Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

При динамическом испытании спасательной веревки используется вес. Испытание. Из чего их изготавливают

Наименование параметра Значение
Тема статьи: СПАСАТЕЛЬНЫЕ ВЕРЕВКИ
Рубрика (тематическая категория) Спорт

http://www.offtop.ru/vertlib/v5_91857__.php?of2981=

Следует отметить появление в последнее время разнообразных спасательных веревок с применением особо прочного арамидного волокна - кевлара, не поддающегося гниению и воздействию агрессивных (кислоты, щелочи, растворители) сред. Материал таких веревок допускает кратковременное (до 1 часа) воздействие высоких температур (до 350°С), при этом прочность их снижается на 50 % от исходной. Некоторые типы веревок состоят только из кевлара, другие - из сочетания кевлара и полиамида.

Спасательные веревки бывают двух базовых конструкций - кабельные и плетеные (сквозного плетения: в простоте - косички разных типов), и диаметров: от 6 до 12 мм. Объявленная прочность спасательных веревок из кевлара колеблется от 1500 кГ для диаметра 6 мм до 4500 кГ для 10-12 миллиметровых веревок.

Веревки.

Оплетка защищает веревку от мех. повреждений, сердечник несет основную нагрузку.

Учитывая зависимость отматериала, из которого изготовлена веревка, делятся на:

1. Полиамидные, капроновые (основные веревки)

Узел завязанный на полиамидной веревке ослабляет ее в месте завязки узла исходя из узла (в целом прочность всœей системы снижается до 30%; если веревка мокрая или загрязнена – снижается до 80%; если узел завязан не правильно – снижение еще на 30%)

2. Арамидные, кевларовые - огнестойкий материал, держит постоянную температуру до 1500С в теч.1 минуты, коэффициент растяжения 1,5%

Узел, завязанный на кевларовой веревке, ослабляет ее в половину.

Термостойкая веревка
Термостойкая верёвка нового поколения. Отечественная выработка. Сертификат МЧС РОСС RU.03ЭЧ 16.Н0099 выдан ОКБ КВ и ООО "СПАССНАРЯЖЕНИЕ". Верёвка предназначена для ведения спасательных работ при авариях и других чрезвычайных ситуациях в условиях высоких температур и агрессивных сред профессионально подготовленными спасателями. Коэффициент узловязания и конструкция верёвки позволяет вести спуск людей с высотных зданий с использованием всœех извесных спусковых устройств. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: Рабочие концы выполнены в виде плетёного термостойкого сердечника в термостойкой оплётке с металлическими втулками - коушами на концах. - диаметр, мм......................................................................................10.3 (+-0.5) - разрушающая нагрузка, кгс при приложении через огоны, не менее... 1500 - разрушающая нагрузка, кгс рабочего тела верёвки, не менее..............2400 - коэфф. узловязания, не более...........................................................1,2 - остаточная прочность верёвки после воздействия температуры +450С в течении 10 мин не менее 75% от исходной - термостойкость в пламене пропан-бутановой горелки ~900С (при грузе 80кг) мин.....................................................2 - масса одного погонного метра, ᴦ........................................................68

Учитывая зависимость откоэффициента удлинœения основные веревки подразделяются на:

1. статические – коэффициент Степень удлинœения статических веревок при весе 50-150кг не более 5 %.

В связи с низкой эластичностью, способность таких веревок поглощать энергию падения понижена, а МДН (МАКСИМАЛЬНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ НАГРУЗКОЙ) при рывке - значительна. Она достигает 1000 кГ уже при падении груза 80 кГ с фактором 1, тогда как для динамических веревок величина МДН(максимальная динамическая нагрузка-сила рывка) редко превышает это значение даже при падении с максимальньм фактором 2.

МАКСИМАЛЬНОЙ степенью падения, которую может выдержать статическая веревка, является падение с фактором 1. Это означает, что каждому, кто работает на статической веревке, КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ попадать в ситуации, при которых возможен выход над точкой закрепления веревки! Совершенно недопустимо использовать статические веревки для обеспечения страховки при подъеме на стены и другие элементы вертикального рельефа. В этих случаях крайне важно использовать динамические веревки.

2. динамические – удлинœение при нормальном использовании не более 8 % при статической нагрузке 80 кᴦ.

Веревка должна выдерживать минимум 5 последовательных падений соответствующего груза с фактором 1,78.

Предельное значение максимальной динамической нагрузки определœено с учетом практического опыта парашютизма. Тщательные исследования в этой области показывают, что при наиблагоприятнейших обстоятельствах, наличия соответствующих обвязок и т.п. человек может выдержать лишь самую кратковременную нагрузку всœего в 15 раз превышающую его собственный вес. В случае если принять, что 80 кГ - это средний вес человека, то расчетная предельно допустимая нагрузка не должна превышать 1200 кГ (80 х 15).

Предельно допустимая максимальная динамическая нагрузка, определœенная для полуверевок - 800 кГ, на первый взгляд кажется более благоприятной, по сравнению с нормой для базовых веревок - 1200 кГ. В действительности это не так, потому что она определяется при падении груза гораздо меньшего веса - 45 кГ, чем тот, которым проводят испытания базовых веревок - 80 кГ. Напомним также, что в паспорте альпийской веревки указывается величина МДН, но не условия ее испытаний. В случае если не знать этой подробности или не обратить на нее внимания, то паспортные данные о величинœе максимальной динамической нагрузки могут ввести в заблуждение при оценке динамических качеств веревки.

СПАСАТЕЛЬНЫЕ ВЕРЕВКИ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "СПАСАТЕЛЬНЫЕ ВЕРЕВКИ" 2017, 2018.

Веревка пожарная спасательная — это веревка, предназначенная для вооружения подразделений ГПС, используемая для страховки пожарных при тушении пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ.

Спасательные веревки, состоящие на вооружении, должны соответствовать требованиям НПБ, иметь коуши, храниться в чехлах, смотанные в клубок.

Один из концов спасательной веревки у обвязки петли обшивается белой тесьмой (2 - 5 см ширины), на котором указываются инвентарный номер и дата последнего испытания. Нанесение инвентарного номера на металлические кольца крепления концов веревки производится путем кернения или гравировки.

Нанесение инвентарного номера на металлические кольца крепления концов веревки стирающимися, выцветающими средствами (краска, маркер, фломастер) запрещается.

На чехле крепится бирка с указанием даты последнего испытания и указанием инвентарного номера спасательной веревки.

Бирка на чехле

Периодичность проверок

Спасательная веревка проверяется наружным осмотром командирами отделений не реже одного раза в 10 дней с занесением результатов осмотра в журнал испытаний ПТВ, а начальниками караулов - перед каждым использованием на занятиях и после каждого применения на пожаре.

Спасательная веревка не должна иметь местных утолщений и повышенной влажности, порывы отдельных нитей допускаются, но не более 15 штук на 200 мм длины веревки.

Форма журнала испытаний ПТВ

Перед проведением занятий и после каждого использования спасательной веревки под руководством начальника караула должна проводиться практическая проверка ее прочности. Для проверки на размотанной и закрепленной на всю длину (допускается через блок) спасательной веревке подтягиваются и зависают на 1 - 2 секунды три человека. Если после снятия нагрузки удлинение спасательной веревки сохранится, она признается непригодной для спасательных работ (занятий) и с боевого расчета снимается.

Характеристика

Характеристика

Порядок испытаний

На прочность

Спасательная веревка испытывается на прочность один раз в 6 месяцев. Для испытания спасательную веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной спасательной веревки прикрепляют груз в 350 кг на 5 мин. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение спасательной веревки не должно превышать 5% первоначальной ее длины. Спасательную веревку можно испытывать и в горизонтальном положении через блок.

Схема испытания веревки на прочность

Статическое испытание

Статическое испытание спасательной веревки: спасательная веревка пропускается через блоки и замок. При этом замок должен прочно удерживать спасательную веревку. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, а удлинение не должно превышать 5% первоначальной длины.

Статическое испытание

Динамическое испытание

Динамическое испытание спасательной веревки: к концу спасательной веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза спасательная веревка не должна пробуксовывать более 30 см.

Динамическое испытание

Требования правил по охране труда

Запрещается :

  • мокрые или имеющие большую влажность спасательные веревки;
  • спасательные веревки не состоящие в боевом расчете;
  • веревки предназначенные для других целей.

Спасание и самоспасание можно начинать только убедившись, что:

  • длина спасательной веревки обеспечивает полный спуск на землю (балкон и т.п.);
  • спасательная петля надежно закреплена на спасаемом;
  • спасательная веревка закреплена за конструкцию здания и правильно намотана на поясной карабин пожарный.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Учебник для высших образовательных учреждений МЧС России М.Д. Безбородько, С.Г. Цариченко, В.В. Роенко, Н.И. Ульянов, М.В. Алешков, А.В. Рожков, А.В. Плосконосов, С.А. Шкунов, В.М. Климовцов, С.П. Храмцов «Пожарная и аварийно-спасательная техника» Москва 2012;
  • Учебник М.Д. Безбородько «Пожарная техника». АГПС Москва 2004;
  • Яковенко Ю.Ф., Зайцев А.И., Кузнецов Л.M., и др. «Эксплуатация пожарной техники». — М.: Стройиздат, 1991 . — 415 с.

С пожаром шутки плохи. К пожарным спасательным веревкам, как и к другому оборудованию и инвентарю для тушения огня предъявляются самые высокие требования. Используют спасательные пожарные веревки строго по назначению - для выполнения аварийно-спасательных работ и для тушения пожаров.

Из чего их изготавливают

Изготавливают пожарную спасательную веревку из полиамида - прочного синтетического материала, износостойкого и термостойкого. На концах подобных веревок находятся термически усаживающиеся гильзы и металлические коуши.

Виды пожарных спасательных веревок

Существуют несколько видов подобных веревок, которые различаются по назначению. Среди них можно выделить два главных вида - веревка спасательная пожарная обычная (ВПС) и веревка ТПВ - термостойкая веревка для тушения пожаров.

  • ВПС является спасательной веревкой, которая применяется для тушения огня в помещениях и снаружи, при этом температура окружающей среды не должна превышать 50 градусов по Цельсию.
  • Веревка ТПВ может быть использована при температуре до 300-сот градусов. При этом нижняя граница температуры составляет минус 50 градусов.

Требования к хранению пожарных веревок

Подобные изделия должны отвечать требованиям технической документации заводов, на которых они изготавливаются. Веревки следует хранить в специальных сумках-чехлах, смотанных в клубок. Чехол и один конец веревки должны быть промаркированы - веревку обвязывают петлей и обшивают тесьмой белого цвета, на чехол крепят бирку. На тесьме и бирке указывают инвентарный номер веревки.

На спасательной пожарной веревке не должно быть дефектов и даже незначительных неровностей, утолщений.

Как проверяют пожарную спасательную веревку на прочность

То, что веревка не утратила своих свойств, должно быть подтверждено не реже, чем раз в 10 дней. Начальники караула и старшие пожарные регулярно проверяют состояние веревки. Как они это делают?

Веревку разматывают и закрепляют одним концом, на ней подтягиваются и зависают на несколько секунд сразу три человека. Если после проверки происходит удлинение веревки - подобная веревка считается непригодной.

Другое испытание проводится один раз в 6 месяцев. Веревку разматывают по всей длине, один конец закрепляют, на второй оказывают статическую нагрузку весом до 400-сот кг. Длительность воздействия - 3 минуты. После этого испытания на веревке не должно оставаться никаких следов - повреждений, разрывов отдельных нитей и пр.

У нас вы можете купить спасательные веревки, шнуры, шпагаты, канаты и веревки самого разного назначения - обращайтесь.


Весь пожарно-технический арсенал, а также форменная одежда пожарных и необходимое снаряжение, которое закреплено за составом пожарной охраны, должны не только гарантировать безопасность пожарников при работе и оберегать их здоровье, но и соответствовать нормам, установленным в ГОСТ и ТУ. Применение в ненадлежащем состоянии запрещено, а годность определяется в ходе техобслуживания, испытаний и при передаче следующему караулу.

Разновидность, временные периоды и списки базовых операций техобслуживания и испытаний утверждены Наставлениями по применению пожарной техники и, в том числе, мануалами производителей. Все эти операции осуществляются, чтобы гарантировать постоянную готовность к безопасному использованию, предупредить поломки, своевременно обнаружить и устранить их.

Особенности испытаний ручных пожарных лестниц

Периодичность испытаний ручных пожарных лестниц составляет один год. Также испытания проводятся после ремонта. Для того, чтобы можно было использовать лестницы на соревнованиях, необходимо представить акты испытаний. Оборудование с поломками, видимыми дефектами и при отсутствии сопроводительных документов использовать на состязаниях запрещено.

При проведении испытаний все лестницы в первую очередь проверяются визуально. Все составные части устройств не должны содержать каких-либо дефектов и ржавчины. Крюки лестниц-штурмовок не должны шататься, не допускается их деформация. Страховочные канаты должны быть целыми, без надрывов и потертостей. Шарниры у лестницы-палки не должны заклинивать, складывание и раскладывание устройства должно происходить без применения значительных усилий. Такая лестница проверяется на прочность, для чего ее следует установить на стойкое основание и прислонить к стене под углом около 75°.

Арматура выдвижной лестницы должна находиться на штатных местах, в рабочем состоянии, без повреждений и следов коррозии. Все механизмы должны работать надежно, без трения и без прикладывания значительных усилий. Не допускается использование лестниц с поврежденными или неправильно закрепленными страховочными канатами.

Точкой испытаний на устойчивость при нагрузке служит центр ступени, которая находится на середине лестницы. Уровень прикладываемой нагрузки зависит от типа лестницы. Для лестниц-палок, изготовленных из дерева, прикладываемое усилие должно находиться в пределах 1,2 ± 0,05 кН (120 ± 5 кгс), для изготовленных из сплавов металлов - 2,0 ± 0,1 кН (200 ± 10 кгс). Время испытаний составляет 2 минуты 10 секунд с разбросом в 10 секунд. После завершения процедуры нагрузку необходимо снять.

Особенности испытаний лестницы-штурмовки

Пригодность к эксплуатации лестницы-штурмовки проверяется в два этапа. На первом испытаниям подвергается тетива, на втором –крюк и его крепление.

Проверка надежности тетивы проводится следующим образом: устройство необходимо подвесить за несколько зубьев, находящихся рядом с тетивой. Для прикладывания груза также выбирается центр средней на лестнице ступени. Уровень нагрузки составляет 2,0 ± 0,1 килоньютон (200 ± 10 килограмм-силы), время испытаний – 2 минуты 10 секунд, с разбросом в десять секунд. Для испытания крюка лестницу необходимо подвесить за большой зуб и на уровне второй ступени от низа приложить нагрузку 1,6 ± 0,05 килоньютон (160 ± 5 килограмм-силы). Время испытаний составляет 2 минуты 10 секунд, с разбросом в 10 секунд.

Особенности испытаний выдвижной лестницы

Испытания пригодности к использованию лестницы с выдвижным механизмом также проводится в два этапа. Первый из них – проверка работоспособности собственно механической части, второй этап – проверка прочности.

Механизм выдвижения в нормальном состоянии работает с плавным ходом, без приложения излишних усилий. Отсутствие плавности хода указывает на неисправность или изношенность частей механизма. Для приведения частей лестницы в движение не надо прикладывать каких-либо усилий, для этого должно хватать собственной массы устройства. Фиксаторы должны крепиться на штатном месте и удерживать сегменты лестницы на всех уровнях, на которых это предусмотрено конструкцией. Зацеп крюков фиксирующего механизма с сегментом, находящимся выше по лестнице, проверяется на надежность и устойчивость.

Для проведения прочностных испытаний растянутая на полную длину лестница прислоняется к стене под наклоном примерно в 75° и опирается на устойчивое основание. Сначала к центру средней ступени каждого колена прикладывают нагрузку на уровне 1,0 ± 0,05 кН (100 ± 5 кгс), после этого к центру средней ступени второго колена на уровне 2,0 ± 0,1 кН (200 ± 10 кгс). Время испытаний составляет 2 минуты 10 секунд, с разбросом в 10 секунд. Прочность троса испытывается подвешиванием на него груза весом в 200 кг. Трос считается пригодным к эксплуатации, если после такой нагрузки он остался целым, без дефектов и разрывов.

Для создания нагрузки допускается применение как обычных грузов, так и механических устройств. После завершения проверки под нагрузкой для всех типов лестниц проводится визуальный осмотр. Если нет видимых повреждений и деформаций, и все механизмы работают нормально, лестницы считаются пригодными к использованию.

Испытание пожарных рукавов, стволов, пожарных колонок

Твердость корпусов обозначенного оборудования должна обеспечиваться под давлением, которое в полтора раза превышает норму. Герметичность же проверяется на рабочем уровне. Между тем, нельзя допускать, чтобы на внешних поверхностях и на места стыков деталей не оставалась вода. Подобную проверку достаточно выполнить единожды за год.

Испытания автоматических лестниц и подъемников

Испытания пожарных подъемников и автоматических лестниц нужно проводить не реже, чем раз в три года. Процесс статической проверки как автоматических лестниц, так и подъемников, прописан в тех-описании и мануале от производителя упомянутой техники.

Испытания электрического ручного пожарно-спасательного инструмента

Проверку электрических приборов, осветительной аппаратуры, а также устройств для резки газом требуется выполнять в точности по тем срокам и порядкам, которые прописаны в техпаспортах данных изделий и их ТУ.

Устройство для прыжков

Инспектирование проводится непосредственно до поставки в распоряжение дежурной команды. Проверка исправности аппарата выполняется посредством сброса на него стокилограммового мешка с песком с двадцатиметровой высоты.

По итогам не должно произойти никаких разрушений. В целости обязаны остаться и мешок, и само прыгательное устройство. Если мешок падает в намеченную поверхность устройства, не должно случиться удара об землю. Заметка о начальной проверке и последующем использовании фиксируются в отвечающих разделах техпаспорта прыгательного устройства. Техобслуживание и проверка баллона с воздухом выполняется согласно правилам аппарата и безопасного применения сосудов, которые работают под давлением. А также согласно с техпаспортом.

Спасательная веревка проверяется на надежность не реже одного раза в полгода. Для этого канат подвешивают и растягивают на всю его длину. К висячему концу каната буквально на пять минут крепится груз весом в триста пятьдесят килограмм. После снятия груза на канате не должно остаться изъянов и надрывов, а итоговое удлинение не может быть выше пяти процентов от изначальной длины. Канат можно проверять также и без подвешивания, посредством блока.

Оно проводится таким образом: канат пропускают через замок и блоки. Рекомендуется удостовериться, что замок достаточно надежно фиксирует канат. И, как уже говорилось выше, после снятия груза на канате не должно остаться "ранений" и надрывов, а итоговое удлинение не может быть выше пяти процентов от изначальной длины.

Динамическая проверка пожарных канатов: к концу каната, который пропущен через блоки и замок, на карабине подвешивают и после сбрасывают с высоты третьего этажа стопятидесятикилограммовый круз. Пробуксовка каната не может быть выше тридцати сантиметров.

Испытание пожарных поясов и поясных карабинов

Испытания пожарных поясов и карабинов проводится один раз за год. Для проверки пояс надевают на твердую балку, не меньше тридцати сантиметров в диаметре. К карабину, который прикреплен к поясному кольцу, на пять минут подвешивается груз весом в тристапятьдесят килограмм.

Водосборники рукавные* (ГОСТ Р 53249-2009)

Водосборник рукавный (далее – ВС) – устройство, предназначенное для соединения двух потоков воды из пожарной колонки и подвода ее к всасывающему патрубку пожарного насоса, испытывается один раз в год на прочность и герметичность.

Проверку прочности водосборника и герметичности соединений проверяют в следующей последовательности: на выходной патрубок водосборника диаметром 125 мм устанавливают головку-заглушку со сливным краном. К входным патрубкам диаметром 77 мм подсоединяются напорные рукава диаметром 77 мм от автоцистерны (гидравлического пресса), используемой для создания гидравлического давления. Постепенно увеличивается давление в напорных рукавах до 15 атмосфер и выдерживается в течение 2 минут. При этом не должно быть течи в местах соединений.

Проверку герметичности затворного устройства проверяют в следующей последовательности: на выходной патрубок водосборника диаметром 125 мм устанавливают головку-заглушку со сливным краном. К одному (поочередно) из входных патрубков диаметром 77 мм подсоединяется напорный рукав диаметром 77 мм от автоцистерны (гидравлического пресса) используемой для создания гидравлического давления. Доведя давление до 0,5 атмосферы, проверяется герметичность затворного устройства в течение 2 минут, далее постепенно увеличивается давление до 10 атмосфер и выдерживается в течение 2 минут.

Затворное устройство водосборника должно обеспечивать перекрытие, незадействованного входного патрубка. При этом не должно быть течи в местах соединений. Пропуск воды через затворное устройство допускается не белее 50 миллилитров в минуту.

Гидроэлеваторы* (ГОСТ Р 50398-92)

Гидроэлеватор пожарный эжекторного типа – устройство, предназначенное для забора воды из водоисточника с уровнем, превышающим максимальную высоту всасывания насосов, а также для удаления из помещений воды, пролитой при тушении пожара.

Для проверки работоспособности собирают рабочую схему гидроэлеватора с подачей ручного ствола с производительностью 10 л/с, при этом гидроэлеватор должен быть погружен в воду на глубину 0,5 метра до оси диффузора. Гидроэлеватор считается годным, если корпус, соединения, сетка гидроэлеватора не имеют повреждений и обеспечена устойчивая работа водяного ствола.

Головки соединительные (переходы)* (ГОСТ Р 53279-2009*)

Переходная пожарная соединительная головка (ГП): пожарная соединительная головка для быстрого соединения в коммуникациях пожаротушения пожарного оборудования разных условных проходов.

Переходные головки соединяют друг с другом, после этого соединенные головки присоединяют одним концом к насосу, другой конец заглушают. Повышают гидравлическое давление до значения в 9 атмосфер и выдерживают при этом давлении не менее двух минут. За все время испытаний не должно быть выделения воды через соединения и материал головки. Далее давление снижают до нуля и осматривают головки. Не должно быть видимых деформаций, трещин, выдавливания резиновых колец, а также разрушения элементов конструкции.

Переходные головки и насадки на стволы испытываются один раз в год. Допускается испытывать одновременно с пожарными стволами.

Колонки пожарные* (ГОСТ Р 53250-2009)

Колонка пожарная – устройство, предназначенное для открывания (закрывания) подземных гидрантов и присоединения пожарных рукавов в целях отбора воды из водопроводных сетей на пожарные нужды.

Пожарные колонки испытываются один раз в год.

Конструкция пожарной колонки должна обеспечивать прочность при гидравлическом давлении в 1,5 раза превышающем рабочее и сохранять герметичность соединений и уплотнений при давлении в 1,2 раза превышающем рабочее давление. При этом не допускается появление следов влаги в виде капель на наружных поверхностях деталей и в местах соединений.

Время выдержки под давлением не менее 2 минут. Рабочее давление принимается равным 10 атмосфер.

Разветвления рукавные* (ГОСТ Р 50400-92)

Разветвления рукавные – устройства, предназначенные для разделения потока и регулирования количества проходящей воды или раствора пенообразователя. Разветвления в зависимости от числа выходных патрубков и условного прохода входного патрубка подразделяют на типоразмеры:

трехходовые разветвления;

четырёхходовые разветвления.

Рукавные разветвления испытываются один раз в год гидравлическим давлением 9 атмосфер в течение 3 минут.

Прочность и герметичность проверяют при открытых затворных клапанах разветвления. Перекрывающие устройства и соединения разветвлений должны обеспечивать герметичность. Появление следов воды, течи на наружных поверхностях деталей и в местах соединений не допускается.

Стволы пожарные воздушно–пенные* (ГОСТ Р 53251-2009)

Ствол пожарный воздушно-пенный – устройство, предназначенное для формирования и направления струй воздушно-механической пены низкой кратности или низкой и средней кратности при тушении пожаров. Стволы пожарные воздушно-пенные подразделяется на следующие типы:

ствол воздушно-пенный (СВП) – предназначен для формирования и направления струй воздушно-механической пены низкой кратности;

ствол воздушно-пенный комбинированный (СВПК) – предназначен для формирования и направления струй воздушно-механической пены как низкой, так и средней кратности;

ствол воздушно-пенный эжектирующий (СВПЭ) – предназначен для формирования и направления струй воздушно-механической пены низкой кратности.

стволы воздушно-пенные с перекрывным устройством (СВПП);

ГПС, «Пурга» (и их аналоги) – генераторы пены средней кратности.

Воздушно-пенные стволы испытываются на работоспособность и внешним осмотром один раз в год.

Проверка на работоспособность проводится в следующем порядке: собирается рабочая линия с присоединенным стволом, подается требуемое рабочее давление согласно паспортной документации, при этом работоспособность должна соответствовать заявленным характеристикам на заданное изделие.

Сетки стволов (при их наличии) должны быть равномерно натянуты, прогиб сеток после испытания не должен превышать 5 мм.

При внешнем осмотре проверяют вид и качество изготовления стволов, соответствие изделий конструкторской документации (рабочее давление, условный проход, исполнение), применяемые материалы, равномерность натяжения сеток, наличие органов управления, крепление деталей, наличие и содержание маркировки.

Стволы пожарные лафетные* (ГОСТ Р 51115-97)

Стволы пожарные лафетные предназначены для формирования сплошной или сплошной и распылённой с изменяемым углом факела струй воды, а также струй воздушно-механической пены низкой кратности при тушении пожаров.

Стволы пожарные лафетные подразделяются на следующие типы:

стационарные, монтируемые на пожарном автомобиле или промышленном оборудовании (С);

возимые, монтируемые на прицепе (В);

переносные (П).

В зависимости от функциональных возможностей стволы подразделяются на следующие типы:

универсальные с индексом У – формирующие сплошную и распылённую с изменяемым углом факела струи воды, а также струю воздушно-механической пены;

без индекса У – формирующие сплошную струю воды и струю воздушно-механической пены.

В зависимости от вида управления стволы могут изготавливаться с дистанционным (Д) или ручным (без индекса Д) управлением.

Лафетные стволы испытываются гидравлическим давлением один раз в год.

Проверку прочности корпуса и герметичности соединений стволов проверяют в следующей последовательности: к входным патрубкам диаметром 77 мм подсоединяются напорные рукава диаметром 77 мм от автоцистерны (гидравлического пресса), используемой для создания гидравлического давления. Постепенно увеличивается давление в напорных рукавах до 12 атмосфер и выдерживается в течение 2 минут, испытания проводят при открытом перекрывающем устройстве (при его наличии) и заглушенном выходном отверстии.

При этом не допускается появление следов воды в виде капель на наружной поверхности стволов и течь воды в местах соединений.

После проведения испытания основное внимание уделяется получению ровной, компактной струи воды.

Проверку герметичности затворного устройства проверяют в следующей последовательности: к одному из входных патрубков диаметром 77 мм подсоединяется напорный рукав диаметром 77 мм от автоцистерны (гидравлического пресса), используемой для создания гидравлического давления.

Доведя давление до 0,5 атмосферы проверяют герметичность затворного устройства в течение 2 минут, далее постепенно увеличивают давление до 8 атмосфер и выдерживают в течение 2 минут. Затворные устройства стволов должны обеспечивать перекрытие незадействованного входного патрубка. При этом не должно быть течи в местах соединений.

Стволы пожарные ручные* (ГОСТ Р 53331-2009)

Ствол пожарный ручной – устройство, предназначенное для формирования и направления струй воды, воздушно-механической пены низкой кратности или низкой и средней кратности при тушении пожаров.

Стволы пожарные ручные подразделяются на следующие типы:

распылитель – предназначен для формирования распыленной струи воды;

стволы с защитной завесой – предназначены для формирования водяной завесы для защиты ствольщиков от теплового излучения;

универсальные стволы – предназначены для формирования как сплошной, так и распыленной струи воды, а так же защитной завесы и (или) их комбинации;

комбинированные стволы – предназначены для формирования как водяных струй, так и струй водных растворов огнетушащих веществ;

автоматические стволы (двойной ступени) – предназначены для формирования как сплошной, так и распыленной струи воды, а так же защитной завесы и (или) их комбинации и подачи пенообразующих, солевых растворов.

Ручные пожарные стволы испытываются гидравлическим давлением один раз в год.

Проверку прочности корпуса и герметичности соединений стволов (без пенного насадка или вставки) проверяют гидравлическим давлением 9 атмосфер в течение 2 минут, при этом не допускается появление следов воды в виде капель на наружной поверхности стволов и течь воды в местах соединений (испытание проводится с закрытым перекрывающим устройством).

Сетки всасывающие (ГОСТ Р 53253-2009)

Сетки классифицируются в зависимости от условного прохода и основных показателей и могут иметь следующие типоразмеры:

СВ-80 - с условным проходом DN 80;

СВ-100 - с условным проходом DN 100;

СВ-125 - с условным проходом DN 125;

СВ-200 - с условным проходом DN 200.

Всасывающая сетка испытывается один раз в год. К всасывающей сетке подсоединяют водосборник, к одному из входных патрубков водосборника подсоединяют напорный рукав диаметром от автоцистерны, используемой для создания гидравлического давления.

Надклапанная часть сетки должна выдерживать гидравлическое давление 2 атмосферы в течение 2 минут. Появление следов воды, течи на наружных поверхностях деталей и в местах соединений не допускается.

Верёвки пожарные спасательные (ГОСТ Р 53266-2009)

Веревка пожарная спасательная – предназначена для страховки пожарных при тушении пожаров и для проведения связанных с тушением пожара аварийно-спасательных работ.

Коуш – конструктивный элемент веревки, предназначенный для заделки ее конца с целью образования петли.

Спасательные веревки испытываются один раз в шесть месяцев, должны соответствовать требованиям ГОСТ, нормативно-технической документации, иметь коуши, храниться в чехлах. На чехлах и одном из концов спасательной веревки у обвязки петли наносится маркировка с указанием учетного номера, длины веревки и даты последнего испытания, при этом маркировка должна четко просматриваться.

Прочность спасательной веревки проверяется путем приложения к ней статической нагрузки, равной 350 кг, для чего спасательную веревку разматывают на всю длину, один конец закрепляют неподвижно, а к другому прикладывают нагрузку, замеряемую динамометром, и выдерживают в течение 5 минут. Веревка к дальнейшей эксплуатации не допускается, если:

произошло полное или частичное разрушение хотя бы одной из прядей веревки;

произошло разрушение хотя бы одной из заделок концов веревки (коуша), включая металлические детали;

относительное остаточное удлинение, измеренное через 20 минут после испытания статической нагрузкой, составило более 10 процентов, относительно первоначальной длинны веревки.

Динамическое испытание спасательной веревки проводят в следущем порядке: к концу спасательной веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза спасательная веревка не должна пробуксовывать более 30 см.

Лицо, возглавляющее караул на дежурных сутках, не реже чем 1 раз в 10 дней проверяет спасательные веревки, находящиеся в расчете и резерве, внешним осмотром с занесением результатов в «Журнал учета результатов испытаний ПТВ».

Пояса пожарные спасательные (ГОСТ Р 53268-2009)

Пояс пожарный спасательный – предназначен для страховки при работе на высоте, спасания людей и самоспасания пожарных во время тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, а также для ношения топора пожарного и карабина.

Пояс пожарный спасательный включает в себя следующие элементы:

поясной ремень – конструктивный элемент пояса, непосредственно охватывающий тело человека по талии;

пряжка – конструктивный элемент пояса, предназначенный для его фиксации на теле человека и регулирования по длине;

карабинодержатель – конструктивный элемент пояса, предназначенный для закрепления за него пожарного карабина;

страховочное кольцо – конструктивный элемент пояса, предназначенный для закрепления за него амортизатора с фалом;

хомутик – конструктивный элемент пояса, предназначенный для запасовки свободного конца поясного ремня;

шлевка – конструктивный элемент пояса, предназначенный для фиксации на поясе пожарного карабина в горизонтальном положении.

Пояса пожарные спасательные испытываются на прочность один раз в год.

Для испытания пояс надевается на прочную консольную или балочную конструкцию, диаметром не менее 300 миллиметров и застегивается на пряжку.

Испытание пояса на прочность проводят путем приложения к карабинодержателю нагрузки, равномерно возрастающей до значения 350 килограмм, и выдерживают в течение 5 минут. После снятия нагрузки пояс не должен иметь разрушений, деформаций деталей и разрывов швов, а перемещение поясного ремня в пряжке за время испытания не должно превышать 5 мм. В противном случае дальнейшая эксплуатация пояса запрещается.

Карабин пожарный (ГОСТ Р 53267-2009)

Карабин пожарный – входит в состав снаряжения пожарного и предназначен для страховки пожарного при работе на высоте, а также для спасания и самоспасания с высот.

Карабин пожарный включает в себя следующие элементы:

крюк – силовая скоба карабина, воспринимающая рабочие нагрузки;

затвор – механизм, предназначенный для замыкания крюка;

шарнирное соединение – узел крепления затвора к крюку карабина;

замковое соединение – узел соединения крюка и откидной части затвора;

замыкатель – подвижная муфта, закрепленная на откидной части затвора, предназначенная для запирания замкового соединения.

Карабины пожарные испытываются на прочность один раз в год.

Испытание карабина на прочность (при закрытом затворе) проводят путем приложения нагрузки, равномерно возрастающей до значения 350 килограмм и выдерживают в течение 5 минут.

После снятия нагрузки нарушение нормальной работы замкового устройства карабина или изменение его формы не допускается.

В местах шарнирного и замкового соединений затвора карабина должно быть обеспечено плотное прилегание сопрягаемых поверхностей, при этом допускаемый зазор должен быть не боле 0,2 миллиметра.

Лестницы ручные пожарные (ГОСТ Р 53275-2009)

Лестница ручная пожарная – переносная лестница, входящая в состав ПТВ пожарной машины и предназначенная для обеспечения действий при тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на высотах. Существуют следующие типы лестниц ручных пожарных:

лестница выдвижная – лестница ручная пожарная, конструктивно состоящая из нескольких параллельно связанных колен, и оборудованная механическим устройством перемещения их относительно друг друга в осевом направлении с целью регулирования ее длины. Отсчет колен ведется с верхнего.

лестница штурмовая – лестница ручная пожарная, конструктивно состоящая из двух параллельных тетив, жестко соединенных ступенек, и оборудованная крюком для подвески на опорную поверхность;

лестница-палка – лестница ручная пожарная складная, конструктивно состоящая из двух параллельных тетив, шарнирно соединенных поперечными ступеньками.

Все ручные пожарные лестницы испытываются один раз в год.

Лестница выдвижная при испытании устанавливается на твёрдом грунте, выдвигается на полную длину и опирается на стену под углом 75 градусов к горизонту (2,8 метра от стены до башмаков лестницы). Производится нагрузка лестницы путем подвески контрольных грузов по 100 килограмм посредине каждого колена с помощью скоб, размещенных на ступеньках вплотную с тетивами. Время воздействия нагрузки должно составлять 2 минуты. После испытания лестница не должна иметь повреждений, остаточной деформации. Выдвигание колен должно быть плавным, без рывков и заеданий. Сдвигание колен должно происходить под действием собственного веса.

Испытание лестницы штурмовой производится путем подвешивания на опорной поверхности за большой концевой зуб крюка. Производится нагрузка лестницы путем подвески контрольного груза 160 килограмм ко второй снизу ступеньке с помощью скоб, установленных вплотную к тетивам лестницы. Время воздействия нагрузки должно составлять 2 минуты. После испытания лестница не должна иметь остаточной деформации и разрушения элементов конструкции.

Лестница-палка при испытании раскладывается в рабочее состояние и устанавливается на твёрдом грунте, с опорой на стену под углом 75 градусов к горизонту. Производится нагрузка лестницы путем подвески контрольного груза 120 килограмм к средней ступеньке лестницы с помощью скоб, расположенных вплотную к тетивам. Время воздействия нагрузки должно составлять 2 минуты. После испытания лестница не должна иметь остаточной деформации и разрушения элементов конструкции, должна легко и плотно складываться.

Допускается проводить испытания с использованием стенда для испытания спасательных устройств.

Рукавная задержка, крюк пожарный (КП)

Испытания рукавных задержек и КП производится один раз в год.

Для испытания задержка (КП) подвешивается крюком на плоскую поверхность балки (подоконника и др.) и на застёгнутую петлю подвешивается груз в 200 килограмм на 5 минут.

После снятия нагрузки рукавная задержка и КП не должны иметь деформации, а тесьма разрывов и других повреждений.

Длина веревки КП должна быть не менее 1,3 метра, а длина веревки рукавной задержки не менее 0,7 метра.

«Ручной механизированный и немеханизированный аварийно-спасательный инструмент» (ГОСТ Р 50982-2009, ГОСТ 16714-71)

ПТВ, предназначенное для проведения специальных работ по вскрытию, разборке строительных и других конструкций, металлических дверных и оконных проемов при тушении пожаров, авариях, чрезвычайных ситуациях имеет следующие виды (разделяется по виду привода):

ручной немеханизированный пожарный инструмент: топор, багор, лом, крюк, а также комплект универсального инструмента;

ручной механизированный пожарный инструмент с электроприводом, мотоприводом, пневмоприводном, гидроприводом.

Разделение по функциональному назначению:

инструмент для резки и перекусывания конструкций: отрезные дисковые машины, гидравлические ножницы (кусачки), инструмент комбинированный (разжим – ножницы), цепные пилы;

инструмент для подъема, перемещения и фиксации строительных конструкций: пневмодомкраты, гидроразжимы, гидродомкраты одностороннего и двустороннего действия, лебедки;

инструмент для пробивания отверстий и проемов в строительных конструкциях, дробления крупных элементов: мотомолотки, электромолотки, пневмомолотки и гидромолотки, электроперфораторы, гидроклинья;

инструмент, применяемый при закупорке отверстий в трубах различного диаметра, заделке пробоин в емкостях и трубопроводах: эластомерные пневмозаглушки и пневмопластыри;

устройства, применяемые для вскрытия металлических конструкций (дверных и оконных проемов) - расширитель (домкрат) дверной отрыватель петель, бокорез и т.п.

Пожарные топоры, багры, ломы, комплект универсального инструмента, рукавные задержки испытываются один раз в год. Исправность пожарных топоров проверяется внешним осмотром.

Пожарные ломы подвергаются испытаниям на изгиб путем закрепления прямого конца лома в опоре на длине 60 миллиметров для ломов типа ЛПУ, а для других ломов на расстоянии 1 метра от места закрепления, и приложения в течение 10 минут к противоположному концу лома нагрузки в направлении, перпендикулярном продольной оси лома, равной:

100 килограмм – для ломов типа ЛПТ;

80 килограмм – для ломов типа ЛПЛ и ЛПУ, ломов с шаром.

Результат испытания считается положительным, если после снятия нагрузки не произошло изменение формы инструмента.

Длина ЛПТ – 1200 мм, масса не более 6,8 килограмма.

Длина ЛПЛ – 1100 мм, масса не более 4,8 килограмма.

Длина ЛПУ (лом-фомка) – 600 мм, масса не более 1,5 килограмма.

Багры подвергают испытаниям на прочность приложением вдоль оси статической нагрузки равной 200 килограмм в течение 50 минут.

Результат испытания считают положительным, если после снятия нагрузки не произошло изменения формы инструмента и нарушения сварных соединений.

Проверка исправности, техническое обслуживание механизированного инструмента с приводом от электродвигателя, двигателя внутреннего сгорания, сжатого воздуха, гидроагрегатов проводится при смене караулов, после каждого применения и ремонта, а также в сроки, указанные в технических паспортах или инструкциях по их эксплуатации.

Электрозащитные средства

К электрозащитным средствам, применяемых в подразделениях пожарной охраны, относятся:

Перчатки резиновые диэлектрические;

Галоши (боты) резиновые диэлектрические;

Коврики резиновые диэлектрические размерами не менее 50 × 50 см с рифленой поверхностью;

Ножницы для резки электропроводов с изолированными ручками;

Переносные заземлители из гибких медных жил произвольной длины (рекомендуемая длина не менее 6 м), сечением не менее 12 мм2 для пожарных автомобилей, у которых основная система защиты – защитное заземление.

Испытание электрозащитных средств проводится специальными лабораториями (мы испытываем в Северных электрических сетях).

Результаты испытаний оформляются актом, который хранится в подразделении до проведения следующего испытания, а так же производиться запись в журнале испытания ПТВ.

На перчатках, ботах (галошах), ковриках, ножницах ставится штамп с указанием даты следующего испытания.

Сроки проведения испытаний:

перчатки резиновые диэлектрические – один раз в шесть месяцев;

боты (галоши) резиновые диэлектрические – один раз в три года;

ножницы диэлектрические с изолированными ручками – один раз в год.

Отбраковка переносных заземлителей из гибких медных жил при внешнем осмотре производится один раз в год, отбраковка ковриков резиновых диэлектрических при внешнем осмотре производится один раз в год.

Пригодность к работе защитных изолирующих средств определяется внешним осмотром и испытанием. Внешний осмотр проводится ежедневно при заступлении на дежурство.

Внешними признаками, определяющими непригодность средств электрической защиты, являются:

для ножниц – повреждение изоляции на рукоятках, отсутствие упорных колец и резиновых втулок на концах рукояток;

для резиновых перчаток, галош (бот), ковриков – проколы, разрывы, наличие отверстий;

для заземлителей – разрыв медных жил, неисправность струбцины.

Требования, предъявляемые к диэлектрическому комплекту:

длинна перчаток, должна быть не менее 350 мм, размер должен позволять надевать под них трикотажные перчатки для защиты рук от пониженных температур, ширина по нижнему краю должна позволять натягивать их на рукава верхней одежды;

боты, галоши должны состоять из резинового верха, резиновой рифленой подошвы, текстильной подкладки и внутренних усилительных деталей, высота бот должна быть не менее 160 мм;

коврик изготавливается толщиной не менее 6 мм, должен быть одноцветным.

Все средства электрической защиты, не прошедшие в установленные сроки испытания, считаются непригодными к использованию.

Электрозащитные средства на пожарных автомобилях хранятся в защитном чехле отдельно от ПТВ и шанцевого инструмента.

«Пожарный инструмент и инвентарь»

К пожарному инструменту и инвентарю относятся: ведра, ключи торцевые для открывания гидрантов, крюки для открывания крышек пожарных гидрантов, кувалды, лопаты (штыковые, совковые), нож (резак) для резки ремней безопасности, подставки для стабилизации автомобилей (при проведении АСР), шланги для забора ПО из промежуточной емкости и т.д.

Весь выше перечисленный инструмент и инвентарь проверяется внешним осмотром при заступлении на дежурство.

  • III. Порядок организации и проведения туристического слета



  • Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
    Составление смет на проектные и изыскательские работы
    Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году