Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Должностные оклады государственной гражданской службы. Зарплаты чиновников в россии. Порядок выплаты зарплаты и премии

  • Приложение N 1. Размеры должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения федеральных государственных гражданских служащих
    • Раздел 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих Администрации Президента Российской Федерации
    • Раздел 2. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
    • Раздел 3. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
    • Раздел 4. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих Аппарата Правительства Российской Федерации
      • Глава 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в Аппарате Правительства Российской Федерации по обеспечению выполнения функций Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации по мобилизационной подготовке экономики Российской Федерации и формированию государственного оборонного заказа. - Утратила силу
    • Раздел 5. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих федеральных министерств
      • Глава 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в Министерстве обороны Российской Федерации
      • Глава 2. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в Министерстве внутренних дел Российской Федерации
    • Раздел 6. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих Управления делами Президента Российской Федерации
    • Раздел 7. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации
    • Раздел 8. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации
      • Глава 2. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в Федеральной таможенной службе. - Утратила силу
    • Раздел 8.1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации
    • Раздел 9. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных федеральным министерствам
      • Глава 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в федеральных службах и федеральных агентствах, на которые возложены функции государственного контроля или надзора
      • Глава 2. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в Федеральной налоговой службе
      • Глава 3. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в Федеральной службе судебных приставов
      • Глава 4. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в Федеральной службе финансово-бюджетного надзора. - Утратила силу
      • Глава 5. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в Федеральной таможенной службе
      • Глава 6. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в Федеральном казначействе
    • Раздел 10. Должностные оклады федеральных государственных гражданских служащих представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом
    • Раздел 11. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
      • Подраздел 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих территориального органа федерального органа исполнительной власти межрегионального уровня
        • Глава 4. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в региональных таможенных управлениях, в таможнях, на таможенных постах межрегионального уровня Федеральной таможенной службы
        • Глава 6. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в территориальных органах Министерства юстиции Российской Федерации межрегионального уровня
        • Глава 7. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в территориальных органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации
        • Глава 8. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации окружного уровня
        • Глава 9. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в территориальных органах Федеральной миграционной службы межрегионального уровня. - Утратила силу
      • Подраздел 2. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих территориального органа федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации
        • Глава 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в органах Федеральной налоговой службы
        • Глава 2. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. - Утратила силу
        • Глава 3. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в органах Федерального казначейства
        • Глава 4. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов
        • Глава 5. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции государственного контроля или надзора
        • Глава 6. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в территориальных органах Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте Российской Федерации
        • Глава 7. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации в субъекте Российской Федерации
        • Глава 8. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в территориальных органах Федеральной миграционной службы в субъекте Российской Федерации. - Утратила силу
      • Подраздел 3. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих территориального органа федерального органа исполнительной власти межрайонного, городского (районного) уровня
        • Глава 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в органах Федеральной налоговой службы
        • Глава 2. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. - Утратила силу
        • Глава 3. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в органах Федерального казначейства
        • Глава 4. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в органах Федеральной службы судебных приставов
        • Глава 5. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции государственного контроля или надзора
        • Глава 6. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации
      • Подраздел 4. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих территориального органа федерального органа исполнительной власти, расположенного в г. Байконуре на период аренды комплекса "Байконур" Российской Федерацией
    • Раздел 12. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации
      • Подраздел 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации. - Утратил силу
      • Подраздел 2. Должностные оклады федеральных государственных гражданских служащих дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации. - Утратил силу
      • Подраздел 3. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации. - Утратил силу
      • Подраздел 4. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих государственного органа при Министерстве иностранных дел Российской Федерации. - Утратил силу
      • Подраздел 5. Должностные оклады федеральных государственных гражданских служащих представительств государственного органа при Министерстве иностранных дел Российской Федерации за рубежом. - Утратил силу
    • Раздел 13. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих аппарата Конституционного Суда Российской Федерации
    • Раздел 13.1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих аппарата Верховного Суда Российской Федерации
    • Раздел 14. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих аппаратов федеральных судов общей юрисдикции
      • Подраздел 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих аппаратов кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда
      • Подраздел 2. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих аппаратов Верховного Суда республики, краевого суда, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда
      • Подраздел 3. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих аппаратов районного суда, городского суда, межрайонного суда, гарнизонного военного суда
    • Раздел 15. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. - Утратил силу
    • Раздел 15.1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих аппаратов арбитражных судов Российской Федерации
      • Подраздел 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих аппаратов арбитражного суда округа, Суда по интеллектуальным правам, арбитражного апелляционного суда
      • Подраздел 2. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих аппарата арбитражного суда субъекта Российской Федерации
    • Раздел 16. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих аппаратов арбитражных судов Российской Федерации. - Утратил силу
    • Раздел 16.1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих в системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации
      • Подраздел 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации
      • Подраздел 2. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих управлений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации
        • Подраздел 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации
        • Подраздел 2. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих главного следственного управления (следственного управления) Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации и специализированного (в том числе военного) следственного управления (следственного отдела), приравненного к следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации
        • Подраздел 3. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих межрайонного следственного отдела, следственного отдела по району, городу (административному округу, закрытому административно-территориальному образованию) и приравненного к нему специализированного (в том числе военного) следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации
        • Раздел 22. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих государственных органов Правительства Российской Федерации, государственных органов при Правительстве Российской Федерации
      • Приложение N 2. Размеры окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих
      • Приложение N 3. Изменения, вносимые в Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1371 "О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за дипломатический ранг" и в положение о Порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работникам Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденное этим указом
      • Приложение N 4. Перечень Указов Президента Российской Федерации, утративших силу

      Открыть полный текст документа

1. Денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы.
2. Размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок к должностному окладу государственного служащего определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к статье 17

1. Согласно статье денежное содержание государственного служащего состоит из трех составных частей (элементов):
1) должностного оклада;
2) надбавок к должностному окладу, которые устанавливаются по трем основаниям: а) квалификационный разряд, б) особые условия государственной службы (повышенная нагрузка, переработки и т.п.), в) выслуга лет;
3) премии по результатам работы.
2. Первые два элемента (размеры должностных окладов и надбавок) согласно п. 2 устанавливаются только федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Однако эти законы пока не приняты.
Размер премии определяется исходя из результатов деятельности федерального государственного служащего и никаким максимумом не ограничивается.
В органах государственной власти, в их аппаратах устанавливаются условия выплаты ежемесячной надбавки и премии.
Федеральным государственным служащим производятся и иные, предусмотренные законом выплаты. Им также выплачивается материальная помощь.
При утверждении фондов оплаты труда федеральных государственных органов в них, кроме сумм, направляемых для выплаты должностных окладов, включают следующие средства:
на ежемесячные надбавки за квалификационный разряд, классный чин, дипломатический ранг - в размере 4 должностных окладов;
на ежемесячные надбавки за особые условия государственной службы - в размере 2,5 должностного оклада;
на ежемесячные надбавки за выслугу лет - в размере 3 должностных окладов;
премий по результатам работы - в размере 3 должностных окладов;
материальной помощи - в размере 2 должностных окладов.
Кроме того, для федеральных государственных служащих сохраняются следующие выплаты:
ежемесячная надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы (в процентах) - до установления ежемесячной надбавки за квалификационный разряд;
ежемесячная надбавка за классный чин или дипломатический ранг - до установления им этой надбавки в размерах, предусмотренных Указом Президента РФ.
Расходы на выплату денежного вознаграждения и денежного содержания федеральных государственных служащих финансируются за счет средств федерального бюджета. Запрещено привлекать для этого внебюджетные источники, за исключением случаев, когда эти средства учитываются при определении объема расходов федерального бюджета.

Государственный сектор России – это обширная сфера, в которой трудоустроено огромное количество людей. Согласно статистической информации от начала 2017 года, на должностях непосредственно госслужащих и в качестве сотрудников госучреждений работает около 5,4 миллионов россиян, которые получаю оклады из . Напомним, что на протяжении последних нескольких лет (а именно – с 2014 года) заработная плата госслужащих и муниципальных работников была подвергнута мораторию на повышение.

Тем не менее, исходя из майских указов Владимира Путина, в 2018 году им должны с лихвой окупить период ожидания, проиндексировав оклады сразу в полтора раза. Естественно, что момент повышения зарплат вызывает интерес как у самих представителей госсектора, так и у простых россиян, ведь, как показывает российская практика, их реальные доходы часто являются тайной.

Однако не так давно бывший глава Министерства финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что консолидированный бюджет страны на сегодняшний день не располагает достаточными средствами для того, чтобы произвести такое значительное повышение зарплат. Впрочем, это заявление не вызывает удивления – кризисные явления в экономике, нестабильность , необходимость погашать внешние долги и неустойчивые котировок на рынке черного золота не дают соответствующей возможности.

Похоже, кризис в стране мешает повышению зарплат госслужащих

Конечно, можно использовать для повышения окладов средства региональных бюджетов, однако их наполняемость тоже оставляет желать лучшего. Кроме того, эти средства нужны для ремонта школ, детсадов и медицинских учреждений. В итоге было сказано, что указы президента выполняться будут, но, скорее всего, не в полном объеме и в отношении лишь некоторых категорий чиновников. Повышение будет происходить не одномоментно, а постепенно. Давайте разберемся, на какие оклады могут рассчитывать госслужащие в 2018 году.

Кто относится к категории госслужащих?

Прежде чем перейти к обсуждению возможного повышения окладов представителям государственных служб, давайте разберемся, какие категории граждан имеют отношение к этому сектору. Согласно нормативной трактовке, к числу госслужащих относятся специалисты, исполняющие обязанности в рамках службы в организациях и учреждениях государственного сектора. Данная категория в Российской Федерации представлена работниками, трудящимися на благо законодательной, исполнительной и судебной власти.

По сути, это работники президентского аппарата и налоговой инспекции, специалисты, занятые в миграционной службе, лица, работающие в таможенных органах, специалисты из Роспотребнадзора и Росреестра, сотрудники пограничной службы, сенаторы, представители министерств, прокуроры, сотрудники мэрий, депутаты и так далее.

Нынешние зарплаты госслужащих

Как уже было сказано, несколько последних лет в России действует мораторий на повышение заработной платы государственным служащим. Указ, закрепляющий данную норму, был издан и вступил в силу с 1 января 2016 года, а затем был пролонгирован и на 2017 год. Причинами такого шага стали негативные как на внутреннем, так и на мировом рынке, а также инфляционный рост и увеличение безработицы. Напомним, что данный указ лишь продлил действие ранее введенного запрета.


Правительство РФ предлагает повысить зарплаты чиновников на 38%

Запрет отменил индексации зарплат государственных служащих еще в 2014 году. Тем не менее, в 2018-2019 годах оклады тех, кто служит в госсекторе, могут резко взлететь вверх – в рамках компенсации ущерба за годы моратория предложено повышение в размере 38% текущего уровня оплаты труда. Средняя сумма заработной платы чиновников сегодня измеряется цифрой 99,9 тысяч рублей. При этом, согласно информации из источников Росстата, текущие зарплаты государственных служащих характеризуются следующими цифрами:

  • самые высокие оклады имеют те, кто занят в президентской администрации – им положено около 216000 рублей ежемесячно, причем данная категория чиновников включает более 1700 человек;
  • в органах, представляющих исполнительную власть, лидируют служащие Спецстроя, оклад которых измеряется суммой в 122000. В данном органе трудится более 150 человек;
  • высокое место по окладам занимают высшие чины МЧС, получающие до 114000 ежемесячно. Штат данного ведомства измеряется 428 сотрудниками;
  • 410 человек, которые трудятся в Федеральной службе экологического, технического и атомного надзора, получают до 112000 рублей ежемесячно;
  • служащие федеральных судов и прокурорские работники также не обижены зарплатой. Так, средний оклад в Конституционном суде, состоящем из 251 человека, равен 135000 рублям, в Верховном суде в среднем по 119000 рублей получает 862 человека, в Судебном департаменте при Верховном суде РФ 436 человек получают по 75000 рублей, в Генпрокуратуре 451 сотрудник получает по 84000 рублей, а 16000 человек, занятых в Следственном комитете, имеют средний оклад в 66000 рублей;
  • в Центризбиркоме служат 275 человек, которым начисляется по 89000 рублей;
  • Счетная палата представлена более чем тысячей человек, получающих по 122000 рублей ежемесячно;
  • В Аппарате уполномоченного по правам человека занято 180 человек, получающих по 64000 рублей каждый месяц;
  • «аутсайдерами» по уровню оплаты труда являются сотрудники Федерального архива с окладами в 53000 рублей, а также представители Министерства по вопросам Северокавказского региона с окладом 38000 рублей в месяц.

Однако вопрос с региональными решениями на 2017 год требует отдельного обсуждения. Конечно, большая часть чиновников на местах не решилась нарушить президентский указ о продлении моратория – Омская, Тюменская, Ростовская области, Ставропольский и Приморский края подтвердили, что в местных бюджетах не предусмотрено средств на индексацию окладов. Однако в президентском указе есть небольшая лазейка, которой чиновники не преминули воспользоваться.

В документе сказано, что заработную плату запрещено подвергать индексации, то есть – увеличивать её всем категориям на один и тот же коэффициент. Но вот про отдельно взятое увеличение оплаты труда там не сказано ни слова. Так что, если опираться на данные, представленные Роскомстатом, коэффициент среднемесячного уровня оплаты работы тех, кто занят в представительствах министерского сектора и центральных ведомствах, еще в 2016 году ознаменовался ростом в 103,5%, а у работников региональных ведомств – в 107,7%.


Несмотря на мораторий, зарплата госслужащих все равно продолжает расти!

Если же говорить о ситуации на местах, которая наблюдалась в регионах в 2017 году, то можно привести следующие данные:

  • в Омской области увеличение заработных плат госслужащих собираются провести в рамках отраслевого плана. Власти данного региона не будут повышать оклады чиновников, оставив средний размер оплаты труда на уровне 39727 рублей. Вполне возможно, небольшое повышение получат врачи и учителя, чьи оклады на сегодняшний день измеряются 37944 рублями и 25774 рублями соответственно;
  • не запланировано индексировать оклады представителей органов местного самоуправления в Тюменской области. Отмечается только рост оплаты труда некоторых категорий бюджетников – например, заработная плата педагогов из Тюменского госуниверситета выросла на 8,8%. Данный регион, в принципе, можно назвать одним из лидеров по уровню зарплат. Нефтегазовая сфера способствует высоким окладам, так что средний уровень зарплат на предприятиях характеризуется цифрой в 45800 рублей, а к концу 2018 года обещано увеличить ее до 51400 рублей;
  • администрация Ростовской области также заявила, что чиновники не увидят повышенных окладов в 2017 и даже в 2018 году. Предусмотрен только рост окладов некоторых категорий бюджетников, в число которых попадут соцработники, медработники, сотрудники дошкольных учреждений и представители культмассового сектора. Тем не менее, несмотря на средний оклад в размере 25720 рублей, их реальный доход стал меньше на 3% из-за инфляционных проявлений;
  • власти Ставропольского края сообщили о необходимости поднять уровень оплаты труда чиновников. Сумму повышения краевой Минфин не озвучил, утверждая, что все зависит от состояния местного бюджета. Одновременно с этим стало известно, что в регионе отменили индексацию выплат социального характера, чтобы сэкономить в бюджете 320 миллионов рублей;
  • Приморский край также не проводил индексацию, однако с начала 2017 года тут были на 4,3% повышены оклады муниципальных работников казенных учреждений, а в конце года запланировано такое же повышение оплаты труда для тех, кто занят в бюджетных и автономных организациях. То есть рост заработной платы наблюдается у работников мэрии, дирекции по вопросам строительства и сотрудников, представляющих агентство по продаже муниципальной земли. Если говорить о «простых» бюджетниках, то обещают увеличение окладов сотрудников музыкальных и художественных школ;
  • не обидели себя чиновники Свердловской области, запланировав повышение окладов на 4% в 2017 году. Одновременно с этим в регионе наблюдается 2% уменьшение индексации социальных выплат;
  • в Пермском крае также решили, что оклады государственных служащих должны быть повышены в 2017 году на 5,3%, на что из местного бюджета будет выделено 64 миллиона рублей. А в 2018-2019 годах на данную цель собираются направить еще по 130 миллионов рублей. Кстати, в ответ на вопрос, не стоит ли направлять эти федеральные транши на развитие социальных программ, было сказано, что зарплата чиновников и так была слишком сильно подвержена инфляционному влиянию, так что средства будут выделены на «выполнение обязательств по государственным полномочиям», под которыми и подразумевается оплата чиновничьего труда.

Как показывают последние новости, вполне возможно, что в 2017 году некоторые категории чиновников все-таки получат повышение окладов и на общефедеральном уровне. В их число могут войти судебные и министерские работники, сенаторы, депутаты и представители генпрокуратуры РФ. Предполагается, что для реализации данной цели будет выделено 47,5 миллиардов рублей.

Повысят ли зарплаты госслужащим?

В 2018 году чиновникам нужно приготовиться к тому, что система оплаты их труда будет подвергнута некоторым изменениям. Кроме факта повышения гарантированной части окладов, правительство сообщило, что данную сферу ждут инновации. Они направлены на выявление зависимости заработной платы от того, насколько эффективно работает отдельно взятый представитель госсектора. В законопроекте про бюджетную политику на 2018 год сказано, что категории государственных служащих в два раза следует повысить оклады.

Это выразится в сумме 450 млрд рублей. При этом около 380 млрд предусмотрено в рамках дополнительного стимулирования госслужащих, из которых 193 млрд будет освоено уже в 2017 году. Если текущий средний оклад в виде 99900 р. будет повышен на 38%, ежемесячный оклад составит примерно 140000 р. По словам Олега Митволя, ранее занимавшего должность замруководителя Росприроднадзора, в среде чиновников наблюдается довольно резкая дифференциация доходов, так что нельзя повышать оклады в одинаковых пропорциях.

Например, средний оклад в президентской администрации равен 208000 рублей, зарплата чиновников высшего ранга доходит до 750000, а специалист 1-й категории в столичных службах получает 26000 рублей в месяц, что приводит к желанию молодого специалиста получить неправомерный доход. Именно этой категории специалистов нужно повышать оплату труда, чтобы стимулировать молодежь идти в госслужбы и работать там честно и эффективно.

Согласно новым законодательным нормам, получение максимального оклада и дополнительных выплат в 2018 году потребует от должностного лица выполнить целый ряд требований. Каждый чиновник будет подписывать трудовой договор с четко прописанными нормативами и показателями, которые следует выполнить, а также критериями оценки эффективности его труда. Тот, кто не сумеет «доказать» свою полезность на рабочем месте, получит урезанную зарплату и лишится дополнительных стимулирующих надбавок.

Напомним, что сейчас заработная плата госслужащих комбинируется из таких элементов:

  • оклада, положенного по должности;
  • оклада согласно имеющемуся классному чину;
  • надбавки за выслугу лет, которая составляет 10% за стаж от года до 5 лет, 15% – за 5-10 лет, 20% – за 10-20 лет, 30% за выслугу, превышающую 30 лет работы;
  • дополнительных выплат за особые условия, секретность и сложные виды работ, которые могут составить до 60% от суммы оклада для тех, кто занят на младших должностях, 60-120% оклада – для представителей старшей группы должностей, 150-200% оклада – для тех, кто относится к высшей должностной группе.

Сегодня два первых элемента – это основная часть финансирования труда чиновников, которая часто составляет лишь около 1/8 всей зарплаты. С 2018 года именно ее планируют повысить, сократив динамичную часть в виде надбавок и бонусов.

К слову, вопрос оценки качества работы чиновников остается сложным и открытым. В правительстве говорят, что для каждого ведомства будет разработан отдельный список показателей эффективности. Что касается нынешней ситуации, то ни в одном из министерств не смогли четко ответить на вопрос, как сейчас определяется качество работы людей, занятых в данных ведомствах.

Представители Минкомсвязи, Минфина, Минобрнауки и Минэкономразвития довольно туманно говорят о каких-то плановых показателях работы вышеперечисленных учреждений, по которым они дают ежегодный отчет. Сотрудники министерств выполняют свои функции согласно регламентам, в которых определены образовательные критерии, необходимые навыки, компетенция и стаж. Если ознакомиться с указанными регламентами, можно заметить, что там нет ни единого слова о привязке уровня оплаты труда к каким-то конкретным показателям.


Исследования показали, что на сегодняшний день уровень оплаты чиновничьего труда никак не привязан к качеству и количеству выполняемой работы

По словам президента Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова, система оценки работы чиновников является для России актуальной и необходимой. Он сообщил, что шаг в виде сокращения надбавок и увеличения окладов весьма разумен, однако не стоит увлекаться введением множества коэффициентов и критериев – это только усложнит и запутает систему оценки. Кроме того, не всегда показатели деятельности чиновника могут быть оценены количественно, а качественный признак не всегда понятен.

По мнению Дмитрия Абзалова, президента Центра стратегических коммуникаций, идею можно назвать верной, но он не видит возможности реализовать её по отношению к госструктурам. Например, если для служащих экономического сектора можно предложить показатель в виде привлечение капитала или создания новых мощностей на производствах, для представителей Минтруда – сокращение числа безработных или количество новых рабочих мест, то в политическом блоке измерять эффективность попросту нечем.

Отдельно упомянем, что в новом календарном периоде госслужащих ожидает сокращение. После внедрения контрактной системы правительство предполагает заняться пересмотром полномочий госорганов так, чтобы исключить их дублирование в разных учреждениях и ведомствах. Так что не исключено, что именно таким образом в бюджете и появятся средства на увеличение окладов.

В мае 2017 года также было заявлено, что в бюджете вполне могут найтись средства и на индексацию окладов госслужащих – в привязке с зафиксированным уровнем инфляции она может составить около 4-5%.

,

Оплата труда государственных гражданских служащих

Оплата труда является одной из подсистем государственной гражданской службы . Проведение политики оплаты труда должно быть согласовано с другими подсистемами. Важнейшей из них является кадровая политика государственного органа.

Кадровая политика государственного органа направлена на создание главного ресурса государственного управления – профессионального, работоспособного, высоконравственного, интеллектуального, действующего на правовой основе государственного аппарата , на формирование рациональное использование кадрового потенциала государственной гражданской службы.

На политику в оплате труда оказывает влияние то, насколько она адекватна кадровой стратегии государственного органа в целом и ежедневной кадровой работе.

При этом надо учитывать, что государственная служба является не формой занятости населения, а формой обеспечения реализации государственной власти.

Государственные гражданские служащие соответственно не являются типичными работниками по найму. Услуги, оказываемые государственными гражданскими служащими, коренным образом разнятся со сферой услуг народного хозяйства. При подготовке государственных управленческих решений, государственные гражданские служащие используя права определенные должностными полномочиями могут предлагать различные формы государственного принуждения .

Специфика труда государственных гражданских служащих накладывает отпечаток на используемых понятиях и требует уточнения не только определений, но и сущностных сторон денежного содержания государственных гражданских служащих.

Система оплаты труда подчинена выполняемым функциям и выступает средством их реализации. Изменение функций вызывает изменение в системе, а прежде всего в структуре оплаты труда.

Заработной плате присуще четыре функции: воспроизводственная, стимулирующая, социальная и учетно-производственная. Все функции взаимосвязаны и лишь в своей совокупности позволяют правильно понять природу заработной платы .

Воспроизводственная функция заработной платы призвана обеспечить воспроизводство рабочей силы.

Мотивационная функция заработной платы направлена на стимулирование высокопроизводительного труда персонала государственной службы.

Социальная функция заработной платы связана с реализацией принципа социальной справедливости в обществе.

Учетно-производственная функция характеризует меру живого труда в процессе образования цены товара или услуги.

Важным элементом, лежащим в основе величины заработной платы, является обычно степень профессиональной квалификации работника.

Лишь в старшей и младшей группе должностей категории «обеспечивающие специалисты» допускается наличие среднего профессионального образования , соответствующего направлению деятельности гражданского служащего. Во всех остальных случаях необходимо наличие высшего профессионального образования.

В системе государственной гражданской службы оплата труда обеспечивается путем связи размеров заработной платы с квалификацией через установление квалификационных требований к замещаемым должностям. Отсутствие гласности в распределении фонда оплаты труда на гражданской службе является своеобразной организационной технологией, позволяющей ограничить влияние социальной функции на служебное поведение государственных гражданских служащих.

Размеры оплаты труда индексируются в административном порядке одновременно по всей структуре должностей государственной гражданской службы. Индексация должностных окладов производится в зависимости от уровня инфляции и возможностей государственного бюджета и представляет собой инструмент власти, а не активизацию мотивационной и социальной функции оплаты труда.

Важно отметить принципы оплаты труда государственных гражданских служащих.

Осуществление принципа единства означает одинаковый подход в оплате труда ко всем государственным гражданским служащим в течение их служебной карьеры, что позволяет избегать дискриминации занятых в сфере государственного управления.

Это принцип подтверждает право государственных гражданских служащих с одинаковой профессиональной подготовкой и уровнем профессиональных знаний и умений замещать равные должности государственной службы и получать равное денежное содержание.

Принцип единства позволяет государственным гражданским служащим, замещающим одинаковые категории и группы должностей государственной службы, получать равные оклады денежного содержания.

Принцип нормативности в организации денежного содержания прямо следует из императивного характера института государственной службы: разрешено только то, что прямо прописано в нормативно-правовых актах.

При федеративном типе устройства государства в организации денежного содержания должны быть четко отрегулированы вопросы горизонтальной и вертикальной компрессии.

Вертикальная компрессия отражает разницу между высшим и низшим уровнями денежных выплат государственным служащим в рамках одного государственного органа или реестра должностей гражданской службы. При наличии всех должностей государственной службы – это отношение выплат в высшей группе должностей к выплатам младшей группы должностей. Считается, что для недопущения социальной напряженности в коллективе , разрыв в денежных выплатах внутри одной организации не должен превышать 8 крат. С учетом специфики профессиональной служебной деятельности государственных служащих и значительных различий в мерах ответственности по группам замещаемых должностей государственной службы этот разрыв в системе государственной службы может быть доведен до 10 раз.

Принцип горизонтальной компрессии отражает степень, в которой различается денежное содержание государственных гражданских служащих одного и того же ранга или уровня в одном и том же или разных государственных органах.

Горизонтальная компрессия отражает уровень дифференциации размеров денежного содержания государственных служащих по субъектам Федерации. В Южном федеральном округе – 3,4 (в Волгоградской области – 22,8 тыс. руб.; в Республике Северная Осетия-Алания – 6,7 тыс. руб.).

Принцип обеспечения конкурентоспособности государства как работодателя предполагает сравнение денежного содержания государственных служащих и его соотношения на рынке труда с заработной платой работников соответствующей специальности и квалификации негосударственного (коммерческого) сектора экономики.

Федеральные законы от 01.01.01 года "О системе государственной службы Российской Федерации" и от 01.01.01 года "О государственных гражданских служащих Российской Федерации" сочетают в себе элементы европейской модели (размер денежного содержания зависит от стажа на государственных гражданских служащих) и англосаксонской (вводятся премии за выполнение особо важных и сложных заданий, максимальный размер которых не ограничен, особый порядок оплаты труда в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности).

Впервые на законодательном уровне закреплен механизм особого порядка оплаты труда по результатам деятельности, вводятся премии за выполнение особо важных поручений.

Государственные гражданские служащие получают денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. При этом положения Трудового кодекса РФ распространяются на государственных гражданских служащих только в той части, которая не регулируется нормами названных выше специальных федеральных законов.

В Федеральном законе закреплена сложная структура денежного содержания государственных гражданских служащих, включающая должностной оклад и оклад за классный чин, дополнительные выплаты и иные дополнительные выплаты. Должностной оклад и оклад за классный чин вместе составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего. Дополнительные выплаты зависят от наличия у служащего определенной выслуги лет , сложности выполняемой им работы, успешности выполнения служащим поставленных перед ним задач и т. д.

К дополнительным выплатам относятся:

Многообразие выплат, которые могут включаться в оплату труда гражданских служащих, порождает определенные трудности в планировании расходов государственного органа. Для преодоления этих трудностей используется понятие фонда оплаты труда , который определяет максимальную сумму расходов госоргана на эти цели.

Источником формирования фонда оплаты труда является средства, выделенные из бюджетов соответствующих уровней. Оплата труда государственных гражданских служащих из других источников, также как и выплаты из фонда оплаты труда на другие цели не допускаются. При неиспользовании средств фонда оплаты труда полностью в текущем году неиспользованные средства подлежат изъятию в бюджеты соответствующих уровней.

Правовое обеспечение денежного содержания государственных гражданских служащих характеризуется сочетанием федерального, регионального и локального регулирования.

В соответствии с правовое регулирование государственной гражданской службы субъектов РФ отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов. При этом в Федеральных законах допускается регулирование вопросов денежного содержания государственных гражданских служащих, как законами субъектов РФ, так и иными нормативными правовыми актами. Федеральный законодатель установил, что размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственного гражданского служащего субъекта РФ устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ. В результате в законодательстве субъектов РФ обозначились разнообразные подходы к установлению формы и содержания базовых нормативных правовых актов об оплате труда государственных гражданских служащих субъектов РФ.

Важным атрибутом являются классные чины. Классный чин, прежде всего, форма квалификационного отличия должностей, дифференцированная по трем классам с соответствующим размером оклада за каждый класс. Классный чин свидетельствует об уровне сложности задач и функций, о мере полномочий и ответственности, которые присущи конкретной должности или группе.

Оплата труда во многом зависит от классификации должностей, как и оклад за классный чин, многие выплаты по оплате труда гражданских служащих дифференцируются по группам должностей.

После политико-экономических преобразований в российском обществе возродился институт государственной гражданской службы. Гражданская служба выделилась в особый вид профессиональной деятельности граждан. Государственные гражданские служащие обеспечивают деятельность лиц, замещающих государственные должности , и государственных органов трех ветвей государственной власти. Следовательно, их деятельность регулируется государственно-служебными отношениями, распространяющими на управленческие отношения внутри государственного аппарата и на управленческие отношения с неопределенным кругом лиц, на который направлены государственные решения, подготавливаемые государственными гражданскими служащими. Эти управленческие отношения имеют вид не столько социально-трудовых, сколько государственно-властных отношений.

Оплата профессиональной служебной деятельности в этом случае не является ценой труда или ценой оказываемых услуг. Глава государства назначает государственным гражданским служащим денежное содержание. Оно назначается исходя из ряда принципов. Во-первых, оно не может не учитывать действие основных рыночных законов – спроса и предложения, свободного перемещения рабочей силы и т. д. Так на теоретико-методологическом уровне формируются общие принципы. Во-вторых, денежное содержание, назначаемое гражданскому служащему, должно соответствовать принципам организации института государственной службы при федеративном устройстве государства и отражать специфику денежных выплат в органах власти и управления. В-третьих, практика денежного содержания формируется на предметно-практическом уровне при помощи единичных принципов.

Государственная гражданская служба РФ – это разновидность государственной деятельности, которая выступает, как профессиональная работа подданных РФ по созданию условия для реализации полномочий органов управления на уровне всей РФ или ее субъектов, а также лиц, которые занимают государственные должности РФ и субъектов России.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Данное понятие представлено в ст.3 ФЗ №79 от 2004 года. Государственная гражданская служба существует наряду с правоохранительной и военной.

Гражданским служащим признает тот подданный РФ, который принял на себя обязанности по пребыванию на госслужбе (ст. 13 ФЗ №79).

Специальная служебная деятельность реализуется после оформления документов о назначении и подписания служебного контракта. Классные чины – это одно из базовых начал, на которой строится вся госслужба.

Они назначаются сотруднику при принятии во внимание должности, на которую он назначен, в границах групп должностей. Классные чины были введены после отмены разрядов.

Основные сведения

В период пребывания на госслужбе служащему назначаются классные чины. Работникам, с которыми были оформлены служебные договоры на определённый период, классные чины назначаются по итогам успешной сдачи квалификационного испытания.

А тем сотрудникам, с которым оформлены на неопределенный период, классные чины назначаются на базе ходатайства об уровне познаний, навыков и умений этого служащего и о допустимости назначения ему классного чина, от его руководителя.

Классные чины дают понимание о дальнейших перспективах и позволяют человеку увереннее себя чувствовать в определенной должности. Такая ясность в карьерном росте положительным образом влияет на мотивацию.

Что это такое

Классный чин – это степень, класс, квалификация пригодности сотрудника для определённой деятельности на основе его познаний, навыков и умений.

Данное понятие используется не только в современном законодательстве. Система классных чинов была изложена в Табеле о рангах. В советское время она применялась в отношении прокурорско-следственных работников.

Сегодня карьера государственного служащего связана с предоставлением конкретному человеку таких возможностей, которые бы в полной мере отражали его реализацию в соответствии со способностями, стремлением и интересами государства.

Негативным образом на данный процесс воздействуют два момента – опережение и запоздание в карьерном росте.

Если человек «растет» в быстром темпе, который не соответствует его развитию в плане работы, то это приводит к низкой продуктивности и становится причиной формирования неадекватной самооценки.

Когда сотрудника современно не поощряют повышением, то его трудовая мотивация снижается.

Процедура получения

Классные чины назначаются служащим индивидуально, с учетом принципа последовательности. Данный процесс сопровождается оценкой профессиональной степени сотрудника, длительности его деятельности.

Назначение классного чина может быть очередным или первичным (п.4 Указ Президента № 113). В первый раз он назначается служащему, который раньше не имел чины госслужбы.

При этом должны приниматься во внимание воинское или специальное звание, классный чин юстиции или прокурорского работника, которые были назначены данному сотруднику на предшествующем месте осуществления деятельности.

Очередной классный чин назначается служащему по прошествии периода, утвержденного для выполнения служебных обязанностей в действующем классном чине.

А также когда служащий занимает должность, для которой допустим классный чин, который равен или же он выше, чем тот, что назначается ему.

Законодательная база

Нормы о классных чинах содержатся в . В данного нормативно-правового акта содержатся статьи, которые раскрывают данное понятие.

Также в нем отражен общий процесс назначения чинов. Более подробно данные вопросы освящены в Положении о порядке присвоения и сохранения классных чинов, которое было принято Указом Президента №113.

В данном акте представлена таблица классных чинов с учетом их иерархии, которая действует в нынешнее время. В п.4 определены принципы их назначения. В п.5 дан ответ на вопрос о том, как присваивается чин в первый раз, в п. 8 – в очередной.

Данный указ утвердил положение, которое наиболее полным образом регулирует все вопросы, обладающие связью с правилами назначения классных чинов и их оставления.

Таблица соответствия классных чинов государственной гражданской службы

Мы уже упоминали о том, что при изменении места работы на службу иного рода будет приниматься во внимание прежнее звание, ранг или чин.

Это требуется при первоначальном назначении, например, классного чина. Обратите внимание, что законодатель не обязуется автоматически переносить бывшие заслуги служащего. Он лишь говорит о необходимости учитывать их.

Что соотнести ранги, чины и звания была разработана специальная таблица. С ее помощью можно провести соответствие между данными понятиями.

В данной норме предусмотрено, что денежное довольствие включает следующие элементы:

  • месячный оклад, определяемый должностью;
  • месячный оклад, определяемый классным чином;
  • дополнительные выплаты (за выслугу лет, за специфические условия работы, за работу с государственной тайной и пр.)

Суммы денежных средств за классный чин устанавливаются документом, утверждённым Президентом РФ.

Если же сотрудник занимает государственную в субъекте РФ, то данная сумма определяется нормативно-правовыми актами, принятыми на уровне отдельного региона РФ.

Из этого следует, что за классный чин полагается не доплата, а утверждается определённый оклад.

Дополнительный выплаты служащий будет получать за стаж, работу в особых условиях, денежное поощрение, премии за реализацию особо важных миссий (п.5 ст. 50 ФЗ №79).

Размер оклада

Итак, размер окладов будет утвержден . В нем подробно дана информация о денежном содержании гражданских служащих.

В приложении №2 к данному Указу представлены сведения о размере оплаты за классный чин. Обратите внимание, что регулярно в данный документ вносятся изменения, которые необходимо при инфляционных процессах в РФ.

Так, размер окладов был увеличен в 2008, 2012 и 2013 годах. За чин устанавливается денежное довольствие в размере от 450 до 1850 рублей в месяц.

С повышение по службе увеличивается и размер окладов. Итак, это еще один ответ на вопрос о том, что дает классный чин.

Сроки присвоения

Мы уже упоминали о том, что очередной классный чин назначается по истечении определённого периода. Само по себе прошествии срока не является безусловным основанием для повышения сотрудника.

В Указе Президента уточняется, что такой служащий вступает на должность гражданской службы, для которой необходим классный чин, равный или более высокий, чем тот, что назначается ему.

Периоды для прохождения службы предусмотрены в п.9 Указа Президента №113:

Отсутствуют данные временные рамки для некоторых классных чинов:

  • секретаря 1 класса;
  • референт 1 класса;
  • советника государственной службы 1 класса;
  • государственный советник 1 класса.

Периоды, указанные в Указе Президента №113, начинают отсчитываться с момента назначения классного чина (п. 12).

Если гражданского служащего повышают, ему положен следующий классный чин при данных обстоятельствах:

Классификация званий

В соответствии со государственным служащим назначаются классные чины, дипломатические ранги, а также звания. В данной норме сказано, что для гражданских служащих применяются исключительно классные чины.

В пункте 3 данной нормы сказано о том, что при переводе служащего с одной государственной службы на иную (при условии, что они разного рода) назначение звания или классного чина осуществляется с учетом прежнего чина или звания, которое было получено на предыдущем месте службы.

Законодатель утвердил таблицы, в которой приведено соотношение классных чинов государственной гражданской службы и званий, а также связь между ними.

С ее помощью можно понять, какой именно ранг будет присвоен человеку. Данная таблица принята Указом Президента №113 (приложение №1).

Ведущий специалист

Был согласован реестр должностей гражданской службы. На основании данного документа «ведущий специалист» — это ведущая группа должностей, которая соответствует «обеспечивающим служащим».

Таким образом, согласно их основные функции – создание условий для полноценной деятельности государственных органов.

Период службы таких работников неограничен. Обратите внимание, что должности и чины связаны между собой. Так, первые классифицируются на 5 групп – высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.

В соответствии с ними выявляются чины по п.2 Указа Президента №113. Например, ведущий специалист относится к ведущей группе.

Таким образом, его должности будут соотноситься с классным чином — Советник государственной гражданской службы РФ одного из классов.

Советник третьего класса – это классный чин, назначаемый впервые поступившим на службу в должности ведущей группы (п.6 Указа Президента №113).

Выделен период для прохождения службы в данном чине — не менее 2 лет. Данный классный чин назначается представителем работодателя, в роли которого выступает руководитель госоргана либо его полномочное лицо.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году