Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Страховка и самостраховка. Страховка и самостраховка в альпинизме. Некоторые нюансы и типичные ошибки Выполнение приемов самостраховки при проведении физической подготовки

Страховка и самостраховка на уроках физической культуры

Безопасность любого урока физической культуры обеспечивается 3-мя составляющими:

  1. соответствие формы;
  2. соблюдение дисциплины;
  3. наличие страховки смостраховки.

Страховка – комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности занимающихся в процессе учебной деятельности. Различают индивидуальную и групповую страховку:

  • индивидуальная страховка – осуществляется преподавателем или одним из занимающихся.
  • Групповая страховка – осуществляется 2-мя или более людьми, при этом каждый страхующий располагается на своем месте и не имеет право надеяться на др. страхующегося.

Помощь заключается в физических усилиях, прилагаемых учителем или занимающим для правильного и успешного завершения части или всего изучаемого упражнения. К основным видам физической помощи относятся:

  • Проводка – это форма помощи от начала упражнения до его окончания.
  • Поддержка – один из важных методических приемов оказания помощи занимающимся. Поддержку используют, когда занимающийся находится в исходных, промежуточных и конечных положениях, а умение прилагать свои усилия еще не достаточно развито.
  • Фиксация – задержка обучаемого в определенной точки движения.
  • Подталкивание – это кратковременная помощь, оказываемая преподавателем по уходу исполнения отдельных, наиболее ответственных фаз движения.
  • Подкрутка – кратковременная помощь при вращательном движении.

По мере овладения упражнениями помощь уменьшается, а затем прекращается и заменяется страховкой. Злоупотреблять помощью нельзя, потому что можно лишить занимающихся уверенности в своих силах, на определенном этапе необходимо добиться самостоятельного выполнения.

Страхующий обязан:

Хорошо знать технику упражнения и в зависимости от обстановки правильно выбирать место для оказания страховки и помощи;

Умело использовать разновидности страховки, не мешая занимающему выполнять упражнения;

Знать индивидуальные особенности занимающихся.

Важно помнить, что одной из причин травматизма является недостаточная общая и специальная разминка. На занятиях не следует чрезмерно увлекаться прыжками и соскоками с большой высоты.

Самостраховка, очень важный элемент учебно-воспитательного процесса, когда занимающий правильно оценивает собственные возможности.

Это способность занимающего своевременно принимать решение и самостоятельно выходить из опасных положений, которые могут возникнуть во время выполнения различных упражнений.

Чем выше уровень координационных способностей и развития ловкости, тем легче занимающий овладевает приемами самостраховки. Каждый педагог с самого начала занятий по физической культуре должен воспитывать у обучающих эти навыки. Самостоятельная страховка значительно повышает ответственность занимающихся и является надежной защитой от травм.

Навыки самостраховки приобретаются в процессе изучения упражнения и совершенствования при их исполнении.

Под страховкой понимается комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности гимнастов в процессе выполнения упражнений. Она осуществляется без предварительного захвата за руки или другие части тела. При исполнении сложного упражнения захват целесообразно делать заблаговременно, не облегчая занимающемуся его выполнение.

Различают индивидуальную и групповую страховку. Индивидуальная страховка осуществляется преподавателем или одним из занимающихся. Групповая страховка осуществляется двумя или более людьми. При этом каждый из страхующих располагается в определенном месте и выполняет необходимые действия. Непременным условием групповой страховки являются четкие действия каждого из страхующих. Надеяться на партнера по обеспечению страховки категорически запрещается (Журавин М.Л., Меньшиков Н.К., 2008).

Для обеспечения страховки используются специальные и технические средства. К специальным относятся: ладонные накладки; лямочные петли и перчатки; поролоновые валики, прокладки, маты и покрытия, предохраняющие от ударов о перекладину и жерди, а также при соскоках с бревна; ручные и подвесные пояса (лонжи); различные возвышения для удобства и надежности страховки; поролоновая яма или система «трамплин - поролоновая яма - батут». К техническим средствам относятся различные тренажеры с поясом для проводки при изучении больших оборотов на перекладине и кольцах, кругов на коне и других упражнений; амортизирующий пояс для страховки при разучивании акробатических упражнений и др.

Помощь способствует созданию правильного представления об изучаемом упражнении, быстрому овладению техникой его исполнения и применяется при недостаточном развитии у занимающихся мышечной силы, координации движений, быстроты и других способностей.

Различают следующие виды помощи: проводка, фиксация, подталкивание, поддержка, подкрутка, комбинированные приемы, серийные приемы, поддержка, подталкивание (Журавин М.Л., Меньшиков Н.К., 2008)

При самостоятельном выполнении упражнений большую роль в предотвращении травм приобретает самостраховка - умение занимающегося своевременно принимать правильные решения и самостоятельно выходить из опасных положений. Очень важно научить занимающихся правильно приземляться во время падения. Навыки самостраховки приобретаются в процессе изучения упражнений и совершенствования их исполнения (Журавин М.Л., Меньшиков Н.К., 2008)

Особенности построения композиции в гимнастических видах спорта

Прежде чем перейти к особенностям построению композиций рассмотрим классификацию акробатических упражнений предложенную

Соколовым, Е.Г, 1973 он подразделил все акробатические упражнения по особенностям техники выполнения на три большие группы, каждая из них состоит из ряда подгрупп.

I. Акробатические прыжки. В эту группу входят прыжковые упражнения с частичным или полным вращением тела, т.е. опорные и безопорные перевороты. Акробатические прыжки подразделяются на пять подгрупп.

1. Перекаты - упражнения, характеризующиеся вращательным движением тела с последовательным касанием опоры без переворачивания через голову. Они выполняются вперед, назад и в стороны; в группировке, согнувшись и прогнувшись. Перекаты используются как самостоятельные упражнения и как подготовительные при изучении более сложных упражнений. Они включаются в вольные упражнения как связующие элементы некоторых соединений

2. Кувырки - вращательные движения тела с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову. Они выполняются вперед и назад, в группировке, согнувшись и прогнувшись. Кувырки вперед можно делать и прыжком, т.е. с полетом после толчка ногами. При выполнении кувырков развиваются вестибулярный аппарат, ориентировка в пространстве и навыки самостраховки. Особое значение этих упражнений состоит в том, что они подготавливают занимающихся к изучению акробатических прыжков типа сальто.

3. Полуперевороты в отличие от переворотов не являются полными вращениями. Они выполняются прыжком с одной части тела на другую, вперед и назад, с обязательной фазой полета. Полуперевороты включаются как самостоятельные элементы в вольные упражнения. Иногда они могут служить подводящими упражнениями при изучении соответствующих переворотов.

4. Перевороты - вращательные движения тела с полным переворачиванием и промежуточной опорой.

5. Сальто - наиболее сложные и эффективные акробатические прыжки. Эти безопорные вращения в воздухе вперед, назад или в сторону с полным переворачиванием через голову. Некоторые виды сальто выполняются с поворотами, т.е. с одновременным вращением относительно двух осей: поперечной и продольной.

Акробатические прыжки выполняются на полу, со снарядов (гимнастического мостика, трамплина) и на батуте (подкидной сетке) (Соколов, Е.Г, 1973)

II. Балансирования. Данная группа объединяет акробатические упражнения, в основе которых лежит сохранение собственного равновесия или уравновешивание одного или нескольких партнеров. Упражнения в балансировании подразделяются на три подгруппы.

1. Одиночные упражнения, включают в себя стойки, мосты и шпагаты.

2. Парные упражнения, в которых один партнер (нижний) не только сохраняет собственное равновесие в различных положениях, но и уравновешивает другого (верхнего) партнера.

3. Групповые упражнения подразделяются на пирамиды втроем, вчетвером, впятером и т.д. В пирамидах может участвовать любое количество партнеров, однако в соревнованиях по спортивной акробатике выступают только четверки. Пирамиды с большим количеством участников выполняются в показательных выступлениях (Соколов, Е.Г, 1973)

III. Бросковые упражнения. В основе данной группы упражнений лежит бросок и ловля одного (верхнего) партнера другим (нижним) или несколькими партнерами. При этом верхний может выполнять полет как без вращения, так и с частичным или полным вращением тела относительно поперечной оси (вперед, назад или в сторону), продольной оси или относительно обеих осей одновременно. В зависимости от количества бросающихся и ловящих партнеров бросковые упражнения подразделяются на броски или ловлю одним, двумя, тремя т.д. партнерами, а по характеру полета верхнего - на упражнения без вращения, с полным вращением (полуперевороты), полным вращением (сальто) и вращением относительно двух осей (пируэты) (Соколовым, Е.Г, 1973).

На основании выше перечисленных акробатических элементов строятся соревновательные композиции по спортивной и парно-групповой акробатике. Таким же образом во всех гимнастических видах спорта на основании базовых элементов строятся композиции. По количественному составу выступающих композиции подразделяются на индивидуальные и групповые и имеют свои особенности при их составлении. Для них характерно, что подбору музыки, определению идеи группового упражнения предшествует определение состава группы. Уровень технической, артистической подготовленности, внешний вид, возраст, росто-весовые показатели гимнасток во многом определяют содержание будущей композиции. В процессе изучения вопроса, было установлено два принципиально различных подходов к процессу составления композиций упражнений художественной гимнастики: последовательное составление по частям сразу окончательного варианта, то есть с уточнением основных деталей и нюансов; составление схемы упражнения с распределением элементов трудности без уточнения связующих движений, с последующей их доработкой.

Предложенная (Т.М. Мирошниченко, 2005) технологическая схема построения композиций групповых упражнений состояла из двух этапов: подготовительного и основного, которые предполагали два режима протекания процесса составления - естественного (в условиях тренировки) и виртуального (в условиях компьютерной программы).

Подготовительный этап предполагал последовательное прохождение пяти уровней составления композиции.

Первый уровень - отбор гимнасток. Отбор проходил в стандартных условиях тренировки. После определения цели и задач участия в соревнованиях осуществлялось комплектование команды гимнасток, подобных по уровню специальной технической, специальной физической подготовленности, антропометрическим показателям.

Второй уровень - выбор музыки, который регламентировал всю последующую творческую сторону построения композиции. В процессе выбора музыки учитывались: мнения и вкусы гимнасток, современные тенденции использования музыкальных стилей и направлений в художественной гимнастике, учет музыкально-двигательной, технической подготовленности и возраста гимнасток.

Третий уровень - предполагал работу в естественных и виртуальных условиях. В тренировочных (естественных) условиях, исходя из уровня квалификации, технической подготовленности и двигательных возможностей гимнасток, опробовались варианты и способы перебросок, взаимодействий. Одновременно с применением компьютерной программы, на основании данных об уровне спортивно-технической подготовленности гимнасток и структурной схеме музыкального произведения, осуществлялся выбор из базы данных элементов технической ценности без предмета (Нестерова Т.В 2000).

Четвертый уровень - моделирование схемы композиции в построениях с учетом «рисунков», опробованных перебросок, взаимодействий и типов построений, заложенных в базе данных. Выполнение этого шага в виртуальном режиме значительно сокращало и оптимизировало подготовительный этап. Компьютерной программой предлагалось 128 вариантов различных типов построений. Из них 43 варианта построений в линии, классифицированные на виды: вертикальные, вертикальные параллельные, горизонтальные, горизонтальных параллельные, диагональные, диагональные параллельные, асимметричные. Круги, треугольники (равнобедренные, прямоугольные), пятиугольники были отнесены к типу геометрических фигур и включали 32 варианта построений. Третий тип - фигурные построения представлены программой в 43 вариантах дугообразных, Т-образных (вертикальные, горизонтальные, диагональные) и крестообразных (равносторонних, разносторонних) видов построений. Комбинации треугольника с линией и линии с точкой были отнесены к типу смешанных построений и представлены в программе десятью вариантами.

Пятый уровень - распределение элементов трудности без предмета, перебросок и взаимодействий в виртуальной схеме построений создаваемой композиции, с учетом структуры и особенностей музыкального плана композиции. Программой предусматривались рекомендации относительно использования различных типов построений в зависимости от характера двигательных компонентов групповых упражнений: синхронные индивидуальные действия, асинхронные индивидуальные действия, переброски, взаимодействия, исходные и конечные позы. Контроль за рациональной последовательностью различных типов построений осуществлялся с учетом следующих критериев: не более двух взаимодействий подряд; проверка однотипности построений - не должно быть подряд два однотипных построения; наличие всех базовых построений (линии, круга, треугольника, пятиугольника, крестообразного и Т - образного).

Создание виртуальной схемы композиционной структуры групповых упражнений являлось завершающим шагом подготовительного этапа составления композиции (Новик М.Г., 1982).

Основной этап включал последовательное прохождение четырех уровней процесса составления композиции. Особенностью данного этапа являлось применение стандартизированной технологической схемы совершенствования композиции посредством возможностей тренировочного и виртуального режимов на каждом отдельном уровне процесса постановки композиции, согласно задачам и ожидаемому результату (рис. 1).

Рис. 1.

Шестой уровень. Расстановка гимнасток в ансамбле осуществлялась одновременно в виртуальных и естественных условиях по специально разработанной технологической схеме процесса построения и совершенствования композиций групповых упражнений (рис. 1).

Седьмой уровень. Практически одновременно с расстановкой гимнасток в «рисунке» построений проходило опробование и уточнение видов и вариантов построений, элементов технической ценности и оригинальных элементов в тренировочном режиме по технологической схеме шестого уровня.

Восьмой уровень - разработка в виртуальном режиме схемы переходов и перестроений из рисунка в рисунок построений с учетом уровня мастерства гимнасток и планируемой динамики исполнения композиций. Для этого в программу были заложены основные (простые, сложные) и оригинальные виды перестроений. Сложность перестроений квалифицировалась по степени пространственных расстановок гимнасток. Простые перестроения предполагали перемещение гимнасток по прямым из простого построения в простое; сложные перестроения - перемещения по прямым из простого в сложное построение или из сложного в сложное. Для оригинальных видов перестроений были характерны дугообразные траектории перемещений, как правило, из простого построения в сложное или из сложного в сложное.

Девятый уровень - непосредственное составление исходного рабочего варианта и доводка композиции до конечного соревновательного варианта. На данном уровне, завершающем процесс составления композиции, вносились коррекции в поэлементный состав, структуру построения композиции. Процесс составления считался законченным, согласно принципу соответствия судейским требованиям, по мере доведения композиции до соревновательного варианта. Затем в подготовке следовал переход от составления композиции к совершенствованию композиционно- исполнительского мастерства, как отдельной гимнастки, так и команды в целом (Нестерова Т.В, 2000).

Страховка, помощь и самостраховка как меры предупреждения травматизма

В связи с непрерывным ростом сложности гимнастических уп­ражнений страховка и помощь становятся неотъемлемой частью методики обучения и тренировки на всех этапах подготовки гим­настов и эффективной мерой предупреждения травматизма.

Под страховкой понимается комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности гимнастов в процессе выполнения уп­ражнений. Она осуществляется без предварительного захвата за руки или другие части тела. При исполнении сложного упражне­ния захват целесообразно делать заблаговременно, не облегчая занимающемуся его выполнение.

Различают индивидуальную и групповую страховку. Обе фор­мы страховки применяются на начальных этапах обучения наибо­лее сложным и рискованным элементам и соединениям. Индиви­дуальная страховка осуществляется преподавателем или однии из занимающихся. Групповая страховка осуществляется двумя или более людьми. При этом каждый из страхующих располагается в определенном месте и выполняет необходимые действия. Непре­менным условием групповой страховки являются четкие действия каждого из страхующих. Надеяться на партнера по обеспечению страховки категорически запрещается.

Наличие разнообразных страховочных средств в большинстве случаев позволяет применять индивидуальную страховку. Группо­вая страховка применяется реже.

Для обеспечения страховки используются специальные и тех­нические средства. К специальным относятся: ладонные наклад­ки - полоски из натуральной (лосевой) кожи, надетые на паль­цы и закрепленные ремешком на запястье; лямочные петли и пер­чатки - используются для обучения размахиванию с большой амплитудой и большим оборотам; поролоновые валики, проклад­ки, маты и покрытия, предохраняющие от ударов о перекладину и жерди, а также при соскоках с бревна; ручные и подвесные пояса (лонжи); различные возвышения для удобства и надежно­сти страховки; поролоновая яма или система «трамплин - поро­лоновая яма - батут» - помогает осваивать упражнения со слож­ными вращениями в безопорной фазе, снижает чувство страха, уменьшает риск получить травму. В целях безопасности батут уста­навливают на уровне пола. На его металлическую раму и аморти­заторы укладывают маты. К техническим средствам относятся различные тренажеры с поясом для проводки при изучении больших оборотов на перекладине и кольцах, кругов на коне и других уп­ражнений; амортизирующий пояс для страховки при разучива­нии акробатических упражнений и др.

Страховка и помощь тесно взаимосвязаны и на начальных эта­пах обучения новому упражнению часто подменяют друг друга.

Помощь не только исключает возможность срыва со снаряда, падения, но и является одним из методических приемов обучения. Она способствует созданию правильного представления об изуча­емом упражнении, быстрому овладению техникой его исполне­ния и применяется при недостаточном развитии у занимающихся мышечной силы, координации движений, быстроты и других спо­собностей.

Различают следующие виды помощи: проводка - действия тре­нера, сопровождающие гимнаста по всему упражнению или от­дельной его части, фазе; фиксация - задержка гимнаста педаго­гом в определенной точке движения; подталкивание - кратковре­менная помощь при перемещении гимнаста снизу вверх; поддерж­ ка - кратковременная помощь при перемещении гимнаста сверху вниз; подкрутка - кратковременная помощь гимнасту при вы­полнении поворотов; комбинированные приемы - использование различных приемов, применяемых одновременно и последователь­но; серийные приемы - используются в соответствии с построени­ем комбинации: подталкивание - поддержка, поддержка - под­талкивание, подкрутка - подталкивание и т.д.

По мере овладения упражнением степень приложения физи­ческих усилий педагогом уменьшается, а затем прекращается вов­се и заменяется страховкой. Помощью и страховкой нельзя зло­употреблять, в противном случае можно лишить занимающихся уверенности в своих силах, решительных и смелых действий. Надо добиваться от них самостоятельного выполнения упражнений.

При осуществлении страховки необходимо: знать технику ис­полняемого упражнения; уметь быстро и правильно выбирать ме­сто для страховки; применять правильные способы и приемы стра­ховки и помощи; учитывать индивидуальные особенности учени­ков (физическую, техническую и психологическую подготовлен­ность, способности); на месте страховки стоять устойчиво, по возможности ближе к выполняющему упражнение, но в то же в Ремя не мешая ему. Нельзя пользоваться неустойчивыми под­ставками, с которых осуществляется страховка, ставить на стра­ховку лиц, не подготовленных для этого. Выбор приемов страхов­ки зависит от индивидуальных особенностей страхующего и сте­пени технической подготовленности обучаемого.

При самостоятельном выполнении упражнений большую роль в Предотвращении травм приобретает самостраховка - умение занимающегося своевременно принимать правильные решения исамостоятельно выходить из опасных положений. Для предотвра­щения возможной травмы можно прекратить выполнение упраж­нения или изменить его, создать дополнительную опору, пере­хватить руками, сделать соскок и др. Очень важно научить занима­ющихся правильно приземляться во время падения. Навыки само­страховки приобретаются в процессе изучения упражнений и со­вершенствования их исполнения.

4.5. Обучение приемам страховки и помощи

Каждое гимнастическое упражнение требует особых приемов страховки, помощи и самостраховки. При обучении этим при­емам исходят из правильной техники выполнения упражнений и возможных ошибок. Эти приемы изучаются одновременно с осво­ением гимнастических упражнений. Педагог показывает и объя­сняет и. п. страхующего у снаряда, правильную стойку, способ за­хвата и действия в случае выполнения упражнения с ошибками, затем практически отрабатываются приемы страховки и помощи. Кроме практических действий, перед каждым подходом для стра­ховки следует спросить страхующего, как он будет ее осуществ­лять. Действия страхующих преподаватель всегда должен держать в поле зрения. Лишь после прочного овладения навыками можно доверить осуществление самостоятельной страховки и помощи, обращая внимание страхующих на строгое соблюдение всех тре­бований техники безопасности и других мер предупреждения трав­матизма.

Обязательное обучение занимающихся приемам страховки и помощи диктуется тем, что преподаватель не может сам обеспе­чить их при проведении занятий с несколькими группами. Навы­ками страховки и помощи должен владеть каждый занимающийся гимнастикой. Студенты физкультурных учебных заведений овла­девают ими на практических занятиях.

Обеспечение страховки и помощи воспитывает у занимающихся чувство ответственности за это поручение и профессиональную компетентность.

В вольных и акробатических упражнениях страховку оказывают с помощью ручного или подвесного пояса. При страховке веревки держатся свободно, а в случае ошибочных действий гимнаста, при угрозе падения они быстро натягиваются. Безопасность выполне­ния сложных упражнений достигается применением для этого поролоновых ям и матов, «обкрутки» в руках педагогов.

В упражнениях на бревне страхующий передвигается вдоль бревна в готовности в любой момент потери равновесия исполняющим упражнение подать руку, гимнастическую палку или поддержать при падении, неудачном соскоке. При наскоках на снаряд стра­ховка оказывается у места отталкивания, а при соскоках сбоку гимнастка поддерживается в области спины и живота. В работе с начинающими рекомендуется страховать вдвоем с обеих сторон бревна. Нельзя в процессе страховки захватывать занимающегося за ноги.

В упражнениях на высокой перекладине, кольцах и брусьях разной высоты страховка осуществляется сбоку под снарядом и передви­гаясь на небольшое расстояние вперед и назад в зависимости от направления и характера движения гимнаста. Возможны быстрые переходы на другую сторону (делать надо это очень умело), так чтобы не помешать выполнению упражнения. При соскоках надо быстро переходить к предполагаемому месту приземления. Стра­ховка может оказываться стоя на возвышении или с помощью подвесного пояса.

В упражнениях на низких и средних брусьях страховка осуществ­ляется руками из-под жердей. На низких брусьях при страховке детей и при оказании помощи в исполнении некоторых статичес­ких элементов можно держать руки и над жердями. Другими сред­ствами страховки являются поролоновые маты, подвесные пояса, возвышения, подставки различного рода и др.

В опорных прыжках ноги врозь, согнув ноги, согнувшись, стра­ховка оказывается стоя спереди и несколько сбоку от места при­земления; гимнаст поддерживается или двумя руками за плечо, или одной рукой за предплечье, другой - за плечо или под грудь. При страховке боковых прыжков место страхующего - впереди снаряда со стороны опорной руки. При выполнении прыжков пе­реворотом и более сложных ему надо стоять сбоку и поддерживать под спину и плечо либо под грудь и спину.

27 вопрос

Особенности занятий гимнастикой с учащимися подготовительной и специальной медицинских групп

На основании медицинского заключения все школьники рас­пределяются на три группы: основную, подготовительную и спе­циальную.

К основной медицинской группе относятся учащиеся без откло­нений в состоянии здоровья и физическом развитии. Им разреша­ются занятия в полном объеме по программе физического воспи­тания, а также тренировочные занятия и участие в соревнованиях по гимнастике и другим видам спорта.

К подготовительной медицинской группе относятся школьники, не имеющие существенных отклонений в состоянии здоровья, но слабо физически подготовленные. Они занимаются по школьной

программе при условии исключения некоторых видов физических упражнений (в зависимости от характера и степени отклонений) и дифференцированного дозирования нагрузки. Программный ма­териал они осваивают постепенно; нормативы, по которым опре­деляется их успеваемость, разрабатываются учителем индивиду­ально, с учетом имеющихся у каждого из них отклонений в со­стоянии здоровья. Занятия в каких-либо секциях им не разреша­ются, но настойчиво рекомендуются дополнительные занятия в группах специальной физической подготовки или самостоятель­но. Для них составляются индивидуальные комплексы упражне­ний, направленные на расширение функциональных возможно­стей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на развитие силы, координации движений и быстроты, гибкости, выносливости, внимания, памяти на движения, воли и др.

При улучшении состояния здоровья, физической подготовлен­ности учащиеся переводятся в основную медицинскую группу. Обычно школьники основной и подготовительной медицинских групп занимаются вместе. Это, безусловно, усложняет работу учи­теля, поэтому приходится изыскивать такой способ организации совместных учебных занятий, который бы в меньшей мере сни­жал их качество. Однако в любом случае дети подготовительной группы должны чувствовать себя наравне со всеми, и излишняя опека может снизить их активность.

Наибольшее внимание уделяется учащимся со значительными отклонениями в состоянии здоровья или физическом развитии. Эти отклонения обычно не мешают выполнению учебной работы по другим предметам, но являются противопоказанием к заняти­ям физической культурой по школьной программе. Такие дети определяются в специальную медицинскую группу. С большей частью этих школьников (спецгруппа А) занятия физической культурой должны строиться по особым программам с учетом характера и степени отклонений в состоянии здоровья. Меньшая часть детей (спецгруппа Б) направляется на специальные занятия лечебной гимнастикой в лечебно-профилактические учреждения.

Поскольку возраст, характер и степень проявления болезни, Уровень адаптации к физическим нагрузкам у каждого ребенка различны, то комплектование групп рекомендуется вести по воз­растному принципу с учетом особенностей заболеваний. Объеди­нение в одну группу школьников, страдающих различными забо­леваниями, допустимо и целесообразно, так как характер при­способления здорового организма и с отклонениями к физичес­кой нагрузке во многих отношениях сходен. Однако необходимо осуществлять индивидуальный подход в подборе упражнений и Методике их выполнения, учитывать влияние изучаемого упраж­нения на лечение заболеваний, показания и противопоказания (табл. 4).

  1. Ответы на вопросы по Всеобщей истории 9 класс 2005-06г.

    Шпаргалка >> История

    Этому тексту материалы - другие варианты ответов , краткие фрагменты публикаций и др. ... афиняне посещали гимнасии, где занимались гимнастикой . Греки были образованными людьми – ... отказывались от проявления враждебности. В ответ рабочие стали создавать отряды “ ...

  2. Ответы по истории религии

    Реферат >> Религия и мифология

    Достаточно сложным, дискуссионным и ответ на него зависит во многом... можно в принципе дать два взаимоисключающих ответа : религия появилась вместе с человеком... тела»: соблюдение строжайшей диеты дыхательная гимнастика , привлекающая в организм животворящий эфир...

  3. Виды гимнастики

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт

    Такое и получите кучу самых разных ответов . Даже если спрашивать у специалистов. И почти... , но выполняемые не так, как гимнастика

Обязательным условием успешного проведения похода или выступления на соревнованиях является безопасность.

Безопасность обеспечивается высокой физической, технической и тактической подготовкой.

Проводившийся анализ несчастных случаев показал, что около половины смертельных случаев в пешеходных походах связано с преодолением водных препятствий, а четверть тяжелых травм - с непредвиденными изменениями условий похода, особенно в горах (камнепады, лавины, резкое похолодание).

В этом разделе мы остановимся на общих для всех препятствий принципах страховки и самостраховки, знание которых обязательно для всех туристов и в походах и на соревнованиях.

Страховка и самостраховка- это комплекс приемов, обеспечивающих задержание участника при падении, срыве. Приемы страховки должны быть отработаны до автоматизма. В решении этой задачи, как ни странно, основные трудности - чисто психологические. Первым чаще всего идет самый опытный и сильный участник, и члены группы верят, что он успешно преодолеет препятствие. Кроме того, большинство технических приемов отрабатываются в реальных условиях, а страховка, как правило, в искусственных. Поэтому на тренировках технике страховки необходимо уделять гораздо больше внимания, по возможности имитируя внезапные реальные срывы.

Приемы страховки и самостраховки условно делятся на ряд групп.

Самостраховка: в движении; при подготовке к движению; при обеспечении страховки движущегося участника.

Страховка: одновременная, попеременная; групповая.

Специальным видом страховки является судейская страховка на соревнованиях.

Следует подчеркнуть, что все виды страховки должны выполняться в рукавицах, ибо при срыве происходит проскальзывание веревки, которое может привести к травме рук страхующего.

Самостраховка в движении является обязательной при отсутствии верхней страховки. Такой самостраховкой является использование шеста при переправе вброд, ледоруба при движении по снежному или ледовому склону, альпенштока при движении по траве.

При движении вверх и вниз по вертикальной веревке или крутонаклонным перилам осуществляется схватывающим узлом на рабочей веревке. Долгое время для этой цели использовался преимущественно узел пруссик. Однако этот узел плохо держит на мокрых и обледенелых веревках, бывают случаи его оплавления при скольжении по основной веревке. Поэтому в настоящее время часто для самостраховки применяются узлы австрийский и Бахмана. При этом необходимо регулировать длину соединительной веревки так, чтобы после срыва можно было дотянуться до схватывающего узла. Во избежание проскальзывания узла при движении ни в коем случае нельзя зажимать узел в кулаке.

При движении вниз и вверх по крутонаклонным перилам схватывающий узел должен находиться выше груди. По вертикальным и крутонаклонным перилам двигаться нужно только в страховочной системе, так как при срыве и повисании на одной грудной обвязке через 5-10 минут может наступить удушье. При движении по вертикальным перилам изредка в пешеходных походах и часто на соревнованиях могут использоваться технические средства типа (при движении вверх) жумара, кулачка или (при движении вниз) восьмерки, лепестка, рогатки (рис. 1).

Рис. 1. Технические средства для движения по веревке: а)жумар; б)кулачок (геблер); в)восьмерка; г)рогатка.

Самостраховка при движении по горизонтальным или слабонаклонным перилам на переправе или горном рельефе осуществляется с помощью скользящего карабина на перилах.

Особым видом самостраховки в движении является самозадержание при срыве, которое обеспечивается правильным выполнением ряда приемов, приведенных в соответствующих разделах.

Самостраховка при подготовке к движению или при страховке это достаточно простые, но обязательные на опасном участке действия, обеспечивающие безопасность участника похода. Эти действия заключаются в прикреплении туриста к надежной точке самостраховки куском веревки, соединенным со страховочной системой. Точками самостраховки могут являться скальный выступ, петля, крюк, дерево, ледоруб, вбитый в снег и т.п. Прикрепление самостраховки, как правило, осуществляется с помощью карабина, но возможно также и крепление узлом (проводник, булинь и т.п.). Длина самостраховки должна позволять страхующему производить необходимые движения и вместе с тем препятствовать срыву его с площадки, уступа, склона. Точка самостраховки располагается со стороны, противоположной направлению возможного срыва. Крепить перила, страховку и самостраховку к одной точке не рекомендуется. Кажущаяся простота и в связи с этим сомнения в необходимости данного приема, привели к тому, что в горах за 10 лет погибло 46 страхующих.

Одновременная страховка применяется при переправе или движении связки по леднику, снежнику, некрутым склонам. Как правило, участники идут друг за другом на расстоянии 6-10 м, второй несет в руке 1-2 кольца веревки, позволяющие перепрыгнуть трещину, расщелину или смягчить рывок при падении первого. Иногда при движении по склонам и гребням впередиидущий закладывает веревку змейкой за выступы, но этот прием требует хороших навыков и предельного внимания.

При применении одновременной страховки требуется повышенная внимательность в наблюдении за движением товарища, чтобы успеть при срыве принять меры к задержанию. Одновременная страховка при переправе описана в разделе "Переправы".

Попеременная страховка - основной вид страховки на потенциально опасных участках. Важное значение имеет взаимное расположение страхующего (страховочной веревки) и страхуемого.

Страховка подразделяется на "нижнюю" и "верхнюю". Нижняя страховка - это веревка, идущая к спортсмену снизу. Чтобы уменьшить расстояние падения, веревка может простегиваться через карабины, прикрепленные к промежуточным точкам опоры. Страховка называется верхней, когда веревка подходит к страхуемому сверху, т.е. точка страховки находится не ниже груди. При этом сам страхующий может располагаться внизу, но страховочная веревка проходит через карабин или (на соревнованиях) блок, расположенный выше груди страхуемого.

В большинстве случаев верхняя страховка может быть организована только после прохождения участка хотя бы одним участником с нижней страховкой.

Страховка производится через естественные, искусственные точки страховки или через тело (плечо, поясница). Естественные точки страховки - скальный выступ, камень, дерево. Желательно, чтобы веревка охватывала на 180о точку страховки.

Искусственные точки страховки - это скальные или ледовые крючья, петли, передающие усилия на крючья, натянутые перила, по которым передвигается карабин для страховки и т.п. Для удобства работы с веревкой и уменьшения ее истирания в большинстве случаев на крючья и петли надевается карабин, иногда карабин с блоком.

Часто применяют комбинированную страховку. Например, через плечо и выступ скалы, дерево, карабин.

Для верхней страховки можно применять любые приемы, так как усилие при рывке будет незначительным. При нижней страховке количество приемов ограничено: не рекомендуется страховка через поясницу; страховка через ледоруб и через плечо может применяться только на пологих склонах.

При прохождении длинных (более 40 м) крутых (более 35о) склонов требования к страховке ужесточается. Страховка требует надежной самостраховки у страхующего через надежные точки на рельефе. Не рекомендуется страховка через тело.

Страховка должна быть непрерывной, то есть каждый участник должен быть обеспечен ею на всем протяжении сложного участка.

Расположение страхующего должно быть таким, чтобы он не мог быть сбит с ног в случае срыва страхуемого. При этом угол охвата веревкой страховочного карабина или выступа при повисании страхуемого должен быть не менее 90о.

Страховку необходимо производить двумя руками, удерживающими ветвь веревки, входящими в карабин при срыве. При верхней страховке допускается временная страховка одной только в том случае, если обе ветви (входящая и выходящая) будут в этой руке, то есть угол охвата карабина веревкой составит 180о. Конец страховочной веревки должен быть закреплен либо на страхующем, либо на точке страховки.

Своеобразным приемом является часто применяемая гимнастическая страховка, когда страхующий руками, плечами помогает первому начать движение.

Организация точек страховки требует особого внимания. На горном рельефе точками страховки могут быть деревья, растущие на склоне или скальные выступы. При их отсутствии приходится вбивать крючья. Часто вместо скальных крючьев вбивают ледовый крюк старого образца ("морковка"). Для ответственных точек страховки рекомендуется вбивать 2-3 крюка. На все перечисленные точки страховки желательно надевать петли из основной веревки.

При страховке через скальный выступ нужно предварительно проверить, нет ли на нем острых углов, которые могут перерезать веревку, или узких щелей, в которых веревку может заклинить. Затем страхующий закладывает веревку за выступ и становится к нему лицом или боком. Если угол охвата приблизительно 180о, то есть трение большое, то веревку можно держать руками по обе стороны выступа, если угол около 90о, то с одной стороны. То же относится к страховке через дерево. При страховке через петлю или карабин веревку держат с одной стороны двумя руками (либо сдвоенные петли веревки одной рукой), не ближе 0,5 м от карабина. Угол охвата веревкой карабина (петли) должен быть не менее 90о.

Для организации страховки через плечо страхующий становится боком к направлению предполагаемого рывка, отклонив корпус в противоположную сторону, выпрямив опорную ногу и повернув ее носком в сторону рывка. Желательно, чтобы веревка дополнительно касалась выступа, перегиба или края площадки, если он не острый.

Очень часто применяют комбинированные способы страховки, например, через плечо и выступ скалы (рис. 2), через плечо и карабин в крюке или в петле.

В этих случаях поза такая же, как и при страховке через плечо. Прямая опорная нога должна быть поднята по возможности ближе к выступу или карабину.

Точки страховки необходимо располагать так, чтобы при срыве не было маятника. Поэтому при траверсе или движении под большим углом к вертикали может быть использована страховка через карабин, скользящий по перильной веревке. Для передвижения карабина может быть применена другая веревка, а также использована оттяжка страховочного карабина.

ние веревки, которое может привести к

Рис.2. Комбинированная страховка

травме рук страхующего.

Для упорядочения работы существуют отработанные команды. До начала движе-ния идущий должен спросить: "Страховка готова?". Если страхующий готов страхо-вать, то он отвечает: "Готова!" и после слова: "Пошел!" страхуемый начинает движение. Во время движения страхующий должен фиксировать количество остающейся веревки и, начиная с 5 м, через каждый метр объявлять, например: "Осталось 3 м". Ответ идущего: "Понял".

Отработанное взаимодействие участников позволяет при верхней страховке избежать слабины веревки в движении, то есть динамического рывка. При нижней страховке на пешеходных маршрутах при срыве редко происходит свободное падение чаще бывает сползание по склону.

При жестко закрепленной веревке (с учетом ее упругого удлинения) усилие при свободном падении передается на страхуемого, страхующего и точки страховки и самостраховки. Величина его может превосходить 1500 кг, что грозит удушьем, переломами костей грудной клетки страхуемому, тяжелыми повреждениями страхующему и даже разрушением точки страховки или разрывом веревки. Поэтому при страховке необходимо протравливать веревку, которая за счет трения о дерево, камень, карабин гасит часть усилия. Не приводя многочисленных формул, которые есть во всех учебниках альпинизма, можно дать следующие рекомендации:

1. На крутых склонах не допускать выход на нижней страховке выше 2,5-3 м от промежуточной точки страховки.

2. Отработать протравливание веревки порядка 30 см на метр падения.

Основные требования к организации страховки

а) для конкретного рельефа местности с учетом опыта, физического и психологического состояния группы выбирается оптимальный способ страховки;

б) проверяется все страховочное снаряжение;

в) выбирается площадка, обеспечивающая безопасность страхующего;

г) опоры проверяются на нагрузку в направлении возможного рывка;

д) тщательно организуется самостраховка, особенно при нижней страховке с промежуточными точками; прочность самостраховки должна быть не ниже, чем у страховочной веревки;

е) веревка может быть при срыве зажата страхующим только на траверсе при падении маятником;

ж) запас веревки для протравливания должен аккуратно сложен;

з) страховка осуществляется в рукавицах;

и) необходима постоянная связь между страхующим и страхуемым, четкая подача команд.

Групповая страховка часто применяется на переправах или сложных участках рельефа. Для страховки предварительно натягиваются перила или в качестве перил используется основная веревка первой связки. На горизонтальных перилах страховка производится через карабин, а на наклонных через схватывающий узел. На участке перил между соседними точками закрепления может находиться только один человек. Во время перестежки при движении нужно внимательно следить, чтобы каждый участник постоянно был пристегнут к перилам.

Судейская страховка на соревнованиях призвана обеспечить полную безопасность членов команды. На навесной переправе выше рабочей основной веревки, по которой переправляется команда, идет судейская страховочная, к которой также прикрепляются участники.

Судейская страховка на скалах организуется не только для проведения соревнований, но и для подготовки дистанции. Лучше всего устраивать верхнюю точку страховки. При этом целесообразно подвешивать там блок, а самого страхующего располагать внизу, так как при этом удобнее корректировать его действия да и ему намного удобнее работать. У ног страхующего крепится карабин, через который проходит веревка от блока. Если удобнее страхующего располагать наверху, то веревку нужно пропускать не через блок, а через карабин. При изменении направления движения возможны точки смены судейской страховки, но этих точек должно быть как можно меньше, так как при смене судейской страховки может в спешке возникнуть путаница и турист останется без страховки. Поэтому в судейской страховке обычно применяется страховка через скользящий карабин, оттяжка страховочного карабина.

На соревнованиях присутствует судья-страховщик. Кроме соответствующего опыта, физической подготовки и знания туристской техники, он должен быть очень ответственным и внимательным. Психологически тяжело часами находиться в полной готовности, не имея возможности расслабиться. На переправах через сложные реки страховка обеспечивается группой - на надувных судах типа ЛАС или катамарана, находящихся либо на веревке, перекинутой под углом через реку, либо на свободном плаву.

При относительно спокойной реке можно обойтись натянутой через реку веревкой. Вообще многое в выборе способа страховки зависит от характера реки.

Страховка на скальном рельефе также весьма ответственное и сложное дело. Выбор мест для судей-страховщиков должен отвечать целому ряду требований. Так, судейская страховка должна быть по возможности вертикальной, чтобы избежать маятника. Места расположения судей должны быть тщательно продуманы, подобраны удобные площадки. Если не удается подобрать естественные, нужно делать искусственные.

Дополнительные рекомендации. С целью повышения безопасности соревнований, особенно проводимых на сложных дистанциях, были выработаны дополнительные рекомендации по снаряжению и техническим приемам, связанным в основном с со страховкой и самостраховкой.

1. Веревки:

1.1. Рабочие веревки, применяемые для перил, навесной переправы, страховки должны быть диаметром не менее 10 мм.

1.2. Веревки не должны иметь повреждений оплетки и прядей.

1.3. Применение вместо веревок для выполнения технических приемов строп тесьмы и т.п. не допускается.

2. Карабины:

2.1. Для организации перил, навесных переправ и страховки могут применяться только стандартные карабины с муфтами, не имеющие каких-либо технических доработок, которые могут снизить их прочность.

2.2. Для самостраховки, организации промежуточных точек страховки и т.п. допускается применение карабинов, имеющих конструктивные доработки, самодельных карабинов из стали и титана, просмотренных комиссией по снаряжению. Все карабины должны иметь муфты.

2.3. Карабины без муфт могут применяться только на транспортировочных веревках или для закрепления свободных концов веревок.

3. Блоки и полиспасты.

3.1. Самодельные блоки должны иметь ось из стали или титана диаметром не менее 6 мм, толщину щечек не менее 3 мм и необходимое рабочее сечение блока в месте включения карабина и запрессовки оси. Материал для щечек - сталь или титан.

3.2. Ось должна быть расклепана или зашплинтована.

3.3. Суммарное количество шкивов на полиспасте не должно превышать четырех.

3.4. Для движения людей по навесной переправе блоки, тележки должны иметь страховочное приспособление, оканчивающееся карабином, пристегиваемым к рабочей веревке.

3.5. Конструкция блоков или тележек, используемых при переправе людей, должна исключать возможность попадания рук под шкив.

3.6. До начала движения людей по перилам или навесной переправе блоки и полиспасты, использовавшиеся для натяжения веревок, должны быть полностью разгружены.

4. Зажимы:

4.1. На соревнованиях допускается применение зажимов, допущенных комиссией по снаряжению.

4.2. Зажимы могут использоваться в качестве вспомогательного средства для организации движения по перилам.

5. Страховочные системы:

5.1. Кроме стандартных, могут быть допущены комиссией по снаряжению самодельные системы из лент с соединениями, обеспечивающими необходимую надежность (рис. 3).

Рис. 3. Страховочная система.

5.2. Грудная обвязка и беседка должны быть сблокированы.

5.3. Страховочную систему необходимо изготовлять из ленты шириной не менее 40 мм и толщиной не менее 2 мм.

5.4. Концы страховочной системы должны быть связаны куском основной веревки.

5.5. Не допускаются к применению системы с поясами и беседками, изготовленными из основных или вспомогательных веревок.

6. Петли самостраховки:

Петли самостраховки должны быть изготовлены из основной веревки диаметром 10 мм или сдвоенной диаметром 8 мм. Применение строп, оплеток веревок и т.п. запрещается.

7. Отдельные технические приемы:

7.1. Организация спуска и подъема на участках, не исключающих возможность травм при срыве, допускается только с верхней страховкой. Спуск последнего участника может производиться на верхней судейской или командной страховке, подъем первого - на верхней судейской страховке.

7.2. При спуске всех членов команды, кроме последнего, сдвоенная веревка должна быть зафиксирована наверху.

7.3. При натягивании перил или навесной переправы для прикрепления к рабочей веревке могут быть использованы приспособления типа восьмерок, лепестков (кроме зажимов), которые не могут повредить веревку и обеспечивают необходимую безопасность, схватывающий узел из репшнура диаметром 6 мм, имеющий в рабочем сечении 4 веревки, или из 8-мм веревки, имеющий в рабочем сечении 2 веревки, а на другом конце петли - двойной проводник из всего сечения петли, или другие приемы, заранее допущенные судейской коллегией.

7.4. Для движения по вертикальным перилам на участках, не исключающих возможность травм при срыве, при наличии верхней страховки или по наклонным перилам, допускается использование для самостраховки и организации движения схватывающего узла из репшнура диаметром 6 мм, имеющего в рабочем сечении 2 веревки, или 8-мм веревки с двойным проводником на другом конце.

Страховка и самостраховка на уроках физической культуры

Безопасность любого урока физической культуры обеспечивается 3-мя составляющими:

    соответствие формы;

    соблюдение дисциплины;

    наличие страховки смостраховки.

Страховка – комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности занимающихся в процессе учебной деятельности. Различают индивидуальную и групповую страховку:

    индивидуальная страховка – осуществляется преподавателем или одним из занимающихся.

    Групповая страховка – осуществляется 2-мя или более людьми, при этом каждый страхующий располагается на своем месте и не имеет право надеяться на др. страхующегося.

Помощь заключается в физических усилиях, прилагаемых учителем или занимающим для правильного и успешного завершения части или всего изучаемого упражнения. К основным видам физической помощи относятся:

    Проводка – это форма помощи от начала упражнения до его окончания.

    Поддержка – один из важных методических приемов оказания помощи занимающимся. Поддержку используют, когда занимающийся находится в исходных, промежуточных и конечных положениях, а умение прилагать свои усилия еще не достаточно развито.

    Фиксация – задержка обучаемого в определенной точки движения.

    Подталкивание – это кратковременная помощь, оказываемая преподавателем по уходу исполнения отдельных, наиболее ответственных фаз движения.

    Подкрутка – кратковременная помощь при вращательном движении.

По мере овладения упражнениями помощь уменьшается, а затем прекращается и заменяется страховкой. Злоупотреблять помощью нельзя, потому что можно лишить занимающихся уверенности в своих силах, на определенном этапе необходимо добиться самостоятельного выполнения.

Страхующий обязан:

Хорошо знать технику упражнения и в зависимости от обстановки правильно выбирать место для оказания страховки и помощи;

Умело использовать разновидности страховки, не мешая занимающему выполнять упражнения;

Знать индивидуальные особенности занимающихся.

Важно помнить, что одной из причин травматизма является недостаточная общая и специальная разминка. На занятиях не следует чрезмерно увлекаться прыжками и соскоками с большой высоты.

Самостраховка, очень важный элемент учебно-воспитательного процесса, когда занимающий правильно оценивает собственные возможности.

Это способность занимающего своевременно принимать решение и самостоятельно выходить из опасных положений, которые могут возникнуть во время выполнения различных упражнений.

Чем выше уровень координационных способностей и развития ловкости, тем легче занимающий овладевает приемами самостраховки. Каждый педагог с самого начала занятий по физической культуре должен воспитывать у обучающих эти навыки. Самостоятельная страховка значительно повышает ответственность занимающихся и является надежной защитой от травм.

Навыки самостраховки приобретаются в процессе изучения упражнения и совершенствования при их исполнении.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году