Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Нюансы командирования иностранных работников. Возможности работы за пределами региона выдачи разрешительного документа. В ОАО работают иностранные работники, имеющие разрешение на работу. Планируется отправить их в командировку в другой субъект РФ. Какие

Довольно интересная тематика. Мы не знаем, почему мы до этого не затрагивали эту сферу подробно. Запросов клиентов по такой проблеме как –« работа без патента, патент есть, но в другом регионе » – много. Очень много, каждый третий клиент сообщает о том, что его выдворили, у него есть все документы, но единственное что не так – это его патент не на тот субъект, где он фактически работал. Самый распространенный пример: патент на работу выдан Москвой, а работает иностранный гражданин в Московской области. Даже, если Москва в 5 минутах от того места, где он работает, все-равно, это нарушение миграционного законодательства, за которое предусмотрена серьезная административная ответственность в виде выдворения и штрафа. Нарушение на самом деле довольно серьезное.

Начнем сначала.

Патент на работу, разрешение на работу, вид на жительство и разрешение на временное проживание (РВП) дает право работать только в том субъекте РФ, которым оно выдано. РВП выдала Ленинградская область, значит и работать можно только там, в Санкт-Петербурге нельзя. Думаем, что логика ясна. Да, закон такой, может тут есть некая несправедливость по мнению наших клиентов, но это так. Значит, есть несколько вариантов:

  1. оформить новые документы на новый субъект РФ (что не так просто и дешево);
  2. найти работу в том субъекте, разрешительный документ которого у Вас уже есть;
  3. ездить в командировки.

Если с первыми двумя вариантами все ясно, то на третьем варианте стоит остановиться детальнее. Расскажем про командировки. У вас возникает резонный вопрос, каким образом вы можете все время быть в командировке? Можете. В настоящее время закон не ограничивает вашего работодателя в сроке командировки. Хоть целый год или даже два. Но компания-работодатель должна быть зарегистрирована именно в том субъекте РФ, который и выдал патент или разрешение на работу. Мысль мы думаем ясна.

А что делать, если уже выдворяют за работу не в том субъекте РФ, то есть тогда, когда есть патент, но не в том регионе?

Если такая лазейка в законе еще. Вас задержали за работу не в том субъекте РФ, который выдал Вам патент. Составили протокол, отвезли в суд, вынесли постановление о выдворении из России и отпустили. Что делать? Нужно предоставить командировочное удостоверение. Оно будет говорить том, что Ваш работодатель отправил Вас туда, и именно поэтому Вы тут и работаете. Но Ваша профессия или должность должна быть включена в список тех, кого можно отправлять в командировку. Список установлен приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н). Должно сойтись несколько факторов:

  1. ваша профессия в этом списке;
  2. у вас есть патент, но не в том регионе;
  3. у вас есть работодатель, который выдаст командировочное удостоверение;
  4. вы не пропустили 10-дневный срок обжалования.

Мы готовы оказать вам за работу без патента.

Может ли иностранный работник быть направлен в командировку?

На трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, регулируются иностранным правом (ст. 327.1 Трудового кодекса РФ).

Поэтому правила, установленные трудовым законодательством для направления работников в командировки, распространяются и на иностранных работников. Однако эти правила применяются в отношении работников – иностранных граждан с некоторыми особенностями.

Иностранные граждане могут находиться на территории России в следующих статусах:

1) временно пребывающих. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

2) временно проживающих. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;

3) постоянно проживающих. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.

При этом для иностранных лиц, временно пребывающих и временно проживающих в РФ, Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", (далее – Закон N 115-ФЗ)) установлено следующее правило.

Так, временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных Законом N 115-ФЗ и другими федеральными законами).

Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 N 564н установлены случаи осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание).

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации, вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу, в случае выполнения ими работ по профессиям и должностям, которые относятся:

1) к профессиям рабочих. В числе этих профессий перечислены, например:

асфальтобетонщик;

водитель автомобиля;

водитель дрезины;

дорожный рабочий;

каменщик;

костюмер;

машинист бульдозера;

машинист катка самоходного;

машинист маркировочной машины для разметки автодорог;

машинист погрузочной машины;

2) должностям служащих, например:

консультант по экономическим вопросам;

корреспондент;

корреспондент издательства, редакции газет и журналов;

переводчик;

спортсмен-инструктор;

экспедитор;

экспедитор по перевозке грузов;

3) а также к должностям служащих, относящиеся к следующим подгруппам Общероссийского классификатора занятий, к которым относятся:

руководители специализированных производственно-эксплуатационных подразделений (служб);

При этом:

а) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку;

б) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.

Иностранные граждане, временно проживающие на территории Российской Федерации, вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им разрешено временное проживание, в случае выполнения ими работ по профессиям и должностям, к которым относятся:

1) профессии рабочих:

2) должности служащих:

3) а также должности служащих, относящиеся к следующим подгруппам Общероссийского классификатора занятий:

руководители учреждений, организаций и предприятий;

руководители специализированных (производственно-эксплуатационных) подразделений (служб);

руководители функциональных и других подразделений и служб;

руководители малых учреждений, организаций и предприятий.

При этом:

а) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев при направлении в служебную командировку;

б) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.

Иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание), в случае, если они являются высококвалифицированными специалистами. При этом:

а) непрерывная продолжительность трудовой деятельности иностранных граждан вне пределов субъекта (субъектов) Российской Федерации, на территории которого (которых) им выдано разрешение на работу, не может превышать 30 календарных дней ежегодно, в течение периода действия разрешения на работу, при направлении в служебную командировку;

б) общая продолжительность трудовой деятельности иностранных граждан вне пределов субъекта (субъектов) Российской Федерации, на территории которого (которых) им выдано разрешение на работу, не ограничивается, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.

Обратим внимание, что вышеуказанные максимальные сроки командировок предусмотрены только для случаев направления иностранных работников в командировки в другие субъекты РФ, но не за границу. Для командирования иностранного работника за границу законодательством конкретных сроков и ограничений не установлено.

Несмотря на это, работодатель вправе направить иностранного гражданина – работника в командировку за пределы РФ только на срок, не превышающий 6 месяцев. Связано это с тем, что иностранному лицу – работнику может быть аннулировано ранее выданное разрешение на временное проживание в случае, если он находился за пределами РФ более 6-ти месяцев (пп. 11 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).


Публикуем ответы на вопросы участников интернет-брифинга, касающиеся командировок иностранных сотрудников.

Эксперт данной темы:
Володин Евгений Владимирович – юрист-консультант по миграционным вопросам, руководитель Отдела правовой поддержки юридических лиц Группы Компаний «ОСТ», член научно-экспертного Совета НП «Международный альянс «Трудовая миграция».

ВОПРОС В соответствии с действующим законодательством иностранный работник (гражданин дальнего зарубежья, временно пребывающий на территории Российской Федерации, не высококвалифицированный специалист, занимающий должность руководителя предприятия или руководитель департамента) может находиться в командировке в других субъектах федерации только 10 дней в год.

Можно ли увеличить этот срок? В ПП № 97 от 17.02.2007 указано, что можно, если у него разъездной характер работы и мы оформляем вместо командировок служебные поездки (и тогда он может проводить в служебных поездках не более 60-и дней календарных дней)? Как правильно это оформить? Относится ли это к субъектам федерации с особым режимом въезда (Мурманск).

Например, если наш работник, который работает в С.-Петербурге поедет в служебную поездку в Мурманск и наоборот? Мандрусова Елена Владимировна, Менеджер по персоналу, г. Москва.

ОТВЕТ: Уважаемая Елена Владимировна! Довожу до Вашего сведения, что Постановление Правительства от 17.02.2007г. № 97, на которое Вы ссылаетесь в своем вопросе утратило силу (см. Постановление Правительства от 13.11.2010г. № 904).

В настоящее время интересующая Вас процедура регламентируется Приказом Минздравсоцразвития от 28.07.2010г. № 564н. Хотя смысл остался тот же:

Необходимо принимать во внимание, что указанные преференции – осуществлять трудовую деятельность вне региона, на территории которого иностранному гражданину выдано разрешение на работу, распространяются только на иностранных работников, осуществляющих деятельность по указанным в Приказе профессиям, должностям.

Что касается вопроса о субъектах с особым режимом въезда для иностранных граждан, Вы очевидно имеете в виду территории, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение.

В настоящий момент это в том числе:

1. Территории закрытых административно-территориальных образований (перечень утвержден Постановлением Правительства от 5.07.2001 г. N 508).
2. Территории с регламентированным посещением для иностранных граждан (перечень утвержден Постановлением Правительства от 4.07.1992г. № 470).
3. Территории закрытых военных городков.
4. Пограничная зона.

Постановление Правительства от 4.07.1992г. № 470 содержащее перечень территории Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан (у меня с изменениями на 11 июня 2004 г.) под пунктом 8 указаны:

Мурманская область и Республика Карелия - береговая полоса Кольского полуострова шириной 10 километров от мыса Крестовый до р. Воронья, район к западу от р.Воронья, ограниченный с юга и запада автомобильной дорогой Туманный - Кола, железной дорогой Кола - Печенга и линией Печенга - бухта Долгая Щель (за исключением названных населенных пунктов, автомобильной, железной дорог и г.Мурманска с проездом в него по железной дороге, автомобильным транспортом от Колы и транзитом по автомобильной дороге Заполярный - Кола - Мурманск).

Район Кандалакшского залива с прибрежной полосой шириной один километр в границах: с запада - мыс Кочинный - мыс Титов, с востока - мыс Носок - мыс Шарапов.

Постановление Правительства от 5.07.2001 г. N 508
Перечень закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов (утв. постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 508) (у меня с изменениями на 16 июля 2009 г.)
Указаны территории в Мурманской области (собственно Мурманск в перечне отсутствует).

В связи с изложенным, полагаю, что собственно в Мурманск Ваш иностранный работник может быть направлен в командировку без ограничений со стороны органов ФСБ.

На настоящий момент не готов дать ответ на вопрос о разъездном характере работы. Информация у меня имеется на бумажном носителе, необходимо только найти в какой из папок. Если Вам интересно прошу написать в личку.


ВОПРОС Добрый день. Вопрос следующий:
В ЗАО, расположенном в Москве, Генеральный директор - иностранец из дальнего зарубежья. Квота на него оформлена, разрешение получено. У этой компании есть 3 филиала в регионах. Филиалы - с ограниченной степенью самостоятельности, не имеющие своего баланса, расчетного счета и т.п. Управляются из центрального офиса в Москве.

Если в эти филиалы генеральным директором назначается тот же иностранец, нужно ли на него оформлять разрешения на работу в данных регионах (в дополнение к московскому разрешению)? М. Николаева, г. Москва.

ОТВЕТ: Уважаемая г-жа Николаева! В соответствии с п. 4.2 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу.

Однако с учетом особенностей региональных экономических связей уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу.

В настоящее время таким органом исполнительной власти является Минздравсоцразвития РФ, который Приказом от 28.07.2010г. № 564н установил перечень должностей, профессий, обладая которыми иностранные граждане могут работать вне региона получения ими разрешения на работу в случаях:
- нахождения в командировке или если их трудовая деятельность носит разъездной характер, что указано в трудовом договоре.

При этом:
а) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку;
б) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.

В случае, если указанные сроки Вас не устраивают – необходимо оформлять разрешение на работу в каждом названном Вами регионе.

Как выход из ситуации – оформите Генеральному директору разрешение на работу высококвалифицированного специалиста – ВКС (если заработная плата за 365 дней не менее 2 000 000 рублей).

В случае, если в соответствии с трудовым договором будет предполагаться осуществление высококвалифицированным специалистом трудовой деятельности на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, данному высококвалифицированному специалисту выдается разрешение на работу, действующее на территориях этих субъектов Российской Федерации (более подробную информацию Вы можете почерпнуть из моего ответа по теме «высококвалифицированные специалисты» либо напишите мне на личную почту).

Разрешение на работу выдается сроком до 3-х лет в течение 14 рабочих дней с момента подачи документов, что уменьшает Ваши контакты с ФМС минимум в 3 раза.


ВОПРОС : Организация находится в п. Тучково Рузского р-на Московской области. Оформлены разрешения на работу иностранным работникам. Строительный объект находится в г. Лобня Московской области. Иностранные работники должны жить в общежитии в г. Лобня. Договор с общежитием есть. Где оформлять уведомления по УФМС? В п. Тучково или в г. Лобня? Можно ли оформить документы по Рузскому р-ну и оформить командировочные удостоверения в г. Лобня? Андосова Инна Леонидовна, Начальник отдела кадров, г. Руза.
ОТВЕТ: Уважаемая Инна Леонидовна! Попробую ответить, хотя не понял о каких уведомлениях идет речь - полагаю, что уведомления о прибытии иностранных граждан в место пребывания, а не о заключении трудового договора (если ошибаюсь – напишите в личку).

Насколько я усвоил, иностранные работники Вашей организации проживают в общежитии в том же районе, где осуществляют трудовую деятельность. Соответственно, уведомления о прибытии в место пребывания необходимо направлять в местное подразделение миграционного учета в Рузском районе. Такова практика.

В теории в соответствии с п. 20 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 15.01.2007г. № 9 «уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, временно пребывающего в Российской Федерации, подается в территориальный орган Федеральной миграционной службы». Территориальным органом Федеральной миграционной службы является в данном случае УФМС России по Московской области.

Вторая часть вопроса: «Можно ли оформить документы по Рузскому р-ну и оформить командировочные удостоверения в г.Лобня?», мне непонятна.

Можно ли поставить их на миграционный учет в Рузском районе и выписать командировочные удостоверения для работы в г. Лобня?

С точки зрения миграционного законодательства командировочные не нужны, т.к. разрешение на работу действует на территории всей Московской области. И Лобня и Руза находятся в одном регионе. Проблем с миграционной службой не возникнет. В случае, если они прибывают в г. Лобня из Рузы более чем на 3 рабочих дня, необходимо ставить их на миграционный учет (ст.ст. 20, 21 Федерального закона от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

Если я неверно истолковал Ваш вопрос – прошу связаться со мной по личной почте. С уважением, Евгений Володин.


ВОПРОС: Имеем ли мы право использовать привлечённого для работы иностранного специалиста для работы в разных городах страны (командировки) и если можем, то какие дополнительные меры (по регистрации, ещё какие-нибудь...) мы должны предпринимать, чтобы не нарушать законодательство. Галиуллин Эдуард Радифович, Заместитель директора, г. Екатеринбург.
ОТВЕТ: Уважаемый Эдуард Радифович!

В соответствии с п. 4.2 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу.

Таким образом, в рамках Свердловской области Ваши иностранные работники могут осуществлять трудовую деятельность без ограничений (полагаю, что территория действия разрешения у них указана – Свердловская область).

В случае, если им необходимо работать в других регионах, Вы можете воспользоваться положениями Приказа Минздравсоцразвития от 28.07.2010г. № 564н «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание).

При этом:
а) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку;
б) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.

Но относится эта преференция только к иностранным гражданам, работающим по должностям, указанным в содержащемся в Приказе Перечне.

Если указанных сроков Вам не хватает – выходов 2:
- Получить разрешение на работу в каждом интересующем Вас регионе.
- Получить для своих иностранных специалистов разрешения на работу «высококвалифицированных специалистов», для которых возможно указание в разрешении на работу нескольких регионов (при этом заработная плата указанных специалистов должна быть не менее 2 000 000 рублей в год).

Можно ли откомандировать работника предприятия (иностранный гражданин) в другой субъект РФ? В субъекте по месту регистрации предприятия у него оформлен патент на работу. если да, то какие документы оформляются и на какой срок разрешена командировка?

Ответ

Можно, при соблюдении некоторых условий.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры» .

1. Ситуация: Можно ли направить в командировку иностранца

«Направление иностранцев в служебную поездку возможно только при соблюдении целого ряда условий. При этом конкретный порядок зависит от места командирования: по территории России или за рубеж.

Подробнее о загранпоездках иностранцев см. На какой срок можно направить сотрудника-иностранца в командировку за рубеж.

Что касается служебных поездок по территории России, то тут возможность и сроки поездки зависят от статуса иностранца*.

Подробнее см.:

  • иностранцы, временно пребывающие в России;
  • иностранцы, временно проживающие в России;
  • высококвалифицированные сотрудники-иностранцы.

Иностранцы со статусом постоянно проживающих никаких ограничений на поездки по России не имеют, поэтому их можно направить в служебную поездку по тем же правилам и в те же сроки, как и российских сотрудников».

2. Ситуация: На какой срок можно отправить в командировку по России сотрудника-иностранца, временно пребывающего в России

«Возможность направить в командировку иностранца, временно пребывающего в России, зависит:

  • от документа, на основе которого работает иностранец. Это может быть патент или разрешение на работу, выданное еще в 2014 году, срок действия которого пока не истек.

В общем случае временно пребывающий иностранец может работать только в том регионе, где ему выдано разрешение или патент (). Поэтому при направлении сотрудника в командировку внутри данного региона никаких ограничений по сроку поездки нет.

Так, иностранцы, которые работают на основе разрешения на работу, полученного еще до 2014 года, могут непрерывно находиться в командировке в другом регионе до 10 календарных дней в период действия разрешения при условии, что их профессия включена в ( приложения к ).

Что касается иностранцев, работающих по патенту, то на них действие не распространяется. После введения патентов никаких изменений в документ не вносили. Поэтому самовольно распространять положения приказа на иностранцев с патентами и применять аналогию закона у работодателей оснований нет. Чтобы направить такого иностранца в командировку в другой регион даже на один день, нужно оформить дополнительный патент для работы в соответствующем регионе* (). Других возможностей действующие нормы миграционного законодательства не предусматривают.

Исключением из указанного порядка являются иностранцы - высококвалифицированные специалисты.

Внимание:

3. Ситуация: На какой срок можно отправить в командировку по России сотрудника-иностранца, временно проживающего в России

«Когда в командировку направлен иностранец, временно проживающий в России, срок его работы за пределами региона, на территории которого разрешено временное проживание, не должен превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев*. При этом сотрудник должен работать по профессии, указанной в , утвержденном .

Если же иностранец едет в командировку в пределах того региона, где ему разрешено временное проживание, ограничения по сроку командировки нет. Данный порядок предусмотрен пункта 2 приложения к .

Исключением из этого правила являются иностранцы - высококвалифицированные специалисты.

Внимание: за нарушение сроков командировки и порядка направления иностранцев на работу в другие регионы работодателю грозит серьезная ».

4. Ситуация: На какой срок можно отправить в командировку по России иностранного сотрудника - высококвалифицированного специалиста

«Возможность направить в командировку по России иностранца - , зависит:

  • от региона, куда планируют направить сотрудника;
  • от документа, на основе которого работает иностранец. Это может быть разрешение на временное проживание, патент или разрешение на работу, выданное еще в 2014 году, срок действия которого пока не истек.

Внутри региона, на который распространяется действие разрешительного документа, высококвалифицированного иностранца можно направить в командировку на любой срок без ограничений.

Если речь идет о поездке в другой регион, то действует особый порядок.

Так, иностранцы, которые работают на основе разрешения на временное проживание или разрешения на работу, полученного до 2014 года, могут непрерывно находиться в командировке в другом регионе в течение 30 календарных дней ежегодно. Профессия или характер работы таких иностранцев значения не имеет. Это установлено приложения к .

Что касается высококвалифицированных специалистов, работающих по патенту, то на них действие не распространяется. После введения патентов никаких изменений в документ не вносили. Поэтому самовольно распространять положения приказа на иностранцев с патентами и применять аналогию закона у работодателей оснований нет. Чтобы направить такого иностранца в командировку в другой регион даже на один день, нужно оформить дополнительный патент для работы в соответствующем регионе ().

Внимание: за нарушение сроков командировки и порядка направления иностранцев на работу в другие регионы работодателю грозит серьезная ».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Где получить ответ на любой юридический вопрос

В Системе Юрист есть ответы на частые вопросы юристов компаний. Подписчики Системы Юрист получают еще индивидуальные консультации от экспертов.

Поездка работника, направляемого в командировку по распоряжению работодателя в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, также признается командировкой (п. 3 Положения, утвержденного Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 749).

Право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу установлено для иностранных граждан, временно пребывающих в РФ ( Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", далее - Закон N 115-ФЗ).

По общему правилу временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу ( Закон N 115-ФЗ).

Случаи, когда такой иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность на территории другого субъекта РФ, установлены на основании Закона N 115-ФЗ в приложении к Минздравсоцразвития РФ от 28 июля 2010 г. N 564н (далее - Приказ N 564н). Необходимо учитывать, что такое право установлено в отношении ограниченного перечня профессий и должностей.

Предельная продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, при направлении в служебную командировку для иностранных граждан, временно пребывающих в РФ, составляет 10 календарных дней в течение всего периода действия разрешения на работу ( Приказа N 564н). Исключение установлено для иностранных граждан, являющихся высококвалифицированными специалистами: 30 календарных дней ежегодно в течение периода действия разрешения на работу ( Приказа N 564н).*(1)

При этом временно пребывающий иностранный гражданин должен быть поставлен на миграционный учет по месту командирования.

Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии со Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", далее - Закон N 109-ФЗ. Более подробно порядок постановки иностранных граждан на миграционный учет изложен в Правилах осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 (далее - Правила).

По общему правилу уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляет в орган миграционного учета (непосредственно или почтовым отправлением) принимающая сторона. Под принимающей стороной в Закона N 109-ФЗ понимаются физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится). Случаи, когда такое уведомление представляет сам иностранный гражданин, исчерпывающим образом перечислены в , и Закона N 109-ФЗ.

Согласно Закона N 109-ФЗ, п. 20 Правил принимающая сторона обязана представить в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в срок не позднее семи рабочих дней со дня прибытия временно пребывающего в РФ иностранного гражданина в место пребывания. Поэтому, если принимающей стороной в данном случае является работодатель и срок командировки работника превышает семь рабочих дней, работодатель должен поставить его на миграционный учет в новом месте пребывания, то есть в месте его командирования. Форма соответствующего уведомления утверждена Федеральной миграционной службы от 23.09.2010 N 287. Сведения, которые должны быть указаны в уведомлении, установлены в п.п. 23, 24 Правил. Принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина должна выразить подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, которая должна быть скреплена печатью указанной организации (п. 25 Правил). Для заполнения бланка уведомления о прибытии иностранный гражданин в силу п. 26 Правил должен предъявить документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина и миграционную карту, а также отрывную часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания в РФ.

Если в данном случае принимающей стороной будет являться гостиница или другая подобная организация, в которой работник в период командировки будет фактически проживать, обязанность по уведомлению территориального органа Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания возлагается на администрацию гостиницы ( Закона N 109-ФЗ, п. 20 Правил). По смыслу п.п. 20, 26 Правил для этого временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин должен заполнить бланк уведомления о прибытии и подать данное уведомление в администрацию гостиницы, предъявив при этом документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина и миграционную карту, а также отрывную часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания в РФ. Согласно п. 33 Правил администрация гостиницы, принявшая от иностранного гражданина уведомление о прибытии, проверяет точность изложенных в нем сведений и наличие необходимых документов, после чего незамедлительно проставляет отметку о приеме уведомления в бланк уведомления о прибытии, отрывная часть которого возвращается иностранному гражданину.

Исключение из указанных правил установлено для высококвалифицированных специалистов. Указанные иностранные граждане, в установленном порядке поставленные на учет по месту пребывания в РФ, в случае их передвижения по территории РФ и при прибытии в новое место пребывания на срок, не превышающий 30 дней, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по новому месту пребывания. После же истечения такого тридцатидневного срока указанные иностранные граждане обязаны выполнить действия, необходимые для их постановки на учет по новому месту пребывания, в срок, не превышающий семи рабочих дней ( Закона N 109-ФЗ).

Обязанность по снятию гражданина с учета лежит на органе миграционного учета. Снятие с учета осуществляется после получения в установленном порядке сведений о постановке данного иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания ( Закона N 109-ФЗ). Однако при убытии иностранного гражданина из гостиницы или из иной организации, оказывающей гостиничные услуги, на администрациях указанных организаций лежит обязанность не позднее двенадцати часов дня, следующего за днем убытия данного иностранного гражданина, в установленном порядке уведомить об этом орган миграционного учета ( Закона N 109-ФЗ).

По возвращении из командировки работник вновь подлежит постановке на миграционный учет по месту пребывания (месту, откуда он ранее был командирован).

Дополнительно отметим, что при направлении иностранного работника в командировку оформляются те же документы, что и для граждан РФ: служебное задание (форма N Т-10а), приказ о направлении в командировку ( или Т-9а), командировочное удостоверение (форма N Т-10). По возвращении из командировки в течение трех рабочих дней работник представляет работодателю авансовый отчет (форма N АО-1) и отчет о выполненной работе (форма N Т-10а) (п. 26 Положения, утвержденного Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки").

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Бахтина Анастасия

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Комарова Виктория

*(1) Критерии признания иностранного гражданина высококвалифицированным специалистом установлены Закона N 115-ФЗ.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году