«СМИ – иностранные агенты» - самые обиженные?

Во вторник, 6 октября, трое депутатов внесли в Госдуму проект поправок к закону о СМИ и Кодексу об административных правонарушениях (КоАП). По мнению депутатов, средства массовой информации, получающие финансирование из-за рубежа, обязаны уведомить об этом Роскомнадзор, в противном случае они подвергнутся штрафу, а в случае неоднократного нарушения будут закрыты. В то время, когда информационные войны, зачастую, приводят к войнам реальным, читатели имеют право знать, за чьи деньги их информируют. Так считают инициаторы проекта, которыми выступили Вадим Харлов из «Справедливой России», Вадим Деньгин от ЛДПР и Александр Ющенко, представляющий КПРФ. Они не исключают, что иностранные организации могут предоставлять российским СМИ гранты «с целью предвзятого информирования и создания искаженной картины политической действительности». Это тем более актуально, с учетом того, что на российские СМИ за рубежом оказывается сейчас беспрецедентное давление. При этом депутаты подчеркивают, что внося поправки, они ни никоим образом не ограничивают свободу слова. Задачей является лишь предупредить читателя, чьими устами слово произносится.

При этом, по мнению отдельных представителей Союза журналистов России, инициатива является «популистской», ведь принимать оплату рекламы из иностранных источников никем не возбраняется. Однако и тут стоит отметить ту же закономерность. Ведь стоимость рекламного блока хорошо известна и, пролистав издание, путем несложных вычислений всегда можно определить процент рекламных взносов, вложенных отечественными рекламодателями и зарубежными.

Кроме этого, в Союзе журналистов России считают, что реализация подобного законопроекта может привести к тому, что такие СМИ будут признаны иностранными агентами, что оскорбительно, но даже при этом, в СЖР отмечают, что общество имеет право знать, на чьи деньги издается пресса в стране.

Напомним, что это второе значительное нововведение, которое направлено на ограничение иностранного влияния на российские СМИ, за последние пару лет. Первым Госдума ограничила долевое участия иностранцев в российских СМИ, доведя его 20 %. С осени 2014 года иностранные физические и юридические лица, а также лица с двойным гражданством или без гражданства не могут учреждать в России новые СМИ, к которым относятся печатные и интернет-издания, телеканалы и радиостанции. Существующие отечественные СМИ должны привести список своих акционеров в надлежащий вид к 1 февраля 2017 года.

По информации СМИ, изменённый закон может затронуть издания «Афиша», «Ведомости», «Газета.ru», «Коммерсантъ», РБК, «Чемпионат.com», Cosmopolitan, Elle, Esquire, Forbes, Lenta.ru, Maxim, Marie Claire, Men’s Health, National Geographic, Psychologies, Women’s Health, телеканалы «Пятница», ТНТ, ТВ-3 и 2х2, радиостанцию «Эхо Москвы» и агрегатор новостей Rambler. Доля иностранных акционеров в компаниях-учредителях этих СМИ либо превышает 20 %, либо неизвестна, либо они зарегистрированы не на территории России. Ранее закон «О СМИ» разрешал иностранцам иметь в отечественных медиакомпаниях долю до 50 %.

Анна Мохова