Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Правоохранительная деятельность и система правоохранительных органов рф. Образовательный портал - все для студента юриста. Судебная система РФ

Признаки правоохранительных органов:

Органы правоохранительной системы и их функции:

Наименование органа

Основные функции

Суд (федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ)

Осуществление конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства:

1) осуществление конституционного контроля - проверки соответствия нормам Конституции РФ законов и иных нормативных правовых актов, а также решений и действий органов государственной власти;

2) разрешение конфликтов и споров на основании закона;

3) защита и восстановление нарушенных прав и свобод;

4) применение меры юридической ответственности в виде наказания за виновные противоправные деяния.

Прокуратура (Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, военные и иные специализированные (транспортная, природоохранная и др.) прокуратуры, прокуратуры городов и районов)

Осуществление прокурорского надзора :

1) надзор за исполнением законов органами исполнительной власти РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, должностными лицами;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание;

5) осуществление уголовного преследования;

6) возбуждение уголовного дела;

7) производство предварительного следствия следователями прокуратуры;

8) действия прокурора, направленные на обеспечение неотвратимости ответственности лиц, виновных в совершении преступления (дача указаний о возбуждении уголовного дела; применение меры пресечения, направление дела с обвинительным заключением в суд, поддержание государственного обвинения в суде);

9) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

10) участие в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами;

11) участие в правотворческой деятельности - специальном виде деятельности компетентных органов государства, в ходе которой они устанавливают нормы права путем издания, изменения или отмены нормативных правовых актов;

12) международное сотрудничество по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью.

Органы юстиции (включают также ФССП (службу судебных приставов), ФСИН (службу исполнения наказания).

1) участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ;

2) проведение экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ;

3) организационно-правовое обеспечение судебной реформы;

4) государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость (земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, здания, сооружения, многолетние насаждения, леса, воздушные и морские суда и др.) и сделок с ней;

5) регулирование сферы правового обслуживания;

6) осуществление контроля за исполнением законодательства.

Органы внутренних дел (полиция, система следственных органов, внутренние войска)

Разработка и принятие в пределах своей компетенции мер:

1) по защите прав и свобод человека и гражданина;

2) по защите объектов, независимо от форм собственности;

3) по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.

Организация и осуществление мер:

1) по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений;

2) по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений.

Органы безопасности (Федеральная служба безопасности (ФСБ) РФ, Федеральная пограничная служба (ФПС) РФ

1) осуществление контрразведывательной деятельности: выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ;

2) осуществление борьбы с преступностью: оперативно-розыскные и уголовно-процессуальные меры по выявлению и раскрытию таких преступлений, как шпионаж, террористическая деятельность, незаконный оборот наркотиков и оружия, коррупция, контрабанда и других, а также по выявлению и пресечению деятельности преступных групп, ставящих перед собой цель насильственного изменения конституционного строя РФ;

3) осуществление разведывательной деятельности в целях получения информации об угрозах безопасности РФ. Обеспечение защиты государственной границы на суше, море, реках, иных водоемах, в пунктах пропуска через государственную границу;

4) обеспечение высших органов государственной власти достоверной и независимой информацией, необходимой для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, международных отношений.

Органы государственной охраны (Федеральная служба охраны (ФСО) РФ)

Выявление угрозы жизненно важным интересам, объектам государственной охраны (Президент РФ, лица, занимающие государственные должности РФ, федеральные государственные служащие, главы иностранных государств и правительств и др.), осуществление мер по её предотвращению, обеспечение безопасности объектов государственной охраны.

Таможенные органы (таможни, таможенные посты)

1) обеспечение безопасности государства, жизни и здоровья людей, окружающей среды;

2) пополнение доходной части государственного бюджета за счёт взимания таможенных платежей;

3) стимулирование отечественной экономики: защита интересов национальных производителей путём установления квот, ограничений, таможенных тарифов.

Нотариат (от лат. notarius - писец) (нотариусы, занимающиеся частной практикой, государственные нотариальные конторы)

Охрана прав и законных интересов граждан, государственных и негосударственных учреждений, организаций, общественных объединений.

Охрана всех форм собственности. Предупреждение правонарушений посредством:

1) удостоверения сделок, для которых законодательством установлена обязательная нотариальная форма (договоры, завещания, доверенности);

2) выдача свидетельств на право собственности, доли в общем имуществе;

3) свидетельства верности копии документа, подписи и перевода;

4) удостоверения разного рода фактов.

Адвокатура (от лат. advocatus - призывать на помощь) (адвокатский кабинет - адвокат осуществляет деятельность индивидуально; коллегия адвокатов; адвокатское бюро - работают два и более адвоката на основе партнёрского договора, юридическая консультация)

Оказание юридической помощи гражданам и организациям.

Содействие охране прав и законных интересов граждан и организаций, соблюдению законности посредством:

1) предоставления консультаций и справок по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

2) составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3) представление интересов доверителя в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, в третейском суде и иных органах разрешения конфликтов;

4) представление интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления;

5) выступление в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Налоговые органы (налоговые инспекции, Налоговая полиция)

1) осуществление учета налогоплательщиков;

2) осуществление проверки соблюдения налогового законодательства;

3) применение налоговых санкций за нарушение налогового законодательства.

Функции правоохранительных органов

Правоохранительные органы выполняют в государстве важнейшие функции. Основные функции правоохранительных органов:

1) охрана государственного и общественного строя;

2) укрепление законности и правопорядка;

3) защита прав и свобод человека и гражданина;

4) охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений;

5) борьба с преступностью.

Судебная система РФ

Судебная система РФ- это совокупность всех судов, действующих на территории РФ.

Федеральные суды - органы государственной власти, которые создаются и упраздняются только Конституцией РФ (высшие судебные инстанции) или федеральным законом (другие федеральные суды)

Высшая инстанция (надзор)

Конституционный суд РФ

Верховный суд РФ

(президиум)

Суды общей юрисдикции (уголовные, гражданские, административные дела + военные суды)

Арбитражные суды

Четвёртая инстанция (вторая кассация)

Судебные коллегии Верховного суда РФ (по уголовным, гражданским, административным делам, по делам военнослужащих)

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ

Третья инстанция (первая кассация)

Кассационные суды общей юрисдикции; Кассационный военный суд

Арбитражные суды округов (10 судов); Суд по интеллектуальным правам

Вторая инстанция (апелляция)

Апелляционные суды общей юрисдикции (в наст. вр. 5 судов); Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ; Судебные коллегии по уголовным, гражданским и административным делам верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов (в 1 инстанции по ряду дел); Окружной (флотский) военный суд; Апелляционный военный суд.

Арбитражные апелляционные суды (21 суд)

Первая инстанция

Районные, городские суды, гарнизонные военные суды

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

Мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ . Они назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ, на срок не более чем 5 лет.

Согласно ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает 3 лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с ч. 1. ст. 31 УПК РФ;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей 50000 р.;

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей 50000 р.;

7) дела об определении порядка пользования имуществом;

8) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи КоАП и законами субъектов РФ.

Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти РФ и её субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Также к судебным органам субъектов РФ относятся Конституционные (Уставные , если эти субъекты РФ не является республиками) суды субъектов РФ . Они существуют не во всех субъектах РФ, создаются/ликвидируются законодательными органами субъектов РФ.

Указанный перечень судов в России является исчерпывающим. Создание чрезвычайных судов не допускается. В то же время не исключена возможность создания специализированных судов (судов специальной юрисдикции), для которых характерно либо рассмотрение дел, судопроизводство по которым имеет свою специфику, либо наличие особенностей в организации (например, ювенальные суды - суды по делам несовершеннолетних).

Условия, обеспечивающие единство судебной системы РФ:

ВОПРОСЫ:

1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано:

1) адвокатура; 2) прокуратура; 3) правоохранительные органы; 4) органы внутренних дел; 5) нотариат.

2. Приведите три примера деятельности нотариата.

Могут быть приведены следующие примеры деятельности нотариата:

1) удостоверение сделки;

2) засвидетельствование верности копий документов;

3) засвидетельствование подлинности подписи на документе и др.

3. Приведите три примера деятельности прокуратуры по защите прав граждан.

Могут быть приведены следующие примеры деятельности прокуратуры:

1) надзор за соблюдением законности при расследовании преступлений следственными органами;

2) отмена незаконных и необоснованных постановлений следователей и лиц, производящих давление;

3) привлечение к ответственности должностных лиц, нарушивших права граждан;

4) осуществление надзора за исполнением законов органами государственной власти;

5) возбуждение уголовных дел на должностных лиц по жалобам граждан.

4. Между акционерным обществом «Травы и коренья» и муниципальным унитарным предприятием «Народная аптека» возник спор по вопросу о праве собственности на помещение аптеки, реализующей препараты нетрадиционной (народной) медицины.

В рамках какого суда может быть разрешен этот спор? Укажите признак, по которому вы это определили. Приведите еще одну категорию дел, подведомственных этому суду.

Правильный ответ будет содержать следующие элементы:

1. Дело будет рассматриваться в арбитражном суде.

2. Указан признак:

1) участниками процесса выступают предприятия (юридические лица);

2) рассматривается экономический спор между хозяйствующими субъектами.

1) дела о банкротстве предприятий;

2) дела о предпринимательской деятельности;

3) дела о нарушенных договорных обязательствах между предприятиями.

Могут быть приведены другие варианты ответов.

5. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Международное гуманитарное право». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Понятие о международном гуманитарном праве. Международное гуманитарное право - совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека.

2. Первичные принципы гуманитарного права, закреплённые Женевскими и Гаагскими конвенциями:

а) установление системы мирных средств для разрешения споров между государствами;

б) направление военных действий только против сражающихся армий;

в) защита мирного населения от военных нападений, военных действий;

г) обязанность заботиться о попавших в плен больных и раненых, проявляя гуманное отношение к военнопленным;

д) запрет на применение отравляющего оружия и средств, причиняющих страдания;

е) признание оккупации временным занятием территории неприятеля, во время которого нельзя отменять местные порядки и обычаи.

3. Основные источники международного гуманитарного права:

а) Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;

б) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;

в) Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и др.

4. Принципы современного международного права, закреплённые ООН:

а) принцип равноправия и самоопределения народов;

б) принцип уважения прав человека;

в) принцип ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, экоцид, расовую дискриминацию, апартеид и др.);

г) принцип международной уголовной ответственности индивидов.

5. Роль международного гуманитарного права в соблюдении и укреплении прав и свобод человека.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

6. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Судебная система РФ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие судебной системы РФ - это совокупность всех судов, действующих на территории РФ.

2) Структура судебной системы РФ:

а) федеральные суды;

б) конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

в) мировые судьи субъектов РФ.

3) Звенья судебной системы РФ:

а) высшее звено;

б) среднее звено;

в) первое (основное) звено;

4) Юрисдикция федеральных судов РФ:

а) Конституционного суда РФ;

б) судов общей юрисдикции;

в) арбитражных судов.

5) Условия, обеспечивающие единство судебной системы РФ.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана.

Правоохранительные органы – органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами. Правоохранительная деятельность – деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

Функции правоохранительных органов: конституционный контроль; осуществление правосудия; прокурорский надзор; расследование правонарушений; обеспечение безопасности; исполнение судебных решений; оперативно-розыскная деятельность; охрана общественного порядка; оказание юридической помощи; профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.

Виды правоохранительных органов

1. Суды: Конституционный Суд РФ; Конституционные суды республик РФ; суды общей юрисдикции: конституционный контроль; правосудие.

2. Органы обеспечения охраны порядка и безопасности:

* МВД: Служба криминальной полиции; Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям; Служба полиции общественной безопасности; Следственный комитет; Федеральная миграционная служба; Служба собственной безопасности; Внутренние войска, Главное следственное управление, паспортно-визовая служба и другие.

* Министерство юстиции – федеральный орган исполнительной власти, проводящий и осуществляющий управление в сфере юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ (разработка проектов нормативных актов, экспертиза законов РФ и др.); создание необходимых условий проведения судебной реформы, функционирования судов общей юрисдикции и военных судов; государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти; регистрация уставов общественных и религиозных объединений; организация и развитие системы юридических услуг; повышение квалификации кадров учреждений и организаций юстиции; осуществление международно-правовой деятельности по охране прав и законных интересов граждан; организация уголовно-исполнительной системы, обеспечение исполнения законодательства РФ по вопросам деятельности данной системы.

* ФСБ; органы внешней разведки; налоговая полиция; пограничная охрана; таможня.

3. Прокуратура РФ: Генеральная прокуратура РФ; Прокуратуры субъектов РФ; военные и специализированные прокуратуры; прокуратуры городов и районов. Основные направления деятельности: надзор за исполнением законов и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; уголовное преследование в соответствии с полномочиями; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских, административных дел в качестве государственного обвинителя; опротестовывание противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений суда; осуществление расследования преступлений, предусмотренных законом.

4. Органы предварительного следствия: Федеральная служба расследований РФ.

5. Негосударственные институты по правовому обеспечению и правовой помощи: а) нотариат; б) адвокатура; в) уполномоченные по правам человека.

6. Органы записи актов гражданского состояния (ЗАГС); инспектора по охране детства; комиссии по делам несовершеннолетних.

Судебная защита – один из важнейших государственных способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права (физических и юридических лиц), осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством. Правосудие – деятельность, проводимая судом в специальной процессуальной форме путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел и применения согласно нормам закона мер государственного принуждения к правонарушителям либо оправдания невиновных. Судебная власть в Российской Федерации – вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Принципы деятельности органов судебной власти: осуществление правосудия только судом; законность, равенство всех перед законом и судом; независимость судей; состязательность и равноправие сторон; недопустимость действия обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность либо отменяющего или умаляющего права и свободы человека и гражданина; презумпция невиновности; истолкование сомнений в пользу обвиняемого; освобождение обвиняемого от бремени доказательства своей вины; гласность.

Судебная система Российской Федерации представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах. В Российской Федерации судебная система построена на основе Конституции и Закона о судебной системе. В судебную систему страны входят как федеральные суды, так и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды; военные и специализированные суды; федеральные арбитражные суды – Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.

Конституционный Суд является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства; проверяет соответствие Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций и нормативных актов субъектов РФ и др.; разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; дает толкование Конституции; выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Основные принципы деятельности Конституционного Суда – независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Правом обращения в Конституционный Суд обладают все граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица, которые утверждают, что их основные и законные интересы нарушены или не защищены вступившим в законную силу окончательным решением суда или иного государственного органа, а также должностного лица, действующего на территории России.

Верховный суд РФ является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции и осуществляет судопроизводство в пределах полномочий РФ; дает разъяснения по вопросам судебной практики, обладает правом законодательной инициативы, вправе пересмотреть в установленном порядке судебные акты любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу. Судебные акты Верховного Суда обжалованию и опротестованию не подлежат.

Высший Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган, который разрешает экономические споры, рассматриваемые арбитражными судами; осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики; рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; экономические споры между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ.

Суды общей юрисдикции. Данная система возглавляется Верховным Судом РФ и подразделяется на общие (гражданские) суды и военные суды . Среднее звено представляют Верховные суды республик в составе федерального значения, краевые суды, областные суды, суды городов федерального значения и т. д. Низшее звено представлено районными судами. Высшее звено военных судов представлено Военной коллегией Верховного Суда РФ. Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела в качестве судов первой и апелляционной инстанции. Верховный Суд РФ и суды среднего звена выполняют функции кассационной и надзорной инстанций. Мировой суд представляет собой низшее звено судебной системы, рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела. Особенностью мировых судов является то, что они относятся к числу возглавляемых Верховным Судом судов общей юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются федеральными. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.

В целях реализации правоохранительных функций государство создает специальные органы, которые именуются правоохранительными.

В законодательстве Российской Федерации нет понятия «правоохранительные органы». Однако это словосочетание в последнее время широко используется законодателем, юридической наукой и практикой. Так в Конституции РФ зафиксировано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат (п. «л» ч. 1 ст.72). В федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов (ст. 8).

Формулировка «правоохранительные органы» используется и в ряде других нормативных правовых актах и официальных документах ненормативного характера, как обобщающее понятие, относящееся к государственным органам, призванным обеспечить защиту прав и свобод гражданина, общественных и государственных институтов.

Юридической наукой и практикой выработаны признаки, на основе которых можно отнести тот или иной орган к правоохранительным :

1. Правоохранительные органы – это государственные органы, специально созданные законом. В законе определяются цели, задачи, структура и компетенция этих органов. Например, Федеральная служба безопасности создана на основании Федерального закона от 3 апреля 1995 г № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»;

2. Правоохранительные органы создаются для выполнения конкретной правоохранительной функции. Например, суды создаются для отправления правосудия, прокуратура для осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, органы внутренних дел для защиты прав и свобод человека, охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности;

3. Правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним, с соблюдением определенных в законе процедур.

4.Правоохранительные органы при осуществлении своей деятельности вправе применять к лицам меры юридического воздействия в целях восстановления и укрепления законности и правопорядка.

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны прав и свобод личности, охраны общества, его материальных и духовных ценностей, охраны государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применять к лицам меры юридического воздействия.


Правоохранительную функцию по оказанию юридической помощи физическим и юридическим лицам в Российской Федерации осуществляют и некоторые негосударственные организации – адвокатура, нотариат (частный) и частные детективные и охранные службы. Однако эти органы не подпадают под приведенное определение, так как не обладают властными полномочиями по применению государственного принуждения.

Отсутствие официального, закрепленного в законодательстве понятия «правоохранительные органы» объясняет различные подходы в построении их системы. Одни авторы относят к правоохранительным органам все государственные органы, которые осуществляют ту или иную правоохранительную функцию. Другие полагают, что к числу правоохранительных органов относятся только «собственно» правоохранительные органы, которые непосредственно осуществляют борьбу с преступностью и охрану правопорядка (полиция и органы предварительного следствия).

Представляется логичным выстраивать систему правоохранительных органов исходя из основных направлений правоохранительной деятельности, тех специфических функций, которые призваны осуществлять эти органы. При таком подходе к числу правоохранительных органов можно отнести :

· судебные органы → Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, федеральные суды общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды и мировые судьи;

· органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов→ Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его органы (в пределах своей компетенции);

· органы прокуратуры;

· органы предварительного расследования (органы дознания и предварительного следствия);

· органы внутренних дел;

· органы исполнительной власти в сфере юстиции (федеральная служба судебных приставов и федеральная служба исполнения наказаний);

· органы обеспечения безопасности (Совет безопасности РФ, органы ФСБ, органы СВР, органы ФСО, органы федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, органы таможенной и налоговой служб);

· Уполномоченный по правам человека в РФ;

· органы, оказывающие юридическую помощь (нотариат, адвокатура, частные детективные и охранные службы).

Кроме правоохранительных органов в состав организаций по контролю над законностью входят адвокатура и нотариат. Они не относятся к правоохранительным органам непосредственно, потому что не занимаются правоохранительной деятельностью. Адвокатура занимается защитой и представлением интересов российских граждан в судах. Если права граждан ущемлены или если к человеку государство, в лице определенных органов, предъявляет какие-то претензии, человек может обратиться к адвокату, который будет его законным представителем в судах. Адвокаты, защищая интересы граждан, защищают закон, но не являются правоохранительными органами в прямом смысле слова.

Нотариус фиксирует те или иные правовые акты, документы. Он свидетельствует о том, что заключена та или иная сделка, составляет сделки по завещанию или по передаче имущества (рис. 2).

Рис. 2. Нотариус ()

ФСО

Тесно связана с ФСБ Федеральная служба охраны. Это специальное подразделение, которое занимается охраной высших должностных лиц государства. ФСБ и ФСО - схожие службы, а в прошлом они входили в единый Комитет государственной безопасности. Сотрудники ФСО охраняют не только первых лиц государства, они также занимаются охраной объектов государственного значения и иностранных делегаций, которые приезжают в РФ. Подготовка сотрудников осуществляется тоже в специальной академии, где молодые люди готовятся по разным специальностям: охрана первых лиц, радиообеспечение и т. д. Подобные структуры тоже есть в различных странах мира. В США есть Специальная служба охраны президента, занимающаяся еще и контрразведкой и конкурирующая с ЦРУ и ФБР. ФСО таких функций не выполняет.

Реформы в сфере правоохранительных органов затронули, в первую очередь, нотариат. Ставится вопрос о передаче этой организации полномочий по выдаче заграничных паспортов. Эта функция является трудоемкой и длительной по времени. В Советском Союзе граждане мало ездили за границу, так как государство было более закрытым. Сейчас Россия глубоко интегрирована в мировое сообщество, граждане РФ выезжают за границу не только посмотреть мир, но и работать, покупать там имущество, недвижимость. Интеграционные процессы, которые запущены в мире, неизбежно приводят к постоянному перемещению граждан. Проблема с загранпаспортами будет решена, если эти функции будут переданы нотариату.

Существуют и другие организации, занимающиеся правоохранительной деятельностью: частные охранные предприятия (рис. 3) и детективные агентства. Такие организации занимаются охраной частных, а иногда и государственных объектов. Они следят за тем, чтобы не было нарушений общественного порядка. Поскольку они занимаются правоохранительной деятельностью, хотя и являются частными организациями, должны выполнять свои функции в рамках закона.

Рис. 3. Частная охрана ()

Таможня

Федеральная таможня - это правоохранительная служба, которая занимается защитой государства по его границам. Таможенники являются первым барьером на пути иностранных граждан, которые хотят ввезти на территорию России некачественный, контрабандный или запрещенный товар для продажи в РФ. Таможенники занимаются сбором государственных пошлин из ввозимых товаров, которые облагаются специальным государственным налогом. Если бы ввозимые товары не облагались таким налогом на территории РФ, они бы стоили дешевле, но тогда российские товары такого же качества, могли бы не выдержать конкуренции, а это означало бы потерю рабочих мест для российских рабочих. Вследствие этого социальная напряженность в стране могла бы возрасти. Для того чтобы защитить отечественного производителя, страна проводит политику протекционизма, политику поддержки российского производителя. Таможня является одной из старейших организаций. Вплоть до времен Петра І в стране существовала и внутренняя таможня. При пересечении границы одного района с другим, любой купец должен был заплатить налог.

Частная детективная деятельность осуществляется специальными организациями, агентствами или отдельными лицами, имеющими специальную лицензию. Нельзя заниматься правоохранительной деятельностью, не будучи специально подготовленным человеком. Никто не может организовать детективное или охранное агентство, не имея на это определенных прав. Как правило, люди, работающие частными сыщиками, имеют юридическое образование, служили в вооруженных силах или работали в правоохранительных органах. Человек, работающий в этой сфере как частное лицо, должен уметь хранить тайну, поэтому такая деятельность лицензируется государством.

Рис. 4. Курсанты полиции ()

На данном основном уроке шла речь об органах занимающихся лишь косвенно правоохранительными функциями, на следующем уроке пойдет речь о правоохранительных органах занимающихся такой работой непосредственно: полиции (рис. 4), прокуратуре, судах.

Список литературы

  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 7. - М.: Просвещение.
  2. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание 7. - М.: Дрофа.
  3. Данилов Д.Д., Давыдова С.М., Николаева А.А. и др. Обществознание 7. - М.: Баллас.
  1. E-college.ru ().
  2. Piter-press.ru ().
  3. Be5.biz ().

Домашнее задание

  1. Запишите краткую характеристику основных правоохранительных органов РФ.
  2. Составьте 3 теста на тему правоохранительных органов России.
  3. Составьте небольшой список последних новостей, связанных с ФСБ или ФСО, используя интернет-ресурсы.
  4. * На основе ваших исторических знаний и материала урока, проведите исследование: какие функции правоохранительных органов являются самыми важными на ваш взгляд? Подумайте, насколько эффективны те или иные структуры этих органов, с помощью чего можно было бы улучшить их эффективность?

Правоохранительные органы - органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.

Правоохранительная деятельность - деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

Функции правоохранительных органов:

  • конституционный контроль;
  • осуществление правосудия;
  • прокурорский надзор;
  • расследование правонарушений;
  • обеспечение безопасности;
  • исполнение судебных решений;
  • оперативно-розыскная деятельность;
  • охрана общественного порядка;
  • оказание юридической помощи;
  • профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений. 1

Виды правоохранительных органов

  • Суд - осуществляет правосудие, ведает разрешением гражданских, трудовых или иных споров, рассматривает уголовные дела.
  • Прокуратура - осуществляет надзор за соблюдением законов, возбуждает уголовные дела, поддерживает обвинения в суде и представляет государственные интересы в судебном процессе.
  • Органы внутренних дел (милиция, пожарная служба, Государственная инспекция безопасности дорожного движения и др.) - занимаются вопросами законности и правопорядка.
  • Органы государственной безопасности - осуществляют обеспечение безопасности: контрразведы-вательная деятельность, борьба с преступностью и террористической деятельностью, разведывательная деятельность, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности.
  • Органы таможни - ведают контролем над ввозом и вывозом товаров, взиманием пошлин и сборов.
  • Органы налоговой полиции - осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства.
  • Нотариат - осуществляет удостоверение всевозможных сделок (договоров), оформление наследственных прав, заверение копий документов, принимает на хранение документы и др.
  • Адвокатура - оказание юридической помощи гражданам и организациям. 2

Судебная защита - один из важнейших государственных способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права (физических и юридических лиц), осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством. Правосудие - деятельность, проводимая судом в специальной процессуальной форме путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел и применения согласно нормам закона мер государственного принуждения к правонарушителям либо оправдания невиновных.

Судебная власть в Российской Федерации - вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Принципы деятельности органов судебной власти:

  • осуществление правосудия только судом;
  • законность, равенство всех перед законом и судом;
  • независимость судей;
  • состязательность и равноправие сторон;
  • недопустимость действия обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность либо отменяющего или умаляющего права и свободы человека и гражданина;
  • презумпция невиновности;
  • истолкование сомнений в пользу обвиняемого;
  • освобождение обвиняемого от бремени доказательства своей вины;
  • гласность.

Судебная система Российской Федерации представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах. В Российской Федерации судебная система построена на основе Конституции и Закона о судебной системе. В судебную систему страны входят как федеральные суды, так и суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды; военные и специализированные суды; федеральные арбитражные суды.

Конституционный Суд является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства; проверяет соответствие Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций и нормативных актов субъектов РФ и др.; разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; дает толкование Конституции; выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Основные принципы деятельности Конституционного Суда - независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Правом обращения в Конституционный Суд обладают все граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица, которые утверждают, что их основные и законные интересы нарушены или не защищены вступившим в законную силу окончательным решением суда или иного государственного органа, а также должностного лица, действующего на территории России.

Верховный суд РФ является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции и осуществляет судопроизводство в пределах полномочий РФ; дает разъяснения по вопросам судебной практики, обладает правом законодательной инициативы, вправе пересмотреть в установленном порядке судебные акты любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу. Судебные акты Верховного Суда обжалованию и опротестованию не подлежат.

Суды общей юрисдикции. Данная система возглавляется Верховным Судом РФ и подразделяется на общие (гражданские) суды и военные суды. Среднее звено представляют Верховные суды республик в составе федерального значения, краевые суды, областные суды, суды городов федерального значения и т. д. Низшее звено представлено районными судами. Высшее звено военных судов представлено Военной коллегией Верховного Суда РФ. Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела в качестве судов первой и апелляционной инстанции. Верховный Суд РФ и суды среднего звена выполняют функции кассационной и надзорной инстанций. Мировой суд представляет собой низшее звено судебной системы, рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела. Особенностью мировых судов является то, что они относятся к числу возглавляемых Верховным Судом судов общей юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются федеральными. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году