В защиту журналистов: поправки в УК и УПК РФ

Проблемы противодействия деятельности журналистов и адвокатов, к сожалению, знакомы практически каждому россиянину. В арсенал средств давления на неугодных входят и нападения, и убийства, и уголовные преследования, увольнения, задержания, угрозы. В установившейся в стране атмосфере безнаказанности преступления против прессы расследуются медленно и неохотно, а то и вообще не расследуются. Напротив, по «сфабрикованным» делам нередко доказать невиновность невозможно даже при наличии алиби.

Попытки оказать правовую помощь журналистам зачастую сталкиваются с противодействием со стороны местных властей. В таких условиях органы следствия, будучи зависимы во многом от местных властей, лишены возможности быть объективными, не возбуждают уголовные дела даже по фактам покушений на жизнь и здоровье журналистов, разоблачавших незаконные действия того или иного должностного лица.

Следствие же по возбужденным делам всячески тормозится, несмотря на общественный резонанс, по той же причине. Более того, в ряде случаев должностные лица органов местного самоуправления и государственной власти на местах инициируют привлечение к уголовной ответственности неугодных им деятелей из корыстной или иной личной заинтересованности.

Проблема могла бы быть решена путём внесения поправок в действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, которые обеспечили бы передачу так называемых «журналистских» и «адвокатских» дел для проведения проверки и расследования сразу на Федеральный, минуя местный уровень, то есть в следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ.

Для этого по инициативе Фонда помощи журналистам имени Михаила Бекетова адвокат Лейнсоо Т.Н. (от Фонда) совместно с Костановым Ю.А. - членом комиссии по гражданскому участию в правовой реформе СПЧ при Президенте РФ, члена Совета АП г. Москвы разработали проект Федерального закона о внесении соответствующих изменений в УК РФ и УПК РФ и пояснительную записку к законопроекту.

Предлагается внести поправки в действующую статью 152 УПК РФ, дополнив ее новой частью 6.1 следующего содержания: «Если в ходе проверки, проводимой в порядке, установленном ст.144 настоящего кодекса, либо в ходе предварительного расследования поступают сведения, из которых усматривается заинтересованность со стороны руководителей органов местного самоуправления либо органов государственной власти в результатах проверки либо в исходе уголовного дела, заявление (иное сообщение) о преступлении, материалы проверки либо уголовное дело подлежат передаче для производства соответственно проверки либо дальнейшего расследования в вышестоящий следственный орган по мотивированному постановлению руководителя вышестоящего следственного органа с письменным уведомлением прокурора».

«Под сведениями, из которых усматривается заинтересованность, понимаются сведения, поступившие из любых источников, в том числе содержащиеся в заявлениях граждан, публикациях в СМИ, обращениях организаций и учреждений, а также полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий спецслужб и других источников».

Фонд также обращает внимание на необходимость внести дополнения, касательно адвокатов, которые оказываются беззащитны в случае желания следствия удалить его от дела. Дело в том, что согласно действующему законодательству, адвокат лишается возможности представлять интересы своего подзащитного с того момента, когда сам становится свидетелем по делу. Таким образом, следствию, для того чтобы избавиться от неугодного адвоката, достаточно вызвать его на допрос. И хотя тот же закон вроде бы запрещает такой вызов, однако наказание за это нарушение не предусмотрено.

Проделана большая работа – законотворчество процесс сложный. Теперь очень важно, чтобы эти поправки были внесены в действующее законодательство.

Читатель, пожелайте нам успеха.