Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто осуществляет гос регистрацию. Орган, осуществляющий государственную регистрацию

Комментарий к статье 2 Федерального закона от 8 августа 2011 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: Орган, осуществляющий государственную регистрацию

1. Абстрактный характер формулировки настоящей статьи является традиционным для российской правовой системы и способствует обеспечению применения подобного положения на протяжении достаточно длительного периода времени, вне зависимости от волеизъявления иных субъектов правотворчества в части передачи полномочий от одного органа государственной власти другому. В этой связи в большинстве своем законодательные акты Российской Федерации отражают общую формулировку, определяя лишь уровень уполномоченного государственного органа и его специальный характер. В этой связи Закон относит осуществление и ИП к компетенции федерального органа исполнительной власти, наделенного соответствующей компетенцией. В то же время, несмотря на специальный характер комментируемого нормативного акта, определение такого субъекта отнесено к компетенции иных актов правового регулирования, которые также определены предписаниями настоящего Закона. Так, федеральный орган исполнительной власти наделяется компетенцией в рассматриваемой сфере в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ "О Правительстве РФ". Статья 112 Конституции РФ определяет, что председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Статья 12 ФКЗ "О Правительстве РФ" устанавливает, что Правительство РФ распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
2. Практика формирования правовых предписаний Российской Федерации свидетельствует о том, что указанные в комментируемой статье положения носят общий характер. В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствии со ст. 112 Конституции РФ и ФКЗ "О Правительстве РФ" создание такой системы и структуры производится Президентом РФ в рамках специального указа. Роль Правительства РФ сводится в данном случае к разработке положений, определяющих полномочия каждого конкретного органа, утвержденного Президентом РФ. Так, в настоящее время структура федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", который предусматривает образование в структуре Министерства финансов РФ Федеральной налоговой службы РФ, Положение о ней утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506. Федеральная налоговая служба РФ (ФНС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию ЮЛ, физических лиц в качестве ИП и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Пункт 5.5 Положения о ФНС России определяет, что данная служба ведет в установленном порядке ЕГРЮЛ, ЕГРИП и Единый государственный реестр налогоплательщиков, а также устанавливает:
- форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- формы заявлений, уведомлений, сообщений, представляемых при государственной регистрации ЮЛ, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве ИП;
- требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган;
- форму и содержание документа, подтверждающего факт или ЕГРИП;
- порядок направления в регистрирующий орган документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг".
3. Положения настоящей статьи предусматривают возложение полномочий по ведению ЕГРЮЛ и ИП на единственный федеральный орган, который наделяется всей полнотой власти в данной сфере. Однако следует учитывать специфику отдельных субъектов. Так, например, государственная регистрация некоммерческих ЮЛ предполагает внесение сведений о них не только в ЕГРЮЛ, но и в реестр некоммерческих организаций. Внесение записи о ЮЛ в реестр некоммерческих организаций является обязательным условием его государственной регистрации. Однако полномочия по ведению такого реестра находятся в ведении Министерства юстиции РФ.
Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 утверждено Положение о Министерстве юстиции РФ "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", которое определяет совокупность полномочий указанного органа в области государственной регистрации некоммерческих ЮЛ, в том числе по внесению записи о них в реестр некоммерческих организаций.
Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, а также функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.
Одной из основных задач Министерства является организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций.
Для реализации указанной задачи Минюст РФ наделяется следующими полномочиями:
- утверждает форму свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации, форму уведомления о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации, форму уведомления об изменении сведений, содержащихся в уведомлении о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации или в прилагаемых к нему документах, форму выписки из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
- по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации утверждает формы документов, используемых при государственной регистрации некоммерческих организаций, утверждение которых не отнесено федеральными законами к компетенции Правительства Российской Федерации;
- определяет порядок проведения проверок соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям);
- принимает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, религиозных организаций, иных ЮЛ, о внесении казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также о регистрации представительств иностранных религиозных организаций, внесении сведений о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
- ведет ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций; реестр национально-культурных автономий; реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций; реестр представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации; государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой; реестр адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации;
- осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.
Таким образом, процедура государственной регистрации отдельных субъектов предусматривает необходимость взаимодействия различных органов государственной власти федерального уровня, например ФНС РФ и Министерства юстиции РФ. Также действующее законодательство запрещает истребовать у заявителя при государственной регистрации документы и сведения, которые находятся в ведении иных органов государственной власти, что также предполагает взаимодействие ФНС РФ с иными органами власти, причем как федеральными, так и региональными, в целях обеспечения получения необходимой информации для государственной регистрации юридического лица либо индивидуального предпринимателя.
В этой связи представляется целесообразным говорить о том, что государственная регистрация ЮЛ и ИП осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который реализует предоставленные ему полномочия во взаимодействии с иными органами власти и органами местного самоуправления для достижения целей государственной регистрации.

Перейти к оглавлению:

Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним Бесхозяйные.. Закон о регистрации собственноти.

Статья 9. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

1. Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.

В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 417-ФЗ с 1 января 2013 года абзац второй пункта 1 статьи 9 после слов "включенные в состав автомобильной дороги" будет дополнен словами "или в состав централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения".

Государственная регистрация прав на предприятия как имущественные комплексы, объекты недвижимого имущества, расположенные на территории более одного регистрационного округа (линейные сооружения - объекты недвижимого имущества, являющиеся сложными или неделимыми вещами), и сделок с ними осуществляется федеральным органом в области государственной регистрации. По инициативе заявителя допускается государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, включенные в состав автомобильной дороги и расположенные на территориях более одного регистрационного округа, и сделок с такими объектами недвижимого имущества федеральным органом в области государственной регистрации или государственная регистрация прав на такие объекты недвижимого имущества и сделок с ними по месту их нахождения в пределах соответствующего регистрационного округа органом по государственной регистрации. Государственная регистрация прав на иные объекты недвижимого имущества осуществляется по месту нахождения данных объектов в пределах соответствующего регистрационного округа органом по государственной регистрации.

2. Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, за исключением полномочий, предусмотренных

настоящего Федерального закона, на основании решений федерального органа в области государственной регистрации вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами, осуществляющими государственную регистрацию прав. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к таким государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.

3. К компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относятся:

    проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

    проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;

    государственная регистрация прав;

    выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав;

    выдача информации о зарегистрированных правах;

    принятие на учет в

, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, недвижимых вещей;
  • , установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, правообладателям, их законным представителям, лицам, получившим доверенность от правообладателей или их законных представителей, по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.

    4. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, вправе осуществлять только деятельность, предусмотренную настоящим Федеральным законом.

    5. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, при выполнении полномочий, установленных пунктом 3 настоящей статьи, используют печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

    Порядок государственной регистрации юридических лиц регламентируется гл. III Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ".

    Ст. 8 Закона определяет, что государственная регистрация осуществляется:

    • в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган;
    • по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без .

    Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

    Порядок государственной регистрации юридических лиц

    Самостоятельная регистрация юридического лица является довольно непростым делом. Поэтому, если вы не располагаете достаточным временем для изучения законодательства в этой области, целесообразно обратиться в специализированную организацию. Например, для жителей Москвы доступна регистрация ООО в Москве под ключ в Юридической компании «Аккерманн Беллмер». Ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" устанавливает порядок представления документов при государственной регистрации.

    В регистрирующий орган документы могут быть:

    • направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью;
    • представлены непосредственно;
    • представлены через МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр);
    • направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью.

    Требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утверждены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. №439.

    Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа и (при его наличии).

    Свидетельствование подписи физического лица, регистрируемого или зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на заявлении в нотариальном порядке не требуется в случая:

    1. если указанное физическое лицо представляет документы непосредственно либо через многофункциональный центр и представляет одновременно документ, удостоверяющий личность;
    2. если указанное физическое лицо представляет документы с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

    Заявление, которое подается физическим лицом, регистрируемым или зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, через многофункциональный центр, подписывается указанным лицом в присутствии работника

    При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

    • руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
    • учредитель или учредители юридического лица при его создании;
    • руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
    • конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
    • иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

    При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может быть физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

    Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

    В день получения документов, представленных заявителем, регистрирующим органом указанному лицу выдается расписка в получении документов. При получении регистрирующим органом документов, направленных почтовым отправлением, расписка в получении документов при наличии соответствующего указания заявителя направляется регистрирующим органом по указанному заявителем почтовому адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения указанных документов.

    При поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.

    Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных документов. Он не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

    Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц (ст. 10 Закона).

    Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

    Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом , сведения, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей, а также в другие государственные органы, определенные Правительством РФ. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки предоставления соответствующему юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством РФ.

    С моментом государственной регистрации законодатель связывает возникновение, изменение и прекращение правосубъектности юридического лица. Значение момента государственной регистрации проявляется также в том, что только с этого момента изменения, внесенные в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц (п. 4 ст. 12 Закона об ООО, п. 2 ст. 14 Закона об АО).

    С моментом государственной регистрации связано возникновение не только прав, но и обязанностей. Так, согласно п. 1 ст. 16 Закона об ООО каждый учредитель общества должен полностью внести свой в уставный капитал общества в течение срока, который определен учредительным договором и который не может превышать одного года с момента государственной регистрации. С фактом государственной регистрации законодательство связывает и прекращение прав и обязанностей юридического лица. Например, юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации.

    22.3. Органы государственной регистрации

    Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 осуществляла Росрегистрация и ее территориальные органы - самостоятельные юридические лица в системе Минюста России. В 2008 г. Росрегистрация была передана в ведение Министерства экономического развития РФ". С 1 марта 2009 г. объединены центральные аппараты трех ведомств: Федеральной регистрационной службы, Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в единую организацию - Росреестр, которая подчинена Минэкономразвития России. Объединение территориальных органов будет осуществляться поэтапно до 1 января 2011 г.

    Создают территориальные органы по регистрации прав на недвижимость и сделок с ней субъекты РФ (п. 2 ст. 33 Закона о госрегистрации). Но назначение и освобождение от должностей самих регистраторов входит в функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти - Росреестр по согласованию с субъектом РФ. Возглавляют органы государственной регистрации нрав на недвижимое имущество и сделок с ним руководители, назначаемые и освобождаемые от должности органами исполнительной власти, - директором Росреестра. Отношения по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним регулируются только актами федерального законодательства (ст. 3 Закона о госрегистрации). Органы власти субъектов РФ могут принимать нормативные правовые акты лишь о поэтапном создании учреждений по регистрации прав. На центральные органы возлагаются правовой контроль, разработка методических нормативных материалов, координация работ, подготовка персонала и другие функции (схемы 22.5 и 22.6).

    На органы по регистрации прав возложена также правовая экспертиза сделок. В обязанности регистратора входят проверка

    Схема 22.5.

    юридической природы сделок и правовое их сопровождение. Поскольку право собственности возникает не с момента заключения соглашения, а с момента государственной регистрации сделок, то проверяться должен именно переход права на недвижимость.

    Так, в Московской области создана только одна организация по регистрации прав на недвижимость и сделок с ней (регистрационная служба), а в районах и городах действуют его филиалы и представительства, т.е. структурные подразделения, не обладающие самосто-

    Схема 22.6


    ятельным статусом юридического лица. Такая система организации органов Росреестра обеспечивает непротиворечивость применяемых процедур и правил регистрации на территории одного округа.

    22.4. Порядок государственной регистрации

    Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа, в котором действует орган Росреестра. Основанием для регистрации служат акты органов власти, свидетельства о праве на наследство, договоры и другие сделки (схема 22. 7), а также давность приобретения. Согласно ст. 234 ГК РФ лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее им как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет, приобретает право собственности на это имущество. Лицо, ссылающееся на давность приобретения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим

    Схема 22.7.

    имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является. Течение срока давности приобретения в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со ст. 301 и 305 ГК РФ, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.

    Перечень необходимых документов для регистрации, установленный Законом о госрегистрации (ст. 16), включает: правоустанавливающие документы (договоры в отношении недвижимости, акты и свидетельства о приватизации жилых помещений, свидетельства о праве на наследство, вступившие в силу судебные решения и иные документы); удостоверение личности; доверенность; учредительные документы юридического лица и др. Обязательно прилагается кадастровый паспорт земельного участка и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера, удостоверение личности и др. (схемы 22.8 и 22.9).

    Если объекту недвижимости не присвоен кадастровый номер, идентификация его в ЕГРПН осуществляется по условному номеру, который присваивается органом по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    Рассмотрим условный пример, когда имеется следующая структура: А - Б - В - Г. Здесь:

    А - двухзначный номер субъекта РФ;

    Б - двухзначный номер регистрационного округа;

    8 - 9-значный номер книги учета входящих документов, состоящий из разделенных между собой косой чертой:

    o двухзначного номера подразделения территориального округа Росреестра (в том числе структурного подразделения центрального аппарата территориального округа службы, который обозначается цифрами "01");

    o трехзначного порядкового номера книги учета входящих документов;

    o четырехзначного номера ведения книги учета входящих документов.

    Г - трехзначный порядковый номер записи в книге учета входящих документов. Составные части условного номера отделяются друг от друга знаком "-". Например, 77-09-01 (102 2005-127. где:

    77 - номер субъекта РФ (г. Москва);

    09 - номер регистрационного округа;

    01/002/2005 - номер книга учета входящих документов, состоящий из номера подразделения территориального органа Росреестра, осуществляющего государственную регистрацию прав (01), порядкового номера книги учета входящих документов (002), года, в котором осуществляется ведение книга учета входящих документов (2005);

    Схема 22.8

    Схема 22.9

    127 -порядковый номер записи в книге учета входящих документов.

    В условном номере, присваиваемом Росреестром, его составляющие А и Б обозначаются цифрами "00". Например, 00-00-03/002/2005-056, где:

    03 002/2005 номер книги учета входящих документов, состоящий из номера структурного подразделения Росреестра, осуществляющего государственную регистрацию (03), порядкового номера книги учета входящих документов, ведущейся данным подразделением (002), года, в котором осуществляется ведение книги учета входящих документов (2005);

    056 -порядковый номер записи в книге учета входящих документов.

    С октября 2006 г. в Российской Федерации действуют административные регламенты по предоставлению государственных услуг гражданам органами Росреестра. Максимальное время ожидания в очереди при подаче документов на регистрацию прав на недвижимость установлено не более 45 мин, а но предварительной записи - не более 15 мин. Максимальный срок приема документов от граждан - не более 30 мин, а от юридических лиц - 45 мин (приказ Минюста России 14.09.2006 № 293).

    В случае сомнений в отношении качества (подлинности) представленных документов регистратор может обратиться в правоохранительные органы, ЕИРЦ и другие учреждения для проведения соответствующей проверки. Исчерпывающий ответ они должны представить в 10-дневный срок. Если при проведении юридической экспертизы возникают замечания, которые можно исправить, то заявителю предоставляется право в месячный срок, а по письменному заявлению - в срок до трех месяцев привести весь пакет в соответствие с установленными требованиями. На этот период государственная регистрация прав приостанавливается.

    Отказ в государственной регистрации прав на недвижимость возможен только в семи случаях, предусмотренных в Законе о госрегистрации (ст. 20), и может быть обжалован в суде (схема 22.10).

    Факт государственной регистрации возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выдачей свидетельства, и на документах, выражающих содержание сделки, делается специальная надпись. Сама процедура регистрации сводится к записям информации о правах на каждый объект недвижимости и его параметрах в ЕГРПН, подробная характеристика которого дана на схемах 22.11, 22.11а-22.14.

    Схема 22.10.

    Государственная регистрация отдельных видов прав (ст. 22-30 Закона о госрегистрации) имеет некоторые особенности (схемы 22.15-22.18). Так, в кондоминимумах права общей долевой собственности на общее имущество, неразрывно связанные с правом на жилые и нежилые помещения, регистрируются одновременно. Однако для государственной регистрации права одного из владельцев на долю в общей долевой собственности необходимо

    Схема 22.10а.

    Схема 22.11.

    письменное согласие всех других собственников, заверенное нотариально или в органе Росреестра по месту регистрации (схема 22.19).

    Схема 22.12.

    Схема 22 .13.


    В случае регистрации права на объект незавершенного строительства требуется документ на право пользования земельным участком для создания объекта недвижимого имущества и проектно-сметная документация с описанием объекта (см. схему 22.15).

    Государственная регистрация ипотеки проводится на основании заявления залогодателя после регистрации его вещных прав на недвижимое имущество с приложением нотариально удостоверенного договора об ипотеке и упомянутых в нем документов (схемы 22.20-22.26; табл. 22.3). Более подробно рассмотрим регистрацию залоговых операций с жилыми помещениями. В Москве регистрацию договора о залоге квартир проводят путем:

    Внесения регистрационной записи в книгу регистрации залоговых операций с жилыми помещениями (реестровую книгу);

    Схема 22.14


    Проставления отметки о регистрации па всех оригиналах договора о залоге;

    Внесения сведений о залоге в банк данных собственников жилья;

    Выдачи свидетельства о регистрации залога по форме.

    Порядок государственной регистрации права собственности на гаражи значительно упрощен ФЗ от 30.06.2006 № 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан па отдельные объекты недвижимого имущества". Теперь граждане могут самостоятельно заполнить декларацию на гараж, полученную в органах Росреестра, и зарегистрировать свое право собственности при законной застройке земельного участка, который ранее был предоставлен для индивидуального гаражного строительства. Если даже в акте о предоставлении земельного участка для гаражного строительства неизвестно право, на котором он предоставлен, граждане могут зарегистрировать свое право собственности на этот участок.

    Упрощенный порядок оформления прав на жилые дома, расположенные на земельных участках для жилищного строительства или личного подсобного хозяйства, продлен до 1 марта 2015 г. (ФЗ от 17.07.2009 № 174-ФЗ). В режиме "одного окна" теперь принимаются от граждан заявления па получение кадастрового паспорта земельного участка и государственную регистрацию права собственности при упрощенной системе и когда не требуется проводить межевание участка.

    При получении документов, подтверждающих полное или частичное исполнение обеспеченного залогом обязательства, орган, осуществивший регистрацию залога, обязан незамедлительно внести соответствующую запись в реестровую книгу.

    Погашение регистрационной записи при прекращении залога или продление ее действия на более длительные сроки производится при условии:

    Подачи совместного заявления залогодателя и залогодержателя или владельца закладной;

    Представления оригиналов договора о залоге с отметкой о его регистрации;

    Представления доказательств в случае прекращения договора залога, исполнения обеспеченного залогом обязательства или оснований, перечисленных в ст. 34 Закона о залоге.

    Погашение регистрационной записи при прекращении залога или продление ее действия на более длительные сроки может производиться также по решению суда.

    Схема 22.15. Государственная регистрация нрава на вновь создаваемый объект недвижимости


    Схема 22.16

    Схема 22.17.


    Схема 22.18.


    Схема 22 .19


    Схема 22.20.

    Схема 22.21.

    Схема 22.22.

    Схема 22.23.

    Схема 22.24. Регистрация прав собственности на недвижимое имущество дипломатических представительств иностранных государств в г. Москве

    Схема 22.25. Государственная регистрация прав на федеральное недвижимое имущество


    Таблица 22.3. Функции органов государственного управления по оформлению прав собственности на гаражи в г, Москве

    № п/п

    Орган управления

    Функции но оформлению нрав собственности на гаражи

    Регистрационная служба

    Оформляет договоры купли-продажи и свидетельства на право собственности при выкупе арендуемых гараже

    Органы Росреестра

    Оформляют свидетельства на подтверждение права собственности на капитальные гаражи и формирование прав собственности гаражно-строительных кооперативов (ГСК) и вносят их в реестр собственности

    Московское агентство по управлению недвижимостью

    Заключаете ГСК и индивидуальными владельцами договоры аренды земли под размещение гаражей

    Москомархитектура

    Дает градостроительные заключения для имущественных отношений с указанием срока использования земельного участка и объекта

    Осуществляет технический учет гаражей

    Схема 22.26. Перечень документов для оформления права собственности на гаражи

    О погашении регистрационной записи или продлении ее действия на более длительные сроки делается отметка в реестровой книге, в банке данных собственников жилья, на оригиналах договора о залоге и в архивном экземпляре договора.

    По запросу залогодателя и залогодержателя, а также других заинтересованных лиц Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы выдает:

    Выписки из реестровой книги;

    Информацию о регистрации залога (сведения о том, имеется ли соответствующая запись о залоге жилого помещения).

    За регистрацию залога, выдачу свидетельства о регистрации, а также представление выписок из реестровой книги взимается государственная пошлина в размере, определенном законодательными актами РФ (табл. 22.4).

    Таблица 22.4.



    Не взимается государственная пошлина за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в случаях:

    o передачи государственного или муниципального имущества в оперативное управление;

    o ипотеки согласно законодательству;

    o изменения содержания закладной;

    o прав, возникших до введения в действие Закона о госрегистрации при госрегистрации перехода прав или отчуждения недвижимости.

    Отказ в регистрации залога, погашении регистрационной записи или продлении срока ее действия; отказ в регистрации несуществующего договора о залоге, отказ о внесении необходимых изменений, дополнения и отметки; отказ в выдаче сведений о регистрационной записи могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суде по местонахождению Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы.

    22.5. Информация и организационные мероприятия

    Всем участникам экономических отношений и заинтересованным лицам полезно знать, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеет открытый (публичный) характер (схемы 22.27, 22.28).

    В силу этого орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставить информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах (т.е. информацию из ЕГРПН) любому лицу (п. 4 ст. 131 ГК РФ, п. 1 ст. 7 Закона о госрегистрации). В ст. 131 ГК РФ также предусмотрено, что информация должна предоставляться в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации. Однако согласно п. 7 ст. 33 Закона о госрегистрации до создания системы электронного обмена информацией между учреждениями юстиции информация о зарегистрированных нравах на недвижимое имущество будет предоставляться по месту совершения государственной регистрации прав.

    Условия получения указанной информации установлены в ст. 8 указанного Закона. Следует отметить, что использование сведений, содержащихся в ЕГРПН, способами или в форме, которые наносят ущерб правам и законным интересам правообладателей, влечет ответственность, предусмотренную законодательством РФ (п. 5 ст. 7 Закона о госрегистрации). Неправомерное использование полученных сведений может, например, привести к возникновению убытков у правообладателя, которые нарушитель обязан будет возместить в полном объеме на основании ст. 15 ГК РФ.

    Предоставление информации о регистрации осуществляется на основании письменного запроса (приложения 1, 2 к данному параграфу), в котором указываются наименование объекта недвижимости, его местоположение, наименование заявителя.

    Схема 22.27.

    Схема 22.28.


    Приложение 1.

    Приложение 2.


    22.6. Организация государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности

    Система организационных мероприятий по государственному техническому учету недвижимых объектов представлена в схемах 22.29 - 22.33.

    Схема 22.29.

    Схема 22.30.


    Схема 22.31. Содержание технической инвентаризации градостроительных объектов


    Схема 22.32.


    Схема 22.33. Порядок предоставления физическим и юридическим лицам сведений (документов) о технической инвентаризации объектов учета


    Согласно ч. 1 ст. 23.61 КоАП РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.

    3 ст. 14.25 КоАП РФ.

    Частью 2 ст. 23.61 КоАП РФ установлено, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, вправе:

    1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, его заместители;

    2) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, также вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 14.1, ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.

    В пункте 4 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию общественных и религиозных объединений и контроль за их деятельностью, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.26, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ.

    В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ)*(219) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".

    В пункте 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, является ФНС России.

    Выше говорилось (см. о налоговых органах), приказом ФНС России от 2 августа 2005 г. N САЭ-3-06/354@ утвержден Перечень должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

    В отношении органов, осуществляющих государственную регистрацию общественных объединений, в ст. 21 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (в ред. Федеральных законов от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ, от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ и от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ)*(220) установлено следующее:

    для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Федеральным законом "Об общественных объединениях" специального порядка государственной регистрации общественных объединений;

    решение о государственной регистрации общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений, или его территориальным органом.

    Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.

    В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной регистрационной службе, утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы"*(221), Росрегистрация является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений и политических партий, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры и нотариата. Там же установлено, что Росрегистрация подведомственна Минюсту России.

    Согласно п. 4 указанного Положения Росрегистрация осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы.

    Приказом Минюста России от 16 марта 2005 г. N 22*(222) утвержден Перечень должностных лиц Федеральной регистрационной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

    В Перечне указаны следующие должностные лица, принимающие решения о государственной регистрации общественных и религиозных объединений и осуществляющие контроль за их деятельностью:

    директор Росрегистрации и его заместитель;

    начальник Управления по делам политических партий, общественных и религиозных объединений, его заместитель;

    руководители территориальных органов Росрегистрации, их заместители;

    должностные лица Управления по делам политических партий, общественных и религиозных объединений и территориальных органов Федеральной регистрационной службы, специально уполномоченные осуществлять контроль за деятельностью общественных и религиозных объединений.

    В приказе указано, что эти должностные лица в соответствии с п. 4 ч. 2 и абз. 2 ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ уполномочены в пределах своей компетенции составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.26, 17.7, 17.9, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6 и 19.7 КоАП РФ.

    Еще по теме Органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

    1. 6.4. Регистрация предпринимателей без образования юридического лица
    2. § 4. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов
    3. 10.3. Государственная финансовая поддержка индивидуальных предпринимателей
    4. Должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним


  • Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
    Составление смет на проектные и изыскательские работы
    Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году