Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Упражнение с пожарными рукавами и разветвлениями. Работа с пожарными рукавами, стволами, рукавной арматурой и принадлежностями. Прокладка рукавной линии в лестничной клетке

При тушении пожаров ствольщику приходится, применяясь к обстановке, работать со стволом в различных положениях: стоя, с колена, лежа, сидя на подоконнике, со стационарных и с переносных пожарных лестниц и т. д.

При работе со стволом в положении «стоя» (рис. 40) необходимо выставить вперед левую ногу, несколько согнув ее в колене; носок правой ноги развернуть вправо, распределив при этом тяжесть тела на обе ноги, и принять устойчивое положение; ствол с рукавом взять правой рукой в обхват рукава у гайки (ладонью снизу, а большим пальцем сверху), а левой, полусогнутой в локте рукой у спрыска (чтобы ствол лежал на ладони). Гайка ствола должна находиться на уровне нижнего края пояса.

При необходимости работы со стволом в положении «с колена» (рис. 41) следует встать на правое колено, а левую ногу, согнутую в колене под прямым

углом, поставить на всю ступню, взявшись за ствол так же, как при положении «стоя». Локтем левой руки упереться в левое колено, а кистью.правой руки прижать гайку к правому боку (к поясу).

Если в положении «с колена» придется работать продолжительное время и будет чувствоваться усталость в правом колене, надо время от времени менять положение, тем самым давая правой ноге отдых. Для этого из положения «с колена» следует переходить на положение «полусидя», а именно: не меняя положения рук на стволе, левую ногу поджать к туловищу, оставив се согнутой в колене, и сесть на пятку правой ноги или на всю правую ногу, поджав ее при- этом под себя. В положении «полусидя» можно работать длительное время без особого утомления, особенно в тех случаях, когда имеется возможность прислониться спиной к стене, колонне или к какому-либо предмету.

При необходимости работы со стволом в положении «лежа» (рис. 42) следует лечь лицом вниз, ноги развести в стороны; опереться левой рукой на локоть, а правой на предплечье; ствол держать так же, как в положениях «стоя» или «с колена».

Рис. 40. Работа со стволом

в положении «стоя»

Если в положении «лежа» придется работать длительное время, во избежание переутомления надо время от времени менять положение, перевертываясь на левый бок, т. е. работать в положении «на боку». В этом положении надо опираться на левое плечо.

При необходимости работы со стволом в положении «сидя на подоконнике» следует устраиваться в зависимости от ширины подоконника. При этом сделать необходимый для маневрирования ствола запас рукава и с помощью рукавной задержки закрепить линию за подоконник; взять в руки ствол (справа от себя) таким же приемом, как и в положении «с колена».

Положение «сидя» можно принимать следующим образом. На узкие (не более 0,5 м) подоконники надо садиться верхом. При этом голень левой ноги, согнутой в колене, должна быть направлена по внутренней стороне стены, выходящей в помещение, бедро должно быть на подоконнике, а правая нога вытянута по наружной стороне стены. Туловище должно быть повернуто в полуоборот в сторону помещения и левым боком прижато к притолоке окна.

На широкие подоконники, где нельзя сесть верхом, надо садиться как на стул, но в полуоборот, свесив ноги внутрь помещения и прислонившись спиной к притолоке окна.

6. РАБОТА С ПОЖАРНЫМИ СТВОЛАМИ

6.1. Пожарные стволы

Пожарные стволы предназначены для формирования и направления компактных или распыленных струй огнетушащих средств, а также для перекрытия потока при прекращении их подачи в очаг пожара.

Пожарные стволы в зависимости от назначения подразделяются на водяные и воздушно-пенные, а в зависимости от пропускной способности и размеров - ручные и лафетные.

6.2. Работа с ручными стволами.

При работе со стволом из положения стоя пожарный встает вполоборота направо, выставляет левую ногу вперед, тяжесть тела распределяет на обе ноги. Ствол держит правой рукой (ладонью снизу, большим пальцем сверху - на рукаве) у головки, левой - у насадка или за рукоятку.

Чтобы принять положение для работы с колена, пожарный отставляет правую ногу назад и опускается на правое колено, левую ногу, согнутую в колене, выставляет вперед и ставит на полную ступню. Ствол держит правой рукой у головки, прижимая его к правому боку, левой рукой - у насадка или за рукоятку.

Для работы лежа пожарный ложится на живот, ноги слегка разводит в стороны, опирается на локти или предплечья, ствол держит так же, как и при работе со стволом из положения стоя.

Для того чтобы направить струю вверх, нужно поднять ствол у насадка кистью левой руки, вниз - опустить ствол у насадка кистью левой руки; вправо или влево - отвести кисть левой руки вправо или влево с одновременным поворотом туловища. Подствольщик поддерживает рукавную линию, облегчая работу ствольщика.

Перекрытие подачи воды из ствола или изменение формы струи (компактная, распыленная и т. д.) осуществляется поворотом крана или ручки кистью левой руки в соответствующее положение.

Для смены насадка ствольщик кистью левой руки навертывает или свертывает насадок.

При работе с пеногенераторами ствольщики используют те же приемы, что и при работе с ручными водяными стволами.

6.3. Работа с ручными стволами с переносных,

стационарных и автолестниц

При работе с ручными стволами с переносных, стационарных и автолестниц необходимо сначала закрепиться карабином за ступеньку лестницы. Для этого нужно подняться на одну ступеньку выше, закрепиться карабином и опуститься обратно на одну ступеньку. Рукавная линия закрепляется задержкой за конструкцию здания (при отсутствии такой возможности линия закрепляется за ступеньку лестницы).

Ствол удерживается так же, как и при работе в положении стоя. Во время работы со стволом с переносной лестницы она должна удерживаться с земли одним пожарным.

В случае работы с ручным стволом с коленчатого автоподъемника пожарный закрепляется карабином за ограждение кабины подъемника, ствол держит так же, как при работе в положении стоя или с колена.

6.4. Работа с переносным лафетным стволом

Для работы с переносным лафетным стволом назначается расчет из двух пожарных. Пожарный № 2 поднимается на крышу пожарного автомобиля, открепляет лафетный ствол, подставку и передает их пожарному № 1, который находится внизу, Пожарный № 1 со стволом бежит к месту работы. Пожарный № 2 спускается с крыши, берет подставку и бежит за первым пожарным, Добежав до места работы, пожарные устанавливают ствол на подставку, подсоединяют к нему рукава, направляют его в сторону пожара и докладывают о готовности к работе.

Пожарный № 1 управляет работой ствола с помощью рукоятки, пожарный № 2 помогает пожарному № 1 при смене позиции ствола. В случае необходимости подачи воздушно-механической пены подача воды в ствол прекращается, насадок для подачи воды на корпусе ствола заменяется воздушно-пенным насадком.

6.5. Работа со стационарным стволом

Для работы со стационарным стволом назначается один пожарный. Он управляет стволом из кабины (вручную или с помощью гидропривода), из люка кабины или с крыши пожарного автомобиля. Водитель управляет пожарным насосом и регулирует давление на насадке ствола.

При необходимости увеличения расхода воды из стационарного лафетного ствола во время тушения следует производить замену насадка меньшего диаметра насадком большего диаметра. Для этого необходимо перекрыть подачу воды в ствол, после чего ствольщик свертывает насадок и заменяет его насадком большего диаметра. Водитель возобновляет подачу воды. При необходимости подавать воздушно-механическую пену ствольщику следует повернуть рукоятку золотника, расположенную на лафетном стволе, на 90°.

6.6. Правила охраны труда при работе с пожарными стволами:

работа со стволами с ручных, стационарных и автолестниц допускается только после закрепления пожарного карабином за ступеньку лестницы;

для работы со стволом на высоте выделяется не менее двух пожарных;

запрещается надевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии ствола при работе па высоте;

запрещается подавать воду в незакрепленные рукава до выхода ствольщиков на исходные позиции;

запрещается оставлять пожарный ствол без надзора даже после прекращения подачи воды.

7. РАБОТА С ЛЕСТНИЦАМИ РУЧНЫМИ ПОЖАРНЫМИ

7.1. Работа с лестницей-палкой

7.1.1. Лестница-палка предназначена для подъема пожарных на стационарные пожарные лестницы, в окно первого этажа здания или внутрь помещения. В сложенном виде может использоваться для пробивания деревянных перегородок или отбивания штукатурки,

7.1.2. Снятие лестницы-палки с автомобиля, переноска и установка ее в исходное положение производятся по команде: ";Лестницу-палку (указать место) - ставь!"; . По этой команде пожарный, находящийся в одном метре от заднею колеса автомобиля. поднимается по задним ступенькам на крышу кузова автомобиля (если ступеньки откидные, то необходимо предварительно их открепить). Открепляет лестницу-палку и вынимает с места укладки. Опускает лестницу с крыши и ставит ее одним башмаком на землю, а другим прислоняет к задней (боковой) части кузова. После этого пожарный спускается с автомобиля, кладет лестницу на правое плечо, удерживая ее кистью правой руки сверху, и переносит ее к месту установки.

7.1.3. Лестница переносится так, чтобы передний конец ее был несколько приподнят вверх. В помещениях и узких проходах лестница-палка переносится в наклонном или вертикальном положении.

7.1.4. Устанавливается лестница-палка следующим образом. За четыре-пять шагов до места установки пожарный поднимает ее вверх - вперед, раздвигает тетивы и приставляет лестницу к степе так? чтобы нижние башмаки находились примерно в одном метре от стены. Если тетивы раздвигаются туго, то лестницу необходимо поднять на 40-50 сантиметров от земли и ударом башмаков о землю произвести их раздвигание.

Рис. 16 Подъем по лестнице - палке

7.1.5. Подъем по лестнице-палке начинается с постановки левой ноги на первую ступеньку и хвата правой рукой сверху за четвертую ступеньку. Далее правая нога ставится на вторую ступеньку, а левая рука на шестую и т. д. (Рис. 16). Если лестница установлена на скользкой твердой поверхности (мокрый пол, асфальт), то подъем и работа на ней осуществляются с соблюдением мер предосторожности.

7.1.6. По команде: ";Лестницу-палку убрать!"; пожарный отводит верхние концы ее от стены до вертикального положения, сдвигает тетивы, приподнимает лестницу от земли, поворачивается кругом и, пройдя вперед, кладет ее на предплечье правой руки или на плечо для переноски. Для укладки на автомобиль пожарный поднимает передний конец лестницы и прислоняет его к задней части автомобиля. Затем поднимается на крышу кузова автомобиля, подтягивает к себе лестницу-палку и укладывает ее в специально приспособленное место. После этого закрепляет ее и спускается на землю.

7.1.7. При использовании лестницы-палки должны соблюдаться следующие правила охраны труда:

не допускается использование лестницы, не прошедшей своевременно испытания;

лестница на пожарном автомобиле должна быть плотно уложена и надежно закреплена;

при снятии с автомобиля не допускать ее ударов о землю;

прежде чем производить подъем по лестнице-палке, пожарный обязан убедиться в правильности ее установки и устойчивости;

запрещается подъем, спуск и работа па неустойчиво установленной лестнице.

запрещается подъем (спуск) по лестнице-палке более одного человека;

после работы (занятия) на лестнице ее необходимо очистить от грязи и влаги.

7.2. Работа со штурмовой лестницей

7.2.1. Штурмовая лестница предназначена для подъема пожарных на этажи зданий и сооружений по наружной стене, а также для обеспечения работ при вскрытии кровли на крышах с крутым уклоном.

7.2.2. Для снятия штурмовой лестницы с автомобиля подается команда: ";Штурмовую лестницу с автомобиля - снять!"; . По этой команде пожарный открепляет стопорный запор стального крюка штурмовки, берется за стальной крюк и плавно выдвигает ее на себя, правой рукой берется за 9-ю ступеньку лестницы (считая от башмаков), снимает штурмовую лестницу с автомобиля. При закреплении штурмовой лестницы на автомобиле в нескольких местах пожарный поднимается на крышу автомобиля, открепляет лестницу и опускает ее башмаками на землю, крюком от себя.

7.2.3. При переноске штурмовой лестницы на дальнее расстояние пожарный, поворачивая крюк на себя, правую руку продевает между 8-й и 9-й ступенькой и кладет лестницу верхней тетивой на правое плечо, правой рукой берется за 9-ю (10-ю) ступеньку, передний конец лестницы несколько опускает вниз для переноски.

На ближнее расстояние лестница переносится за тетиву на уровне 7-8-й ступеньки крюком на себя, башмаками вперед.

7.2.4. Подвеска штурмовой лестницы и подъем по ней в этажи производится по команде: ";По штурмовой лестнице (указывается этаж) - марш!"; .

Рис. 17 Подвеска

штурмовой лестницы

в окно второго этажа

7.2.5. Подвеска штурмовой лестницы в окно 2-го этажа (Рис. 17) производится бегом или шагом. Пожарный, удерживая лестницу за верхнюю тетиву правой рукой около восьмой ступеньки, башмаками вперед крюком от себя, за 9-12 м до стены рывком правой руки вперед-вверх поднимает лестницу над головой, крюком вверх. При этом левой рукой берется за левую тетиву на уровне восьмой ступеньки, а правой рукой перехватывается за правую тетиву на том же уровне, Приближаясь к зданию, пожарный держит лестницу так, чтобы ее башмаки находились в 25-30 см от уровня земли. Подбежав к зданию, пожарный опускает башмаки лестницы к его основанию на землю, делает руками вскользь перехват по тетивам до уровня четвертой-пятой ступеньки. Резким движением рук подбрасывает лестницу вперед-вверх и, с одновременной постановкой левой ноги на первую ступеньку, производит подвеску лестницы в правую половину окна. При этом левую ногу ставит на первую ступеньку, а руками держится за тетивы на уровне пятой ступеньки.7.2.6. Подъем по штурмовой лестнице в окно 2-го этажа (Рис. 18) производится следующим образом. После подвески лестницы пожарный ставит правую ногу на вторую ступеньку, при этом левой рукой держится за пятую ступеньку, правой - за седьмую. Далее ноги ставит на каждую ступеньку, а руки - через одну до тех пор, пока левая нога не дойдет до седьмой ступеньки. В этот момент правой рукой пожарный захватывает снизу одиннадцатую ступеньку между крюком и левой тетивой. Затем правую ногу с шестой ступеньки ставит на девятую, а левой рукой захватывает тринадцатую ступеньку сверху. Отталкиваясь правой ногой от девятой ступеньки и подтягиваясь руками, перенося левую ногу через подоконник, пожарный осуществляет посадку на него. После посадки левая нога прижимается к подоконнику с внутренней стороны, а вытянутая вдоль стены правая нога плотно прижимается к наружной ее поверхности.

Рис. 18 Подъем по штурмовой лестнице в окно 2 этажа

7.2.7. Подвеска штурмовой лестницы из окна 2-го в окно 3-го этажа и подъем по ней начинается сразу же после посадки на подоконник. Для этого правой рукой нужно взяться за 11-ю ступеньку между крюком и левой тетивой, левую положить на подоконник, сильным рывком правой рукой вверх с одновременным разгибанием корпуса поднять лестницу и повернуть ее крюком к себе. Затем пожарный левой рукой берется за тетиву лестницы на уровне подоконника и поднимает ее на вытянутую руку вверх. Перехватив лестницу правой рукой на уровне чуть ниже подоконника, поднимает се вверх, берет лестницу двумя руками за тетивы, разворачивает ее крюком в окно и подвешивает правую половину окна, правую ногу ставит на первую ступеньку, руки оставляет на тетивах (Рис 19).

Рис. 19 Подвеска штурмовой лестницы из окна 2-го в окно 3-го этажа.

7.2.8. Переходить с подоконника на лестницу можно после опускания крюка па подоконник и надежного его закрепления. Для этого нужно подтянуться на руках до выпрямления правой ноги, левую ногу поставить на подоконник около тетивы, взяться левой рукой за 5-го ступеньку, правой - за 7-ю ступеньку с внешней стороны, подтянуться до выпрямления правой ноги. Затем, отталкиваясь левой ногой от подоконника и подтягиваясь на руках, поставить правую ногу на 4-ю ступеньку, левой рукой ухватиться за 9-ю ступеньку.

Дальнейший подъем по штурмовой лестнице, посадка на подоконник и переход на лестницу производятся так же, как описано выше. Достигнув нужного этажа, пожарный садится на подоконник. Затем, поворачиваясь направо, опускает левую ногу на пол, переносит правую ногу в окно и приставляет к левой ноге.

7.2.9. Спуск по штурмовой лестнице вниз производится по команде: ";По штурмовой лестнице вниз - марш!";. По этой команде пожарный хватается обеими руками за 13-ю ступеньку, выносит правую ногу за подоконник и садится на него лицом к лестнице. Далее, не меняя положения рук, необходимо правую ногу поставить на 9-ю ступеньку, ближе к правой тетиве, а левую ногу перенести на 8-ю ступеньку. После этого спуститься по лестнице до постановки правой ноги на первую ступеньку. Удерживаясь руками за ступеньки или тетивы лестницы, пожарный поворачивает корпус тела на 90° (лицом к лестнице), заносит левую ногу за подоконник и садится на него. Затем пожарный правой рукой берется за тетиву на уровне 3-й -4-й ступеньки, левой - за правую тетиву на том же уровне, приподнимает лестницу, поворачивает крюком к себе и, перебирая руками тетивы, опускает лестницу до верхней части окна. После этого поворачивает лестницу крюком в окно и подвешивает ее за подоконник. Далее пожарный выходит на лестницу и спускается вниз описанным выше способом.

7.2.10. Спустившись на землю, пожарный поднимает лестницу за тетивы на уровне 4-й ступеньки на 10-15 см выше подоконника и, шагнув левой ногой назад, выводит крюк лестницы из окна, одновременно опуская ее вниз до упора башмаками в основание стены. Затем пожарный, перебирая руками тетивы и опуская лестницу на себя, отходит назад до тех пор, пока руки не достигнут 8-й ступеньки. После этого, взяв лестницу правой рукой за тетиву, переносит ее башмаками вперед, крюком на себя в указанное место.

7.2.11. Укладка лестницы на автомобиль производится по команде: ";Штурмовую лестницу на автомобиль - уложить!"; .По этой команде пожарный подносит лестницу к автомобилю, поднимает ее над головой башмаками вперед, крюком вниз, тетивами укладывает на ролики. Толкая крюк, передвигает ее к кабине автомобиля. Затем поднимается на крышу кузова автомобиля, укладывает лестницу в специальные крепления, опускается на нижнюю заднюю подножку автомобиля, левой рукой закрепляет стопорный запор, опускается на землю и становится в исходное положение. Если лестница крепится сверху на пеналах, то пожарный прислоняет лестницу к задней или боковой части автомобиля, поднимается на кузов, подтягивает лестницу наверх, закрепляет ее и спускается на землю.

7.2.12. При использовании штурмовой лестницы должны соблюдаться следующие правила охраны труда:

использовать лестницу только по назначению;

лестницу, своевременно не прошедшую испытания, использовать категорически запрещено;

запрещается подъем по штурмовой лестнице без каски;

лестницу следует подвешивать на полный крюк;

пожарные должны садиться на подоконник так, чтобы был виден крюк лестницы при подвеске ее в верхний этаж;

при переходе в окно со штурмовой лестницы и обратно нельзя становиться ногами на подоконник, опускать лестницу вниз путем скольжения тетив, так как это может привести к травме пожарного и падению штурмовой лестницы;

подъем и спуск по штурмовой лестнице более одного человека запрещается (за исключением случаев спасания людей);

перед началом занятия руководитель обязан осмотреть штурмовую лестницу (тетивы, ступеньки, крюк, стяжки). Ори обнаружении трещин, неплотного соединения тетив со ступеньками лестницу использовать запрещено;

руководителю занятий необходимо проверить исправность страховочной системы, проинструктировать и выставить страховщиков в этажи учебной башни;

подъем по штурмовой лестнице выше 2-го этажа без применения страхующего приспособления не допускается;

перед занятиями необходимо тщательно взрыхлить и разровнять предохранительную подушку;

после работы (занятия) лестницу необходимо очистить от грязи и влаги.

7.3. Работа с выдвижной трехколенной лестницей

7.3.1. Выдвижная трехколенная лестница предназначена для подъема пожарных на третий этаж или на крышу двухэтажного здания при тушении пожаров и проведении связанных с ними аварийно-спасательных работ. Работа с выдвижной лестницей выполняется расчетом из двух пожарных.7.3.2. Снятие лестницы с автомобиля производится по команде: ";Выдвижную лестницу с автомобиля - снять!"; . По этой команде пожарный № 1 подбегает к насосу автомобиля, левой рукой поворачивает фиксатор вверх, правой тянет ручку механизма крепления лестницы на себя, при этом лестница освобождается от крепления, (Рис. 20)

Пожарный № 2 становится правой ногой на заднюю подножку (ступеньку) автомобиля с правой стороны, левой ногой упирается в автомобиль, правой рукой берется за поручень, а левой - сверху за правую тетиву лестницы на уровне первой ступеньки (Рис. 21). После этого первый номер, взявшись обеими руками за рычаг и сделав рывок вниз, придаст лестнице начальное ускорение, поворачивается кругом и становится

Спиной к автомобилю. Руки его подняты вверх и готовы принять движущуюся лестницу. (Рис. 22) В это время пожарный № 2, отталкиваясь левой ногой от кузова автомобиля, спрыгивает на землю, подхватывает лестницу левой рукой за правую тетиву и на ходу продевает правую руку между третьей (второй) и четвертой (третьей) ступенькой. Первый номер принимает лестницу на полусогнутые руки и, наклоняя туловище вперед, начинает движение, разворачивает лестницу, кладет левой тетивой на правое плечо на уровне девятой (десятой) ступеньки и берется правой рукой за верхнюю тетиву.

В таком положении они переносят лестницу на 10-15 м от автомобиля и останавливаются. Затем пожарный № 2 с поворотом направо берется левой рукой за вторую (третью) ступеньку, правую руку вынимает из второго (третьего) окна лестницы и берется ею за четвертую (пятую) ступеньку. В это время пожарный № 1 берется левой рукой за девятую (десятую) ступеньку, а правой рукой удерживает лестницу перед собой за одиннадцатую (двенадцатую) ступеньку. После этого пожарные, одновременно наклоняясь вперед, укладывают лестницу на землю, правой тетивой кверху (Рис. 23)

7.3.3. При отсутствии возможности снятия лестницы с земли пожарный № 1 поднимается на кузов автомобиля и освобождает лестницу от креплений. Затем он постепенно сдвигает лестницу к задней части кузова до тех пор, пока пожарный № 2 не примет ее на руки. Пожарный № 2, стоя лицом к автомобилю, принимает лестницу на вытянутые над головой руки. Пожарный № 1 спускается с автомобиля, становится к нему спиной, руки его подняты вверх и готовы принять лестницу. Пожарный № 2, отходя назад, стаскивает лестницу с автомобиля и, после того как пожарный № 1 принял лестницу на руки, поворачивается кругом, удерживая лестницу. Дальнейшие действия такие же, как описано выше.


организацииОсновная образовательная программа

... . «Пожарные собаки». ... строевых упражнений; п/и для подготовки ... Т.Н.Миракова. Методическое пособие к учебнику математика. 1 класс. Методическое пособие . М.: «Просвещение» ... Рекомендации по организации обучения... Далее несомненным объектом контроля является ...

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ВОРОНЕЖСКОЕ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ

Цикл практического обучения

С.А. Ильин

С.И. Минаков

Учебно-методическое пособие

по пожарно-строевой подготовке

В О Р О Н Е Ж –2003

Ильин С.А., Минаков С.И. Учебно-методическое пособие.

Воронеж: ВПТУ МЧС России, 2003 г. – 22 стр.

Данное учебно-методическое пособие разработано в соответствии с Рабочей программой по учебной дисциплине "Пожарно-строевая подготовка".

Цель учебно-методического пособия – оказать помощь курсантам в углублении и расширении знаний, полученных на занятиях, а также при самостоятельном изучении материала в случае пропуска занятий.

Предназначено для курсантов ВПТУ МЧС России.

(С) Ильин С.А., Минаков С.И.

(С) ВПТУ МЧС России, 2003

Введение ……………………………………..……………………..……………… 1. Работа с пожарными рукавами, стволами, рукавной арматурой и принадлежностями ………………………………..…………………………….……. 2. Установка пожарных автомобилей на водоисточник ………….…………… 3. Боевое развертывание от основных пожарных автомобилей ……………... 4. Работа с лестницей – палкой………………………………………………….. 5. Подъем по штурмовой лестнице в окно 4-го этажа учебной башни……….. 6. Снятие выдвижной лестницы с автомобиля, переноска, установка и подъем по ней на 3-й этаж учебной башни ……………………………………….. 7. Подвеска штурмовых лестниц цепью и подъем по ним ……………………. 8. Комбинированный подъем со штурмовой лестницей по выдвижной 3-х коленной лестнице в окно 4-го этажа учебной башни ……………………... 9. Подъем на крышу и этажи многоэтажных зданий по автолестнице и с помощью коленчатого автоподъемника …………………………………….. 10. Сматывание спасательной веревки в клубок………………………………… 11. Закpепление спасательной веревки за конструкцию четырьмя способами. 12. Вязка двойной спасательной петли и одевание её на пострадавшего……... 13. Спасание людей из этажей здания……………………………………………. 14. Самоспасание из верхних этажей или с крыши здания…………………….. Литература ………………………………………………………….……………... 4 5 7 9 15 15 17 20 20 20 21 22 23 23 24 25

Введение

Пожарно-строевая подготовка (ПСП) - дисциплина изучает приемы и способы работы с пожарно-техническим вооружением (ПТВ), организацию проведения занятий с личным составом (инструкторско-методическая подготовка).

Пожарно-строевая подготовка является составной частью специальной подготовки пожарных. Она способствует повышению боеготовности личного состава подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России. Основными документами, определяющими организацию и порядок обучения личного состава приемам работы с приборами пожарно-техническим вооружением, являются Наставление по ПСП и Программа ПСП, которая состоит из программ начального и последующего периодов обучения пожарных.

Целью изучения дисциплины "Пожарно-строевая подготовка" является формирование и совершенствование навыков работы с пожарной техникой, пожарно-техническим вооружением и специальным оборудованием, практических навыков обучаемых в организации и проведении занятий по пожарно-строевой подготовке, повышении уровня психологической устойчивости, обобщение и практическое применение передовых форм и методов подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России.

В процессе изучения курса "Пожарно-строевая подготовка" одновременно решаются задачи воспитания организованности, дисциплины, коллективизма и товарищеской взаимопомощи, формирования строевой выправки.

В процессе обучения и воспитания курсантов применяются формы, методы и приемы обучения, выработанные российской педагогической наукой, теорией и практикой физического воспитания.

В результате изучения данной дисциплины выпускники должны:

Иметь представление:

Об основных требований руководящих документов по пожарно-строевой подготовке;

Об организации и проведении занятий с личным составом в роли начальника караула;

Значение и место пожарно-строевой подготовки в системе боевой подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России;

Уставы, программы, наставления и другие документы, регламентирующие пожарно-строевую подготовку в подразделениях ГПС МЧС России;

Структуру, содержание форм и методов организации проведения занятий по пожарно-строевой подготовке;

Методы формирования, совершенствования, контроля и оценки знаний, умений и навыков;

Правила охраны труда в Государственной противопожарной службе.

Технически правильно выполнять приемы и действия, применять сигналы управления;

Методически правильно организовывать и проводить в дежурном карауле, части, отряде, теоретические, практические и другие виды занятий по пожарно-строевой подготовке;

Применять в практике обучения методы формирования, совершенствования, контроля и оценки знаний, умений, навыков;

Проверять, анализировать и оценивать качество проведения занятий;

Планировать и определять содержание планируемых документов, отрабатываемых и обязательных нормативов по пожарно-строевой подготовке;

Организовывать и проводить соревнования по пожарно-строевой подготовке;

Оказывать помощь и страховку, предупреждать и исправлять ошибки при обучении и выполнении упражнений по пожарно-строевой подготовке.

Основной метод изучения курса - практические занятия, которые носят, как правило, характер комплексной отработки индивидуальных и групповых упражнений. Тематика таких занятий определяется циклом "Практическое обучение". В период учебы курсанты обязаны не реже одного раза в год сдавать зачет по знанию правил по охране труда.

Работа с пожарными рукавами, стволами, рукавной арматурой и принадлежностями.

Замена прокладок, соединение и разъединение соединительных рукавных головок, прокладка рукавной линии из скаток, с рукавной катушки. Уборка рукавов в одинарную и двойную скатку, восьмеркой, наматывание рукавов на рукавную катушку.

Рукава соединяются между собой в рукавную линию при помощи соединительных головок.

Замена соединительных головок производится по команде «Прокладки заменить!» По этой команде пожарный левой рукой держит соединительную головку, а правой - вынимает прокладку, затем берет новую, накладывает на кольцевой паз соединительной головки и утапливает ее правой рукой по всей окружности, придерживая левой рукой уложенный участок.

Для соединения рукавов между собой подается команда «Рукава соединить!» По этой команде пожарный берет в руки соединительные головки рукавов, устанавливает их друг против друга так, чтобы при сжатии преодолеть сопротивление резиновых прокладок, и поворачивает клыки навстречу друг другу до полного их соединения. Если усилий рук недостаточно для преодоления сопротивления прокладок, тогда головки прижимаются коленями и совместными усилиями рук и ног производится их соединение.

По команде «Рукава разъединить!» усилием рук повернуть и отсоединить соединительные головки.

Ручная прокладка рукавов производится по команде "Рукавную линию из скаток проложить". Пожарный берет две скатки, укладывает одну на землю, другую берет правой рукой за рукав у соединительных головок, а левой рукой с противоположной стороны скатки, с одновременным отклонением корпуса заносит скатку вправо назад, делает резкий широкий выпад левой ногой вперед, а правой рукой удерживает рукав. Перед окончанием раскатки рукава делает резкий рывок правой рукой назад, кладет нижнюю соединительную головку на землю или присоединяет ее к выкидному патрубку насоса.

Удерживая в правой руке вторую соединительную головку, он берет вторую скатку, раскатывает ее, соединяет головки между собой и прокладывает рукавную линию дальше в заданном направлении.

Прокладка рукавной линии с задней рукавной катушки от АНР (АЦ) к месту пожара производится двумя номерами расчета пожарных и водителем. По команде на боевое развертывание расчет подбегают к катушке. Пожарный № 2 освобождает крепление чехла и снимает его с катушки. Пожарный № 1 освобождает фиксатор свободного вращения катушки, затем оба освобождают крепление катушки (каждый со своей стороны) и, придерживая руками за ее дуги, опускают катушку на землю. Двигаясь с катушкой, они прокладывают линию к указанной позиции. Водитель в момент снятия катушки освобождает соединительную головку у верхнего рукава и присоединяет ее к патрубку насоса.

Прокладка магистральной рукавной линии из рукавов, уложенных на автомобиле "гармошкой", производится расчетом - один человек на два рукава. Пожарный № 1 берет конец верхнего рукава и прокладывает этот рукав в заданном направлении. По мере прокладки рукавной линии пожарный № 2 берет соединительную головку третьего рукава, пожарный № 3 - пятого рукава и т.д. К напорному патрубку насоса рукавную линию присоединяет водитель.

Уборка рукавов в одинарную скатку выполняется одним пожарным. Одинарная скатка скатывается по всей длине от одного конца к другому. Команда «Рукав в одинарную скатку - скатать».

Уборка рукавов в двойную скатку производится двумя пожарными по команде «Рукав в двойную скатку - скатать». Рукав сгибается по длине пополам так, чтобы верхняя половина его была короче примерно на 0,7 м нижней. Скатывается рукав от места перегиба одним пожарным по правилам одинарной скатки, а второй пожарный выравнивает рукав и натягивает его, двигаясь вперед.

Уборка рукавов "восьмеркой" производится одним пожарным по команде «Рукав восьмеркой - убрать». Пожарный левой (правой) рукой берет конец рукава и, расставив обе руки несколько шире плеч, кладет на них рукав, затем сначала опускает левую (правую) руку вниз и подхватывает ею рукав снизу, потом правую (левую) руку, которой тоже подхватывает рукав снизу, левая рука в это время поднимается вверх. Таким образом, он продолжает наматывать рукав на руки.

Наматывание рукавов на заднюю катушку производится расчетом из 3-х пожарных. По команде "Рукава на заднюю рукавную катушку намотать" водитель закрепляет конец рукава с соединительной головкой на шпульке катушки, освобождает фиксатор шпульки и двумя руками удерживает рукав в натянутом положении; пожарные № 1 и № 2 берутся правой и левой рукой за диски шпульки, вращают её против часовой стрелки и наматывают ровными рядами шесть рукавов «А», соединенных между собой. Чтобы рукав не размотался, верхний конец его шофер закладывает под соседний виток и закрепляет фиксатор шпульки. Пожарные № 1 и № 2 надевают чехол на шпульку и подвешивают рукавную катушку на кронштейнах к автомобилю.

Складывание рукавов в "гармошку" производится двумя пожарными. Один перегибает рукав по размерам отсека кузова автомобиля и укладывает рукав в отсек, другой соединяет рукава между собой.

Уборка рукавных линий при низких температурах. По команде "Рукава в одинарные скатки - скатать" водитель снижает давление на насосе до слива воды из рукавов. Пожарные в первую очередь отсоединяют рукав, проложенный ближе к месту пожара, быстро скатывают его в одинарную скатку. Затем от места пожара к насосу отсоединяют остальные рукава, скатывают и убирают в автомобиль.

Маркировка ручных пожарных стволов: Р – ручной, С – ствол, П – перекрывной, К комбинированный, З – с защитной завесой, 50(70) – условный проход Dу50(Dу70).

Техника безопасности при работе со стволами:

Стволы должны исправными и герметичными. Герметичность стволов должна быть обеспечена при испытании гидравлическим давлением в 1,5 раза превышающем рабочее, а герметичность соединений – при рабочем давлении. Не допускается появление воды в виде капель.

Запрещается надевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии пожарного ствола при подъеме на высоту и при работе на высоте, подавать воду в незакрепленные рукавные линии и до выхода ствольщиков на исходные позиции.

Подавать воду в рукавные линии следует постепенно, плавно повышая давление.

Работа на пожарной лестнице со стволом допускается только после закрепления пояс-

ным карабином за ступеньку.

Работа со стволом на крышах с крутыми скатами – обязательна с закреплением страхо-

вочными веревками за конструкции.

Работа со стволом на высотах должна осуществляться расчетом не менее двух человек.

Запрещается оставлять пожарный ствол без надзора даже после прекращения подачи

Лафетные пожарные стволы: назначение, устройство, характеристика. Техника безопасности при работе со стволами.



Лафетные пожарные стволы предназначены для получения мощных водяных или пенных струй при тушении крупных пожаров в случае недостаточной эффективности ручных пожарных стволов.

Лафетные пожарные стволы подразделяются на стационарные (С) – смонтированные на пожарном автомобиле, вышке или промышленном оборудовании (например – ЛС-С20У, –С40У и т.д.), возимые (В) – на прицепе и переносные (П) – (например СЛК-П20, ЛС-П20У, ЛСД-20У и т.д.)

Кроме того, стволы могут быть универсальные (У) – формирующие сплошную и распыленную с изменяемым углом факела струи воды, а также струю ВМП, перекрывные, имеющие переменный расход;

Без индекса (У), формирующие сплошную струю воды и струю ВМП. Индекс приво-

дится после цифр, указывающих расход воды.

В зависимости от вида управления стволы могут быть с дистанционным (Д) или ручным (без индексаУ) управлением. Индекс приводится после букв ЛС .

Пример условного обозначения лафетного ствола ЛСД-С-40У где: ЛС – лафетный ствол, Д – с дистанционным управлением, С – стационарный, 40 – расход воды (л/с), У – универсальный.

Лафетный переносной ствол типа ПЛС-20П – предназначен для создания и направления струи воды или ВМП при тушении пожаров.

Состоит из приемного корпуса, поворотного тройника, двухрожкового разветвления, трубы, насадка. Приемный корпус закрепляется на съемной опоре (лафете), который сос-

тоит из двух симметрично изогнутых лап с шипами.

В приемном корпусе расположен обратный шарнирный клапан, позволяющий присоеди-

нять и заменять рукавные линии к напорному патрубку без прекращения работы ствола.

Поворотный корпус соединен с поворотным тройником, а он – с двухрожковым разветвлением. Поворотные соединения уплотнены кольцевыми резиновыми манжетами.

Внутри корпуса трубы установлен четырехполосной успокоитель (устройство, устраняющее явление вращения потока ОТВ поступающего из рукавов в ствол, которое ухудшает качество струи, т.е. разбивая сечение потока на несколько частей, способствует восстановлению осесимметричного распределения скоростей в потоке на параллельноструйное, не раздробленное).

Для подачи ВМП – водяной насадок на корпусе трубы заменяют на воздушно-пенный.

Технические характеристики:

- диаметр насадка, мм 22 28 32

Условное давление, кг/см² 6 6 6

- расход воды, л/с 19 23 30

- расход пены, м³/мин 12

- дальность струи, м:

воды 61 67 68

пены 32

- масса не более 27 кг

Ствол может вращаться вокруг вертикальной оси на 360º и перемещаться в вертикаль-

ной плоскости от 32 до 75º.

Техника безопасности при работе с лафетными стволами:

Стволы должны проходить ежегодное гидравлическое испытание давлением 0,8 МПа;

В процессе эксплуатации стволы должны регулярно обслуживаться и осматриваться, особенно шарниры и соединения;

При работе переносные стволы устанавливаются на ровную поверхность;

Работа с лафетным стволом осуществляется двумя пожарными.

Воздушно-пенные стволы: назначение, устройство, характеристика.

Техника безопасности при работе со стволами.

Воздушно-пенные стволы предназначены для получения из водного раствора пенообра-

зователя ВМП низкой кратности (до 20) и подачи ее в очаг пожара.

Стволы пожарные ручные СВПЭ и СВП имеют одинаковое устройство, отличаются только размерами, а также эжектирующим устройством, предназначенным для подсасыва-

ния пенообразователя непосредственно у ствола из бака или др. емкости.

Ствол СВПЭ состоит из корпуса, на котором с одной стороны укреплена соединитель-

ная головка для подсоединения пожарного рукава, а с другой – кожух, в котором пенно-

образующий р-р перемешивается с воздухом и формируется пенная струя. В корпусе ствола имеется три камеры: приемная, вакуумная и выходная. На вакуумной камере рас-

положен ниппель диаметром 16 мм для присоединения шланга, через который всасывает-

ся пенообразователь.

Принцип работы ствола СВП: пенообразующий р-р, проходя через отверстия в корпусе, создает в конусной камере разряжение, благодаря чему воздух подсасывается через 8 отверстий, равномерно расположенных в кожухе ствола и интенсивно перемешивается

с пенообразующим раствором, образуя на выходе струю ВМП.

Работа ствола СВПЭ отличается от работы ствола СВП тем, что в приемную камеру пос-

тупает не пенообразующий р-р, а вода, которая, проходя по центральному отверстию, соз-

дает разряжение в вакуумной камере и в нее через ниппель подсасывается пенно-

образователь.

Воздушно-пенные стволы надежны в работе. Пена низкого качества может образоваться из-за засорения центрального отверстия, попадания в камеры посторонних предметов или применение ПО с пониженными свойствами.

Технические характеристики стволов СВП-2 (СВПЭ-2), СВП-4 (СВПЭ-4), СВП-8(СВПЭ-8 ) соответственно: - напор 40-60 м; концентрация р-ра 6% ; кратность пены – 8 ; производительность 2,4,8 м³/мин : дальность подачи 15,18,20 м.

Требования безопасности при работе с воздушно-пенными стволами не отличаются от требований безопасности при работе с ручными пожарными стволами. При заправке аобиля ПО л/с подразделения должен быть обеспечен защитными очками, непромока-

емыми рукавицами и защитной одеждой. При попадании на кожные покровы и в глаза – ПО смывается чисто водой или физраствором (2%-ая борная кислота).

Оценка: 1.7777777777778

Оценили: 18 человек

Для соединения пожарных рукавов между собой, с пожарными стволами и другим оборудованием используются пожарные соединительные головки.

Присоединение рукава к разветвлению производится по команде: «Рукав к разветвлению – присоединить!».

По этой команде пожарный подходит к разветвлению, правой рукой берет соединительную головку рукава и, наклоном туловища или с опусканием на колено, правой рукой присоединяет ее к разветвлению, которое придерживает левой рукой.

Поврежденные рукава в рукавной линии заменяются двумя пожарными. По команде: «Поврежденные рукава – заменить!» один пожарный бежит к автомобилю, берет рукав в скатке и раскатывает его параллельно действующей рукавной линии, водитель останавливает подачу воды.

Второй пожарный подбегает к поврежденному рукаву, отсоединяет его от рукавной линии, а затем в месте с первым присоединяет к ней принесенный рукав.

Водитель возобновляет подачу воды.

С целью уменьшения пролива воды на руки пожарных вначале следует отсоединить ближнюю от насоса головку поврежденного рукава, а затем – дальнюю. присоединение принесенного рукава производится в обратном порядке.

При замене поврежденного рукава на морозе подачу воды в рукавную линию не прекращать, а только уменьшить давление на насосе. В случае повреждения отдельных рукавов производится их временный ремонт. Он выполняется непосредственно на пожаре при помощи рукавных зажимов. В зависимости от величины отверстия в поврежденном рукаве может быть использован универсальный ленточный зажим (для устранение течи из отверстия до 3 см).

В качестве зажима может быть использован отрезок рукава того же диаметра длиной 15-20 см, который до навязки головок надевается на рукав. при появление течи во время работы на пожаре давление в рукаве сбрасывается, отрезок перемещается на место дефекта рукава.

Если ликвидировать течь при помощи зажимов не возможно, поврежденный рукав заменяется исправным. После окончание тушения пожара, при уборке рукавов зажимы снимают, а место повреждения отмечают.

Наращивание рукавов в рукавной линии происходит следующим образом:
Пожарный бежит к автомобилю берет рукава в зависимости сколько ему необходимо и раскатывает его вдоль действующей рукавной линии, водитель останавливает подачу воды.
Второй пожарный подбегает к действующей рукавной линии и разъединяет ее, а затем в месте присоединяют необходимое количество рукавов.

При наращивании на морозе подачу воды не прекращать.

При работе со стволом из положения стоя пожарный встает вполоборота направо, выставляет левую ногу вперед, тяжесть тела распределяет на обе ноги.

Ствол держит правой рукой (ладонью снизу, большим пальцем сверху – на рукаве) у головки, левой – у насадка или за рукоятку. Чтобы принять положение для работы с колена, пожарный оставляет правую ногу назад и опускается на правое колено, левую ногу, согнутую в колене, выставляет вперед и ставит на полную ступню.

Ствол держит правой рукой у головки, прижимая его к правому боку, левой рукой – у насадка или за рукоятку.

Для работы лежа пожарный ложится на живот, ноги слегка разводит в стороны, опирается на локти или предплечья, ствол держит также, как и при работе со стволом из положения стоя.

Перекрытия подачи воды из ствола или изменение формы струи осуществляется поворотом крана или ручки кистью левой руки в соответствующее положение.

При работе с ручными стволами с переносных, стационарных и автолестниц необходимо сначала закрепится карабином за ступеньку лестницы. Для этого нужно подняться на одну ступеньку выше, закрепится карабином и опустится обратно на одну ступеньку ниже.

Работа со стволами со всех видов лестниц допускается только после закрепления пожарного карабином за ступеньку лестницы.

Для работы на высоте выделяется не менее двух пожарных.

Запрещается подавать воду в незакрепленные рукава до выхода ствольщика на исходную позицию.

Рукава проложенные через дороги, Необходимо защищать рукавными мостиками. Нельзя допускать перекручивание и заломов рукавов.

Прокладку рукавных линий через ж/д пути производить между шпалами (под рельсами).

В лестничных клетках рукавные линии следует прокладывать между маршами.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году