Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Человек за взятку не отрабатывает обязательные работы. За что назначаются обязательные работы? Сколько длятся общественные работы

Еще в девятнадцатом веке российские осужденные приговаривались к городским работам в качестве наказания за преступление. Однако положение о подобном наказании в современном Уголовном кодексе появилось только в 2005 году, а с 2013 обязательные работы назначаются и за административные правонарушения.

Определение

Обязательные работы – вид наказания, предусмотренный статьей 49 УК РФ и статьей 3.13 КоАП РФ. Назначается только в виде основной меры пресечения осужденного вместо штрафа или в качестве смягченного наказания. Суть меры заключается в отработке определенного судом времени в свободные от основного трудоустройства часы. Отличительные признаки обязательных работ:

  • назначаются только официально занятым гражданам: студентам, ученикам, работникам;
  • направлены на принесение пользы общественности;
  • осужденный не получает зарплату, а все денежные средства за его труд направляются в государственный бюджет;
  • принудительный характер;
  • отсутствие права выбора вида работ и места их осуществления.

Основной целью подобного наказания является воспитательный характер. Обязательные работы далеко не престижны, к тому же выполнять их приходится по месту жительства, где осужденного могут увидеть друзья, коллеги, соседи. Эта мера усиливает эффективность морального воздействия на нарушителя.

Порядок исполнения

Не позднее десяти суток после вынесения приговора осужденный привлекается к обязательному труду. Организации, где отбывает наказание нарушитель, осуществляют контроль над гражданином, следят за качеством работы и ее продолжительностью. Обязанности осужденных заключаются в следующем:

  • добросовестное выполнение трудовых обязательств;
  • соблюдение дисциплинарных норм;
  • выполнение правил организации, где лицо отбывает наказание;
  • отработка всего времени, определенного судом;
  • предупреждение о смене места жительства.

В случае неисполнения обязательств или уклонения от работ судом может быть принято решение об ужесточении наказания для нарушителя.

Виды работ

Места и виды обязательных работ определяются органами местного самоуправления. Сфера деятельности может постоянно меняться, поэтому осужденных ждут задания, не требующие квалификации, особенных знаний и умений. Перечень обязательных работ устанавливается муниципальными властями. Как правило, это мероприятия по благоустройству города. Это могут быть следующие виды деятельности:

  • озеленение;
  • подсобные и погрузочные работы;
  • ремонтные работы (покраска бордюров, замена табличек на домах);
  • уборка улиц или помещений.

Осужденный может отбывать наказание как в муниципальной, так и в частной организации городской службы. Виды работ назначаются в соответствии с физическими способностями правонарушителя, его возрастом и состоянием здоровья.

Время работ

Как реализуется наказание? Обязательные работы подразумевают почасовое исполнение, определяемое судом. За преступление осужденному назначается от 60 до 480 часов, за административное правонарушение – от 20 до 200 часов. Во время отбывания наказания должны быть соблюдены обязательные условия.

  • В рабочие и учебные дни осужденный может работать не более 2 часов (по добровольному решению не более 4 часов).
  • В выходные и праздничные дни время работ не должно превышать 4 часов.
  • За неделю отрабатывается не менее 12 часов.
  • Период отпусков и учебных каникул никак не влияет на продолжительность работ.

Для несовершеннолетних правонарушителей предусмотрены немного другие порядки. Так, общий срок наказания может составлять 40–160 часов, а исполнение ежедневных принудительных обязанностей зависит от возраста:

  • 14–15 лет – не более двух часов;
  • 15–16 лет – до трех часов;
  • от 16 лет – не больше четырех часов в день.

Количество ежедневных часов может быть уменьшено в случае существенных причин и только по решению пристава.

Кому назначается подобное наказание?

Обязательные работы назначаются в качестве основного наказания лицам, совершившим следующие правонарушения:

  • отклонение от ареста, выплаты штрафов;
  • нанесение вреда окружающей среде;
  • несоблюдение порядка при участии в массовых мероприятиях;
  • нарушения при скоплении людей;
  • блокировка движения личного и общественного транспорта.

Важным условием для присуждения подобного наказания является нанесение ущерба и вреда здоровью или имуществу третьих лиц. Такая мера пресечения не может быть использована по отношению к следующим гражданам:

  • инвалиды;
  • безработные;
  • беременные женщины;
  • матери детей младше трех лет.

Представителям некоторых профессий также не назначаются обязательные работы. Среди них военнослужащие, сотрудники полиции и пожарной охраны, представители исполнительной системы власти и другие.

Отклонение от работ

Далеко не все осужденные раскаиваются в совершенных деяниях. Есть и такие, кто безответственно уклоняется от обязанностей. В случае неявки и отказа работать организация, где отбывал наказание гражданин, составляет протокол о нарушении. Такое деяние расценивается как отдельное административное правонарушение и грозит нарушителю арестом до пятнадцати суток или штрафом от 150 до 300 тысяч рублей.

В случае злостного уклонения от исполнения работ наказание заменяется принудительными работами или тюремным заключением. К таковым относятся нарушители, которые совершили следующие действия:

  • скрылись, чтобы избежать наказания;
  • более двух раз в течение месяца не являлись на работы;
  • неоднократно нарушали трудовую дисциплину.

Срок наказания при этом остается изначальным, с учетом отработанного времени. Восемь часов обязательных работ приравниваются к одному дню лишения свободы или исправительных работ.

Подобный вид занятости не предполагает заработной платы, медицинской страховки, заведения трудовой книжки. Более того, отработанный период не идет в стаж осужденного. Цель подобной меры пресечения заключается не просто в физическом наказании в виде обязательного труда. Большое внимание уделяется нравственному воспитанию и становлению нарушителя «на путь истинный» с пользой для себя и окружающего общества.

наказание обязательный преступление уголовный

Одним из способов достижения адекватного реагирования на совершенное преступление уголовно-правовыми средствами и повышения эффективности воздействия уголовного наказания на осужденных является разнообразие видов уголовного наказания. В связи с этим законодатель ввел новый вид уголовного наказания - обязательные работы (ст. 49 УК РФ). Согласно Федеральному закону от 8 января 1997 г. №2-ФЗ (в редакции от 10 января 2002 г.) положения УИК РФ о наказании в виде обязательных работ вводятся в действие федеральным законом или федеральными законами по мере создания необходимых условий для исполнения этого вида наказаний. (См.: Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. №177-ФЗ "О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ" // Российская газета. - 2004. 30 дек.)

Во время отбывания обязательных работ осужденные к этому виду наказания пользуются всеми правами и несут возложенные на них обязанности наравне с остальными гражданами, за исключением ограничений, вытекающих из приговора суда и установленных порядка и условий исполнения наказания в виде обязательных работ (ст. ст. 25-30 УИК РФ).

Обязательные работы как вид уголовного наказания выражаются в возложении приговором суда на осужденного обязанности бесплатно выполнять в свободное от работы или учебы время общественно полезные работы. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Обязательные работы устанавливается на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4 часов в день.

Несовершеннолетним лицам, осужденным за совершенные преступления, обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов. В ч. 3 ст. 88 УК РФ оговорено, что несовершеннолетние, приговоренные к данному виду наказания, привлекаются к посильным обязательным работам в свободное от учебы и основной работы время. Продолжительность обязательных работ для несовершеннолетних в возрасте до 15 лет не может превышать 2 часов в день, а для лиц в возрасте от 15 до 16 лет - трех часов в день.

Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов.

При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.

Средствами достижения целей, стоящих перед наказанием в виде обязательных работ, являются режим отбывания обязательных работ, труд и воспитательная работа. В бесплатном выполнении работ, а также в характере этих работ выражается кара как средство достижения целей исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений как с его стороны (индивидуальное предупреждение), так и со стороны иных граждан (общее предупреждение).

Обязательные работы исполняются теми же органами, которые исполняют наказание в виде исправительных работ.

Суд после вступления приговора в законную силу обращает приговор к исполнению, т.е. направляет в адрес уголовно-исполнительной инспекции по месту жительства осужденного распоряжение об исполнении обязательных работ вместе с копией приговора.

Кроме того, суд осуществляет контроль за исполнением приговора в отношении осужденного к обязательным работам теми же способами, что и при осуществлении контроля за исполнением назначенного приговором суда наказания в виде исправительных работ.

На уголовно-исполнительные инспекции возложены следующие функции, связанные с исполнением обязательных работ:

  • а) ведение учета осужденных;
  • б) разъяснение им порядка и условий отбывания наказания;
  • в) согласование с органами местного самоуправления перечня объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы;
  • г) контроль за поведением осужденных;
  • д) ведение суммарного учета отработанного осужденными времени.

Уголовно-исполнительная инспекция, получив распоряжение суда об исполнении обязательных работ, ставит на учет осужденного, заводит личное дело, в котором отражается процесс исполнения обязательных работ осужденным; вызывает осужденного для беседы, в которой ему разъясняются порядок и условия отбывания наказания, его права и обязанности, уточняются и проверяются анкетные данные, выясняются сведения, имеющие значение для осуществления контроля за его поведением. Кроме того, уголовно-исполнительная инспекция разъясняет осужденному к обязательным работам содержание установленной законом ответственности за нарушение порядка и условий отбывания обязательных работ.

По итогам беседы у осужденного отбирается подписка и выдается предписание для отбывания обязательных работ.

Осужденный к обязательным работам привлекается к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения с копией приговора (определения, постановления).

При определении осужденному вида обязательных работ и объекта учитываются его место жительства, график основной работы и учебы, состояние здоровья, возрастные особенности и профессиональные навыки. До направления осужденного в соответствующую организацию для отбывания обязательных работ уголовно-исполнительная инспекция согласовывает с органами местного самоуправления вопрос о том, в какую организацию необходимо направить осужденного для отбывания обязательных работ, и направляет этой организации вместе с копией приговора суда извещение о привлечении осужденного к обязательным работам.

В извещении администрации подробно разъясняются ее права и обязанности по исполнению приговора суда, условия отбывания обязательных работ, а также ответственность конкретных лиц за злостное неисполнение приговора суда, установленная ст. 315 УК РФ.

На администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагаются:

  • а) контроль за выполнением осужденными определенных для них работ;
  • б) уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания.

Администрация организации обязана: издать приказ о приеме осужденного на работу (в соответствии с приговором суда), ознакомить его под расписку с правилами внутреннего распорядка организации, техники безопасности и производственной санитарии; вести ежедневный табель с отражением количества отработанных часов, ежемесячно направлять копии табеля в уголовно-исполнительную инспекцию; информировать уголовно-исполнительную инспекцию о невыходе осужденного на работу и допущенных им нарушениях трудовой дисциплины.

Осужденные к обязательным работам обязаны:

  • а) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, в которой он отбывает наказание;
  • б) добросовестно относиться к труду;
  • в) выполнять работы на определенном для осужденного объекте в течение срока, указанного в приговоре суда;
  • г) ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства.

Обязательные работы выполняются осужденными на безвозмездной основе. Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнения наказания в виде обязательных работ.

В случае признания осужденного инвалидом I или II группы уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания, а в случае наступления беременности осужденной - представление об отсрочке ей отбывания наказания.

За нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством РФ.

В случае допущения осужденным злостного уклонения от отбывания обязательных работ по представлению уголовно-исполнительной инспекции суд может заменить обязательные работы ограничением свободы или арестом из расчета один день ограничения свободы или ареста за восемь часов неотбытых обязательных работ.

В соответствии со ст. 30 УИК РФ злостным уклонением от обязательных работ признается:

  • а) невыход без уважительных причин более двух раз в течение месяца на обязательные работы (под неуважительными причинами невыхода на обязательные работы имеются в виду те же причины, которые были рассмотрены при анализе злостного уклонения от исправительных работ);
  • б) нарушение трудовой дисциплины более двух раз в течение месяца, понятие "месяц" означает не определенную часть года (январь, февраль и т.д.), а период между определенным числом одного месяца и тем же числом следующего месяца, независимо от того, сколько дней в данном месяце, (под нарушением трудовой дисциплины понимается нарушение порядка выполнения работ, установленного законодательством о труде и правилами внутреннего распорядка учреждения, в котором осужденный отбывает обязательные работы);
  • в) злостным уклонением является и попытка скрыться от отбывания наказания. Подобного рода случаи, когда осужденный не проживает по месту своего жительства и не является по вызовам инспекции, влекут обязанность инспекции в течение месяца принять меры к розыску этого лица, для чего наводятся справки в жилищных органах, паспортных аппаратах, у родственников, если их адреса известны инспекции или участковому уполномоченному милиции. Выясняется, не задержан ли осужденный за совершение другого преступления, не попал ли он в больницу. Могут быть проверены морги, данные о несчастных случаях.

Если в течение месяца установить местонахождение лица не удалось, он объявляется в розыск, который осуществляет аппарат уголовного розыска. При обнаружении скрывшегося осужденного он может быть задержан на срок до 48 часов. При необходимости этот срок может быть продлен судьей до 30 суток.

Как следует из ст. 49 УК РФ в качестве наказания за общеуголовные преступления, совершенные лицами офицерского состава, прапорщиками, а также рядовыми и сержантами, поступившими на военную службу по контракту, и не отслужившими на момент вынесения приговора установленного законом срока службы по призыву, могут быть назначены обязательные работы. При этом ни уголовное, ни уголовно-исполнительное законодательство не содержит каких-либо указаний о порядке исполнения обязательных работ, назначенных по приговору суда вышеперечисленными категориям военнослужащих.

Толкование нормы права об исполнении обязательных работ на основе существующего в теории права положения о том, что при отсутствии специальной нормы права, регулирующей особенности применения положений, содержащихся в общей норме, положения, закрепленные в общей норме права, распространяются в полной мере и на специальные отношения, фактически существующие, но не урегулированные специальной нормой права, позволяет сделать вывод, что УИК РФ возлагает исполнение обязательных работ, назначенных приговором суда военнослужащим, на уголовно-исполнительную инспекцию, входящую в структуры ФСИН РФ, с привлечением осужденных военнослужащих к отбыванию наказания в виде обязательных работ в гражданских организациях, подчиненных органам местного самоуправления, по единым правилам исполнения этого наказания.

Такой порядок исполнения обязательных работ, назначенных приговором суда военнослужащим, игнорирует объективную необходимость обеспечения исполнения наказания в виде обязательных работ, назначенных приговором суда осужденным военнослужащим, без ущерба для интересов военной службы. Условия военной службы таковы, что их соблюдение несовместимо с порядком и условиями исполнения наказания в виде обязательных работ, предусмотренными УИК РФ. У военнослужащих рабочий день не нормирован. Во многих случаях продолжительность рабочего дня и регулирование его времени в течение суток определяются потребностями обеспечения постоянной боевой готовности войск (необходимостью проведения длительных полевых учений, ночных стрельб, поднятия войск по боевой тревоге, привлечения войск к выполнению боевых задач, ведения боевых действий во время войны и т.п.).

Это обстоятельство не позволяет совместить прохождение военной службы, регулируемое военным командованием, с исполнением обязательных работ, возложенных на местные органы власти - уголовно-исполнительную инспекцию и хозяйственную организацию, подчиненную местным органам самоуправления.

Допуская применение обязательных работ к военнослужащим, уголовное законодательство предполагает установление таких условий и порядка исполнения этого вида наказания, которые позволяли бы совместить исполнение наказания в виде обязательных работ, назначенных военнослужащим, с прохождением военной службы осужденными без причинения ущерба воинскому правопорядку, обеспечивающему поддержание войск и сил флота в постоянной боевой готовности.

Совмещение исполнения обязательных работ, назначенных в качестве уголовного наказания военнослужащему, с нормальным прохождением им военной службы, без причинения вреда порядку ее прохождения, возможно лишь при условии возложения исполнения этого наказания не на администрацию предприятия, находящегося по месту жительства осужденного, а на военное командование, в подчинении которого находится осужденный. В этом случае осужденные могли бы отбывать назначенное им наказание непосредственно в войсковой части по месту прохождения службы либо на других военных объектах. При отсутствии возможностей исполнения наказания на военных объектах следует направлять осужденных для выполнения обязательных работ на предприятия органов местного самоуправления. В этом случае сохраняются обязанности органов военного управления осуществлять контроль за исполнением приговора в отношении военнослужащего.

Военная реформа, предполагающая введение военной полиции в Вооруженных Силах, позволяет функции уголовно-исполнительной инспекции, касающиеся исполнения наказания в виде обязательных работ, назначенных военнослужащим, переложить на военную полицию и закрепить их в соответствующем законе.

Возникает потребность решения вопроса об исполнении обязательных работ, назначенных военнослужащим приговором суда в качестве уголовного наказания, в законодательном порядке военным ведомством. Пока в законодательном порядке этот вопрос не решен, вряд ли военные суды будут назначать этот вид наказания и вряд ли целесообразно назначение этого наказания осужденным военнослужащим, поскольку в санкциях статей Особенной части УК РФ он предусматривается в качестве альтернативного вида наказания. Если судебная практика пойдет иным путем, могут возникнуть нежелательные для Вооруженных Сил последствия - увольнение осужденного к обязательным работам со службы в связи с невозможностью выполнения им в полном объеме возложенных обязанностей по военной службе.

Более подробно про обязательные работы — описание, список, виды, вы узнаете из данной статьи.

  1. Значение термина
  2. За что назначаются обязательные работы
  3. Виды обязательных работ
  4. Порядок несения наказания
  5. Заключение
Впервые данную карательную меру стали применять в 19 столетии к горожанам, нарушившим тогдашние законы. Взамен они должны были возместить ущерб обществу, поработав на его благо. В современной России такой вид наказания был введен только в 2005 году. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным несложных, общественно полезных обязаностей.

Значение термина

Обязательные работы как вид административного наказания предусмотрен статьей 3.13 Коап и как вид уголовного наказания Статьей 49 УК. Назначается либо вместо , либо в качестве смягченного. Обязательные работы могут присудить только официально трудоустроенным гражданам и выполняются в свободное от основных занятий (работы или учебы) время. Устанавливаются на срок от 20 до 200 часов, однако выполняются не более 4 часов в день (2-3 для несовершеннолетних). Отличительные признаки наказания:
  • деятельность должна быть общественно полезной;
  • наказание не должно идти в ущерб основной деятельности;
  • все работы выполняются безвозмездно, а доход отправляется в гос. бюджет;
  • правонарушитель не имеет права выбрать место или вид работ;
  • назначаются исключительно как основной вид наказания;
  • после назначения нельзя поменять наказание, заплатив штраф и т.;
  • работа не требует квалификации, особых умений и знаний.

За что назначаются обязательные работы?

Серьезным преступникам обязательные работы как вид наказания не назначаются. Присудить их могут лицам впервые совершившим:
; грабеж без нанесения вреда людям; преступления против организации, где работал нарушитель либо собственности другого человека; вандализм; надругательство над государственными символами (гербом, флагом, гимном); невыплата алиментов; вандализм.
Список неполный и выполнение общественных работ может быть назначено за другие нетяжкие правонарушения и преступления. При условии, что это единственный вид наказания. Важно, что работы назначаются только в случае, если был нанесен какой-либо вред здоровью или имуществу потерпевших.

Виды обязательных работ

Обязательные работы не могут быть престижными. Их основная цель — воспитание нарушителя. Тем более, отрабатывать наказание осужденный должен по месту прописки, а значит его могут увидеть друзья и знакомые, что призвано усилить эффект. Однако, вынося постановление, суд не назначает конкретный вид работ. Поскольку они должны приносить пользу, то право определить обязанности остается за местными властями по согласованию с ССП. Они могут выбрать деятельность (из списка возможных), выполнение которой наиболее необходимо в данный момент. Это может быть:
уборка территории, а также придомовых площадей и подъездов; озеленение района; земляные работы; помощь в ремонте помещений (подвалов, чердаков, подсобок); ремонт систем канализации и водопровода; дорожные работы; загрузка и выгрузка; любая занятость по благоустройству района.
Поскольку практически все виды обязательных работ связаны с физическим трудом, иногда тяжким, то назначаться обязательные работы , как и уголовного не могут людям, имеющим группы инвалидности, беременным и воспитывающим малолетних детей женщинам. Военным или призванным на военные сборы также не могут быть присуждены обязательные работы. От них также освобождаются лица, признанные невменяемыми, и пенсионеры. Наказание не может быть присуждено безработным. В качестве обязательных работ никогда не назначаются сложные работы, требующие большой ответственности. Обычно осужденные делают то, что обычно поручается подсобным рабочим, не имеющим квалификации. В процессе отбывания наказания деятельность может меняться в соответствии с нуждами. Выполнять работы нарушитель может в муниципальной или частной организации, которая и будет осуществлять контроль за выполнением обязанностей.

Порядок несения наказания


После того, как суд вынес решение наказать нарушителя обязательными работами, приговор должен быть приведен в исполнение в течение 10 дней, после оглашения. Учет наказанных таким образом лиц ведут судебные приставы, они же взаимодействуют с местными властями для назначения определённой деятельности нарушителю. Назначается график отбывания наказания.
Следить за четким выполнением постановления, а также вести отчетность отработанных часов будут местные власти. Они также должны ознакомить нарушителя с правилами безопасности и проследить за их выполнением, вести учет отработанных часов.
На наказанных возлагается ответственность добросовестно выполнять любые порученные им в рамках наказания задания, а также уведомлять приставов при смене места жительства. Есть критерии, в соответствии с которыми граждане могут быть признаны уклоняющимися от выполнения обязанностей:
  • невыход на работы более 2 раз в течение месяца;
  • повторное нарушение дисциплины в течение месячного срока прохождения обязательных работ;
  • попытки скрыть от органов, контролирующих отбывание наказания.
В таких случаях осужденный получает предупреждение. При наличии 2 и более, контролирующий орган (организация) обращается в суд для изменения наказания на более строгое. Необходимо учитывать, что уголовно-исполнительный орган получает информацию не только о количестве отработанных часов, но также о поведении гражданина. В случае установленного уклонения от выполнения работ осужденного могут задержать на срок от 2 до 30 суток , поскольку отказ от выполнения является самостоятельным правонарушением и карается от 120 до 300 тыс. р. В рабочие дни граждане могут выполнять обязательные работы 2 часа в день (4 при их согласии), в выходные – 4. При этом в течение недели общее число отработанных часов должно быть не менее 12. Меньшее количество допускается только при наличии уважительных причин и разрешении пристава.

Заключение

Общественные работы как вид наказания – мера, активно используемая за рубежом, в России пока не заслужила особенной популярности, поскольку законодательная база находится в режиме разработки. В частности, не решен вопрос с ответственностью, если осужденный получает травму, а также отсутствует какая-либо заинтересованность приставов, получаемых при назначении такого наказания дополнительные обязанности и ответственность. Несмотря на это, такая мера пресечения является эффективным воспитательным методом, который не только воздействует на нарушителя, но и позволяет принести пользу в месте его проживания.

УК РФ) заключаются в выполне-нии в свободное от основной работы или учебы вре-мя бесплатных общественно полезных работ.

Данный вид наказания относится к основным.

Рассматриваемое наказание заключается в выполнении пре-имущественно неквалифицированных бесплатных общественно полезных работ по месту жительства осужденного на объектах, определенных органом местного самоуправления по согласова-нию с уголовно-исполнительной инспекцией:

    • по благоустройству или озеленению улиц и площадей,
    • по уходу за больными,
    • погрузочно-разгрузочных или вспомогательных работ и т.д.

Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов, их продолжительность не может превы-шать четырех часов

За нарушение порядка и условий отбывания наказания уго-ловно-исполнительная инспекция объявляет осужденному пре-дупреждение. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

Замечание

В КоАП РФ и в Федеральном законе "Об исполнительном производстве" предусмотрена возможность увеличения количества максимального времени обязательных работ с 4 до 8 часов в день

На основании письменного заявления лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, максимальное время обязательных работ в выходные дни и дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе, судебный пристав-исполнитель вправе увеличить с 4 до 8 часов, а в рабочие дни - с 2 до 4 часов после окончания работы, службы или учебы.

Злостно уклоняющим-ся от отбывания обязательных работ признается осужденный, ко-торый (ст. 30 УИК):

    1. более двух раз в течение месяца не вышел на обязатель-ные работы без уважительных причин;
    2. более двух раз в течение месяца нарушил трудовую дисциплину;
    3. скрылся в целях укло-нения от отбывания наказания.

Обязательные работы не назначаются:

    • лицам, признанным инвалидами первой группы;
    • беременным женщинам;
    • женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет;
    • военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Обязательные работы – относительно новая форма наказания для российского общества. В советское время она не применялась. В Уголовном Кодексе термин «обязательные работы» появился только в 2005 году. С 2013 года законодательство стало рассматривать обязательные работы как вид административного наказания.

Что представляет собой наказание?

Стоит сразу обратить внимание на то, что обязательные и исправительные работы – это вовсе не равнозначные понятия. Согласно ст. 49 УК РФ, обязательные работы нарушитель правопорядка должен выполнять в свободное от учёбы или основной работы время. Необходимости менять место трудоустройства, как и лишения свободы не происходит.

Исправительные работы – другое дело; наказание такой формы запросто может поставить крест на карьерных перспективах гражданина. Гражданин вынужден работать исключительно по основному месту трудоустройства – а значит, место трудоустройства придётся менять.

Обязательные работы являются видом наказания смягчённым; их заставляют выполнять граждан, которые совершили не слишком серьёзные преступления. У этого вида наказания есть ряд характерных особенностей.

    «Прописать» обязательные работы могут только тем гражданам, которые официально трудоустроены либо учатся в ВУЗах / ССУЗах / школах.

    У нарушителя нет возможности выбрать вид труда. Где будет трудиться гражданин, решает местное самоуправление. Сам нарушитель может быть уверен, что ответственный и хоть сколь-нибудь престижный пост ему не достанется – он вправе рассчитывать лишь на неквалифицированный труд. Обязательные работы заключаются, как правило, в том, что провинившиеся граждане принимают участие в благоустройстве города.

    Выполнение общественно полезных работ происходит на безвозмездных началах. На оплату трудочасов нарушителю рассчитывать не приходится.

    Отрабатывать нарушитель будет в районе своего проживания.

Очевидно, что последнее обусловлено не заботой о времени гражданина. Чтобы воспитательная мера возымела больший эффект, нарушителя обязуют трудиться на глазах соседей и друзей – то есть фактически выставляют на осмеяние.

Продолжительность наказания

Обязательные работы как вид уголовного наказания назначаются на срок от 60 до 480 часов. В случае административного правонарушения обязательные работы устанавливаются на срок от 20 до 200 часов. При этом:

    Осуждённый не имеет права работать в день более 4 часов. Если гражданин желает, он может трудиться всего по 2 часа в день – заставить проводить за благоустройством города больше времени его насильно не могут. Однако осуждённые обычно, напротив, стремятся «испить чашу до дна» как можно быстрее.

    Нарушитель должен в неделю отрабатывать минимум по 12 часов.

    Никаких отпусков и каникул у осуждённого не будет.

Для несовершеннолетних нарушителей предусмотрены более лояльные сроки – им светят максимум 160 часов.

Продолжительность рабочего периода определяется судом и зависит от серьёзности проступка. Если нарушитель совершил два или более преступлений, обязательные работы могут быть назначены по каждому из них – и в совокупности часов окажется больше 480-и. Если же суд назначил свыше 480-и часов труда по благоустройству города всего за один проступок, это противоречит законодательству. Такое наказание запросто можно оспорить.

Кого наказывают?

Наказывать общественно полезным трудом нельзя беременных женщин, инвалидов и граждан, которым тяжёлый труд противопоказан по состоянию здоровья. Кроме того, общественный труд не грозит представителям некоторых профессий – например, пожарникам, военнослужащим, полицейским. У всех остальных граждан иммунитета нет.

Согласно УК и КоАП, обязательные работы назначаются в том числе за следующие проступки.

    Нанесение ущерба окружающей природе.

    Создание препятствий движению общественного и личного транспорта.

    Уклонение от уплаты штрафа.

    Оказание сопротивления при аресте.

    Нарушение порядка во время проведения массовых мероприятий.

Особенно жёстко УК карает за:

За любой из 3-х перечисленных проступков полагаются 480 часов общественно полезных работ.

Порядок исполнения наказания

Нарушитель должен начать работать не позднее, чем через 15 суток после того, как в исправительную инспекцию поступила копия решения суда. Исправительная инспекция – это орган, в обязанности которого вменено следующее:

    Учёт осуждённых.

    Разъяснение нарушителям порядка, в соответствии с которым те будут трудиться.

    Подсчёт общего количества часов, которые отработал нарушитель.

    Контроль за действиями осуждённых.

Осуждённый гражданин должен сначала прибыть именно в исправительную инспекцию. На гражданина заводится дело, в котором отражается информация, позволяющая более эффективно контролировать его поведение. Затем нарушителя ждёт ознакомительная беседа с ответственным инспектором – по завершении беседы гражданину выдаётся предписание. За осуждённым закрепляется ряд обязанностей:

    Соблюдать дисциплину.

    Трудиться усердно, не «халявничать».

    Следовать правилам, которые приняты в организации, где нарушитель работает.

    Не сбегать и не пропадать.

    Предупреждать инспекцию о возможной смене места жительства.

Если какую-то из перечисленных обязанностей осуждённый нарушит, инспектор может сообщить об этом суду. Суд в случае неподобающего поведения нарушителя вправе вынести решение об ужесточении наказания.

Если нарушил предписание суда

За отлынивание от труда, халатное отношение к обязанностям либо неявку нарушителю выносят предупреждение. Если предупреждение не убедило гражданина быть более внимательным, исправительная инспекция фиксирует факт злостного уклонения от обязательных работ.

Злостным уклонением законодательство считает невыход на работу без уважительной причины 2 раза или более в течение 1 месяца. Также о злостном нарушении можно говорить, если трудовая дисциплина нарушалась осуждённым минимум дважды за 1 месяц.

Злостное уклонение – отдельное административное правонарушение. За него осуждённому грозят либо штраф в размере от 150 до 300 тыс. рублей, либо административный арест. Замена обязательных работ лишением свободы происходит исходя из следующего расчёта: 1 сутки заключения = 8 часов общественно полезного труда.

Даже если нарушителя обяжут выплатить штраф за уклонение, это не освободит его от необходимости отрабатывать.

Общественные работы как форма наказания – на редкость удачное новшество российского законодательства. Заставить нарушителей работать на благо города куда более справедливо, чем рассадить их по камерам и кормить за счёт налогоплательщиков. В СМИ то и дело появляется информация о том, что перечень нарушений, за которые будут приговаривать к общественному труду, может быть существенно расширен – возможно, уже в скором времени эта мера наказания станет применяться и к «пьяным» водителям.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году