Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Организации государственной власти и управления в древней греции. Управление в Древней Греции. Особенности управления в Афинах и Спарте Система управления древней греции афины

Древнегреческая цивилизация в своем развитии прошла три больших этапа: 1. раннеклассовые общества и первые государственные образования III тысячелетия до н.э. (История Крита и Ахейской Греции); 2. формирование и расцвет полисов как независимых городов-государств, создание высокой культуры (в XI – IV в.в. до н.э.); 3. завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и государств. Для первого этапа древнегреческой истории характерно зарождение и существование раннеклассовых обществ и первых государств на Крите и в южной части Балканской Греции (преимущественно в Пелопоннесе). Эти ранние государственные образования имели в своей структуре много пережитков родоплеменного строя, установили тесные контакты с древневосточными государствами Восточного Средиземноморья и развивались по пути, близкому тому, которым шли многие древневосточные государства (государства монархического типа с разветвленным государственным аппаратом, громоздкими дворцовыми и храмовыми хозяйствами, сильной общиной).

В первых государствах, возникших в Греции, была велика роль местного, догреческого, населения . На Крите, где классовое общество и государство сложились раньше, чем в материковой Греции, Критское (негреческое) население было основным. В Балканской Греции господствующее место занимали греки-ахейцы, пришедшие в конце III тысячелетия до н.э. с севера, возможно, из района Дуная, но и здесь роль местного элемента была велика. Крито-ахейский этап подразделяется на три периода в зависимости от степени общественного развития, причем эти периоды различны для истории Крита и материковой Греции. Для истории Крита они называются Минойскими (по имени правившего на Крите царя Миноск), а для материковой Греции – элладскими (от названия Греции – Эллада).

Хронология минойских периодов следующая:

1. Раннеминойский (XXX – XXIII вв. до н.э.) – господство доклассовых родовых отношений.

2. Среднеминойский период, или период старых дворцов (XXII – XVIII вв. до н.э.), - образование государственной структуры, возникновение различных социальных групп, письменности.

3. Позднеминойский период, или период новых дворцов (XVII – XII вв. до н.э.) – объединение Крита и создание Критской морской державы, расцвет Критской государственности, культуры, завоевание Крита ахейцами и упадок Крита.

Хронология элладских периодов материковой (ахейской) Греции:

1. Раннеэлладский преиод (XXX – XXI вв. до н.э.) господство первобытных отношений, догреческое население.



2. Среднеэлладский период (XX – XVII вв. до н.э.) – расселение греков-ахейцев в южной части Балканской Греции, в конце периода разложения родоплеменных отношений.

3. Позднеэлладский период (XVI – XII вв. до н.э.) – возникновение раннеклассового общества и государства, появление письменности, расцвет микенской цивилизации и ее упадок.

На рубеже II – I тысячелетий до н.э. в Балканской Греции происходят серьезные социально-экономические, политические и этнические перемены. С XII в. до н.э. начинается проникновение с севера греческих племен дорийцев, живущих в условиях родоплеменного строя. Хиреют и гибнут ахейские государства, упрощается социальная структура, забывается письменность. На территории Греции (включая Крит) вновь устанавливаются первобытно-родовые отношения, происходит понижение социально-экономического и политического уровня общественного развития. Таким образом, новый этап древнегреческой истории – полисный – начинается с разложения родоплеменных отношений, установившихся в Греции после гибели ахейских государств и проникновения дорийцев.

Полисный этап истории Древней Греции в зависимости от степени социально-экономического, политического и культурного развития делится на три периода:

1. Гомеровский период, или темные века, или предполисный период (XI – IX вв. до н.э.) – родоплеменные отношения в Греции.

2. Архаический период (VIII – VI вв. до н.э.) – формирование полисного общества и государства. Расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей (Великая греческая колонизация).

3. Классический период греческой истории (V – IV вв. до н.э.) – расцвет древнегреческой цивилизации, рациональной экономики, полисного строя, греческой культуры. Греческий полис как суверенное мелкое государство со своей специфической социально-экономической политической структурой, обеспечивший быстрое развитие производства, формирования гражданского общества, республиканских политических форм и замечательной культуры, исчерпал свои потенциальные возможности и в середине IV в. до н.э. вступил в полосу затяжного кризиса. Серьезный кризис переживала в IV в. и Персидская держава, объединившая большую часть древневосточного мира. Преодоление кризиса греческого полиса, с одной стороны, и древневосточного общества – с другой, стало возможным лишь с помощью создания новых социальных структур и государственных образований, которые бы сочетали в себе начало греческого полисного строя и древневосточного общества.



Полисный этап истории Древней Греции делится на три периода:

Гомеровский период (XI-IX вв. до н. э.), характеризующийся господством родоплеменных отношений, которые начинают распадаться к концу этого периода.

Архаический период (VIII-VI вв. до н. э.), в рамках которого происходит образование классового общества и государства в форме полисов.

Классический период (V-IV вв. до н. э.) ознаменован расцветом древнегреческого рабовладельческого государства, полисного строя.

Греческий полис как суверенное государство со своеобразной социально-экономической и политической структурой к IV в. до н. э. исчерпал свои возможности и вступил в полосу кризиса, преодоление которого было возможно лишь путем создания новых государственных образований. Ими стали возникшие в конце IV в. до н. э. эллинистические государства. Они образовались в результате завоевания Аттики Александром Македонским и дальнейшего распада его «мировой» империи. Таким образом, эллинистические государства сочетали начала греческого полисного строя и древневосточного общества и открыли новый, глубоко отличный от предыдущего полисного, этап древнегреческой истории.

В VIII в. до н.э. произошло объединение племен Аттики (одна из областей Греции) в афинское государство. По преданиям, инициатором этого объединения, великим реформатором был Тесей. Им был создан Совет, получивший управленческие функции, ранее принадлежащие вождям объединившихся племен. В связи с новой общественной организацией возникала необходимость поиска нового пути управления территорией, так как помимо сохранившихся родоплеменных конфликтов появились и новые, связанные с выделением богатой «верхушки» полиса. Прежде всего экономически устойчивой частью населения были коренные афиняне. Их противодействие зависимому населению (иностранцы, феты, рабы) заставляло создавать более жесткую государственную власть. Кроме того, социальное разделение существовало и между афинскими жителями. Благородные носили имена - эвпатриды, а простые земледельцы и ремесленники - геоморы и демиурги соответственно. Постепенно демократия становилась относительной: воля на­рода выражалась лишь на народном собрании, которое теряло свою значимость с течением времени. К власти же допускались лишь представители благородного сословия - бывшая родоплеменная верхушка.

Уже к VII в. до н.э. во главе государства находились девять человек, избранных эвпатридами, - архонтов. Полномочия архонтов длились один год, они включали военные, судебные, жреческие функции и другие, касающиеся управления государством. К концу VIII в. до н.э. был создан новый орган эвпатридов - ареопаг, им контролировалась деятельность и архонтов, и народного собрания, а также производились судебные разбирательства наиболее значимых для государства дел. Помимо формирования политической власти, в Афинском государстве происходило территориальное деление людей. Теперь это были округа - навкарии. От каждого округа требовалось построить, снарядить военный ко­рабль и предоставить команду для него.

594 г. до н.э. ознаменован началом реформ Солона - одного из самых влиятельных архонтов того периода. Неизбежность реформ состояла в необходимости урегулировать разногласия между различными группировками населения: обедневшие эвпатриды, разбогатевшие торговцы и ремесленники среди простолюдинов вынуждены были принять сисахфию - реформу, отменявшую долговое рабство афинского населения. Впервые население разделялось не по родовому, а по имущественному признаку и наделялось политическими правами в зависимости от «полноты своего кошелька». В новый судебный орган – гелиэя теперь избирали любого гражданина независимо от материального положения. Основной состав этого органа насчитывал порядка 5 тыс. судей, которые кроме основных своих полномочий визировали законопроекты, составленные народным собранием.


Период 560 - 527 гг. до н.э. - установление тирании Писистрата как результат борьбы демоса с аристократией. Развитие военного флота, межгосударственной торговли, а также укрепление мелких землевладельцев с введением системы кредитования окончательно уничтожили родоплемениые пережитки, что закрепилось в 509 г. до н.э. реформами Клисфена. Теперь Афинское государство делилось на 10 фил, и 50 представителей от каждого фила входили в руководящий Совет. Совет решал важнейшие экономические вопросы, вопросы дипломатических отношений с другими государствами, военно-политические вопросы.

К V в. до н.э. Афины становятся во главе союза греческих государств. Их насчитывалось к тому времени порядка 150, созданы они были в основном для формирования единого военного флота: собирались взносы - форос в казну союза. Постепенно страны союза растворялись, превращаясь в крупную афинскую державу. В середине V в. до н.э. проведенные реформы Перикла и Эфиальта способствовали торжеству демократии в Афинах. Теперь за несение государственной службы предлагалось вознаграждение, и у бедных граждан появилась возможность влиять на политику. Была введена новая чиновничья должность - стратеги, основные функции которых касались армии, флота, их финансирования. Народное собрание, собиравшееся 40 раз в год, контролировало деятельность чиновников и стало основным институтом демократической республики афинского государства. Для принятия решений было достаточно 20% голосов полноправных афинян (только мужчины старше 20 лет). Четко вырисовывалось неравенство афинян и метеков-иностранцев, занимающихся торгов­лей, ремеслом. Рабство закрепилось основательно, и теперь рабы рассматривались лишь как орудия труда, составляя основную производительную силу.

К началу IV в до н.э. противодействие между различными слоями населения усиливалось. Между представителями греческого союза шла ожесточенная борьба за лидерство, что разоряло афинскую казну, приводило в упадок все хозяйство страны. В связи с этим практически беспрепятственно Афины стали одной из провинций в Римской империи, объединенной Александром Македонским

5. Организация государственного управления

Основанное на принципах строжайшего учета и контроля дворцовое хозяйство нуждалось для своего нормального функционирования в развитом бюрократическом аппарате. Документы Пилосского и Кносского архивов показывают этот аппарат в действии, хотя многие детали его организации остаются пока неясными ввиду крайнего лаконизма текстов табличек. Помимо штата писцов, служивших непосредственно в дворцовой канцелярии и архиве, в табличках упоминаются многочисленные чиновники фискального ведомства, ведавшие сбором налогов и наблюдавшие за выполнением разного рода повинностей. Так, из документов Пилосского архива мы узнаем, что вся территория царства была разбита на 16 податных округов, во главе которых стояли наместники - коретеры. Каждый из них отвечал за исправное поступление в дворцовую казну податей с вверенного ему округа (в состав податей входил прежде всего металл: золото и бронза, а также различные виды сельскохозяйственных продуктов). В подчинении у коретера находились чиновники низшего ранга, управлявшие отдельными поселениями, входившими в состав округа. В табличках они именуются «басилеями». Басилеи осуществляли надзор за производством, например за работой кузнецов, состоявших на государственной службе. Сами коретеры и басилеи находились под неусыпным контролем центральной власти.

Дворец постоянно напоминал о себе местной администрации, рассылая во все стороны вестников и курьеров, инспекторов и ревизоров.

Кто же приводил в движение весь этот сложный механизм и направлял его работу? Таблички микенских архивов дают ответ и на этот вопрос. Во главе дворцового государства стоял человек, именуемый «ванака», что соответствует греческому «(в)анакт», т. е. «господин», «повелитель», «царь». К сожалению, в надписях ничего не говорится о политических функциях и правах ванакта. Поэтому мы не можем с уверенностью судить о том, какой характер имела его власть. Ясно, однако, что среди правящей знати ванакт занимал особое привилегированное положение. Принадлежащий царю земельный надел - темен (о нем упоминает один из документов Пилосского архива) - в три раза превосходил земельные наделы других высших должностных лиц: его доходность определяется цифрой в 1800 мер. В распоряжении царя находилась многочисленная челядь. В табличках упоминаются «царский горшечник», «царский сукновал», «царский оружейник». Среди подчиненных царю Пилоса чиновников высшего ранга одно из наиболее видных мест занимал лавагет, т. е. воевода или военачальник. Как показывает сам титул, в его обязанности входило командование вооруженными силами Пилосского царства. Кроме ванакта и лавагета, в надписях упоминаются и другие должностные лица, обозначаемые терминами «телест», «экет», «дамат» и пр. Точное значение этих терминов остается пока неизвестным. Однако кажется довольно вероятным, что в этот круг высшей знати, тесно связанной с дворцом и составлявшей ближайшее окружение пилосского ванакта, входили, во-первых, жрецы главных храмов государства (жречество вообще пользовалось в Пилосе, как и на Крите, очень большим влиянием), во-вторых, высшие военные чины, прежде всего предводители отрядов боевых колесниц, которые в те времена были главной ударной силой на полях сражений. Таким образом, пилосское общество представляло собой подобие пирамиды, построенной по строго иерархическому принципу. Верхнюю ступень в этой иерархии сословий занимала военно - жреческая знать во главе с царем и военачальником, сосредоточившая в своих руках наиболее важные функции как экономического, так и политического характера. В непосредственном подчинении у правящей верхушки общества находились многочисленные чиновники, действовавшие на местах и в центре и составлявшие в совокупности мощный аппарат угнетения и эксплуатации трудящегося населения Пилосского царства. Составлявшие основание всей этой пирамиды крестьяне и ремесленники не принимали никакого участия в управлении государством (существует мнение, согласно которому встречающийся в табличках Пилосского архива термин «дамос» (народ) обозначает народное собрание, представляющее все свободное население Пилосского царства. Более вероятным представляется, однако, другое толкование этого термина: дамос - одна из территориальных общин (округов), входящих в состав государства (ср. позднейшие афинские демы). Ниже, чем они, стояли рабы, занятые на различных работах в дворцовом хозяйстве.

Микенские воины

Из книги Пётр Первый - проклятый император автора Буровский Андрей Михайлович

РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Со страниц множества книг звучит рефрен: «Пётр создал новые государственные учреждения! Пётр отменил прежнюю систему управления!»Но в первые годы правления Петра он и не думал ничего менять. Страна жила, управляемая все теми же

автора Щепетев Василий Иванович

1. Феодальная раздробленность и особенности государственного управления Период феодальной раздробленности на Руси охватывает XII–XV вв. Количество самостоятельных княжеств в этот период не было устойчивым из-за разделов и объединения некоторых из них. В середине XII в.

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

3. Развитие государственного управления на Руси в XIV–XV вв. Сложившийся в XII–XIII вв. политический строй русских княжеств не претерпел в XIV–XV вв. каких-либо существенных изменений. Удельным князьям как верховным собственникам всей земли в княжествах принадлежала высшая

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

2. Развитие государственного управления

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

1. Александр II. Реформы и особенности государственного

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Реформа государственного управления В соответствии с Основными законами Российской империи император оставался неограниченным монархом. Первая статья Основных законов утверждала: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и не ограниченный. Повиноваться

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Реформы государственного управления Развитие советской государственности во второй половине 40 – начале 60-х гг. XX в. шло по следующим направлениям.Государственный аппарат перестраивался на мирный лад.К сентябрю 1945 г. были упразднены ГКО и другие чрезвычайные органы

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

§ 1. Органы государственного управления После смерти Петра I созданная им бюрократическая машина дворянского государства должна была пройти сквозь испытания контрреформ. В итоге всех административных изменений система центральных учреждений осталась почти

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Организация государственного управления В период Нового Царства создаётся сложный аппарат государственного управления. Многочисленные документы этого времени позволяют нам ознакомиться с системой центральной и местной администрации. Всё больше и больше усиливается

Из книги История Венеции автора Бек Кристиан

Система государственного управления Как мы уже видели, Венецианская республика осуществляет жесткое руководство экономикой и структурами управления подвластных ей территорий - как заморских, так и материковых, - проводя, как нам кажется, политику государственного

автора Автор неизвестен

11. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В АФИНАХ Принципами афинской государственно-политической системы в период расцвета были народоправство, выборность, коллегиальность и подотчетность властей, суд присяжных (гелиэя).Основными государственными органами и высшими

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

12. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СПАРТЕ Спартанское государство образовалось, вероятно, в IX в. до н. э. из пяти поселений. Дальнейшее объединение происходило путем завоеваний. Господствующим классом были спартиаты. Они обладали собственностью на землю, скот и на

автора Керов Валерий Всеволодович

6. Реформа системы государственного управления 6.1. Причины. Требовалось создание нового государственного аппарата, способного эффективно осуществлять руководство модернизирующимся обществом. Петр I стремился утвердить и закрепить свою абсолютную власть. Для

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

2. Меры по совершенствованию системы государственного управления 2.1. Теоретическое обоснование самодержавия. Екатерина II, используя идею французского просветителя Монтескье о том, что природная среда, размеры страны и нрав ее населения определяют форму

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

2. Политика в сфере государственного управления 2.1. Общая характеристика и основные этапы. Политика в сфере государственного управления была направлена на укрепление государственной власти, усиление административного начала в системе местного самоуправления и

Из книги Сирия, Ливия. Далее Россия! автора Мусин Марат Мазитович

Уничтожение систем государственного и социального управления Не следует думать, что этапом деиндустриализации ограничиваются все проблемы ресурсных стран. Второй этап – это этап, который логично вытекает из первого. Разрыв цепочки добавленной стоимости и встраивание

РАСПАД РОДОВОГО СТРОЯ, ПОЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА Древние греки называли себя эллинами, а свою страну - Элладой. В этнографическом смысле под Элладой они понимали все те районы, где находились их поселения. Так, что Элладой, или Грецией (слово "Греция" лат.) назывались и колонии греков в Южной Италии, и острова Эгейского моря, и малоазиатские острова. В географическом смысле, Элладой или Грецией называлась южная часть Балканского полуострова. Это и будет греческий материк, который делится на 3 основные части: северную, среднюю (собственно Эллада) и южную (Пелопоннес).


ИСТОРИЯ ГРЕЦИИ История Греции - это есть история отдельных государственных образований, самостоятельных в политическом отношении полисов. Полис- это государство-город, объединение ряда сельских поселений вокруг города, который доминирует над этими поселениями. Самыми крупными в греческом мире являлись только два полиса- Афины и Спарта, которые и оказали большое влияние на судьбу других полисов. Из последних более значительными были: Коринф, Мегары, Фивы, Аргос, Халкида, Эретрия, Милет, Смирна, Эфес и др. На рисунке полис в древней Греции руины.




МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ 3 ВИДА ПОЛИСОВ: 1)Демократический. Он означает то, что все граждане полиса вне зависимости от социального, материального, имущественного положения имели право участвовать в политической жизни полиса: заниматься созданием законом, голосованием, обсуждением важных государственных вопросов. Таким полисом являлись Афины.


2)Аристократический. Второй вид полиса Древней Греции. В данном случае во власти участвует не весь демос – народ, а только отдельные выборные слои общества – аристократы, которые в силу своего особого происхождения, ума, таланта, способностей имеют исключительное право реализовывать свои политические права, занимаясь правотворчеством, обсуждение важных дел в государственных органах. Аристократическим полисом была Спарта.


3)Олигархический. Еще один вид Древнегреческого полиса. Здесь носителем власти опять таки не является демос, а является определенный круг людей, который обладают большими материальными богатствами, большой экономической властью, и вследствие этого имеют исключительное право на власть политическую. Таким полисом был Карфаген, где занимались решение государственных задач люди знатные и богатые.






Государство возникло на территории Аттики, где первоначально жили четыре племени, каждое из которых имело свое Народное собрание, Совет старейшин и выборного вождя Базилевса. С переходом к производящей экономике произошел раздел общинной земли на участки, происходила имущественная дифференциация, что в конечном итоге приводило к образованию верхушки богатых людей и обнищанию масс свободного населения, многие из которых из долгов попадали в рабство. Классовости также способствовало ремесло и торговля, так как Афины имели непосредственный доступ к морю. Так, богатые люди начинали руководить и подчинять себе бедных.


ПРИ ЛЕГЕНДАРНОМ ГРЕЧЕСКОМ ГЕРОЕ ТЕСЕЕ ПРОИСХОДИТ СЛИЯНИЕ ЧЕТЫРЕХ ПЛЕМЕН, И, КАК СЛЕДСТВИЕ, ОБРАЗУЕТСЯ АФИНСКОЕ ГОСУДАРСТВО-ПОЛИС. Тесей разделил всё население на три основные группы: 1)Эфпатриды – родоплеменная знать, которая обладала исключительным правом занимать государственные должности 2)Геоморы – люди, которые занимались земледелием 3)Демиурги – люди, которые занимались ремеслом. Кроме того, были лица, не входившие ни в одну из групп, например, торговцы и крестьяне, которые составляли основную массу населения и были лишены права занимать государственные должности, они лишь могли участвовать в Народном собрании, в компетенции которого не входили особо важные политические вопросы.





СПАРТА Спарта - Древнегреческий полис, который можно полностью противопоставить Афинам. Как было уже замечено, в Афинах правил демос, в Спарте же правила аристократия, родоплеменная знать. Спартанский полис образовался в результате слияния двух племен - дорийцев и микенцев. Именно эти племена решили объединиться в имя достижения общей цели, чтобы направить всю силу против врагов. В каждом племени Спарты был свой царь. Спарта по форме правления представляла собой республику. Цари играли роль военачальников, которых избирали из родоплеменной знати.


ЧТО КАСАЕТСЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ, ТО МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ДВЕ ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ: 1)Свободное население. В него входили прежде всего спартанские граждане – самые привилегированные слои общества, хотя участвовать в Народном собрании мог только тот, кто имеет землю в собственности. Также к свободному населению можно отнести периэков - жители полиса, которые не обладали статусом гражданства, но, тем не менее, платили налоги, могли торговать, служить в армии. 2)Несвободное население. Здесь речь идет о рабах, хотя рабство и имело место, оно не получило большого распространения. Большую массу зависимых составляли так называемы Илоты – представители захваченного населения.



СТРУКТУРУ ОРГАНОВ ВЛАСТИ МОЖНО ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ: 1)Народное собрание (принимало законы, избирало чиновников, решало вопросы войны и мира) 2)Коллегия Эфоров (орган исполнительной власти, состоящий из пяти человек, который избирались сроком на 1 год из аристократических семей; Здесь решаются вопросы внутренней и внешней политики) 3)Совет старейшин (орган, члены которого избирались из старейших граждан; в совете было 28 человек, которые непосредственно обсуждали законопроект перед принятием его на Народном собрании).


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1) Э.Д.Фролов.История Древней Греции Москва)Новиков. Всеобщая история Москва) Крашенинников. История государства и права зарубежных стран Москва) Г.Б.Поляка. Всемирная история Москва 2003



Центральные и местные органы управления.

Афинское государство возникает на основе объединения четырех племен, во главе которых стоял выборный вождь - базилевс.

В VIII веке до н.э. функции управления переходят к избираемой коллегии, состоящей из девяти архонтов, среди которых были архонт - базилевс, выполнявший судебные (по уголовным делам) и жреческие функции; архонт-эпоним, осуществлявший общее управление государством и судопроизводство по гражданским делам; архонт-полемарх, ведавший вопросами, связанными с обороной и войной; шесть архон- тов-фесмофетов, выполнявших судебные функции и участвовавших в формировании законодательства.

Первоначально власть архонтов была пожизненной, но с середины VIII в. до н.э. она ограничивалась десятилетним сроком, а с VII в. до н.э. - одним годом. Архонты, срок полномочий которых заканчивался, пополняли ареопаг - орган, возникший в VII в. до н.э. Ареопаг осуществлял контроль за всеми решениями, принимаемыми архонтами.

Помимо ареопага и коллегии архонтов, в Афинском государстве существовало еще народное собрание, роль которого была крайне незначительной, за исключением участия в решения вопросов войны и миры.

В VI веке до н.э. была создана новая система управления государством, допускавшая афинских граждан к выполнению управленческих функций на основе имущественного ценза, введенного реформами Солона. Был сохранен ареопаг и народное собрание, учреждены два новых органа - Совет 400 (булэ) и Суд присяжных (гелиэя).

Дальнейшее реформирование центральных органов власти Афинского государства происходит в период реформ Клисфена (509 г. до н.э.). Вместо Совета 400 был учрежден Совет 500, изменена роль и значение народного собрания, учреждался «остракизм» - «суд черепков», а также были созданы коллегия стратегов и «пританы». Реформы Клисфена завершили процесс формирования органов власти Афинского государства и сформировали демократическое государство, которое считается прообразом современной демократии

Высшим органом государственной власти в Древних Афинах в V-IV вв. до н.э. было народное собрание (экклесия), которому принадлежала вся полнота власти (законодательная, исполнительная, судебная). Оно обладало следующими исключительными полномочиями:

  • 1) принятие законов;
  • 2) решение вопросов войны и миры, утверждение международных соглашений;
  • 3) определение количества и состава вооруженных сил;
  • 4) назначение командующих войсками в случае ведения военных действий;
  • 5) избирание высших должностных лиц;
  • 6) контроль и надзор над деятельностью должностных лиц;
  • 7) принятие постановлений в отношении определенного конкретного лица, как правило, должностного обвиняемого в государственной измене и других преступлениях против государства;
  • 8) решение об изгнании гражданина либо смертной казни;
  • 9) пересмотр дел в апелляционном и кассационном порядке.

Участниками народного собрания были исключительно афинские

граждане - мужчины, которым исполнилось 18 лет. В зависимости от рассматриваемых вопросов народное собрание собиралось в различных публичных местах - на рыночной площади, в театре и т.п. Первоначально народное собрание созывалось десять раз в год, в последующем количество созывов было увеличено до 30 и 40 раз в год, однако одно собрание месяца считалось главным. Оно называлось притания.

Афинское народное собрание имело установленный порядок работы. Созывал народное собрание специальное должностное лицо (эпистат пританов). От его имени по городу ходили глашатаи, которые оповещали о времени и месте собрания. Заседание народного собрания начиналось с религиозного ритуала, который включал в себя жертвоприношения богам и проклятия всем, кто злоумышляет против народа. Затем зачитывалась повестка дня (пробулевма), предварительно одобренная Советом 500, которую нужно было утвердить либо в целом, либо каждый пункт по отдельности.

После утверждения повестки начиналось публичное обсуждение каждого вопроса. Первым слово для выступлений предоставлялось старшим по возрасту. Говорить можно было только по существу вопроса. В противном случае выступающий мог понести наказание в виде штрафа.

После обсуждения рассматриваемый вопрос ставился на голосование, которое могло быть либо открытым - простое поднятие рук (хейротония) и тайным. Тайное голосование могло проводиться тремя способами: при помощи бобов, камешков, черепков. Бобы и камешки были черного и белого цвета, что означало «против» или «за». Камушки бросались, как правило, в специальный сосуд. Черепки - это кусочки керамики, на которых голосующий должен был выцарапать фамилию лица, которого следовало изгнать из государства. Голосование черепками проводилось исключительно по вопросу, связанному с остракизмом.

За участие в работе народного собрания афинским гражданам выплачивалось вознаграждение.

Совет 500 - высший исполнительно-распорядительный орган Афинского государства, который подчинялся народному собранию и формировался на основе территориального представительства. Выборы кандидатов осуществлялись при помощи жребия. Компетенции Совета 500 были чрезвычайно большими. Совет:

  • ? организовывал и обеспечивал деятельность народного собрания;
  • ? давал заключение на законопроект, принятый народным собранием в первом чтении;
  • ? осуществлял проверку прежде всего имущественного положения всех должностных лиц, как назначенных, так и избранных;
  • ? осуществлял контроль, прежде всего финансовый, за деятельностью должностных лиц;
  • ? возбуждал обвинение и судебное преследование против должностных лиц;
  • ? решал вопросы обороноспособности, например, строительство новых кораблей, комплектование армии, ее количество и т.п.;
  • ? рассматривал вопросы внешней политики, включая заключение международных договоров и назначение послов;
  • ? управлял и распоряжался всем государственным имуществом и финансами;
  • ? устанавливал и отменял налоги, определял их количество и размер.

Непосредственно осуществление исполнительно-распорядительных функции возлагалось на 50 человек - членов Совета 500. Они назывались пританами. Каждый месяц эти 50 человек менялись так, что каждый член Совета 500 один месяц осуществлял исполнительные функции. В подчинении пританов находились многочисленные должностные лица, избираемые на народном собрании:

  • 1) рыночные надзиратели (агораномы) - ответственные за порядок и чистоту на рынках, сбор торговых сборов, а также соблюдение законов торговцами и покупателями;
  • 2) метрономы - ответственные за соблюдение установленных мер и весов;
  • 3) астиномы - осуществлявшие охрану правопорядка;
  • 4) гинекономы - следившие за соблюдением женщинами нравственности;
  • 5) логисты - осуществлявшие проверку деятельности других должностных лиц;
  • 6) полеты - ведавшие текущим управлением государственным имуществом, включая вопросы, связанные с его арендой, продажей и т.п.

Все должностные лица за свою деятельность получали вознаграждение. В должности они могли находиться не более года. После истечения срока полномочий они должны были пройти проверку перед специальной коллегией. До тех пор, пока проверка их деятельности не была закончена, бывшее должностное лицо не могло распоряжаться своим имуществом, покидать территорию государства и претендовать на новую должность.

В Афинском государстве продолжала существовать коллегия архонтов, однако ее роль и значение в системе государственного управления существенным образом уменьшились в пользу пританов и коллегии стратегов. Вместе с тем архонты продолжали исполнять религиозные и судебные функции, председательствуя в судах.

Еще одним исполнительно-распорядительным органом Афинского государства была коллегия стратегов, контроль и надзор за деятельностью которой осуществлял Совет 500. Всего избиралось десять стратегов, причем им мог стать только гражданин, который обладал недвижимым имуществом и состоял в браке. Стратеги не получали какого-либо вознаграждения за свою деятельность.

Стратеги выступали в качестве главнокомандующих афинских вооруженных сил. Они решали чрезвычайно широкий круг хозяйственных и финансовых вопросов, вели дипломатические сношения. Помимо этого, стратеги:

  • ? председательствовали в судах по обвинениям в воинских преступлениях;
  • ? скрепляли своей подписью все договоры, которые заключались от имени государства;
  • ? могли потребовать созыва Совета 500 и народного собрания.

Между стратегиями существовала «специализация». Каждый обладал всей полнотой властью в рамках какого-то одного направления деятельности: армия, флот, конные воины, защитные сооружения, гавани, порты и т.д. Количество и характер распределения вопросов между стратегами определялся ими кулуарно. Как правило, один стратег отвечал за координацию всей деятельности стратегов и назывался автократором.

Местное управление в Афинском государстве осуществлялось на основе особого территориального деления. Вся территория Аттики была разделена на 30 округов (триттий), из которых десять округов приходились на прибрежную часть, десять - на центральную и десять - непосредственно на Афины и прилегающую к ним территорию. Все округа были распределены между десятью филами посредством жребия, но при одном условии: каждая фила должна была включать в себя по одному прибрежному, центральному и афинскому округу. Каждая фила была поделена на десять дем (всего 100), в которой «прописывался» гражданин. Именно здесь он и должен был голосовать и избираться.

Опорой государственной власти в Афинах являлись вооруженные силы, которые представляли собой всеобщее ополчение свободных граждан в возрасте от 18 до 50 лет. В военное время каждая фила выставляла отряд тяжеловооруженных воинов (гоплитов), отряд легковооруженных и определенное число всадников. Все афинские граждане от 18 до

20 лет проходили военное обучение. Причем их нередко привлекали к патрульной службе на границах. Начиная во второй половины V в. до н.э. к охране государственных границ стали привлекаться наемники, которых в дальнейшем использовали и в военных действиях.

В Афинском государстве полицейские функции выполняли рабы- токсоты; свободному афинянину исполнение полицейских обязанностей было унизительным.

Судебная система Афинского государства состояла из нескольких органов: гелиэи, ареопага, суда эфетов, коллегии одиннадцати, коллегии архонтов, суда диэтетов, «суда черепков».

Гелиэя - суд присяжных - высший судебный орган Афинского государства, который состоял из 6000 человек, ежегодно избираемых посредством жребия. Выборы проходили по филам. Каждая фила должна была избрать 600 граждан, достигших 30-летнего возраста. Все члены суда (гелиасты) делились на коллегии (дикастерии). Было десять коллегий по 500 человек в каждой; еще 1000 избранных судей не входили в какую-либо коллегию и считались запасными. Коллегии работали по очереди. Как правило, дела рассматривались одной, а в случае необходимости двумя или тремя коллегиями. Все дела между коллегиями распределялись жребием.

Особенностью гелиэи было то, что ее компетенция была шире, чем просто осуществление судебных функций, которые были основными, но не единственными. Кроме них, гелиэя утверждала законы, принятые народным собранием, размер налоговых выплат со стороны союзников, осуществляла проверку кандидатов на избрание в должностные лица с точки зрения их нравственных качеств и верности ценностям демократии. Члены гелиэи получали заработную плату.

Ареопаг - судебный орган, который рассматривал дела по уголовным обвинениям находящихся вне юрисдикции гелиэи. Главным образом это были дела, связанные с умышленным убийством или умышленным нанесением телесных увечий.

Суд эфетов рассматривал дела по обвинению в убийстве, характеризующиеся некоторыми осложнениями или особенностями:

  • 1) виновник убийства не известен, либо причиной убийства стал упавший камень, обрушившееся здание, животное и т.п.;
  • 2) непредумышленное убийство гражданина, или убийство иностранца;
  • 3) убийство, совершенное в состоянии аффекта или необходимой обороны, случайное убийство, убийство вора или любовника жены;
  • 4) убийство, которое совершили лица, находившиеся в изгнании.

Коллегия одиннадцати осуществляла суд по делам, связанным с разбоем, грабежом и кражами, а также ведала тюрьмами и исполнением приговоров.

Коллегия архонтов выполняла судебные функции, связанные с религиозными преступлениями, а также отвечала за организацию деятельности, которую принято определять, как оперативно-розыскную в сфере уголовных и религиозных преступлений.

Суд диэтетов рассматривал гражданские дела. Он был единственным судом, где наряду с государственными допускалось существование частных судей, которые выбирались по обоюдному согласию спорящих сторон. Все решения диэтетов можно было оспорить в гелиэи.

«Суд черепков» - остракизм, суть которого состояла в недопущении роста политической популярности и влияния какого-то конкретного лица, что могло создать угрозу институтам демократии.

Процедура остракизма была следующей. Каждую шестую пританию в повестку народного собрания ставился вопрос: есть ли гражданин, угрожающий государству? Если граждане посредством голосования признавали, что такой гражданин есть, то назначалось специальное голосование остраконами в восьмую пританию. В восьмую пританию каждый участник народного собрания брал остракон, на котором выцарапывал имя гражданина, который, по его мнению, угрожает государству и который должен быть изгнан за пределы государства на десять лет в течение десяти дней после голосования. Для принятия решения необходимо было, чтобы против гражданина было подано не менее 6 тыс. голосов.

В отличие от Афинского государства система центральных органов власти и управления в олигархической Спарте, созданная в ходе реформ Ликурга (IX в до н.э.), оставалась неизменной в течение столетий. Она включала в себя эфорат, герусию, царей, народное собрание.

Эфорат - это коллегия, состоявшая из пяти человек (эфоров), избираемых ежегодно народным собранием. Их компетенция была чрезвычайно большой:

  • ? созывать, председательствовать и формировать повестку заседаний народного собрания и герусии;
  • ? управлять финансами, всецело определяя расходы государства;
  • ? определять направления внешней политики;
  • ? объявлять набор войск;
  • ? осуществлять надзор и контроль за царями и иными командующими войсками в период военных компаний;
  • ? отрешать от должности царей и любых других должностных лиц, а также предавать их суду.

Эфоры отчитывались только перед своими преемниками. Ни народное собрание, ни герусия, ни цари не имели право вмешиваться в их деятельность, критиковать и обвинять в чем-то.

Герусия - совет старейшин, состоявший из двух царей и 28 избираемых членов - геронтов. Первыми геронтами стали сторонники реформ Ликруга. В последующем места умерших занимали наиболее уважаемые граждане, которым исполнилось 60 лет.

Компетенции герусии состояли в следующем:

  • 1) подготовка проектов решений для народного собрания;
  • 2) выполнение судебных функций по обвинениям в религиозных и государственных преступлениях;
  • 3) осуществление контроля и надзора за деятельностью царей.

Два спартанских царя являлись, по сути, главнокомандующими

и возглавляли армию в период военных действий. Также они были наделены жреческими функциями. Считалось, что именно они представляют спартанцев перед богами и могут вопрошать их волю, все основные жертвоприношения совершались царями. Должность царей была наследственной.

Народное собрание (апелла) - орган, в котором участвовали спартианы-мужчины, достигшие 30-летнего возраста. Спартанское народное собрание имело ряд существенных особенностей. Во-первых, в народном собрании нельзя было ничего обсуждать, комментировать и т.п. Народ созывали только с целью одобрить или нет предложения эфоров, царей и геронтов. Если народ принимал решение, с которым были не согласны высшие должностные лица государства, то решение не вступало в силу. Во-вторых, собрание не имело каких-либо четких процедур, Как правило, оно собиралось раз в месяц по решению царей или эфоров. В-третьих, собрание не имело четко выраженной компетенции. Единственное, что можно выделить - это избрание геронтов и эфоров.

В отличие от Афин в Спарте не сложилась развитая система должностных лиц.

Судебная власть в Спарте как таковая отсутствовала, поскольку основной источник конфликтов - частная жизнь и собственность - в Спарте были не развиты.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году