Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Структура органов местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления и её элементы Структура органов местного самоуправления определяется населением

По действующему федеральному законодательству (Конституция РФ, ФЗ № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"), наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.

Обращаясь к понятию местного самоуправления, в первую очередь необходимо определить, что представляет собой местное самоуправление, какой характер оно носит в современном Российском государстве.

Согласно закону, непосредственно регламентирующего местное самоуправление в РФ, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ. ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " от 6 октября 2003 года № 131 , - ст 1.1

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществление народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций Муниципальный менеджмент: словарь-справочник. Саратов: ПАГС, 2001 Подсумкова А.А., Ракевич И.В..

Профессор А.А. Подсумкова дает в словаре следующее толкование понятия органов местного самоуправления Основы организации муниципального управления: учебное пособие / С.Ю. Наумов, А.А. Подсумкова. - М.: ФОРУМ, 2009. - 352с. - (Профессиональное образование):

Органы местного самоуправления - это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Выделение органов местного самоуправления из системы органов государственной власти означает их структурно-организационное обособление, но не функциональное. ОМСУ самостоятельны лишь в пределах полномочий, определенных органами государственной власти.

ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ " от 6 10 2003года - далее Закон" дает перечень органов местного самоуправления, которые закреплены в статье 34 главы 6 настоящего закона.

Согласно данной статье, структуру органов местного самоуправления составляют:

местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования,

контрольный орган муниципального образования,

иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В законе установлен перечень обязательных органов входящих в структуру местного самоуправления, которые в обязательном порядке должны быть в муниципальном образовании. Таковыми являются:

представительный орган муниципального образования,

глава муниципального образования,

местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования.

Данный закон хоть и устанавливает обязательный перечень органов, которые должно иметь каждое муниципальное образование, но и не ограничивает перечень органов и должностных лиц, которые могут иметь в своей структуре органы местного самоуправления.

Уставы ряда муниципальных образований содержит следующую структуру органов местного самоуправления Система государственного и муниципального управления: Учебник для ВУЗов. - М. Издательство РДЛ, 2005. - 592с. Т.В. Грицюк (132):

  • 1) городская дума - представительный орган;
  • 2) администрация города - исполнительно-распорядительный орган;
  • 3) контрольно-счетная палата - контрольный орган;
  • 4) глава города, который является председателем городской думы, - высшее должностное лицо.

Для малочисленных сельских поселений закон предусматривает возможность совмещения функций главы муниципального образования, главы исполнительно-распорядительного органа и председателя представительного органа муниципального образования, что позволит сэкономить средства местного бюджета на содержание аппарата. Данная структура органов местного самоуправления, должна быть закреплена в уставе муниципального образования.

Число создаваемых органов местного самоуправления, их структура и объем компетенции различаются, как правило, в зависимости от следующих факторов: 1) типа муниципального образования; 2) численности жителей муниципального образования; 3) возможностей социально-экономического развития муниципального образования; 4) исторических и иных местных традиций; 5) национальных обычаев; 6) политических интересов; 7) других особенностей.

Закон (в ст. 34) устанавливает порядок определения структуры органов местного самоуправления в случае создания новых муниципальных образований и в случае их преобразования. В данном случае закон 2003 г. закрепляет два способа определения структуры органов местного самоуправления:

непосредственно: населением на местном референдуме, а в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - на сходе граждан;

опосредованно: представительным органом муниципального образования.

Установленная структура должна быть закреплена в уставе муниципального образования, в нем же должны отражаться и любые изменения в структуре органов местного самоуправления.

Согласно закону (ст. 34) местный референдум или сход граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится при наличии инициативы жителей этого образования. Такая инициатива должна поступить в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ вновь образуемого муниципального образования, и с ней должна выступить группа жителей, обладающих избирательным правом численностью не менее 3 процентов от общего числа жителей образуемого муниципального образования, обладающих таким правом Государственное и муниципальное управление: конспект лекций.: Высшее образование, 2007. - 211с..

Органы местного самоуправления взаимосвязаны между собой и представляют единую систему, в которой по закону 2003 г. реализован принцип разделения властей.

принципы из статьи 12: В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Понятие местного самоуправления

Действующая Конституция РФ впервые про­возгласила местное самоуправление второй (после государственной деятельности) формой осуществления публичной власти.

В соответствии с ФЗ: Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление - это комплексное, многообразное яв­ление, которое можно рассматривать в нескольких аспектах:

Как основополагающий принцип осуществления власти в обще­стве и государстве, который определяет систему управления преиму­щественно на местах;

Как право граждан (жителей определенной территории) на само­стоятельное ведение дел местного сообщества;

Как способ организации и осуществления населением власти на местах, который обеспечивает решение вопросов местной жизни под свою ответственность.

Его суть заключается в автономности, самостоятельности населе­ния от органов государственной власти в решении местных проблем.

С одной стороны, местное самоуправление отделено от государст­венного управления. С другой стороны, оно тесно связано с государственным управлением. Это выражается прежде всего в том, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными госу­дарственными полномочиями с передачей необходимых для их осуще­ствления материальных и финансовых средств.

В основе местного самоуправления в РФ лежат следующие основные принципы , закрепленные Конституцией РФ и федеральным законодательством.

1. самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения

2. организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством. Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня, самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Население в соответствии со ст. 131 Конституции РФ самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления.

3. многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления

4. соразмерность полномочий местного самоуправления с материально-финансовыми ресурсами. При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им должны в соответствии с п.2 ст.132 Конституции РФ передаваться необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства.

Органы местного самоуправления являются избирательными и, согласно законодательству, выбираются жителями той или иной местности на референдумах, выборах или другими формами добровольного гражданского волеизъявления. Население совместно с избранной властью решает различные вопросы местного, регионального значения.

Система органов местного самоуправления такова, что представители этих органов избирались гражданами муниципий (сёл, деревень, районных центров, городов, областей и т.д.), именно граждане и являются в местном самоуправлении первичными субъектами, а сами органы - вторичными. Т.е если народ избрал главу поселковой администрации, а он, по мнению граждан, не справляется с возложенными на него обязанностями, нарушает закон, совершая какие-либо противоправные действия, избиратели имеют право потребовать снять с поста это должностное лицо и заменить его более подходящей кандидатурой.

Структура самоуправления состоит из следующих элементов:
. глава образованной муниципии;
. местный административный исполнительно-распорядительный орган;
. орган контроля муниципии;
. другие отделы рабочего аппарата, которые предусмотрены в административном уставе и обладают своими полномочиями в решении вопросов на местах.

Обязательными в данной структуре являются представительный орган, руководители муниципальных образований, а также местной администрации. Сведения о распорядке формирований, о полномочии и сроках, подотчётности, подконтрольности органов местной власти, другие организационные вопросы и вопросы, связанные с деятельностью данных органов, должны быть записаны в уставах муниципальных образований и регламентироваться ими. Названия представительных органов, глав муниципии, а также глав местного административного аппарата, ведающего исполнительными и распорядительными функциями, устанавливает закон субъекта РФ в зависимости от местных традиций, исторических и других факторов.

Структура органов местного самоуправления может быть изменена, если в сам муниципальный устав будут внесены какие-нибудь изменения. Решение об изменении вступит в силу тогда, когда истечёт срок полномочий того представителя муниципальной власти, которым было принято данное решение.

Находятся на бюджете муниципальных образований и финансируются за средства, полученные от местных доходов. Всё это также закрепляется документально в уставе и других правовых документах, положениях, которые регулируют деятельность власти на местах.

Согласно действующему законодательству, структура органов местного самоуправления состоит из представителей, избираемых собственно населением, и лиц, которых избирают местные органы самоуправления. Между органами самоуправления и органами, осуществляющими власть в государстве, существует некоторое сходство. И те, и другие являются представителями власти, наделены, согласно закону, рядом полномочий, имеют право издавать правовые акты, которые обязательны к исполнению, обеспечивать это исполнение некоторыми принудительными мерами. Эта сходство объясняется тем, что данные органы олицетворяют собою власть народа.

Разница же между ними в том, что в первом случае власть осуществляется сугубо на уровне муниципальных образований, а во втором - на государственном уровне со всей присущей ему масштабностью, специфическими методами.

Структура органов местного самоуправления включает в себя не только органы как таковые, но и Это лица, избранные или работающие по трудовому договору (контракту), обладающие исполнительными и распорядительными полномочиями в решении вопросов на местах или по организационным вопросам деятельности местной власти. Должностных лиц не считают государственными служащими.

Структура местного самоуправления состоит из и исполнительных. Представительные органы - выборные, они занимаются выявлением интересов и потребностей местного населения и разрабатывают, намечают пути дальнейшего развития муниципальных образований. их планы и решения органы исполнительные, которые бывают как избираемыми, так и постоянными.

В каждом муниципальном образовании, как правило, действует несколько видов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Будучи разделенными, они действуют не хаотично, а системно, то есть в порядке, обусловленном процедурами их образования, взаиморасположением и взаимоотношениями, которые обеспечивают достижение общих целей.

Система органов местного самоуправления – это совокупность представительных, исполнительно-распорядительных и иных выборных и назначаемых органов местного самоуправления и должностных лиц, объединенных общими целями и задачами по решению в пределах своих полномочий на территории муниципального образования вопросов местного значения и части государственных дел, переданных им в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, исходя из интересов населения муниципального образования, национальных, исторических, культурных и иных местных традиций.

Всякой системе независимо от того, какие объекты или явления составляют ее содержание, свойственна определенная структура, т.е. «наличие связей между элементами и появление в целостной системе новых свойств, не присущих элементам в отдельности. Связь, целостность и обусловленная ими устойчивая структура – таковы отличительные признаки любой системы».

Структурный аспект системы органов местного самоуправления состоит в том, что все муниципальные органы составляют единое целое, разделяемое по содержанию задач на соответствующие взаимосвязанные части.

В соответствии с ч. 1 ст. 131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельн о. Что именно необходимо понимать под структурой органов местного самоуправления в Конституции Российской Федерации, не уточняется.

В научном сообществе есть мнение, что применительно к совокупности органов местного самоуправления необходимо применять понятие «система», а понятие «структура» – к определенным ее органам, в силу чего население должно определять не структуру, а систему органов местного самоуправления, которая должна закрепляться в уставе муниципального образования, структуру же этих органов целесообразно определять представительным органам и главам муниципальных образований.

Термин «система» употребляется в российском законодательстве в отношении организации органов власти в традиционной трактовке. Обычно под системой (от греч. Systema – целое, составленное из частей, соединение) понимается «4. форма организации, устройства чего-либо; 5. устройство, структура, представляющие собой единство закономерно расположенных, взаимно связанных частей; 8. совокупность каких-либо элементов, единиц, частей, объединенных по общему признаку или назначению», «1. множество закономерно соединенных между собой элементов (предметов, явлений, процессов, принципов, взглядов, теорий), образующих определенную целостность, единство».

Термин «структура» (от лат. Structura – расположение, порядок) применяется в нормативных правовых актах также однозначно и под ним принято понимать «1. взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение; 2. устройство, организация», «2. совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях».

В этих значениях данные термины употребляются в нормативном акте высшей юридической силы – Конституции России: в ст. 12, пункте «г» ст. 71, пункте «н» ст. 72, ст. 77 применен термин «система органов власти», а в ст. 112 – «структура органов власти». В развитие конституционных норм Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» разграничивает полномочия по формированию системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с частью 3 ст. 32 «Президент Российской Федерации в случае изменения в установленном порядке системы и структуры федеральных органов исполнительной власти до принятия федеральных законов о внесении соответствующих изменений в федеральные законы может перераспределять установленные федеральными законами функции федеральных органов исполнительной власти», а часть 2 ст. 24 наделяет Председателя Правительства Российской Федерации полномочиями «представлять Президенту Российской Федерации предложения о структуре

Терминология однозначна и в ст. 17 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Часть 1 указанной статьи предусматривает, что в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти, а часть 4 – что структуру исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяет высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации.

Пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» устанавливает, что «в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства». Современная структура федеральных органов исполнительной власти оформлена Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

Этот вопрос стал предметом изучения Конституционного суда РФ. Так, при разъяснении понятий «система федеральных органов исполнительной власти» и «структура федеральных органов исполнительной власти» Конституционный суд РФ дал официальное толкование о том, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство РФ, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции РФ, Федерального конституционного закона от 31 декабря 1997 г. № 3-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и иных федеральных законов. Понятие «структура федеральных органов исполнительной власти» включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством РФ возложенных на него полномочий.

Полагаем, что в ч. 1 и 6 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗтермин «структура органов местного самоуправления» употребляется именно в значении«перечень органов местного самоуправления».Итак, понятие структура «органов местного самоуправления» включает перечень конкретных органов, входящих в систему органов местного самоуправления . Такой перечень определяется населением муниципального образования самостоятельно и закрепляется в уставе муниципального образования.

В соответствии с ч. 5 ст. 34 федерального закона № 131-ФЗ, структура органов местного самоуправления в случае создания на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования определяется населением:

1) на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек – на сходе граждан) или

2) представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования. В случае отсутствия такой инициативы структура органов муниципальной власти определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.

Несмотря на спорность такого предписания относительно его соответствия Конституции РФ, можно признать такое решение вопроса о структуре органов муниципальной власти вполне удачным. Таким образом, Федеральный закон № 131-ФЗ обеспечивает гарантию определения структуры при отсутствии активности населения в решении данного вопроса.

Заметим, что население непосредственно не может разработать структуру органов местного самоуправления. Необходимость включения в нее тех или иных органов должна быть обоснована с учетом порядка их взаимодействия и взаимоотношений в целом, а также с учетом расходов, которые потребуются на содержание этих органов. В любом случае проекты структуры составляются специальной рабочей группой (или несколькими рабочими группами), а уже возможные её варианты определяет население муниципального образования.

На наш взгляд, нельзя согласиться с Е.В. Мирошниченко в том, что население самостоятельно определяет и структуру органов местного самоуправления, и внутреннее устройство каждого из этих органов. Если следовать такому толкованию, получается, что в каждом случае изменения внутренней организации отдельного органа местного самоуправления (а меняться она может достаточно часто с целью наиболее эффективной реализации органами своих полномочий) необходимо организовывать референдум. Организация референдума – процесс длительный и трудоемкий, требующий определенных финансовых затрат и материального обеспечения. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ определил, например, что структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации (ч. 8 ст. 37). Внутренние структуры иных органов местного самоуправления в случае их формирования должны определяться в порядке, установленном уставом муниципального образования (ч. 3 ст. 34). Таким образом, учитывая, что по Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ устав муниципального образования принимается исключительно представительным органом муниципального образования (ч. 10 ст. 35), население не может участвовать в утверждении внутренних структур каждого конкретного органа местного самоуправления. Население определяет перечень органов местного самоуправления, составляющих структуру в конкретном муниципальном образовании.

Такое положение согласуется и со ст. 6 Европейской Хартии местного самоуправления, которая предписывает, что «местные органы власти должны иметь возможность, не нарушая более общих законодательных положений, сами определять свои внутренние административные структуры, которые они намерены создать, с тем, чтобы те отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление».

Часть 1 ст. 34Федерального закона № 131-ФЗ определяет, что структуру органов местного самоуправления составляют :

1) представительный орган муниципального образования,

2) глава муниципального образования,

3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования),

4) контрольно-счетный орган муниципального образования,

5) иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Причем, наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федерального закона № 131-ФЗ.

Федеральный закон № 131-ФЗ также предусматривает несколько моделей организации структуры органов местного самоуправления .

А) избранный населением на муниципальных выборах глава муниципального образования возглавляет деятельность местной администрации; представительный орган муниципального образования действует под руководством председателя, избранного из числа депутатов.

Б) избранный населением на муниципальных выборах глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования и является его председателем; местной администрацией руководит глава (сити-менеджер), назначенный на должность по контракту, заключенному по результату конкурса на замещение должности главы местной администрации.

В) избранный представительным органом муниципального образования глава муниципального образования является его председателем; местной администрацией руководит глава (сити-менеджер), назначенный на должность по контракту, заключенному по результату конкурса на замещение должности главы местной администрации.

Г) избранный на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, глава муниципального образования возглавляет деятельность местной администрации.

Д) уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования .

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) должны устанавливаться законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Ниже представлена таблица наименований муниципальных образований в соответствии с Законом Нижегородской области от 6 мая 2005 года.

Нижегородская область наименование представительных органов муниципальных образований наименование глав муниципальных образований наименование исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований
муниципального района Земское собрание администрация
городского округа городская Дума, Совет депутатов глава города, мэр города, глава местного самоуправления
городского поселения - города районного значения городская Дума глава местного самоуправления, глава города
городского поселения - рабочего поселка поселковый Совет глава местного самоуправления
сельского поселения сельский Совет

Так, например, в Ростовской области для органов местного самоуправления сельских поселений устанавливаются следующие наименования: собрание депутатов поселения, глава поселения и администрация, а для органов местного самоуправления муниципальных районов: собрание депутатов муниципального района или районное собрание депутатов, глава муниципального района, администрация.

Своеобразно решили вопрос о наименовании органов местного самоуправления законодатели Камчатки. Там для каждого муниципального района принят индивидуальный закон. Так, в Законах Камчатской области «О наименованиях органов местного самоуправления Быстринского района и сельских поселений, входящих в его состав» и «О наименованиях органов местного самоуправления Мильковского района и сельских поселений, входящих в его состав» от 5 марта 2005 г. представительный орган Быстринского района именуется Думой, а Мильковского – Советом народных депутатов. Наименования других органов совпадают. Для района это глава и администрация, для сельских поселений – Собрание депутатов, глава и администрация.

Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования. Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, вступают в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение, за исключением случаев, прямо предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Система органов местного самоуправления должна формироваться в соответствии с едиными принципами . К таковым можно отнести:

1) обязательность наличия представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования;

2) самостоятельность осуществления органом местного самоуправления своих полномочий;

3) подконтрольность органов и должностных лиц муниципального образования представительному органу местного самоуправления;

4) разграничение полномочий между органами местного самоуправления на основе приоритета представительного органа;

5) взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти.

Органы местного самоуправления, которые в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями , образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица. Представительный орган сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.

  • V. Механизмы реализации государственной политики в обла­сти развития местного самоуправления в Российской Федерации
  • АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ. Административная юрисдикция – установленная административным законодательством деятельность судей, органов

  • 1. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

    2. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

    4. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

    Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных частью 2.1 статьи 36 , частями 5 и 11 статьи 37 , и 74.1 настоящего Федерального закона.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5. Структура органов местного самоуправления в случае создания на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 300 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которая образована в порядке , установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума. Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3 процентов от их общей численности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию муниципального образования, которая проверяет подлинность собранных подписей, назначает дату проведения местного референдума, а также осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению местного референдума. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспечению проведения местного референдума осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    При отсутствии предусмотренной настоящим Федеральным законом инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Численность и срок полномочий депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования, а также порядок избрания, полномочия и срок полномочий первого главы данного муниципального образования в случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного в настоящей части местного референдума устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

    Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания.

    Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию вновь образованного муниципального образования, которая назначает выборы в представительный орган данного муниципального образования и осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов. Полномочия избирательной комиссии вновь образованного муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Материально-техническое обеспечение проведения выборов в представительный орган вновь образованного муниципального образования осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

    До формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях в соответствии со , и настоящего Федерального закона осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.

    Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования.

    Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.

    До урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.

    5.1. Положения части 5 настоящей статьи не применяются в случае преобразования городского округа в городской округ с внутригородским делением либо в случае создания внутригородских районов, а также городского округа с внутригородским делением в городской округ в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Срок полномочий представительных органов внутригородских районов первого созыва, срок полномочий представительного органа городского округа первого созыва, наделенного статусом городского округа с внутригородским делением, срок принятия уставов таких внутригородских районов, срок внесения соответствующих изменений в устав данного городского округа, преобразованного в городской округ с внутригородским делением, срок формирования органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления данного городского округа и внутригородских районов устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

    Выборы в представительные органы создаваемых внутригородских районов должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня их создания.

    В случае принятия закона субъекта Российской Федерации о преобразовании городского округа в городской округ с внутригородским делением выборы главы такого городского округа не назначаются и не проводятся, если указанный закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган городского округа был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

    В случае наделения законом субъекта Российской Федерации городского округа статусом городского округа с внутригородским делением до формирования органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления такого городского округа и внутригородских районов в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона их полномочия осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления данного городского округа, сформированные (избранные, назначенные) до принятия указанного закона субъекта Российской Федерации.

    Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления городского округа с внутригородским делением, преобразованного из городского округа, в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городского округа, сформированных (избранных, назначенных) до принятия закона субъекта Российской Федерации о преобразовании городского округа в городской округ с внутригородским делением. При этом вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами преобразованного городского округа с внутригородским делением.

    Срок упразднения внутригородских районов, срок прекращения полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления данных внутригородских районов, срок полномочий представительного органа городского округа первого созыва, преобразованного из городского округа с внутригородским делением, срок внесения соответствующих изменений в устав данного городского округа, срок формирования (избрания) органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления такого городского округа устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

    Упразднение внутригородских районов в соответствии с законом субъекта Российской Федерации должно осуществляться не позднее шести месяцев со дня принятия указанного закона.

    В случае наделения законом субъекта Российской Федерации городского округа с внутригородским делением статусом городского округа до формирования (избрания) органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления такого городского округа в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона их полномочия осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления данного городского округа и внутригородских районов, сформированные (избранные, назначенные) до принятия указанного закона субъекта Российской Федерации.

    Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления городского округа, преобразованного из городского округа с внутригородским делением, в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городского округа и внутригородских районов, сформированных (избранных, назначенных) до принятия закона субъекта Российской Федерации о преобразовании городского округа с внутригородским делением в городской округ. При этом вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами преобразованного городского округа.

    6. В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:

    (см. текст в предыдущей редакции)

    9. Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

    (см. текст в предыдущей редакции)



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
    Составление смет на проектные и изыскательские работы
    Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году