Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Дипломная работа: Участие прокурора в досудебном разбирательстве уголовных дел. Участие прокурора в досудебном производстве Законность решений, принимаемых в досудебном производстве

Прокурорский надзор на досудебных стадиях уголовного процесса
Прокурорский надзор осуществляется от начала до конца предварительного расследования. Следователь и орган дознания обязаны ставить прокурора в известность о начатом расследовании, а по окончании его - направлять ему дело вместе с обвинительным заключением. В случае прекращения дела прокурору направляется копия постановления.
Все решения, связанные с существенным ограничением прав граждан (о применении меры пресечения - заключения под стражу, об отстранении обвиняемого от должности, о помещении в лечебно-психиатрическое учреждение обвиняемого или подозреваемого, не содержащегося под стражей, и др.), требуют санкции прокурора и без нее ничтожны, т. е. не имеют юридической силы.
В области надзора за исполнением законов органами и должностными лицами дознания и предварительного следствия прокурору предоставлены следующие права:
- требовать от органа дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, материалы, документы и иные сведения о состоянии расследования и соблюдении закона;
- давать письменные указания о производстве любого следственного действия или относительно принятия решения из числа предусмотренных законом;
- поручать органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве следственных, оперативно-розыскных и розыскных действий;
- участвовать в производстве расследования, лично осуществлять отдельные следственные действия или принимать любое дело к своему производству;
- санкционировать действия и решения следователя и органа дознания в предусмотренных законом случаях;
- давать согласие на прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;
- продлевать сроки следствия, дознания и содержания под стражей;
- отстранять следователя (лицо, производящее дознание) от дальнейшего расследования по делу в случае нарушения им закона;
- изымать дело от органа дознания и передавать его следователю, передавать дело от одного следователя другому, от одного органа предварительного следствия другому (если это необходимо для обеспечения наиболее полного, всестороннего и объективного расследования);
- возбуждать уголовные дела, отказывать в их возбуждении;
- прекращать, приостанавливать производство по делам;
- отменять незаконные и необоснованные постановления органов расследования;
- возвращать уголовные дела на дополнительное расследование, утверждать обвинительные заключения и направлять дела в суд.
Полномочия прокурора реализуются им, как правило, в форме соответствующих правовых актов (письменное указание, резолюция на документе, постановление).
В устной форме прокурор может требовать представления ему для проверки уголовного дела, материалов, иных имеющихся у органа расследования сведений.
Указание прокурора, данное в письменной форме, обязательно для следователя и органа дознания. Обжалование вышестоящему прокурору не приостанавливает его исполнения, за исключением перечисленных в законе случаев (ч. 2 ст. 127 УПК).
Уголовное дело может быть направлено в суд только после утверждения обвинительного заключения прокурором. Это необходимо для того чтобы не допустить направления в суд дела, по которому имеются пробелы в доказательственном материале или допущены нарушения закона, препятствующие судебному разбирательству.
На изучение дела прокурору дается срок не более пяти суток. Затем он принимает одно из следующих решении:
- утвердить своей резолюцией обвинительное заключение;
- возвратить дело для производства дополнительного дознания или следствия со своими письменными указаниями;
- прекратить дело своим постановлением;
- возвратить дело с письменными указаниями для пересостав- ления обвинительного заключения;
- составить новое обвинительное заключение, а составленное следователем (органом дознания) изъять и вернуть ему с указанием обнаруженных ошибок.
При утверждении обвинительного заключения прокурор вправе своим постановлением исключить из обвинительного заключения отдельные пункты обвинения, переквалифицировать преступление на менее тяжкое, внести изменения в список лиц, подлежащих вызову в суд.
При наличии оснований он может своим постановлением изменить или отменить меру пресечения в отношении обвиняемого или, если мера пресечения ранее не применялась, избрать ее.
После утверждения обвинительного заключения прокурор направляет дело в суд, указывая при этом, считает ли он необходимым поддержать государственное обвинение. Одновременно он уведомляет обвиняемого, в какой суд направлено дело.

Прокурор

Субъекты со стороны обвинения

Органы обвинения

· Прокурор

· Следователь

· руководитель следственного органа

· Орган дознания

· Дознаватель

· Начальник органа дознания

Частные лица обвинения

o Потерпевший

o Частный обвинитель

o Гражданский истец

o Представители потерпевшего частного обвинителя и гражданского истца

31) прокурор - Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре;

(сам прокурор, его заместители, старшие помощники и помощники- должностные лица прокуратуры)

1) Функцию уголовного преследования

2) Функцию надзора за законностью производства, дознания и следствия

Прокурор не является главой уголовного преследования. Но есть изменения в 2007 году- ограничение полномочий при надзоре за следствие и расширили полномочия со стороны ведомственного контроля. Но, несмотря на это, прокурор осуществляет надзор за следствием. У прокурора есть некоторые полномочия, которые являются выражением функции уголовного преследования- направляет материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в начале уголовного преследования. Он может отменить постановление об отказе от возбуждения уголовного дела вследствие неполной проверки заявления и дать указания чтоб проверка была проведена всесторонне.

Есть полномочия об утверждении уголовного заключения или обвинения акта и направлять дело в суд для его рассмотрения по существу. В судебных стадиях он тоже осуществляет уголовное преследование- государственный обвинитель поддерживает от имени гос-ва обвинение в суде- это тоже выражение функции уголовного преследования.

ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПРИ НАДЗОРЕ ЗА СЛЕДСТВИЕМ И ДОЗНАНИЕ

· Проверять исполнения требования ФЗ при приеме регистрации и разрешении сообщений о преступлениях

Поднадзорные объекты- (органы внутренних дел- дознаватели- надзирает прокурор за ними, только пограничная служба ФСБ, таможенные органы, командиры воинских частей, органы государственного пожарного надзора, служба судебных приставов, ФСИН)

· Выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании

· Требует от органов дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания.

· а так же давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных (было то же самое полномочие в отношении следствия, но теперь нет)



· Давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве много процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения.

· Разрешает отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы

· Участвует в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства об избрании меры пресечения

· Прокурор может утвердить Обвинительный акт и направить дело в суд.

· А если неполно рассмотрено дело, то он может вернуть дело дознавателю с письменными указаниями по производству.

· Направляет для пересоставления обвинительного акта

· Возвращает для прекращения

· Утверждает постановление о прекращении

· Или отменяет постановление о прекращении

Статья 226. Решение прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом

1. Прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, и в течение 2 суток принимает по нему одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд;

2) о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям статьи 225 настоящего Кодекса со своими письменными указаниями. При этом прокурор может установить срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта - не более 3 суток. Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях и в порядке, которые установлены частями третьей - пятой статьи 223 настоящего Кодекса;

3) о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным статьями 24 - 28 настоящего Кодекса;

2. При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.

3. Копия обвинительного акта с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику и потерпевшему в порядке, установленном статьей 222 настоящего Кодекса.

В форме следствия-

· Требования от следственных органов устранения нарушения закона- это требование, как правило, выполняется, так как прокурор потом это требование будет обосновывать в суде

· вправе истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении ил прекращении уголовного дела и принимать по ним решения

· отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора

(следователь может занять одну позицию по делу, а прокурор другую, как правило, они между собой договариваются)

· рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решения

· передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования)

· утверждает обвинительное заключение по уголовному делу- иные виды решения, чем когда с дознавателем. Решение о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями; о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду..

прекратить прокурор не может дело самостоятельно в форме следствия (когда дознание может потребовать прекращения, а когда следствие- не может- но это нелогично- на практике договариваются.

Эту таблицу перепечатать полностью

СУДЕБНЫЕ СТАДИИ

1) функция преследования- обосновывает перед судом обвинительный тезис, участвую в непосредственном исследовании доказательств, выступает в прениях сторон. Ст 246

7. Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей его части по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 2 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.

Он обязан или вправе отказаться? Приказ Генерального прокурора № 185- Прокурор, если придет к выводу, что стоит отказаться от обвинения, то он обращается к вышестоящему прокурору. Если он согласен, то не будет обвинения, а если не согласен, то заменяет прокурора или сам будет поддерживать обвинение.

А может ли государственный обвинитель обжаловать приговор в связи с его суровостью я (прокурор просил условно, суд назначил реально, прокурор может обжаловать)- выбивается из функции уголовного преследования.

Таким образом, Прокурор в судебных стадиях выполняет функцию не только уголовного преследования, а правозащитную.

Ст 5 – государственным обвинителем может быть любое должностное лицо прокуратуры.

32. Полномочия прокурора в досудебном производстве

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ст. 37 УПК РФ).

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) возбуждать уголовное дело и поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;

3) участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и процессуальных действий;

4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела;

5) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6) разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;

7) отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение при производстве предварительного расследования;

8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи;

9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому;

10) поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-разыскных мероприятий;

11) продлевать срок предварительного расследования;

12) утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;

13) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;

14) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

15) приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу (п. 2 ст. 37 УПК РФ).

Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю являются обязательными, и если они обжалуются, то это не приостанавливает их исполнение.

Данные полномочия осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами (п. 3 ст. 37 УПК РФ).

Из книги Уголовно-процессуальное право автора Невская Марина Александровна

29. Предварительное расследование в досудебном производстве и его формы Предварительное расследование – деятельность органов расследования по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значение для дела обстоятельства в

Из книги Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 22. Полномочия прокурора 1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь

Из книги Прокурорский надзор: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Статья 27. Полномочия прокурора 1. При осуществлении возложенных на него функций прокурор:рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;принимает меры

Из книги Уголовно-процессуальное право: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

Статья 30. Полномочия прокурора 1. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской

Из книги Правоохранительные органы. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

Статья 33. Полномочия прокурора 1. При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 настоящего Федерального закона;опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц,

Из книги Прокурорский надзор. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Из книги Проблемы квалификации преступлений: Лекции по спецкурсу «Основы квалификации преступлений» автора Кузнецова Нинель Федоровна

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Тема 24. Предварительное расследование в досудебном производстве и его формы Предварительное расследование – деятельность органов расследования по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значение для дела обстоятельства

Из книги автора

62. Полномочия прокурора при осуществлении общего надзора Прокурор имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных министерств и ведомств и других органов, на которые распространяется эта отрасль надзора, иметь доступ к их документам и

Из книги автора

59. Полномочия прокурора по выявлению правонарушений Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов – это законодательно предоставленные прокурору правовые средства, используя который, он имеет право и обязанность выявлять, предупреждать и

Из книги автора

60. Полномочия прокурора по устранению и предупреждению правонарушений В отдельную группу можно выделить полномочия, связанные с предупреждением и устранением выявленных правонарушений.1. Возбуждение уголовного дела: основания возбуждения уголовного дела, а также

Основными функциями прокурора в досудебном производстве являются преследование и надзор за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия. Помимо этого прокурор осуществляет и следующие функции6 участвует в расследовании уголовных дел, производимых следователями и органами дознания; координирует взаимодействие при раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений; рассматривает и разрешает ходатайства и жалобы участников процесса; обжалует судебные решения; участвует в международном сотрудничестве.

Осуществление прокурором уголовного преследования, функции уголовного преследования, как и иные функции, прокурор осуществляет путем реализации уголовно- процессуальных полномочий, которые возложены на УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ».В этих целях прокурор от имени РФ, поручает расследование уголовного дела нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю либо принимает уголовное дело к своему производству и проводит расследование в полном объеме; участвует в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производит отдельные следственные и иные процессуальные действия, обеспечивает установление событий преступления, выявление и изобличение лица и лиц, которые виновны в его совершении, предъявления обвинения, применения мер уголовно- процессуального принуждения и направление уголовного дела в суд с обвинительным заключением.

Осуществление прокурорского надзора, функции надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия самостоятельной формой прокурорского надзора и состоит в том, что прокурор от имени РФ наблюдает: за исполнением органами расследования установленного законом порядка приема, рассмотрения и разрешения заявлений о совершенных либо готовящихся преступлениях и проведения по ним расследования, за законностью решений, принимаемых органами дознания и предварительного следствия.

Объектами данной отрасли надзора являются органы дознания в лице дознавателя и начальника органа дознания, а также органы предварительного следствия в лице следователя и начальника следственного отдела. Предметом данной отрасли является:

1. соблюдение прав и свобод человека и гражданина органами дознания и предварительного следствия;

2. соблюдение органами дознания и предварительного следствия установленного УПК РФ порядка приема, рассмотрения и разрешения заявлений (сообщений) о совершенных или готовящихся преступлениях и проведение расследования;

3. законность решений, принимаемых органами дознания и предварительного следствия.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия установлены ст.37 и другими статьями УПК РФ, а также другими федеральными законами. Особенность данного надзора заключается в том, что он является, с одной стороны, органической составной частью уголовного процесса в досудебном производстве, а с другой стороны, стоит как бы над уголовным процессом, обеспечивая прокурорам возможность для выявления, установления и предупреждения нарушений закона в деятельности органов расследования и других участников досудебного производства, для принятия мер к устранению нарушений, их последствий и восстановления законности. Благодаря такой особенности проводимого им надзора прокурор призван способствовать органам расследования в оптимальном осуществлении их задач и функций по борьбе с преступностью.



Выявление и установление прокурором нарушений закона образуют действия прокурора по реализации полномочий, которые предоставлены ему ст.37 и ФЗ « О прокуратуре РФ». Прежде всего прокурор выявляет и устанавливает нарушение закона в ходе сплошных ежемесячных и разовых проверок исполнения органами расследования требований УПК о приеме, регистрации и разрешения заявлений о преступлениях. Информацию о состоянии законности в досудебном производстве прокурор получает, изучая копии важнейших постановлений и других документов, которые обязаны направлять ему дознаватели и следователи, прокурор накапливает данные процессуальные акты и иные информационные документы в наблюдательных производствах по каждому уголовному делу.

Прокурор вправе истребовать для изучения и проверки все уголовное дело, его отдельные материалы, запросить у следователя, дознавателя информацию о раскрытии преступлений, ходе и результатах расследования и взаимодействия с оперативно- розыскными службами и иными правоохранительными органами и их должностными лицами. Информацию о состоянии законности по расследуемому делу прокурор может получить, участвуя в производстве расследования, присутствия при проведении следователем, дознавателем осмотра места происшествия или другого следственного действия, рассматривая жалобы на действие и решение следователя, органа дознания. Такую информацию прокурор получает, продлевая срок расследования, давая следователю, дознавателю согласие на возбуждение уголовного дела, на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения.



Выявление и установления прокурором нарушений закона в действиях органа расследования и других участников процесса возможно также при выполнении прокурором других полномочий, в частности, когда прокурор проверяет обоснованность ходатайств об отводах, заявленных нижестоящему прокурору, следователю, начальнику следственного отдела, дознавателю, начальнику органа дознания.

Устранение прокурором нарушений закона, восстановление им законности, пресечения и предупреждения нарушений закона образует принятие прокурором решений в порядке реализации полномочий. Данными решениями прокурора пресекаются и устраняются нарушения закона и восстанавливается законность. Факты укрытия преступлений от учета подлежит тщательной проверке и в зависимости от характера допущенных нарушений закона прокурор может применить к дознавателю, следователю, руководителю следственного аппарата, органа дознания меры правового регулирования, объявить в письменной форме предостережений о недопустимости нарушений закона, вынести постановление о привлечении к дисциплинарной ответственности за укрытие заявления о преступлении от регистрации и учета.

Обнаружив нарушение норм УПК при вынесении следователем, дознавателем постановлений, прокурор обязан прежде всего отменить данные постановления следователя, дознавателя, а приналичии к тому оснований- отстранить следователя, дознавателя от дальнейшего производства расследования и направить представление о привлечении данного следователя, дознавателя к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения закона.

Прокурор уполномочен принимать предусмотренные законном меры к восстановлению законности, нарушенных прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. В частности, такие меры ему следует принимать по итогам рассмотрения ходатайства и жалоб участников досудебного производства по делам о преступлениях, когда такие ходатайства и жалобы оказываются обоснованными. Судебное разбирательство является центральной стадией уголовного процесса. Сущность судебного разбирательства заключается в разрешении судом правового спора между обвинителем и подсудимым (обвиняемым лицом), содержанием которого является вопрос о виновности подсудимого в совершении преступлении и о назначении ему определенного наказания. Именно на стадии судебного разбирательства большинство уголовных дел рассматривается и разрешается по существу; происходит всестороннее, полное и объективное исследование уголовного дела; выявляется уличающие и оправдывающие обвиняемого, смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства – все это при строгом соблюдении демократических принципов уголовного судопроизводства.

Основными действующими лицами в ходе судебного разбирательства (участниками судебного разбирательства) являются, прежде всего, суд, а также субъекты уголовного судопроизводства, выполняющие на данной стадии функции сторон (государственный обвинитель, подсудимый и его защитник, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители).

Суд занимает особое место в уголовном процессе, он олицетворяет самостоятельную ветвь государственной власти и осуществляет функцию правосудия путем рассмотрения и разрешения дел.

Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения и участники уголовного судопроизводства со стороны защиты занимают в нем постоянное положение, имеют в деле собственные интересы, в отстаивании которых законными способами и средствами и заключается их участие. Каждая из этих групп представляет собой равноправную сторону в уголовном деле, обладающую определёнными правами и обязанностями.

Сторону защиты представляют: обвиняемый, его законный представитель, защитник, гражданский ответчик, его законный представитель и представитель (п. 46 ст. 5 УПК РФ).

Сторону обвинения в соответствии с п. 47 ст. 5 УПК РФ в стадии судебного разбирательства представляют: прокурор, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель. Кроме того, по поручению прокурора и в случаях, когда предварительное расследование произведено в форме дознания, обвинение в суде могут поддерживать дознаватель или следователь. Но, необходимо заметить, что хотя данное положение закреплено в УПК РФ, согласно приказу Генераль­ной прокуратуры РФ от 3 июня 2002 г. № 28 «Об организации ра­боты прокуроров в судебных ста­диях уголовного судопроизводства» поддержание государственного обвинения в суде должностными лицами органов дознания и следователями должно быть исключено до особого распоряжения.

По делам частного обвинения на стороне обвинения выступает частный обвинитель, его законный представитель и представитель. Названные процессуальные фигуры являются носителями функции уголов­ного преследования, которой является процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п.55 ст. 5 УПК РФ).

Стороны защиты и обвинения равноправны перед судом. Конституция РФ устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст.123). Данное положение закреплено и в уголовно-процессуальном законодательстве и отражено в ч.4 ст. 15 УПК РФ. Наделение двух противоположных сторон равными правами обеспечивает реализацию принципа состязательности уголовного процесса.

Построение судебного процесса на началах состязательности создает наилучшие возможности полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, усили­вает гарантии прав и законных интересов участников разбирательства. Состязательная форма судебного процесса предполагает спор, противоборство равноправных сторон, их стремление превзойти друг друга путем использования предоставленных законом процессуальных средств для такого спора. Столкновение двух противоположных функций - обвинения и защиты - рождает спор, борьбу мнений. В таком процессе каждое обстоятельство исследуется и каждое доказа­тельство проверяется под углом зрения и обвинения, и защиты; суд имеет возможность услышать и взвесить все доводы, как в пользу обвинения, так и в пользу подсудимого.

Равенство сторон обвинения и стороны защиты закреплено и в ст. 244 УПК РФ, согласно которой в судебном заседании стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду письменных формулировок по вопросам, указанным в пунктах 1-6 ч.1 ст. 299 УПК РФ, на рассмотрение других вопросов, возникающих в ходе судебного разбирательства.

В ходе судебного разбирательства сторонами могут быть заявлены ходатайства о вызове новых свидетелей, экспертов и специалистов, об истребовании вещественных доказательств и документов или об исключении доказательств, полученных с нарушением требований УПК РФ, и другие ходатайства, которые должны быть обоснованы, стороной, заявившей их.

Стороны могут заявить отвод кому-либо из участников судебного разбирательства, в случаях, когда существуют обстоятельства, исключающие возможность их участия в производстве по уголовному делу. Данные обстоятельства детально регламентированы в главе 9 УПК РФ. Заявление об отводе предполагает его мотивированность, изложение конкретных данных о наличии обстоятельств, исключающих участие лица в производстве по уголовному делу.

В ходе судебного разбирательства стороны вправе представлять доказательства, т.е. любые сведения, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, в равной мере участвовать в их исследовании.

Таким образом, сторонам предоставлены равные права по доказыванию, то есть и сторона обвинения и сторона защиты в равной мере наделены возможностью, используя различные процессуальные средства, отстаивать свое мнение, относительно рассматриваемого дела.

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.

Согласно ст. 29 ФЗ "О прокуратуре РФ" предметом надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия является соблюдение

    1. и свобод человека и ;
    2. установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
    3. установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также
    4. законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Соблюдение прав и свобод человека и гражданина

Предварительное рассле­дование существенно затрагивает права и интересы участ­ников уголовного судопроизводства , поскольку оно связанно с ограничением конституционных прав и свобод граждан. В процессе расследования могут применяться меры процессуального принуждения (задержание подозре­ваемого, заключение под стражу, привод, временное отстра­нение от должности, наложение на имущество и т.д.).

Указанные обстоятельства предопределяют сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудеб­ном производстве по уголовным делам:

  • прокурор обязан следить за тем, чтобы нормы закона, регулирующие процессуальную деятельность органов дозна­ния и органов предварительного следствия, не нарушались, а при обнаружении нарушений - немедленно принимались меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов.

Рассматривая сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголов­ным делам следует также отметить, что прокурор не может произвольно вмешиваться в предварительное расследова­ние .

При осуществлении досудебного производства по уголов­ным делам необходимо соблюдать основания и процедуры ограничения прав и свобод человека и гражданина, предус­мотренные уголовно-процессуальным законодательством.

Подробнее

Например, ограничение права гражданина на тайну перепис­ки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного реше­ния (ч. 1 ст. 13 УПК РФ).

УПК РФ установлены дополни­тельные ограничения по осуществлению досудебного про­изводства в отношении отдельных категорий лиц. Так, член Совета Федерации, Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной па­латы РФ, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления, за исключением случаев задержания на мес­те преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

Установленный порядок разрешения заявлений и со­общений о совершенных и готовящихся преступлениях

Является одним из элементов предмета прокурорско­го надзора. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 37 в ходе досудеб­ного производства по уголовным делам прокурор уполномо­чен проверять исполнение требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Статья 145 УПК РФ предусматривает при­нятие решений по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.

Сообщения о преступлениях могут быть выражены в различных формах:

    • устные и письменные заявления;
    • явки с по­винной, сделанные как в устном, так и в письменном виде;
    • сообщениях о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Прокурор должен следить за тем, чтобы не было отка­зов в принятии сообщений о преступлениях. При проверке необходимо обращать внимание на порядок приема и регистрации сообщений.

Прокурорский надзор за соблюдением порядка предва­рительного расследования

Прокурорский надзор за соблюдением порядка предва­рительного расследования как в форме дознания, так и предварительного следствия служит одной из обеспечения прав и законных интересов участников уголов­ного судопроизводства (потерпевших, подозреваемых, об­виняемых, свидетелей и т.д.), неотвратимости ответственно­сти за совершенное преступление, защиты лиц, общества, государства от преступных посягательств.

Соблюдение предписанных законом процедур расследования способ­ствует обеспечению достижения истины, объективности оценки полученной информации, соблюдению конституци­онного принципа презумпции невиновности.

Порядок предварительного расследования преступлений подробно регламентирован уголовно-процессуальным зако­ном. При осуществлении надзора прокурор должен ориентироваться на следующие конституцион­ные нормы:

    • решения и действия органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46);
    • каждый задержанный, заключенный под стражу, в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента со­ответствующего задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст. 48);
    • обвиняемый не обязан до­казывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ст. 49);
    • при осуществлении правосудия не допускается использова­ние доказательств, полученных с нарушением закона (ст. 50);
    • никто не обязан свидетельствовать против себя само­го, своего супруга и близких родственников, круг которых оп­ределяется федеральным законом (ст. 51);
    • права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняют­ся законом; государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52).

В уголовно-процессуальном законодательстве реализу­ются конституционные нормы путем регламентации не только общих требований, относящихся к стадии предвари­тельного расследования (неприкосновенность личности; не­прикосновенность жилища; охрана личной жизни и тайны переписки и т.д.), но и путем установления четкого порядка производства каждого следственного действия. При этом прокурору следует обращать внимание на следую­щие обстоятельства:

    1. компетенцию лица, осуществляющего процессуаль­ные действия (например, согласно ч. 2 ст. 41 УПК РФ не до­пускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия; в со­ответствии с п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК РФ орган дознания по уго­ловным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, может выполнить лишь неотлож­ные следственные действия);
    2. соответствие следственного и иного процессуального действия тому наименованию, который предусмотрен УПК РФ (осмотр, проверка показаний на месте, выемка и т.д.);
    3. наличие оснований для проведения следственного и иного процессуального действия (например, основанием производства является наличие достаточных осно­ваний полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, до­кументы и ценности, которые могут иметь значение для уго­ловного дела);
    4. наличие условий для проведения следственного и ино­го процессуального действия (например, контроль телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц допускается лишь при производстве по уголов­ным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях);
    5. соблюдение правил собирания доказательств (напри­мер, производство следственного действия в ночное время не допустимо, за исключением случаев, не терпящих отлага­тельства; в ходе следственного действия или непосредствен­но после его окончания должен быть составлен протокол следственного действия и т.д.).
Законность решений, принимаемых в досудебном производстве

Особого внимания прокурора заслуживают решения, влияющие на движение уголовного дела. Это относится, прежде всего, к законности и обоснованности решений

    1. о возбуждении уго­ловного дела,
    2. об отказе в возбуждении дела,
    3. о передаче сооб­щения по подследственности.

К наиболее важным решениям, принимаемым в процессе предварительного расследования и подлежащим тщательной проверке прокурором, относятся следующие (в основном, ограничивающие права и свободы человека и гражданина) :

    • о задержании подозреваемого;
    • об избрании в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения;
    • о привлечении в качестве обви­няемого;
    • о приводе подозреваемого, обвиняемого, потерпев­шего, свидетеля;
    • о временном отстранении обвиняемого от должности;
    • о розыске обвиняемого;
    • о производстве выемки;
    • о производстве обыска;
    • о наложении ареста на имущество;
    • о на­значении экспертизы;
    • о приобщении к уголовному делу веще­ственных доказательств; о продлении срока следствия, содер­жания под стражей; о выделении уголовных дел и другие.

Прокурорской проверке подлежат и такие важные реше­ния, принимаемые на завершающем этапе предварительно­го расследования, как о приостановлении предварительного расследования, о прекращении уголовного преследования и уголовного дела.

Надзор за законностью решений, принимаемых в досудеб­ном производстве, включает исполнение требований закона при принятии всех следственных и иных процессуальных ре­шений, независимо о того, принимает ли следователь, орган дознания или дознаватель такие решения самостоятельно либо требуется получение судебного решения и (или) санк­ции прокурора.

Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебном производстве в общем случае решает две задачи:

    1. служит средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав и свобод граждан;
    2. осуществляет надзор за соблюдением закона, позволяет эффективно проводить уголовное преследование (так как в случае нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правил проведения следственных действий полученные сведения не будут иметь доказательственного значения).

Задачи прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве могут быть определены с учетом целей прокуратуры и назначения уголовного судопроизвод­ства. К ним относятся:

    1. принятие мер, направленных на исполнение органами дознания и органами предварительного следствия требова­ний закона по защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;
    2. принятие мер к обеспечению защиты личности от незаконного и необосно­ванного обвинения, ограничении ее прав и свобод;
    3. контроль исполнения требований закона при приеме, регистра­ции и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях;
    4. контроль соблюдения установленного законом порядка возбуж­дения уголовных дел;
    5. контроль соблюдения предусмотренных законом мер по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в со­вершении преступления;
    6. контроль соответствия требованиям закона решений, прини­маемых в процессе досудебного производства по уголовным делам;
    7. контроль соблюдения условий и порядка проведения след­ственных и иных процессуальных действий, а в предусмот­ренных законом случаях - оснований для их проведения;
    8. контроль соблюдения прав потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого и других участников уголовного судопроиз­водства.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году