Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Закят-уль-фитр – обязательная милостыня разговения. Садака фитр и закят надо успеть выплатить до завершения рамадана Когда следует давать закят фитр

Закят разговения является особенностью общины Пророка Мухаммад (мир ему и благословение). Обязательным этот вид закята стал во втором году Хиджры за два дня до Праздника разговения, в том же году, в котором Всевышний Аллах предписал соблюдение поста месяца Рамазан. За день или два до разговенья Пророк (мир ему и благословение) произнёс проповедь, в которой сказал: «Выплачивайте саа (мера сыпучих тел равная 2кг 400г) пшеницы или саа фиников, или ячменя за каждого свободного или раба, и маленького и взросло­го».

Одной из мудростей, скрытых в выплате закятуль-фитр является та, что благодаря этому Всевышний Аллах прощает недостатки, допущенные в соблюдении поста. В хадисе сказано:

شهر رمضان معلق بين السماء والأرض ولا يرفع إلى الله إلا بزكاة الفطر

«Пост Рамазана будет находиться между землей и небесами, и только после выплаты закятуль-фитр пост будет вознесен на небеса» («Джамиульахадис» № 13439) т. е.,закят-уль-фитр способствует принятию нашего поста.

От Ибн Умара(да будет доволен им Аллах) передали:

عن ابن عمر رضي الله عنهما قال: "فرض رسول الله صلى الله عليه وسلم زكاة الفطر صاعاً من تمر أو صاعاً من شعير على العبد والحر والذكر والأنثى والصغير والكبير من المسلمين وأمر بها أن تؤدى قبل خروج الناس إلى الصلاة".

«Пророк (мир ему и благословение) велел выплатить подаяние разговенья после поста Рамазана в виде саа фиников или саа ячменя на раба и свободного, на мужчину и женщину, на взрослого и ребенка из мусульман»(«Сахих аль-Бухари» № 1503 «Сахихал-Муслим» № 984).

Неверующий также обязан выплачивать закятуль-фитр, но не за себя, а за своих родственников- мусульман, находящихся на его иждивении.

Тот, у кого нет средств на пропитание для себя и своих иждивенцев более чем на праздничную ночь и праздничный день, считается бедным и не обязан платить закятуль-фитр, в отличие от того, у кого остаётся излишек после праздничной ночи и праздничного дня. Излишком считается любое имущество, продав которое можно выплатить закятуль-фитр, за исключением дома – его продавать не обязуется. Наличие долга не является препятствием для выплаты закятуль-фитр. Тот, кто обязан отдать закятуль-фитр за себя, обязан отдать его и за тех, кто находится на его иждивении. Однако мусульманину нельзя отдавать закят за своего раба, близкого родственника, жену, если они не мусульмане, хотя они и находятся на его иждивении. Сын не обязан выплачивать закятуль-фитр за свою мачеху.

Если глава семьи не имеет достаточных средств для выплаты закятуль-фитр за всех членов семьи, то в первую очередь он отдаст за себя, затем за свою жену, затем за своего несовершеннолетнего ребёнка, далее за отца, далее за мать, затем за своего совершеннолетнего ребёнка.

Закятуль-фитр выплачивается из тех сельхозкультур, от которых взимается закят: пшеницы, риса, кукурузы, фиников, винограда и т.д. Также в качестве закятуль-фитр можно отдавать сыр и молоко, но с них закят даёт только тот, у которого это является основным продуктом питания. Мусульманин обязан отдавать закятуль-фитр из того продукта питания, которым питается большинство жителей его населённого пункта. Если в населённом пункте существуют несколько основных продуктов питания – можно отдать с любого из них.

По мазхабу имама Шафии (да будет доволен им Аллах)закятуль-фитр обязательно выплачивать зерном. Зерно должно быть целым и хорошего качества.

Отцу разрешается отдавать закятуль-фитр за своего несовершенного ребёнка, даже без его согласия.

При выплате закята необходимо сделать соответствующее намерение, например:«Я намереваюсь выплатить обязательный закят-уль-фитр за себя». Опекуну также необходимо сделать намерение при выплате закята с имущества несовершеннолетнего ребёнка и душевнобольного человека. Вакилю, т.е., уполномоченному человеку, не обязательно делать намерение во время раздачи закята, если уполномочивающий человек, т.е., хозяин, сделал намерение, когда передавал ему свой закят.

Обязательным является совершение намерения сердцем, а произношение намерения вслух является желательным.

На кого обязуется выплата закятуль-фитр

Выплата закятуль-фитра обязуется на свободного мусульманина, который имеет пропитание на день и ночь Праздника разговения для себя и тех, кто он обязан содержать. Также выплата закятуль-фитраобязятельнадля неверного, если те, кого он обязан содержать являются мусульманами.

Если муж беден, а жена состоятельная, то она не обязана выплачивать закят ни за него, ни за себя, но, все-таки, ей желательно выплатить его, и это будет считаться её желательной милостыней. В случае, если муж находится далеко, а жена остаётся без пропитания, то она может для своего пропитания взять в долг на имя мужа что-либо, но прежде ей следует обратиться к имаму, чтобы он оповестил мужа о её положении и необходимости содержать свою семью. Если разведённая (трёхкратным разводом) жена беременна, бывший муж обязан выплатить за неёзакят.

Закятуль-фитр получают те же восемь категорий людей, которые получают и закят с имущества.

Ученые мазхаба имама Шафии (да будет доволен им Аллах)ИбнуМунзир, Равяни, шейх абуИсхакШирази говорят, что можно раздать трём неимущим и необязательно всем категориям.

Рафии сказал, что можно давать и одному человеку.

Размер милостыни разговения

Закятуль-фитр выплачивается тем видом зерна, который больше употребляют в данной местности, в количестве одного саха с одного человека. Это может быть пшеница, ячмень, кукуруза, рис, горох, просо, чечевица, финики, изюм и т.д. Если где-то употребляют ячмень, лучше будет, если выплатить пшеницей.

Закятуль-фитр за умершего

С того, кто умер после захода солнца в последний день Рамазана, закятуль-фитр выплачивается, а если умер до захода солнца – не выплачивается. С ребёнка, родившегося в последний день Рамазана, тоже выплачивается, если он останется живым до захода солнца.

Сах равен 2 кг. 400 граммам, а для точности лучше выплатить 2,5 килограмма. Согласно мазхабу имама Шафии(да будет доволен им Аллах), нельзя выплачивать денежным эквивалентом. Когда есть трудность выплаты зерном, следуя имаму Абу Ханифы(да будет доволен им Аллах), шафииту разрешается выплачивать деньгами,в размере стоимости 1сах, но следует учитывать, что по мазхабу Абу Ханифы(да будет доволен им Аллах) достаточно отдать половину саха, если выплачивают пшеницей или изюмом т.е. приблизительно,1700-2000 грамм.

Время выплаты закятуль-фитр

Мусульманские правоведы сошлись на том, что время выплаты закятуль-фитр–это конец месяца Рамазана, и расходятся только в том, должен ли это быть заход солнца в вечер разговенья или восход солнца в день праздника. Но, несомненно, что лучшее время это - перед выходом на молитву.

Ибн Омар (да будет доволен им Аллах) сказал:

عن ابن عمر أن النبي صلى الله عليه وسلم أمر بإخراج زكاة الفطر قبل خروج الناس إلى الصلاة

«Пророк (мир ему и благословение) повелел нам выплатить закят разговенья до выхода людей на молитву» («Сахих аль-Бухари» №1407).

Закятуль-фитр разрешается выплатить в начале Рамазана, не дожидаясь конца месяца. Но нельзя его выплачивать до наступления рамазана.

Откладывание выплаты закята после совершения праздничного намаза является нежелательным (макрух).

Откладывать выплату закятуль-фитр до захода солнца дня разговения без причины является грехом (харам). Мусульманин имеет право откладывать выплату закятуль-фитр, если его имущество находится далеко, или, если люди, которые должны получить закят, находятся далеко.

Закят нужно раздать тем людям, которые находятся в населённом пункте выплачивающего. Если здесь нет людей тех категорий, которые могут получить закят, только тогда его переносят в другое место.

Если в начале месяца Рамазан закят не был выплачен, то его нужно выплатить и раздать в том населённом пункте, в котором он находится в момент захода солнца в последний день месяца.

Закятуль-фитр и садакатуль-фитр - это разные названия одного обязательного вида закята, который выплачивается в месяц Рамадан сразу по его окончании.

Закятуль-фитр - налог разговения, выплачиваемый от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (‘Идуль-фитр, Ураза-байрам) , а точнее - до праздничной молитвы . Он является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста. Выплачивается в первую очередь в пользу бедных и неимущих мусульман, используется и в иной благотворительной деятельности.

Данная разновидность закята стала обязательной на втором году хиджры.

Ибн ‘Умар передал: «Посланник Всевышнего сделал обязательным закятуль-фитр. Данный налог-милостыня равен 1 са‘ фиников или 1 са‘ ячменя. Это обязательно абсолютно для всех. Как для мужчины, так и для женщины; как для ребенка, так и для взрослого из числа мусульман. [От имени детей выплачивается их родителями .] Пророк приказал нам выплачивать его до праздничной молитвы» .

«Са‘ », упоминаемый в хадисе, - это мера сыпучих тел, равная 3261,5 г, по мнению ученых ханафитского мазхаба, и - 2172 г, по утверждению остальных мусульманских ученых . Расхождение в данном вопросе появилось в результате того, что в разных местностях использовались различающиеся по объему мерные посудины при продаже сыпучих масс .

Суть и смысл закятуль-фитр изложены в следующем хадисе, переданном Ибн ‘Аббасом: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сделал обязательной выплату закятуль-фитр для очищения постящегося от лишних слов, сказанных им, и грубостей, а также чтобы она служила в качестве источника питания для неимущих [поддержкой, помощью для них]. Если человек выполнит эту обязанность [успеет передать, выплатить эту милостыню] до праздничной молитвы, то это - принятый от него закят [одна из разновидностей обязательной милостыни, которая, по воле Всевышнего, будет принята Им]. Если же выполнит эту обязанность после молитвы, то это - милостыня из числа милостыней» .

Кто платит и кто получает закятуль-фитр

Кто платит. По причине отсутствия четкого повествования об этом в текстах хадисов, исламские богословы оговорили два мнения.

Первое. Кто имеет пропитание и все жизненно необходимое для себя и своей семьи на праздничный день и при этом у него остается возможность выплатить (или передать продуктами) закятуль-фитр, тот обязан это сделать. Так считало большинство ученых.

Второе. Человек должен быть из числа тех, кто выплачивает ежегодный обязательный закят, представляющий один из пяти столпов религиозной практики. Если верующий является таковым, то он выплачивает и данную милостыню от себя и всех, кто находится под его материальной опекой. Так считали богословы-ханафиты, проводя аналогию между закятуль-фитр и ежегодным обязательным закятом.

Кто получает. Исламские ученые единодушны в том, что закятуль-фитр выплачивается по тем же восьми направлениям, по которым выплачивается и ежегодный закят . Обычно верующие передают свой закятуль-фитр в местные мечети. Важно отметить, что данная форма милостыни не может передаваться людям, далеким от понятий веры .

В Коране сказано: «Поистине, милостыня (закят) принадлежит [выплачивается]:
- бедным [не имеющим нисаба, то есть не относящимся к тем, кто обязан выплачивать закят];
- нищим [неимущим и обездоленным];
- тем, кто занимается сбором и распространением закята;
- тем, кто близок к вере или еще слаб в своей религиозности;
- для выкупа и освобождения рабов;
- на уплату долгов тех, кто не в состоянии расплатиться с ними;
- на пути Господа (фи сабилиль-лях) ;

Путникам [оказавшимся в затруднительном положении].

Это обязательно для вас, Господь Всезнающ и бесконечно Мудр» (Св. Коран, 9:60).

Сроки выплат закятуль-фитр

Выплатить закятуль-фитр возможно с начала месяца Рамадан. Так считала значительная часть исламских богословов, среди которых ученые шафиитского и ханафитского мазхабов.

Более целесообразным будет выплата (или передача продуктами) за день или два до праздника завершения поста (‘Идуль-фитр).

Самым правильным будет выплатить закятуль-фитр в промежутке между заходом солнца в последний день поста и до утра, до начала праздничной молитвы.

Если верующий не успел сделать это до праздничной молитвы, то обязательность все равно сохраняется. Очень желательно, чтобы данная обязанность была восполнена в первый же праздничный день. По мнению всех ученых, оставлять это на более позднее время греховно .

Денежный эквивалент одного са‘ закятуль-фитр

Здесь полезно будет процитировать слова современного богослова Юсуфа аль-Кардави: «Данная форма закята (закятуль-фитр) имеет определенный размер, установленный Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) - один са‘. И мне кажется, что мудрость этого состоит в следующем.

(1) В те времена деньги были редкостью [был распространен в основном товарный обмен. - Ш. А.], особенно у тех, кто жил в пустыне, вдали от городов. И наиболее распространенной формой оплаты было то, что выращивалось, например финики, ячмень и т. д.

(2) Стоимость и ценность определенных денежных единиц, валют часто меняется, а порой они вообще выходят из обихода. Поэтому когда в месяц Рамадан объявляют о том, каков размер закятуль-фитр в этом году в денежных единицах того или иного арабского государства, нет ничего удивительного в том, что эта цифра может отличаться от прошлогодней.

Как раз через меру сыпучих тел - са‘ - (переводя ее в известные единицы веса) можно получить то количество продуктов или денежных средств, которых будет вполне достаточно для того, чтобы накормить одну семью.

Исламские ученые говорили, что форма выплаты закятуль-фитр не ограничивается продуктами, упомянутыми в хадисах (финики, ячмень, пшеница или изюм), а определяется теми продуктами, что наиболее распространены в данной местности. Ученые ханафитского мазхаба также говорили о возможности выплаты закятуль-фитр в денежном эквиваленте.

Если человек, выплачивающий такую форму обязательной милостыни, является достаточно имущим, то лучше дать больше, чем один «са‘ » .

Во многих странах, в том числе и арабских, где в религиозной практике преобладает мазхаб имама аш-Шафи‘и, на государственном или местном уровне определяется размер закятуль-фитр в денежных единицах, об эквиваленте которого заблаговременно объявляется людям в мечетях и через СМИ. Верующие в последующем относят закятуль-фитр в мечети или самостоятельно передают нуждающимся. Также существует практика, когда денежный эквивалент передается в специальные министерства и ведомства, реализующие эти средства на нужды и чаяния бедных и сирот в той форме, которая для них наиболее полезна и необходима.

Хвала Всемогущему Аллаhу – Творцу всего, Который превыше всех недостатков.

Мы возвеличиваем Аллаhа, Который не нуждается ни в ком и ни в чем, а мы всегда нуждаемся в Нем. Мы верим, что Аллаh создал небеса и земли и не нуждается в них, и существует, не меняясь, без места, также, как и существовал до создания места.

Мы восхваляем Творца за все те блага, которыми Он наделил нас. Он не обязан нам даровать все, что мы имеем, а мы обязаны быть благодарными Создателю, используя его дары так, как Он повелел.

Мы просим у Аллаhа помощи и благополучия, а также просим Аллаhа укрепить нашу веру и чтобы мы всю свою жизнь жили мусульманами и ушли из этого мира достойно с миром и покаянием. Воистину, никто не дарует истинного пути кроме Творца.

Просим Всемогущего Аллаhа дать ещё больше величия Пророку Мух аммаду, мир Ему! А также просим больше величия всем Пророкам и Посланникам от Адама до Мух аммада, мир Им всем!

Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаhа – Одного-Единственного Творца, у Которого нет сотоварища. И я свидетельствую, что Мух аммад – раб и Посланник Аллаhа.

Обращаюсь в первую очередь к себе, а также ко всем вам – к каждому из вас: быть богобоязненными! Соблюдайте Шари‘ат выполняя повеления Творца и не совершайте грехов. Помогайте друг другу в благочестии! Напоминайте друг другу о богобоязненности, воистину это путь спасения, это путь в Рай!

Сказано в Священном К ур’ане, что означает:

﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ ءامَنُواْ أَنفِقُواْ مِمَّا رَزَقْنَاكُم مِّن قَبْلِ أَن يَأْتِيَ يَوْمٌ لاَّ بَيْعٌ فِيهِ وَلاَ خُلَّةٌ وَلاَ شَفَاعَةٌ وَالْكَافِرُونَ هُمُ الظَّالِمُونَ﴾

«О, те, которые уверовали! Делайте пожертвования из того, чем Аллаh наделил вас, до наступления дня, когда не будет ни торговли, ни дружбы, ни заступничества. А неверующие являются угнетателями».

Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал о том, что семь видов людей будут в тени Великого Аль-‘Арша в День Суда, в тот день, когда не будет никакой другой тени, кроме тени Великого Аль-‘Арша. Это – справедливый правитель, человек, который с молодости был очень соблюдающим до самой смерти, человек, сердце которого связано с мечетями, то есть, каждый раз, выходя из мечети, он думал, как бы поскорее вернуться в мечеть. А также богобоязненные друзья, которые встречаются и расстаются только ради Всевышнего, а не ради денег, власти или показухи, обмениваются добрыми советами и не обманывают друг друга, призывая к истине и благу, противостояли злу и грехам. А также молодой человек, которого пытается соблазнить прекрасная с виду женщина, имеющая власть и женственность, она зовет его к прелюбодеянию, а он говорит ей: «Я не буду делать запретное, я боюсь наказания Аллаhа». А также человек, который дает милостыню без показухи, так, чтобы люди справа и слева от него не увидели, как он дает милостыню. А также человек, который часто уединяется для того, чтобы делать зикр – вспоминает Аллаhа, обращается к Аллаhу, произнося Его Имена, и от высокой степени богобоязненности его глаза полны слез.

В Судный День солнце приблизится к рабам Аллаhа и не останется тени, под которой можно спрятаться, кроме тени великого Аль-‘Арша. Тот из верующих, кому Аллаh хочет, даст возможность скрыться под тенью Аль-‘Арша. Одни из них будут такие верующие, которые дают милостыню без показухи, скрытно, пряча, так, чтобы никто не увидел ради Аллаhа, они будут спасены от палящего солнца.

Дорогие, мусульмане! Воистину, раздача милостыни, проявление щедрости, великодушия и милосердия, занятие благотворительностью – это великие и благие качества, украшающие человека, возвеличивающие его среди других людей, вызывающие уважение и почет. Выделение средств на разные виды благотворительной деятельности, проявляя покорность Творцу, искренне ради Аллаhа, чтобы получить вознаграждение от Всевышнего, веря всем сердцем, что воистину все обещания Аллаhа непременно сбудутся, что за благие дела Аллаh дарует благоденствие в Раю. Все это является доказательством благополучия и удачи.

А как же иначе? Ведь великий Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал, что милостыня – это проявление сильной Веры тех мусульман, которые раздают милостыню, а также указывает на их убежденность в том, что обязательно будет то, что Аллаh обещал за благодеяния, как сказано об этом в Священном К ур’ане:

﴿وَمَا أَنفَقْتُم مِّن شَىْءٍ فَهُوَ يُخْلِفُهُ وَهُوَ خَيْرُ الرَّازِقِينَ﴾

Это означает: «Аллаh дарует имущество взамен того, что вы расходовали на благое. Аллаh – единственный Дарующий пропитание и средства к существованию».

А также Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал, побуждая тех, кто обязан давать Закят, что означает: «Каждое утро два Ангела спускаются на землю и один из них говорит: “О, Аллаh! Даруй тем, кто расходует на благое взамен больше того, что они потратили!”, а другой говорит: “О, Аллаh! Пусть не будет имущества у тех, кто не давал Закят, из того, что был обязан”».

Также сказано в Священном К ур’ане:

﴿مَّثَلُ الَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوَالَهُمْ فِي سَبِيلِ اللهِ كَمَثَلِ حَبَّةٍ أَنبَتَتْ سَبْعَ سَنَابِلَ فِي كُلِّ سُنبُلَةٍ مِّئَةُ حَبَّةٍ وَاللهُ يُضَاعِفُ لِمَن يَشَاءُ وَاللهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ﴾

Это означает: «Пример тех, кто расходует свое имущество ради Аллаhа, это зерно, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе по сто зерен. Аллаh увеличивает награду тем из верующих, кому хочет. Аллаh – щедро Дарующий средства к существованию и Всезнающий».

Мусульманские ученые сказали, что за милостыню данную верующим из имущества, добытого, заработанного дозволенным по Шари‘ату путем искренне ради Аллаhа, с одной лишь целью – получить вознаграждение от Всемогущего Творца, Аллаh дарует этому человеку особое скрытое благословение в его имуществе, которое не все могут ощутить.

А также мусульманские теологи говорили, что воистину, то имущество человека, из которого он дал милостыню, даже если по внешнему виду уменьшилось, зато вознаграждение за его благодеяние в Конце Света с лихвой компенсирует его расход.

Для нас лучшим примером милосердия, щедрости, добродетели и большой помощи нуждающимся ради Аллаhа является Великий Пророк Мух аммад, мир Ему. А как же иначе?! Ведь Он – самый щедрый и благодетельный из людей, которого знает весь мир.

Уважаемые мусульмане! Передано в сборниках Х адис ов у имамов Аль-Бухарий и Муслима, что Анас сказал, что Посланник Аллаhа, мир Ему, был лучшим из всех людей, Он был самым храбрым из людей и был самым добродетельным и щедрым из всех людей.

Щедрость и добродетель Пророка Мух аммада, мир Ему, во много раз увеличивались в месяце Рамада н. И этому есть свои причины. Одна из них – это то, что месяц Рамада н – это время увеличения благих дел, так как милость Аллаhа своим рабам, то есть нам, в этом месяце намного больше, чем в любое другое время. Другая причина – это то, что милостыня, данная в течение месяца Рамад ан лучше милостыни данной в другое время, как об этом передано в сборнике имама Ат-Тирмизий от Анаса (да будет ему милость Аллаhа!), что Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал:

"أَفْضَلُ الصَّدَقَةِ صَدَقَةٌ في رَمَضَانَ"

«Самая лучшая милостыня – это та, которая дана в месяце Рамада н».

Еще одна из этих причин – это то, что месяц Рамада н – это солидарности верующих, это месяц сочувствия страждущим и нуждающимся, месяц взаимопомощи и поддержки, месяц милости, прощения грехов и освобождения от попадания в ад. Месяц Рамада н – это лучший месяц в году, начало которого – это милость Аллаhа верующим и соблюдающим Пост, его середина – это прощение грехов, а конец – ограждение от мучений в аду. Аллаh Всемогущий сказал в Священном К ур’ане:

﴿لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُوا اللهَ وَاليَوْمَ الآخِرَ وَذَكَرَ اللهَ كَثِيْرًا﴾

Это означает: «В Посланнике Аллаhа был прекрасный пример для вас, для тех, кто верит в Аллаhа и надеется на Него, готовится к Судному Дню и премного вспоминает Аллаhа».

Дорогие единоверцы! Закят – это один из величайших столпов Ислама. И тот, кто обязан давать Закят, не дает его, совершает большой грех, как сказано об этом в Х адис е Пророка Мух аммада, мир Ему, что Аллаh проклял тех, кто занимается ростовщичеством, участвует в этом, получает средства от этого и использует их, а также проклял тех, кто обязан давать Закят и не дает его. То есть эти люди получают большой грех и заслуживают страшных наказаний, если не покаются и не возместят как долг.

﴿إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاءِ وَالْمَسَاكِينِ وَالْعَامِلِينَ عَلَيْهَا وَالْمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمْ وَفِي الرِّقَابِ وَالْغَارِمِينَ وَفِي سَبِيلِ اللهِ وَابْنِ السَّبِيلِ فَرِيضَةً مِنَ اللهِ وَاللهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ﴾

«Пожертвования, обязательная милость предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается сбором Закята, и для тех, кто только принял Ислам, для выкупа рабов из рабства, для должников, которые не в силах расплатиться с долгами, для тех, кто борется в защите Веры ради Аллаhа, а также и для путников, которые не могут продолжить свой путь или вернуться назад. Таково предписание Аллаhа. Воистину, Аллаh Всезнающий и Создающий все со своим назначением и мудростью».

Нельзя и не засчитывается выдача Закята кому-либо, кроме перечисленных выше людей – то есть тех восьми категорий, о которых сказано в Священном К ур’ане. Тот, кто дал имущество Закята другим людям или на какое-либо благое дело, то это не принимается как Закят, ему нужно дать заново именно этим людям. А также те, кто не входит в одну из категорий вышеперечисленных людей не имеют права брать имущество Закята. Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал, что «Воистину, есть люди, употребляющие деньги Закята без прав. Они будут в Судный День в огне». Передал Аль-Бухарий.

Также не дается Закят тем, кого мы должны обеспечивать, как наши родители, жены, несовершеннолетние дети. Имущество Закята дается только мусульманам и не дается неверующим. Также имущество Закята не дается потомкам hашима и Аль-Мутт алиба, а также всем, кто является потомком Пророка Мухаммада, мир Ему, по линии Его внуков Х асана или Х усейна.

Дорогие мусульмане! Сведущий в религиозных вопросах мусульманин знает, как отличить не нуждающегося человека от бедного, воистину, религиозные знания – это такое великое благо, которое помогает нам в жизни на этом свете и для подготовки ко Дню Суда. Именно благодаря этому мы знаем, кому положено давать Закят, а кому давать Закят не положено.

Напоминаю вам, дорогие братья и сестры, о необходимости давать Закят Аль-Фитр, который определяется размером Са‘ – это четыре пригоршни средней величины продуктов, наиболее употребляемых в данной местности. Закят Аль-Фитр выдает тот, у кого денег больше долгов, расходов на одежду, пищу и жилье, необходимых ему и тем, кого он должен содержать на день праздника и следующую за этим днем ночь. Закят Аль-Фитр дает каждый мусульманин, встретивший часть Рамада на и часть Шаууаля за себя и тех, кого он должен содержать, если они мусульмане.

По мазhабу Абу Х анифа дозволено давать Закят Аль-Фитр в денежном эквиваленте, и поэтому в этом году стоимость 1 килограмма пшеницы колеблется от 2 гривень до 2,5 гривень, поэтому примерное выражение Закята Аль-Фитр в денежном эквиваленте не достигает 10 гривень за 2 кг. 475 грамм пшеницы. В разных городах и селах стоимость пшеницы различна, поэтому пусть каждый считает. Но, исходя из этого расчета, тот, кто дает как Закят Аль-Фитр 10 гривень за человека – этого достаточно, а то, что превысило стоимость обязательного количества – то это садака (милостыня).

Просим Всемогущего Аллаhа даровать нам всем удачу в добрых делах и покорности Творцу. Просим, чтобы Аллаh даровать нам увидеть наяву величественную ночь Аль-К адр. И пусть наши деяния всегда соответствуют учению Пророка Мух аммада, мир Ему.

Обращаемся к Аллаhу, чтобы мы были собраны в День Суда вместе с Пророком Мух аммадом, мир Ему, а также с Его братьями Пророками и Посланниками, правдивыми святыми мусульманами и мучениками. Говоря это, я прошу у Аллаhа прощения за себя и за вас.

Вторая Хутба

Хвала Всемогущему Творцу. Мы восхваляем Аллаhа. Воистину, у Аллаhа нет никаких недостатков, Он не нуждается ни в ком и ни в чем, Вечен без начала и без конца, Живой, Который не умирает, Вечный, Который не исчезает.

Хвала Творцу всего, Который даровал нам быть на истинном пути, дал нам разум и все те блага, которые мы имеем и не в силах их перечислить.

Мы поклоняемся Аллаhу, Который не похож ни на кого и ни на что, не занимает места в пространстве, и не окружают Аллаhа все шесть направлений. Аллаh не имеет границ и пределов. Мы покорны Создателю, никто не повелевает Богу что-либо, а Бог приказал нам соблюдать Его Законы. Аллаh меняет Свои творения, а Сам не меняется. Просим Аллаhа даровать ещё больше величия Пророку Мух аммаду, мир Ему! А также больше величия всем Пророкам и Посланникам от Адама до Мух аммада, мир Им всем!

Я свидетельствую, что нет божества кроме Одного-Единственного Создателя, у Которого нет сотоварища, и что Мух аммад – раб и Посланник Аллаhа.

Призываю себя и вас к богобоязненности.

Дорогие мусульмане! Приглашаем вас всех принять участие в ежедневных ифтарах, а также в получении религиозных уроков и собраниях для чтения Священного К ур’ана, которые будут проводиться до захода солнца, а также приглашаем на Намаз Тарауих .

Все, кто хочет помочь в организации ифтаров, обращайтесь в администрацию и мы пойдем навстречу и окажем содействие в таком благородном и полезном деле. Уважаемые мусульмане! Мусульманское общество нуждается в поддержке, не отчуждайтесь от посильной активной помощи, ведь добро, сделанное на этом свете, поможет в День Суда.

Время летит незаметно, заполните его благими деяниями. Не ленитесь в соблюдении Шари‘ата, ночью делайте Ду‘а и просите у Аллаhа милости. Величественная Ночь Ляйлятуль-К адр может быть на протяжении месяца Рамада н в любую ночь, старайтесь не пропустить ее, внимательно наблюдайте. Ведь тот, кто увидел наяву эту ночь и просил у Аллаhа что-либо, то Аллаh дарует ему то, что он просит. Не пропустите возможность получить большое вознаграждение, стремитесь к благословению от Аллаhа.

Объем и мера садака фитр, закята и фидии определены в свое время самим Пророком Мухаммадом (мир ему и благословление Всевышнего)

Считанное время остается до окончания Священного Рамадана, завершается ураза – один главных столпов Ислама. Праздник Ид аль-Фитр (праздник Уразы) наступает сразу же после окончания месяца рамадан и приходится на 4 июня. В этот день по обычаю состоятельные люди раздают малоимущим, нуждающимся и сиротам милостыню, так называемую садака фитр. Кстати, можно ее раздавать и не дожидаясь праздничного дня, в любой день Рамадана.

Смысл ее, как описывается в хадисах Посланника Аллаха (мир ему и благословление Всевышнего), заключается в том, что садака фитр устраняет те недочеты и шероховатости, которые могут иметь место во время уразы у постящегося, и увеличивают надежду человека, что она будет воспринята Всевышним в полном объеме. Глава семьи обычно раздает садаку фитр за свою супругу и детей. Если в семье до начала месяца Рамадан появился младенец, садака выделяется и от его имени. Если дети уже взрослые и имеют возможность самостоятельно зарабатывать средства или живут со своими семьями отдельно от родителей, то они выплачивают садаку фитр самостоятельно.

В этом году минимальный размер фитр-садака (милостыня разговения) равна 100 рублям. Для тех же, кто выплачивает закят, то это сумма составляет 600 рублей. Эти суммы устанавливаются из расчёта стоимости перловой и пшеничной крупы, фиников и изюма. Нисаб для выплаты закята по золоту – 230 тысяч.

В хадисе от Анаса бин Малика говорится: “Ураза, которую соблюдал правоверный в Священный Рамадан, повисает как бы между небом и землей и только после раздачи садака фитр она возносится на небеса”. (Имам Дайлами)

Как заявляют богословы: “Мусульмане выделяют часть своего состояния страждущим, и это деяние воспитывает в них милосердие”. Считается предпочтительным раздавать садака фитрза два-три дня до наступления Ураза-байрама. Таким образом между людьми в некоторой степени достигается социальное равенство. Как считают правоверные, пусть и они возрадуются так, как это делаем мы. Сумма и объем садака фитр не зависит от прихоти религиозных деятелей или улемов, а привязаны они к средним расценкам фиников и ячменя на тот период в данной местности. Садака фитр раздается бедным и нуждающимся людям, а также тем, тем у кого нет жилья или кто голодает. Те же кто неизлечимо болен или не имеет возможности соблюдать уразу, обязаны кормить ежедневно в течение Рамадана какого-нибудь нищего. Садака-фидия относится именно к этим категориям лиц и ее сумма в этом году определена в размере 200 рублей.

Советом улемов сумма закята определена в размере нисаба (минимальной суммы) 230 тысяч рублей, которая зависит от стоимости унции золота на мировом рынке. Отправной точкой служат объем золота весом 84 грамма. Иными словами выводится сумма стоимости 84 граммов золота в денежном выражении и устанавливается сумма нисаба.

В том случае, если у лица имеется в наличии драгоценные металлы, ценные бумаги или товары, находящиеся в обороте и общая сумма всего этого состояния превышает 230 тысяч рублей, то сумма закята равна одной сороковой этого показателя, то есть 2,5 процента. Если же такой суммы нет, выплата не производится. Если сумма имеющейся дома наличности и сбережения на счете в банке не дотягивают до 230 тысячи рублей, платить закят не надо.

Закят выплачивается бедным (тем, у кого низкий прожиточный минимум, и не имеется нисаб), тем, кто не имеет места жительства, пищи, тем, кто занимается сбором закята, кто не имеет возможности расплатиться с долгами и путникам. По канонам шариата на средства, полученные в форме закята, мосты, мечети, медресе не возводятся. Все эти деньги выплачиваются только конкретным физическим лицам.

В средствах массовой информации представителями общественности порой высказываются различные мнения и толкования по поводу объема и суммы садака, выделяемых в месяц Рамадан. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что объем и мера садака фитр, закята и фидии определены в свое время самим Пророком Мухаммадом (мир ему и благословление Всевышнего). Надо помнить и то, что все это направляется на нужды бедных и страждущих.

Закят, выплачиваемый по завершении месяца поста рамазан, называется закят-уль-фитр.

В чем мудрость закят-уль-фитр?

По завершении месяца рамазан наступает праздник – мусульмане радуются поклонению, совершенному Всевышнему. Ислам пробуждает эту радость во всех, и так, чтобы и самый бедный не почувствовал себя в умме обделенным.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Дайте, чтобы им в этот день не приходилось просить ».

Поэтому Шариат обязал выплачивать закят-уль-фитр. Считается, что совершенствует пост и очищает от ошибок, допущенных в этом месяце. Сын Аббаса Абдулла говорит: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обязал закят-уль-фитр для очищения от ненужных разговоров во время поста и для подаяния еды неимущим ».

Решения по закят-уль-фитр

Закят-уль-фитр является фарзом, т.е. обязательным. От Абдуллаха бин Умара передают, что Пророк (мир ему и благословение) обязал к закят-уль-фитру по саху фиников или пшеницы с раба, свободного, мужчины, женщины, взрослого и ребенка – мусульман (Бухари, Муслим).

Мужчина выплачивает его за себя и за тех, кого обязан содержать – несовершеннолетних детей. Если они богаты, то с их имущества. Дедушка обязан выплачивать закят за детей своего сына, если они неимущие и у них нет отца, а за детей дочери не обязан.

Человек не обязан выплачивать закят за совершеннолетних детей, родителей, жену, независимо от того, богаты они или бедны.

Сроки выплаты закят-уль-фитр

Время выплаты закята уль фитр наступает с рассветом праздника разговения. Если кто умрет или обеднеет до наступления рассвета, то с него эта обязанность снимается. Те, кто после наступления рассвета родится, разбогатеет, примет веру, не обязаны выплачивать его. Но тот, кто родился до рассвета, обязан выплачивать закят-уль-фитр. Закят-уль-фитр желательно раздать до совершения праздничного намаза (намаза ид), после намаза раздать порицается (караха).

Можно раздать и в начале месяца Рамазан, до наступления праздничного дня или в праздничную ночь.

Количество закят-уль-фитр

С каждого человека выплачивают по пол-саха пшеницы муки, изюма (киш-миш), или их стоимость. Если выплачивают финиками, пурчина, то выплачивают полный сах или его стоимость. Во всех случаях лучше выплатить стоимостью. По возможности закят-уль-фитр лучше отдавать родным или близким, но нельзя отдавать родителям, детям или жене.

Аллах не примет садака человека, покуда среди его родных будут нуждающиеся. Родные, кому можно отдать закят-уль-фитр: брат, сестра, их дети, дяди, тети по отцу или матери, их нуждающиеся дети. Потом нуждающиеся соседи, село, город. Переносить закят-уль-фитр не в свое село порицается, если только там нет нуждающихся родственников.

Нужно стараться выплатить закят-уль-фитр до наступления праздника разговения, дабы не упустить его мудрость.

Общие положения, связанные с закятом-уль-фитр.

  1. Обязательство выплачивать закят-уль-фитр не снимается, если даже и лишился нисаба при обложении, до его выплаты, закятооблагаемого минимума (нисаба). Надо выплатить, возмещая, в отличие от закята с имущества.
  2. Если человек в месяце Рамазан не постится по каким-либо причинам, или, не имея причины, даже не совершает намаз, то и он обязывается к выплате закята уль фитр.
  3. За маленьких детей и умалишенных закят выплачивает их опекун с их имущества. Если не выплатили, то по достижении совершеннолетия или выздоровления они должны это сделать.
  4. Если жена состоятельная, а муж – нет, то она должна выплатить садака за детей.
  5. Муж не обязан выплачивать милостыню за детей жены от другого брака.
  6. Разведенная или вдова не обязана выплачивать за детей садака. Если они имеют состояние, то закят выплачивается из него.
  7. Закят-уль-фитр предписано раздать там, где находится сам выплачивающий, а общий закят (состояние) там, где находится его имущество (скот и тому подобное).
  8. Можно несколько сахов выдать одному бедному, равно как один сах нескольким беднякам.

информацией с друзьями!

Зайнула Гамзатов



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году