Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Понятие семьи, находящейся в социально-опасном положении. Эффективность мер социального воздействия на семью, находящуюся в социально-опасном положении Признаки нахождения семьи в социально опасном положении

Глава 1. Теоретические основы социального сопровождения семей, находящейся в социально – опасном положении

Понятие семей, находящихся в социально – опасном положении

Роль семьи для человека любого возраста имеет огромное значение: в семье формируется и развивается личность человека, происходит его первичная социализация, овладение различными социальными ролями, закладываются основы духовно-нравственного воспитания, формируется характер, стереотипы поведения в семье и обществе, развивается умение общения с другими людьми.

То есть, человек учится быть человеком и становится личностью благодаря семье или вопреки тем отношениям и жизненным правилам, которые характеризуют самые различные семьи, находящиеся в социально – опасном положении.

Семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу. ([ Васильева Л.Л., Кащеева А.В., Петрова Л.Ю., Преображенская Е.В., Черняева Т.Н. Понятийный аппарат социальной педагогики. - С.: Научная книга, 2009. 5, с.92 ])

Семья, находящаяся в социально – опасном положении это – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. [Воронцова М. В. Дубровская Т. А., Пискарева Н. В. Семьи «группы риска»: проблемы, пути решения. Монография. – Таганрог, 2009 .].

Термин «семья, находящаяся в социально – опасном положении» появляется относительно недавно, поэтому многие ученые вместо него употребляется термин «неблагополучная семья».

К семьям, находящимся в социально – опасном положении принято относить семьи, где родители страдают алкогольной зависимостью; семьи, где родители являются безработными; семьи, которые распадаются; неполные семьи; семьи, где родители – инвалиды. (автор)

Для своевременного учета и организации работы с данной категорией семей в Кировской области создан единый областной банк данных семей, находящихся в социально – опасном положении – совокупность информационных ресурсов, сформированных на муниципальном и областном уровнях и содержащих документированную информацию о семьях, находящихся в социально – опасном положении, проживающих на территории Кировской области.

Выявление семей, находящихся в социально опасном положении осуществляется на основе следующих критериев:

1. Неисполнение родителями обязанностей по воспитанию и жизнеобеспечению несовершеннолетних:

− отсутствие у несовершеннолетнего необходимой одежды;

− отсутствие регулярного питания;

− несоблюдение санитарно-гигиенических требований и норм по уходу за несовершеннолетним;

− принуждение ребенка выполнять работу, не соответствующую его возможностям;

− отказ от необходимого медицинского обслуживания и лечения несовершеннолетних, отказ беременной женщины от постановки на учет в женскую консультацию.

2. Отсутствие контроля, за обучением ребенка:

− систематические пропуски школьных занятий без уважительной причины;

− прекращение обучения детей в школе;

− отсутствие связи родителей со школой;

− отсутствие контроля поведения, местонахождения детей.

3. Жестокое обращение с детьми со стороны членов семьи:

− причинение физического, психического, морального вреда (в том числе – применение способов воспитания, основанных на пренебрежительном, жестоком, грубом, унижающем человеческое достоинство обращении);

− применение различных форм насилия.

4. Вовлечение детей в противоправные действия.

4.1. Вовлечение детей в совершение антиобщественных действий:

− употребление спиртных напитков;

− употребление психоактивных веществ;

− занятие бродяжничеством;

− занятие попрошайничеством;

− занятие проституцией;

− другие правонарушения.

5. Отрицательное влияние родителей на поведение и развитие детей:

− алкоголизм, наркомания, токсикомания одного (обоих) родителей;

− асоциальный образ жизни одного (обоих) родителей;

− деструктивные эмоционально-конфликтные отношения супругов, родителей и детей;

− антиобщественные установки и ориентации;

− психологическая неустойчивость родителей, склонность к суицидам, депрессиям

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» относит понятие «социально – опасное положение» к несовершеннолетним и семьям.

Статья 1 данного закона определяет несовершеннолетнего, находящегося в социально – опасном положении, как «лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия».(].(2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: [федер. закон: принят Гос. Думой 21 130 мая 1999г.: по состоянию на 29 дек. 2004г.] / Законодательство Российской Федерации. М.: Фирма ИСТ, 2005)

В таких семьях ослаблен контроль поведения ребенка, что обусловливает высокую степень его подверженности негативным влияниям извне. Дети из семей, находящихся в социально – опасном положении, могут быть склонны к нарушению общественного порядка, совершению правонарушений. .(2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: [федер. закон: принят Гос. Думой 21 130 мая 1999г.: по состоянию на 29 дек. 2004г.] / Законодательство Российской Федерации. М.: Фирма ИСТ, 2005)

Основными особенностями семьи, находящейся в социально – опасном положении, являются: низкий уровень педагогической культуры, деструктивные эмоционально – конфликтные отношения между супругами, возможное наличие таких факторов (в единственном или совокупном их проявлении), как социально – экономическое неблагополучие, аморальный образ жизни, зависимость от алкоголя и психоактивных веществ, деформированность общечеловеческих ценностных ориентации, неразборчивость в брачном выборе и повторные браки, без учета интересов детей; жестокое отношение к детям и насилие над ними; пренебрежение к санитарно – гигиеническим нормам и т. п.[ Демина, О.Ю. Социальный патронат семей, находящихся в социально опасном положении // Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. - 2012. - № 4. - С. 164-171. ].

Асоциальная семья , (к такой семье можно отнести асоциальную семью) в отличие от благополучной семьи, находящейся в зоне риска, представляет серьезную угрозу для ребенка, принося ему немало моральных переживаний, подвергая его опасности получить психические заболевания, в том числе задержку в психофизическом развитии. В неблагополучных семьях ослаблен или отсутствует контроль за детьми, возникает детская безнадзорность и беспризорность, практикуются побеги из дома, бродяжничество, половая распущенность, правонарушения и преступная деятельность, алкоголизм, наркомания и токсикомания подростков [Маздогова, З.З основные стадии проведения профилактической работы в отношении родителей и детей из семей находящихся в социально опасном положении // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 10-2. - С. 167-170. ].

Данные явления результат попустительского, бесконтрольного отношения государственных и общественных структур к неблагополучным семьям.

Можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально – опасном положении, исходя из оснований, отрицательно характеризующих семью [Макаренко, А.С. Книга для родителей. - М.: Книга по требованию, 2011]:

Группы социально-экономического и психолого-педагогического риска - это, в первую очередь, малообеспеченные семьи, с низким материальным уровнем жизни, нерегулярными доходами родителей (и нежеланием родителей увеличивать свои доходы), плохими жилищными условиями, эмоционально и физиологически страдающими от бедности и лишений детьми. Существенной характеристикой данной категории семей является потребительское отношение к ребенку, зачастую как к единственному источнику материального дохода (денежное пособие, дополнительное питание, социальный пакет и т. п.)

Как следствие, в таких семьях имеют место грубые нарушения законных прав и интересов детей. Не обеспечивается полноценное воспитание, обучение и развитие, не осуществляется необходимый контроль за поведением и жизнью ребенка. Общая негативно – эмоциональная атмосфера в семье отрицательно влияет на психологическое состояние ребенка и результаты его обучения. Имеют место глубокие конфликты между членами семьи, в которые специально или непроизвольно втягивается ребенок [Медведева, Н.В. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика.- 1999.- № 4.- С. 27-39.].

Ситуативно, семьей морально – нравственного риска для ребенка может стать семья, где происходит развод родителей или смерть одного или обоих родителей [Социально-педагогическая деятельность с семьей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=605274].

Семьи, практикующие жестокое обращение с детьми. Стиль семейных отношений в таких семьях проявляется в физических наказаниях и лишении ребенка пищи, одежды, прогулок на свежем воздухе с целью «эффективного воспитания». Одним из основных факторов, провоцирующих жестокое отношение к детям, может являться пьянство одного или обоих родителей. Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, препятствует его полноценному развитию. В таких асоциальных, дезорганизованных семьях с наркологической, психопатологической отягощенностью родителей имеют место случаи особой семейной жестокости.

Семьи, находящиеся в социально – опасном положении, с психически неустойчивыми родителями или другими членами семьи, с деструктивными эмоционально – конфликтными отношениями между супругами, с деформированными ценностными ориентациями транслируют детям двойную мораль, лицемерие и другие отрицательные человеческие черты [Разварина, И.Н. Основные направления работы с детьми и их семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении // Проблемы развития территории. – 2016. - №12. – С.81-99 ].

Часто эти явления имеют место по причине педагогической несостоятельности родителей: воспитанием занимаются малообразованные, малокультурные люди, унижающие личное достоинство ребенка и других членов семьи, транслирующие уничижительное отношение к людям, не принимающие иную точку зрения и настаивающие на собственном негативном отношении к жизни [Работа с семьей, находящейся в социально опасном положении [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://centrs.ucoz.ru/load/internet_konferencija/rabota_s_semej_nakhodjashhejsja_v_socialno_opasnom_polozhenii/3-1-0-37].

Семьи, пренебрегающие санитарно - гигиеническими требованиями, здоровым образом жизни , - не прививают детям навыков гигиены, не следят за здоровьем своего ребенка, его физиологическим, познавательным, психологическим развитием. В семьях с нарушенными представлениями о здоровом образе жизни, аккуратности, гигиене и т. и. наличествует фон повышенной конфликтности между членами семьи. Дети из таких семей не обретают общепринятых в обществе навыков ухода за своим телом, одеждой, чем вызывают отвращение у сверстников, становятся изгоями, не могут построить долговременных взаимоотношений с представителями другого пола, не умеют позитивно решать свои возрастные задачи. В связи с этим конфликтность и драматизм отношений в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и юношеском возрасте [Галиева, С.Ю. Развитие воспитательного потенциала семьи, находящейся в социально опасном положении, как условие профилактики социального сиротства: структурно-функциональная модель / Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 358].

Асоциальные семьи могут возникать также в результате брака несовершеннолетних родителей, а также повторных, многократных браков, в которых есть сводные дети, вызывающие различное отношение родителей. В таких семьях дети остро ощущают либо свою ненужность, либо гиперопеку и подчеркнутую ненависть одного из родителей к себе или сводному брату (сестре). Дети страдают от того, что взрослые напрямую заявляют о их ненужности, воспринимают детей как тяжелую ношу, обузу, досадную помеху для своей свободной и счастливой жизни. Угрызения совести и морально – нравственные страдания ребенка приводят к нервно –психическим срывам, деструктивным или зависимым формам поведения, внутренним протестам в виде отказа от семьи, ухода из дома, бродяжничества, личностной деградации [Гончарова, Т.Н. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование. - 2002. - № 6 - С.98].

Как правило, семья, находящаяся в социально – опасном положении, характеризуется глубокой педагогической несостоятельностью и уклонением родителей от своих обязанностей [Социально опасное положение семей и детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/147052524].

Весь диапазон рисков в целом можно свести к тому, что в таких семьях складывается отрицательное восприятие ребенка другими членами семьи.

Основной особенностью всех неблагополучных семей является отсутствие надзора за несовершеннолетними. В таких семьях калечатся судьбы детей, которые не нужны своей семье, и поэтому они находят себя вне дома, в компаниях сверстников, в неформальных асоциальных объединениях молодежи .

Изучив и проанализировав собранную информацию о семьях, находящихся в социально – опасном положении, можно прийти к выводу, что можно выделить общее для всех семей, находящихся в социально – опасном положении:

1) отказ родителей от сотрудничества со школой по вопросам воспитания и образования ребенка;

2) уклонение от исполнения родительских обязанностей;

3) конфликтность всех членов семьи, их агрессивное отношение к окружающим;

4) отсутствие надзора за несовершеннолетними;

5) злоупотребление родительскими правами (жестокое обращение с детьми, пренебрежение их нуждами, и т.д.)[ Галиева, С.Ю., Коробкова, В.В. Сущностная характеристика семей, находящихся в социально опасном положении,в современной России: социально-педагогический подход // Глобальный научный потенциал. - 2012. - № 21. - С. 20-22.].

Таким образом получается, что в семьях, находящихся в социально – опасном положении, нарушены процессы воспитания и социализации, следовательно, социальная адаптация детей не происходит и наблюдается обратное явление - дезадаптация, тогда возникает необходимость в социальной реабилитации ребенка.

Детям из таких семей не обойтись без помощи специалистов. Одним из таких специалистов является социальный работник. Чтобы не произошло нарушений в процессах воспитания и социализации, социальный педагог должен вести постоянную последовательную работу с такими семьями.

Что такое СОП?

СОП - социально опасное положение. В настоящее время термин «семья, находящаяся в социально опасном положении» принято рассматривать и понимать как:

1) медицинский - семья, где наблюдаются медико-биологические отклонения у членов семьи, ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи.

2) социально-административный - семья, условия и уровень жизни которой расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития детей.

3) психолого-педагогический - семья, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи.

В каких случаях семья ставится на учет в СОП?

1. Неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий)

2. Отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие жилья, несоответствие жилья сонитарно-гигиеническим требованиям и т.д.)

3. Отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни)

4. Вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, воровство, проституция)

5. Жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку)

6. Отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи с детским садом, невнимание родителей к успехам, успеваемости и свободному времяпрепровождению ребенка)

7. Семьи, в которых дети совершили правонарушения и антиобщественные действия.

Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Завершение индивидуальной программы работы с состоящим в СОП ребенком осуществляется на основании улучшения жизненной ситуации ребенка.

Параметрами снятия с учета семей и несовершеннолетних из СОП являются 5 показателей:

· защищенность права на жизнь, безопасность;

· защищенность права на образование;

· защищенность прав на медицинское обслуживание;

· защищенность права на достойную жизнь, общение и развитие;

· отсутствие рецидива неблагополучия.

Специалисты, работающие с неблагополучными семьями, различают три степени неблагополучия : раннее неблагополучие, трудная жизненная ситуация и социально опасное положение.

Трудная жизненная ситуация (в отличие от социально опасного положения) - это ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность. Такая ситуация обычно кратковременна и имеет выход. Достаточно одного вмешательства или разовой помощи. Но из нерешенных трудных ситуаций складывается социально опасное положение, которое требует комплекса мер, межведомственную координацию по преодолению проблем.

Показатели неблагополучия семьи, по которым семья ставится на учет в СОП

1. Социально-экономические : длительная безработица одного (обоих) родителей, нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства; длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток; расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению; отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей, необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями; задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно- коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам; частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.

2. Медико-санитарные: антисанитария жилья, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами; отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления; алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер; неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм; бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи; несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка; противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.

3. Социально-демографические : родители имеют статус лиц без определенного места жительства; устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка); выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей; родители или один из них посещает деструктивную секту; родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.

4. Психолого-педагогические: полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку; устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций; непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации; систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия; насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами; повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.

Своевременное выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, осуществляют:

Органы опеки и попечительства

Комиссии по делам несовершеннолетних

Комитеты, управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции:

Организации здравоохранения

Организации жилищно-коммунального хозяйства

Отдел образования

Учреждение образования

Иные государственные органы и организации в пределах своей компетенции.

К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся несовершеннолетние, которые:

воспитываются в семье, где родители или другие их законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми;

вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;

являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;

пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;

оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.

Система работы

социального педагога с семьями, находящимися в социально опасном положении.

    Вступление.

    Этапы работы социального педагога с семьей, находящейся в социально опасном положении.

    Методика работы с противостоянием семьи.

    Примерная индивидуальная программа реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении.

    Заключение.

Вступление.

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом.

В настоящее же время семья переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителям к детям, разрушен психологический склад семьи.

В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными деградируют, фактически забывая о своих детях и бросая их на произвол семьи.

А каждый новый виток экономического кризиса, выражающийся в росте цен, низкой заработной платы, закрытии предприятий приводит к ухудшению детей в семье. Поэтому, перед образовательными учреждениями стоит задача – оказание психолого-педагогической помощи таким семьям и детям из этих семей.

Тема данного исследования, весьма актуальна для образовательных учреждений. Цель моей работы – систематизировать имеющиеся знания, практические наработки, вновь изученную литературу по раскрываемой проблеме и выявить наиболее эффективные, приемлемые для нас способы, методы и формы работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.

Проблемным моментом при написании исследования явилась недостаточная оснащенность новинками учебно-методической литературы по этому вопросу.

Семья, находящаяся в социально опасном положении.

Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

Основными критериями при определении семей этой категории являются:

    неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);

    отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)

    вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);

    жестокое обращение с людьми со стороны родителей;

    отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);

    семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.

Из этого следует, что неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата. Поэтому можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально опасном положении:

    конфликтная – наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех семей категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;

    аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;

    педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с лидером.

    асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.

Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска. Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера. К таким семьям относятся, например, малообеспеченные, многодетные; неполные семьи; матери-одиночки; семьи, имеющие детей инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством. Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача социального педагога, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию.

Этапы работы социального педагога с семьёй,

находящейся в социально опасном положении.

В начале каждого учебного года социальный педагог на основе полученной информации от классных руководителей составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем. Такую работу провожу и я.

Существуют различные подходы к выявлению семейного неблагополучия, которые используются социальным педагогом:

    через диагностику супружеских и родительско-детских отношений;

    через изменение в поведении детей и подростков;

    через изучение отношений детей и подростков к оценке своего поведения.

Для диагностики супружеских отношений широко используются методы, позволяющие определить степень удовлетворенности (неудовлетворенности) браком, изучить межличностные отношения супругов, выявить нарушения семейных отношений и особенности поведения в конфликтных ситуациях. Для изучения родительско-детских отношений широко используются рисуночные тесты, позволяющие проанализировать взаимоотношения в семье и выявить дефекты семейного воспитания. Используя диагностику и наблюдения, в случае проявления неблагополучия в семье, она ставится на учёт. Вначале на внутришкольный, а потом в ПДН и КДН. Чтобы поставить семью на учёт, я, опираясь на рекомендации Министерства образования Саратовской области, разработала положение, которое утверждено школьным советом по профилактике, согласно которому постановке на учёт подлежит та или иная семья (положение прилагается). В нём также отмечена система последовательного усиления мер воздействия на родителей, не выполняющих свои обязанности по воспитанию. А в случае отсутствия положительной динамики, социальный педагог совместно с органами опеки и попечительства готовит материалы в суд для применения к родителям мер в соответствии с гражданским законодательством.

Но торопиться лишить родителей родительских прав, отправив детей в детский дом, не следует. Каждая семья, даже, находящаяся в социально опасном положении, требует индивидуального подхода. Изучая ситуацию, сложившуюся в семье, надо прислушиваться к тому, что необходимо детям.

Поэтому, задача социального педагога приложить максимум усилий к работе с такой семьёй. Для определения наиболее эффективной формы работы с семьёй необходимо очень хорошо знать её проблемы. В какой помощи нуждается семья, какую, прежде всего помощь предоставить? Медицинскую, социальную, педагогическую, психологическую. Для этого, на семью, находящуюся в социально опасном положении заводится папка, которая включает следующие документы:

    Психолого-педагогическая характеристика. (Образец прилагается).

    Социальный паспорт семьи. (Образец прилагается).

    Карточка семьи для индивидуальной работы с ней. (Образец прилагается).

    Акты первичного обследования ЖБУ семьи и контрольных посещений.

    Анкета.

    Выписки из протоколов совета по профилактике при проведении анализа ситуаций в семье (не реже 2х раз в год).

    План работы с семьёй, в который входит:

    • более подробное изучение семьи и осознание существующих в ней проблем;

      продолжение знакомства с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни;

      знакомство с теми службами, которые уже оказывал помощь семье, изучение их действий, выводов;

      изучение причин социально опасного положения семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций;

      изучение личностных особенностей членов семьи;

      беседы с родителями;

      вынесение родителям социально-педагогического предупреждения;

      вызов на совет по профилактике;

      подача представлений или ходатайства на КДН;

      оказание помощи в устройстве несовершеннолетних детей в приют;

      оказание помощи в устройстве несовершеннолетних детей на работу в каникулярное время;

      подготовка совместно с органами опеки и попечительства материалов в суд на лишение или ограничение родительских прав.

Когда выявлена семья, находящаяся в социально опасном положении, составлен план работы, начинается непосредственно работа с семьёй.

Задачи социального педагога в процессе работы с семьёй:

    установление контакта с семьёй;

    выявление проблем и трудностей в семье;

    стимулирование семьи и отдельных её членов к участию в совместной деятельности; оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами – психологами, социальными работниками, врачами, юристами, а также с представителями органов власти и органами внутренних дел;

    использование индивидуальных методик работы с семьями, нуждающимися в особой помощи.

Возвращаясь к формам работы социального педагога с семьёй, хочу обратить внимание на такую форму, как патронаж, то есть посещение детей и подростков на дому с адаптационно-реабилитационными, а также социально-педагогическими и социально экономическими целями. Патронаж позволяет устанавливать и поддерживать длительные связи с детьми и семьями, в которых они проживают или проживали, своевременно выявляя проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж помогает принять профилактические меры, направленные на противодействие возможным (предполагаемым) негативным формам и следствиям неблагоприятной ситуации, в которой оказался ребенок.

Правила, которые должен соблюдать социальный педагог при посещении семьи.

Посещение семьи на дому начинается с налаживания контакта. Семья намного лучше воспринимает человека, который готов выслушать, понять. Задачи первого визита в семью: показать, что вы как специалист настроены на результативное сотрудничество; снять напряжённость, которая может возникнуть при посещении социального педагога их дома. Основные элементы первого визита – знакомство. Представляясь, надо быть доброжелательной, спокойной и, если получится, уверенной в себе.

Социально – психологическая беседа.

Из моего опыта я поняла, что если волнуюсь, чувствую, что сама или члены семьи не готовы к содержательной части диалога, в этом случае договариваюсь о времени следующего визита и прощаюсь.

Начиная беседу:

    надо объяснить, что хорошего может получить семья от общения с вами как с профессионалом;

    спросить, согласна ли семья сотрудничать. Помнить, что отказ семьи от сотрудничества не является окончательным;

    обязательно проверить, как члены семьи вас поняли и как восприняли;

    оценить качество контакта с семьёй. Спокойно выслушать ответы членов семьи, принять их за основу вашего будущего диалога. Ответы семьи могут и не понравиться, но они являются той первоначальной базой, на которой придётся налаживать отношения.

Во время второго визита:

    не надо сосредотачивать особое внимание на проблемах семьи;

    не надо чувствовать себя скованно;

    не надо «включать негативное программирование»;

    не надо говорить, что правильно, что неправильно, прежде чем узнаешь причину проблемы;

    не надо противопоставлять себя семье;

    не надо форсировать события: семья может оказаться не готовой и будет защищаться;

    не надо сомневаться в собственном профессионализме.

Для установления хорошего контакта во время первого визита в семью необходимо:

    настроить себя на сотрудничество;

    активизировать профессиональную установку на оказание социально педагогической помощи;

    быть уверенным, что совместно возможно улучшить ситуацию в семье.

Наряду с индивидуальными формами работы с родителями в последние годы в практике социальных педагогов всё чаще используются групповые тренинги, групповое консультирование, родительские семинары и лектории.

Групповая работа с родителями может быть организована на родительском собрании, где социальный педагог, кроме информирования по определённой теме организует обсуждение конкретных ситуаций, показывает видеоматериалы, предлагая родителям высказаться, проводит небольшие ролевые игры и др.

В семьях, находящихся в социально опасном положении редко можно наблюдать какой-то один вид проблем, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Но, к сожалению, не всегда семья, находящаяся в социально опасном положении встречает социального педагога с радостью.

2.3 Методика работы с противостоянием семьи.

Первичные реакции противостояния семьи:

Отрицание;

Обвинение;

Клеймить кого-либо;

Хрупкость отношений;

Импульсивность родителей, детей;

Провоцирование;

Отказ от встреч;

Неприятные помощи, безнадежность, окружение семьи (препятствия, опасности);

Сопротивление специалистам, в том числе социальному педагогу;

Кризисы семьи, детей;

Определение членов семьи (реакция и чувства на противостояние), суеверия, страхи (чего больше всего боятся семьи).

По каждому пункту стараюсь тщательно обдумать все полученные данные на основе наблюдений во время визитов, при собеседовании и т.д. Затем составляю краткосрочный план, результаты которого сразу же дают положительный эффект. Очень важно, чтобы члены семьи почувствовали, что их положение может меняться к лучшему, и это не ведет ни к потерям, ни к новым переживаниям. Например, планируется срочно посетить врача, записать ребенка к специалистам. Для этого с семьей обсуждается, что необходимо сделать и чем можно помочь.

По итогам проделанной работы у каждой категории семей, находящихся в социально опасном положении, будут свои положительные результаты.

Можно выделить следующие показатели:

Уровень жизни семьи доведен до среднего;

Восстановлены контакты семьи с её окружением, ребенок посещает детский сад, школу, училище и т.д.

Употребление алкоголя уменьшилось;

Решены иные специфические для данной семьи проблемы.

Большое внимание необходимо уделять бытовым условиям, в которых проживает семья. Изменение бытовых условий – это самый положительный показатель. Стало чище в квартире – легче строить взаимоотношения, дверь стала закрываться на ключ – безопаснее детям и взрослым и т.д.

Самая большая проблема – это проблема алкоголизма в семье. Такие семьи чаще всего составляют контингент семей, находящихся в социально опасном положении. К сожалению, излечение от алкогольной зависимости – процесс длительный и сложный, а также дорогой, особенно если пристрастие к спиртному длится не один год. Даже после интенсивного лечения в медицинских наркологических диспансерах остаётся опасность возврата к прежнему состоянию, неверием человека в свои возможности.

Задачи социального педагога составить такую программу работы для каждой тяжелой семьи, в которой будут учтены все возможности влияния на семью, как со стороны социального педагога, так и других заинтересованных ведомств. Она включает достижение краткосрочных целей, которые позволяют семье увидеть свои первые изменения в положительную сторону, затем среднесрочные и, наконец, цели, направленные на будущее семьи.

Непременным условием оказания помощи в семье, находящейся в социально опасном положении является вовлечение родителей и детей в совместную деятельность с любым центром и другими организациями для расширения педагогического поля и воспитательного пространства. Помощь эффективна только в том случае, если потребность в ней осознанна. Задача социального педагога мотивировать потребность семьи измениться к лучшему.

В приложение приведён образец анкеты, которую может заполнить социальный педагог при работе с семьёй, увидеть результаты своего влияния на семью, отметить положительные сдвиги семье, помочь подобрать необходимые формы и виды работ.

2.4 Примерная индивидуальная программа реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении.

направления

исполнители

Отметка об исполнении

Контрольные посещения семьи

По графику

Соц. педагог

Кл. руководитель.

Психологическая и педагогическая помощь

Сбор информации о семье, профилактические беседы с родителями, наблюдение и контроль за несовершеннолетними по месту учёбы, жительства, организации консультаций психолога.

Соц. педагог

Кл. руководитель.

Материальная помощь

Направление ходатайств в Управление образованием, обращение к администрации школы о льготном питании несовершеннолетним во время учебного процесса, а также об обеспечении бесплатными учебниками и портфелями для начальной школы. Организация помощи семьям (формирование банка одежды, обуви, бывшей в употреблении, но пригодной для использования)

Соц. педагог

Трудоустройство родителей и несовершеннолетних.

Содействие в поиске подходящей (постоянной, временной) работы. Консультирование о постановке на учёт в центр занятости.

Соц. педагог

Правовая защита

Выступление на КДН. В судах в пользу семьи.

Соц. педагог

Организация досуга и отдыха несовершеннолетних и родителей.

Вовлечение в кружки, секции. Привлечение к участию в праздниках, соревнованиях, походах и т.д., в том числе в каникулярное время

Соц. педагог

Кл. руководитель.

Оздоровление совершеннолетних

Ходатайства о предоставлении бесплатных путёвок в загородные оздоровительные лагеря и на детские площадки.

Администрация школы

Соц. педагог

Заключение.

Рассмотрев проблему семей, находящихся в социальном опасном положении, изучив имеющуюся литературу, я систематизировала и отобрала для своей работы наиболее эффективные формы и методы работы.

Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении, я считаю, индивидуальную форму. Помочь в работе с семьёй может диагностика, патронаж, беседы оказание психолого-педагогической материальной помощи.

А также я поняла, что какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении не делала, для получения положительного результата её надо делать в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.

"...несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;..."

Источник:

Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "...несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;..." Источник: Федеральный закон от 24.06...

    Официальная терминология

  • - в праве РФ лицо, не достигшее 18 лет. Данное понятие используется в разных отраслях права применительно к лицам в возрасте от 14 до 18 лет. В трудовом праве прием на работу лиц, не достигших 15 лет, по общему правилу,...

    Большой юридический словарь

  • - не достигший полных лет, кто еще не во всех годах, неполнолетний, недоросль или невозрастный, невзрослый, не возмужалый, недокунок; недостигший 21 года. Иногда употр...

    Толковый словарь Даля

  • - ...

    Словарь антонимов

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - НЕСОВЕРШЕННОЛЕ́ТНИЙ, -яя, -ее. Не достигший совершеннолетия. Несовершеннолетние дети. Охрана прав несовершеннолетних...

    Толковый словарь Ожегова

  • - НЕСОВЕРШЕННОЛЕ́ТНИЙ, несовершеннолетняя, несовершеннолетнее. Не достигший совершеннолетия. Несовершеннолетний возраст. Несовершеннолетний преступник...

    Толковый словарь Ушакова

  • - Коми. Пренебр. О слабоумном человеке. Кобелева, 80...

    Большой словарь русских поговорок

  • - прил., кол-во синонимов: 4 был в опасности был под дамокловым мечом висевший на волоске висевший на ниточке...

    Словарь синонимов

  • - См....

    Словарь синонимов

  • - нареч, кол-во синонимов: 1 между жизнью и смертью...

    Словарь синонимов

  • - нареч, кол-во синонимов: 1 под ударом...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 1 обездоленный...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 1 стоячий...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 1 простертый...

    Словарь синонимов

"Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении" в книгах

Новелла девятая. Несовершеннолетний

Из книги Прутский Декамерон автора Савчук Алекс

Новелла девятая. Несовершеннолетний «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться». Е.Винокуров Вся жизнь моя – несвязный монолог, где смех и грех текут одновременно, и если не заметил это Бог, то дьявол это видит

Изменчивый, находящийся под угрозой мир

Из книги Ацтеки. Воинственные подданные Монтесумы автора Сустель Жак

Изменчивый, находящийся под угрозой мир Мексиканцы, как и некоторые другие народы Центральной Америки, верили, что до нашего времени существовали несколько следовавших один за другим миров, каждый из которых превратился в руины из-за природных катаклизмов, стерших с

При опасном кровотечении

Из книги Чудо исцеления шепотом автора Матушка Стефания

При опасном кровотечении Три раза прошепчите шепотом следующие слова: Лягу благословясь, встану перекрестясь, выйду из дверей в двери, из ворот в ворота. Погляжу в чистое поле – едет из чистого поля богатырь, везет вострую саблю на плече, сечет и рубит по мертвому телу, не

3. Отец и сын Первый «несовершеннолетний правонарушитель»

Из книги История начинается в Шумере автора Крамер Сэмюэл Н

3. Отец и сын Первый «несовершеннолетний правонарушитель» В наши дни преступность несовершеннолетних стала серьезной проблемой. Пусть нам послужит утешением то, что в древности дело обстояло немногим лучше! Своенравные, непослушные и неблагодарные дети были наказанием

Глава VІ НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И ПОЛИТИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ УКРАИНЫ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том третий автора Коллектив авторов

Глава VІ НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И ПОЛИТИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ УКРАИНЫ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в В социально-экономической и политической жизни Украины первой половины XVIII в. получили дальнейшее развитие тенденции, зародившиеся в предыдущий период.

anterior, ius – передний, находящийся впереди

Из книги автора

anterior, ius – передний, находящийся впереди Примерное произношение: антЕриор («е» читаем ближе к «э»).Z: Я бегу во весь опор ВПЕРЕДИ пАНТЕРы. Кто спустил ее во двор, Юморист без меры! Обогнул уже свой двор Я четыре раза. Или я – АНТЕРИОР, Или съест,

posterior, ius – задний, находящийся сзади

Из книги автора

posterior, ius – задний, находящийся сзади Примерное произношение: постЭриор.Z: Эй! Солдатик на ПОСТу! Оглядываться надо. Враг (прости за прямоту) Атакует СЗАДУ! Но, справедливости ради, не только враг бывает сзади: ПОСТ скриптум, ПОСТ фактум, ПОСТ модерн и прочие ПОСТЫ. Часто

Из книги Уголовный кодекс Украины в анекдотах автора Кивалов С В

Статья 136. Неоказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни положении 1. Неоказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни положении, при возможности оказать такую помощь, или несообщение о таком положении лица надлежащим учреждениям или лицам, если это

Обеспечение безопасности в опасном мире

Из книги Работай как шпионы автора Карлсон Дж. К.

Обеспечение безопасности в опасном мире Разобравшись со своими факторами уязвимости и определив, каким образом конкуренты могут ими воспользоваться, вы можете обеспечить собственную безопасность. Вас удивляет, что это так просто? В мире бизнеса до сих пор господствует

Россия в опасном положении

Из книги автора

Россия в опасном положении

Россия в очень опасном положении… (Отрывки из замечаний во время обеда Линдона Ларуша с дипломатами, Вашингтон, 27 января 2011 г.)

Из книги автора

Россия в очень опасном положении… (Отрывки из замечаний во время обеда Линдона Ларуша с дипломатами, Вашингтон, 27 января 2011 г.) Очень немногие правительства адекватно оценили природу международной ситуации. В настоящее время разворачивается всеобщий экономический

Об опасном соблазне

Из книги Эксперт № 07 (2014) автора Эксперт Журнал

Об опасном соблазне section class="box-today" Сюжеты Молодые демократии: Фестиваль конкурентных девальваций Сало - сила /section section class="tags" Теги Молодые демократии Вокруг идеологии Долгосрочные прогнозы Политика на улице /section Распад Украины предсказывают всё больше самых

3. Он приветствует их как народ Божий, находящийся в мире

Из книги 1 Послание Петра автора Клоуни Эдмунд

3. Он приветствует их как народ Божий, находящийся в мире Что нового в утверждении Петра о возможности называть язычников народом Божьим, который избран Отцом, освящен Духом Святым и окроплен кровью нового завета? Чтобы подчеркнуть необычность своего заявления, апостол

Несовершеннолетний вагиерианец

Из книги Зимнее солнце автора Вейдле Владимир Васильевич

Несовершеннолетний вагиерианец В юности моей такизс строгих был я правил (меньше к этике относившихся, чем к эстетике), что не слышал и не видел ни одной оперетки. Больше того: эстетика тогдашняя моя такая была узкая, что и в итальянской опере, каждый год гастролировавшей в

Письмо 238 одному эгоисту, об опасном счастье

Из книги Миссионерские письма автора Сербский Николай Велимирович

Письмо 238 одному эгоисту, об опасном счастье Ты считаешь себя совершенно счастливым и доказываешь, что это счастье ты создал своими руками, без помощи Бога и людей. И поэтому отрицаешь святое правило, которое предлагает Церковь: человек должен молиться и оказывать

Марина Гусева
Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении

Организуя работу с неблагополучными семьями , необходимо четко определить понятие «семья , оказавшаяся в социально опасном положении ».

Большинство исследователей выделяют три аспекта понимания данного термина :

1. Медицинский : в семье , находящейся в социально опасном положении наблюдаются медико-биологические отклонения у членов семьи , ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи .

2. Социально-административный : условия и уровень жизни семьи расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития.

3. Психолого-педагогический : в семьи нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи , что ведет к личностной деформации членов семьи .

Мы придерживаемся следующего определения : «семья , находящаяся в социально опасном положении » - это семья , имеющая детей, , а также семья , где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Основными критериями отнесения семей к этой категории являются :

неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);

отсутствие условий для жизни детей и личного примера родителей в процессе их воспитания (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни родителей, отсутствие у них работы , жилья и т. д.);

вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, совершение преступлений и правонарушений и т. д.) ;

жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребёнку) ;

отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи с ДОУ, которое посещает ребёнок, невнимание родителей к успехам и неудачам в обучении, воспитании и развитии ребёнка).

Однако, не менее важен патронаж семьи «группы риска» , в которой велика вероятность нарушения семейных ролей, функций семьи . Именно данная категория на начальном этапе может являться главным объектом работы . Профилактика способна предупредить негативные тенденции в развитии семей, «выровнять» ситуацию на стадии, когда в семье еще «все нормально» .

Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении , а также по их социально -педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных , правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями , находящимися в социально опасном положении .

Деятельность по раннему выявлению семейного неблагополучия в ДОУ осуществляется в соответствии со следующими основными принципами :

Принцип законности предусматривает соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации и Ярославской области в работе с совершеннолетними и неблагополучными семьями .

Принцип демократизма.

Принцип гуманного обращения с несовершеннолетними и их родителями.

Принцип поддержки семьи и взаимодействия с ней с использованием различных форм, методов и приёмов.

Индивидуальный подход к исправлению родителей несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации через осуществление реабилитационного процесса с учётом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка и семьи , в значительной степени влияющих на их поведение в разных жизненных ситуациях.

Принцип комплексности, который предполагает реализацию системного подхода в работе с неблагополучными семьями и воздействие на них с учётом всех аспектов : правовых, экономических, социальных , медицинских, психологических и педагогических.

Обеспечение сферы ответственности конкретных исполнителей, закрепление за ними определённого круга задач, осуществление которых необходимо для достижения поставленных задач.

Принцип сотрудничества ДОУ с другими ведомствами и организациями – межведомственного взаимодействия : управлением образованием администрации г. Переславля-Залесского, комиссией по делам несовершеннолетних и защитой их прав, органами опеки и попечительства и др. по выявлению семейного неблагополучия и дальнейшей профилактической работой с семьёй .

Семейное неблагополучие, следствием которого является деформация процесса социализации и развития личности ребёнка, приводит к росту социально -средовой дезадаптации детей. В результате страдает не только семья , но и вступающий в жизнь человек, все общество в целом, т. е. первоначально личностная проблема или внутрисемейная трансформируется в проблему социальную . Именно поэтому необходимо организовать работу по выявлению и профилактике семейного неблагополучия на более ранней стадии развития кризиса – I ступени общего образования – этапе дошкольного образования, включающую систему тесного сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса, а также другими ведомствами и организациями. При этом с одной стороны, взаимодействие опосредуется целями, задачами и содержанием совместной деятельности, а с другой - цели, задачи и содержание взаимодействия определяют индивидуальную профилактическую работу с учетом специфики категории конкретной семьи .

Организация работы с неблагополучными семьями

Организуя совместную работу по раннему выявлению неблагополучных семей и их дальнейшей реабилитации, коллектив ДОУ ставит перед собой следующую цель : создать благоприятные психолого-педагогические условия на базе детского сада для эффективного сотрудничества всех участников образовательного процесса в рамках раннего выявления семейного неблагополучия.

В соответствии с вышесказанным, сформулированы три связанные между собой задачи «раннего вмешательства» :

1. Систематическое отслеживание статуса и состояния семьи , динамики ее межличностных и социальных отношений в процессе осуществления деятельности по раннему выявлению неблагополучных семей.

2. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних воспитанников.

3. Создание специальных социально -психологических условий для преодоления семейного неблагополучия (консультирование родителей, осуществление образовательной деятельности с детьми в ДОУ, оказания помощи и поддержки семье в целом или тем ее членам, которые имеют проблемы психологического, физического или социального характера (индивидуальный план мероприятий по реабилитации семьи , индивидуальная работа с воспитанником ).

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье :

социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи , вредные условия работы родителей особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);

социально-демографические (неполная, многодетная семья , семьи с

повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и

престарелыми родителями);

социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными

отношениями супругов, родителей и детей, деформированными

ценностными ориентациями);

психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители;

криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни,

семейное насилие, наличие судимых членов семьи , разделяющих традиций и

нормы преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия , но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная , многодетная, малообеспеченная.

Механизм выявления неблагополучных семей

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска . Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующий, воспитатели и общественный инспектор) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ . Выявляются социально -бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи , образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей . С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, социальная диагностика , посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году