Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Проблемы миграции населения. Учебный проект "проблемы миграции в современной россии и пути их решения" Пути решения миграционных проблем в мире

контрольная работа

1.3 Проблемы мигрантов

миграция трудовой ресурс население

Последствия миграций могут быть как положительными, так и отрицательные. В странах, которые поставляют рабочую силу, трудовая миграция способствует снижению уровня безработицы, дает дополнительные источники валютного дохода в виде денежных переводов рабочих-мигрантов своим семьям. После возвращения домой такие мигранты обычно пополняют ряды среднего класса, используя заработанные деньги, чтобы открыть на родине собственное дело, а это помимо всего прочего приводит к созданию новых рабочих мест. С другой стороны, далеко не все трудовые мигранты возвращаются в свою страну.

У стран, принимающих трудовых мигрантов, возникает еще больше разного рода проблем. Конечно, таким путем они в какой-то мере компенсируют недостаток трудовых ресурсов (особенно в отраслях с низкой квалификацией занятых) и получают некоторые экономические выгоды. Однако социальные проблемы трудовая миграция, как правило, только обостряет. Лишь части из пришлых рабочих удается получить гражданство принимающей страны и стать ее полноправными гражданами. Остальным приходится довольствоваться так называемым видом на жительство, что не делает их полноправными членами общества. Хотя рабочие-мигранты нередко живут и работают в своего рода этнических анклавах и существуют как бы сепаратно в своей культурно-политической среде, иммигрантские общины часто влияют на облик целых городов, зачастую становясь очагами преступности, наркомании и других социальных зол. Даже в периоды экономических подъемов это вызывает протесты местного населения. Когда же подъем сменяется кризисом, депрессией или состоянием политической нестабильности, возрастает и неприязнь к иммигрантам, начинаются межэтнические трения и раздоры. Неудивительно, что трудовые миграции давно уже стали объектом острой политической борьбы между демократическими и националистическо-экстремистскими силами.

Например, в России механизмом перераспределение трудовых ресурсов (внутренняя миграция населения) является необходимым условием для обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Такое перераспределения населения призвано сглаживать существующие межрегиональные различия и более эффективно задействовать дефицитные трудовые ресурсы России. Однако отсутствие сформировавшихся общероссийских рынков труда и жилья, административные барьеры, недостаточная степень развития финансового рынка приводят к неэффективности рыночных механизмов регулирования внутрироссийских миграционных потоков. Единственный регион, который остается трудоизбыточным сегодня, - это республики Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария). Проблемы, связанные с их занятостью, отражаются в том, что значительная часть мигрантов из этих республик приезжает на заработки в другие регионы России, и проблемы здесь связаны, в первую очередь, с ростом ксенофобии в обществе. Как следствие, острота проблем трудовой миграции в настоящее время не снизилась, а в некоторых аспектах даже обострилась. В частности, актуальными остаются проблемы легализации и защиты трудовых прав мигрантов; культурная и трудовая адаптация мигрантов, и так далее.

Что касается внешней миграции, проблема постановки на миграционный учет трудовых мигрантов более или менее решена, то проблема получения разрешения на работу для трудовых мигрантов еще остается.

Есть еще несколько ключевых проблем в сфере трудовой миграции, которые требуют обсуждения. Во-первых, необходимо определиться, необходима ли России трудовая миграция или нет. Судя по демографическим прогнозам, в первую очередь у нас громадный провал в обеспечении трудовых ресурсов. Начиная с 2009 и до 2017 года, ежегодно из трудоспособного возраста уходят порядка миллиона человек. А до 2025 года сокращение населения в трудоспособном возрасте составит почти 14 миллионов человек. Это прогноз Росстата, средний вариант. Мы нуждаемся в притоке трудовых мигрантов, но у властей и в обществе нет консенсуса: нужны ли мигранты или нет. Есть точка зрения, что демографический вызов слишком серьезный, и нам без мигрантов не обойтись; другая постановка вопроса - это будущее русско-православного культурного ядра, и его размывание чревато серьезными социокультурными вызовами. Другая проблема - отсутствие инструментов борьбы с ксенофобными настроениями, которые очень распространены. Нет инструментов согласования интересов федеральных и региональных властей, органов местного самоуправления принимающего населения, работодателя и самих мигрантов. Т.е., должно быть четкое разграничение компетенции и в сфере миграционной политики, и в сфере политики интеграции мигрантов.

Важнейшими задачами, стоящими практически перед всеми странами мира в области регулирования миграционных потоков, являются минимизация стихийного развития данных процессов, снижение их негативного влияния. В РФ также идет поиск механизмов использования потенциала миграции в реализации различных социально-экономических проектов, предпринимаются попытки реализации территориально-дифференцированного принципа в миграционной политике.

Механизмы решения данной проблемы включают:

Совершенствование законодательства РФ в области миграции, приведение его в соответствие с нормами международного права, для чего, в частности, предусмотрено заключение межгосударственных соглашений со странами СНГ;

Совершенствование системы иммиграционного контроля, включая меры по депортации (выдворению) незаконных мигрантов;

Дифференцированную финансовую поддержку вынужденных мигрантов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

Создание центров временного размещения вынужденных переселенцев,

Компактных поселений, новых рабочих мест и др.

Таким образом, значительное разнообразие видов, форм, типов, причин и тенденций, свойственных миграционным процессам, порождает не менее значительное разнообразие проблем, с которыми сталкиваются мигранты и которые необходимо решать. Проблема регулирования миграций все больше выходит за пределы отдельных стран, приобретает международное и общенациональное значение, требует формирования регулирующих механизмов на международном уровне. Наиболее значимыми проблемами для принимающих государств являются:

Предотвращение возможных конфликтов, складывающихся на основе усиления миграционных процессов;

Защита национальных интересов с помощью административно-ограничительных мер, не противоречащих нормам демократических государств;

Создание механизмов интеграции мигрантов в принимающую социальную среду.

Особенно актуальны вопросы, связанные с миграционной политикой, для государств, которые уже не в состоянии естественным путем преодолеть проблему демографического кризиса. К таким странам относится и Россия. А с учетом активизации миграционного движения во всем мире, в т.ч. в России, возрастает и степень влияния миграционных процессов на социально-демографическое развитие общества. Все это обусловливает необходимость разработки комплекса мер по совершенствованию государственной политики в области миграции населения.

В последние десятилетия наблюдается интенсификация процессов миграции. В 2005 г. 191 млн. человек, представлявших 3% мирового населения, жили за пределами стран своего происхождения, а в наши дни эта цифра по оценке Всемирного банка составляет 215...

Анализ и прогнозирование международных миграционных процессов

Денежные переводы представляют собой самую непосредственную и наиболее ощутимую выгоду международной миграции. С усилением глобализации мировой экономики они поступают во все большее число стран...

Анализ и прогнозирование международных миграционных процессов

Анализ и прогнозирование международных миграционных процессов

Прогнозная оценка числа трудовых мигрантов, получивших разрешение на работу в России на 2011 год была получена одним из методов коллективных экспертных оценок - методом Дельфи. Опрос проводился в два тура. Были получены данные от 32 экспертов...

Анализ и прогнозирование международных миграционных процессов

В таблице 3.2 приведена информация о количестве трудовых мигрантов, получивших разрешение на работу в России с 2000 по 2010 год. Таблица 3.2 Информация о количестве трудовых мигрантов, получивших разрешение на работу в России с 2000 по 2010 год, тыс...

Анализ миграционной политики США по отношению к выходцам из Латинской Америки на современном этапе

На сегодняшний день можно с уверенностью утверждать, что США до сих пор сохраняют за собой статус «государства мигрантов», несмотря на остроту, которую приобрела миграционная проблематика в последнее десятилетие. Как и несколько веков назад...

АТЭС как механизм диалога и согласования позиций государств по ключевым вопросам экономики, торговли, инвестиций, активизации экономического и технического сотрудничества, подготовки кадров

Рабочая группа по рыболовству (The Fisheries Working Group).11 С. Гончаренко «Россия вступила в АТЭС» // «Море» №2 1998 г. http://seamagazine.rmis.ru Создана в 1991 году для изучения действующих соглашений по вопросам международного сотрудничества в области рыболовства...

Глобальные проблемы экономики

Если рассматривать мировую экономику как сложную систему, в которую входят рынки сырья, рабочей силы, финансов, коммуникаций и информационных ресурсов, товаров и услуг...

Изменение роли МВФ в условиях мирового финансового и экономического кризиса

Если обратиться к истории, проблемы МВФ появились задолго до настоящего кризиса. До войны в 1973 году эксперты обозначили ряд причин для реформирования МВФ, которые должны были стать впоследствии очевидными для всех: 1...

Международный Валютный Фонд: основные функции и направления деятельности

Главный экономист МВФ Оливье Бланшар оценивает перспективы роста мировой экономика как посредственные. Не исключено, что на практике дело пойдет по негативному сценарию. Два основных препятствия для экономического роста...

Миграционная политика Швеции в контексте социальных преобразований

Увеличение миграционных потоков, разные обстоятельства, при которых прибывают иммигранты, изменение категорий мигрантов поставило перед шведским правительством вопрос о регулировании миграционных потоков в страну. Для этого постепенно...

Роль таможенных процедур во внешнеэкономической деятельности

Главное управление организации таможенного контроля Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ ведет постоянный мониторинг по применению экономических процедур. До сих пор остро стоит проблема, связанная с тем...

Современные проблемы миграции трудовых ресурсов

Основной центр притяжения населения в России - Москва и Московская область. Миграционную ситуацию в этих регионах сложно анализировать автономно, и, естественно, не только потому...

Теоретическое осмысление миграционного кризиса на фоне европейской интеграции

Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению иммиграционной политики ЕС, необходимо дать определение ключевым терминам миграционного процесса. Под ищущим убежища лицом (аnasylumseeker) подразумевается человек...

Управление социальной адаптацией мигрантов в России

С научной точки зрения понятие «адаптация» традиционно является одним из основных компонентов категориальной системы современной философско-социологической науки. Как известно, еще со времен Аристотеля...

В экономической, политической и социальной жизни России имеет место тенденция под названием трудовой миграции населения. Для того чтобы детально разобраться в этом, целесообразно рассмотреть определенный объем информации, касающийся данного вопроса.

Стоит отметить, что Россия занимает лидирующие позиции среди государств, являющихся привлекательными для мигрантов. В этом перечне находится и . Условия для приема граждан в этих странах имеют существенные отличия. Если в Штатах предусматривается прохождение многочисленных комиссий и проверок, целью которых является утверждение квалификации, то мигрировать в Россию предоставляется возможным как с наличием образования, так и без него. Необязательным является даже владение русским языком. Данная ситуация считается достаточно непростой, так как Россия получает дешевую рабочую силу, что является экономически выгодным, а мигранты, в свою очередь, остаются довольны, так как повышается уровень их жизни.

По последним статистическим данным, количество иностранцев, мигрировавших , составило около 6 млн. человек. Причем, около 60% из них нелегалы, у которых закончился срок разрешительных документов. Именно по этой причине в ФСГС появилось много новостей, свидетельствующих о внесении изменений и поправок в миграционное законодательство страны, которые действуют в 2020 году.

В данном видео человек рассказывает о том, как он планировал переезд на ПМЖ в Россию

Актуальность проблемы миграции в России

Миграция в России, как в принципе и международные миграционные процессы, является проблемой, которая имеет под собой ряд веских причин. Уровень жизни включает в себя следующие понятия: безопасность проживания, качественное медицинское обслуживание, возможность учиться и получить соответствующее образование, наличие собственного жилья, социальную защищенность и возможность наполнить потребительскую корзину. По данным российского ведомства статистики большая часть , среди которых ведущее место занимают , и .

Ситуация накаляется в том случае, когда часть работников по некоторым специальностям становится невостребованными. Кроме того, имеют место и обратные ситуации, когда в зарубежных компаниях сокращают россиян. Это может быть связано с введением многочисленных штрафных санкций. По большей части данный аспект касается нефтяной промышленности и машиностроительных предприятий. Если российский рынок сбыта для таких компаний перекрыт, то они больше не будут нуждаться в обслуживании, что чаще всего заканчивается возвратом специалистов в Россию.

На сегодняшний день условия в Российской Федерации как, с экономической точки зрения, так и с политической стороны являются далеко не простыми. Несмотря на это приток мигрантов в Россию с каждым годом увеличивается. Значительная часть миграционных процессов осуществляется за счет стран СНГ, обеспеченность и уровень жизни которых такой, как и в России. При этом прирост населения в Российской Федерации имеет тенденцию к уменьшению, однако, этот процент сравнительно невысок и равен 15,5%. Объяснить такое положение вещей можно наличием квалифицированных кадров, выезжающих из страны.

У многих противников миграции возникает закономерный вопрос: появляются ли проблемы из-за мигрантов? Касательно этой темы аналитиками сделан вывод, что миграционный рост ровным счетом не оказывает никакого влияния на размеры заработных плат для коренных жителей России и рост преступности.

Дело в том, что соблюдение законов является основным условием для иностранцев, прибывших в Россию. Их несоблюдение грозит приезжим депортацией. По статистике процент преступлений, совершенных мигрантами мизерный, и кроме того, основная их часть – нарушения условий .

Кроме того, увеличилось количество преступлений, совершенных иностранцами на территории страны. Стоит заметить, что их характер ничем не отличается от преступлений, совершенных коренными жителями России. Согласно статистических данных это мошенничество и воровство.

На основании вышесказанного остается сделать вывод, что миграционные процессы оказывают влияние на общественную жизнь России внутри страны, которое обусловлено разницей интересов.

Несмотря на трудности и сложную экономическую и политическую ситуацию в мире, прогноз в данном направлении свидетельствует о том, что как приток иностранцев, так и отток российских граждан за границу будет иметь тенденцию к увеличению.

Более низкий уровень жизни по некоторым странам по сравнению с Россией как раз и явился причиной появления многих желающих получить работу в стране. Именно этим можно объяснить ужесточение контроля и внесение изменений в российское законодательство.

По прогнозам аналитиков, число иностранцев, мигрирующих в Россию, значительно вырастет в 2020 году.

Всем желающим переехать в Россию, а также выехать из нее, настоятельно рекомендуется изучить поправки, внесенные в законодательную базу. Именно в связи с тенденцией роста миграционных процессов увеличились размеры штрафных санкций.

В особо сложных случаях иностранные граждане подвергаются депортации на родину, без возможности повторного выезда на протяжении 10 лет.

Для граждан ряда стран вопрос миграции в другое государство - единственное решение насущных проблем. Их желание улучшить условия жизни и обеспечить семью необходимым объяснимо. Однако эти изменения отражаются как на их собственной жизни, так и на обществе, вызывая определенные проблемы миграции в России.

Миграция глазами местных жителей

В последнее время россияне начали испытывать беспокойство в связи с увеличением числа иностранцев.

Согласно данным Всемирного Банка, по количеству мигрантов Россия занимает второе место в мире.

В будущем ожидается рост численности приезжих из других стран. Чего боятся наши соотечественники? Как правило, это:

  • рост преступности. Среди опасностей, связанных с миграцией, можно перечислить нелегальное использование денежных средств, ввоз оружия, терроризм;
  • контрабанда наркотиков;
  • рост безработицы среди местного населения. Учитывая, что 1/3 рабочих мест в Москве занята мигрантами, можно сделать вывод, что они отняли рабочие места у местных жителей. Однако в этом виноваты не мигранты, а нечестные работодатели, которые предпочитают нанимать нелегалов: те не требуют оплаты больничных, готовы трудиться без выходных за меньшую зарплату, чем местные;
  • распространение болезней;
  • угроза русской идентичности.

Независимо от того, насколько эти опасения оправданы, социологи отмечают рост негативного отношения к мигрантам. Опросы, проведенные исследовательской организацией «Левада-Центр», выявили: в 1994 году мнение «Россия - для русских» разделяло 13% опрошенных, а спустя 20 лет их число достигло 66%.

Миграция с точки зрения властей

Власти страны признают, что действующая политика (причем не только в отношении внешней, но и внутренней миграции) вызвала проблемы трудовой миграции в России, среди которых:

  1. Неудовлетворительное регулирование внутренней миграции.
  2. Нарушение демографического баланса.
  3. Отток средств из казны.
  4. Размывание границ российских социально-культурных ценностей.
  5. Приток неквалифицированной рабочей силы.
  6. Рост дешевой рабочей силы, сдерживающий процесс подготовки собственных трудовых резервов.
  7. Обострение отношений между представителями разных национальностей и религий.

Нельзя не упомянуть и сложности статистического учёта. Несмотря на усилия государственных институтов, система миграционной статистики пока не отлажена. Базы данных миграционной службы не содержат полной информации о количестве прибывших и покинувших страну.

Но на самом ли деле проблемы миграции населения вызовут сложности в российской экономике? Нужны ли стране трудовые мигранты?

Способы решения проблем

Несмотря на кризис, Россия привлекает трудящихся из других стран и иностранные капиталовложения. В зависимости от организации процесса миграция может стать как выгодным, так и убыточным делом. Чтобы решить миграционные проблемы в России и сделать сотрудничество взаимовыгодным, необходимо позаботиться о создании приемлемых условий для мигрантов, помочь им в получении официальных разрешений на работу. Не менее важно сформулировать перечень востребованных профессий и усовершенствовать методы статистики.

В целом приток мигрантов выгоден России, ведь они производят до 12% ВВП страны.

Пользу из труда мигрантов извлекают как наниматели, так и многие учреждения: банки, телефонные операторы, авиалинии и пр. Кроме того, приезжие готовы выполнять тяжелую физическую работу, которая не привлекает местных жителей.

Внутренняя миграция

Сложности с прибытием рабочих из-за рубежа дополняют проблемы межрегиональной миграции в современной России. Возникла тенденция перемещения жителей северной части страны, Сибири и Дальнего Востока в центральные и южные регионы. Демографы назвали это явление “западным дрейфом”. Более 66% мигрантов двинулись в Центральный федеральный округ, тогда как миграционный баланс остальных округов приблизился к нулю.

Решится ли эта проблема? Пока неизвестно, как прекратить этот дрейф на запад. Все хотят жить в городах с высоким экономическим потенциалом и развитой социальной инфраструктурой, поэтому и тянутся в Московскую и Санкт-Петербургскую агломерации.

Почти весь прирост (более 90%) во внутренней миграции относится к 10 регионам страны, причем в Москве и области поселились 54% внутренних мигрантов. Остальные же регионы России только теряют население.

Глобальная картина

Глобализация ведет к перемещению средств и человеческих ресурсов. Огромные потоки мигрантов из бедных стран или государств с кризисной экономикой ищут лучшей жизни в благополучных местах. ООН сообщила, что общее количество мигрантов в мире превысило 230 млн. Проблемы миграции в современном мире настолько волнуют мировое сообщество, что многие страны считают демографию и эффективную миграционную политику приоритетами своей национальной безопасности.

Ограничение миграции - не лучший выход. Организованный и контролируемый процесс способен положительно повлиять как на страны-доноры, так и на принимающие государства.

Миграция способствует обмену навыками, культурному обогащению, вносит вклад в развитие экономики страны.

Чтобы сдержать поток мигрантов, недостаточно запретительных мер, которые обычно ведут к росту нелегальной миграции. Вместо этого следует содействовать развитию стран-поставщиков: вкладывать деньги в образование, медицину, информационные технологии.

Решить проблему в рамках ЕС, а тем более на международном уровне непросто. Некоторые страны полагают, что вопросы миграции - исключительно национальная компетенция. Однако лучший выход - объединение усилий на всех уровнях.

Проблема мигрантов расколола Европу на два лагеря: видео

Нет более лицемерного утверждения

Если проанализировать экономическое развитие крупных этнически однородных групп, то бросается в глаза, что в основном две из них реально претендуют на лидерство – страны Восточной Азии (прежде всего Китай, Япония, Южная Корея и Вьетнам) и страны Запада (Европа, США и Израиль). Около 1,7 млрд азиатов соревнуются с 1,1 млрд жителей Запада. И хотя и тем, и другим странам время от времени приходится преодолевать кризисы, в целом их развитие носит прогрессивный характер – они модернизируются и пытаются отстаивать свое лидерство. Азиаты сравнительно недавно включились в это соревнование, но все чаще наступают Западу на пятки – в первую очередь из-за своего упорства и стремления к знаниям.

В итоге эти 2,8 млрд человек производят 75% мирового ВВП, в то время как прочие 4,5 млрд не просто отстают от них, но с каждым годом увеличивают это отставание. Если в 1980 г. по доходу на душу населения Индия, Пакистан и Бангладеш обгоняли Китай, то нынче он обогнал их более чем в пять раз. Из 170 тыс. изобретений, сделанных во всем мире и официально зарегистрированных американским патентным ведомством в 2015 г., на долю этих 4,5 млрд приходится лишь 3,2%, причем две трети из них – на долю Индии.

Представители лидирующей группы хотя и имеют высокую квалификацию, но, как правило, уже немолоды (особенно европейцы). У представителей второй группы все наоборот: они молоды и не имеют высокой квалификации, причем ее уровень с каждым годом падает все ниже. Азиаты куда более жестко и прагматично, чем европейцы, относятся к иммиграции: они готовы открыть свои границы лишь тем, кто не уступает им по квалификации и способен принести пользу их странам. Как правило, этим требованиям отвечают азиаты из менее развитых стран, которые и иммигрируют в страны более развитые, не особенно сильно меняя их этническую структуру и культурную среду.

Совсем по-иному обстоит дело на Западе, куда и стремятся попасть многие из 4,5 обделенных жизнью миллиардов. Наиболее распространенный побудительный мотив – социальные блага, которых практически нет в Восточной Азии, но которые щедро предлагает Европа и менее щедро – США. Исключения составляют ныне лишь Австралия, Великобритания, Новая Зеландия и страны Восточной Европы, тщательно ограничивающие иммиграцию неквалифицированных претендентов. Таким образом, для наиболее отчаянных и решительных из этих 4,5 млрд остается в качестве пристанища лишь относительно небольшая территория между Одером и Португалией. Наиболее притягательной ее частью остается Германия, где уже четверть населения имеет иммиграционное происхождение.

Известный германский социолог и исследователь миграции Гуннар Хайнзон исходит из того, что в настоящее время наибольшее иммиграционное давление на Европу оказывают 52 страны с общим населением 1,4 млрд человек, для которых так называемый «индекс войны» (соотношение численности молодых мужчин в возрасте от 15 до 19 лет к численности лиц в возрасте от 55 до 59 лет, готовящихся покинуть рынок труда) превышает 3. Для сравнения: в ФРГ он составляет 0,66. По прогнозам Хайнзона, к 2050 г. число подобных стран снизится до 42, но их суммарное население возрастет до 2 млрд человек, к тому же доля желающих иммигрировать там постоянно растет. Если сегодня таковых, по оценкам, около 400 млн человек, то к 2050 г. их может стать уже 850 млн. Даже если им это удастся, население Африки будет минимум на 350 млн человек превышать нынешнее, так что ни одно африканское государство не станет всерьез обсуждать с Европой вопрос о приеме обратно своих граждан.

Но не только африканская нищета гонит людей на Запад. В куда более благополучных странах типа Бразилии и Индонезии хотя и достаточно природных ресурсов, но катастрофически не хватает квалифицированных специалистов, без которых достойного места на мировом рынке не занять. Поэтому и из этих стран десятки миллионов людей устремляются за лучшими перспективами на Запад. Показательно, однако, то, что наиболее перспективные из этих мигрантов устремляются в англосаксонские страны или в Восточную Азию, в то время как наименее квалифицированные оседают между Дуйсбургом и Дрезденом. В итоге первые получают новых налогоплательщиков, в то время как Германия – новых получателей государственных пособий. Требующиеся для этого миллиарды пока еще поступают от «креативного класса». Вопрос лишь в том, как долго он еще будет мириться с жизнью в стране с одним из самых высоких в мире уровней налогообложения. Вряд ли известие о том, что ФРГ в год тратит на «беженцев» более 20 млрд €, улучшает их настроение. Тем более что они все чаще получают предложения от рекрутинговых агентств продолжить свою карьеру в иных странах и регионах с куда более благоприятными условиями. Возможно, это незаметно на первый взгляд, но ежегодно около 140 тыс. высококвалифицированных немцев принимают подобные предложения.

Куда более заметен приток неквалифицированных иммигрантов в Европу. При наличии политической воли его несложно было бы прекратить. Средиземноморскую внешнюю границу ЕС протяженностью 3000 км защитить куда проще, чем 25 тыс. км морской границы Австралии, через которую с 2013 г. никто не проник в страну нелегально и на которой не зафиксированы тонущие «беженцы». Дураков в мире не так много, и никто не станет платить тысячи долларов контрабандистам, если известно, что в итоге путешествие завершится там же, где и началось. Иное дело Европа: достаточно плюхнуться в Средиземное море и просигналить SOS чуть ли не у самого африканского берега, как тут же по соседству окажутся доброхоты и оттранспортируют «беженца» в Европу. Так что когда левые политики рассказывают избирателям о людях, стремящихся в вожделенную Европу с риском для жизни, они явно преувеличивают.

В ходе их профессиональной подготовки будущих санитаров учат оценивать, кому из многочисленных пострадавших на месте тяжелого дорожно-транспортного происшествия следует оказывать помощь в первую очередь. Важнейшее правило при этом гласит: обращай в первую очередь внимание на тех, кто неподвижен, не стонет, не кричит и не просит о помощи, поскольку таким действительно особенно плохо. Такого правила бы не существовало, если бы подобное поведение было чем-то само собой разумеющимся. Но это вовсе не так, поскольку на практике очень трудно игнорировать громкие просьбы о помощи и концентрироваться в первую очередь на действительно тяжело раненных. Кроме того, определенную роль играет и сидящее у нас в подкорке стремление к получению поощрения – желание услыхать вполне заслуженное «спасибо». Человек в целом – существо солидарное, охотно оказывающее помощь другим. Важно лишь сформулировать правила для определения приоритетов оказания помощи, поскольку в условиях катастрофы эмоции могут затмевать логическую оценку ее причин и реального положения. Подобное происходит и в связи с массовой иммиграцией в Европу: желающие помочь полностью потеряли обзор и концентрируются в первую очередь на тех, кто громче всего заявляет о себе.

Миграция как задача без ответственности

Уже многие годы в Средиземном море идет война. Не между странами, а между реальностью, самовольно присвоенными правами и утилитаризмом. Суда типа «Аквариуса» совершают рейды вдоль североафриканского побережья с целью «спасения» тех, кто вверил свою судьбу контрабандистам и – кто бы сомневался – в связи с этим оказался в опасности. В этом и состоит смысл игры и (после множества смертей последних лет) единственная гарантия, позволяющая контрабандистам завлекать «клиентов» на свои утлые суденышки. Ведь ни один вменяемый человек не может всерьез рассчитывать на то, что кусок резины с 600 пассажирами на борту, без навигации, запасов бензина и продовольствия, самостоятельно доберется до Лампедузы или Мальты.

«Аквариус» и подобные ему суда являются частью извращенной игры, и все ее участники прекрасно знают, что то, чем они заняты, вовсе не является спасением жертв морских катастроф. Будь это так, это означало бы, что спасенные должны – в полном соответствии с международным морским правом – быть доставлены в ближайший безопасный порт. Безопасный в плане отсутствия угрозы утонуть, а не оптимальный с точки зрения перспектив дальнейшего существования. Такси в светлое будущее морским правом не предусмотрено.

Контрабандисты, сознательно толкающие людей на смерть, превратили спасение утопающих в вымогательство. Это выглядит примерно так, как если бы в приемном покое врача некто пытался вскрыть себе вены, чтобы поскорее попасть на прием. И неважно, что в комнате есть те, кому помощь доктора нужна куда более срочно и кто не в состоянии громко заявить об этом. Истекающий кровью громко кричит и изо всех сил старается попасть в видеокамеры, чтобы обеспечить себе широкую медийную поддержку. И даже если врач возмущен таким поведением, что ему остается делать? Не смотреть же, как авантюрист истекает кровью. Те же пациенты, которые ведут себя надлежащим образом, остаются в итоге в дураках.

Возвращаемся к «Аквариусу», которому недавно после очередной драматической акции не удалось, как обычно, сгрузить свою «добычу» в Италии. Многие годы схема работала безотказно, в результате чего экипажи подобных «спасательных» суден успешно могли перекладывать результаты своего фактического сотрудничества с контрабандистами на других людей, купаясь при этом в чувстве честно выполненного гуманистического долга.

Но вдруг Италия отказалась участвовать в этом фарсе, и «спасатели» оказались поставленными перед неожиданной проблемой: на борту закончились припасы. К их счастью, брешь согласилась заткнуть Испания. Там как раз сменилось правительство, и пришедшие к власти социал-демократы сочли ситуацию вполне подходящей для полировки собственного имиджа. Так что «Аквариус» причалил в Аликанте, где под многочисленными объективами камер восторженных журналистов мировых СМИ ссадил на берег сотни «беженцев от войны».

Действительно ли беженцев от войны? Давайте присмотримся к списку пассажиров поподробнее: 43 человека – из Алжира, 1 – из Афганистана, 3 – из Бангладеш, 6 – из Камеруна, 2 – с Коморских островов, 1 – из Конго, 11 – с Берега Слоновой Кости, 60 – из Эфиопии, 11 – из Гамбии, 3 – из Ганы, 4 – из Гвинеи-Бисау, 22 – из Гвинеи, 1 – из Либерии, 11 – из Мали, 11 – из Марокко, 1 – из Нигера, 148 – из Нигерии, 11 – из Пакистана, 13 – из Сенегала, 20 – из Сьерра-Леоне, 5 – из Сомали, 152 – из Судана, 49 – из Южного Судана, 9 – из Того.

Конечно, по сравнению с шикарной квартирой в элитарном районе Берлина или дачным домиком левого политика в Тоскане все это – не лучшие места на земле. Но все же существуют различные градации. Гвинея, Марокко, Того, Гамбия, Гана, Алжир… Почему из мест, где не идет война, люди бегут именно в Ливию? То есть в страну, где, в отличие от их родины, действительно идет война. Неужели сегодня от нищеты уже бегут в районы военных действий? Да нет же! Это обещания контрабандистов и надежда на «спасателей», патрулирующих североафриканское побережье, подталкивают людей к подобным путешествиям.

Но вновь возвращаемся к одиссее «Аквариуса» и связанному с ней медийному хеппи-энду. Ведь в наших СМИ эта история завершается благополучной высадкой 600 пассажиров и гордых содеянным «спасателей» на испанскую землю. Между тем перед властями Аликанте стояла проблема размещения прибывших.

Студенты – прочь, иммигранты – милости просим!

Решение было принято в пользу общежития Университета Аликанте, обитателей которого попросту вышвырнули на улицу. Им дали сутки на то, чтобы освободить комнаты, за которые студенты, между прочим, платят по 750 € в месяц. C 1 июля комнаты должны были освободиться, поскольку во время каникул университет использует их как молодежную гостиницу, однако до окончания семестра оставались еще две недели…

Как плохой анекдот звучит рассказ одного из выселенных студентов о том, что он на курсах немецкого языка готовился к будущим поискам работы в Германии, поскольку в Испании не видит никаких шансов. Так что и этот студент, и пришельцы из Африки имеют одну и ту же цель – Германию. Но если один прикладывает усилия для приобретения квалификации, необходимой на германском рынке труда, то другой ничего подобного не делает, предпочитая переходить из рук в руки очередного «спасителя», каждый из которых гордится своей «гуманитарной» миссией.

Никто из этих «спасителей» не задается вопросом о том, решает ли он в действительности какие-либо проблемы или лишь создает новые. Их деятельность не подвергается сомнениям, а любая попытка критики тут же блокируется убийственным аргументом: «Ты хочешь, чтобы эти люди утонули?!» Это, как правило, затыкает рты даже тем, кто хотел было указать на то обстоятельство, что и контрабандисты, и их «клиенты» сознательно выбрали свой путь.

Я уверен в том, что если бы «спасательные» суда начали доставлять своих пассажиров в Тунис или Алжир, число судов, гибнущих в Средиземном море, в один момент сошло бы на нет. Не в этом ли должна была бы заключаться задача «спасателей»? Или для них куда важнее ощущать себя на вершине гуманизма, не слишком задумываясь о том, что затем произойдет с их подопечными и не станет ли их транспортировка в Европу началом цепи малых и больших неприятностей, ответственность за которые эти «спасатели» перекладывают на других людей? В этой связи обвинения в сотрудничестве с контрабандистами вовсе не выглядят беспочвенными. Я же иду еще на один шаг дальше и утверждаю, что характер их деятельности делает их самих контрабандистами. Только плату за свои услуги они берут не деньгами, а красивыми картинками и чувством морального превосходства.

Никого нельзя обвинять в том, что он ищет лучшей доли для себя и своей семьи. Так было всегда и, если бы эти действия не основывались на лживых обещаниях «рая на земле», вполне соответствовало бы высшей цели европейского Просвещения: осознанному и индивидуальному решению взять собственную судьбу в свои руки, приняв на себя ответственность за свое будущее. Но, попав в руки европейских торговцев людскими душами, человек становится объектом опеки и сочувствия к самому себе, и вырваться из этого состояния уже практически невозможно.

То обстоятельство, что большинство из тех, кто стал на подобный пагубный путь, не сможет найти своего настоящего места в Европе, «помощникам» не просто безразлично – оно на самом деле составляет – осознанно или неосознанно – базис их деятельности. Того, кто находится в самом начале цепочки, по которой «беженцы» передаются из рук в руки, мало заботят проблемы, с которыми позже придется столкнуться помощникам на местах и разочарование самих иммигрантов. А поэтому они продолжают доставлять на европейские берега все новый и новый человеческий груз. И совсем другие люди, призванные далее заниматься пришельцами, с каждым днем все более отчетливо понимают, что большинство из них не имеет каких-либо удовлетворительных перспектив в Европе. Рано или поздно вызванные этим проблемы достигнут такого масштаба, что общество будет вынуждено предоставить этих людей самим себе и позволить им создать в Европе те самые параллельные структуры, от которых они бежали. Несомненно, все это будет нам представлено как политическое достижение.

Утилитаризм и беспомощность

У меня создается впечатление, что Запад – то есть Европа и Северная Америка – уже давно потеряли Африку. На смену колониализму пришла продолжающаяся до сих пор эра коррупции и диктатуры, на которую мы практически безучастно взираем. Экономическая помощь в большинстве случаев превращается во взятки, похвальные исключения из этого правила можно перечесть по пальцам. Еще два десятилетия назад угроза взрывного роста населения Африки считалась важнейшей проблемой этого континента. Сегодня об этом практически не говорят. За фаталистской констатацией катастрофических масштабов роста населения в государствах Центральной и Западной Африки, который не в состоянии выдержать никакая экономика, следуют вовсе не программы по развитию образования и просвещения, а ооновские планы глобального переселения, от которых так и разит утилитарным «гуманизмом».

Авторы этих программ намерены использовать переизбыток населения в африканских странах для «пополнения» стареющей популяции в Японии, России или Европе. Соответствующее словосочетание «миграция для поддержания популяции» подходит, скорее, для лексикона мелких дельцов, зарабатывающих разведением собак.

Похоже, на Африке поставили крест, и ни у кого уже нет надежды на то, что тамошние государства в состоянии встать на ноги и развиваться в правильном направлении. Взрывной рост численности населения переквалифицирован из проблемы в ресурс, который может быть использован для «миграции для поддержания популяции». Цель оправдывает средства, а потому средиземноморские «такси» отлично вписываются в ооновские планы.

Если продолжать эти планы, о чем я думаю с ужасом, то окажется, что переселение «лишних» африканцев – это только начало. Ведь «импортированные» люди не оптимально приспособлены к жизни в Европе или Японии, поскольку детство и юность в другой общественной среде наложили на них свой отпечаток. Так что придется извлекать «ресурсы» на более ранней стадии и «импортировать» детей. Именно таково направление развития планов, которые строят обладатели куриных мозгов из ООН и их добровольные помощники из европейских НКО. Речь идет – не больше и не меньше – о легальном рабстве. У меня не хватает слов, чтобы выразить свое возмущение по этому поводу!

ООН рассчитывает на то, что уже сегодня иммигранты отправляют домой с Запада больше денег, чем весь мир вкладывает в экономическую помощь Африке. Но оба эти денежные потока имеют нечто общее: они препятствуют развитию там, куда они поступают, и цементируют зависимость региона от подачек. А живущим в Европе обязанность отсылать деньги на родину препятствует в ведении самостоятельной жизни на новом месте. Цепочка зависимостей с двух сторон тем самым только укрепляется.

Ultra posse nemo obligatur

Когда именно мы утратили представление о реальных последствиях наших действий? Мне кажется, это произошло тогда, когда мы стали делегировать свои решения инстанциям, которым приписываем высокую моральность и компетентность. Однако чем дальше отстоит место принятия решения от очага проблемы, тем сложнее оценить последствия этого решения. Принцип римского права «Ultra posse nemo obligatur» («Никого нельзя обязать сверх его возможностей») все чаще заменяется недопустимыми оценками.

Сидя в Мадриде, просто выставить на улицу студентов из Аликанте и поселить в их квартирах иммигрантов, поскольку их ситуация кажется более сложной. С точки же зрения студента, чьей солидарностью злоупотребили и который, возможно, не получит вовремя диплом, открывающий ему карьерные шансы, граница возможностей давно перейдена. Но его никто не спрашивал, всё решили за него, как и за сотни тысяч тех, кого подобные решения влекут в Европу. Тем самым попирают интересы одних и при этом никак не в интересах других, что порождает у обеих сторон чувство горечи. В этой извращенной игре нет победителей.

Решая одну проблему, государство тем самым создает другую. И это справедливо для каждого звена причинно-следственной цепочки миграции. Африканские семьи станут в будущем компенсировать потерю своих сыновей вследствие эмиграции, заводя еще больше детей.

Успешное спасение 600 человек экипажем «Аквариуса» порождает те самые медийные картинки, которые контрабандисты будут охотно демонстрировать своим новым жертвам. А отсутствие сопротивления со стороны испанских студентов приведет к тому, что испанское правительство и в будущем станет охотно использовать подобные методы решения проблем, лишая молодых испанцев веры в правовое государство. Это порочный путь мелких и казалось бы верных решений, которые на деле ведут к катастрофе. Пока все участники этой цепочки кажущейся человечности и готовности помочь не скажут: «Стоп!», она будет оставаться тем, чем есть на самом деле – проявлением лицемерия. Расплачиваться за которое придется жителям как Европы, так и Африки.

Ну а что же Европа? Наши проблемы совместного существования являются неотъемлемой частью нашего бытия, несмотря на то, что мы сами считаем себя такими прогрессивными, имеем множество надгосударственных организаций и лучше всех умеем строить планы. Наша вера в государственную власть и вытекающее из нее все большее подчинение бюрократии и политикам довлеют над нами. Но это тема для другой статьи, если не цикла статей. Открытость для иммиграции – это, собственно говоря, логичное следствие стремления к свободе. Но наших проблем оно не решит, скорее, наоборот. Пора уже нам оставить в покое Африку, с тем чтобы она оставила нас в покое. Если мы этого не сделаем, то вскоре задушим друг друга в объятьях.

Рогер ЛЕЧ
«Еврейская панорама»

Миграция (от лат. migratio — перемещение, переселение) — любое территори-альное перемещение (переселение), совершающееся между разными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц неза-висимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности.

Выделяют четыре вида перемещений: безвозвратные , маятниковые, эпизоди-ческие, сезонные. Они специфичны по характеру, а участвующее в них население преследует разные цели: трудоустройство, улучшение экономического состояния, религиозные, политические, национальные и т.д. Безвозвратный вид миграции со-провождается перемещением населения из одних населенных пунктов в другие и сменой постоянного места жительства. Сезонные миграции населения — это пере-мещения главным образом трудоспособного населения к местам временной работы и жительства, обычно на срок в несколько месяцев, с сохранением возможности воз-вращения в место постоянного жительства.

Они в большинстве своем имеют целью удовлетворить потребности в рабочей силе отрасли с сезонным характером произ-водства. Маятниковые миграции представляют ежедневные или еженедельные по-ездки населения от мест жительства до мест работы (и обратно), расположенных в разных населенных пунктах. Их нельзя рассматривать как миграции населения в чистом виде. Эпизодические миграции представляют собой деловые, рекреацион-ные и иные поездки, совершающиеся не регулярно по времени и не обязательно по одним и тем же направлениям.

В зависимости от продолжительности различают миграцию временную, долго-срочную и постоянную ; в зависимости от географических факторов — региональ-ную, приграничную, маятниковую, транзитную ; в зависимости от административ- но-правового регулирования — добровольную, легальную, нелегальную, высылку, депортацию, переселение и реэмиграцию. В последние годы все более дает о себе знать тенденция к стиранию различий между отдельными формами миграции. Про-исходит своего рода взаимопроникновение разных форм миграции, границы между ними становятся менее четкими, размываются. Например, сезонный выезд по вер-бовке может превратиться в долгосрочную миграцию, нелегальная миграция может стать легальной после получения соответствующего разрешения на пребывание в стране.

Иммиграция населения — въезд в страну на постоянное или временное житель-ство граждан другой страны, эмиграция — выезд граждан из страны постоянного проживания. Миграция обусловлена рядом причин: экономическими (ввоз рабочей силы или въезд в страны с более благоприятными условиями работы или более вы-соким жизненным уровнем), военными (захват чужих земель и их военная колониза-ция), политическими (бегство от политических, национальных, религиозных, расо-вых и других преследований) и т.д. Иммиграция населения сыграла важную роль в заселении некоторых частей света и формировании населения многих стран мира.


Как и всякое социальное явление, миграция имеет свои плюсы и минусы. Эмигра-ция уменьшает давление на рынок труда страны-экспортера, сокращая безработицу. Трудовые мигранты, заботясь о благополучии своих семей, пересылают значитель-ную часть заработанных денег на родину, обеспечивая поступление туда валюты. Странам-импортерам миграция дает возможность использовать образовательный потенциал квалифицированных иностранных работников без затрат на подготовку. Привлечение малообразованной, неквалифицированной рабочей силы создает для местного населения возможность заниматься более интеллектуальным трудом.

Миграция обычно сопровождается усилением безработицы в странах-импортерах рабочей силы, осложнением жилищных проблем, понижением уровня оплаты тру-да (иммигранты готовы работать за низкую зарплату). В районах массового прожи-вания иммигрантов нередко ухудшается криминогенная обстановка. Иммигранты стараются как можно дольше задержаться в принимающей стране после окончания действия их трудовых договоров, вовлекаясь в теневую экономику, включая торгов-лю оружием и наркотиками.

В современном мире значительный размах приобрела межгосударственная ин-теллектуальная миграция. Между странами перемещаются значительные контин-генты трудовых ресурсов высокой и высшей квалификации разных профессий и спе-циальностей: спортсмены, тренеры, артисты, художники, писатели, композиторы, музыканты. Но самым мощным является процесс миграции научных кадров, пре-подавателей, студентов и аспирантов. Только современная русскоязычная «научная диаспора» составляет сейчас не менее 250 тыс. чел. Заметно возросла активность стран третьего мира в привлечении ученых и профессорско-преподавательского со-става, которые в отличие от высокоразвитых стран готовы принимать научные кадры не только высшей, но и средней квалификации.

Одна из особенностей современного международного рынка труда высококвалифицированной рабочей силы заключается в том, что развивающиеся страны привлекают высококвалифицированных специа-листов из развитых стран, обеспечивая высокий уровень их доходов (Арабские Эми-раты, Китай и др.), с другой стороны, аналогичный по профессиональному составу и квалификационному уровню миграционный поток направляется из развивающих-ся стран в развитые страны. Наибольшим спросом в интеллектуальной миграции пользуются специалисты в тех научных сферах, которые определяют современные тенденции развития современной науки и технологии: математика, вычислительная техника, физика, химия, биология, космические исследования.

Определить объемы международной миграции довольно трудно .

Для этого чаще всего используются показатели, фиксируемые в платежном балансе:

1) трудовой до-ход, включающий зарплаты и прочие выплаты наличными или натурой, полученные лицами-нерезидентами (частные лица, находящиеся в стране менее 1 года);

2) пере-воды работников — пересылка денег и товаров (их оценочная стоимость) мигрантов своим родственникам, оставшимся на родине;

3) оценочный денежный эквивалент стоимости имущества мигрантов, которое они перевозят с собой, перемещаясь в другую страну.

Во втором и третьем вариантах учитываются как нерезиденты, так и резиденты (лица, получившие вид на жительство и прожившие в стране более 1 года). Объемы ежегодных денежных потоков, связанных с международной мигра-цией, измеряются сотнями миллиардов долларов. На развитые страны приходится примерно 9/10 всех выплат трудового дохода нерезидентам и 2/3 всех частных пере-водов. Наиболее крупные миграционные потоки приходятся на такие развитые стра-ны, как США, Германия, Япония, Великобритания.

Распад СССР, региональные конфликты, перекосы в национальной политике вы-звали серьезные миграционные процессы. По прогнозам Федеральной миграцион-ной службы (ФМС), в ближайшие годы ожидается переселение 400 тыс. человек из Закавказья, почти 2 млн — из Средней Азии, примерно 200 тыс. — из стран Балти-ки. Общая миграция составит 2-3 млн человек. Эти цифры включают только лиц, въезжающих в Россию на постоянное жительство (иммигранты), без учета так назы-ваемых «транзитных мигрантов», направляющихся через Россию в третьи страны. Конечно, в настоящее время происходят и обратные процессы, но число лиц, поки-дающих страну (эмигранты), несопоставимо меньше.

По прогнозам Минтруда Рос-сии, эмиграция трудовых ресурсов в ближайшие годы составит не более 1 млн чел. Это обусловлено слабым развитием служб трудоустройства российских граждан за рубежом, ограниченной емкостью рынков труда развитых стран, языковым барье-ром, непризнанием большинством стран мира российских дипломов о высшем обра-зовании. Однако вхождение России в Болонский процесс и ВТО может существенно изменить эти прогнозы, приводя к повышению уровня эмиграции до 4-5 млн чел. По расчетам экономистов, экспорт трудовых ресурсов в объеме 1-1,5 млн человек мог бы обеспечить приток в Россию до 10-20 млрд долларов ежегодно.

Внешняя трудовая миграция в России на легальной основе составляет примерно 300 тыс. человек в год, из которых 68 % приходится на Украину, Белоруссию, Тур-цию, Китай и КНДР. Высокий масштаб нелегальной трудовой миграции, в послед-нее десятилетие значительно превышающий легальную, заставил принять более жесткие законы контроля миграционных потоков в стране.

Внутренняя миграция в России характеризуется оттоком населения из районов Севера (в 2000-2010 гг. выбыло более 900 тыс. человек), Дальнего Востока и Си-бири (более 2 млн), что ведет к депопуляции этого региона. Для межрегиональной миграции характерны также вынужденная миграция из Дагестана, Осетии, пересе-ление репрессированных народов и этническая миграция (в основном русских) из национальных республик Российской Федерации.

Уже в 1980 г. приток мигрантов в Россию превысил их отток на 63,4 тыс. че-ловек, в 1990 г. это превышение составило 164, в 1995 г. — 502,2 и в 2000 г. — 549,5 тыс. человек. В 2000-2008 гг. он на 50-85 % возмещал потери населения, а в 2009-2010 гг. — только на 60-65 %. Естественные демографические процессы не оставляют надежд на рост населе-ния, а миграция может только смягчать естественную убыль населения.

Учитывая неблагоприятную демографическую ситуацию в н.ашей стране, Пра-вительство России стало принимать ряд мер по стимулированию возвращения эми-грантов на родину—реэмиграции. Аналогичные программы приняли правительства многих западных стран, видя в иммиграции главную причину безработицы коренного населения и ухудшение криминогенной обстановки.

Программа реэмиграции вклю-чает ряд мер, начиная от принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной и социальной помощи всем желающим вернуться на родину. Для России реэмиграция касается также русскоязычного населения, проживающего в СНГ. Поэтому разработка системы социально-правовой защиты эмигрантов, го-сударственного регулирования национального рынка труда является необходимым условием решения многих проблем, сопутствующих миграционным процессам.

Медицинские проблемы миграции связаны со следующими основными факто-рами:

Бытовая необустроенностъ, безработица, низкий уровень материального до-хода, плохие жизненные условия;

Санитарно-эпидемиологическое неблагополучие;

Сложности психологической адаптации к новым условиям жизни, состояние хронического стресса;

Сложности медицинского Обслуживания;

Изменение климатогеографических факторов.

Специалисты подчеркивают, что миграция отрицательно влияет на состояние здоровья не только самих мигрантов, но и населения территорий, их принимающих. Прежде всего, это касается роста инфекционных заболеваний как результата пря-мого завоза инфекции, а также ухудшения санитарного состояния мест размещения мигрантов.

Кроме медицинских следует выделить также проблемы, связанные с возникно-вением опасных ситуаций, таких как ухудшение криминогенной обстановки, межна-циональные, межэтнические и межрелигиозные конфликты, социальное расслоение населения территории, языковые барьеры, особенности ментальности и традиций пришлого населения и т.д.

Поэтому только комплексное решение вопросов жизнеобеспечения мигрантов может обеспечить личную и коллективную безопасность населения региона, при-нимающего мигрантов.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году