 открывается соответствующий субсчет по учету взаиморасчетов с ФСС.

Расчет отпуска по беременности и родам при отсутствии заработка в прошлых периодах

Выше уже было отмечено, что если среднедневной доход, рассчитанный соответствующим образом, слишком мал, то пособие рассчитывается исходя из МРОТ. Также следует поступить и в случае, если доход у сотрудницы в предшествующие годы отсутствовал вовсе. То есть формула для расчета такого больничного выглядит так:

Но есть исключение. Если доход у женщины отсутствовал по причине нахождения в отпуске по уходу за ребенком, то такая сотрудница может написать заявление на перенесение расчетного периода. Она может перенести один или оба года на год или года, непосредственно предшествовавшие первоначальному расчетному периоду.

Сколько оплачивается и можно ли после родов заменить его на отпуск по уходу за ребенком

Женщина имеет право в любой момент прервать свой отпуск по беременности и родам, написав соответствующее заявление. При этом она может либо выйти на работу, либо уйти сразу в отпуск по уходу за ребенком до полутора или до трех лет. В этом случае пособие по беременности и родам пересчитывается.

Какие еще есть выплаты при уходе в декрет

Будущая мама вправе также рассчитывать на получение выплаты, связанной с постановкой на учет на ранних сроках беременности. Для этого ей нужно получить соответствующую справку в том медучреждении, в котором она наблюдалась на протяжении своей беременности.

Размер такой соцвыплаты, если она назначена в период с 01.02.2018 по 31.01.2019, составляет 613,14 руб. С 01.02.2019 данное пособие будет увеличено.

Как правильно рассчитать

Обращение за помощью при расчете к интернету практически бессмысленно. Средний заработок получится определить только понимая, что из фактического дохода включается в расчет, а что нет. Сделать это может только человек, имеющий отношение к расчету зарплаты.

Подпишитесь на "Упрощенку" и получите 90 дней чтения в подарок!

До 15 января действует самая при подписке на журнал "Упрощенка" - 90 дней в подарок за подписку. Торопитесь оплатить . Подарок за подписку - книга "Упрощенка. Годовой отчет 2019".



Если проанализировать декрет № 3 с поправками, то получается, что основной смысл нормативного акта - взять деньги у обеспеченных семей.

После внесения в начале нынешнего года изменений в декрет № 3 от 2 апреля 2015 года «О предупреждении социального иждивенчества» политический смысл этого нормативного акта поменялся. Были сняты некоторые раздражающие общество факторы, но одновременно внесены новые раздражители.

А началось все с совещания 13 января 2015 года, на котором президент Беларуси поставил задачу разработать направленный против тунеядцев нормативный акт: «Проект декрета должен быть абсолютно адекватен складывающейся в этой сфере обстановке. Не надо ничего бояться. Тунеядцы, бездельники должны работать. Кто не платит налоги - должен платить. Это нормальная, цивилизованная норма».

Следует отметить, что в 2015 году ситуация в экономике уже ухудшилась и Александр Лукашенко лишь по инерции говорил о необходимости мотивировать к труду тех, кто почему-то отлынивает. На самом деле власти стали искать лишнюю копейку для пополнения бюджета. Население же и так искало рабочие места и не могло найти.

Решили пополнить бюджет

На том совещании глава государства подчеркнул: около 500 тысяч трудоспособных жителей Беларуси официально нигде не работают, не платят налоги, но при этом пользуются социальными благами.

«Государство вправе с них спросить: за чей счет вы, господа, будете жить? Эти люди должны работать, платить налоги и жить за свой счет. Социального иждивенчества быть не должно», - говорил тогда Лукашенко, обращаясь к чувству справедливости основной массы населения, которое работало и, соответственно, платило налоги.

Тогда президент дал месяц на разработку декрета, но на подписание нормативного акта вышли лишь в апреле. Разработчикам нужно было продумать, как соблюсти формальности: налоги нельзя вводить задним числом, поэтому вводился не налог, а сбор; в отличие от СССР в Беларуси труд является не обязанностью, а лишь правом, поэтому основной фокус в декрете сделали на борьбу с нелегальными доходами; было необходимо предусмотреть льготы определенным категориям населения.

Но как только декрет «О предупреждении социального иждивенчества» был подписан, он сразу подпал под огонь критики. Нашлись прямые аналогии с подушным налогом (окладом), которым до конца XIX века в царской России облагались крестьяне и мещане. Податные сословия были ограничены свободой передвижения по стране, а вот декрет № 3 ограничил выезд за границу тем, кто не участвует в финансировании государственных расходов.

Собрали негусто

Власти мечтали получить по 20 базовых величин (в 2015 году базовая величина составляла 180 тыс. старых белорусских рублей, или около 10 евро) с каждого из «тунеядцев», только правительство видело уже не 500 тысяч «податных душ», как президент, а порядка 125 тысяч. То есть был ориентир на привлечение 450 млрд старых рублей (или 45 млн новых, или около 25,5 млн евро).

13 января 2017 года в пресс-центре БелТА начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Михаил Рассолько сообщил: «Налоговыми органами в адрес плательщиков направлено около 400 тысяч извещений. Около 24 тысяч граждан уже уплатили сбор. В бюджет поступило более 7 млн рублей. С учетом того, что внесены изменения в декрет, каким-то гражданам будет уменьшена сумма сбора либо его уплата будет полностью отменена. Отдельным гражданам извещения еще будут направлены».

В общем-то, уже можно предварительно оценить, сколько удалось собрать, так как основной срок уплаты сбора декретом № 3 предусматривался до 15 ноября прошлого года. Собрали в шесть раз меньше, чем планировали. Впрочем, подписанный 12 января декрет № 1 перенес окончательный срок уплаты сбора на 20 февраля 2017 года. После этого можно будет подвести окончательный итог.

Если учесть человеко-часы, затраченные чиновниками на поиск социальных иждивенцев, переписку с 400 тысячами потенциальных плательщиков сбора (одних писем отправили минимум на 144 тысячи рублей, или 69 тысяч евро), то понятно, что администрирование этого сбора получается очень дорогим.

Бедных могут пожалеть

Но декрет № 1 изменил политический смысл декрета № 3 и фактически позволил свернуть его действие с полным сохранением лица.

Независимые профсоюзы, оппозиционные партии, депутат Анна Канопацкая призывали отменить декрет № 3, а глава государства его всего лишь уточнил. Декретом № 1 введена норма: «Местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе освобождать от уплаты сбора граждан в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации».

В нормативном акте уточняется, что в этом смысле «под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей».

Таким образом, согласно декрету № 1 в Беларуси будет сразу несколько категорий социальных иждивенцев:

Те, кто официально не работает, не имеет личных официальных доходов и платит предусмотренный декретом № 3 сбор;

Те, кто вроде бы должен платить сбор, если не платил налоги, но освобожден от уплаты, поскольку состоит в творческом союзе, находится в списочном составе национальной или сборной команды Беларуси по видам спорта, является военнослужащим и т.д.;

Те, кто освобожден от уплаты сбора по бедности.

Оговорка, освобождающая от уплаты сбора «находящихся в трудной жизненной ситуации», почти отменяет декрет № 3 для бедных (хотя формулировка там широкая, могут быть разные трактовки), но оставляет его действующим в отношении законопослушных жителей, которые не имеют необходимости работать для получения зарплаты.

Интересно, что декрет № 3 распространяется на всех, кто живет в Беларуси более полугода вне зависимости от гражданства, а местные Советы могут освобождать от уплаты сбора только граждан Беларуси.

Лукашенко неоднократно говорил, что декрет № 3 не направлен против домохозяек, воспитывающих детей и поэтому не работающих. Однако декретом № 1 с 2017 года вводится норма, что воспитывающее ребенка лицо освобождается от сбора только «при условии, что ребенок в возрасте от 3 до 7 лет не получает дошкольное образование».

Фокус сместился на зажиточных

Если проанализировать декрет № 3 с поправками, внесенными декретом № 1, то получается, что основной смысл нормативного акта - взять деньги у обеспеченных семей, где один из супругов не работает, а также у тех, кому проще заплатить сбор (теперь 20 базовых величин составляют 460 рублей, или 221 евро), чем объяснять, за счет чего он живет.

Можно предположить, что уже многие «тунеядцы» нашли уловку, позволяющую законно не платить сбор (попали в трудные жизненные обстоятельства, переселились в село, стали ремесленниками, вступили в творческие союзы и т.д.), и число плательщиков в последующем уменьшится на порядок.

Но в бюджете эта сумма все равно будет заметна. Поэтому маловероятно, чтобы президент пошел на полную отмену сбора.

Некоторые представители оппозиции ожидали, что население взбунтуется из-за явно несправедливого «налога с безработных». Недовольство действительно звучало, но глухо. Когда же в 2017 году Лукашенко окончательно сфокусировал сбор с социальных иждивенцев на узкой группе зажиточных людей, то вероятность народных волнений на почве декрета стала и вовсе нулевой.

Вряд ли мы увидим массовые примеры, когда супруги экспатов, банкиров или айтишников откажутся платить сбор и предпочтут сидеть «сутки» и подметать улицы. Многим же из простых людей не так сложно будет доказывать, что они попали в сложную жизненную ситуацию.

Цели Декрета: активизация деятельности государственных органов по максимальному содействию гражданам (к гражданам относятся граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь и вид на жительство в Республике Беларусь) в трудоустройстве, стимулирование занятости, проведение мероприятий, направленных на ресоциализацию лиц, ведущих асоциальный образ жизни.

В соответствии с п.1. Декрета одними из основных показателей эффективности работы руководителей местных исполнительных и распорядительных органов отныне считаются проведение эффективной политики содействия занятости населения, стимулирование трудовой занятости и самозанятости, поддержку предпринимательской инициативы, обеспечение легализации трудовой деятельности.

Согласно п.3 для реализации Декрета:
— местными исполнительными и распорядительными органами используется база данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике (далее — база данных), порядок формирования и ведения которой определяется Советом Министров Республики Беларусь;
— предоставление, сбор, обработка, хранение, использование персональных данных граждан осуществляются без их письменного согласия с соблюдением требований, определенных законодательными актами, по защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

В соответствии с п.4 районными (городскими) исполнительными комитетами (местными администрациями) создаются постоянно действующие комиссии. В состав комиссии включаются депутаты всех уровней, специалисты органов по труду, занятости и социальной защите, жилищно-коммунального хозяйства, внутренних дел, других подразделений районного (городского) исполнительного комитета (местной администрации). В состав комиссии также могут входить представители республиканских государственно-общественных объединений, иных общественных объединений.

Такая Комиссия действует на основании положения, утвержденного соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом. Примерное положение о комиссии утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Особый интерес обоснованно вызывают следующие пункты Декрета №3 в новой редакции.

Так, согласно п.5 Декрета начиная с 1 января 2019 г. , оплачивают услуги, определяемые Советом Министров Республики Беларусь, по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание (далее — услуги с возмещением затрат), после включения этих граждан в список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат.

Список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат, формируется комиссией и утверждается решением соответствующего исполнительного комитета (местной администрации). Данный список является основанием для предъявления указанным гражданам платы за услуги с возмещением затрат.

Между тем, понятие «трудоспособных граждан, не занятых в экономике» в самом Декрете не определяется .

Можно предположить, что данный вопрос должен быть решен на уровне Совета Министров Беларуси.

Пунктом 6 Декрета вышеуказанным комиссиям предоставлено право принимать решения по следующим ключевым вопросам:
1) полном или частичном освобождении граждан, не занятых в экономике, в связи с нахождением их в трудной жизненной ситуации (под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей) от обязанности, предусмотренной в части первой пункта 5 Декрета, по заявлениям таких граждан или членов их семей;
2) необходимости направления трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни, в лечебно-трудовые профилактории.

При этом, до 1 апреля 2018 г. Совет Министров Республики Беларусь должен утвердить примерное положение о комиссии, а также определить: услуги с возмещением затрат и условия их предоставления; порядок расчета и внесения платы за услуги с возмещением затрат и внести на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по: ограничению предоставления трудоспособным гражданам, не занятым в экономике, безналичных жилищных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений; совершенствованию законодательства в сфере профилактики правонарушений, о направлении граждан в лечебно-трудовые профилактории и нахождении в них.

В соответствии с п.2. Декрета №1 плательщики сбора на финансирование государственных расходов, основания для уплаты которого возникли до вступления в силу Декрета №1, освобождены от уплаты этого сбора. Тем, кто успел оплатить указанный сбор деньги должны быть возвращены в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, нельзя говорить о том, что Декрет № 3 от 2 апреля 2015 г. полностью отменен. Он всего лишь модифицирован Декретом от 25 января 2018 г. № 1.

Что радует: Радует то, что власть слышит свой народ, видит свои ошибки и пытается их исправить. Доказательством чего является отмена сбора.

Что заставляет задуматься:

1) Как быть, когда совокупный доход отдельно взятой семьи, в которой один или несколько членов не работают по трудовому договору, превышает доход среднестатистической белорусской семьи, в которой все ее члены работают. К примеру, в первой семье работает муж и получает 4000р, по понятным причинам жена занимается домашним хозяйством. Во второй семье трудятся оба супруга, и получают «по 500» (в долларах «конечно»). Получается, что первая семья платит в два раза больше налогов, чем вторая (грубо говоря). По какой причине тогда первая семья должна, оплачивать услуги в большем размере, чем вторая? Где обещанная справедливость?

2) Искусственное вмешательство в какие-либо закономерные процессы зачастую приводит не только к положительным, но и ко многим отрицательным результатам. В данной ситуации в след за жесткими мерами от государства может последовать не только недовольство части населения, но искусственное увеличение количества рабочих мест. Представляется, что многие из них могут быть просто «фиктивными». А на что влияет появление на предприятии (организации) нового «ненужного» рабочего места. Безусловно, увеличивается размер налоговых отчислений в бюджет. А с другой стороны? Урезается заработная плата других работников и (или) все ложится на себестоимость продукции (товаров, услуг). В конечном итоге увеличивается цена конечного продукта. Кто при этом страдает? Где справедливость?

3) Никак не получается забыть про НДС. Ведь все граждане являются потребителями тех или иных товаров и (или) услуг, приобретая которые, оплачивают, в том числе НДС. Как можно говорить, что кто-то из них может быть не занят в экономике?

Вопросов много, ответов мало. Но, будем надеяться, что в скором времени вопросы будут сняты.

Скачать, почитать полный текст Декрета Президента Республики Беларусь 25 января 2018 г. № 1 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» можно на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, где он 26.01.2018 был официально опубликован (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.01.2018, 1/17499). Ссылка http://www.pravo.by/document/?guid=12551&p0=Pd1800001&p1=1

Обновленный декрет № 3 заработает в полном объеме с 1 января 2019 года, сообщил журналистам вице-премьер Василий Жарко после совещания у президента 21 декабря.

По словам вице-премьера, обновленный декрет будет изложен в новой редакции, изменится и его название. «Реализация норм данного декрета о стимулировании занятости населения предусматривает два механизма их реализации - экономический и административно-управленческий» , - сказал Жарко.

Предусмотрено освободить граждан, подпадающих под действие декрета, от уплаты сбора на финансирование госрасходов, что предусмотрено действующей редакцией документа. Вместо этого они должны быдыт возмещать в полном объеме перечень услуг, который правительству еще предстоит определить.

«Правительству отведен первый квартал следующего года для разработки перечня таких услуг, чтобы неработающие граждане, которые обязаны возмещать, понимали, за что они будут платить. Также правительство определит критерии отнесения к плательщикам» , - цитирует вице-премьера БЕЛТА .

«С 1 января 2019 года будет возмещение по полной стоимости. А за этот год создастся информационная база, ее будет вести Министерство труда и социальной защиты» , - добавил он.

«Самый важный подход - это стимулирование занятости. Чтобы максимально создать условия для стопроцентной занятости граждан, которые должны работать по своим возможностям» , - подчеркнул Жарко.

Он напомнил, что в Беларуси сейчас создаются дополнительные условия для реализации предпринимательской инициативы, стимулирования самозанятости.

В этом направлении уже принят ряд документов, которые позволяют легализоваться и либерализировать условия ведения бизнеса.

Кроме того, на местные органы власти возложена обязанность по созданию новых рабочих мест, доведены соответствующие поручения.

Таким образом, отметил Жарко, государство создает условия для вовлечения граждан в трудовую деятельность, а в отношении тех, кто «может и должен работать, но не хочет» , будут включаться экономические рычаги.

Чиновник также отметил, что работа в рамках новой редакции декрета предусматривает максимально индивидуальный подход. Основными ответственными исполнителями при реализации документа станут местные органы власти и комиссии, которые будут создаваться в администрациях районов и городов.

Комиссии возглавят председатели районных советов депутатов, в их состав войдут представители местных органов исполнительной власти и общественных организаций.

Прежде чем принимать решение о стопроцентном возмещении затрат гражданином, комиссия должна будет изучить все обстоятельства индивидуально, предложить трудоустройство либо исключить плательщиков из перечня при наличии веских оснований.

Комиссии будут работать на постоянной основе, периодически пересматривая перечень плательщиков. При установлении факта трудоустройства человек будет исключаться из списка.

Если в той или иной местности не будет рабочих мест, то задача по их созданию или обеспечению переподготовки незанятых граждан будет лежать на органах власти, подчеркнул Жарко.

Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» был подписан Александром Лукашенко 2 апреля 2015 года. Он обязывал граждан Беларуси, постоянно проживающих на территории страны иностранных граждан и лиц без гражданства, которые не участвовали в финансировании государственных расходов или участвовали в таком финансировании менее 183 календарных дней в году, уплачивать сбор в 20 базовых величин. Иначе им грозил штраф либо административный арест.

Срок уплаты сбора истек 20 февраля 2017 года. По данным Министерства по налогам и сборам, сбор уплатили более 54 тыс. человек из 470 тыс., которым были разосланы уведомления.

Декрет вызвал возмущение в обществе и привел к массовым уличным протестам, пик которых пришелся на весну этого года. Уличные акции жестко разгоняла милиция, их участников штрафовали и наказывали административным арестом.

В начале июля Лукашенко распорядился начать возврат сбора, уплаченного по декрету, но деньги возвращают только тем, кто смог трудоустроиться. На совещании 3 августа он подчеркнул, что «никакой отмены декрета № 3 быть не может» - речь идет о новой редакции этого документа.

Декрет Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» (далее – Декрет № 3) принят в целях предупреждения социального иждивенчества, стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности, обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей.

В соответствии со статьей 56 Конституции Республики Беларусь граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

С точки зрения социальной справедливости уплата налогов должна быть обеспечена всеми трудоспособными гражданами в трудоспособном возрасте. За счет средств государственных дотаций из бюджета страны ежегодно обеспечивается финансирование систем здравоохранения, образования, культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, общественного транспорта, связи, объектов социальной инфраструктуры. Расходы на предоставление этих услуг компенсируются гражданами в виде уплаты различных налогов (например, подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения и др.).

В настоящее время большинство граждан в трудоспособном возрасте исполняют данную конституционную обязанность посредством уплаты установленных налогов и сборов (пошлин) по доходам, получаемым ими от работы по найму, военной службы, от различных форм самозанятости.

Декретом № 3 предусмотрена обязанность по ежегодной уплате сбора на финансирование государственных расходов (далее – сбор) для трудоспособных граждан, которые на протяжении соответствующего года не участвовали в финансировании государственных расходов либо участвовали в таком финансировании менее 183 дней в году.

Суммы сбора в соответствии с Декретом № 3 зачисляются в бюджеты базового уровня и бюджет г.Минска, что позволит увеличить ресурсную базу местных органов власти и направить дополнительные средства на решение актуальных задач, стоящих перед такими органами (пункт 6 Декрета № 3 ).

Пунктом 3 Декрета № 3 определены категории граждан, которые освобождаются от уплаты сбора за соответствующий налоговый период. Например, это лица пенсионного возраста; признанные инвалидами, недееспособными; граждане, которые фактически находились на территории Республики Беларусь менее 183 календарных дней и другие (подпункт 3.1 ); граждане, которые за соответствующий налоговый период уплатили подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения, в том числе путем осуществления им зачета налогов, сборов (пошлин), пеней в счет уплаты указанных налогов и (или) проведения взаимозачета указанных налогов, подлежащих уплате гражданами, и денежных обязательств получателей бюджетных средств из республиканского и местных бюджетов перед ними, в размере не менее 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода (подпункт 3.2 ). В качестве уплаченного подоходного налога с физических лиц учитываются также суммы такого налога, на которые он был уменьшен в результате применения стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов. Плательщиками данных налогов являются все физические лица, осуществляющие трудовую, предпринимательскую и (или) иную деятельность.

Пунктом 5 Декрета № 3 в качестве участия граждан в финансировании государственных расходов предусмотрены не только периоды работы по трудовому договору (контракту) (подпункт 5.1 ), но и периоды самозанятости граждан. К ним можно отнести выполнение работ по гражданско-правовым договорам (подпункт 5.3 ), осуществление предпринимательской (подпункт 5.2 ), ремесленной (подпункт 5.8 ) деятельности, ведение личного подсобного хозяйства (подпункт 5.11 ), осуществления видов деятельности, указанных в пункте 1 статьи 295 Налогового кодекса Республики Беларусь (репетиторство, услуги по чистке и уборке жилых помещений, уход за взрослыми и детьми, услуги, выполняемые домашними работниками, а также некоторые другие виды деятельности) (подпункт 5.4 ), и иные виды деятельности.

Также пунктом 5 Декрета № 3 определены периоды, которые учитываются как участие граждан в финансировании государственных расходов, когда гражданин не занимался никакими видами деятельности по уважительным причинам. Например, периоды получения государственных пенсий и пособий(за исключением пособий, носящих единовременный характер) (подпункт 5.17 ), временной нетрудоспособности (подтверждается листком нетрудоспособности или справкой о временной нетрудоспособности) (подпункт 5.13 ), зарегистрированной безработицы (подпункт 5.12 ).

Указанные периоды суммируются, если они не совпадают по времени. В случае совпадения по времени периодов, учитывается только один из таких периодов (пункт 6 Декрета № 3 ).

Порядок взимания сбора за 2015 год следующий.

Размер сбора за налоговый период составляет 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января 2015 г. (18 рублей) (пункт 4 Декрета № 3 ).

При уплате налогов (указаны в подпункте 3.2 пункта 3 Декрета № 3 ) в размере менее 20 базовых величин подлежащая уплате сумма сбора уменьшается на сумму налогов, уплаченных в соответствии с подпунктом 3.2 пункта 3 (пункт 8 Декрета № 3) .

Согласно пункту 9 Декрета № 3 подлежащая уплате сумма сбора могла быть уменьшена на 10 процентов в случае самостоятельного представления плательщиком сбора в налоговый орган с 1 августа 2015 г. по 31 мая 2016 г. уведомления о неучастии в финансировании государственных расходов или участии в таком финансировании менее 183 календарных дней в 2015 году.

Тем гражданам, которые не уплатили сбор за налоговый период 2015 года самостоятельно, налоговым органом до 20 января 2017 г. вручены извещения на уплату сбора не позднее 20 февраля 2017 г.

Гражданин, получивший извещение, вправе в течение 30 календарных дней со дня получения извещения представить в налоговый орган документы и (или) пояснения, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора либо о неправильном исчислении сумм сбора в соответствии с нормами Декрета № 3.Излишне уплаченные (взысканные) суммы сбора подлежат возврату или зачету в порядке , установленном налоговым законодательством (пункт 11 Декрета № 3 ).

Об изменениях, внесенных в Декрет № 3

Декрет Президента Республики Беларусь от 12­­­ января 2017 г. № 1 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» (далее – Декрет № 1) разработан во исполнение поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г., данных 29 апреля 2015 г. при обращении с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь.

Органами государственного управления проведен мониторинг обращений граждан, юридических лиц, их предложений, а также предложений депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. На основании этого, а также в связи с принятием новых актов законодательства сформированы предложения по изменениям и дополнениям в Декрет № 3.

Большинство норм Декрета №1 распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2015 г. Например, это нормы, которые вводят новые периоды участия граждан в финансировании государственных расходов, а также нормы, касающиеся зачета (взаимозачета) налогов, уплаченных гражданами, учета стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов при уплате подоходного налога с физических лиц и др.

Периоды участия в финансировании государственных расходов дополнены новыми периодами, в течение которых гражданин:

проходил альтернативную службу – в связи с принятием Закона Республики Беларусь от 4 июня 2015 года «Об альтернативной службе» (подпункт 5.5 пункта 5 Декрета № 3) . Действие данной нормы распространено на отношения, возникшие с 1 июля 2016 г. (с даты вступления вышеназванного закона в силу);

находился в списочном составе национальной или сборной команды Республики Беларусь по видам спорта (подпункт 5.20 пункта 5 Декрета № 3 );

к гражданину применялись предусмотренные законодательными актами меры по обеспечению безопасности, не позволявшие ему участвовать в финансировании государственных расходов (подпункт 5.21 пункта 5 Декрета № 3 ).

Также исключены дополнительные условия, предусмотренные:

  • подпунктом 5.2 пункта 5 Декрета № 3, касающееся уплаты налогов за осуществление предпринимательской деятельности. Данное условие исключено в целях соблюдения единого подхода по признанию участвующими в финансировании государственных расходов граждан, осуществляющих трудовую и иную деятельность;
  • подпунктом 5.7 пункта 5 Декрета № 3, касающееся срока уплаты сбора за осуществление деятельности в сфере агроэкотуризма. В Декрете № 3 факт и период осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма подтверждаются местным исполнительным и распорядительным органом. Это является достаточным условием.

В связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2016 г. № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» внесены изменения редакционного характера в норму об освобождении от уплаты сбора на финансирование государственных расходов граждан, достигших общеустановленного пенсионного возраста и старше (абзац третий подпункта 3.1 пункта 3 Декрета № 3).

Нормы, которые распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2017 г., дополнены определенными условиями.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2016 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» дополнены требования к периоду, когда гражданин, зарегистрированный в качестве безработного, признается участвующим в финансировании государственных расходов (подпункт 5.12 пункта 5 Декрета № 3 ). Безработные должны выполнять свои обязанности, а именно, формально не отказываться от предложенной работы, обращаться к нанимателям в установленный срок, участвовать в оплачиваемых общественных работах, качественно осваивать содержание образовательной программы обучающих курсов и др.

Период воспитания одним из родителей ребенка в возрасте до 7 лет (подпункт 5.14 пункта 5 Декрета № 3 ) дополнен условием, что в этот период ребенок в возрасте с 3 до 7 лет не получает дошкольное образование, предусмотренное Кодексом об образовании Республики Беларусь. Данное условие не коснулось родителей, воспитывающих ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей.

В Декрет № 3 внесены и другие, в том числе редакционные правки.

Следует особо отметить, что в Декрете № 1 учтено предложение депутатов Палаты представителей Национального собрания. В Декрет № 3 добавлена норма, которая будет распространять свое действие на отношения с 1 января 2015 г., о предоставлении местным Советам депутатов или по их поручению местным исполнительным и распорядительным органам права освобождать граждан от уплаты сбора в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации (пункт 151 Декрета № 3 ).

Под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей.

Данное основание является дополнительным наряду с нормой части четвертой пункта 4 статьи 43 Налогового кодекса Республики Беларусь , в соответствии с которой местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе предоставлять льготы по республиканским налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты, отдельным плательщикам – физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, но только исходя из их имущественного положения.

Справочно. В соответствии с административной процедурой 18.16. «Принятие решения о предоставлении льгот по уплате местных налогов, сборов, республиканских налогов, сборов (пошлин), полностью уплачиваемых в местные бюджеты, а также арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» Перечня административных процедур , осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» , граждане могут обратиться в местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы с заявлениями о предоставлении льгот по уплате сбора.

Только рассмотрение на местах каждого конкретного случая позволит учесть все множество возможных ситуаций, когда гражданина следует освободить от уплаты сбора без учета его имущественного положения.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году