Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Корпоративный спрут Якунина-Белозерова. Друг Ротенбергов из «обоймы»: кто сменил Якунина на посту главы РЖД Белозеров уходит из ржд в правительство

Президент РЖД Олег Белозеров, как и полагается руководителю госкомпании, раскрыл сведения о своих доходах. Выяснилось, что за прошлый год он заработал больше 170 миллионов рублей. Причем его доход увеличился вдвое по сравнению с годом позапрошлым. В корпорации сообщили, что рост вознаграждения связан с успехами компании. Однако, если присмотреться, то достижения РЖД, а, значит, и Белозерова, оставляют желать лучшего.

Ежемесячный миллионер

Главу РЖД Олега Белозерова от его предшественника Владимира Якунина выгодно отличает одно обстоятельство. Нынешний топ-менеджер данные о своих доходах и собственности. Вполне возможно, что это было одним из условий его назначения. Якунин, как мы помним, вызывал гнев общественности тем, что отказывался раскрывать зарплату, не смотря даже на просьбу президента. Поэтому преемнику можно поаплодировать за публичность. Хотя, как сказал Дартаньян перед дуэлью с Атосом: «Но только за это!», ибо других особых поводов для похвал не видно.

Теперь к деталям. За прошлый год глава РЖД заработал почти 173 миллиона рублей. И это в два раза больше, чем в 2015-м. При этом Белозеров, судя по декларации, какой-то имущественный бессребреник. У него ничего нет. Ни машин, ни жилья. Разве что квартира в 193 метра, но она не его, а находится в безвозмездном бессрочном пользовании. Да, еще у жены, которая заработала какие-то «смешные» 22 миллиона рублей, есть две раритетные «Волги» 60-х годов и внедорожник «Лэнд Ровер».

Впрочем, зарплаты руководителя монополии хватит, чтобы обеспечить достойную жизнь семье. Итак, 173 миллиона рублей за год. Путем простейшей математической операции, то есть деления на количество рабочих дней, можно выяснить, что Олег Белозеров в день зарабатывает около 700 тысяч рублей. Для подавляющего большинства россиян – сумма просто невероятная. В столице нашей Родины найдется немало мечтателей, которые бы сочли за счастье получать столько хотя бы в месяц. На остальной территории страны это предел желаний в виде годовой зарплаты. В отдаленных уголках на эти деньги можно купить одну, а то и двухкомнатную квартиру. Кстати, что касается жилья, то, даже не смотря на безумные цены на московскую недвижимость, Олег Белозеров может каждый месяц приобретать себе хорошую «трешку» в столице. За 14-то миллионов. С такими деньгами можно и особо не заботиться об имуществе.

Мистер «эффективность»

Впрочем, не будем играть на чувстве социальной справедливости. Все-таки Олег Валентинович не простой трудяга, а человек, способный руководить такой махиной как РЖД. И, судя по сообщению корпорации, руководить успешно. В госкомпании отметили , что вознаграждение топ-менеджеру обусловлено успехами за прошлый год. Российские железные дороги обошлись без государственных субсидий, сбалансировали финансовый результат, оптимизировали расходы, сократили неэффективные траты и в 20 раз увеличили прибыль. Звучит очень красиво. Правда, на деле красота эта несколько смазывается.

По теме

Жительница Екатеринбурга, которую убили из-за машины, в день своего исчезновения вела себя странно. Она решила самостоятельно отправиться на встречу с потенциальными покупателями автомобиля, поверив в рассказ позвонившей ей женщины.

По пунктам.

РЖД действительно обходятся без госсубсидий, что для времен Владимира Якунина было бы нонсенсом. Но давайте вспомним, что стало с тарифами монополии на грузоперевозки в прошлом году. А они выросли на 9%. При этом инфляция в стране была всего 5,4%. Железные дороги – это кровеносная система российской экономики. Тарифы на перевозку грузов напрямую влияют на стоимость товаров. По большому счету, это косвенный налог, который платят россияне, а его бенефициар – РЖД. Так может быть причина эффективности госкомпании не в удивительных менеджерских способностях Белозерова, а в том, что на эту эффективность скинулись граждане и бизнес?

Идем дальше. Прибыль. Она действительно значительно выросла в прошлом году. По отчетности с использованием российской бухгалтерской системы, компания заработала 6 с половиной миллиардов рублей. И это действительно в 20 раз больше прибыли по РСБУ в 2015-м, когда Олег Валентинович только пришел на свой пост. Но есть ведь еще и международная система отчетности, которую РЖД, как публичная компания, тоже использует. Эти данные были опубликованы практически одновременно со сведениями о зарплате главы РЖД. Так вот, монополия в 2016-м по МСФО заработала около 10 миллиардов рублей, и это лишь на четверть больше, чем годом ранее. Не слишком ли большое расхождение – 26% и 1900%? Считать, конечно, можно по-разному. Но не будем забывать и про эффект базы. Если при Якунине корпорация ничего не зарабатывала, то любой, самый минимальный успех на калькуляторе будет выглядеть очень впечатляющим. Так что прежде чем судить о выдающихся менеджерских качествах Олега Белозерова и платить ему огромную зарплату, по идее, стоит подождать еще хотя бы год.

Жить стало лучше?

Впрочем, кое-какие выводы можно сделать уже и сейчас. Во-первых, известно, что в этом году тарифы монополии выросли на 6%. И это на 2% больше , чем прогнозируемая инфляция. А, во-вторых, топ-менеджер, который совсем недавно казался, по сравнению со своим предшественником, довольно скромным человеком, уже ставит власти ультиматум: либо пусть госкомпании продлят налоговые льготы, либо она поднимет тарифы. Речь идет о налоге на имущество. Кстати, простые россияне недавно уже познали его прелесть, заплатив ощутимые поборы за недвижимость. А вот РЖД, как выясняется, платит по льготной ставке, экономя на этом огромные средства. А еще у оператора жд-перевозок есть преференция по НДС – 10% вместо традиционных 18%. И только это послабление приносит корпорации дополнительные 10 миллиардов рублей. Получается, что госкомпания живет в самых выгодных для себя условиях, имеет возможность поднимать тарифы, а получаемые на этом сверхдоходы приписывает в заслуги руководителя. Поправьте, если не так.

Но, возможно, что-то резко поменялось к лучшему для пассажиров? Быть может поезда стали ходить быстрее, модернизированы платформы, благодаря новым развязкам исчезли пробки на бесчисленных переездах, убраны старые пропитанные мерзким запахом вагоны? Такой уверенности . А, может, что-то поменялось с точки зрения коррупции? Ведь именно ее называли главной причиной отставки Владимира Якунина. Недавно одна из самых крупных в мире аудиторских фирм «КПМГ» проанализировала контракты пассажирской дочки корпорации и выяснила, что схемы, созданные при бывшем руководителе, до сих пор действуют. То есть компания по-прежнему обращается к одним и тем же поставщикам, серьезно переплачивая за их товары, услуги и работы.

Точно можно сказать, что к лучшему изменилась жизнь руководителя госкорпорации. Он за последние полтора года сделал карьерный рывок, стал зарабатывать вдвое больше, можно сказать, уверенно идет своей жизненной дорогой. Но, все-таки, за что президент РЖД Олег Белозеров получает 700 тысяч рублей в день? Есть, правда, универсальный ответ: «за то». И, учитывая все вышеизложенное, сюда можно подставлять любой факт.

"Система Белозерова"

Курганские РЖДшники попались на продажах должностей. Куда идут откаты служащих госкомпании?

Силовики возбудили уголовное дело против инженера Курганского регионального центра связи ОАО РЖД". Неназванный служащий "подозревается в получении взятки в значительном размере (часть 2 статьи 290 УК РФ)", - сообщает пресс-служба Уральского следственного управления на транспорте СК РФ.

По предварительным данным, сотрудник центра брал деньги "за трудоустройство в РЦС-3 ОАО "РЖД" группы рабочих по срочным трудовым договорам для укладки кабеля связи на перегоне Лещево — Замараево — Долматово Южно-Уральской железной дороги".

Борцы с коррупцией говорят, что система поборов не заканчивается "низовыми кадрами". Якобы часть средств уходит "наверх". Одним из таких людей мог быть вице-президент РЖД Салман Бабаев, который несколько дней назад был отправлен в отставку. Который якобы "давно хотел отдохнуть". Особо отметим, что в госкомпании от комментариев отказались.

Тут нужно вспомнить, что в 2016 году стало известно - компания "ИСР Транс", аффилированная с бывшим вице-президентом "Лукойла" Искандером Халиловым, внезапно решила не покупать 50% железнодорожного оператора "СГ-Транс" у АФК "Система". Казалось бы, где Халилов, а где Бабаев.

Но дело-то в том, что именно тогда всплыло - еще 50% компании владеет контора под названием "Вектор Рейл", связанная с Алексеем Тайчером и отпрысками нашего сегодняшнего "героя" Салмана Бабаева! На сайте РЖД говорится, что "СГ-транс" - "крупнейший в РФ собственник подвижного состава для перевозки сжиженных углеводородных газов и легкого углеводородного сырья".

Зовут любимых сыновей Салмана Магомедрасуловича Руслан и Тимур, и выходит, что они смогли заполучить компанию, которая обслуживает РЖД, где сидел до последнего времени их папа в кресле вице-президента!

Более того, в материалах дела, инициированного служащими ФАС, есть данные, по которым 50% "СГ-Транса" "Вектор Рейл" купил в 2015 году, нарушив "закон о защите конкуренции"!!! Но, похоже, здесь не только нарушение конкуренции, но и конфликт интересов!

Говорят, причиной ухода "непотопляемого" Бабаева стало то, что РЖД буквально начала "терроризировать" ФАС, которая, например, резко выступила против идеи так "точечного роста тарифов". В общем и целом глава госкомпании Олег Белозеров и его вице-президенты, оставшиеся со времен Владимира Якунина, среди которых и Салман Бабаев, хотели повысить тарифы на 12%. Но этого ФАСовцы им не дали сделать.

В ноябре 2016 года антимонопольщики инициировали дело в отношении РЖД. "Ведомство подозревает группу лиц в установлении монопольно высокой цены на услуги по предоставлению полувагонов для перевозки минерально-строительных грузов на внутренних направлениях. По сведениям ФАС России, в период с 1 января по 1 августа 2016 года рост стоимости услуг ФГК по предоставлению полувагонов для внутрироссийских перевозок минерально-строительных грузов составил до 38%. При этом ставки на предоставление вагонов отдельным грузоотправителям в период с июня 2015 по июнь 2016 года выросли в 2,2-2,5 раза", - говорится в сообщении ФАС.

Надо сказать, что не только антимонопольщики недовольны. Так, такие влиятельные миллиардеры как владелец "Лукойла" Вагит Алекперов и руководитель государственного "Газпромнефть" Александр Дюков жаловались вице-премьеру Аркадию Дворковичу и просили "помешать планам руководства РЖД "задрать" тарифы на перевозку нефтяных грузов выше уровня инфляции". Кстати, дочерняя структура "Роснефти" Рязанский НПЗ (АО "РНПК") вообще подала иск в суд на РЖД! По мнению подчиненных Игоря Сечина, "дочка" потеряла 1 млрд рублей. Недовольство олигархов и госменеджеров - это уже в современной России посерьезней недовольства ФАС...

Кто уйдет следующим?

Господин Белозеров пришел в 2015 году. Тогда казалось, что ситуация в "Российских железных дорогах" кардинально изменится. Сам служащий так и говорил, уточняя: "мы планируем выйти на параметры, близкие к безубыточности - это впервые за всю историю".

Этого, конечно, не произошло, зато почти сразу, в 2015 году, зарплата Белозерова и его вице-президентов, которых он оставил на своих местах, увеличилась почти в 2,5 раза - до 469,8 млн рублей! А вознаграждения для топ-менеджмента выросли на 14,5% до 1,6 млрд руб. Разве можно произвести изменения, если осталась та же команда, которая из года в год не могла вывести РЖД на безубыточность?

Но сейчас ФАС сильно прессует Белозерова и его команду. Следующим после Бабаева может уйти еще один топ-менеджер - Петр Кацыв. Почему? Кацыв один из самых скандальных наследников Якунина. В этом году американская прокуратура "заподозрила группу компаний Кацыва в отмывании доходов, полученных от раскрытого юристом Сергеем Магнитским хищения 5,4 млрд рублей из российского бюджета". Другими словами, в США считают, что Петр Дмитриевич увел из России деньги! А как считают у нас?

У нас господин Кацыв просто берет и получает для аффилированной с ним компании 2,5 га земли в Химках! Получает бесплатно, так как просто-напросто попросил!

Также отметим, что Кацывом интересовались не только американские, но и израильские силовики. Тут стоит вспомнить, что Петр Дмитриевич был фигурантам уголовного дела 40279/08, которым занималась районная прокуратура Тель-Авива! Тогда расследовали "отмывание денег Петром Кацывом в качестве владельца и получателя денежных средств по разным банковским счетам".

Скорее всего, Кацыв - следующий, кто должен покинуть РЖД.

Привет от Якунина

Но самое удивительное, что аффилированный с предшественником Белозерова бизнес остался обслуживать РЖД! Например, до сих пор издает журнальчики "Сапсан" и "Саквояж СВ", которые распространяются в поездах Петербург-Москва. Зарабатывает на этом контора "Рекламотив", которая работает с РЖД с 2010 года. Но важно другое: на 100% компанией владеет офшор Truban Co Ltd, за которым, по данным борцов с коррупцией. стоит семья Якуниных.

Есть еще одна респектабельная компания с соответствующим названием "Бизнес Диалог", которая проводит форумы, конференции и другие мероприятия РЖД. Эта фирма сумела "хапнуть" у РЖД тендеров на сумму 1 млрд рублей!!! Кому принадлежит компания? Все тому же офшору с Кипра Trussland Co. Ltd.

Сейчас силовики занимаются служащими РЖД всех уровней. Правоохранители пытаются выявить систему поборов, благодаря которой топ-менеджмент госкомпании сказочно богатеет. Недавно ушел Бабаев, к которому накопилось много претензий. Вскоре покинет свой пост и Кацыв. А там дело и до Белозерова дойдет.

ВСЕ ФОТО

Главой ОАО "Российские железные дороги" вместо Владимира Якунина, который якобы год назад стал послом и теперь может быть избран сенатором от Калининградской области, назначен первый замминистра транспорта РФ Олег Белозеров. Об этом заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, слова которого приводит "Интерфакс" .

"Мною принято решение назначить вас руководителем акционерного общества "Российские железные дороги" с одновременным освобождением от должности первого заместителя министра транспорта Российской Федерации", - сказал Медведев. Он дал Белозерову указание сразу же приступать к исполнению обязанностей.

Премьер напомнил, что Белозеров в последние годы стал компетентным специалистом в сфере транспорта, он давно занимается автомобильными дорогами, а став первым заместителем министра транспорта, стал заниматься и железными дорогами.

"Завтра все приемы-передачи обязанностей будут исполнены. Я думаю, что вице-премьер Аркадий Дворкович, как председатель совета директоров компании РЖД, вас представит", - добавил Медведев.

Он указал, что деятельность РЖД в сфере пассажирских перевозок вызывает много замечаний. "Здесь нареканий очень много. Люди недовольны, что маршруты отменяются. С другой стороны, железная дорога должна за это деньги получать и не просто в убытке находиться, а иметь ресурсы для развития", - сказал премьер.

Напомним, ранее из-за долгов регионов перед компаниями-перевозчиками часть электричек в нескольких областях РФ была отменена . Их вернули только после разгромной критики президента Владимира Путина.

Белозеров поблагодарил Медведева за оказанное доверие. Он отметил, что железные дороги в целом отражают состояние нашей страны. "Вместе с правительством и коллективом РЖД мы сосредоточимся на продолжении повышения эффективности работы компании, в том числе, на социально-ориентированных направлениях, на перевозке грузов, на повышении скорости движения и на повышении эффективности инвестиций в отрасль", - сказал Белозеров, слова которого приводит ТАСС.

Якунин пока не прокомментировал назначение Белозерова. В ответ на звонки РБК Якунин написал СМС: "Идите к чёрту, у меня глубокая ночь!" На уточняющие вопросы, направленные по СМС, он не ответил.

Карьера Белозерова началась в Санкт-Петербурге

Уроженец Латвийской ССР Белозеров учился в Санкт-Петербурге. Он окончил Санкт-Петербургский университет экономики и финансов в 1992 году по специальности "экономист". Затем с 1998 по 2000 год работал в ОАО "Ленэнерго": сначала заместителем коммерческого директора, потом коммерческим директором, начальником департамента по материально-техническому снабжению и транспорту.

У него уже есть опыт управления предприятием: с 2002 по 2004 год Белозеров был гендиректором ОАО "Российская топливная компания". Сейчас ему 45 лет.

В июле 2004 года Белозеров перешел в Федеральное дорожное агентство РФ, став его замруководителя, в ноябре возглавил ведомство. В 2009 году назначен заместителем министра транспорта РФ. В 2007-м, исполняя эту должность, он обещал россиянам ровные дороги без ям.

В мае 2015 года занял пост первого замглавы Минтранса, следует из его биографии, размещенной на сайте ведомства.

Как сообщалось, врио губернатора Калининградской области Николай Цуканов, участвующий в выборной кампании на должность руководителя региона, выдвинул кандидатом в Совет Федерации теперь уже бывшего главу РЖД Владимира Якунина. Якунин согласился покинуть РЖД и зарегистрировался кандидатом в члены Совета Федерации.

Якунин имеет дипломатическое прошлое: он закончил шестилетнюю дипломатическую карьеру в 1991 году на посту первого секретаря постпредства СССР при ООН. Возглавил РЖД Якунин в июне 2005 года. В январе этого года он сказал, что может покинуть свой пост из-за требований опубликовать данные о доходах. Его конкурентами на пост сенатора от Калининградской области являются мэр Калининграда Александр Ярошук и действующий сенатор Олег Ткач. Чтобы стать сенатором, не проживая в Калининградской области, ему надо было получить ранг посла.

В прессе предполагают, что Якунина решено было сместить из-за того, что он неэффективно управлял госкорпорацией. Такого мнения, как следует из обзора портала InoPressa , придерживаются обозреватели Bloomberg. Кандидат в губернаторы Калининградской области от "Справедливой России" Павел Федоров назвал предполагаемый уход Якунина в Совет Федерации "почетной пенсией", цитирует его слова "Калининград.ру" .

Шесть лет назад СМИ сообщали о списке резервистов, которые могут быть назначены на ответственные посты в ходе кадровых перестановок. Белозерова в их числе не было. Зато был, к слову, находящийся ныне под следствием Леонид Меламед.

Смена руководства не ликвидировала коррупционную составляющую ОАО Российские железные дороги

Кадровые перестановки в ОАО «Российские железные дороги» привлекли внимание широкой общественности к процессам, происходящим в естественной монополии. Уход из этой непрозрачной и очень коррумпированной корпорации Владимира Якунина и приход на его место бывшего первого заместителя министра транспорта Олега Белозерова, казалось бы, давали шанс на изменения в РЖД. Увы, пока что все нововведения в ОАО только лишь в одну сторону — к худшему. По-прежнему железная дорога представляет собой дойную корову для узкого круга мутных личностей и их родственников, преследующих исключительно собственные интересы.

Расточительная монополия

С новым руководством госкорпорация продолжает транжирить бюджетные деньги в рекордных объемах — говорится в расследовании The Moscоw Post со ссылкой на второй «Индекс расточительности» госзаказчиков, опубликованный 2 октября 2015 в рамках проекта «За честные закупки» Общероссийского Народного Фронта (ОНФ). Стоит напомнить, что ОНФ не первый раз указывает на расточительность РЖД: в апреле прошлого года на выездном заседании в Ростове эксперты ОНФ настойчиво рекомендовали госкорпорации сократить нецелевые расходы.

Общеизвестно, что железнодорожники постоянно жалуются на отсутствие средств для выполнения прямых своих обязанностей, например, на организацию движения тех же пресловутых пригородных электричек. То ли дело с нецелевыми тратами: в разделе «Закупка автомобилей» компания ОАО «РЖД» с автомобилем за 8,17 млн. рублей оказалось на втором месте .

Кстати, после публикации ОНФ первого «Индекса расточительности» в июле 2015 года железнодорожники в течение 4 часов отменили данную закупку, но это не помешало им разместить еще 4 заявки, которые тоже вошли в «рейтинг затрат госкомпаний».

В результате 5-е место (7,2 млн. руб.), 10-е место (6,5 млн. руб.), 20-е место (4,9 млн. руб.) и 40-е место (3,5 млн. руб.) «рейтинга ОНФ» среди самых дорогих автомобилей достались ОАО «РЖД», сделав эту госкомпанию лидером в «командном зачете».

Очевидно, именно на одном из этих дорогостоящих «железных коней» и ездит теперь господин Белозеров . Всего на 4 новых автомобилей руководство ОАО «РЖД» потратило 22,1 млн.руб. Уж лучше бы все-таки железнодорожники купили только один автомобиль за 8,17 млн. руб.

Если карьера нового главы РЖД Олега Белозерова начинается со скандала вокруг закупки дорогих автомобилей, то, что дальше можно ждать от этого топ-менеджера? Очевидно, только новых «распилов». И в это нет ничего удивительного, так как Белозеров считается «другом олигархов Ротенбергов» .

Питерские дзюдоисты в карьере Белозерова

Петербургские СМИ рассказывают о том, что Белозеров познакомился с Аркадием и Борисом Ротенбергами в конце 1990-х годов , когда работал в « Ленэнерго ».

А вот партнер Белозерова по ОАО «Лагун» Андрей Кадкин принимал участие в работе дзюдоистского клуба « Явара-Нева », созданного Ротенбергом вместе с Геннадием Тимченко.

Кроме того Белозеров хорошо знаком с Дмитрием Калантырским, бывшим руководителем банка « Северный морской путь » (СМП-Банк), принадлежащего Ротенбергам.

Тендерная семья дорожников Ротенбергов

Разумеется, что дружба Белозерова и Ротенбергов имела свой «финансовый эквивалент».

Все дело в том, что бывший заместитель министра транспорта РФ и нынешний глава РЖД Олег Белозеров с 2004 по 2009 год возглавлял Федеральное дорожное агентство («Росавтодор»), которое организовывало тендеры на дорожное строительство.

Уже тогда Белозеров назывался в прессе «человеком Ротенбергов».

По мнению экспертов, его лояльность к братьям позволила Ротенбергам войти в проекты по строительству скоростной автотрассы «Москва-Санкт-Петербург», федеральной трассы М-4 «Дон», М-11 «Нарва» и М9 «Балтия» и т.д.

10 миллиардов РЖД

Наивно думать, что Олег Белозеров стал бы помогать Аркадию и Борису Ротенбергам «по доброте душевной». Злопыхатели утверждают, что Белозеров мог брать «откаты» от Ротенбергов за «передачу» им самых выгодных тендеров.

Кстати, в конце апреля 2015 года подконтрольный РЖД негосударственный пенсионный фонд (НПФ) «Благосостояние» приобрел 38,63% акций строительной компании «Мостотреста» у компании Marc O’Polo Investments Ltd.

Этот офшор, как и сам «Мостотрест» подконтролен Аркадию Ротенбергу . Получается, что за почти 40% акций «Мостотреста» структура Ротенберга получила от фонда РЖД 10,04 млрд руб. Не слабо, верно?

Тот факт, что Белозеров был назначен главой РЖД 20 августа 2015 года, а Ройтенберги начали «объединять» некоторые свои активы со структурами РЖД с конца апреля этого же года, говорит о том, что продвижение замминистра транспорта Олега Белозерова на пост руководителя РЖД могло быть спланированной «спецоперацией» олигарха Аркадия Ротенберга по захвату контроля над железнодорожной монополией.

Теперь эта государственная корпорация фактически стала «игрушкой» в руках хозяина «СМП Банка», а глава РЖД Белозеров, по всей видимости, будет исполнять все, что от него потребует Ротенберг.

Неприкаянный Якунин

Впрочем, и при прошлом главе РЖД Владимире Якунине в работе этой государственной корпорации не раз были заметны «лоббистские мотивы», а самого Якунина нередко обвиняли в покровительстве коммерческим структурам своих родственников.

Поговаривают, что экс-глава РЖД даже хотел перейти в Совет Федерации РФ ради «спасительного мандата», дающего неприкосновенность. При этом Кремль явно содействовал Якунину на его пути в сенаторство.

К примеру, 20 августа 2015 года выяснилось, что Якунин в 2014 году получил ранг чрезвычайного и полномочного посла (эта тонкость была важна для прохождения в Совет Федерации).

Поговаривают, что Владимир Якунин просто не хотел быть рядовым сенатором, а когда его «прокатили» с постом вице-спикера Света Федерации (или даже с должностью председателя верхней палаты парламента), он вообще утратил всякий интерес к сенаторству.

Финансовый «провал» РЖД

На протяжении последних лет у РЖД наблюдаются серьезные проблемы. Они начались еще задолго до финансового кризиса, связанного с обвалом рубля в декабре 2014 года. Все дело в том, что еще в конце 2013 года правительство решило заморозить тарифы естественных монополий на 2014 год. С 2015 по 2017 года тарифы РЖД индексируются на уровне инфляции.

Якунин говорил, что из-за нулевой индексации убыток РЖД в 2014 году мог составить 60 миллиардов рублей. А в резуьтате чистый убыток «Российских железных дорог» по итогам 2014 года составил 99,3 млрд рублей . Так что Якунин ошибся с прогнозом «всего» на 30 млрд.руб.

Кроме этого руководство РЖД пересчитало показатели 2013 года, и в связи с изменением методологии и обесценением активов убыток за указанный период составил около 198,84 млрд рублей.

До этого в железнодорожной монополии указывали, что в 2013 году ОАО «РЖД» получило прибыль в размере 36,7 млрд рублей. Получается, что подчиненные Якунина, мягко говоря, «слукавили».

Подсчитали — прослезились

Результаты были неутешительны. Несмотря на многомиллиардные субсидии со стороны государства, ряд регионов Сибири и Дальнего Востока до сих пор не имеют железнодорожного сообщения, пассажирские перевозки убыточны, высоки показатели износа основных фондов.

Проверяя деятельность РЖД, аудиторы обратили особое внимание на нерешенную проблему по созданию механизма безубыточной деятельности в сфере пассажирских пригородных перевозок .

«Двухуровневое тарифное регулирование данного вида перевозок, при котором государство регулирует тариф за использование инфраструктуры, а субъекты страны — тариф на перевозку пассажиров — требует совершенствования. Это подтверждается тем, что значительная часть пригородных пассажирских компаний, созданных в рамках структурной реформы, работают с убытками», — сообщают в Счетной Палате.

Кстати, нередко пригородные электрички вообще отменяются или задерживаются. К примеру, в начале 2015 года сообщалось об отмене или сокращении количества пригородных поездов в Курской, Брянской, Смоленской, Калужской, Орловской и Тверской областях.

Кстати, в конце прошлого года правительство согласовало выделение в 2015 году РЖД из ФНБ 100 млрд руб. на разные проекты. А с учетом того, что в 2016 году монополия планировала купить 495 локомотивов на 71,8 млрд руб., то РЖД может потребоваться еще больше денег из бюджета.

Похоже, что при Белозерове РЖД собирается «доить» государственную казну также, как это было при Якунине. Только на этот раз трат будет еще больше. Ведь новому главе железнодорожной монополии придется «помогать» бизнесу братьев Ротенбергов. Так что РЖД ждут новые «капитальные затраты».

Рабы на железнодорожных галерах

Также стоит отметить, что в РЖД при сверхтяжелых условиях работы наблюдаются крайне низкие уровни зарплаты.

На участке почти в 7 га расположился комплекс из шести домов, включая хозяйственные постройки. Есть теннисный корт. В трехэтажном основном доме - бассейн, массажный кабинет, кинотеатр и оранжерея. Ближе к лесу, метрах в 100 от дома, - облагороженные пруды.

Стоит отметить, что Якунин всегда ценил своих соседей по дачам (дворцам, особнякам и т.д.). Впрочем, соседями бывшего главы РЖД, как правило, были люди влиятельные и обеспеченные.

К примеру, в ноябре 1996 года Владимир Якунин стал одним из учредителей дачного кооператива «Озеро» , наряду с Владимиром Путиным и будущим олигархом Юрием Ковальчуком.

Кипрское Акулинино

Весьма любопытно, что до февраля 2011 года собственником участка в Акулинино значился сам Якунин, но затем земля была переписана на кипрскую Mirolo Investments Ltd .

Офшорная компания Mirolo - не чужая Якунину. По данным СПАРК, эта компания владеет петербургским ООО «Акулинино», которым руководит Сергей Башков.

Он же возглавляет юридический департамент Venture Investments & Yield Management, инвестиционной и управляющей компании сына Владимира Якунина - Андрея.

Бизнес-клан Якуниных

Теперь стоит разобраться, откуда у Владимира Якунина и его семьи такие богатства. Российские оппозиционеры уже смогли выяснить многие подробности того, как устроен семейный бизнес клана Якуниных.

К примеру, в июле 2013 года Алексей Навальный опубликовал расследование, раскрывающее офшорные схемы тогдашнего главы РЖД. Блоггер и сотрудники Фонда борьбы с коррупцией обнаружили целую «бизнес-империю» Якунина и его сыновей , фирмы которой зарегистрированы в офшорах по всему миру.

Навальный обратился, в частности, к президенту Путину и председателю правительства Дмитрию Медведеву с требованием отставки Якунина и публичного расследования деятельности его семьи. Также заявления были отправлены в Генпрокуратуру, Следственный комитет, всем парламентским партиям. Впрочем, силовики не стали предъявлять к Якунину никаких претензий.

Про семью господин Якунин действительно не забывает. Младший его сын Виктор Владимирович Якуни н с середины 2000-х работает в российском офисе трейдинговой компании Gunvor у друга Путина и самого Якунина-старшего - Геннадия Тимченко.

Старший сын экс-главы РЖД, по данным Алексея Навального, постоянно проживает с семьей в Лондоне в доме, купленном в 2007 году за 4,5 миллиона фунтов стерлгингов и зарегистрированном на панамский офшор.

Вначале Андрей Якунин был соучредителем компании «Тристар Инвестмент Холдингс», занимал пост директора британской инвестиционной компании Venture Investments & Yield Management (VIYM). По данным СМИ, VIYM участвует в крупных девелоперских проектах на землях РЖД .

Любимая жена Якунина Наталья совместно с сыновьями главы «Ростеха» Сергея Чемезова, его заместителя Владимира Артякова и дочерью руководителя «Транснефти» Николая Токарева владеет гостиничным комплексом «Меридиан» в Геленджике.

Не стоит думать, что только Якунин из руководства РЖД сумел «озолотиться», благодаря этой государственной корпорации. Взять, к примеру, бывшего начальника департамента корпоративных коммуникаций РЖД Сергея Михайлова.

Так вот Бобрешов в свое время был президентом и совладельцем петербургского некоммерческого партнерства «ЛВБ-холдинг» и ООО «ЛВБ-холдинг» (доля - 63%), в который входит больше 20 охранных предприятий в Петербурге, Москве, Краснодаре, Самаре, Пскове и Волгограде.

Не трудно догадаться, что свято следуя корпоративным традициям топ-менеджеров ОАО «РЖД» по работе с аффилированными структурами, .

К примеру, партнерами РЖД являются краснодарские ЧОПы из компании «Русь» и волгоградские ЧОПы «Кобальт-А», «Кобальт-С», «Кобальт-РТ». Все они входят в «ЛВБ-холдинг». А в Москве еще одна «дочка» этого холдинга — ЧОП «Цербер» проводит общие проекты с ЧОП «РЖД-охрана».

Однако, видимо, в случае Бобрешова сказалась «чекистская сноровка», и он догадался вовремя уйти из числа владельцев «ЛВБ-холдинга» и хотя бы формально передать полномочия собственной родственнице Татьяне Савиной, которой теперь владеет 63% холдинга. Но фактически контролирует его все равно Бобрешов, а, значит, он и получает деньги с РЖД для нужд его личного бизнеса.

Бухгалтер и «завхоз»

Далее рассмотрим пример еще одних «продолжателей корпоративных традиций» — первого вице-президента РЖД Вадима Морозова , ответственного за координацию производственно-хозяйственной деятельности РЖД, и главного бухгалтера РЖД Галины Крафт .

Как выяснилось, ранее (с октября 2003 года по июнь 2004 года) Вадим Морозов был министром путей сообщения РФ, а Галина Крафт – заместителем руководителя департамента финансов МПС. А вот затем эта «сладкая парочка» оказалась совладельцами ООО «Желдорстрой» , которое, как можно догадаться из названия, имеет непосредственное отношение к строительству железнодорожных объектов.

Кстати, Галина Крафт расширила свой бизнес до семейного, ведь ее супруг — Якоб Крафт возглавляет «Ямальскую железнодорожную компанию» (ЯЖДК). Более того, он владеет 10% акций этой компании. Кстати, ЯЖДК в августе 2015 года решила купить для своего руководства внедорожник Toyota Land Cruiser 150 PRADO за 2 млн 890 тыс. рублей и пикап Mitsubishi L200 за 1,7 млн рублей . Как говорится, «красиво жить не запретишь» (особенно за казенный счет).

ЯЖДК с успехом занимается перевозками от станции Коротчаево до Ямбурга и Надым-пристани и развивает железнодорожную инфраструктуру ЯНАО, привлекая инвестиции для завершения строительства участков Коротчаево - Новый Уренгой - Надым и Новый Уренгой - Ямбург. Да и как ЯЖДК не работать успешно, если жена руководителя компании – главный бухгалтер ОАО «РЖД».

Подарки для РЖД

Теперь рассмотрим пример деятельности московской фирмы «ЭВО импрэшнс» (EVO Impressions), которая занимается продажей подарков и организацией «корпоративов». Казалось, при чем тут РЖД? А притом, что владельцы «ЭВО импрэшнс» Михаил Лапидус (70% акций EVO Impressions) и его сестра Наталия (15% акций) – это дети старшего советника президента РЖД Бориса Лапидуса .

Разумеется, советник главы РЖД Лапидус так же не изменяет корпоративным традициям. Вот так вот «ЭВО импрэшнс» оказалась поставщиком ценных праздничных подарков, которые были оплачены из бюджета ОАО «РЖД», а среди основных клиентов «ЭВО импрэшнс» как-то «внезапно» оказался «РЖДстрой».

Таким образом, становится ясно, что практически все топ-менеджеры ОАО «РЖД» получают неплохой доход от аффилированных с собой компаний, которые становятся неизменными подрядчиками РЖД.

«Список Магнитского» на Московском узле

Уже вслед за этим компания Prevezon занялась скупкой недвижимости в Нью-Йорке. В итоге суд арестовал несколько подконтрольных Кацыву-младшему объектов дорогостоящей недвижимости в фешенебельном районе Манхеттен, а также денежные средства, хранящие на счетах компаний, подвластных сыну бывшего министра транспорта Подмосковья. Стоимость арестованных активов оценивалась примерно в 24 миллиона долларов .

Круговая порука мажет, как копоть

Получается, что сын вице-президента РЖД может быть причастен к выводу из бюджета РФ суммы, эквивалентной 230 миллионов долларов, но силовики ничего не предпринимают по этому поводу.

По слухам, если ранее семейство Кацывов «крышевал» Якунин, то теперь новой «крышей» для бывшего подмосковного министра стал Белозеров.

Анализ «деяний» большинства топ-менеджеров РЖД, начиная от глав департаментов и заканчивая самим президентом ОАО «РЖД», ясно дает понять, насколько велики масштабы коррупции в этой организации.

Очевидно, что замешанного в «лоббистских скандалах» Олега Белозерова, считающегося «человеком Ротенбергов», нельзя было назначать на пост главы РЖД. Эксперты считают, что при нем в этой транспортной монополии сохранилась та же «круговая порука», которая сложилась еще при Якунине. К тому же это «порука» стала «более масштабной».

Видимо, у Кремля есть лишь один шанс спасти «Российские железные дороги» от полного разорения. Для этого надо срочно выгнать из РЖД всех «ставленников Якунина», снять с должности Белозерова и назначить новыми топ-менеджерами людей, не связанных с финансовыми интересами «верхушки» РЖД.

И чем, скорее Кремль избавится от Белозерова и «якунинцев», тем лучше будет для железнодорожной монополии. В противном случае ОАО «РЖД» может «развалиться» уже в ближайшие годы.

Этой весной основатель Russ Outdoor Максим Ткачев и его партнеры договорились продать «Лайсе» свои доли в компании (всего 20,72% акций). Также доли в Russ Outdoor хотели продать известный американский инвестор, основатель телеканала CTC Питер Герви (21,85%) и компания Marathon Outdoor Cooperatief (6%). По итогам сделки «Лайса» могла бы стать владельцем 48,57% акций Russ Outdoor. Остальные 26,43% акций остались бы у «ВТБ капитала», 25% – у французской компании JCDecaux, рассказывали сотрудники медийных компаний.

Но сделка затягивалась из-за того, что «Лайса» не могла договориться о получении кредита. «Лайса» была готова заплатить за долю в Russ Outdoor $46 млн, рассказывали «Ведомостям» сотрудники двух крупных операторов наружной рекламы. А человек, близкий к «Лайсе», утверждал, что сумма «намного больше».

Главой ОАО "Российские железные дороги" вместо Владимира Якунина, который якобы год назад стал послом и теперь может быть избран сенатором от Калининградской области, назначен первый замминистра транспорта РФ Олег Белозеров. Об этом заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, слова которого приводит "Интерфакс".

"Мною принято решение назначить вас руководителем акционерного общества "Российские железные дороги" с одновременным освобождением от должности первого заместителя министра транспорта Российской Федерации", - сказал Медведев. Он дал Белозерову указание сразу же приступать к исполнению обязанностей.

Премьер напомнил, что Белозеров в последние годы стал компетентным специалистом в сфере транспорта, он давно занимается автомобильными дорогами, а став первым заместителем министра транспорта,
стал заниматься и железными дорогами.

- "Коммерсант": ранг посла Якунину присвоили еще в 2014 году

"Завтра все приемы-передачи обязанностей будут исполнены. Я думаю, что вице-премьер Аркадий Дворкович, как председатель совета директоров компании РЖД, вас представит", - добавил Медведев. Он указал, что деятельность РЖД в сфере пассажирских перевозок вызывает много замечаний. Напомним, ранее из-за долгов регионов перед компаниями-перевозчиками часть электричек в нескольких областях РФ была отменена. Их вернули только после разгромной критики президента Владимира Путина.

Карьера Белозерова началась в Санкт-Петербурге

Уроженец Латвийской ССР Белозеров учился в Санкт-Петербурге. Он окончил Санкт-Петербургский университет экономики и финансов в 1992 году по специальности "экономист". Затем с 1998 по 2000 год работал в ОАО "Ленэнерго": сначала заместителем коммерческого директора, потом коммерческим директором, начальником департамента по материально-техническому снабжению и транспорту.

У него уже есть опыт управления предприятием: с 2002 по 2004 год Белозеров был гендиректором ОАО "Российская топливная компания". Сейчас ему 45 лет.

В июле 2004 года Белозеров перешел в Федеральное дорожное агентство РФ, став его замруководителя, в ноябре возглавил ведомство. В 2009 году назначен заместителем министра транспорта РФ, и в 2007-ом, исполняя эту должность, обещал россиянам ровные дороги без ям.

В мае 2015 года занял пост первого замглавы Минтранса, следует из его биографии, размещенной на сайте ведомства.

Как сообщалось, врио губернатора Калининградской области Николай Цуканов, участвующий в выборной кампании на должность руководителя региона, выдвинул кандидатом в Совет Федерации теперь уже бывшего главу РЖД Владимира Якунина. Якунин согласился покинуть РЖД и зарегистрировался кандидатом в члены Совета Федерации.

В прессе предполагают, что Якунина решено было сместить из-за того, что он неэффективно управлял госкорпорацией. Такого мнения, как следует из обзора портала InoPressa, придерживаются обозреватели Bloomberg. Кандидат в губернаторы Калининградской области от "Справедливой России" Павел Федоров назвал предполагаемый уход Якунина в Совет Федерации "почетной пенсией", цитирует его слова "Калининград.ру".

Шесть лет назад СМИ сообщали о списке резервистов, которые могут быть назначены на ответственные посты в ходе кадровых перестановок. Белозерова в их числе не было. Зато был, к слову, судимый ныне Леонид Меламед.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году