Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

В подавляющем большинстве люди добровольно исполняют. Правонарушения: состав, виды, причины. Правонарушения общественно вредны и тем, что они дезорганизируют нормальный ритм жизнедеятельности общества, направлены против господствующих общественных отношен

Понятие "правомерное поведение"

Человеческое общество представляет собой разновидность совместной деятельности людей, наделенных волей и сознанием. Основу жизни общества составляет социальное действие, понимаемое как человеческое поведение, ориентированное на другого человека.

Дело в том, что в основе поступков и действий человека, образующих его поведение, социальную деятельность, лежи! стремление к удовлетворению желаемых потребностей и интересов. Однако реализация человеком своих повседневных интересов осуществляется в обществе, где действуют другие индивиды, имеющие собственные потребности. Поэтому поступки (действия) каждого отдельного человека, направленные на удовлетворение своих потребностей и интересов, находятся в связи и зависимости от действий (поступков) других членов общества.

Следовательно, выбор желаемого поведения отдельного человека обусловлен не только его личными потребностями и интересами, но и должен соотноситься с интересами и потребностями других людей, всего общества в целом. В зависимости от того, насколько поступки каждого лица сообразуются, отражают интересы общества, можно говорить об общественно полезном или общественно вредном поведении данного лица. Критерием, мерилом согласования индивидуальных и общественных интересов являются нормы права.

В нормах права отражены такие правила поведения каждого индивида, которые позволяли бы ему удовлетворять собственные потребности и интересы без причинения вреда интересам и потребностям других членов общества. Нормы права не только позволяют зафиксировать общепринятые идеалы и ценности, по определяют и дозволенные способы их достижения.

В подавляющем большинстве люди добровольно исполняют предписания норм права. В этом случае говорят, что они поступают правомерно.

Правомерное поведение - это поведение, соответствующее требованиям норм права.

Правомерное поведение характеризуется следующими основными притоками:

  • 1) общественной (социальной) полезностью;
  • 2) соответствием нормам права:
  • 3) подконтрольностью сознанию и воле лица.

Поэтому правомерное поведение справедливо остается предпосылкой нормального функционирования общества, содействует его стабилизации и эффективному развитию.

Разновидностью правомерного поведения являются юридические поступки и юридические акты.

Юридическими поступками называют действия лица, вызывающие наступление правовых (юридических) последствии независимо от их предвидения лицом, совершившим эти действия (например, право автора работы на получение денежного вознаграждения за опубликование его работы в любом другом издательстве, а не только в том, с которым он заключил договор).

Под юридическими актами понимается форма поведения субъекта права, направленная па достижение определенных правовых результатов (например, совершение сделки, постановление судебного решения).

В зависимости от характера самого акта поведения выделяют правомерное действие и правомерное бездействие. Действительно, правомерное поведение может быть активным и выражаться в целенаправленной, инициативной деятельности гражданина. Однако правомерное поведение может быть и пассивным и выражаться в бездействии, воздержании от действия, поскольку оно соответствует требованиям диспозиции правовой нормы.

Понятие "правонарушение"

Противоположностью общественно полезного, правомерного повеления является неправомерное, или противоправное, поведение лица. Оно характеризуется общественной вредностью (опасностью) для личных (частных) и общественных интересов и ценностей, охраняемых правом, подрывает правовой режим в той или иной сфере жизни общества, посягает на условия существования общества, создает угрозу правопорядку в целом.

Поскольку такие действия (поступки) совершены вопреки правовому запрету либо не выполнены, несмотря на предписание, содержащееся в нормах права, они признаются правонарушениями.

Следовательно, правонарушение - это общественно опасное (посягающее на интересы личности, общества и государства), противоправное (нарушающее норму права), виновное деяние (действие или бездействие), совершенное лицом, достигшим установленного законом возраста, и влекущее юридическую ответственность, применение к нему мер общественного либо государственного принуждения.

Любое правонарушение характеризуется следующими притоками:

  • o правонарушение по своему характеру является общественно опасным, поскольку наносит вред либо создает опасность такого вреда для личности, государства или общества в целом;
  • o правонарушение противоречит нормам права и совершается вопреки им, т.е. имеет признак противоправности. Противоправным правонарушение признается в силу его общественной опасности:
  • o правонарушением квалифицируется такое деяние (поведение) человека, которое выражается в совершении запрещенных законом действий либо в бездействии, т.е. в несовершения действий, предписанных законом:
  • o правонарушением признается только виновное поведение субъекта права, когда у него была возможность выбрать должное поведение: совершать или не совершать правонарушение. Следовательно, лицо должно осознавать, что оно действует противоправно;
  • o правонарушение - это деяние деликтоспособного лица, т.е. способного нести юридическую ответственность (в уголовном праве деликтоспособным является вменяемое лицо, достигшее 16 лет);
  • o последствием совершенного правонарушения является применение к правонарушителю мер общественного либо государственного воздействия.

Вариант 1

1. Любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям, называется

1)социальной группой 2) конфликтной группой 3) классом 4) репрезентативной группой

2. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Социальное падение, как и восхождение, могут совершать целые социальные группы. Б. Вертикальная социальная мобильность связана с изменениями социального положения в пределах одной и той же страты.

1) верно только А 2) верны оба суждения 3) верно только Б 4) оба суждения неверны

3. Место человека в социальной структуре общества называется

1)социальной стратой 2) социальной сферой 3) социальной группой 4) социальным статусом

4. Ниже приведён перечень терминов, характеризующие понятие «социальная группа». Большая, первичная, вторичная, неформальная, доктринальная. У кажите термин, относящийся к другому понятию.

5. Предписанным статусом не является

1) пол 2) расовая принадлежность 3) образование 4) возраст

6. Процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств называется

1) модификацией 2) нострификацией 3) социализацией 4) адаптацией

7. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом,полом, происхождением, профессией и другими показателями и предполагающее определённые права и обязанности, называется социальным(1). Каждая личность в обществе выполняет определённые социальные (2): для школьника и студента - это учёба, для солдата - служба, для профессора - преподавание. И у каждой личности таких функций множество. Человек может быть одновременно школьником, спортсменом, сыном и т.д. Один статус личность приобретает по (3) и его называют предписанным (например, если родители родившегося ребёнка являются гражданами России, он тоже сразу является (4) России, также предписанным является статус мужчины, статус национальности и т.д.). Другие статусы приобретаются в течение жизни и называются достигаемыми. К ним можно отнести статус руководителя предприятия, статус чемпиона мира по плаванию, статус учителя и т.д. Принятая в обществе(5) статусов является основой социальной(6)».

Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только од ин раз.

А)функция Б)гражданин В ) статус Г) стратификация Д)рождение Е)социализация Ж)иерархия

8. Дайте определение понятиям «нация», «конфликт» «отклоняющееся поведение».

9. Традиционно установившиеся правила общественного поведения называются

1) обычаем 2) правом 3) порядком 4)моралью

10. Установите соответствие между критерием социального статуса и его видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

КРИТЕРИИ СТАТУСА ВИДЫ СТАТУСА

1) национальность А) достигаемый

2) профессия Б) предписанный

3) пол

4) образование

5) социальное происхождение

11. В романе Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» действие происходит в США в середине XIX века - в эпоху расцвета рабства. После того как в 1512 году правительство Испании запретило использовать американских индейцев в качестве рабов, негры стали массово вывозиться из Африки на плантации Юга США. Они были приспособлены к труду в тяжёлых условиях и фактически бесправны. Когда во всём цивилизованном обществе развивался капитализм, в США ещё существовало рабовладение. Возраставшее напряжение между свободными Северными и рабовладельческими Южными штатами привело к мятежу рабовладельческого Юга и Гражданской войне, в ходе которой были освобождены миллионы рабов. Это стало первым этапом межэтнических конфликтов между неграми и «белыми» в США, которые продолжались более века. Одним из ярких его проявлений было возникновение в 1865 г. тайного общества Ку-клукс-клан, занимавшегося поджогами и убийствами на расовой почве.

А. Используя свои знания из курса истории и обществознания, напишите не менее двух последствий существования рабовладения на территории США для межнациональных отношений в этой стране.

Б. Приведите не менее двух примеров роли государства в разрешении межэтнических конфликтов.

Вариант 2.

1. К социальным нормам не относится

запрещение переходить улицу на красный сигнал светофора 2)запрещение разбирать электроприбор,если он подключён к электричеству 3) обязанность здороваться, когда человек входит в помещение 4)обязанность заботиться о престарелых родителях

2. Поведение, не согласующееся с общественными нормами, называется

    девиантным 2) демонстративное 3) дезинтеграционное 4) деструктивное

3.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «этнос».

Народ, нация, народность, племя, группа, раса.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

4. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, чужому образу жизни называется

1) ксенофобией 2) ассимиляцией 3) толерантностью 4) этногенезом

5.Устойчивая группа людей, осознающих свою принадлежность к одной этнической общности, разделяющих общее название и элементы культуры, говорящих на одном языке, называется

1) расой 2) племенем 3) народом 4) гражданством

6. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В подавляющем большинстве люди добровольно исполняют социальные (1). Поведение, которое не согласуется с социальными нормами, принятыми (2), называется отклоняющимся поведением.К нему можно отнести алкоголизм, наркоманию, религиозный фанатизм, терроризм, расовую нетерпимость и др. Особенно опасными для общества являются такие социальные(3), которые признаются в обществе правонарушением. Правонарушение - это общественно опасное виновное, противоправное (4) (действие или бездействие), наносящее вред общественным(5) и влекущее за собой юридическую(6)».

Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

А)норма Б) деяние В) общество Г) отношение Д)труд Е)ответственность Ж) отклонение

7. Пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения называется

1)конформизмом 2) популизм 3) экстравагантное поведение 4) эмансипация

8. Дайте определения понятиям «социальная стратификация», «межнациональный конфликт», «социальная роль».

9. Дайте определение понятия «социальная группа» и составьте с ним два предложения, раскрывающие его смысл.

10. Прочитайте текст и выполните задание: «Факторы успеха» по ранжиру для молодежи выстроились так: личные качества, амбиции самого человека назвали 75,9%, влиятельные связи - почти столько же (74,7% опрошенных). Способности...на третьем месте по значимости в глазах молодых людей (71,2%). А дальше можешь рассчитывать на своё трудолюбие (70,0%), на помощь родственников и друзей (50,4%), а ещё на удачу и везение (49,6%), поддержку со стороны государства (39,1%)... Замыкают список государственныесоциальные программы - 26,7%.»

А. Дайте определение «факторам успеха», упомянутым в тексте.

Б. Используя свои знания из курса обществознания, истории и общественной жизни, приведите не менее двух примеров влияния, которое оказывают факторы успеха на социальную мобильность людей.

11. Найдите в приведённом списке субъекты Российской Федерации, чьи названия произошли от названия титульной нации, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    Курская область

    Чукотский автономный округ

    Республика Татарстан

    Республика Башкортостан

    Иркутская область

    Красноярский край

    Приморский край

    Еврейская автономная область

Современное общество устроено так, что нам постоянно приходится общаться с самыми разными людьми: это могут быть коллеги, партнеры по бизнесу или начальство, клиенты и покупатели. Умение общаться с правильными людьми и извлекать из этого выгоду — очень важный навык, который в нынешних реалиях просто необходим. Людей, у которых «хорошо подвешен язык», предостаточно, но вот те, кто умеет манипулировать другими и получать то, что нужно, стоят особняком. Как правило, о таких умельцах большинство людей отзывается негативно, удостаивая «званий» вроде пройдох, манипуляторов и даже эгоистов. И действительно, на первый взгляд может показаться, что такое поведение не совсем честно по отношению к окружающим: если обыкновенным людям иной раз не дают и слова вставить, то этих частенько слушают, разинув рот, им охотно подчиняются и идут на уступки. Естественно, такое положение вещей устраивает не всех: массу недовольных по большей составляют те, кто не умеет подобным образом общаться с другими людьми. Большинство попросту завидует такому нужному в наше время умению, не более того. Управлять другими для того, чтобы достигать поставленных целей, вполне нормально, и в нашей статье мы попытались это доказать: существует 3 веских причины, по которым обязательно нужно использовать других людей, чтобы добиться успеха.

Манипуляция — это не только естественно, но и эффективно

Некоторые люди не могут манипулировать другими из этических соображений: им кажется, что, манипулируя человеком, они его обманывают, а это нечестно. Если управлять другими людьми вам тоже мешают совесть и воспитание, спешим вас разочаровать: манипуляция сознанием уже настолько плотно въелась в нашу жизнь, что стесняться этого попросту глупо, да и не нужно. В качестве примера приведем торговлю: без нее сегодня уже не обойтись, услугами продавцов так или иначе пользуется подавляющее большинство людей. Для того, чтобы реализовать свой товар или продукт, продавцам нередко приходится прибегать к манипуляции покупателями: к примеру, у маркетологов давным-давно существуют уловки, которые заставляют нас покупать то, что нам на самом деле не нужно . Они пользуются ими безо всякого зазрения совести, и вы наверняка хоть раз на них попадались: в статье, которую вы можете найти по ссылке выше, мы подробно рассказали про это.

Самая лучшая манипуляция — это та, которой вы не заметили. Именно благодаря своей незаметности для того, кем манипулируют, она намного эффективнее всех прочих средств. Приведем простой пример: допустим, начальнику нужно, чтобы ваш отдел к концу месяца выполнил показатели, которые гораздо выше того, чего вы достигаете обычно. Чтобы добиться своего, ваш начальник может пойти двумя способами. Он может применить свой авторитет, в открытую давить на вас и ваших коллег, ежедневно напоминать о поставленных задачах, угрожать лишением премии. Эффект это, конечно, даст, но кратковременный: вполне возможно, что после выполнения нужных задач ваш отдел несколько поредеет — некоторые люди способны уйти в компанию, где зарплата намного меньше, но лучше отношение к подчиненным.

Гораздо лучших результатов можно достичь, освоив искусство манипуляции: если уметь тонко и незаметно управлять человеком, он точно так же, как и тот, кого запугали, справится с поставленной задачей, но будет думать, что сделал это не по воле своего шефа, а захотел самостоятельно. Негативного отклика, вероятнее всего, не будет: при грамотном подходе человек попросту не поймет, что его использовали, и продолжит трудиться — в описанном нами случае это весьма кстати, потому что нанимать новых сотрудников, как правило, долго и дорого.

Манипулируя другими, вы не позволите никому управлять собой

Роль ведомого устраивает немногих людей. Когда управляют вами, вы теряете драгоценное время, выполняя чужие задачи. Можно, конечно, изучить некоторые приемы, которыми пользуются манипуляторы, и постараться не поддаваться на их уловки: наши постоянные читатели уже знают, как безболезненно слезть с крючка манипулятора . К сожалению, в большинстве случаев таких узких познаний недостаточно: рано или поздно вы все равно попадетесь на удочку манипулятора-профессионала. Так что лучший способ научиться пресекать все попытки управлять вами — это самому стать манипулятором: помимо очевидной пользы и выгоды, которую вы научитесь извлекать из других людей, вы точно сможете обороняться от неумелых попыток «заарканить» вас.

Манипуляция развивает управленческие навыки

Открыть свое дело — лишь один из способов достижения успеха. Этот метод довольно популярен, но в мнениях касательно него существуют две крайности: одни считают, что заниматься собственным бизнесом очень сложно, а другие, напротив, что это безумно легко. Эти суждения, конечно, имеют право на существование, однако неверны: попробовать открыть свое дело может практически каждый, но усилия все равно приложить придется: богатство не упадет на вас с неба. В частности, вам потребуется овладеть управленческими навыками: это будет нужно для того, чтобы грамотно организовать процесс и взаимодействие между людьми, которые будут на вас работать (без наемных сотрудников не обойтись, если вы хотите расширить бизнес и добиться большего успеха). Манипуляция — это практически вершина мастерства управления людьми, поэтому она сможет во многом вам помочь.

Нет более вредного животного, чем человек, не следующий законам.

Д. Савонарола

Правомерное поведение

Подавляющее большинство людей исполняют нормы права добровольно, и в этом случае мы говорим, что они поступают правомерно. Правомерное поведение можно назвать социально-полезным.

Правомерное поведение – это поведение людей, соответствующее нормам права.

Различают три вида правомерного поведения.

  • 1. Основанное на осознании важности и ценности правовых норм. Например, пассажир троллейбуса оплачивает проезд сразу после посадки, поскольку понимает, что, не имея выручки, транспортное предприятие не сможет выплатить водителям зарплату. А если водители объявят забастовку, транспорт вообще перестанет ходить.
  • 2. Конформистское поведение ("как все, так и я"). Другой пассажир, войдя в тот же троллейбус, не задумывается о последствиях безбилетного проезда. Он оглядывается на окружающих и смотрит, платят ли за проезд другие. Убедившись, что все платят, и не желая выглядеть "белой вороной", тоже оплачивает проезд.
  • 3. Поведение, основанное на боязни применения санкций. Третий пассажир не стал бы платить вообще, если бы не боялся контролера – ведь тогда проезд обойдется в несколько раз дороже.

Понятие правонарушения

Антиподом правомерного поведения является правонарушение.

Правонарушение – это общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права и наносящее вред обществу.

Правонарушение характеризуется следующими признаками.

1. Правонарушение – это поведение, которое может выражаться в действии или в бездействии.

Правонарушениями не могут быть мысли, чувства людей, какими бы страшными они ни были. Правонарушением является только противоправное поведение.

Бездействие является правонарушением в том случае, если человек должен был выполнить определенные обязанности, но не сделал этого (например, не заплатил налоги, не оплатил билет в автобусе и др.).

  • 2. Правонарушения противоречат нормам права. В отличие от правомерного поведения, которое может быть либо прямо указано в качестве разрешенного (каждый имеет свободу слова), либо "вытекать" из духа закона (разрешено все, что не запрещено), противоправные деяния должны быть четко сформулированы в законе. Например, управление автомобилем в нетрезвом состоянии влечет лишение водительских прав.
  • 3. Правонарушения совершаются только людьми. Этот признак распространяется и на организации, поскольку противоправные поступки от их имени совершают люди, работающие в них.

Истории известны случаи привлечения к ответственности животных (свиней, мышей, крыс, собак и т.д.), которых судили по всей строгости закона. Но это было давно, в Средневековье. Сейчас пришло понимание, что наказывать можно только того, кто поймет смысл наказания и извлечет из него урок. Вот почему деяние, совершенное невменяемым или малолетним, не является правонарушением.

  • 4. Правонарушением признается виновное поведение. Человек считается виновным, если будет установлено, что он совершил противоправное деяние осознанно.
  • 5. Правонарушение имеет общественно опасный характер, т.е. причиняет вред общественным отношениям. Именно поэтому правонарушения признаются нежелательными для общества и наказываются. Кому может быть причинен вред? Отдельной личности (например, здоровью конкретного человека), государству в целом (разглашение государственной тайны) или интересам всего общества (нарушение общественного порядка). Общественная опасность отдельно взятого правонарушения может быть не всегда очевидной. В самом деле, что страшного в том, если пешеход перейдет улицу в неположенном месте и при этом никто не пострадает? Однако совокупность таких проступков ведет к дезорганизации дорожного движения со всеми вытекающими последствиями.

Отсутствие хотя бы одного из названных признаков не позволяет рассматривать деяние как правонарушение.

В подавляющем большинстве люди добровольно исполняют нормы права, и в этом случае мы говорим о том, что они поступают правомерно. Правомерное поведение - это социально полезное явление, и оно справедливо считается предпосылкой нормального функционирования общества, содействуя его благополучию и эффективному развитию.

Антиподом правомерного поведения является правонарушение.

Правонарушение - это общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права и наносящее вред обществу.

Правонарушение характеризуется следующими признаками. 1.

Правонарушение - это такое поведение человека, которое выражается в действии или бездействии. Правонарушениями не могут быть мысли, чувства людей, какими бы «черными» они ни были, до тех пор пока они не выразились в конкретных противоправных действиях. Бездействие является правонарушением в том случае, если человек должен был совершить определенные обязанности, предусмотренные нормой права, но не совершил (не оказал помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, если он обязан был это сделать, не выполнил служебные обязанности, не заплатил налоги и т. п.). 2.

Правонарушения противоречат нормам права и совершаются вопреки им. На что в конечном итоге посягает правонарушение? Прежде всего на интересы других лиц, находящихся под защитой закона. Однако не все интересы человека охраняются законом, поэтому их нарушение не всегда может быть противоправным. Так, конкуренция умаляет чьи-то частные экономические интересы, но правонарушения здесь нет. 3. Правонарушения совершаются только людьми. Это верно и тогда, когда ответственность несут организации, поскольку противоправные поступки от их имени совершают люди, находящиеся в коллективе организаций. Истории известны случаи, когда субъектами правонарушений признавали животных (свиней, мышей, крыс, собак и т. д.) и судили их по всей строгости закона. Но было это во времена Средневековья. Однако не всякий человек может быть признан правонарушителем, а лишь тот, кто отдает отчет в своих действиях и может собой руководить. Не является поэтому правонарушением деяние, совершенное невменяемым (или недееспособным) лицом или малолетним. 4.

Правонарушением признается только виновное поведение субъектов права. Если вина отсутствует, то деяние правонарушением не признается, хотя внешне оно и противоречит существующему правопорядку (например, случайное лишение жизни). Виновным человек будет признан, если установят, что в момент совершения общественно опасного противоправного деяния у него был выбор: совершать его или воздержаться от этого, что свидетельствует о том, что лицо осознанно совершило правонарушение, разумно руководило в этот момент своими действиями. 5.

Правонарушения обладают общественно опасным характером, т. е. наносят вред или создают опасность такого вреда для личности, собственности, государства или общества в целом. Наиболее опасные из них признаются законом преступлениями. Общественная опасность отдельно взятого проступка может быть неочевидной. В самом деле, что произошло, если пешеход перешел улицу на красный свет светофора или в ненадлежащем месте? Опасных (вредных) последствий вроде и нет. Но если взять такие проступки в совокупности, то налицо дезорганизация дорожного движения.

Критическая же масса таких правонарушений даст уже вполне очевидный вред от дорожно-транспортных происшествий. 6.

Правонарушение влечет применение к правонарушителю мер государственного принуждения.

Рассмотрим виды правонарушений. Все виды правонарушений по степени их общественной опасности подразделяются на преступления и проступки.

Самым опасным видом правонарушений являются преступления. Что есть преступление, определяет закон (УК РФ), принимаемый высшим законодательным органом. Законодатель, решая вопрос, отнести ли деяние к категории преступлений, руководствуется следующими критериями: 1)

значимость общественного отношения, ставшего объектом посягательства (жизнь, здоровье, честь, достоинство личности, собственность, государственная безопасность, порядок управления обществом, основные права и свободы граждан и др.); 2)

размер причиненного ущерба. Так, если в результате дорожно-транспортного происшествия имеется имущественный ущерб, но нет причинения вреда жизни, здоровью людей, то деяние не будет считаться преступлением; 3)

способ, место и время совершения противоправного деяния; 4)

личность правонарушителя.

Вторую (очень многочисленную) группу правонарушений составляют проступки. Они характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями. Проступки как разновидность правонарушений крайне неоднородны и в зависимости от сферы общественных отношений, на которые они посягают, делятся на восемь разновидностей. 1.

Административные проступки - правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок, на отношения в области осуществления исполнительной и распорядительной деятельности государства, не связанные с выполнением служебных обязанностей. Административными проступками, например, являются различные нарушения правил дорожного движения (превышение скорости, несоблюдение сигналов светофора, управление автомобилем в нетрезвом состоянии и др.), правил пожарной безопасности, санитарной гигиены на предприятиях, распитие спиртных напитков в общественном месте, безбилетный проезд и др. 2.

Дисциплинарные проступки - правонарушения, которые совершаются в сфере трудовых отношений и нарушают порядок работы предприятий, учреждений, организаций. Ослабляя трудовую дисциплину (служебную, воинскую, учебную), дисциплинарные проступки способствуют дезорганизации работы организаций и снижению ее эффективности. Примерами таких проступков могут быть опоздания на службу, прогулы, невыполнение распоряжений администрации, нарушение технологических правил, недобросовестное выполнение трудовых обязанностей и т. п.

Материальные проступки - правонарушения, имеющие место также в сфере трудовых правоотношений, но связанные с причинением вреда организации, в которой правонарушитель находится на службе (порча инструментов, недостача материальных ценностей, их неправильное хранение и проч.). 4.

Гражданские проступки - правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и таких неимущественных отношений, которые представляют для человека духовную ценность (честь, достоинство, авторство) и защищаются с помощью средств гражданского права. Гражданские правонарушения выражаются в нанесении организациям или отдельным гражданам имущественного или морального вреда (неисполнение договорных обязательств, причинение вреда источником повышенной опасности, распространение сведений, порочащих честь и достоинство гражданина, и др.). 5.

Финансовые проступки - правонарушения в области сбора и распределения денежных ресурсов государства (сокрытие налогов, нарушение финансовой отчетности, правил ведения кассовых операций и т. д.). 6.

Семейные проступки - правонарушения в области брачно- семейных отношений (невыполнение супружеских обязанностей, отказ от содержания или воспитания детей и др.). 7.

Конституционные проступки - нарушения, выражающиеся, в частности, в издании государственными органами таких нормативных актов, которые противоречат конституции. 8.

Процессуальные проступки - нарушения установленной законом процедуры осуществления правосудия, прохождения юридического дела в правоприменительном органе. Примером такого проступка может быть неявка свидетеля по вызову следователя, прокурора, суда, за что может последовать наложение штрафа, или неявка подсудимого в суд, являющаяся основанием изменения меры пресечения на более суровую (например, вместо подписки о невыезде - арест).

Состав правонарушения - совокупность его элементов. Структура правонарушения такова: объект, субъект, объективная и субъективная стороны. 1.

Объектом правонарушения являются социальные блага, явления окружающего мира, на которые направлено противоправное деяние. Об объекте конкретного правонарушения можно говорить предметно: объектами посягательства являются жизнь человека, его здоровье, имущество гражданина, организации, атмосфера, загрязняемая правонарушителем, лес, им уничтожаемый, и т. п. 2. Субъектом правонарушения признается лицо, совершившее виновное противоправное деяние. Им может быть индивид или организация. Важно, чтобы они обладали всеми необходимыми для субъекта права качествами (правоспособностью, дееспособностью, деликтоспособностыо). 3.

Объективная сторона правонарушения - это внешнее проявление противоправного деяния. Именно по такому проявлению можно судить о том, что произошло, где, когда и какой вред причинен. Объективная сторона правонарушения - очень сложный элемент состава правонарушения, требующий для его установления очень много сил и внимания суда или другого правоприменительного органа. Элементами объективной стороны любого правонарушения являются:

а) деяние (действие или бездействие);

б) противоправность, т. е. противоречие его предписаниям правовых норм;

в) вред, причиненный деянием, т. е. неблагоприятные и потому нежелательные последствия, наступающие в результате правонарушения (утрата здоровья, имущества, умаление чести и достоинства, уменьшение доходов государства и др.);

г) причинная связь между деянием и наступившим вредом, т. е. такая связь между ними, в силу которой деяние с необходимостью порождает вред. Именно на выяснение причинной связи направлены действия, допустим, следователя, устанавливающего, предшествовало по времени то или иное поведение наступившему результату или нет;

д) место, время, способ, обстановка совершения деяния. 4.

Субъективную сторону правонарушения составляют вина, мотив, цель. Вина как психическое отношение лица к совершенному правонарушению имеет различные формы. Она может быть.умышленной и неосторожной. Умысел бывает прямым и косвенным. Неосторожная вина также делится на легкомыслие и небрежность. Именно субъективная сторона позволяет отличить правонарушение от казуса (случая). Казус - это факт, который возникает не в связи с волей и желанием лица. Казус может быть как следствием действия природных явлений (наводнение, пожар), так и результатом поступков других людей и даже результатом действий формального причинителя вреда, которые человек не осознавал либо не предвидел возможные их последствия. Казус - это всегда невиновное причинение вреда, хотя по некоторым своим формальным признакам случай сходен с правонарушением. Будучи лишен вины (умышленной или неосторожной), он не влечет ответственности лица, по отношению к которому рассматривается.

Различие разновидностей умысла и неосторожности, а также казуса можно проиллюстрировать {табл. 2.1). »

Пример казуса. Следуя на автомашине по тихому переулку, водитель неожиданно увидел, как из-за кустов на дорогу выкатился мяч, а следом за ним выбежала девочка лет пяти. Желая предотвратить наезд на девочку, водитель резко вывернул руль влево. Девочка осталась жива и невредима, но сидевший на заднем сиденье подросток в результате такого резкого поворота ударился головой о стойку салона автомо-

Таблица 2.1

Различие разновидностей умысла, неосторожности и казуса Умышленная вина Неосторожная вина Казус (случай) прямой умысел косвенный умысел легкомыслие небрежность Интеллектуальная сторона Субъект осознает, что совершает противоправное деяние То же, что и в прямом умысле То же, что и в прямом умысле Не осознает противоправность и общественную опасность деяния Не осознает противоправность и общественную опасность деяния Предвидит вредные последствия этого деяния То же, что и в прямом умысле То же, что и в прямом умысле Не предвидит вредных последствий Не предвидит вредных последствий Волевая сторона Желает наступления вредных последствий Допускает или равнодушно относится к наступлению вредных последствий Не желает наступления вредных последствий и легкомысленно (без достаточных оснований) надеется их предотвратить Должен и мог предвидеть общественную опасность противоправного деяния и наступивший вред Не должен и (или) не мог предвидеть общественную опасность и противоправность

деяния и наступление вреда

биля и получил тяжкие телесные повреждения. Родители просили привлечь водителя к уголовной ответственности. Суд, рассмотрев дело, признал водителя невиновным, указав, что, хотя водитель должен был предусмотреть все последствия его резких действий, он не мог этого сделать по причине малого промежутка времени (доли секунды), разделяющего момент появления девочки на дороге и момент принятия решения резко повернуть руль.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году