Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

О новом законе о государственной регистрации недвижимости. Закон “О государственной регистрации недвижимого имущества” (218-ФЗ): Какие изменения вступили в силу Когда вступил в силу 218 фз

1. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

2. Тексты документов, представляемых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в форме документов на бумажном носителе, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и при наличии отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.

3. Необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, представляются:

1) не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых возвращается правообладателю, второй помещается в реестровое дело, если такая сделка совершена в простой письменной форме;

2) не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) возвращается правообладателю, если такая сделка совершена в нотариальной форме или право на основании такой сделки возникло до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

4. Межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.

5. Иные необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе (за исключением актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество, и заявлений) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должен быть возвращен заявителю. Копии актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления в форме документов на бумажном носителе, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество, в форме документов на бумажном носителе представляются для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в одном экземпляре, который после сканирования при выдаче документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав возвращается заявителю.

6. Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в форме документа на бумажном носителе представляется в единственном экземпляре-подлиннике.

7. В случае представления для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов в форме электронных документов, электронных образов документов такие документы представляются:

1) в форме электронных документов, если настоящим Федеральным законом предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе должны быть представлены в подлиннике (один экземпляр таких документов должен быть подлинником), в том числе если такие документы выражают содержание нотариально удостоверенной сделки, за исключением случаев, предусмотренных частью 11 настоящей статьи;

2) в форме электронных документов или электронных образов документов, если настоящим Федеральным законом предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе могут быть представлены в виде копии без представления подлинника.

8. Документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемые в форме электронных документов, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных на то лиц, сторон договора или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц в установленных законодательством Российской Федерации случаях.

9. Документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемые в форме электронных образов документов, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе.

10. Сформированный комплект документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемых в форме электронных документов, электронных образов документов, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

11. В случаях, если в соответствии с законодательством о нотариате и нотариальной деятельности заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются нотариусом в орган регистрации прав, такие заявление и документы представляются в форме электронного документа, в том числе электронного образа документа. При представлении нотариусом заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации в форме электронного документа прилагаемые к нему нотариально оформленные документы представляются в орган регистрации прав в форме:

1) электронного документа, удостоверенного (выданного, совершенного) нотариусом в электронной форме в соответствии с частью 8 настоящей статьи или в соответствии со статьей 103.8 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1;

2) электронного образа нотариально оформленных документов, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, который удостоверил (выдал, совершил) указанные документы. Удостоверение равнозначности такого электронного образа, изготовленного нотариусом, документу на бумажном носителе не требуется.

Положения статьи 21 закона №218-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Представление заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов
    5. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
  • Правила внесения в единый государственный реестр недвижимости записи о возможности представления заявления о государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на объект недвижимости, принадлежащий физическому лицу, и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью
    3. Заявление о возможности регистрации на основании документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, направляется заявителем в орган регистрации прав в форме документа на бумажном носителе посредством личного обращения или почтового отправления в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 1 части 1, частями 2 и 3, пунктом 1 части 4, частью 8, пунктами 1 и 4 части 12, частями 14, 15, 17, 18 статьи 18 и частями 1, 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.
  • Правила представления сведений для внесения в единый государственный реестр недвижимости в уведомительном порядке, а также правила уведомления правообладателя о внесении таких сведений в единый государственный реестр недвижимости
    1. Указанные в статьях 35 - 37, а также частях 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона заявления представляются соответствующими лицами в соответствии с требованиями, установленными частью 1, пунктом 1 части 12 статьи 18, частями 1, 2, 7, 8 статьи 21 настоящего Федерального закона, если иное не установлено статьей 36.2 настоящего Федерального закона.

Вопрос оформления недвижимости всегда остается актуальным.

В 2017 году правительством внесены изменения в « О государственной регистрации недвижимости».

Перемены направлены на упрощение процедуры регистрации имущества и сокращение сроков на подготовку и выдачу документов.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - звоните по телефонам бесплатной консультации :

Общий обзор закона

Закон о регистрации имущества № 218 был принят 13 июля 2015 года. Появился он вследствие объединения ФЗ № 122 и ФЗ № 221 .

Основное его назначение: правовое регулирование сделок с недвижимым имуществом, в том числе: порядок регистрации, прекращение владения, ограничения и обременения.

Потребность упразднения органов , занимающихся регистрацией имущества, назрела давно. Рынок недвижимости активно растет, что приводит к увеличению сделок купли-продажи .

Как следствие – огромные очереди и затянутые сроки .

Многие владельцы сталкивались с расхождением кадастровых данных и информацией, находящейся в едином государственном реестре прав, что приводило к увеличению сроков сделок с недвижимостью или их отмене .

Основная цель внесенных поправок – создание единой учетной базы путем объединения кадастрового реестра и системы регистрации прав недвижимости .

Что изменилось?

Основные изменения коснулись:

  • Образован единый реестр учета кадастровых данных и информации о правах на объекты недвижимости (ЕГРН);
  • Кадастровый учет добавлен к остальным функциям Росреестра;
  • Сократился список обязательных документов для юридических лиц;
  • Отменена территориальная привязка подачи документов;
  • Оплата госпошлины осуществляется в течение 5 рабочих дней от даты подачи заявления;
  • Сократились сроки оформления документов;
  • Увеличилось время приостановки регистрации: 3 месяца, если решение принято Росреестром и 6 месяцев по инициативе владельца;
  • Для внесения данных в ЕГРН не требуется согласие владельца ;
  • Информация о возможности наследования отправляется в реестр нотариусами ;
  • Машиноместо признается отдельным объектом недвижимости.

Об изменениях в 218 законе «О государственной регистрации недвижимости», смотрите в видеоролике:

Куда обращаться?

Для подачи заявления и необходимых документов будущий собственник может воспользоваться несколькими способами:

  1. Обратившись в любое отделение Росреестра . Адреса есть на официальном сайте, вы можете выбрать ближайший;
  2. Посетив один из филиалов многофункционального центра . Найти удобное подразделение можно также на официальном сайте или уточнить адрес на горячей линии;
  3. По почте , направив пакет в регистрирующий орган. Для отправки письма нужно подготовить опись всех вложений и уведомление о вручении , назначить ценность письма ;
  4. Онлайн , через сайты Госуслуг или Росреестра . Для работы на сайте Госуслуг необходимо подтверждение личности через МФЦ или почту России.

Необходимые документы для регистрации прав

Перед обращением в реестр недвижимости необходимо подготовить пакет обязательных документов, включающий в себя:

  • Паспорт, либо другой документ, удостоверяющий личность;
  • Заявление по форме, установленной законодательством;
  • Документ, подтверждающий возникновение прав на недвижимость: договор купли-продажи, завещание, договор об участии в долевом строительстве и пр.;
  • Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины (квитанция). Актуальные цены указаны на сайте Росреестра.

Сроки процедуры регистрации прав

Вследствие объединения двух регистрационных систем, значительно сократились сроки регистрации прав .

Могут ли отказать в регистрации прав?

Несмотря на упрощенный порядок оформления существует ряд причин, по которым возможно приостановление регистрации:

  1. заявитель не имеет законных прав и полномочий на оформляемую недвижимость;
  2. заявитель является ненадлежащим лицом с точки зрения закона, например несовершеннолетний;
  3. информация , указанная в документах, противоречит имеющимся данным в реестре;
  4. имущество не подлежит регистрации из-за наложения ограничений (обременение, арест, спорное имущество);
  5. отсутствуют какие-либо документы из обязательного перечня;
  6. установлен факт недостоверности документов ;
  7. формат документов не отвечает требованиям действующего законодательства;
  8. документы подписаны лицом, которое не обладает правами и полномочиями для их подписания;
  9. заявление о регистрации данного объекта уже было подано ранее и решение по нему не принято;
  10. отсутствуют документы для проведения конкретной сделки (например, при продаже комнаты в коммунальной квартире нет отказов от других собственников).

Отказ в оформлении права владелец может оспорить в суде.

Плюсы и минусы принятых изменений

Введенные поправки имеют как положительные , так и отрицательные стороны.

К негативным моментам можно отнести:

  • Отсутствие выдачи свидетельства о собственности в бумажном виде. Как ни странно, именно этот факт является для новых собственников отрицательным;
  • Необходимость вызова технического инженера для первичного освидетельствования участка;
  • Некоторые эксперты по имущественным вопросам нашли в законе не точные формулировки. Специалистам, работающим над созданием документа было указано на ошибки, в ближайшее время закон будет доработан.

Плюсов у нового закона гораздо больше:

  1. Значительное сокращение сроков . До изменений только постановка в кадастровый реестр занимала 21 день;
  2. Возможность подать документы удобным способом , что привело к уменьшению очередей;
  3. Снижение уровня мошенничества с недвижимостью . Собственник может обратиться в реестр с заявлением о внесении ограничений на сделки с его имуществом, что особенно актуально для пожилых людей, которые часто становятся жертвами «черных» риелторов;
  4. Отменено территориальное ограничение для процедуры оформления. Например, если гражданин получил наследство в другом городе, то весь процесс оформления имущества он может пройти в месте своего фактического пребывания;
  5. Взаимодействие государственных структур между собой , что исключает возникновение ошибок в данных на объект недвижимости;
  6. Доступность информации для населения. Благодаря нововведениям, появилась возможность проверки квартиры перед покупкой без обращения к агентам, достаточно заказать выписку . Теперь можно посмотреть информацию о своем имуществе и уточнить кадастровую стоимость на сайте Росреестра .
  • Принят Государственной Думой 3 июля 2015 года
  • Одобрен Советом Федерации 8 июля 2015 года
  • Вступил в силу с 1 января 2017 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона. Основные положения

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

2. Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

4. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

5. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4294)

6. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133-1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

7. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 315-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4248).

8. Положения настоящего Федерального закона не применяются к государственному учету и государственной регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, участки недр (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4294).

В соответствии с действующим законодательством РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество), подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.

Иными словами, права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации, и собственники вправе распоряжаться своим недвижимым имуществом только после его государственной регистрации, при этом объект недвижимого имущества должен быть учтен в государственном кадастре недвижимости и описание объекта должно соответствовать его описанию в правоустанавливающем документе. Государственная регистрация в отношении объекта недвижимого имущества считается проведенной с момента внесения сведений о таком объекте в государственный реестр.

На сегодняшний день нормативными правовыми актами, на основании которых осуществляется кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении объектов недвижимого имущества, являются два федеральных закона - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре недвижимости) и Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации). В соответствии с этими законами кадастровый учет недвижимости осуществляется путем внесения сведений об объектах недвижимого имущества в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН), а государственная регистрация прав и ограничений (обременений) в отношении объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения сведений о правах и ограничения (обременениях) в отношении объектов недвижимого имущества в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).

Однако в ближайшем будущем в сфере регистрации недвижимости произойдут ощутимые изменения.

Так, с 01.01.2017 вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Кадастровый учет недвижимости и государственная регистрация прав на нее будут объединены в единую систему учета и регистрации.

Здесь обратим внимание на основные моменты рассматриваемого Закона в сравнении с действующими Законом о кадастре недвижимости и Законом о регистрации.

О Едином государственном реестре недвижимости

Новый Закон не содержит положений о признании утратившими силу указанных выше законов или внесении в них изменений. Возможно предположить, что этот вопрос будет решен дополнительно до вступления в силу Закона.

Итак, в соответствии с новым Законом будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), который объединит сведения, содержащиеся в настоящее время в ГКН и ЕГРП.

В ЕГРН войдут, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений на недвижимое имущество (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Сведения о границах на сегодняшний день содержатся в кадастре недвижимости.

Вестись ЕГРН будет в электронном виде. Исключение составят реестровые дела. В них на бумажном носителе будут храниться оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах государственной власти, органах местного самоуправления и архивах.

В настоящее время КГН и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, причем, последние имеют приоритет.

Сведения о едином недвижимом комплексе

Согласно новому Закону в кадастр недвижимости будут вносить сведения о едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе.

В соответствии с Законом о кадастре недвижимости сведения о таких комплексах в кадастр не вносятся. В то же время права на них должны быть зарегистрированы (что невозможно без учета в кадастре), поэтому они учитываются как сооружения. Кроме того, при учете единого недвижимого комплекса могут учитываться все объекты недвижимости, которые входят в его состав.

Учет единого недвижимого комплекса и государственная регистрация права на него будут проводиться в следующих случаях:

Завершение строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса;

Объединение по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически либо расположены на одном земельном участке.

Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно будет только после учета и государственной регистрации прав на каждый объект, который входит в его состав.

Что касается участков недр, то согласно Закону о кадастре недвижимости они в кадастре не учитываются. Новый Закон исключил их и из перечня объектов недвижимости, права на которые на сегодняшний день подлежат государственной регистрации.

Обязанность кадастрового учета

и регистрации прав возложена на Росреестр

Согласно новому Закону проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы (далее - Росреестр). Эти полномочия нельзя будет передать подведомственным учреждениям. В настоящее время государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет Росреестр, а кадастровый учет - подведомственная ему Федеральная кадастровая палата Росреестра.

Как и сейчас, зарегистрировать права на объекты недвижимости будет невозможно, если они не учтены в кадастре недвижимости.

Согласно новому Закону если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и государственная регистрация прав будут осуществляться одновременно. Исключения составят ситуации, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной государственной регистрации и наоборот. В настоящее время одновременное осуществление учета и государственной регистрации не предусмотрено.

Учет и государственная регистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях:

Создание объекта недвижимости (за исключением ситуаций, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной государственной регистрации прав);

Образование объекта недвижимости (кроме случая изъятия земельного участка или расположенной на нем недвижимости для государственных и муниципальных нужд);

Прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;

Образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие государственной регистрации.

Законом установлены случаи, когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, будут регистрироваться без проведения одновременного кадастрового учета. К их числу относятся, например, государственная регистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав.

В Законе также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимости. Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях:

Создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, местного самоуправления или корпорацией «Росатом» в порядке межведомственного взаимодействия;

Прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;

Изменение основных характеристик объекта.

В новом Законе установлен перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Кто именно может подать документы, зависит от того, как проводится учет и государственная регистрация - одновременно или раздельно.

Так, согласно положениям Закона заявление в отношении созданного (т.е. построенного) объекта недвижимости может представить:

Собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, - при одновременном осуществлении учета и государственной регистрации;

Орган государственной власти, местного самоуправления или корпорация «Росатом», выдавшие разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, - при учете в кадастре без одновременной государственной регистрации.

В настоящее время заявление о постановке на учет такого объекта недвижимости может подать любое лицо.

Заявление о кадастровом учете или государственной регистрации и необходимые документы, как и сейчас, можно будет представить:

В бумажном виде - лично (в Росреестр, через МФЦ, при выездном приеме) или по почте (в Росреестр);

В форме электронных документов - через единый портал государственных услуг или официальный сайт Росреестра.

Новеллой в Законе является то, что при личном обращении (кроме случаев выездного приема) место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Иными словами, можно обратиться (направить документы почтой) в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ. Перечень указанных подразделений и МФЦ будет приведен на сайте Росреестра.

Согласно новому Закону Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы юридического лица, обратившегося за учетом объекта и государственной регистрацией прав на него. Организация вправе подать такие документы по собственной инициативе.

На сегодняшний день юридическое лицо обязано представлять учредительные документы организации (их копии) при проведении государственной регистрации прав. Их предоставление не требуется лишь в случае, если они подавались ранее и изменения в них не вносились.

В приеме документов будет отказано, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).

Отказ в приеме документов в действующем Законе о кадастре недвижимости не предусмотрен, а в соответствии с Законом о регистрации запрещен.

В Законе уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. К ним, в частности, относятся:

Несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;

Наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;

Отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или государственной регистрации прав.

В настоящее время заявление о государственной регистрации прав может быть возвращено, в том числе:

Если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату;

В ЕГРП имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.

Указанные основания включены и в новый Закон, при этом уточнен срок отсутствия информации об уплате госпошлины - пять дней с момента подачи заявления.

Согласно новому Закону общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и государственной регистрации прав сокращен.

При подаче документов в Росреестр он составит:

5 рабочих дней - для кадастрового учета;

10 рабочих дней - в случае одновременного проведения учета и государственной регистрации;

7 рабочих дней - для государственной регистрации прав.

Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и государственной регистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

В настоящее время общий срок осуществления как учета объекта недвижимости в кадастре, так и государственной регистрации прав на него составляет 10 рабочих дней для каждой процедуры. При одновременной подаче документов для проведения кадастрового учета и государственной регистрации срок государственной регистрации прав исчисляется со дня внесения сведений в кадастр недвижимости, т.е. максимальный срок составляет 20 рабочих дней.

Новым Законом сохранен только срок (5 рабочих дней), установленный для государственной регистрации ипотеки жилых помещений.

Следовательно, государственная регистрация ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений будет осуществляться в общий срок (7 рабочих дней) при условии представления документов в Росреестр. Однако он сократится до пяти рабочих дней, если государственная регистрация будет проводиться на основании нотариально удостоверенного договора ипотеки или нотариально заверенного договора, который влечет возникновение ипотеки в силу закона (например, договора купли-продажи недвижимости за счет кредитных средств банка).

На сегодняшний день срок государственной регистрации ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений составляет 15 рабочих дней, а ипотеки жилых помещений - 5 рабочих дней.

В новом Законе содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и государственная регистрация могут быть приостановлены. По сравнению с действующими основаниями этот список значительно увеличен (в нем перечислено 51 основание).

Согласно действующему Закону о регистрации причинами приостановления, в частности, являются сомнения государственного регистратора в наличии оснований для проведения государственной регистрации прав, в подлинности документов или достоверности приведенных в них сведений.

Перечисленные в новом Законе основания приостановления определили пределы проведения правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или государственной регистрации прав. Следовательно, если указанные основания отсутствуют, кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостановлены быть не могут.

Если в течение срока приостановления не устранены причины, послужившие основанием для приостановления, в проведении кадастрового учета и государственной регистрации будет отказано.

Новый Закон установил более продолжительные сроки приостановления государственной регистрации. Срок приостановления кадастрового учета не изменился. При этом предусмотрен срок его приостановления в заявительном порядке. Так, сроки приостановления учета объектов и государственной регистрации составят:

Три месяца - по решению государственного регистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);

Шесть месяцев - по инициативе заявителя. При этом в Законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.

В настоящее время государственная регистрация прав по решению государственного регистратора может быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя на три месяца.

Согласно новому Закону кадастровый учет, государственная регистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а государственная регистрация договора или иной сделки - специальной регистрационной надписью на документе, выражающей содержание сделки. Удостоверение проведенного учета и государственной регистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено.

На данный момент государственная регистрация прав удостоверяется в том числе и свидетельством о государственной регистрации права, которое выдается в виде бумажного документа.

Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и государственной регистрации документы в таком порядке установлена для органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов). Например:

Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны направить документы, если ими принято решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;

Федеральная миграционная служба РФ - информацию об изменении сведений о физическом лице (гражданине);

Федеральная налоговая служба РФ - информацию об изменении сведений об организациях и индивидуальных предпринимателях;

Суды или уполномоченные органы, наложившие арест, - заверенную копию такого акта;

Нотариусы - сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство.

При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.

Согласно Закону ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и государственной регистрации распределена между Росреестром, государственным регистратором и другими лицами. Так, государственный регистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или государственной регистрации прав или уклонение от их проведения.

Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или государственной регистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

Компенсация за жилое помещение - единственное пригодное для постоянного проживания - выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано. Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу с 01.01.2020.

Александр Князев,

главный специалист-эксперт

отдела регистрации прав

Управления Росреестра

по Омской области,

государственный регистратор.

Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона. Основные положения
Статья 2. Правовая основа государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Статья 3. Орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав
Статья 4. Участники отношений при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Статья 5. Идентификаторы, используемые при ведении Единого государственного реестра недвижимости
Статья 6. Геодезическая и картографическая основы Единого государственного реестра недвижимости
Глава 2. Единый государственный реестр недвижимости
Статья 7. Состав и правила ведения Единого государственного реестра недвижимости
Статья 8. Кадастр недвижимости
Статья 9. Реестр прав на недвижимость
Статья 10. Реестр границ
Статья 11. Реестровые дела
Статья 12. Кадастровые карты
Статья 13. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости
Глава 3. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
Статья 14. Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Статья 15. Лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав
Статья 16. Сроки и дата осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Статья 17. Государственная пошлина за осуществление государственной регистрации прав
Статья 18. Представление заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов
Статья 19. Обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных уполномоченных лиц представлять заявление и прилагаемые к нему документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Статья 20. Правила информационного взаимодействия кадастрового инженера с органом регистрации прав
Статья 21. Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав
Статья 22. Требования к межевому плану
Статья 23. Требования к акту обследования
Статья 24. Требования к техническому плану
Статья 25. Основания для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, без рассмотрения
Статья 26. Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав
Статья 27. Отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав
Статья 28. Удостоверение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Статья 29. Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Статья 30. Приостановление осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в заявительном порядке
Статья 31. Прекращение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Глава 4. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия
Статья 32. Правила направления документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в порядке межведомственного информационного взаимодействия
Статья 33. Правила внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости по заявлению заинтересованного лица
Статья 34. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия
Глава 5. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в уведомительном порядке
Статья 35. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости
Статья 36. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя
Статья 36.1. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или обременения такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации
Статья 36.2. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о возможности представления заявления о государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на объект недвижимости, принадлежащий физическому лицу, и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью
Статья 37. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии правопритязаний, прав требований в отношении зарегистрированного права
Статья 38. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости отдельных записей о правообладателе, а также отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости
Статья 39. Правила представления сведений для внесения в Единый государственный реестр недвижимости в уведомительном порядке, а также правила уведомления правообладателя о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости
Глава 6. Особенности осуществления государственного кадастрового учета отдельных видов недвижимого имущества и государственной регистрации отдельных видов прав на недвижимое имущество
Статья 40. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение, а также на объект незавершенного строительства
Статья 41. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при образовании объекта недвижимости
Статья 42. Особенности государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество
Статья 43. Особенности осуществления государственного кадастрового учета при уточнении границ земельных участков
Статья 44. Особенности осуществления государственного кадастрового учета части объекта недвижимости и государственной регистрации обременений объекта недвижимости
Статья 45. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении искусственно созданного земельного участка
Статья 46. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении единого недвижимого комплекса и предприятия как имущественного комплекса
Статья 47. Особенности государственной регистрации прав на земельную долю, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения
Статья 48.Особенности осуществления государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве и прав участника долевого строительства на объект долевого строительства
Статья 49. Особенности осуществления государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства
Статья 50. Особенности осуществления государственной регистрации при переходе прав на заложенное недвижимое имущество в результате обращения взыскания на него
Статья 51. Особенности осуществления государственной регистрации аренды недвижимого имущества, найма жилого помещения, безвозмездного пользования (ссуды) объектом культурного наследия
Статья 52. Особенности осуществления государственной регистрации сервитута
Статья 53. Особенности осуществления государственной регистрации ипотеки
Статья 54. Особенности осуществления государственной регистрации прав при доверительном управлении и опеке, связанных с недвижимым имуществом
Статья 55. Особенности осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю
Статья 56. Особенности осуществления государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от права собственности
Статья 57. Особенности осуществления государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества при регистрации перехода прав на него
Статья 58. Осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании решения суда
Статья 59. Осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенного документа
Статья 60. Особенности государственной регистрации прав и (или) государственного кадастрового учета при изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд
Статья 60.1. Особенности государственной регистрации прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации
Статья 60.2. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, земельные участки, границы которых пересекаются с границами указанных земельных участков, государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ указанных земельных участков
Глава 7. Исправление ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
Статья 61. Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
Глава 8. Предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
Статья 62. Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
Статья 63. Плата за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
Глава 9. Государственный регистратор прав
Статья 64. Государственный регистратор прав и гарантии при осуществлении им должностных обязанностей
Статья 65. Права и обязанности государственного регистратора прав
Глава 10. Ответственность при осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, ведении единого государственного реестра недвижимости, предоставлении сведений из единого государственного реестра недвижимости
Статья 66. Ответственность органа регистрации прав
Статья 67. Ответственность государственного регистратора прав
Статья 68. Компенсация за утрату права, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости
Глава 10.1. Компенсация добросовестному приобретателю за утрату им жилого помещения
Статья 68.1. Компенсация добросовестному приобретателю за утрату им жилого помещения
Глава 11. Заключительные и переходные положения
Статья 69. Признание ранее возникших прав, прав, возникающих в силу закона. Ранее учтенные объекты недвижимости
Статья 70. Особенность осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях
Статья 71. Особенности подготовки технического плана здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства
Статья 71.1. Особенности внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов
Статья 72. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году