Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Коап рф деятельность без лицензии. Последствия осуществления медицинской деятельности без лицензии: наказания не избежать! Наказание для нарушителей

Закон гласит, что любая образовательная деятельность на территории Российской Федерации может проводиться только при наличии лицензии. Компания, без разрешения занимающаяся обучением, будет нести ответственность за осуществление образовательной деятельности без лицензии.

Чем грозит нелицензионная деятельность

Размер штрафов за осуществление образовательной деятельности без лицензии предусмотрен в ст. 14.1 КоАП РФ. Денежные штрафы налагаются на:

  • Компанию – в размере 500 минимальных зарплат, или 50 000 рублей.
  • Должностных лиц (директора или главного бухгалтера) – до 5 000 рублей.

Если в процессе деятельности не выполняются условия, при которых организацией получена лицензия, руководящие лица будут оштрафованы.

Наказание для нарушителей

Если последствия осуществления образовательной деятельности без лицензии причинили большой урон гражданам, государству, другим компаниям или связаны с получением больших незаконных прибылей, то возможно:

  • Наложение штрафа до 300 00 рублей.
  • Изъятие зарплаты или иного вида прибыли осужденного в течение 2 лет.
  • Принудительные работы до 240 часов.

Если будет доказан факт, что обучение без лицензии на образовательную деятельность проводилось, то предприятие может быть наказано даже при еще не полученной прибыли. Если фактическая работа компании не имеет доказательств, то причины для привлечения к ответственности отсутствуют.

В случае выявления налоговыми органами компаний, которыми осуществляется образовательная деятельность без лицензии, подаются судебные иски от лица государства (ст. 31 НК РФ) об их ликвидации. Все сделки, заключенные компанией-нарушителем, признаются недействительными, и в пользу государства взыскиваются все незаконно полученные доходы.

За что можно понести уголовную ответственность

Уголовно наказуемым нарушением является отсутствие лицензии при совершении предпринимательской деятельности, если она обязательна либо (при наличии лицензии) в случае нарушения условий ее выдачи, нанесения больших убытков физическим юридическим лицам или государству. Крупной суммой убытков УК РФ () определяет сумму выше 200 минимальных окладов, особо крупной – выше 500 минимальных окладов.

Кому не нужно разрешение

У предпринимателей часто возникает вопрос: есть ли виды образовательной деятельности, ведущейся без лицензии?

Существуют два вида безлицензионной деятельности:

  • Индивидуальный предприниматель, лично предоставляющий услуги по обучению и репетиторству. Как только он наймет помощников, для законной деятельности ему потребуется лицензия.
  • Разовые бизнес-тренинги, семинары, лекции.

Все остальные образовательные компании подлежат лицензированию. Лицензия должна быть получена до начала образовательного процесса, иначе компания понесет материальные и моральные убытки. Будут выплачены штрафы, пострадает репутация учебного заведения, а с дальнейшим получением лицензии могут возникнуть проблемы.

СТ 14.1 КоАП РФ

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных , -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание . Утратило силу.

Примечания :

1. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

2. Лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения им действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей или статьями , - , при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и если такие действия (бездействие) связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями и (или) с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.

3. Примечание 2 применяется также в отношении лица, являющегося декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в ходе третьего этапа декларирования в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Комментарий к Ст. 14.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектами правонарушения являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Т. ШУТМАН
Т. Шутман, юрист.
Уголовный кодекс РФ, действующий с 1 января 1997 г., качественно изменил составы преступлений в сфере экономической деятельности. Однако применение статей УК подчас вызывает некоторые трудности в связи с несовершенством системы российского законодательства. Это касается, в частности, вопроса привлечения к ответственности по ст. 171 УК РФ "Незаконное предпринимательство" за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии.
Под незаконным предпринимательством уголовное законодательство понимает "осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования". Условием привлечения к уголовной ответственности является причинение в результате такой деятельности крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечение дохода от данной деятельности в крупном размере.
Часть 2 ст. 171 УК содержит квалифицированные составы преступления - совершение преступного деяния организованной группой; извлечение от данной деятельности дохода в особо крупном размере; совершение деяния лицом, ранее судимым за незаконное предпринимательство или незаконную банковскую деятельность.
Рассмотрим, всегда ли оправданно привлечение к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии.
В соответствии со ст. 49 ч. 1 ГК РФ на всей территории РФ действует единый порядок ведения предпринимательства: "Коммерческие организации... могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)". В соответствии со ст. 4 ФЗ "О введении в действие части первой ГК РФ" от 21 октября 1994 г. до принятия федеральных законов, регламентирующих виды деятельности, подлежащие лицензированию, действовало постановление Совета Министров РФ (Правительства РФ).
25 октября 1998 г. вступил в силу Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 17 которого устанавливает перечень видов деятельности, для осуществления которых требуется получение специального разрешения - лицензии. С момента его вступления в силу виды деятельности, не указанные в этом Законе, допускаются без наличия лицензии. Перечень, содержащийся в ст. 17 Закона, толкованию не подлежит. Внесение в него каких-либо изменений возможно лишь в общем порядке изменения закона, т.е. с принятием нового федерального закона. На практике определенную проблему вызывает то обстоятельство, что в соответствии с действовавшим ранее законодательством субъекты Федерации наделялись правом издавать собственные нормативные акты по вопросам лицензирования. Но с вступлением в силу Закона о лицензировании нарушение предписаний актов субъектов РФ не может являться основанием для привлечения к уголовной ответственности. Нормативный акт, принятый с превышением полномочий, каких-либо обязательств не порождает.
Проиллюстрирую ошибки, часто допускаемые судами при вынесении обвинения по ст. 171 УК РФ, на примере одного из дел, - рассмотренных в январе 1998 г. в Лефортовском межмуниципальном народном суде г. Москвы.
Органами предварительного следствия В. был обвинен в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 п. "б" ст. 171 УК РФ (осуществление предпринимательской деятельности без лицензии с извлечением дохода в особо крупных размерах). Основанием для возбуждения уголовного дела послужили материалы проверки ОЭП УВД г. Москвы. Было установлено, что В. занимался предпринимательской деятельностью, не имея на то лицензии, требование о наличии которой вытекало из постановлений Правительства Москвы (N 699 от 15 августа 1995 г., N 551 от 25 июня 1996 г., N 553 от 25 июня 1996 г.). По мнению защиты, состав преступления в деянии В. отсутствовал. Попробуем разобраться, почему.
При реализации норм ст. 171 УК РФ определенные трудности вызывает определение понятия "доход, полученный лицом в результате незаконного предпринимательства". В деле В. в качестве дохода его как физического лица была учтена вся сумма, полученная от сделки, что в корне неверно.
В ст. 171 УК РФ доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 200 минимальных размеров оплаты труда; доходом же в особо крупном размере считается доход, сумма которого превышает 500 минимальных размеров оплаты труда.
УК не раскрывает понятия дохода (прибыли) и механизма его исчисления, следовательно, при его определении необходимо руководствоваться соответствующими правилами, установленными другими нормативными актами.
В п. 3 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" 1991 г. прибыль от реализации продукции (работ, услуг) исчисляется как "разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг)". Аналогичное понятие прибыли содержится в ст. 13 "Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденного Постановлением Правительства РФ N 552 в 1992 г. Для отдельных видов деятельности устанавливаются иные методики определения прибыли.
Вызывает некоторые сложности и то, что необходимо разграничивать прибыль юридического лица и дохода физического лица. Правовое и экономическое понятия прибыли и дохода не тождественны. Доходом физического лица может считаться лишь часть прибыли, которую лицо получило в результате ее распределения в форме заработной платы или дивидендов от вложенного капитала. При решении вопроса о привлечении к ответственности по ст. 171 УК РФ необходимо учесть, какой доход получило именно это лицо в результате незаконной деятельности, вне зависимости от прибыльности всей операции.
Трудности вызывает и установление круга лиц, участвовавших в совершении операции либо в распределении прибыли. Прибыль может быть распределена между несколькими лицами, причем не всегда совпадающими по субъективному составу с лицами, совершившими деяние.
Субъектом такого преступления, как незаконное предпринимательство, может быть физическое лицо, достигшее 16 лет. При этом субъектом ответственности могут быть как граждане РФ, так и иностранные граждане, лица без гражданства. На практике правоприменитель часто допускает ошибки при определении субъекта ответственности по ст. 171 УК РФ, применяя по аналогии ст. 199 УК РФ, в соответствии с которой субъектами ответственности являются генеральный директор и главный бухгалтер предприятия. Такая аналогия к ст. 171 УК неприменима, и субъектом в данном случае может быть любое лицо, участвовавшее в незаконном предпринимательстве и имевшее от этого доход. Из сказанного можно сделать следующий вывод: основным условием привлечения к ответственности руководителей предприятия (генерального директора и главного бухгалтера) является не занимаемая ими должность, а участие в получении незаконной прибыли от деятельности. Исключить возможность применения института соучастия по данной категории дел нельзя. Так, в рассмотренном судом уголовном деле по обвинению В. в качестве обвиняемого, помимо генерального директора, был привлечен главный бухгалтер предприятия, уголовное дело в отношении которого прекращено за отсутствием в его деяниях состава преступления.
По делу В. определением Московского городского суда ранее вынесенный обвинительный приговор был отменен и делопроизводство прекращено за отсутствием состава преступления. При этом городской суд руководствовался тем, что доход В. от предпринимательской деятельности без лицензии исчислен неверно, а та деятельность, в которой участвовал В., в соответствии с федеральным законодательством (т.е., в частности, с Законом о лицензировании), лицензированию не подлежала.
Сказанное применимо и к практике правоохранительных органов, органов предварительного следствия и дознания по привлечению к ответственности лиц за торговлю алкогольной продукцией без наличия соответствующих лицензий. Таких дел в настоящее время достаточно много. При этом не всегда корректна конструкция обвинения, не указывается нормативный акт, в соответствии с которым данный вид деятельности подлежит лицензированию, что приводит к возвращению дел для производства дополнительного расследования, перепредъявления обвинения.
В последнее время в связи с тем, что в РФ вводится монополия на оборот алкогольной продукции, в действиях правоохранительных органов прослеживается следующая тенденция: привлечение к уголовной ответственности за торговлю алкогольной продукцией без наличия соответствующей лицензии, несмотря на существенный пробел в законодательстве, касающемся лицензирования данного вида деятельности, осуществляется в любом случае, вне зависимости от получения либо неполучения какого-либо дохода от этой деятельности или причинения крупного ущерба, и при отсутствии квалифицирующих признаков. Кроме того, при наличии в продаже алкогольной продукции, не соответствующей ГОСТам РФ, данное деяние квалифицируется по совокупности ст. 171 УК РФ и ст. 159 УК РФ ("Мошенничество"). При этом не принимается во внимание то, что лицо, обвиняемое в преступлении, не знало о несоответствии продаваемого товара. Такая позиция обвинения противоречит нормам уголовного законодательства, так как субъективная сторона данного преступления выражается в прямом умысле. Кроме того, нарушается основной принцип уголовного процесса - презумпция невиновности.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ЗАКОН РФ от 27.12.1991 N 2116-1
"О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.11.1994 N 52-ФЗ
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ПЕРВОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.09.1998 N 158-ФЗ
"О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
(принят ГД ФС РФ 16.09.1998)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.08.1992 N 552
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ
ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 15.08.1995 N 699
"О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ"
(вместе с "ПЕРЕЧНЕМ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ
НА ТЕРРИТОРИИ МОСКВЫ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА",
"ПОРЯДКОМ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
ТЕРРИТОРИИ Г. МОСКВЫ", "ВРЕМЕННЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ГРАЖДАН, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОДЛЕЖАЩУЮ
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ, БЕЗ ЛИЦЕНЗИИ ИЛИ С НАРУШЕНИЕМ ЛИЦЕНЗИОННЫХ
УСЛОВИЙ")
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 25.06.1996 N 551
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ, ОБЛАГАЕМЫХ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ АКЦИЗАМИ, В
ГОРОДЕ МОСКВЕ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 25.06.1996 N 553
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ПРОИЗВОДСТВУ, РЕАЛИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ И ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ"
Законодательство и экономика, N 2, 1999

.

Федеральным законом №80-ФЗ Закон о лицензировании дополнен статьей 17.1, которая устанавливает общие положения об ответственности должностных лиц лицензирующих органов. Введение указанной статьи обусловлено распространением действия Закона №134-ФЗ на отношения связанные с лицензированием. Данная норма не содержит конкретных оснований привлечения к ответственности должностных лиц, а лишь отсылает к иному законодательству Российской Федерации:

«Должностные лица лицензирующих органов в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей при осуществлении лицензирования конкретных видов деятельности и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Итак, как видно из приведенной статьи ответственность должностных лиц наступает при ненадлежащем исполнении обязанностей, а также в случае совершения противоправных действий.

Основным полномочием лицензирующих органов является предоставление лицензий. Оно же выступает и в качестве обязанности. Невыполнение данной обязанности является ненадлежащим исполнением обязанностей.

Законодательством прямо не предусмотрена ответственность должностных лиц за неисполнение обязанностей. В данном случае можно говорить лишь о дисциплинарной ответственности. Однако, в случае причинения вреда вследствие неисполнения обязанностей либо предприниматель вправе требовать возмещения такого ущерба в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

Статьей 293 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) установлена ответственность за ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшее причинение крупного ущерба. Крупным ущербом признается ущерб, превышающий сто тысяч рублей.

Кроме того, не лишним будет напомнить, что действия (бездействия) должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган либо вышестоящему должностному лицу.

Отказ же в выдаче лицензии по основаниям, не предусмотренным Законом о лицензировании является противоправным действием, влекущим уголовную ответственность.

Согласно статье 169 УК РФ неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи совершенный должностным лицом с использованием своего служебного положения наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.

Часть 2 статьи 169 УК РФ предусматривает ответственность за те же действия, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, которые наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Крупным ущербом признается ущерб, превышающий двести пятьдесят тысяч рублей (примечание к статье 169 УК РФ).

Кроме того, в зависимости от конкретных обстоятельств должностное лицо лицензирующего органа может быть привлечено к ответственности по статьям 285 (Злоупотребление должностными полномочиями), 286 (Превышение должностных полномочий) УК РФ и иным.

Новеллой Закона о лицензировании является введение требования уведомления в течении 30 дней юридического лица или индивидуального предпринимателя, права и законные интересы которых нарушены о мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц лицензирующих органов (пункт 2 статьи 17.1 Закона о лицензировании).

Осуществление деятельности, подлежащей обязательному лицензированию без такого разрешения, а равно нарушение лицензионных требований и условий является правонарушением и влечет административную и уголовную ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ:

«Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая ) обязательно (обязательна), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой».

Обязательному лицензированию подлежат виды деятельности установленные Законом о лицензировании (статья 17), а также иными законами.

Также стоит отметить, что согласно пункту 2 статьи 61 ГК РФ ведение деятельности без соответствующей лицензии будет являться основанием для подачи иска о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке. Такое право предоставлено, в частности, органу, занимающемуся государственной регистрации юридических лиц в соответствии пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Кроме того, деятельность без лицензии может вызвать опасность возникновения последствий, предусмотренных статьей 173 ГК РФ, а именно признания сделки недействительной. При признании сделки недействительной, каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункт 2 статьи 167 ГК РФ).

Следует учитывать также и последствия в области налогообложения. Применение льготы по налогообложению невозможно, если отсутствует лицензия на ведение вида деятельности, подлежащего лицензированию. (пункт 1 статьи 122 НК РФ, пункт 1 статьи 126 НК РФ, подпункт 2 пункта 2 статьи 149, пункт 6 статьи 149 НК РФ). Такая точка зрения подтверждается судебной практикой: Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 20 февраля 2006 года по делу №А29-5879/2005а, от 20 февраля 2006 года по делу №А29-5875/2005а.

Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ:

«Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда».

Как уже отмечалось, лицензионные требования и условия установлены положениями о лицензировании конкретного вида деятельности. Нарушение таких требований влечет ответственность, а также приостановление действия лицензии (статья 13 Закона о лицензировании).

Следует отметить, что суд вправе при малозначительном нарушении не применять мер ответственности. Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 6 марта 2006 года по делу №А31-9389/2005-15 указал, что:

«Предприятие ранее к ответственности не привлекалось; вину в совершении правонарушения полностью признало; приняло меры к устранению выявленных нарушений; допущенное правонарушение не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства».

В связи с этим производство по делу было прекращено.

Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ:

«Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».

Указанная норма права говорит о грубом нарушении лицензионных требований и условий. Понятие грубого нарушения должно устанавливаться Правительством Российской Федерации применительно к конкретному виду деятельности. Данное требование введено Федеральным законом №80-ФЗ, большинство же положений о лицензировании утверждены до вступления указанного закона в силу и поэтому не содержат понятия «грубое нарушение». Вследствие этого данная норма практически не применяется.

Санкция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает более строгое наказание вплоть до приостановления деятельности до 90 суток, что влечет и приостановление действия лицензии.

Необходимо отметить, что статья 14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность только за осуществление предпринимательской деятельности. Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) влечет ответственность в соответствии со статьей 19.20 КоАП РФ:

«1. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

2. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

3. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), -

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности».

Примером лицензирования деятельности не связанной с предпринимательством является приобретение оружия и патронов к нему (статья 9 Федерального закона от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ «Об оружии»), образовательная деятельность (Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании») и так далее.

Споры по статье 19.20 КоАП РФ разрешаются в порядке гражданско-процессуального законодательства. Такие споры не подведомственны арбитражному суду.

Помимо статей 14.1 и 19.20 КоАП РФ ответственность за осуществление деятельности без лицензии, а также за нарушение лицензионных требований и условий предусмотрена следующими статьями:

Статья 6.2. Незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством);

Статья 7.3. Пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией);

Статья 7.11. Пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии);

Статья 8.17. Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии;

Статья 8.40. Нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы;

Статья 9.1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов;

Статья 13.3. Самовольные проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств;

Статья 13.12. Нарушение правил защиты информации;

Статья 13.13. Незаконная деятельность в области защиты информации;

Статья 14.17. Незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта;

Статья 14.20. Нарушение законодательства об экспортном контроле;

Статья 18.13. Незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей;

Статья 20.11. Нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет;

Статья 20.16. Незаконная частная детективная или охранная деятельность;

Статья 20.23. Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Субъектами административной ответственности выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица организаций, а также физические лица.

Необходимо отметить один факт. Большое количество дел о привлечении к административной ответственности прекращаются на основании пропуска срока привлечения к ответственности. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение условий лицензирования составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - со дня его обнаружения (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ). Примером может служить следующая арбитражная практика: Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15 февраля 2006 года по делу №А29-6191/2005а, от 2 февраля 2006 года по делу №А11-8067/2005-К2-27/429, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 февраля 2006 года по делу №А69-2238/05-10-9-Ф02-524/06-С1, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22 февраля 2006 года по делу №Ф08-484/2006-223А и другие.

Кроме административной ответственности за осуществление деятельности без лицензии и нарушение лицензионных требований и условий законодательством Российской Федерации предусмотрена и уголовная ответственность.

Согласно статье 171 УК РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Часть 2 статьи 171 УК РФ:

«2. То же деяние:

а) совершенное организованной группой;

б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового».

Крупным размером, крупным ущербом, доходом признаются стоимость, ущерб, доход в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей, особо крупным - один миллион рублей (примечание к статье 169 УК РФ).

Помимо указанной статьи уголовная ответственность за осуществление деятельности без лицензии и нарушение лицензионных требований и условий законодательством Российской Федерации предусмотрена установлена статьями:

Статья 172. Незаконная банковская деятельность;

Статья 235. Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью.

Субъектами уголовной ответственности являются физические лица. Как правило, это руководители, которые отвечают за деятельность организации и в том числе за соблюдение лицензионных требований и условий.

В заключении, напомним, что нарушение лицензионных требований и условий влечет приостановление действия лицензии. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается (статья 13 Закона о лицензировании).

Более подробно с вопросами касающимися правового регулирования, лицензирования а так же видов деятельности подлежащих лицензированию вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Лицензирование ».



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году