Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Долговая нагрузка регионов. Региональный и муниципальный долг. Большие долги — низкие зарплаты

Наибольший вклад в сокращение суммарного объема государственного долга регионов РФ, который, по данным Минфина, уменьшился с начала текущего года на 6% до 2,212 трлн рублей на 1 октября, внесли Свердловская область и Москва. Об этом сообщает агентство «РИА Рейтинг», составившее рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки по итогам девяти месяцев 2017 года.

Как указывают аналитики, в структуре государственного долга продолжает увеличиваться доля бюджетных кредитов : на 1 октября 2017 года она составила 50%. Доля коммерческих кредитов снизилась на 10 процентных пунктов до 24%. В девяти российских регионах на бюджетные кредиты приходится 100% государственного долга, и еще в четырех эта доля превышает 90%.

Коммерческие кредиты присутствуют в структуре долга 55 российских регионов, в то время как годом ранее таких регионов насчитывалось на 13 больше. В 14 регионах доля коммерческих кредитов в общей долговой структуре превышает 50%, в том числе в Ненецком автономном округе она составляет 100%. Но долговая нагрузка на бюджет НАО невысокая: на 1 октября отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам бюджета округа составило 16,5%, показав заметное снижение по сравнению с результатом на конец 2016 года. Из 14 регионов, где доля коммерческих кредитов выше 50% госдолга, в девяти долговая нагрузка на бюджет превышает 80%.

Удельный вес государственных ценных бумаг вырос до 21%. Наибольшая доля государственных ценных бумаг в общем объеме госдолга по-прежнему наблюдается в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (87%). Ямало-Ненецкий автономный округ нарастил долю государственных ценных бумаг до 82%. Доля государственных гарантий в структуре региональных долгов за девять месяцев 2017 года не изменилась и составляет 4%.

В России состоялось первое федеральное размещение региональных гособлигаций для физлиц

Ямало-Ненецкий автономный округ провел размещение дебютного выпуска государственных облигаций для населения. Эмитентом выступил департамент финансов ЯНАО, агентами по размещению - Газпромбанк и Запсибкомбанк.

Объем муниципального долга составил 353,9 млрд рублей, что на 2,8% ниже, чем на 1 января 2017 года. Суммарный объем госдолга всех субъектов РФ и долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов РФ, на 1 октября составил 2,566 трлн рублей (минус 5,6% с начала года).

Российские регионы по-прежнему демонстрируют разнонаправленную динамику объемов государственного долга, при этом сократить долговое бремя удалось в 49 регионах, в том числе в 15 регионах госдолг за девять месяцев уменьшился более чем на 20%. Лидером стала Республика Крым, чей государственный долг снизился на 92,6%. Также существенно сократили свою задолженность Санкт-Петербург (на 42,6%), Пермский край (на 39,9%), Тверская область (на 33,5%) и Чувашская Республика (на 30,5%).

В шести российских регионах объем государственного долга за девять месяцев 2017 года не изменился, в 28 - вырос. Опережают всех по темпам наращивания объемов госдолга Калмыкия (плюс 25,4%) и Ингушетия (плюс 25,1%). Еще в трех регионах РФ объем государственного долга вырос более чем на 15%. В Севастополе и Сахалинской области государственный долг по-прежнему отсутствует.

Самый значительный госдолг остается у Краснодарского края (142,2 млрд рублей), но за девять месяцев текущего года он уменьшился на 5,2%. Следующая за ним тройка регионов с объемом госдолга, превышающим 90 млрд рублей, также не изменилась. В эту группу входят Московская область (90,4 млрд рублей), Красноярский край (92,8 млрд) и Татарстан (93,4 млрд), причем в первых двух регионах за текущий год объем госдолга немного сократился, а в Татарстане остался без изменений.

Продемонстрировавшие самое заметное снижение госдолга в абсолютном выражении Свердловская область и Москва уменьшили показатель на 16,6 млрд и 14,1 млрд рублей соответственно. Еще в девяти регионах госдолг сократился на 6-9 млрд. Эти 11 регионов-лидеров обеспечили 73% сокращения суммарного госдолга субъектов РФ.

Из 28 регионов, нарастивших государственный долг, самое заметное увеличение в абсолютном выражении отмечается в Костромской области (плюс 5,1 млрд рублей), Якутии (плюс 5,3 млрд) и Мордовии (плюс 6,5 млрд).

Общий уровень долговой нагрузки регионов продолжает снижаться. Отношение суммарного госдолга всех регионов на 1 октября 2017 года к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов за 12 месяцев (с 1 сентября 2016-го по 1 сентября 2017-го) составило 30%, что на 3,8 п. п. ниже, чем в начале 2017 года. Но диапазон значений в региональном разрезе по-прежнему весьма широк: от 0% в Севастополе и Сахалинской области до 194,2% в Мордовии.

Помимо Мордовии, еще в семи регионах РФ объем государственного долга превышает налоговые и неналоговые доходы бюджета (включая заявившую сегодня о финансовой катастрофе Хакасию с показателем долговой нагрузки 144,5%. - Прим. Банки.ру). Помимо Мордовии и Хакасии в число регионов с долговым бременем, превышающим доходы, входят Костромская область, Кабардино-Балкария, Карелия, Смоленская, Псковская области, а также Еврейская автономная область.

Хакасия заявила о финансовой катастрофе​ в регионе

Верховный совет Хакасии обратился к премьер-министру России Дмитрию Медведеву и председателю Госдумы Вячеславу Володину с просьбой выделить региону 28,2 млрд рублей, говорится в сообщении на сайте совета.

В 39 российских регионах государственный долг на 1 октября 2017 года находится в диапазоне от 50% до 100% объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, из них в 23 субъектах РФ госдолг превышает 70% собственных доходов.

Низкий уровень долговой нагрузки (до 10%) сохраняется в десяти российских регионах. В эту группу вернулась Республика Крым, практически полностью погасившая свой госдолг, также в эту десятку входят Севастополь и Сахалинская область с нулевой долговой нагрузкой, Тюменская область, Санкт-Петербург, Москва, Алтайский край, Ленинградская область, Приморский край и Владимирская область.

На 1 октября долговую нагрузку снизили 57 российских регионов. Лидером по снижению стала Астраханская область (минус 38,7 п. п.), в топ-тройке также Тверская область (минус 22,7 п. п.) и Кемеровская область (минус 21,2 п. п.). Наиболее существенно в Кабардино-Балкарии (плюс 36,5 п. п.), Костромской области (плюс 20,4 п. п.) и Мордовии (плюс 18,2 п. п.).

По мнению экспертов агентства «РИА Рейтинг», тенденцию по сокращению государственного долга и долговой нагрузки, вероятно, не получится сохранить до конца года. Несмотря на то что региональные власти стали более консервативно подходить к вопросу наращивания заимствований, в ноябре - декабре многим приходится прибегать к этому способу пополнения региональной казны для исполнения различных социальных обязательств. Поэтому «РИА Рейтинг» по итогам 2017 года ожидает роста госдолга регионов в пределах 5%, а налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов - в пределах 10%. В таком случае долговая нагрузка составит 31-32% и по сравнению с результатом прошлого года существенно не изменится.

В общую систему долга Российской Федерации помимо суверенного долга входит субфедеральный и муниципальный долг. Он является следствием накопленного дефицита бюджетов регионов и местных бюджетов. Дефицит, превышающий 5% доходов, имеют более 20 субъектов Федерации, среди них такие крупные, как Краснодарский и Красноярский края.

Совокупная доля регионального и муниципального долга стабильно находится на уровне 20% общего долга страны. Размер долга представлен в табл. 7.9.

Таблица 7.9. Субфедеральный и муниципальный долг

Наибольшую долю (85%) в долге территорий занимает долг субъектов Федерации. За последние 5 лет объем государственного долга субъектов РФ последовательно увеличивался в среднем на 25% ежегодно (рис. 7.13). По состоянию на 1 ноября 2013 г. долг субъектов Федерации составил 1,47 трлн руб., или 2,2% ВВП.

Рис. 7.13.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ предельный объем государственного долга субъекта Федерации и муниципального долга не должен превышать общий годовой объем доходов бюджета субъекта Федерации и муниципалитета без учета безвозмездных поступлений. Для субъектов РФ, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций, а также субсидий из Инвестиционного фонда РФ) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта, предельный объем государственного долга ограничен 50% вышеназванных доходов.

Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга в финансовом году не должен превышать 15% объема расходов соответствующего бюджета (исключая расходы за счет субвенций из других бюджетов).

По состоянию на 1 сентября 2012 г. доля бюджетных кредитов в структуре регионального долга превышала 37%, доля ценных бумаг составила почти 30%, на долю банковских и других кредитов пришлось около 24%, на долю государственных гарантий субъектов – почти 10% (рис. 7.14).

Рис. 7.14.

Рыночный долг территорий в виде эмиссий бумаг регионов и муниципалитетов на конец 2012 г. составлял 345 млрд руб. (табл. 7. 10). Это 7,5% общего объема рынка государственных ценных бумаг. Портфель региональных облигаций, обращающихся на Московской бирже, состоял из 92 выпусков 36 эмитентов. Самым крупным заемщиков является Москва (44% всех выпусков).

Таблица 7.10. Внутренний рынок субфедеральных и муниципальных облигаций, млрд руб.

Особенностью структуры регионального долга является то, что в последние годы доля рыночного долга падала, а доля кредитов от других бюджетов росла.

Рост бюджетных кредитов объясняется сознательной общегосударственной политикой; в ближайшие годы бюджетное кредитование регионов будет снижаться, что даст регионам большую свободу в проведении эмиссий бумаг.

Регионы имеют право заимствовать и за рубежом. По условиям Бюджетного кодекса сейчас могут заимствовать за рубежом шесть субъектов – Москва, Санкт-Петербург, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало- Ненецкий автономный округ и Республика Башкортостан. Но фактически только г. Москва и Республика Башкортостан имеют долги в иностранной валюте перед зарубежными банками. С целью выхода на внешние рынки только финансово устойчивых регионов планируется ввести следующую норму. Для внешних займов необходимо иметь кредитные рейтинги минимум от двух ведущих международных рейтинговых агентств на уровне не ниже уровня суверенных рейтингов России. Требуемые кредитные рейтинги имеют лишь четыре субъекта из шести, коим разрешается занимать за рубежом.

Вместе с тем многие облигации субъектов Федерации и муниципалитетов имеют высокое качество: 35 выпусков включены в Ломбардный список Банка России. Это список высококачественных надежных активов, под которые Банк России выдает кредиты коммерческим банкам.

Накопленные долги требуют от регионов проведения взвешенной долговой политики. Большое значение имеют регулирование и мониторинг состояния государственного долга субъектов РФ и муниципального долга. Планируется жесткое соблюдение бюджетных ограничений на предельный размер долга, дефицита, расходов на обслуживание долга. Для облегчения финансового напряжения в регионах открыта программа реструктуризации долгов регионов по бюджетным кредитам, включающая консолидацию кредитов, списание штрафов и пени и погашение ссуд равномерными долями до 2016 г.

С целью укрепления финансовой устойчивости региональных бюджетов возможно создание резервных фондов субъектов РФ по аналогии с суверенными фондами. Особенно это важно для тех субъектов, чьи доходы подвержены изменениям макроэкономической конъюнктуры и где зарегистрированы крупные налогоплательщики. Регион сможет покрывать из средств своего резервного фонда дефицит свыше 10% размера доходной части – без учета федеральных трансфертов и средств от приватизации и регионального имущества.

У каждого шестой республики или области страны задолженность составляет выше годового ее дохода

Россия по-прежнему остается империей в том смысле, что разница между отдельными регионами достигает нереальных величин. Не стали исключением и государственные финансы. Коэффициент долга к налоговым и неналоговым доходам у российских регионов находится в диапазоне от 0% почти до 200%.

В числе самых благополучных субъектов РФ (с долговой нагрузкой менее 10% годового дохода) Москва и Санкт-Петербург, где «прописано» большинство крупнейших компаний России, нефтегазовые регионы Сахалинская и Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ плюс недавно присоединенные Севастополь и Республика Крым. Причем у Сахалинской области и Севастополя на 1 января 2016 года долгов не было.

На противоположном краю 14 регионов, у которых долг превышает годовой доход. В их числе исконно русские, сейчас депрессивные регионы Нечерноземья Смоленская, Псковская и Костромская области, приволжские республики Марий Эл и Мордовия (последняя с долговой нагрузкой почти вдвое больше годового дохода является антилидером среди всех субъектов РФ), республики Северного Кавказа Ингушетия и Северная Осетия. А также несколько регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока Чукотский автономный округ, Забайкальский край и Еврейская автономная область.

Суммарный долг регионов на 1 января 2016 года превышал 2,3 трлн рублей (совокупные доходы около 6,3 трлн рублей). При этом около трети долга 809 млрд рублей составили бюджетные кредиты от федерального центра. Если из задолженности регионов вычесть бюджетные кредиты, то есть учитывать только «коммерческий» долг, то ни у одного региона России долговая нагрузка не превышает годового дохода.


Игорь Терентьев

ИА «РБК» , 05.12.16, «Чечня и Крым пошли на поправку»

Федеральные дотации Чечне и Крыму в 2017 году практически останутся на уровне 2016 года, хотя дотации остальным регионам вырастут более чем на 15%, следует из поправок правительства ко второму чтению бюджета.

Чечня после резкого выступления своего руководителя Рамзана Кадырова против сокращения финансирования республики получит из федерального бюджета в 2017 году дотации на 40,4 млрд руб. - почти столько же, сколько в 2016 году. Это следует из поправок правительства ко второму чтению бюджета на 2017–2019 годы. Их в минувшую пятницу без обсуждения одобрил комитет Госдумы по бюджету.

Дотации Республике Крым незначительно снизятся в 2017 году (до 37,2 млрд руб.), следует из тех же поправок.

Часть дотаций Чечня и Крым получат в общем порядке - так называемые дотации регионам на выравнивание бюджетной обеспеченности. Распределение дотаций на выравнивание представлено в приложении, одобренном комитетом вместе с соответствующей поправкой правительства. Эти дотации распределялись в конце ноября на заседании трехсторонней комиссии, куда входят депутаты, сенаторы и чиновники Минфина, поясняли ранее РБК депутаты комитета по бюджету. Согласно этому приложению Чечне в 2017 году предназначена сумма в 24 млрд руб., Крыму - 18,5 млрд.

Это крупные, но не самые выдающиеся суммы: к примеру, Дагестан в 2017 году получит 52,4 млрд руб., Якутия - 36,6 млрд руб., Камчатка - 37,16 млрд руб. Эти три региона и в 2016 году должны стать крупнейшими получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. В общей сложности на этот вид дотаций регионам федеральный бюджет выделит в 2017 году 614,6 млрд руб. - на 100 млрд руб. больше, чем в 2016-м.

Отдельной поправкой для Чечни, Крыма и Севастополя правительство решило выделить еще один вид дотаций - на сбалансированность их бюджетов. Согласно инициативе правительства Чечня получит на сбалансированность 16,4 млрд руб., Крым - 18,65 млрд, Севастополь - 5,17 млрд (дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности для Севастополя предусмотрена в размере 2,17 млрд руб.). Эта правительственная поправка также одобрена комитетом Думы по бюджету. Как распределятся дотации остальным регионам на сбалансированность бюджетов, в поправках не сказано.

В результате и Чечня, и Крым станут получателями одних из самых крупных федеральных дотаций в 2017 году: финансирование Чечни (без учета различных субсидий и субвенций, которые ей полагаются наряду с другими регионами) составит 40,4 млрд руб., а Крыма - 37,15 млрд руб. В 2016 году Чечня получит дотации примерно на 41 млрд руб., а Крым - на 37,8 млрд руб.

Никаких пояснений этим решениям ни представители правительства, ни руководство бюджетного комитета Думы не дали, у депутатов инициатива правительства вопросов не вызвала.

Общий объем дотаций из федерального бюджета регионам России запланирован на 2017 год в размере 738,3 млрд руб. - примерно на 97 млрд руб. (15%) больше, чем ожидается по итогам 2016 года, следует из материалов проекта федерального бюджета, который сейчас готовится ко второму чтению. Это значит, что дотации остальным регионам (кроме Чечни и Крыма) вырастут более чем на 15%.

Ранее в конце октября глава Чечни Рамзан Кадыров выступил против планов Минфина урезать финансирование бюджета республики. По его словам, раньше власти Чечни «соглашались на сокращение бюджета», но нынешний план федеральных властей грозит неисполнением социальных обязательств чеченскими властями. Министр финансов Антон Силуанов ответил на это, что опасения Кадырова преждевременны: глава Чечни не может знать, какую дотацию получит республика в будущем году, так как межбюджетные трансферы тогда еще не были распределены.

Кадыров выступил против планов Минфина урезать бюджет Чечни

Крымские и севастопольские власти публично об увеличении финансирования из федерального бюджета не просили. Однако для этих регионов правительство предусмотрело не только дотации, но и внесло ко второму чтению большой пакет поправок, который предусматривает их дополнительное субсидирование по всем направлениям.

Доходы бюджета Чечни на 85% складываются из безвозмездных поступлений из федерального центра (дотации, субвенции, субсидии и прочие поступления), а доходы бюджета Крыма - на 67%, следует из законов о бюджетах на 2016 год двух республик.

Какие еще поправки подготовлены ко второму чтению

Четверть бюджетных кредитов зарезервируют «на всякий случай»

Комитет по бюджету одобрил поправку единороссов о двукратном увеличении бюджетных ассигнований на кредиты регионам в 2017 и 2018 годах. Общий объем сверхдешевых бюджетных кредитов регионам будет увеличен со 100 млрд до 200 млрд руб. ежегодно. Однако пока между регионами будет распределено лишь 150 млрд руб. в виде кредитов, отметил председатель бюджетного комитета Андрей Макаров. 50 млрд руб. останется в резерве на случай, если каким-то регионам в течение года потребуется срочная помощь, пояснил депутат.

Депутаты нашли способ обойтись без повышения страховых взносов на медицину

Повышения страховых взносов с 5,1 до 5,9% в Фонд обязательного медстрахования (ФОМС) в 2019 году не будет. Комитет Думы по бюджету одобрил поправку своего председателя Андрея Макарова к бюджету этого фонда, согласно которой дефицит ФОМС будет компенсирован из федерального бюджета. Новый механизм балансировки, о намерении выработать который ранее заявляли РБК источники в правительстве и Думе, будет таким: если сборы ФОМС с работающего населения в 2019 году окажутся меньше 1,3 трлн руб., будет принято решение о повышении тарифа на обязательное медицинское страхование неработающего населения, следует из текста поправки Макарова. Повышение ставки взносов с неработающего населения будет означать рост расходов региональных бюджетов, так как за медицинскую помощь неработающему населению ФОМСу платят региональные власти. Однако поправка Макарова устанавливает, что одновременно с повышением ставки взносов на неработающее население федеральные власти введут специальную субсидию регионам, чтобы те могли расплатиться с ФОМСом.

Богатым регионам разрешат финансировать полицию

Регионам, которые не получают дотаций из федерального бюджета, разрешат субсидировать федеральный бюджет «в целях софинансирования исполнения расходных обязательств России по материально-техническому обеспечению деятельности полиции». Такую правительственную поправку 2 декабря одобрил комитет Думы по бюджету. В настоящее время регионов-доноров в России 13, говорил по другому поводу председатель комитета по бюджету Андрей Макаров. Ранее представители МВД на заседании комитета по бюджету заявляли о нехватке в 2017–2019 годах почти 500 млрд руб. на борьбу с преступностью. Ко второму чтению бюджета правительство нашло дополнительные средства на исполнение соответствующей госпрограммы, но далеко не в тех объемах, о которых просило МВД.

Правительство на 20 млрд руб. умерило ожидания по дивидендам «Роснефтегаза»

Правительство снизило на 20 млрд руб. минимальную планку по дивидендам, которые в 2017 году ждет от государственного «Роснефтегаза» (владеет 69,5% акций «Роснефти» и 10,97% акций «Газпрома»). Согласно принятому Думой в первом чтении проекту бюджета от компании ожидали 156,46 млрд руб. (все, что больше этой суммы, было обещано передать госкомпаниям, разрабатывающим самолет Ил-114 и модернизирующим Ил-96). Ко второму чтению правительство попросило сократить ожидаемый минимум дивидендов «Роснефтегаза» до 136 млрд руб. Объяснений такому решению чиновники депутатам не дали.

Светлана Бочарова

В современных условиях посткризисного развития финансово-экономических систем и нестабильных экономических связей вопросы государственного долга субъектов Российской Федерации всех уровней являются одной из самых важных и острых задач сбалансированности и безопасности экономики регионов. В связи с этим на первый план выступают проблемы роста долговых обязательств субъектов Российской Федерации.

Едва оправившись от финансового кризиса 2008-2009 годов, разбалансировавшего бюджетную систему регионов и повлекшего за собой форсированное наращивание долговой нагрузки, субъекты столкнулись с новыми проблемами, ограничивающими возможности обеспечения положительного бюджетного баланса.

По данным Министерства финансов РФ, суммарный объем государственного долга всех регионов РФ продолжает расти. В течение последних шести лет объем государственного долга субъектов РФ последовательно увеличивался. В 2010 году государственный долг субъектов впервые превысил отметку в триллион рублей и на начало 2011 года региональная задолженность составила 1 095,9 млрд. рублей. Всего же за период с 1 января 2010 года по 1 января 2016 года долговые обязательства субъектов Российской Федерации увеличились на 1 427, 7 млрд. рублей, или в 2,5 раза. По состоянию 1 января 2016 года государственный долг субъектов Российской Федерации составил 2 318,5 млрд. руб. При этом максимальный рост – 28,2% пришелся на 2013 год. В 2013 году объем долговых обязательств увеличился на 386,1 млрд. рублей. Самое слабое увеличение происходило в течении 2011 года, где долговые обязательства субъектов увеличились на 75,9 млрд. рублей. Также за рассматриваемые период наблюдался рост расходов на обслуживание государственного долга субъектов РФ в среднем на 72,5% в год. Динамика государственного долга субъектов представлена на рисунке 1

Рис. 1 Динамика государственного долга субъектов Российской Федерации в 2010-2016 гг.

Вместе с этим, начиная с 2010 года наблюдается увеличение дефицитных регионов. Основной причиной ухудшения ситуации связывают с падением налоговых доходов после финансового кризиса 2008 года. Вместе с этим существенную нагрузку на регионы составили указы Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политике». В основных целях реализации «майских указов» предписывалось увеличение заработной платы работникам бюджетных учреждений, активизация жилищного строительства в регионах. При этом основные расходы по реализации данных указов легли на бюджеты субъектов Федерации. После 2013 года, рекордного по количеству дефицитных регионов и совокупному объему бюджетного дефицита, темпам роста регионального и муниципального долга, в 2014 году регионы столкнулись с новыми вызовами макроэкономической среды – снижением доступности кредитных ресурсов, ухудшением кредитных рейтингов, сокращением экономической активности, влекущей за собой снижение уровня налоговых поступлений. На фоне растущих социальных обязательств, частично компенсированных из федерального бюджета, расходов на обслуживание долга, регионы должны будут самостоятельно разработать антикризисные меры бюджетной и долговой политики, привлекать дополнительные источники финансирования .

Рис. 2. Динамика профицитных и дефицитных регионов в период с 2011-2015 гг.

С 2011 года количество профицитных регионов уменьшается, если на начало 2011 года их было 20, то к началу 2015 года всего 11 регионов не имели дефицит бюджета.

По итогам 2013 года совокупный дефицит региональных бюджетов вырос по сравнению с предыдущим годом в 2.3 раза и составил рекордные 640.0 млрд. рублей или 7.8% суммарных доходов субъектов (против 3.5% в 2012 году). В 2012 году расходная часть превышала доходную у 67 регионов (общий дефицит 355.0 млрд. рублей), профицитными были 16 региональных бюджетов (на общую сумму 76.0 млрд. рублей). Благодаря безвозмездным поступлениям из федерального бюджета в прошлом году шести регионам удалось исполнить бюджет с профицитом (Санкт-Петербург, Московская область, Республика Алтай, Камчатский край, Карачаево-Черкессия, Чеченская республика). Общая сумма профицита составила менее 27 млрд. рублей. Совокупный дефицит остальных 77 регионов составил 666 млрд. рублей, главной причиной которого стало падение поступлений от налога на прибыль

Несмотря на то, что в течение 2014 года бюджетный профицит фиксировался практически в трети российских регионов (в основном, экспортоориентированных), к началу 2015 года экономическое положение регионов показывало менее оптимистичные результаты: объем бюджетного дефицита регионов достиг 448 млрд. рублей и только 11 регионов свели бюджет с профицитом – экспортоориентированные (Ленинградская, Калининградская и Липецкая области, нефтяные – Сахалинская и Тюменская (включая входящие в ее состав ХМАО и ЯНАО) области) и высокодотационные субъекты (республики Ингушетия и Алтай, присоединенные территории Крымского федерального округа). Динамика профицитных и дефицитных регионов представлена на рисунке 2.1.2.

Адекватная оценка государственного долга субъектов РФ возможна на основе не только объема и динамики, но и его структуры. Как было отмечено ранее, государственный долг субъектов нарастает существенными темпами. В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2013-2015 годы, государственная политика в области государственного долга направлена на обеспечение исполнения бюджетных обязательств, развитие эффективного выпуска государственных ценных бумаг и минимизацию стоимости государственных заимствований. Вслед за нарастанием региональной задолженности – изменяется структура региональных заимствований. Для детального изучения структуры государственного долга субъектов РФ обратимся к таблице 1.

В условиях неблагоприятной экономической ситуации и необходимости выполнения социальных обязательств долги российских регионов продолжают расти, но по сравнению с предыдущими годами темпы немного снизились. Суммарный объем государственного долга всех субъектов Российской Федерации увеличился на 10% и на 1 января 2016 года составил 2 318,5 млрд. рублей, что на 228 млрд. руб. больше чем годом ранее. Для сравнения, в 2013 году государственный долг вырос на 25%, но до этого прирост был менее существенным, в 2011 году – 7%, в 2012 году – 15,6%.

Таблица 1 Структура государственного долга субъектов Российской Федерации в 2010-2016 годах, млрд.руб.

Показатели

на 01.01.10

на 01.01.11

на 01.01.12

на 01.01.13

на 01.01.14

на 01.01.15

на 01.01.16

Всего государственный долг субъектов РФ, в том числе:

890,80

1 095,99

1 171,80

1 351,46

1 737,4

2 089,51

2 318,59

а) государственные долговые ценные бумаги субъектов РФ

377,75

407,30

343,88

375,41

450,65

442,14

432,76

42,35

37,16

29,29

27,75

25,90

21,15

18,63

б) кредиты, полученные субъектами РФ от кредитных организаций, иностранных банков

216,85

232,70

299,98

438,22

691,54

888,09

965,43

в % к объему государственного долга субъектов

24,26

21,25

25,53

32,42

39,78

42,50

41,63

в) государственные гарантии субъектов РФ

120,15

115,81

108,46

111,48

124,25

111,27

102,95

в % к объему государственного долга субъектов

13,48

10,50

9,22

8,21

7,13

5,31

4,40

г) бюджетные кредиты, привлеченные в бюджет субъектов РФ от других бюджетов бюджетной системы

175,78

340,07

419,38

426,21

470,93

647,45

808,67

в % к объему государственного долга субъектов

19,66

31,05

35,78

31,53

27,05

30,97

34,85

д) прочие долговые обязательства субъектов РФ

0,26

0,18

0,86

0,85

0,85

0,55

0,87

в % к объему государственного долга субъектов

0,25

0,04

0,18

0,09

0,14

0,07

0,49

Период 2010-2016 гг. характеризовался существенным изменением структуры государственного долга субъектов Российской Федерации в сторону увеличения доли обязательств по привлеченным бюджетным кредитам от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и снижения доли рыночного долга. Наблюдаемое увеличение объемов бюджетных кредитов, предоставляемых регионам, – это мера, направленная на стабилизацию долговой нагрузки регионов в связи с ее резким наращиванием с 2013 года. На 1 января 2010 года долговые обязательства по бюджетным кредитам составляли 175,78 млрд.руб. За 6 лет объем долговых обязательств увеличился более чем в 4,5 раза, и на начало 2016 года составил 808,67 млрд.руб. Существенное увеличение было замечено в 2010 году. За 2010 год объем бюджетных кредитов возрос в 2 раза. Если в 2010 году доля бюджетных кредитов составляла 19,66% в общем объеме государственного долга субъектов, то на начало 2016 года доля составила 34,85%.

Рост долга вызван преимущественно федеральной инициативой увеличить зарплаты в бюджетной сфере. Предполагалось, что часть дополнительных расходов будет дотирована федеральным бюджетом, а часть средств регионы изыщут самостоятельно. Несмотря на оптимизацию отдельных статей региональных бюджетов и реструктуризацию расходов в пользу фонда оплаты труда, многие региональные органы власти были вынуждены наращивать коммерческий долг. В итоге долговая нагрузка на региональные стала слишком обременительной (до 5% и более от совокупных расходов регионов). Вследствие этого уже в 2014 году Минфин России был вынужден удвоить объемы выделяемых регионам бюджетных кредитов, однако это не избавило регионы от необходимости и дальше наращивать банковские займы.

Бюджетные кредиты являются самым выгодным инструментом финансирования дефицита региональных бюджетов – их стоимость составляет 0,1% годовых, срок предоставления – до трех лет. Совокупный объем бюджетных кредитов, запланированных на 2016 год, остается пока на уровне 2015 года – 310 млрд руб. Основания, по которым субъекты федерации смогут воспользоваться бюджетными кредитами в 2016 году, определяются Постановлением Правительства РФ от 27.01.2016 №40.

Также в структуре государственного долга субъектов РФ устойчивый рост наблюдался по кредитам полученным субъектами РФ от кредитных организаций, иностранных банков. Начиная с 2010 по 2016 гг. объем государственного долга субъектов по данной колонке увеличился на 748,58 млрд. руб. и на начало 2016 года составил 965,43 млрд.руб. Примечательно, что на начало 2010 года доля кредитов составляла 24,26% от общего объема государственного долга субъектов, однако к началу 2016 года доля по данной графе составила чуть менее половины совокупной задолженности.

Особое внимание представляют государственные гарантии субъектов РФ. В структуре государственного долга субъектов их доля и объем незначителен. Если на начало 2010 года объем государственных гарантий субъектов составлял 120,15 млрд. руб., то на начало 2016 года объем практически не изменился, и составил 102,95 млрд. руб.

Не наблюдалось существенных изменений по государственным долговым ценным бумагам субъектов, за 6 лет значения практически не изменились и на начало 2016 года задолженность составила 432,76 млрд. руб. Стоит отметить, что доля государственных долговых ценных бумаг имеет понижающуюся тенденцию. Если на начало 2010 года доля составляла 42,35% от общего объема государственного долга субъектов, то на начало 2016 года доля заметно снизилась и составляет 18,63%, однако объем заимствования значительно не сокращался. Это вызвано прежде всего наращиванием долговых обязательств по другим инструментам.

В соответствии с основными направлениями бюджетной политики на 2015 и плановый период 2016-2017 годов, для поддержания сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов принимаются меры, направленные на ограничение дефицитов бюджетов и уровня долга. Объем государственного долга субъектов представлен в приложении 1.

В частности, для поддержания сбалансированности региональных бюджетов обеспечивается условия получения субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, в этих целях принимаются меры, направленные на увеличение собственной доходной базы, сокращение неэффективных расходов, снижения привлечения дорогих коммерческих кредитов, сдерживание наращивания объема государственного долга. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предельный объем государственного долга субъекта не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Несмотря на общий рост суммарного долга, есть также положительные тенденции. В 2016 году некоторым регионам удалось сократить свои долги. Наиболее заметно (более чем на 20%) объем госдолга сократился в Липецкой области (-6%) и городе Москва (-14%). В трех регионах объем госдолга не изменился. В двух из них – г. Севастополе и Сахалинской области – государственная задолженность отсутствует, в г. Санкт-Петербурге госдолг остался на уровне начала 2015 года. Но на этом положительные тенденции заканчиваются. Непростая экономическая ситуация, как и ожидалось, продолжает вносить свои коррективы в бюджетные программы регионов, вынуждая искать внешние источники финансирования своих проектов и социальных обязательств. По итогам 2015 года 67 регионов увеличили объем госдолга. К этому списку присоединился Ненецкий автономный округ, который на протяжении нескольких лет вообще не имел задолженности. Помимо него, наиболее заметно объем госдолга вырос в Тюменской области (+218%), Иркутской области (+79%) и Магаданской области (+65%). В то же время несмотря на существенный рост объемов государственного долга в Тюменской области и в Ненецком автономном округе, уровень долговой нагрузки в данных регионах остается на низком уровне.

Наиболее высокий объем задолженности отмечен в г. Москве (140 миллиардов рублей) и Краснодарском крае (145 миллиардов рублей). Но, несмотря на то, что объемы долгов в этих двух регионах примерно равны, показатели долговой нагрузки на бюджет существенно различаются. Москва в течении 2015 года года сократила объем госдолга на 14%, а отношение госдолга к собственным доходам у столицы составляет 9.1%, что на 1.6 п.п. ниже, чем на 1 января 2015 года. По этому показателю Москва входит в десятку лидеров среди всех регионов РФ. В Краснодарском крае отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам составляет 93.6% и за прошедшие девять месяцев давление на региональный бюджет выросло почти на 1 п.п., а объем государственного долга увеличился на 1.9%. По итогам первого полугодия еще в одном регионе – Республике Татарстан уровень госдолга превышал 93 миллиарда рублей. Но Республика Татарстан за три месяца погасила часть долга, и на начало 2016 года объем задолженности составил 90 миллиардов рублей, что на 2.8% ниже, чем в начале года.

Для более детального анализа государственного долга субъектов Российской Федерации обратимся к таблице 2, где рассмотрим 5 наиболее сильных и слабых регионов по уровню долговой нагрузки, который отражает картину распределения региональных долгов и их динамику.

Общий уровень долговой нагрузки регионов к началу 2016 года практически не изменился по сравнению с показателями на начало года. Отношение суммарного госдолга всех регионов на 1 января 2015 года к суммарному объему собственных доходов за последние 12 месяцев составило 35% против 35.4% в начале 2015 г. При этом диапазон изменения показателя по регионам достаточно широк – от 0% в Сахалинской области и г. Севастополе до 176.2% у Республики Мордовия. Последней никак не удается стабилизировать положение: несмотря на то, что республика в течение довольно длительного времени является рекордсменом по долговой нагрузке, за 2016 год объем госдолга вырос еще на 20.3%, а объем собственных доходов за 8 месяцев 2015 года сократился на 23.5%. Таким образом, уровень долговой нагрузки Республики Мордовия вырос на 55.1 процентных пунктов, приблизившись к рекордному значению за последние годы.

Таблица 2 Сравнительная характеристика уровня долговой нагрузки субъектов Российской Федерации на начало 2016 года

Субъект РФ

Отношение госдолга субъекта на 01.01.16 к налоговым и неналоговым доходам на 01.01.15, в %

Отношение госдолга субъекта на 01.01.15 к налоговым и неналоговым доходам по итогам 2014 года, в %

Объем госдолга субъекта РФ на начало 2016 года, млн. руб.

Изменение госдолга за 2015 год, в %

Изменение налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ в 2015 году к 2014 году, в %

г. Севастополь

17.6

Сахалинская область

64.4

Тюменская область

1 139,9

218.8

12.0

Республика Крым

405,16

13.4

51.4

г.Санкт-Петербург

14 736,91

Белгородская область

113.4

106.1

42 330,42

Чукотский автономный округ

117.6

144.5

14 097,10

51.3

Костромская область

123.6

121.1

17 692,12

Республика Северная Осетия – Алания

126.1

114.9

9 063,69

12.3

Республика Мордовия

176.2

121.1

36 042,83

20.3

23.5

Помимо Республики Мордовия, еще в одиннадцати регионах отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам превышает 100% и в пятерку анти-лидеров по этому показателю также входят: Республика Северная Осетия – Алания (126,1%), Костромская область (123.6%), Чукотский автономный округ (117.6%) и Белгородская область (113.4%). Причем давление на бюджет сокращается только в Чукотском автономном округе, с 144.5% до 117.6% за 2016 год, во всех остальных перечисленных регионах долговая нагрузка растет. Кроме того, еще в двадцати двух регионах РФ уровень долговой нагрузки находится в диапазоне от 70% до 100%.

По-прежнему только в девяти российских регионах отмечается низкий уровень долгового бремени. Госдолг ниже 10% от объема налоговых и неналоговых доходов в Сахалинской области (0%), г. Севастополе (0%), Тюменской области (0.8%), Республике Крым (1.3%), г. Санкт-Петербурге (3.5%), Ненецком автономном округе (3.6%), Алтайском крае (4.5%), Ханты-Мансийском автономном округе (6.5%) и г. Москве (9.1%). Несмотря на то, что объем государственного долга ощутимо вырос и в Тюменской области, и в Ненецком автономном округе, на бюджетной стабильности это не отразилось.

Всего в 22-х российских регионах отношение госдолга к собственным доходам не превышает 35%. Причем, по итогам девяти месяцев 2015 года в двух регионах этот показатель остался неизменным, а еще в 17-ти – снизился. Всего же по России снижение долговой нагрузки на бюджет зафиксировано в 42-х российских регионах. Лидерами по динамике стали Чукотский автономный округ (-26.5 п.п. с начала 2015 года), Республика Бурятия (-18.6 п.п.) и Республика Ингушетия (-18.1 п.п.).

Таким образом, ситуация с государственными долгами регионов остается напряженной. В 2015 году снижение государственного долга фиксируют только отдельные регионы. В соответствии с основными характеристиками региональных бюджетов в предстоящий период большинство субъектов Российской Федерации планируют иметь дефициты бюджетов. Большинство регионов имеют высокую долговую нагрузку и высокую задолженность по государственному долгу. Несмотря на стагнирующую экономику, регионам приходится искать средства для реализации социальных обязательств.

(дата обращения: 02.12.2016)

  • Официальный сайт Российского рейтингового агентства ООО «Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг», 2016. URL: http://riarating.ru/ (дата обращения: 02.12.2016)
  • Кирюшкина А. Н. К вопросу о секьюритизации государственного долга субъектов РФ // А. Н. Кирюшкина. - Финансы России в условиях глобализации: материалы всероссийского круглого стола с международным участием, приуроченного ко «Дню финансиста - 2016». Воронежский экономико-правовой институт. - 2016. - С. 154–156
  • Быкова Н. Н. Способы укрепления налоговых доходов муниципальных образований на примере бюджета городского округа Тольятти // Азимут научных: экономика и управление. - 2013. - №4. - С. 13-16
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    МОСКВА, 27 фев - ПРАЙМ. Снижение госдолга в 2017 году обеспечили 6 субъектов РФ.

    По итогам 2017 года суммарный госдолг регионов РФ снизился на 1,6% и составил 2,315 триллиона рублей. В 49 регионах объем госдолга сократился, в 31 - вырос, в 5 - не изменился. В семи регионах объем государственного долга превышает собственные доходы бюджета.

    По данным Министерства финансов РФ, суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ по итогам 2017 года снизился на 1,6% и на 1 января 2018 года составил 2,315 триллиона рублей. Наибольший вклад в снижение суммарного объема государственного долга внесла Москва (-27,5 миллиарда рублей) и Челябинская область (-12,9 миллиарда рублей), а также еще четыре региона, чей госдолг сократился на 5-8 миллиардов рублей. Но их усилия были частично нивелированы ростом госдолга Санкт-Петербурга (+21,1 миллиарда рублей) и Республики Мордовия (+9,8 миллиарда рублей).

    Объем муниципального государственного долга по итогам 2017 года вырос на 1% и составил 367,96 миллиардов рублей. Суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ и долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов РФ, на 1 января 2018 года составил 2,68 триллиона рублей, что на 1,3% ниже, чем годом ранее.

    Снижение государственного долга проходило на фоне роста доходов бюджетов субъектов РФ. По итогам 2017 года суммарный объем налоговых и неналоговых доходов всех субъектов РФ вырос на 9.1%, при этом сокращение было зафиксировано в 15 регионах. Объем суммарных расходов бюджетов всех субъектов РФ вырос на 9,2%.

    Доля бюджетных кредитов снова выросла

    Что касается структуры регионального госдолга, то по-прежнему большая часть приходится на бюджетные кредиты. На 1 января 2018 года доля бюджетных кредитов составила 44% против 42% годом ранее. Хотя количество регионов, в структуре которых бюджетные кредиты составляют более 90% от общего уровня задолженности, сократилось до семи. Доля коммерческих кредитов по итогам 2017 года составляет 29%, что на 6 процентных пунктов ниже, чем по итогам 2016 года. До 20 выросло количество регионов, в чьей долговой структуре полностью отсутствует коммерческая задолженность. Продолжает увеличиваться доля ценных бумаг в структуре регионального госдолга. На 1 января 2018 года она составила 24% против 19% годом ранее. Удельный вес государственных гарантий продолжает сокращаться, и по итогам 2017 год составил 3,5%. Информация о структуре государственного долга регионов приведена в таблице (ccылка на PDF файл)

    Для определения уровня долговой нагрузки эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» медиагруппы МИА «Россия сегодня» составили рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки, который отражает картину распределения региональных долгов и их динамику в 2017 году. В рейтинге использовались данные Федерального казначейства и Минфина РФ о долговых обязательствах и доходах региональных бюджетов. В качестве меры долговой нагрузки в рейтинге использовалось отношение государственного долга субъекта РФ на 1 января 2018 года к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета за 2017 год.

    Долговая нагрузка на региональные бюджеты продолжает снижаться

    Общий уровень долговой нагрузки регионов продолжается снижаться второй год подряд. Отношение суммарного госдолга регионов на 1 января 2018 года к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов за 2017 года составило 30,5%, что на 3,3 процентных пункта ниже, чем по итогам предыдущего года. Но диапазон значений в региональном разрезе все шире, и варьируется от 0% в Севастополе и Сахалинской области до 225,7% в Республике Мордовия.

    Республика Мордовия продолжает устанавливать антирекорды, и уже не первый год замыкает рейтинг по долговой нагрузке регионов РФ. И если годом ранее можно было отметить какие-то позитивные изменения, то по итогам 2017 года найти их не удалось. Долговая нагрузка на региональный бюджет выросла почти на 50 процентных пунктов, при этом объем госдолга увеличился на 24,3%, а налоговые и неналоговые доходы бюджета снизились на 3,1%.

    Количество регионов с высоким уровнем долговой нагрузки сократилось

    В целом же количество регионов, в которых госдолг превышает налоговые и неналоговые доходы бюджета, сократилось с восьми до семи. Помимо Республики Мордовии, Республики Хакасии, Костромской области и Республики Карелии, которые не первый год входят в замыкающую рейтинг группу, объем госдолга превышает собственные доходы также в Кабардино-Балкарской Республике, Орловской области и Псковской области.

    В конце января 2018 года стало известно о том, что из-за высокой долговой нагрузки в Республике Хакасия и Костромской области введено казначейское сопровождение, что должно помочь контролировать региональные расходы. Фактически, это первый практический случай признания неудовлетворительного качества управления региональными финансами, но, по мнению экспертов РИА-Рейтинг, данная мера в полной мере не сможет им помочь, так как необходимо решать проблему пополнения региональной казны. Тем не менее, за прошедший 2017 год в Республике Хакасия произошли некоторые позитивные изменения. Во-первых, долговая нагрузка снизилась до 136,4% (-9.1 п.п.). Во-вторых, в долговой структуре произошли заметные изменения. Ранее экспертами РИА-Рейтинг отмечался перекос в сторону коммерческих кредитов и облигационных займов, но по итогам 2017 года региональные власти полностью расплатились по коммерческим займам и воспользовались возможностью кредитования по линии Минфина РФ, что в перспективе должно снизить нагрузку на региональный бюджет за счет более низкой стоимости обслуживания таких кредитов. В-третьих, налоговые и неналоговые доходы бюджета выросли на 14,7%, что выше прироста объема республиканского госдолга (+7,6%).

    В Костромской области также можно отметить некоторые позитивные изменения: долговая нагрузка снизилась до 135% (-8,3 п.п.) за счет опережающего роста налоговых и неналоговых доходов бюджета (9,4%) относительно роста объема регионального госдолга (+3,1%).

    В целом же, в 47 регионах РФ государственный долг на 1 января 2018 года превышает 50% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, из них в 32 субъектах РФ госдолг превышает 70% собственных доходов. По сравнению с предыдущим годом количество регионов в этой группе сократилось - на 1 января 2017 года в 54 регионах РФ госдолг превышал 50% налоговых и неналоговых доходов, из которых отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам составляло более 70% в 36 регионах.

    В лидирующей группе снова смена состава

    По-прежнему в девяти российских регионах наблюдается низкий уровень долговой нагрузки, но их состав по сравнению с прошлым годом немного изменился. В Сахалинской области и Севастополе государственный долг по-прежнему отсутствует. В лидирующую группу, где государственный долг составляет менее 10% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов, также входят Тюменская область, г. Москва, Ленинградская область, Алтайский край, Приморский край, г. Санкт-Петербург, а также Республика Крым, которая заняла место Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

    Всем регионам в группе, за исключением Санкт-Петербурга, удалось сократить свою долговую нагрузку.

    Большинство российских регионов по итогам 2017 года сократило уровень долговой нагрузки. Положительные тенденции отмечаются в 61 российском регионе и связаны они, как и с увеличением налоговых и неналоговых доходов, так и с сокращением объема государственного долга. Лидером по положительной динамике стала Астраханская область, где долговая нагрузка сократилась на 38,1 процентных пункта за счет роста налоговых и неналоговых доходов на 30,9%, а также снижения госдолга на 5,9%. Кроме того, более чем на 20 процентных пунктов долговая нагрузка снизилась в Кемеровской области, в Белгородской области и в Вологодской области. В пятнадцати российских регионах долговая нагрузка сократилась на 10-20%.

    Уровень долговой нагрузки вырос в 22 субъектах РФ, из них в семи - более чем на 10%. Самый существенный прирост показала Республика Мордовия, нарастив долговое бремя на 49,7 процентных пункта. В Кабардино-Балкарской Республике долговая нагрузка выросла на 39,8 п.п, а в Чукотском автономном округе - на 20,4 п.п.

    2018 год - время возвращать бюджетные кредиты

    2018 год станет годом реструктуризации бюджетных кредитов, выданных регионам в 2015-2017 гг. В зависимости от динамики доходов консолидированных бюджетов для каждого региона изменится срок их погашения, увеличившись на 7-12 лет. Данная мера позволит регионам высвободить ресурсы для покрытия своих бюджетных расходов без наращивания госдолга и снизить уровень дефицита бюджетов, что должно положительно сказаться и на динамике долговой нагрузки. С другой стороны, в 2018 году у регионов не будет возможности кредитоваться за счет средств федерального бюджета, а значит в отдельных случаях не исключено наращивание доли коммерческих кредитов или облигационных заимствований.

    Эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг», по итогам 2018 года не ожидают существенного изменения объема государственного долга по сравнению с результатом 2017 года. При этом рост объема налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов не превысит 10%. В таком случае, долговая нагрузка составит 28-30%, и по сравнению с итогами 2017 года изменится незначительно.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
    Составление смет на проектные и изыскательские работы
    Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году