Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто оплачивает сборы в армию сотруднику организацию. Работник призван на военные сборы. Образец приказа в формате.docx

Вопрос

Дайте разъяснение, как осуществляются расходы, связанные с призывом сотрудников учреждения на военные сборы?

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона о воинской обязанности воинская обязанность граждан РФ в том числе предусматривает призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Призывают граждан на военные сборы на основании указов Президента РФ. Решение о призыве на военные сборы оформляется приказом военного комиссара.

Согласно п. 1 ст. 6 Закона о воинской обязанности граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, поступлении в мобилизационный людской резерв, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы:

  • освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы;
  • им выплачивается средний заработок или стипендия по месту постоянной работы или учебы;
  • им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
Работникам на время исполнения обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом на военные сборы выплачивается средний заработок за время освобождения от работы и возмещаются расходы, связанные с оплатой жилья, проезда и командировочные расходы.

Началом военных сборов считается день отправки либо день убытия гражданина из военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов, указанные в командировочном удостоверении, выданном военным комиссариатом, или день зачисления гражданина в списки личного состава воинской части или органа федеральной службы безопасности.

При этом продолжительность военного сбора не может превышать двух месяцев в соответствии с положениями ст. 54 Закона о воинской обязанности, п. 4, 5 Положения о проведении военных сборов . Периодичность призыва граждан, пребывающих в запасе, на военные сборы не может превышать одного раза в три года.

Вопрос

Как в этом случае рассчитывать средний заработок работнику? Подлежат ли оплате выходные дни, в которые работник участвует в военных сборах, если ему установлена пятидневная рабочая неделя?

Порядок расчета среднего заработка работника за время нахождения на военных сборах установлен ст. 139 ТК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее - Положение № 922).

Согласно п. 9 Положения № 922 средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

Вместе с тем ст. 153 ТК РФ установлено, что не менее чем в двойном размере оплачивается работа в выходной или нерабочий праздничный день.

Статьей 170 ТК РФ установлено, что работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Следовательно, в указанный период времени работник перестает выполнять свои трудовые обязанности, то есть работать.

В случае исполнения работником государственных или общественных обязанностей в нерабочие (выходные) дни нормы ст. 153 ТК РФ не применяются.

Поэтому для определения количества дней в периоде, подлежащем оплате, в данной ситуации следует исходить из графика работы, установленного в учреждении, то есть без учета выходных дней. В данном случае, если работник проходит военные сборы не только в рабочие дни, но и в субботу и воскресенье, он делает это не по распоряжению работодателя с целью исполнения своих трудовых обязанностей, а по указанию государственных органов. Это означает, что в случае исполнения работником государственных или общественных обязанностей в нерабочие (выходные) дни нормы ст. 153 ТК РФ не применяются.

Таким образом, работнику следует выплатить средний заработок за рабочие, а не календарные дни прохождения военных сборов по графику его работы в учреждении без оплаты выходных дней (субботы и воскресенья).

Вопрос

Разъясните порядок компенсации указанных расходов? Какие документы необходимо оформить?

Основанием для освобождения сотрудника от работы является извещение (приложение 1 к Положению о проведении военных сборов), направленное работодателю военным комиссариатом. Указанное извещение является частью повестки. В нем указывается время начала и окончания военных сборов, на которое соответствующий гражданин призван для исполнения государственных обязанностей.

На основании этого извещения работодатель издает приказ о том, что работник в соответствии со ст. 170 ТК РФ на указанный срок освобождается от работы с сохранением за ним места работы и среднего заработка.

Основанием для освобождения работника от работы является извещение, направленное работодателю военным комиссариатом.

Расходы работодателя, связанные с выплатой работнику-призывнику среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы, компенсируются им в полном объеме за счет средств федерального бюджета (ч. 2 ст. 170 ТК РФ, п. 7 ст. 1 Закона о воинской обязанности, пп. «д» п. 8, п. 26 Положения о проведении военных сборов).

Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Закона о воинской обязанности, утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 (далее - Правила компенсации расходов).

Расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата, по форме согласно приложению 2 к Положению о проведении военных сборов, выдаваемой гражданину не позднее даты его убытия из военного комиссариата. Оригинал справки представляется в бухгалтерию для оплаты времени исполнения работником своей воинской обязанности.

Выплата компенсации расходов, понесенных работодателем в связи с призывом работника на военные сборы, осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений об их фактическом размере.

На основании п. 5 Правил компенсации расходов выплата компенсации осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов учреждения представляют заверенные в установленном порядке копии следующих документов:

  • приказ об освобождении работника от работы;
  • извещение руководителю организации о призыве работника на военные сборы;
  • справка о прохождении военного сбора;
  • и другие.
Учреждение представляет указанные сведения на официальном бланке, при этом документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации.

Вопрос

Как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отразить поступление средств для возмещения расходов на оплату среднего заработка работнику, призванному на военные сборы?

Сумма компенсации фактических расходов, понесенных работодателем в связи с призывом работника на военные сборы, независимо от источника, из которого производилась выплата, является доходом бюджетного учреждения и отражается по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ как компенсация затрат государственных (муниципальных) учреждений (разд. V Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ).

На сумму подлежащих возмещению расходов, произведенных бюджетным учреждением и предъявленных военному комиссариату, оформляется запись по дебету счета 2 205 30 560 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» и кредиту счета 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» (п. 21 Инструкции № 157н , п. 93 Инструкции № 174н).

Пример

Бюджетное учреждение за счет средств субсидии на выполнение государственного задания выплатило сотруднику, призванному на военные сборы, сумму среднего заработка в размере 14 000 руб. Данная сумма и начисленные на нее страховые взносы в сумме 4 228 руб. компенсированы военным комиссариатом на лицевой счет учреждения.

В учете бюджетного учреждения формируются следующие записи по выплате среднего заработка работнику, призванному на военные сборы, и поступлению компенсации данных расходов от военкомата:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, Документ-основание
Начислена сумма среднего заработка 4 109 60 211 4 302 11 730 14 000 Справка о прохождении военных сборов, расчетно-платежная ведомость
Начислены страховые взносы 4 109 хх 213 4 303 хх 730 4 228 Справка
Удержан НДФЛ

(14 000 х 13%) руб.

4 302 11 830 4 303 01 730 1 820 Налоговая карточка
Выданы сотруднику суммы среднего заработка из кассы учреждения

(14 000 - 1 820) руб.

4 302 11 830 4 201 34 610 12 180 Расчетно-платежная ведомость
Предъявлена военкомату сумма для компенсации расходов учреждения на выплату среднего заработка

(14 000 + 4 228) руб.

2 205 30 560 2 401 10 130 18 228 Справка
Поступила на лицевой счет сумма компенсации расходов учреждения от военного комиссариата 2 201 11 510

17 (статья 130 КОСГУ)

2 205 30 660 18 228 Выписка из лицевого счета
Вопрос

Учитываются ли средства, поступившие от военного комиссариата на компенсацию расходов учреждения, произведенных в связи с призывом работника на военные сборы, в целях обложения налогом на прибыль?

В пункте 1 ст. 251 НК РФ перечислены виды доходов, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Денежные средства, полученные от военных комиссариатов в качестве компенсации расходов учреждения, связанных с выплатой среднего заработка работникам, призванным на военные сборы, в данном перечне не указаны.

Таким образом, компенсация произведенных расходов в связи с исполнением Закона о воинской обязанности подлежит учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Положение о проведении военных сборов, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333.

Утверждены Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Присутствие на военных сборах — обязанность гражданина. На этот период за ним сохраняется место работы (учебы), а также средний заработок (стипендия) (ст. 170 ТК РФ ). Поэтому кадровики должны заранее знать, кого из сотрудников, возможно, придется отпустить и на сколько.

По Федеральному закону от 28.03.1998 № 53 «О воинской обязанности и военной службе», военнообязанные граждане, пребывающие в запасе, должны появляться на военных сборах один раз в три года. Причем речь идет о тех, кто окончил военную кафедру, и о тех, кто проходил реальную службу. Существуют и возрастные ограничения — младших по званию (солдат, матросов) призывают на сборы до 35 лет, а полковников и высших офицеров запаса — до 65-70 лет.

Так что в комиссариат могут вызвать любого сотрудника мужского пола. Что касается длительности отсутствия на работе, то военные сборы продолжаются не более 2 месяцев. Максимальная продолжительность подготовки за весь период нахождения в запасе — 12 месяцев.

Военные сборы: как оформить на работе

После издания президентом указа о проведении военных сборов комиссариаты определяют, когда именно будут проходить учения и кто в них участвует. Составляются повестки, в которых указывают дату начала и окончания сборов, а также причину, по которой надо явиться.

Уведомления гражданам могут вручать лично либо через работодателя. В первом случае работник приносит повестку и извещение в отдел кадров, а во втором — сам работодатель обязан проинформировать сотрудника о необходимости пойти в комиссариат. Извещение при этом остается в организации.

По словам заместителя генерального директора компании «Кадис Плюс» Елены Ноздрюхиной, именно этот документ является основой для дальнейших действий кадровика.

— Если кто-то из ваших сотрудников принес в организацию извещение о призыве на военные сборы, то порядок действий работодателя таков:

  1. Издаем приказ об освобождении от работы в связи с призывом на военные сборы (в соответствии со ст. 170 ТК РФ) и выплате ему среднего заработка за этот период (на основании п. 2 ст. 6 закона № 53-ФЗ).
  2. В фиксируем период сборов как невыходы на время исполнения государственных обязанностей согласно законодательству РФ, т. е. проставляем буквенный код «Г» или цифровой код «23» (или выбираем в программе нужную строку).

Обращаю внимание, что оплата военных сборов работнику (2020) в связи с его пребыванием на военных сборах компенсируются из бюджета РФ. Для этого нужно подготовить и отправить в военкомат следующие документы:

  • письмо на бланке организации, в котором указывается сумма возмещения с разбивкой на суммы среднего заработка и страховых взносов, а также банковские реквизиты для перечисления средств;
  • справку, подтверждающую выплату среднего заработка, а также начисление и уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • копии извещения о призыве работника на военные сборы и справки из военкомата о прохождении сборов.

Военные сборы: оформление приказа на работе

Если объявляют призыв на военные сборы, приказ на работе нужно подготовить сразу же после получения повестки из комиссариата. В нем надо обязательно уточнить, кто и в течение какого срока будет отсутствовать, кто будет его замещать, если это необходимо. Основанием для приказа служит извещение или повестка.

Образец приказа в формате.docx

Можно ли не отпустить сотрудника

Законодательством установлена ответственность за отсутствие на военных сборах. Работодателя могут наказать за то, что он не оповестил сотрудника о необходимости появиться в комиссариате. Штраф по в этом случае составляет от 500 до 1000 рублей. Кроме того, за неявку в военкомат без уважительных причин самого работника могут оштрафовать по на 100-500 рублей.

Не явиться можно только в исключительных случаях, например, если человек заболел или его родственники в тяжелом состоянии. Сложности на работе к уважительным причинам неявки в комиссариат не относятся, поэтому кадровикам проще отпустить работника и найти ему замену, чем потом разбираться с новыми проблемами.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"), в частности, пребывание гражданина в запасе, призыв его на военные сборы и прохождение военных сборов. Напомним, что под воинской обязанностью понимается система обязательных мероприятий, выполняемых гражданами в целях подготовки к вооруженной защите Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории и обеспечиваемых в пределах своей компетенции органами государственной власти.

Для подготовки к военной службе граждан, пребывающих в запасе, могут призывать на военные сборы. Под военными сборами, в свою очередь, понимается комплекс мероприятий по подготовке граждан к военной службе, проводимых в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах (п. 3 Положения о проведении военных сборов, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333, далее - Положение по сборам). При этом к военным сборам могут быть привлечены граждане, пребывающие в запасе и признанные годными к военной службе по состоянию здоровья (п. 1 ст. 54 Закона N 53-ФЗ).
Работодатель не может препятствовать призыву работников на военные сборы, поскольку их прохождение является государственной обязанностью.
Решение о призыве на военные сборы оформляется приказом военного комиссара. Призывают граждан на военные сборы военные комиссариаты на основании указа Президента РФ. Так, призыв в 2015 г. граждан РФ, пребывающих в запасе, для прохождения военных сборов сроком до двух месяцев осуществляется в соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 05.02.2015 N 53.
При призыве на военные сборы граждане проходят медицинское освидетельствование. Заключительным этапом призыва на военные сборы является отправка граждан, призванных на военные сборы, от военного комиссариата (пункта сбора) до места проведения военных сборов (п. п. 1, 2 ст. 54 Закона N 53-ФЗ, п. п. 9, 11, 12 Положения по сборам).
Суммарная продолжительность военных сборов, на которые гражданин может быть призван в течение жизни, не превышает 12 месяцев, при этом каждый военный сбор не может быть дольше двух месяцев (п. 3 ст. 54 Закона N 53-ФЗ).
Периодичность призыва граждан, пребывающих в запасе, на учебные сборы не может быть чаще одного раза в три года. Граждане, уволенные с военной службы, при этом не могут призываться на военные сборы в течение двух лет со дня увольнения в запас (п. 4 ст. 54, пп. "к" п. 2 ст. 55 Закона N 53-ФЗ).
Категории граждан, имеющих право на освобождение от призыва на военные сборы, приведены в ст. 55 Закона N 53-ФЗ.
Граждане, призванные на военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы и подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели (смерти), ранения (контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военных сборов. Время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина, о чем в установленном порядке делаются записи в документах воинского учета (п. п. 15, 28, 29 Положения по сборам).
Граждане, не явившиеся без уважительных причин в место и в срок, указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 7 Закона N 53-ФЗ).
Так, за неявку гражданина по вызову (повестке) военного комиссариата в установленные время и место без уважительной причины предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 руб. (ст. 21.5 КоАП РФ).
Граждане, проходящие военные сборы, могут быть привлечены к ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 337, 338 и 339 УК РФ: самовольное оставление части или места службы, дезертирство и уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3 "О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы").

Освобождение от работы

Прохождение военных сборов, как было сказано выше, - государственная обязанность работника, следовательно, на этот период его нужно освободить от работы (ст. 170 ТК РФ).
Время начала и окончания сборов (то есть период освобождения от работы) указывается в отрывном извещении к повестке из военкомата о призыве работника на военные сборы (форма повестки приведена в Приложении 1 к Положению по сборам).
Такое извещение:
- работник может принести сам, если повестка на сборы придет к нему по месту жительства;
- либо работодатель получит вместе с повесткой, если военкомат направит ее по месту работы военнообязанного лица.
Во втором случае работодатель должен под расписку вручить повестку работнику, оставив себе извещение. Расписка же послужит доказательством того, что работодатель осуществил предписанное ему действие.
За неоповещение работника о вызове его по повестке военного комиссариата на руководителя или другое должностное лицо организации, ответственное за военно-учетную работу, может быть наложен административный штраф в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).
Дела об административных нарушениях по ст. 21.1 КоАП РФ рассматривают военные комиссариаты (ст. 23.11 КоАП РФ). Постановление по делу о таком административном правонарушении должно быть вынесено в пределах двух месяцев со дня его совершения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
При длящемся правонарушении двухмесячный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
На основании извещения руководителем организации издается приказ об освобождении работника от работы в произвольной форме.
В табеле учета рабочего времени (вполне уместно использовать унифицированную форму Т-12 "Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда" или Т-13 "Табель учета рабочего времени", утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1) дни прохождения работником военных сборов как невыходы на время исполнения государственных обязанностей согласно законодательству РФ отмечаются буквенным кодом "Г" или цифровым кодом "23".
На период исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы, таковой в силу ст. 124 ТК РФ:
- должен быть продлен;
- или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника.
Кстати, период прохождения сборов учитывается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск (ст. 121 ТК РФ).

Оплата времени сборов

ТК РФ установлены гарантии и компенсации работникам, которые на время прерывают работу для исполнения государственных или общественных обязанностей, а также для совершения общественно значимых действий. К ним, как было сказано выше, относится и участие в военных сборах граждан, пребывающих в запасе.
Помимо освобождения сотрудника от работы упомянутая ст. 170 ТК РФ обязывает работодателя сохранить за ним место работы (должность) на время исполнения им государственных обязанностей, в случае если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Пункт же 2 ст. 6 Закона N 53-ФЗ, в свою очередь, помимо освобождения от работы и сохранения постоянной работы предписывает работодателю выплатить работнику средний заработок.
Расходы, понесенные организациями и гражданами в связи с исполнением Закона N 53-ФЗ, согласно п. 7 ст. 1 Закона N 53-ФЗ являются расходным обязательством РФ. И компенсируются они в соответствии с Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704, далее - Правила N 704).
Компенсации за счет средств федерального бюджета подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (пп. 3 п. 2, п. 3 Правил N 704).
Выплата компенсации осуществляется на основании представляемых получателем компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения названных расходов организации представляют заверенные в установленном порядке копии соответствующих документов. Указанные сведения приводятся на официальном бланке, скрепленном подписью руководителя (заместителя руководителя) и печатью организации (п. 5 Правил N 704).
Возможность получения организациями, понесшими расходы в виде сумм начисленного работнику среднего заработка, сохраняемого на время его пребывания на военных сборах с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда, соответствующей компенсации от военных комиссариатов Минфин России подтвердил в Письме от 10.11.2009 N 03-04-05-02/13.
Выше приводилось, что работодатель за период нахождения сотрудника на военных сборах должен ему выплатить средний заработок. Поскольку специального порядка для этого случая не установлено, то его расчет осуществляется по общему правилу.
Количество дней нахождения работника на сборах определяется по справке о прохождении военного сбора (приведена в Приложении 2 к Правилам по сбору), выданной военкоматом (п. 26 Положения по сборам), которую работник должен представить работодателю.
Порядок исчисления средней заработной платы установлен ст. 139 ТК РФ. Для ее расчета учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у работодателя независимо от источников этих выплат. В п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922) приведен перечень таких выплат. В числе таковых, в частности, указаны:
- заработная плата :
начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время;
начисленная работнику за выполненную работу по сдельным расценкам;
начисленная работнику за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение;
выданная в неденежной форме;
окончательно рассчитанная по завершении предшествующего событию календарного года, обусловленная системой оплаты труда, независимо от времени начисления;
- надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и другие;
- выплаты, связанные с условиями труда, повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы;
- премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда.
Порядок учета премии и вознаграждения при определении среднего заработка установлен п. 15 Положения о среднем заработке:
- ежемесячные премии и вознаграждения учитываются в фактически начисленных суммах в расчетном периоде, но не более одной выплаты за каждый показатель за каждый месяц расчетного периода;
- премии и вознаграждения за период работы, превышающий один месяц, - в фактически начисленных суммах в расчетном периоде за каждый показатель, если продолжительность периода, за который они начислены, не превышает продолжительности расчетного периода, и в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода, если продолжительность периода, за который они начислены, превышает продолжительность расчетного периода;
- вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий событию календарный год, - независимо от времени начисления вознаграждения.
Расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
При исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если (п. 5 Положения о среднем заработке):
- за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством РФ;
- работник:
получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;
не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;
в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ;
- работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства.
В случае если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью или из него исключалось время в соответствии с п. 5 Положения о среднем заработке, премии и вознаграждения учитываются при определении среднего заработка пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде, за исключением премий, начисленных за фактически отработанное время в расчетном периоде (ежемесячных, ежеквартальных и др.).
Если работник проработал неполный рабочий период, за который начисляются премии и вознаграждения, и они были начислены пропорционально отработанному времени, они учитываются при определении среднего заработка исходя из фактически начисленных сумм в порядке, установленном п. 15 Положения о среднем заработке.

Пример. Работник был призван на военный сбор с 13 июля по 21 августа 2015 г., что подтверждено поданной им работодателю 24 августа справкой о его прохождении. Оклад работника с июня 2014 г. - 35 000 руб. В расчетном периоде он был в ежегодном оплачиваемом отпуске в сентябре (28 календарных дней), в октябре и марте выезжал в командировки на 6 и 5 рабочих дней, в декабре болел 4 рабочих дня. В расчетном периоде ему выплачены квартальные премии за фактически отработанное время - 36 750, 27 760, 41 340 и 40 950 руб., а также вознаграждение по итогам года - 62 400 руб.
Расчетным периодом при определении среднего заработка является июль 2014 г. - июнь 2015 г. Восемь календарных месяцев расчетного периода работник отработал полностью, за них ему начислено 280 000 руб. (35 000 руб/мес. x 8 мес.), за отработанные дни, когда работник был в отпуске и болел (сентябрь и декабрь), - 3181,82 руб. (35 000 руб. : 22 дн. x 2 дн.) и 28 913,04 руб. (35 000 руб. : 23 дн. x (23 дн. - 4 дн.)), в месяцах, когда он был в командировке (октябрь и март), - 25 869,57 руб. (35 000 руб. : 23 дн. x (23 дн. - 6 дн.)) и 26 666,67 руб. (35 000 руб. : 21 дн. x (21 дн. - 5 дн.)) соответственно.
Поскольку в расчетном периоде работнику выплачивались квартальные премии и вознаграждение по итогам года за фактически отработанное время, то их суммы целиком учитываются при определении среднего заработка. Всего же за расчетный период работнику начислено 573 831,10 руб. (280 000 + 3181,82 + 28 913,04 + 25 869,57 + 26 666,67 + 36 750 + 27 760 + 41 340 + 40 950 + 62 400), отработал же он в этом периоде 211 дн. (23 + 21 + 2 + 17 + 18 + 19 + 15 + 19 + 16 + 22 + 18 + 21), откуда его средний дневной заработок - 2719,58 руб/дн. (573 831,10 руб. : 211 дн.).
На сборах сотрудник находился 30 рабочих дней. Исходя из этого сохраняемый на время выполнения им государственных обязанностей средний заработок равен 81 587,40 руб. (2719,58 руб/дн. x 30 дн.).
Начисление среднего заработка в бухгалтерском учете отразится проводкой:
Дебет 20 Кредит 70
- 81 587,40 руб. - начислен работнику средний заработок за время его нахождения на военном сборе.

Возникающие обязательства

Объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями-страхователями в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
Чиновники настоятельно рекомендуют исчислять с величины среднего заработка работников, сохраняемого на период прохождения ими военных сборов, как с выплат, производимых работникам в рамках трудовых отношений, страховые взносы в общеустановленном порядке (Письма Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 N 784-19, Минфина России от 11.11.2011 N 03-03-06/2/170, ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985).
В упомянутом пп. 3 п. 2 Правил также говорится о компенсации начисленных сумм страховых взносов на сохраняемый средний заработок работнику.
О необходимости начисления страховых взносов на сохраняемый за работником, освобожденным от работы на время исполнения им государственных обязанностей - прохождения военных сборов, средний заработок указано и в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 31.01.2014 N А29-7650/2012, ФАС Дальневосточного округа от 09.06.2012 N Ф03-2011/2012, ФАС Западно-Сибирского округа от 16.05.2014 N А27-5956/2013, ФАС Московского округа от 24.04.2014 N Ф05-3385/2014, ФАС Поволжского округа от 12.11.2013 N А12-5954/2013 и др. При этом судьи ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении N А27-5956/2013 подчеркнули, что в период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.

Продолжение примера. Дополним условие примера: организация использует общие тарифы страховых взносов, тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 0,4%, работник трудится на рабочем месте, которое по результатам специальной оценки условий труда отнесено к вредным условиям труда второй степени (подкласс 3.2). В связи с этим с начислений заработной платы работника исчисляются страховые взносы по дополнительному тарифу 4% (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ).
С суммы сохраняемого среднего заработка работника, 81 587,40 руб., организацией было исчислено:
- 17 949,22 руб. (81 587,40 руб. x 22%) - в ПФР на обязательное пенсионное страхование;
- 4160,96 руб. (81 587,40 руб. x 5,1%) - в ФФОМС на обязательное медицинское страхование;
- 2366,03 руб. (81 587,40 руб. x 2,9%) - в ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- 326,35 руб. (81 587,40 руб. x 0,4%) - в ФСС РФ на травматизм.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516), не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода, за который сохраняется средний заработок за работником. Поэтому с суммы сохраняемого среднего заработка работника страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу не исчислялись.
В бухгалтерском учете начисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды сопровождается записями:
Дебет 20 Кредит 69, субсчет "Расчеты с ПФР" (субсчет "Расчеты с ФФОМС", субсчет "Расчеты с ФСС на случай временной нетрудоспособности", субсчет "Расчеты с ФСС на травматизм"),
- 17 949,22 руб. (4160,96; 2366,03; 236,35) - начислены страховые взносы в ПФР (ФФОМС, ФСС РФ - на случай временной нетрудоспособности, ФСС РФ - на травматизм).

Сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о труде, согласно п. 6 ст. 255 НК РФ относится к расходам на оплату труда, учитываемым при исчислении налога на прибыль организаций.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, суммы страховых взносов:
- в ПФР на обязательное пенсионное страхование, в ФСС РФ - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в ФФОМС - на обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном законодательством РФ порядке (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ), а также
- в ФСС РФ - по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством РФ (пп. 45 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Минфин России в упомянутом Письме N 03-03-06/2/170 засвидетельствовал возможность учета для целей налогообложения прибыли организаций как начисленного среднего заработка, выплачиваемого работникам за период нахождения их на военных сборах, так и сумм страховых взносов, исчисленных с сохраняемого среднего заработка.
В перечне доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, приведенном в ст. 217 НК РФ, упомянуты, в частности, доходы солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, а также лиц, призванных на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых ими по месту службы либо по месту прохождения военных сборов.
Минфин России в Письме от 10.11.2009 N 03-04-05-02/13 подтвердил освобождение от налогообложения НДФЛ доходов граждан, призванных на военные сборы, только в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту прохождения военных сборов. Но при этом чиновники указали, что суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам по месту постоянной работы на время призыва на военные сборы, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Продолжение примера. При исчислении НДФЛ, подлежащего уплате за август, в доходах работника будет учитываться и сумма сохраняемого среднего заработка на время призыва его на военный сбор.
При определении облагаемой базы по налогу на прибыль за 9 месяцев 2015 г. в расходы включаются сумма начисленного среднего заработка, выплачиваемого работнику за период нахождения на военных сборах, 81 567,40 руб., и совокупность страховых взносов, исчисленных с сохраняемого среднего заработка, - 24 802,56 руб. (17 949,22 + 4160,96 + 2366,03 + 326,35).

Возмещение расходов

Расходы по выплате работнику среднего заработка с учетом начисленных страховых взносов, как было сказано выше, должны быть возмещены работодателю из средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны России и ФСБ.
Повторимся: выплата компенсации осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов работодателям надлежит представить заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих понесенные расходы.
Поэтому организации необходимо направить в военкомат, призвавший работника на сборы, письмо на официальном бланке, в котором указывается сумма возмещения с разбивкой на суммы среднего заработка и страховых взносов, а также банковские реквизиты для перечисления. К письму следует приложить копии подтверждающих документов, в частности:
- извещения о призыве работника на военный сбор;
- справки из военкомата о его прохождении;
- документов, подтверждающих выплату среднего заработка, а также начисление и уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Срок, в течение которого военкомат должен перечислить возмещение работодателю, ни законодательством РФ, ни иными нормативными правовыми актами не установлен.

Окончание примера. Организация 3 сентября направила в военкомат, призвавший работника на военный сбор, письмо, указав в нем общую сумму возмещения - 106 389,92 руб. (81 587,36 + 24 802,36) - и ее составляющие - средний заработок и страховые взносы.
В начале октября запрашиваемые средства поступили на расчетный счет организации.
Денежные средства поступили из федерального бюджета. И, казалось бы, для их учета следует обратиться к Положению по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000 (утв. Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н). Но согласно данному ПБУ в бухгалтерском учете формируется информация о государственной помощи, предоставленной в форме субвенций, субсидий (п. 4 ПБУ 13/2000).
В рассматриваемом случае по аналогии все же возможно воспользоваться нормой п. 10 ПБУ 13/2000, которой предусмотрен случай предоставления бюджетных средств в более поздний отчетный период, чем тот, в котором осуществлены расходы организацией. Положение предписывает относить поступившие средства на счет 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы", без использования, счета 86 "Целевое финансирование". Исходя из этого осуществляются следующие записи:
Дебет 51 Кредит 76
- 106 389,92 руб. - поступили денежные средства из военкомата;
Дебет 76 Кредит 91-1
- 106 389,92 руб. - поступившая компенсация учтена в прочих доходах.
При исчислении налога на прибыль за 2015 г. полученная за счет средств федерального бюджета компенсация расходов по выплате среднего заработка и начисленных сумм страховых взносов подлежит включению налогоплательщиком во внереализационные доходы.

Отметим, что военкомат, призвавший работника на сбор, иной раз не соглашается возместить работодателю сумму уплаченных страховых взносов. И тогда организации ничего не остается, кроме как обратиться в суд с соответствующим иском. И арбитражные суды обязывают военкоматы возмещать работодателю сумму начисленных страховых взносов. Так, судьи ФАС Дальневосточного округа в упомянутом Постановлении N Ф03-2011/2012 указали, что расходы по уплате страховых взносов также подлежат компенсации военкоматом в порядке, установленном Правилами N 704. Солидарность в этом вопросе проявили и судьи АС Уральского округа в Постановлении от 10.10.2014 N Ф09-6951/14.

Зачастую призыв на военные сборы является испытанием не только для призывника, но и для его работодателя. О том, какие гарантии предоставляются работнику в случае призыва, как должно оплачиваться время его пребывания на сборах, какие компенсации предусмотрены законодательством для организаций, рассказывается в статье А.В. Ярвельян, ЗАО "Си Дата".

Определение военных сборов

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", воинская обязанность граждан РФ предусматривает:

  • воинский учет;
  • обязательную подготовку к военной службе;
  • призыв на военную службу;
  • прохождение военной службы по призыву;
  • пребывание в запасе;
  • призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Под военными сборами понимается комплекс мероприятий по подготовке граждан к военной службе, проводимых в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах (п. 3 "Положения о проведении военных сборов", утв. постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности" (далее - Положение)).

Порядок призыва и прохождения военных сборов

Призыв граждан на военные сборы осуществляется следующим образом:

1. Предварительно военные комиссариаты производят отбор граждан для призыва на учебные сборы. В период отбора на учебные сборы граждане вызываются по повестке в военные комиссариаты для уточнения данных воинского учета и медицинского освидетельствования.

2. После того, как приказом военного комиссара оформлено решение о призыве гражданина на военную службу, призывнику не позднее чем за 10 дней до начала военных сборов вручается повестка.

3. Военными комиссариатами осуществляется доставка граждан, призванных на военные сборы от военного комиссариата (пункта сбора) к месту прохождения военных сборов и обратно.

4. Продолжительность и порядок проведения военных сборов регламентируются Положением.

Гарантии и компенсации работнику

Согласно статье 170 ТК РФ, работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей.

Также работнику должна быть выплачена компенсация за время исполнения им государственных или общественных обязанностей. Компенсацию выплачивает государственный орган, привлекший работника к выполнению государственных обязанностей.

В рассматриваемом случае, государственным органом, осуществляющим компенсацию, являются военные комиссариаты (подп. "д" п. 8 "Положения о военных сборах"). Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон "О воинской обязанности и военных сборах"), компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением этого закона, является расходным обязательством РФ и осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

Продолжительность военных сборов, подтверждающие документы

Продолжительность военных сборов, место и время их проведения определяются Минобороны РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. При этом продолжительность военных сборов не может превышать 2 месяца, а общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев (п. 5 Положения).

Как было упомянуто, вызов гражданина в комиссариат для прохождения медицинского освидетельствования и призыва на военные сборы осуществляется повесткой. Форма повестки представлена в приложении № 1 к Положению. Повестка состоит из трех частей:

  • расписки о получении;
  • собственно повестка;
  • извещение руководителю организации.

В извещении указывается дата и время, с которой (на которое) работник призывается на военную службу или дата и время его нахождения в военном комиссариате.

Кроме того, согласно пункту 26 Положения, гражданину, проходившему военные сборы или медицинское освидетельствование, не позднее даты его убытия из военного комиссариата должна быть выдана справка военного комиссариата. Форма справки представлена в приложении № 2 к Положению. В ней указывается период времени, в который работник находился на военных сборах или в военном комиссариате.

Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы

Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы можно классифицировать следующим образом:

1. Обеспечение продовольствием и имуществом во время прохождения военных сборов (подп. "а" и "б" п. 24 Положения).

2. Выплаты, осуществляемые соответствующими воинскими частями (федеральными бюджетными учреждениями) федеральных органов исполнительной власти, по месту прохождения военных сборов. К таким выплатам в соответствии с пунктами 25-26 Положения и пунктов 2-3 статьи 6 Закона "О воинской обязанности и военных сборах", относятся:

  1. выплата оклада по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части и оклада по воинскому званию;
  2. выплата коэффициентов (районных, за прохождение военных сборов в высокогорных районах, за прохождение военных сборов в пустынных и безводных местностях) за прохождение военных сборов в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию и процентных надбавок в размерах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях. При этом расчет размера процентных надбавок к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию осуществляется на основании справок о стаже работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, выдаваемых организациями по месту постоянной работы граждан, по форме согласно приложению № 3 к Положению.

3. Выплаты, осуществляемые организацией, по месту работы или учебы призывника, с последующей компенсацией военными комиссариатами. К таким выплатам, в соответствии с пунктами 25-26 Положения и пунктами 1-2 статьи 6 Закона "О воинской обязанности и военной службе", относятся:

  • выплаты среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы и за время прохождения военных сборов;
  • возмещение расходов по проезду граждан от места жительства к военному комиссариату (пункту сбора) и обратно;
  • возмещение расходов по найму (поднайму) жилья;
  • выплаты командировочных (суточных) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы и при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов и обратно.

4. Выплаты, осуществляемые организацией согласно коллективному договору. Коллективным договором может быть предусмотрена дополнительная компенсация или дополнительное время освобождения от работы лиц, проходящих военные сборы. В таком случае в коллективном договоре оговаривается период освобождения от работы, размер и источник выплаты.

Расчет и налогообложение компенсаций

Средний заработок для оплаты времени прохождения работником военных сборах и времени участия работника в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы исчисляется в порядке, определяемом статьей 139 ТК РФ.

Расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата.

Письмом Минфина России от 16.06.2006 № 03-05-02-04/81 разъясняется, что в соответствии со статьей 236 НК РФ, суммы среднего заработка, выплачиваемые организациями работникам, призванным на военные сборы (в том числе за время медицинского обследования), за счет средств федерального бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовым договорам, и, следовательно, единым социальным налогом не облагаются.

Письмом Минфина России от 26.07.2006 № 03-05-01-04/227 разъясняется порядок обложения среднего заработка за время участия работника в военных сборах и иных мероприятиях, производимых военкоматами с целью обеспечения мобилизационной и вневойсковой подготовки подоходным налогом.

В соответствии со статьей 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика. Пунктом 29 статьи 217 НК РФ освобождены от налогообложения налогом на доходы физических лиц доходы граждан, призванных на военные сборы, только в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту прохождения военных сборов. Таким образом, суммы среднего заработка за время участия работника в военных сборах и иных мероприятиях подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

При нахождении работника в ежегодном отпуске он может его прервать для прохождения медицинского освидетельствования или других процедур, связанных с воинской обязанностью и военными сборами. В таком случае в соответствии со статьей 124 ТК РФ, отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок.

Компенсации организациям

Порядок компенсации расходов организациям, работники которых призывались на военные сборы или проходили другие мероприятия, связанные с военной службой в рабочее время, определяется "Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704) (далее - Правила).

Компенсация указанных выше расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны РФ.

Выплата компенсации осуществляется на основании представляемых организациями сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных сведений организации предоставляют заверенные в установленном порядке копии соответствующих документов. Таким образом, счета военным комиссариатам выставляются организациями после прохождения работниками военных сборов.

Организация представляет указанные сведения на официальном бланке, при этом документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации.

Минобороны РФ в месячный срок после представления предприятиями и организациями необходимых документов компенсирует им через военные комиссариаты выплаченные гражданам Российской Федерации средства, предусмотренные настоящим пунктом.

Призыв на военные сборы лиц, пребывающих в запасе, проходит регулярно в течение года. На период прохождения военных сборов за гражданином сохраняется место работы (учебы), а также средний заработок, о чем говорится в статье 170 ТК РФ.

Должны ли платить зарплату сотрудникам, пока они находятся на военных сборах?

Организация обязана не только освободить сотрудника от работы, но и выплатить ему средний заработок за дни, приходящиеся на время его отсутствия на работе в период военных сборов. Дни учитываются согласно рабочему графику, т. е. оплата идет именно за рабочие дни.

Все расходы в виде суммы среднего заработка и соответствующих отчислений в фонд оплаты труда компенсируются работодателям за счет средств федерального бюджета в соответствии с порядком, установленным постановлением правительства РФ от 01.12.2004 N 704 (п. 7 ст. 1 Федерального закона N 53-ФЗ).

Что положено запасникам, призванным на сборы?

На граждан, призванных на военные сборы, распространяется статус военнослужащих. Им предоставляется право проживания в казарме. Их обеспечивают продовольствием согласно нормам, установленным для личного состава воинских частей, проводящих военные сборы. Со дня зачисления в списки воинских частей их также обеспечивают предметами вещевого имущества личного пользования и постельными принадлежностями.

Кроме того, на период сборов резервисты получают право на бесплатную медицинскую помощь и подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.

Кого призывают на военные сборы?

Призвать на сборы военкомат может только тех, кто состоит на воинском учете, за рядом исключений. На сборы не призывают:

  • женщин;
  • педагогических работников;
  • студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения;
  • сотрудников органов внутренних дел;
  • сотрудников, имеющих трех и более детей;
  • сотрудников, уволенных с военной службы (в течение двух лет со дня увольнения в запас);
  • сотрудников, имеющих неснятую или непогашенную судимость;
  • сотрудников, имеющих основания для отсрочки от службы в армии.

Согласно Федеральному закону от 28.03.1998 № 53 «О воинской обязанности и военной службе», военнообязанные граждане, пребывающие в запасе, должны появляться на военных сборах один раз в три года. Причем это касается и тех, кто окончил военную кафедру, и тех, кто проходил реальную службу. Под призыв, как правило, попадают обладатели определенных специальностей. Самыми востребованными военными профессиями считаются специалисты войск связи, ракетчики, артиллеристы, военные железнодорожники. На сборы также обычно призывают программистов, инженеров, механиков, специалистов радиоэлектронной борьбы и т. д.

Младших по званию (солдат, матросов) призывают на сборы до 35 лет, а полковников и высших офицеров запаса — до 65-70 лет.

Какой максимальный срок пребывания на военных сборах?

Продолжительность, место и время проведения сборов определяют в Минобороны и других силовых ведомствах. Максимальная продолжительность пребывания граждан на сборах обычно не превышает двух месяцев.

Может ли работодатель не отпустить сотрудника на военные сборы?

О призыве сотрудники военкомата оповещают повесткой не позднее чем за 10 дней до начала сборов. Если у военкомата не было информации о месте работы военнослужащего в запасе, то тогда сотрудник должен самостоятельно уведомить руководителя организации о призыве и передать тому извещение, которое является отрезной частью повестки. В остальных случаях трудоустроенным гражданам повестка приходит по месту работы. И тогда, наоборот, работодатель обязан сообщить работнику о том, что того ждут на военных сборах. Извещение о прохождении военных сборов вкладывается в личное дело, а сотрудник получает саму повестку (п. 1 ст. 4 закона № 53-ФЗ).

По словам юриста Артема Мугунянца , работодатель не может не пустить сотрудника на сборы. «Срок военных сборов непродолжительный: от двух недель до двух месяцев. Соответственно, на эти две недели работодатель обязан по закону отпустить работника, если тот хочет идти на военные сборы. Если сотрудник не хочет этого, то никаких проблем тут нет. В случае неявки в военкомат по повестке на военные сборы ему грозит максимум штраф 500 рублей. Для тех, кто действительно не хочет работать, а хочет поехать на военные сборы, это повод, чтобы их отпустили на эти волшебные две недели. Поэтому тут вопрос в том, чего больше хочет сам сотрудник. А работодатель просто обязан исполнить решение соответствующего органа», — говорит Мугунянц.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году