Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Экономика и управление на предприятии направление. Специальность экономика и управление на предприятии. Классификация затрат на производство продукции

Базис экономики — производство, без него нельзя осуществить обмен, потребление и торговлю. Цель экономической деятельности — увеличение прибыли. В зависимости от подхода к процессу управления экономической деятельностью выделяют четыре вида экономических систем:

  • Традиционная. Главная составляющая — традиции, на основе которых решается, что и для кого производить. Она характеризуется отсталой технологией производства и низким уровнем жизни населения.
  • Командная. Все экономические решения принимают представители государственной власти. Основная цель — повышение эффективности производства отсутствует, главная зада экономических субъектов — выполнение плана.
  • Рыночная. Ее характеризует свободная конкуренция и преобладание частной собственности. Распределение ресурсов осуществляется за счет изменения цен на рынке. Основная задача предприятий — получение прибыли.
  • Смешанная. Сочетает в себе все типы экономических систем, что позволяет применять преимущества одного типа, компенсируя им недостатки другого.

Менеджмент имеет тесную связь с экономикой, но представляет собой отдельную науку. Менеджмент направлен на создание, проектирование и реализацию плана развития организации с целью максимального повышения потенциальной прибыли компании. Менеджмент изучает управление определенными составляющими хозяйственной деятельности.

Экономика управления — одна из важнейших составляющих экономической науки. Она основана на методах достижения необходимого результата в отдельных отраслях или в рамках конкретного субъекта. Менеджмент используется в рамках микроэкономики, так как рассчитан на производителей товаров и услуг.

Понятие и функции менеджмента

Менеджмент — умение управлять деятельностью компании или производственными процессами на предприятии. Основная цель — получение конкурентоспособной продукции, приносящей прибыль. Управленческие функции менеджмента заключаются в руководстве:

  • Персоналом. Контроль трудовой деятельности, стимулирование работников на достижение поставленных целей.
  • Сбытом продукции. Поиск потребителей товаров и услуг.
  • Технологией производства. Поиск нового оборудования и внедрение передовых технологий производства.

Хозяйственной деятельностью. Создание и контроль системы, выпускающей высококачественную конкурентоспособную продукцию. Реализация товаров и услуг на рынке.

Кафедра « Экономика и управление на предприятии в сфере сервиса»

И.Ю. Левитина

Экономика предприятия

Методические указания
по выполнению курсовой работы

для студентов специальности 060800

«Экономика и управление на предприятии

(в сфере сервиса)»

Санкт-Петербург


Одобрены на заседании кафедры «Экономика и управление предприятием сервиса», протокол № 3 от 18.10.2005 г.

Утверждены Методическим Советом по специальности 060800, протокол № 4 от 29.10.2005 г.

Экономика предприятия. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)». – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2006. – 43 с.

Составители: канд. экон. наук, доцент И.Ю. Левитина

Рецензенты: канд. экон. наук, доцент Е.Е. Шарафанова;

канд. экон. наук, доцент Е.В. Ялунер

Научный редактор: д-р экон. наук, профессор В.Н. Соловьев

Ó Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики


1. Цели и задачи курсовой работы... 4

3. Выбор темы и подготовка задания на курсовую работу 8

5. Методические указания по выполнению практической части курсовой работы... 21

5.1. Сущность франчайзинга. 21

5.2. Определение суммы инвестиций на создание нового бизнеса. 22

5.2.1. Определение величины инвестиций на формирование основных средств предприятия. 22

5.2.2. Определение величины инвестиций на формирование нематериальных активов предприятия. 23

5.2.3. Определение величины инвестиций на формирование оборотных средств предприятия. 24

5.3. Формирование баланса предприятия и определение источников финансирования инвестиций. 26

5.4. Расчет экономической эффективности. 28

5.5. Определение текущих расходов. 30

5.6. Калькулирование себестоимости и определение цен
на товары и услуги. 34

5.7. Определение доходов предприятия и финансвых результатов его деятельности. 36

ЛИТЕРАТУРА.. 38

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 40

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 41


Цели и задачи курсовой работы

"Экономика предприятия" является одной из первых профилирующих дисциплин в системе подготовки экономиста-менеджера по специальности 060800 "Экономика и управление на предприятии в сфере обслуживания". Целью курса является изучение современного экономического механизма, обеспечивающего жизнедеятельность предприятия в условиях рынка и конкуренции, приобретение базовых теоретических и практических навыков, необходимых для успешного освоения всех дисциплин специальности, формирующих специалиста, деятельность которого "направлена на обеспечение функционирования предприятий всех организационно-правовых форм в целях рационального управления экономикой, производством и социальным развитием с учетом отраслевой специфики техники, технологии, организации производства..." (государственный стандарт по специальности 060800). Данный курс закладывает у студента основные понятия о предприятии как о едином целом по отношению к внешней среде, о внутренней структуре предприятия, основных его функциональных системах и их взаимодействии давая цельную картину из основных определений и понятий, которые в дальнейшем будут изучаться более подробно в спецкурсах.

В результате изучения дисциплины экономист-менеджер должен:

Законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия;

Отечественный и зарубежный опыт в области управления экономикой предприятия;

Формы и методы экономического управления предприятием в современных условиях хозяйствования в России;

Уметь самостоятельно и творчески использовать теоретические знания в процессе последующего обучения в соответствии с учебным планом.

2. Владеть:

Специальной экономической терминологией и лексикой данной дисциплины;

Навыками расчетов основных экономических показателей деятельности предприятия;

Навыками самостоятельного овладения новыми знаниями по теории экономики предприятия и практике ее развития.

Курсовая работа дает возможность не только расширить, систематизировать и закрепить знания, полученные студентами в процессе изучения курса, но и приобрести опыт использования справочных, нормативных материалов и литературных данных. Это первая исследовательская работа в процессе обучения в университете, которая по сложности приравнивается к изучению курса и оценивается отдельной самостоятельной оценкой. Оценки за курсовые работы в обязательном порядке отражаются в выписке к диплому в отдельном разделе.

Основной целью курсовой работы является формирование у студентов навыков проведения научно-исследовательских работ.

Основные задачи :

Формулировка проблематики работы и систематизация методов ее решения;

Отработка навыков поиска нормативно-справочной и учебной литературы по заданной теме;

Самостоятельное теоретическое изучение методов экономического управления ресурсами предприятия;

Анализ и осмысление изученного материала, его структуризация в соответствии с планом работы, грамотное выполнение реферата;

Отработка практических навыков выполнения экономических расчетов и их анализа, необходимых для принятия грамотных бизнес- решений;

Отработка навыков грамотного оформления результатов проведенной работы;

Получения опыта открытой защиты своей работы.

Содержание курсовой работы зависит от тематики разработки, индивидуального задания каждого исполнителя и конкретной задачи, которая определена темой работы. Однако во всех случаях основное содержание работы представляется в виде пояснительной записки, которая должна давать полное представление о цели работы, задачах, решаемых студентом, проведенных им расчетах и сделанных на их основании выводах. Для каждого направления работы в пояснительной записке выделяется отдельный раздел, где кратко излагается необходимый теоретический материал и приводятся выполненные на его базе расчеты. Однако необходимо помнить, что это единая работа и практическая и теоретическая части в ней составляют единое целое . Оформляется пояснительная записка в папке-скоросшивателе , на листах формата А4 (размер 297х210), все страницы, таблицы, иллюстративный материал должны иметь сквозную нумерацию, приведение списка использованной литературы обязательно. В таблице 1 приведено примерное содержание работы, которое в зависимости от темы может быть изменено как по структуре, так и по объему.

Таблица 1

Примерное содержание курсовой работы

Название раздела Содержание раздела Примерный объем
Титульный лист Образец приведен в приложении 1. 1 стр.
Задание на курсовую работу Образец приведен в приложении 2. 1 стр.
Введение определяются цели выполнения работы, ее основные задачи; кратко формулируются проблемы, стоящие перед предприятиями в той области, которая рассматривается в теоретической части работы. 1-2 стр.
Теоретическая часть реферат по теме курсовой работы 10-15 стр.
Практическая часть выполнение расчетной работы по заданным исходным данным и параллельным изложением теоретического материала, необходимого для правильного выполнения расчетов 5-10 стр.
Заключение обобщаются знания, полученные студентом в процессе выполнения курсовой работы 1-2 стр.
Список литературы указывается вся литература (в том числе и нормативно-справочная литература, интернет-ресурсы), которая использовалась при выполнении работы, оформленная по ГОСТ 7.32-91 1 стр.
Оглавление Указание названия всех разделов работы и страниц, на которых они изложены 1 стр.

Студентами дневного отделения работа выполняется во внеаудиторное время и защищается во время зачетной недели. Успешная защита курсовой работы является необходимым условием для допуска студента к экзамену по курсу. Студентами заочного отделения работа выполняется в период между сессиями параллельно с изучением теоретического материала. Защиты курсовой работы проводится согласно расписанию зачетно-экзаменационной сессии и, как правило, непосредственно предшествует сдаче экзамена по курсу.

К выполнению работы следует приступать только после внимательного ознакомления с методическими указаниями и проработки соответствующей литературы.

После выбора темы и получения задания на курсовую работу студенты дневного отделения совместно с руководителем составляют календарный план-график работы, в котором отражены основные этапы и контрольные сроки, включая заключительный этап – защиту работы. Примерный календарный план-график работы для 4 семестра обучения длительностью 18 недель представлен в таблице 2.

Таблица 2

Примерный календарный план-график
выполнения курсовой работы

Название этапа работы Длительность этапа Срок
знакомство с задачами курсовой работы и выбор темы 2 недели 7.02-20.02
согласование задания 1 неделя 21.02-27.02
библиографический поиск необходимой литературы, согласование списка литературы с руководителем 2 недели 28.02-13.03
знакомство со специальной литературой и нормативно-законодательной базой, выполнение реферата 4 недели 14.03-10.04
выполнение расчетов 3 недели 11.04-30.04
оформление пояснительной записки 1 неделя 1.05-7.05
проверка работы преподавателем и исправление замечаний для получения допуска к защите 3 недели 8.05-28.05
защита курсовой работы 1 неделя 29.05-5.06

Студенты заочного отделения планируют свою работу самостоятельно, придерживаясь учебных графиков. Сроки сдачи курсовых работ на проверку определяются преподавателем во время установочной лекции.

Защита курсовой работы является заключительным этапом работы студента и весьма ответственна. При этом выделяется два момента: соблюдение календарных сроков предоставления пояснительной записки на проверку и успешная защита предлагаемых в ней решений. В процессе работы студент может получить замечания и консультацию руководителя работы в установленные дни и часы. В случае неправильности выполнения и ошибок, допущенных в работе, студент извещается об этом и должен исправить пояснительную записку в соответствии с замечаниями. Последующая проверка и допуск к защите производятся с учетом вышеизложенных требований.

К защите допускаются работы, отражающие требования задания на курсовую работу и успешное решение поставленных задач. Преподаватель, проверяющий работу, делает отметку на титульном листе о проверке и допуске к защите. Защита проводится в дни и часы, назначенные руководителем. Студент излагает кратко поставленную перед ним задачу, анализ состояния вопроса, методы его решения и конкретные результаты работы. После этого руководитель или присутствующие на защите могут задать интересующие их вопросы по данной работе. Ответ должен быть четким, кратким, с грамотным использованием специальной лексики. Отсутствие ответов на вопросы даже при наличии работы, выполненной в соответствии со всеми требованиями, приводит к неудовлетворительной оценке за выполнение курсовой работы.

Оценка производится по установленной бальной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно). В случае неудачи, студент должен получить рекомендации по устранению дефектов в работе с целью успешной последующей защиты. По решению руководителя в отдельных случаях может быть определена новая тема и выдано задание на другую работу.

3. Выбор темы и подготовка задания на курсовую работу

Задание на курсовую работу формируется студентом самостоятельно на основе типового задания, приведенного в приложении 2, и информации данного раздела. Оно согласовывается с руководителем.

При проверке работы преподаватель оценивает правильность и полноту выполненной работы, ее соответствие заданию и делает отметку о допуске работы к защите.

Общая тематика всех курсовых работ – "Ресурсы предприятия и его финансово-хозяйственная деятельность", однако каждый студент имеет возможность углубить и расширить свои знания в одном из направлений исходя из своих интересов, поэтому тема конкретной курсовой работы будет соответствовать теме реферата, выполненного студентом.

Примерная тематика курсовых работ:

1. Имущество предприятия. Анализ эффективности его использования.

2. Основные фонды предприятия. Пути повышения эффективности их использования.

3. Нематериальные активы предприятия. Пути повышения эффективности их использования.

4. Оборотные активы предприятия. Пути повышения эффективности их использования.

5. Трудовые ресурсы предприятия. Пути повышения эффективности их использования.

6. Формы и системы оплаты труда. Фонд оплаты труда, методы его планирования.

7. Доходы предприятия. Ценовая стратегия предприятия. Пути повышения доходов.

8. Расходы предприятия. Пути сокращения расходов на предприятии.

9. Основные принципы формирования и распределения прибыли на предприятии.

10.Финансовые ресурсы предприятия. Система управления финансовыми ресурсами на предприятии, методы оценки эффективности использования финансовых ресурсов предприятия.

Студент самостоятельно выбирает тему и согласовывает ее с руководителем курсовой работы, после чего определяется примерное содержание теоретической части работы на основе п.4 данных методических указаний и рекомендаций руководителя работы. Тема может отличаться от предложенного перечня, если это связано с научными интересами исполнителя или его научного руководителя. В этом случае она обязательно должна быть согласована с руководителем курсовой работы и соответствовать тематике данного курса.

Практическая часть работы представляет из себя 2 задачи, выполняемые по вариантам. Выбор варианта осуществляется по первой букве полного имени студента:


№ варианта Первая буква имени студента
А, Ж, Л, Р, Х, Э;
Б, Е, М, С, Ц, Ю;
В, З, Н, Т, Ч, Я;
Г, И, О, У, Ш;
Д, К, П,Ф, Щ.

В исходных данных используются переменные :

В – номер варианта;

Г – последняя цифра года, в котором было выдано задание на контрольную работу (если она «0», то Г=10)

Задача 1.

На основании исходных данных, приведенных ниже, необходимо оценить экономическую эффективность создания предприятия, работающего по договору франчайзинга и упрощенной системе налогообложения. Расчет провести статическим методом, округляя все промежуточные результаты до тысяч рублей.

Решение данной задачи предусматривает выполнение следующих этапов работ:

1. Определение величины инвестиций на создание предприятия

a. Определение потребности в основных фондах

b. Определение потребности в запасах и величины оборотного капитала

2. Определение величины уставного капитала.

3. Формирование планового баланса предприятия на момент начала его работы, определение источников финансирования инвестиций.

4. Планирование финансовых результатов деятельности предприятия на первый и последующие 4 года

5. Расчет показателей экономической эффективности создания предприятия


Исходные данные:

Для ведения бизнеса по договору франчайзинга создается ООО "Интеллект". Расчет эффективности провести из расчета 5 лет работы фирмы. Условно считается, что создание фирмы и формирование имущества проводится в конце года, а текущая деятельность начинается с начала следующего года.

Уставный капитал общества формируется двумя учредителями. Первый предоставляет необходимые основные фонды и его доля составляет 50+В% . Второй учредитель вносит свою долю денежными средствами. Недостающая для начала деятельности сумма берется в банке в кредит на 2 года под (15+В)% годовых.

Франчайзинговый договор предусматривает:

1) разовую выплату франшизы (нематериальный актив);

2) ежемесячные платежи (роялти) в составе текущих расходов;

3) обязательное наличие аттестованных специалистов (затраты на аттестацию и обучение специалистов у фирмы-франчайзера учесть в составе инвестиций в оборотный капитал).

До начала деятельности необходимо произвести следующие расходы (инвестиции в создание предприятия из которых образуется имущество предприятия):

1. Зарегистрировать фирму. Для регистрации данного предприятия учредители пользуются услугами юридической фирмы, которая проводит все необходимые действия по формированию пакета учредительных документов и регистрации предприятия. Стоимость ее услуг составляет (8+В) тыс. руб.

2. Заключить франчайзинговый договор и выплатить франшизу в сумме 10+Г тыс. руб.

3. Провести обучение и сертификацию персонала у франчайзера
(Г+5 специалистов по 10*В тыс.руб. на каждого).

4. Внести предоплату аренды помещения в сумме 500+В*10 тыс.руб.

5. Выполнить ремонт помещений – 50+Г*10 тыс.руб.

6. Закупить необходимое имущество.

7. Создать запасы товаров, комплектующих, инструмента и запасных частей. Закупка товаров для перепродажи осуществляется у франчайзера в кредит со сроком оплаты в течение месяца. Первую закупку всех запасов осуществляют в сумме равной плановому нормативу. При расчете нормативов месяц считать за 30 дней, год – 360 дней. Страховой запас всех видов В дней.

9. Предусмотреть наличие денежных средств на непредвиденные расходы в сумме 2*В тыс.руб.

Предприятие работает по упрощенной системе налогообложения и платит единый налог – 15% от превышения доходов над расходами.

Результаты хозяйственной деятельности предприятия:

В расходы первого и второго года работы необходимо добавить проценты по кредиту банка.

Задача 2.

На основании приведенных в таблице 3 исходных данных рассчитать результаты хозяйственной деятельности предприятия, осуществляющего изготовление ролл-штор и жалюзи на заказ. Предприятие имеет 1 производственный цех и некоторое количество приемных пунктов, где производят прием и выдачу заказов.

Для упрощения расчетов введены следующие условия:

Ценообразование и учет ведется в условных изделиях;

Амортизация начисляется линейным методом с нормой амортизации 20%.

Используйте следующий план работы:

1. Составить смету затрат на производство.

2. Составить калькуляцию на 1 условное изделие.

3. Определить себестоимость технологическую, производственную, полную, сумму условно-постоянных и условно-переменных расходов.

4. Назначить цену за условное изделие исходя из планового уровня рентабельности. Для дальнейших расчетов округлить ее до целых рублей.


Таблица 3

Исходные данные для решения задачи 2

Показатель Значение
Количество приемных пунктов (шт) В
Балансовая стоимость оборудования цеха (тыс.руб) =200*В
Балансовая стоимость оборудования 1 приемного пункта (тыс.руб) =200+Г
Норма амортизации для всех видов основных фондов, % =10+В
План на текущий год (тыс. условных изделий) =(В+Г)/2
Нормы расхода на 1 условное изделие:
материалы (руб./шт) =100*В+Г
комплектующие (руб/шт) =800+Г
заработная плата основная (руб/шт) =100*В
заработная плата дополнительная, % =10+Г
Затраты на содержание 1 приемного пункта:
аренда помещения(тыс.руб./мес) =5+В
заработная плата приемщицы(тыс.руб./мес) =2+В
коммунальные платежи(тыс.руб./мес) =2+Г/10
освещение(руб./мес) =200+Г
расходы на ремонт (тыс.руб./год) =20+В+Г
Затраты на содержание оборудования:
заработная плата ремонтника (тыс.руб./мес) =3+В
запасные части (тыс.руб./год) =100+Г
вспомогательные материалы (тыс.руб./год) =70+В
Затраты на содержание цеха:
арендная плата (тыс.руб./мес) =10+Г
коммунальные платежи (тыс.руб./мес) =2+В/10
электроэнергия (руб./мес) =800+Г*10
заработная плата мастера (тыс.руб./мес) =4+Г
Затраты на управление:
заработная плата директора (тыс.руб./мес) =5+В
заработная плата бухгалтера (тыс.руб./мес) =4+В
заработная плата уборщицы (тыс.руб./мес) =1+В
услуги связи (тыс.руб./мес) =1+(В+Г)/10
командировочные расходы (тыс.руб./год) =2+В
содержание автомобиля (тыс.руб./год) =30+Г
бензин (тыс.руб./мес) =В+Г
Затраты на реализацию:
реклама (тыс.руб./год) =В+Г+5
участие в выставках (тыс.руб./год) =В+Г+1

Внимание! При выполнении расчетов необходимо обращать внимание на указанные в исходных данных единицы измерения.

Внимание! Часть исходных данных может быть заменена преподавателем на установочной лекции.

В данном разделе необходимо выполнить реферат на заданную тему. Объем реферата не ограничивается. Минимум содержания реферата определяется использованием всех дидактических единиц, указанных в расшифровке каждой темы. Необходимая литература студентом подбирается самостоятельно. Обязательно использование нормативно-законодательных документов, актуальных на дату выполнения работы. Поощряется широкое использование Интернет-ресурсов (кроме использования уже готовых рефератов) с обязательным указанием ссылок на сайты. Минимальный набор литературы и нормативно-законодательных актов имеется в конце методических указаний.

При пользовании литературой студент должен критически оценивать материал, выбирать самое основное, необходимое для работы. Излагать лучше своими словами, учитывая современную ситуацию в экономике России. Помните, что экономика нашей страны динамично развивается, постоянно обновляются технологии организации и обслуживания, нормативно законодательная база, совершенствуется рынок. Знакомство с современной нормативно-законодательной базой, регламентирующей деятельность предприятия в современной России, является обязательным.

Студент обязан освоить выбранный раздел курса более глубоко, чем он излагается в базовом учебнике по курсу "Экономика предприятия", свободно пользоваться всеми экономическими терминами, которые использованы в работе, хорошо изучить нормативно-законодательную базу и понимать суть проблем, стоящих перед предприятиями и конкретной области исследования.

Первым этапом работы над темой следует считать ознакомление со специальной литературой в библиотеке. Проведя библиографический поиск и ознакомившись с литературой, необходимо составить примерный план реферата. План вместе с составленным списком литературы лучше всего согласовать с руководителем работы до начала выполнения реферата. Преподаватель может внести изменения в них с целью более полного раскрытия темы, уточнения последовательности изложения материала, проверит, все ли необходимые нормативно-законодательные документы вами найдены. Консультация с руководителем на данном этапе работы избавит Вас от ненужной работы или необходимости доработки реферата.

Реферат должен:

Демонстрировать умение студента самостоятельно проводить анализ научных источников;

Показывать умение собирать, обрабатывать и анализировать статистическую информацию по исследуемой проблеме;

Проводить оценку накопленного отечественного и зарубежного опыта решения исследуемой проблемы;

Предусматривать взаимосвязь теоретических и практических аспектов рассматриваемой проблемы;

Далее раскрываются основные дидактические единицы, которые необходимо отразить в реферате конкретно для каждой темы. Данные дидактические единицы обязательны для раскрытия темы реферата, их использование является обязательным. Поощряется более широкое освещение темы работы.

Тема: Имущество предприятия. Анализ эффективности его использования.

Имущество предприятия, отражение его в форме 1 баланса предприятия. Состав имущества предприятия, краткая характеристика основных элементов актива баланса предприятия. Источники образования и пополнения имущества предприятия и их отражение в пассиве баланса: уставный, добавочный и резервный капитал, целевые фонды, краткосрочные и долгосрочные пассивы.

Финансовые результаты от использования имущества предприятия, их отражение в форме 2 баланса предприятия. Прибыль как основной источник образования и пополнения имущества предприятия.

Методы анализа и оценки эффективности использования имущества предприятия на основе данных баланса предприятия.

Тема: Основные фонды предприятия (ОФ). Пути повышения эффективности их использования.

Состав ОФ. Структура ОФ. Активная и пассивная часть ОФ. Стоимость ОФ (первоначальная, остаточная, восстановительная, балансовая, ликвидационная, рыночная). Оценка среднегодовой стоимости ОФ. Цели и задачи переоценки ОФ. Источники образования и пополнения основных фондов (собственные, заемные, привлеченные – аренда и лизинг).

Износ основных фондов, виды износа.

Амортизация. Норма амортизации. Методы амортизации.

Обобщающие показатели эффективности использования ОФ (фондоотдача, фондоемкость, рентабельность ОФ). Частные показатели использования ОФ.

Пути повышения эффективности использования ОФ.

Тема: Нематериальные активы предприятия (НА). Пути повышения эффективности их использования.

Критерии отнесения имущества предприятия к нематериальным активам (НА). Состав НА. Интеллектуальная и промышленная собственность. Стоимость НА, методы ее оценки. Источники образования и пополнения НА.

Амортизация НА.

Методы создания и использования нематериальных активов (брендинг, франчайзинг и т.п.)

Показатели эффективности использования НА.

Методы управления НА, пути повышения эффективности использования НА.

Тема: Оборотные средства предприятия. Пути повышения эффективности их использования.

Оборотные средства (ОбС). Оборотные производственные фонды. Фонды обращения.

Кругооборот оборотных средств. Оборачиваемость оборотных средств. Коэффициенты оборачиваемости и загрузки оборотных средств. Длительность оборота. Относительное и абсолютное высвобождение оборотных средств.

Нормируемые и ненормируемые оборотные средства. Виды запасов и формирование норм запаса. Расчет нормативов по отдельным видам нормируемых оборотных средств и необходимой величины оборотного капитала.

Собственные, заемные и привлеченные источники образования и пополнения оборотных средств. Устойчивые пассивы как специфический источник пополнения оборотных средств. Оценка величины Собственных оборотных средств и текущих финансовых потребностей предприятия.

Влияние управления оборотными средствами на конечные результаты работы предприятия. Пути сокращения необходимой величины оборотных средств.

Тема: Трудовые ресурсы предприятия. Пути повышения эффективности их использования.

Трудовые ресурсы. Их особенности.

Количественная характеристика (списочная, явочная среднесписочная численность персонала). Качественная характеристика трудовых ресурсов (структура персонала, профессионально-квалификационная структура кадров, штатное расписание).

Фонд рабочего времени и его использование (календарный, номинальный, эффективный фонд рабочего времени, планируемые и непроизводительные потери рабочего времени, средняя продолжительность рабочей смены).

Понятие производительности труда. Основные показатели оценки уровня производительности труда (выработка, методы ее определения, трудоемкость технологическая, производственная, полная, трудоемкость обслуживания и управления). Динамика роста производительности труда.

Планирование численности персонала на основе норм выработки и норм обслуживания.

Основные пути улучшения эффективности использования трудовых ресурсов предприятия (организационно-технические и социально-экономические).

Тема: Формы и системы оплаты труда. Фонд оплаты труда, методы его планирования.

Заработная плата (основная, дополнительная, вознаграждения).

Тарифная и бестарифная системы оплаты труда. Принцип расчета заработной платы при бестарифной системе оплаты труда. Составляющие тарифной системы оплаты труда (тарифные сетки, ставки, тарифно-квалификационные справочники).

Формы тарифной. Повременная (по видам) и сдельная (по видам) формы оплаты труда. Методы расчета часовых тарифный ставок и расценок. Ограничение на использования сдельной оплаты труда.

Фонд оплаты труда, его составляющие. Методы планировани фонда оплаты труда.

Тема: Доходы предприятия. Ценовая стратегия предприятия. Пути повышения доходов.

Сущность понятия «доходы предприятия», классификация доходов.

Юридическое значение термина «реализация». Методы оценки выручки от реализации продукции (услуг) для целей налогообложения (по отгрузке и по оплате). Номенклатура и ассортимент продукции (услуг).

Цена продукции. Виды цен. Принципы ценообразования (на основании цен конкурентов, исходя из потребительской стоимости товара, исходя из затрат на производство и реализацию). Калькулирование цены на продукцию (услугу). Государственное регулирование цен на социально-значимые товары и услуги. Формирование ценовой стратегии предприятия.

Факторы, влияющие на величину доходов предприятия и пути повышения доходов.

Тема: Расходы предприятия. Пути сокращения расходов на предприятии.

Сущность понятий «расходы», «затраты», «издержки».

Расходы предприятия. Их классификация в бухгалтерском учете.

Себестоимость продукции и ее состав по элементам затрат.

Прямые и косвенные расходы. Себестоимость единицы продукции (услуги). Формирование калькуляции на товар. Виды себестоимости-технологическая, цеховая, заводская, производственная, полная.

Расходы условно-переменные и условно-постоянные. Влияние объема производства на величину расходов предприятия и себестоимость единицы продукции. Сущность эффекта масштаба. Определение критического объема продаж.

Пути сокращения расходов на предприятии.

Тема: Основные принципы формирования и распределения прибыли на предприятии.

Прибыль, ее экономическое содержание.

Форма 2 баланса предприятия как источник информации о формировании пребыли предприятия. Виды прибыли (валовая, от реализации продукции, балансовая, чистая).

Значение прибыли для предприятия. Факторы, влияющие на величину прибыли.

Порядок распределения прибыли. Специализированные фонды, формируемые за счет прибыли предприятия.

Тема: Финансовые ресурсы предприятия. Система управления финансовыми ресурсами на предприятии, методы оценки эффективности использования финансовых ресурсов предприятия.

Финансы. Функции финансов. Финансовый механизм, его методы и рычаги.

Финансовые ресурсы предприятия. Их формирование и использование. Финансовые отношения предприятия с контрагентами, потребителями, прочими предприятиями, страховыми организациями, банковской системой, государством, вышестоящими управленческими структурами.

Система управления финансами на предприятии. Службы и подразделения предприятия, которые участвуют в управлении финансовыми ресурсами. Нормирование, контроль, распределение как методы управления финансами предприятия. Влияние государственной политики на финансовый механизм предприятия.

Оценка эффективности использования финансовых ресурсов предприятия (оценка эффективности текущей хозяйственной деятельности предприятия, оценка эффективности инвестиционной деятельности предприятия).

Сущность франчайзинга

Франчайзинг – это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому предпринимателю или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании.

Специальность Экономика и управление на предприятии (присваиваемая квалификация - экономист-менеджер) дает возможность студентам получить обширные знания в условиях сочетания фундаментальной подготовки в области экономики и менеджмента с основательной инженерной подготовкой.

Экономисты-менеджеры одинаково хорошо разбираются в проблемах современных рыночных отношений и наукоемких технологиях и производствах, владеют знаниями стратегического, технико-экономического и оперативного планирования в условиях рыночной экономики, навыками использования инструментов маркетинга и концепций логистики при планировании, организации, реализации и контроле в сферах производства, сбыта и материально-технического снабжения.

Подобные знания и навыки выпускников данной специальности позволяют им претендовать на престижную работу в серьезных организациях. Экономисты-менеджеры по специальности «Экономика и управление на предприятии» пользуются стабильным спросом на рынке труда, имея хорошие перспективы дальнейшего профессионального и карьерного роста.

Возможности трудоустройства для экономистов-менеджеров весьма обширны: свою профессиональную деятельность они могут осуществлять в качестве руководителей, специалистов-экономистов, финансовых аналитиков и экспертов-консультантов в аналитических и плановых отделах предприятий и организаций различных отраслей городского хозяйства, работающих для удовлетворения потребностей жителей города (предприятий бытового обслуживания, промышленности, торговли, сферы услуг, образования, культуры, туризма), либо действующих в области городской инфраструктуры (строительства, жилищно-коммунального хозяйства, инженерно-технического обеспечения, электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, городского пассажирского транспорта).

Выпускники по специальности «Экономика и управление на предприятии (городское хозяйство)» являются ведущими специалистами в области развития городов и систем их жизнеобеспечения, управления эксплуатацией этих систем, в проведении жилищно-коммунальной реформы . Они также могут осуществлять профессиональную деятельность в качестве руководителей, специалистов и консультантов в структурных подразделениях банков и страховых компаний, заниматься развитием инвестиционной и биржевой деятельности города.

Интереснейшая практика по специальности, обеспечиваемая студентам в МИЭМП (Университет), позволит каждому утвердиться в своей любви к выбранной специальности, отточить обретенные навыки и знания. За время учебы вы познакомитесь с компаниями, с работодателями, с интересными людьми - все это даст возможность найти себе «свою» фирму, где бы хотелось пройти практику и работать после университета.

За 5 лет обучения в атмосфере не только серьезной научной работы, но и замечательного студенческого времяпрепровождения (новые друзья, клубы по интересам, конкурсы, КВН и т.п.) каждый обязательно найдет себя в избранной профессии!

Вступительные испытания и условия поступления

Принимаются лица

  • с незаконченным высшим образованием.

Вступительные испытания

Поступление на старшие курсы возможно только при соблюдении полной процедуры перевода. Вам необходимо предоставить академическую справку, чтобы мы определили на какой курс и семестр мы сможем Вас принять. Если срок обучения Вас устроит, то мы выдаем Вам справку о том, что готовы принять Вас в наш ВУЗ. Вы должны предоставить ее в свой Университет и отчислится в связи с переводом. В выписке из приказа об отчислении должно быть указано "Отчислен в связи с переводом в Московский Университет им. С. Ю. Витте".

Преимущества обучения

  • Программа направлена на подготовку менеджеров, способных обеспечить устойчивое развитие и конкурентоспособность бизнеса в условиях глобализации, перехода к цифровой экономике и инновационных изменениях бизнес-процессов, вооруженных современными информационными технологиями и методами управления организациями
  • Программа сочетает фундаментальные знания и практические навыки принятия наиболее эффективных управленческих решений на предприятии, используя инструменты экономического анализа
  • Обучающиеся на программе получают возможность создания гибкой траектории обучения, посредством выбора вариативных дисциплин и факультативов.
  • Магистранты могут сформировать траекторию обучения с углубленным изучением методов управления организацией, в том числе в условиях кризиса. Это позволит им овладеть современными, ориентированными на лучший международный опыт, методами производственного и операционного менеджмента, эффективного управления цепями поставок, получить глубокие теоретические знания и практические навыки принятия и реализации эффективных управленческих решений в условиях неопределенности и рисков, обусловленных социально-политическими, финансово-экономическими и экологическими факторами, освоить методы прогнозирования динамики основных финансово-экономических показателей на микро-, макро- и мезо- уровнях, используемых для повышения конкурентоспособности бизнеса.
  • Магистранты могут сформировать траекторию обучения, которая позволит им углубленно изучить дисциплины, связанные с маркетингом и продвижением товаров и услуг. Это позволит им овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками разработки и реализации маркетинговых, ценовых, кадровых стратегий управления предприятием, освоить методы разработки и анализа бизнес-планов предприятия, планирования ассортимента, создания конкурентоспособной продукции, выбора перспективных рынков сбыта, продвижения продукции, изучить методы проведения маркетинговых исследований и оценки их результатов с использованием информационных технологий
  • В реализации программы участвуют ведущие преподаватели, а также практикующие специалисты ведущих российских компаний
  • Очно-заочная форма обучения позволяет успешно сочетать обучение в магистратуре с практической деятельностью, использовать результаты научных и практических исследований для повышения эффективности функционирования предприятий
  • Образовательная программа разработана с учетом профессиональных стандартов и мнения работодателей о соответствии компетенций выпускников и трудовых функций в области профессиональной деятельность

Известные преподаватели

  • К. К. Рихтер - доктор физико-математических наук, профессор Европейского университета «Виадрина», заведующий кафедрой экономики предприятия и предпринимательства, ведущий специалист по логистике и управлению цепями поставок, операционному и производственному менеджменту
  • И. А. Аренков - доктор экономических наук, профессор, автор научных работ, монографий по маркетингу, управлению брендами
  • В. В. Ковалев - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой, ведущий в стране специалист по финансовому менеджменту, корпоративным финансов, конвергенции моделей бухгалтерского учета
  • Е. Н. Корсакова - кандидат экономических наук, практикующий специалист в области бухгалтерского учета и аудита
  • Ю. А. Маленков - доктор экономических наук, профессор, известный специалист в области стратегического менеджмента, обладает опытом управленческой работы в ключевых отраслях экономики страны
  • Н. Н. Молчанов - доктор экономических наук, профессор, участник ряда международных проектов, область научно-прикладных интересов: методы современного маркетинга, маркетинг в информационном обществе
  • В. В. Наумов - кандидат юридических наук, доцент, практикующий специалист в области информационного права
  • Н. В. Пахомова - доктор экономических наук, профессор, специалист в области экономики отраслевых рынков и конкурентной политики, инновационной экономики, продовольственной и экологической безопасности

Международные связи

Магистранты могут приобрести опыт включенного обучения на профильных факультетах ведущих университетов Европы, Америки и Азии в рамках программ международного академического обмена СПбГУ:

  • Международный университет Женевы (Швейцария)
  • Нью-Йоркский университет (США)
  • Общественный колледж Фредерика (США)
  • Университет Билефельда (Германия)
  • Университет Ла Сапиенца (Италия)
  • Университет Стокгольма (Швеция)
  • Университет Тампере (Финляндия)
  • Университет Хельсинки (Финляндия)

Основные направления исследований

  • Разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований и разработок в области управления предприятиями различных организационно-правовых форм, подготовка заданий для групп и отдельных исполнителей
  • Разработка инструментария проводимых исследований в области антикризисного управления, финансового менеджмента, маркетинга; анализ полученных результатов
  • Подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций
  • Сбор, обработка, анализ и систематизация информации в области антикризисного управления, маркетинга, менеджмента; выбор методов и средств решения задач исследования
  • Организация и проведение научных исследований в области антикризисного управления, менеджмента, маркетинга, интегрированных маркетинговых коммуникаций, Интернет-маркетинга
  • Анализ сделок слияний и поглощений
  • Диагностика банкротства предприятий
  • Маркетинговый анализ рынков, разработка планов продвижения продукции и услуг
  • Анализ трансформации бизнес-моделей в цифровой экономике

Практика и будущая карьера

Все просто: идти надо, куда хотите, а устраиваться в итоге, куда возьмут. Простите за банальное и даже немного грубоватое первое предложение, но так на работу устраиваются почти все. Теперь конкретно о вас: я учился на маркетинге, но на потоке у нас были ребята экономисты-управленцы. Насколько я могу судить, спектр знаний там достаточно широкий, так что, формально, вам открыт путь на многие вакансии. Ну тут у меня возникает резонный вопрос: почему, закончив институт, вы еще не получили опыта работы и даже не представляете, куда вам идти работать? Вам будет сложнее, чем остальным. Может кого-то я удивлю, но получая управленческую специальность, зная, что такое конкуренция, в мире, где каждый третий - управленец, надо зарабатывать конкурентные преимущества как можно раньше. Вам срочно надо идти работать куда-нибудь (и это "куда-нибудь" равносильно "хоть куда"). В любое место, куда вас примут и где вы сможете соотнести свои теоретические знания с реальной жизнью (тут могут быть сюрпризы). Операционистом в банк, экономистом на старый, неэффективный советский завод на 10 000 рублей з.п., помощником менеджера или финансового консультанта - в любое место, где вы сможете получить реальные знания и узнать, о чем вам говорить в будущем на собеседованиях в серьезных компаниях (там про кривую Филлипса спросят вряд ли). Вам нужна не отметка об опыте, а реальный опыт. Поучаствуйте в кейс-чемпионатах changellenge.com Это не реальный опыт, конечно, но близко к этому, и, как минимум, определиться с тем, чего вы хотите, вам удастся. Теперь о том, кем дает возможность работать вам ваша специальность: менеджер среднего звена любой специализации (продажник, рекламщик, экономист, аналитик, проектный менеджер и т.д.), все те же специализации для стартового звена. Дальше все зависит от того, как вы будете заниматься самообразованием и совершенствоваться.

P.S. Все вышесказанное не совсем про вас, если у вас красный диплом одного из лучших ВУЗов (я говорю только о первой десятке, если не топ-7), вы коммуникабельны, знаете чего хотите, вы уже многое знаете о реальной экономике и решали практические задачи, владеете языком. Тут вам намного проще: путь открыт во многие глобальные компании. Конкурс жесткий, придется пахать, но оно того стоит. Но вы бы не задавали вопрос о работе, мне кажется, если бы это было про вас. И немного доброты: я сам учился в Южном Федеральном Университете (думаю, вы о нем не слышали), но никогда не испытывал проблем с работой. Так что все в ваших руках. Правда, работал со второго курса и даже не приехал на защиту диплома, так как вел важный проект, но жизнь в 22 только начинается и вы наверстаете свой упущенный опыт очень быстро. Главное, продолжайте совершенствоваться.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году