Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Формирование административного права и его источники. Система и источники административного права. административно-материальное и административно-процессуальное право. Механизм административно-правового регулирования

Административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений, начиная от правил дорожного движения и заканчивая сферой международных отношений.

Система административного права делится на общую и особенную части. Общая часть включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах определенных сфер управления (образование, охрана общественного порядка и т.п.). Каждая из частей включает в себя несколько административных институтов (подотраслей).

В общую часть входят четыре подотрасли:

  • 1) регулирующие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права);
  • 2) регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти;
  • 3) регулирующие административно-правовые статусы негосударственных организаций;
  • 4) обеспечивающие законность управления.

В четырех подотраслях особенной части объединены нормы, регулирующие:

  • 1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность;
  • 2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации;
  • 3) социально-культурную деятельность государственной администрации;
  • 4) деятельность государственной администрации по организации политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).

Важнейшими источниками административного права являются законы (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и законы субъектов РФ) и подзаконные акты - нормативно-правовые акты самой различной субординации, конкретизирующие законы.

Различают как чисто административные правовые источники, так и “смешанные” - многоотраслевые, в которых одновременно присутствуют нормы различных отраслей права (например, административного и гражданского, административного и уголовного и т.п.).

В зависимости от того, кем приняты те или иные законодательные и нормативно-правовые акты, т.е. - по юридической силе источники административного права можно разделить на несколько типов: 1. законы РФ и ее субъектов, акты государственной администрации (и соответствующих органов субъектов РФ) - указы, распоряжения Президента, постановления и распоряжения правительства, министерств и ведомств; глав администраций, руководителей государственных органов, комитетов, командиров воинских частей; 2. Акты органов бывшего СССР, не утратившие своей актуальности в силу правопреемственности в тех случаях, если еще не приняты соответствующие нормативные акты РФ и если они не противоречат российскому законодательству; 3. Международные акты: в соответствии с Конституцией РФ “общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации”.

Для обеспечения единства и одновременно дифференциации административно-правовых норм необходима их систематизация. Единство правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, достигается путем их группировки в самостоятельные правовые институты (например, институты субъектов административного права, государственной службы, правовых актов управления, административного принуждения и др.). Таким образом, система административного права – это единство и дифференциация административно-правовых норм, однородные группы которых образуют взаимосвязанные административно-правовые институты. Иными словами, система административного права как отрасли права предполагает такое распределение нормативного материала, которое позволяет обеспечить единство и дифференциацию административно-правовых норм, их логическую последовательность.

Вместе с тем сами правовые институты также можно группировать. Поскольку есть группы норм административного права, регулирующие управленческие отношения, связанные с особенностями какой-либо сферы деятельности государства, и группы норм, устанавливающих общие принципы государственного управления и реализации исполнительной власти, характерные для всех административно-правовых отношений, постольку институты административного права можно систематизировать и по этому признаку.

В соответствии с названным признаком в юридической литературе принято разделять две части административного права: Общую и Особенную.

К Общей части относятся группы норм, закрепляющие:

а) административно-правовой статус участников общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления;

в) основы государственной службы;

г) формы и методы государственно-управленческой деятельности и реализации исполнительной власти;

д) административные правонарушения и административную ответственность;

е) способы и порядок обеспечения законности в государственном управлении.

К Особенной части относятся четыре большие группы норм, осуществляющих:

а) государственное управление в межотраслевых областях (прогнозирование и планирование социального развития; занятость населения, финансовая деятельность и кредитование, стандартизация и метрология, учет и статистика);

б) государственное управление в отдельных отраслях хозяйственной деятельности (агропромышленной, строительной сфере, тяжелой и легкой промышленности и т.д.);

в) государственное управление в социально-культурной сфере (образование, культура, наука, здравоохранение, социальное обеспечение и т. д.);

г) государственное управление в административно-политической сфере (оборона, внутренние дела, государственная безопасность, юстиция, борьба с преступностью, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности и т. д.).



Систематизация административного права имеет не только теоретическое, но и практическое значение: она помогает правильному пониманию содержания административно-правовых норм, способствует решению задач унификации и кодификации административного законодательства.

В теории права под источниками обычно понимают формы выражения правовых норм. Нередко ошибочно полагают, что основным административно-правовым источником выступает Кодекс РФ об административных правонарушениях, хотя в нем содержатся лишь административно–деликтные нормы.

Административно-правовые отношения регулируются как административно-правовыми актами, так и актами, имеющими межотраслевой характер, например, Конституцией РФ, уставами и Конституциями субъектов РФ, федеральными конституционными законами.

Многогранность, многоаспектность, сложность и многообразие административно–правовых отношений обусловливает значительное разнообразие источников их регулирования. В связи с этим под источниками административного права понимая формы выражения административно-правовых норм, к основным источникам рассматриваемой отрасти права можно отнести:

а) Конституцию РФ, которая выступает в качестве фундаментальной основы формирования как всей системы российского права, всего правового механизма регулирования возникающих общественных отношений с помощью правовых средств и методов, так и его отдельных отраслей. Значительная часть правовых норм, содержащихся в Конституции, имеют ярко выраженную административно-правовую направленность, по своему характеру являются источником административного права. В качестве аргумента можно назвать ст.110-117, ч. 2 ст. 77, ч.1,2,3 ст. 78, определяющие принципы организации и функционирования органов исполнительной власти. Разумеется, нормы, закрепленные в Конституции РФ, прежде всего являются нормами конституционного права. Однако в силу заложенного социально-регулятивного потенциала их следует рассматривать в качестве источников формирования и административного права. При этом конституционно-правовые нормы в рамках организации деятельности органов исполнительной власти играют различные роли. В одних случаях они закрепляют основные, фундаментальные общепризнанные мировым сообществом гуманитарные принципы, которых следует придерживаться в процессе деятельности органов исполнительной власти, например, ст.2. Нередко конституционно-правовые нормы задают правила поведения для должностных лиц и государственных служащих органов исполнительной власти. В то же время нормы Конституции определяют основы организационно-структурного построения и функционирования органов государственного управления. При изучении административного права все эти особенности норм Конституции следует учитывать. С принятием в Конституции (уставов) субъектов РФ источники административного права значительно расширились.

2. Важным источником административного права выступают законы РФ, в первую очередь федеральные конституционные законы и федеральные законы. К федеральным конституционным законам следует отнести те законодательные акты, принятие которых прямо предусмотрено самой Конституцией РФ. Например, Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 года. Федеральные законы РФ содержат административно-правовые нормы, направленные на регулирование общественных отношений в сфере государственного управления. В качестве примера можно назвать Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 года; Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г.; Федеральный закон «О внешней разведке» от 10 января 1996 года и другие. В настоящее время законодательная форма источников административного права значительно расширена. Это связано с тем, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.ст. 6, 76) законодательные акты принимаются не только на федеральном и республиканском уровнях, как это было и раньше, но и представительными органами государственной власти иных субъектов Федерации (краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения).

3. Источниками административного права являются нормативные указы Президента Российской Федерации (ст. 90 Конституции РФ), а также утверждаемые его указами положения (например, Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего).

Принципиальное значение имеют указы Президента РФ: «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года № 314; «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12 мая 2008 года № 724 и другие, на основе которых формируются и функционируют федеральные органы исполнительной власти.

4. К числу источников административного права относятся также нормативные постановления Правительства Российской Федерации (ст.115 Конституции РФ). Примерами нормативных актов Правительства могут служить: постановления «О ведении государственного учета лесного фонда»; утвержденное им Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации и т.п. Правительство утверждает также положения о федеральных законах исполнительной власти, различного рода правила. Так, 13 августа 1997 года постановлением № 1009 Правительством были утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Вместе с тем следует подчеркнуть, что вопреки конституционному принципу разделения властей, постановления Правительства ошибочно относят к числу законодательных актов, что не соответствует их юридической природе.

5. В межотраслевом и отраслевом масштабе источниками административного права служат нормативные акты федеральных министерств и федеральных служб и др.

6. На республиканском уровне роль источников административного права выполняют конституции республик, их законы, президентские (там, где таковые избраны) и правительственные нормативные акты, такого же рода акты министерств и ведомств.

7. В краях, областях, городах федерального значения, автономных областях и округах источниками административного права служат уставы, законы субъектов Российской Федерации, а также издаваемые органами государственной власти этих образований иные нормативные правовые акты.

8. Административно-правовые нормы могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права.

9. Наконец, источниками административного права внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений, иных организаций. Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования.

Многообразие административно-правовых норм и источников административного права остро ставит проблему его систематизации и кодификации. Административное право относится к числу обширных отраслей правовой системы Российской Федерации. Во многом это объясняется его многопрофильностью и многоаспектностью. По существу, сейчас можно с определенной долей условности говорить о кодифицикации лишь одного института действующего российского административного права – института административной ответственности. Имеется в виду Кодекс РФ об административных правонарушениях, объединивший на федеральном уровне материальные и процессуальные административно-деликтные нормы. Однако полная, всеобъемлющая кодификация административно-правовых норм вряд ли возможна в принципе. В силу этого на первый план выдвигается задача систематизации административно-правовых норм, приведения их в соответствие с потребностями сегодняшнего дня.

Говоря о взаимодействии административного права с другими отраслями права, необходимо отметить, что наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным правом. Именно конституционное право определяет понятие, основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, правовые основы их взаимодействия с другими видами государственной власти; именно конституционное право закрепляет права и свободы человека и гражданина, реализация значительной части которых осуществляется в рамках административно-правовых отношений.

Вместе с тем административное право тесно соприкасается с гражданским правом, также в ряде случаев регулируя имущественные отношения или используя гражданско-правовые методы. Прослеживается тесная взаимосвязь административного права с трудовым – по урегулированию отношений, касающихся государственной службы. Где проходит граница административного права с финансовым, земельным, природоохранительным, определить очень сложно, поскольку правоотношения в этих областях зачастую регулируются нормами административного права и административно-правовыми средствами. По своей сути административное право взаимодействует практически со всеми отраслями права правовой системы России. Это объясняется прежде всего широким кругом правоотношений, регулируемых нормами административного права.

Все действующие источники административного права образуют целостную, несамоуправляемую систему, изменять которую вправе многие субъекты. Признак, который лежит в основе этой совокупности, наличие в каждом из них действующих норм административного права.

Нередко систему источников административного (финансового, семейного и других отраслей права) называют административным (финансовым, семейным и т. д.) законодательством. Это некорректно. Известно, что нормы административного права содержатся не только в законах, их очень много в подзаконных актах. В п. 2 ст. 3 ГК РФ сказано: «Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов...». Гражданский кодекс Российской Федерации п. 2 ст. 3. И административное законодательство следует понимать как систему законов, в которых имеются нормы административного права. А всю совокупность действующих источников этой отрасли можно назвать системой источников административного права (СИАП). Административное законодательство образует ядро, важную часть СИАП.

В этом первая особенность СИАП, резко отличающая ее от системы источников уголовного права.

Во-вторых, ст. 72 Конституции России устанавливает, что административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Уточняет это положение ч. 2 ст. 76 Конституции: «По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации». Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

В-третьих, особенность СИАП - многообразие источников. В нее входят законы и подзаконные акты федеральных, региональных, муниципальных органов. Изменяют административное право своими актами и законодательная, и исполнительная, и судебная власти, а кроме того, и Президент, и Банк России, и Генеральный прокурор. Акты органов всех ветвей государственной власти являются источниками административного права.

В-четвертых, СИАП огромна по числу входящих в нее источников. Это прежде всего объясняется универсализмом и иными особенностями административной власти. Поэтому требуется большое число федеральных и региональных, материальных и процессуальных, регулятивных и охранительных, общих и внутриаппаратных норм, регулирующих деятельность государственной администрации во многих сферах общественной жизни. В этом нетрудно убедиться, ознакомившись с общеправовым классификатором отраслей законодательства СЗ РФ. 1996. № 7. Ст. 679, в котором нет раздела «административное законодательство», а соответствующие источники помещены в разделы законодательства об административных правонарушениях, о государственной службе, об обороне, о безопасности, о транспорте и связи, об охране общественного порядка и в десятки других разделов классификатора. Кстати, в классификаторе тоже некорректно используется термин «законодательство», хотя речь идет о системе источников соответствующих норм, в которую входят даже ведомственные инструкции.

Пятая особенность СИАП - ее мобильность, изменчивость. В систему административно-правовых норм часто вносятся изменения новыми источниками, а старые источники отменяются, изменяются. Нестабильность СИАП объясняется многими объективными факторами. На предметную, универсальную, организующую деятельность государственной администрации непосредственно влияют экономика, политика, тем более в условиях российских реформ, а также огромные размеры самого административного права и системы его источников и др. Нестабильность СИАП связана и с субъективными факторами: ошибками, политическими пристрастиями тех, кто готовит, принимает акты, содержащие нормы административного права. К тому же в СИАП много подзаконных актов, которые нетрудно отменить, изменить новому министру, губернатору и Правительству России.

В-шестых, СИАП, а значит, административно-правовые нормы, не систематизированы. Наличие большого числа источников разной юридической силы, принятых в разное время, - объективный факт, который отрицательно сказывается на состоянии систематизации отрасли. Единого административного кодекса нет, и его невозможно создать. Почему? Во-первых, потому что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которое требует правовое регулирование и деятельность государственной администрации. Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию и концентрацию правотворчества, а значит, лишение возможности административного правотворчества федеральных органов исполнительной власти, органов субъектов Федерации. Полная кодификация административного права означала бы нарушение ст. 72 Конституции России. Систему административно-правовых актов необходимо совершенствовать.

Акты субъектов Федерации публикуются в одной из газет, издаваемой на территории субъекта, а также в Собрании законодательства или в журнальном издании с иным названием, специально созданном для официальных публикаций актов субъекта Федерации.

"Акты федеральных судов можно найти в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, Вестнике Высшего арбитражного Суда Российской Федерации, Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации". Коренев А.П., Богатов Д.Ф. Административное право (альбом схем). М., 2008.Постановления Конституционного Суда РФ также подлежат обязательному опубликованию в Российской газете и Собрании законодательства Российской Федерации.

К сожалению, с публикацией источников административного права не все обстоит благополучно. Не решен вопрос об официальном издании внутриаппаратных ведомственных актов федеральных органов, нормативных административных договоров, актов муниципальных органов и ряда других источников административного права. Конечно, юристам трудно пользоваться большим количеством газет и журналов, в которых содержатся тексты нормативных актов. В какой-то степени эти недостатки преодолеваются путем использования компьютерных вариантов систематизации законодательства («Консультант плюс», «Кодекс», «Ваше право», «Гарант» и др.), но это многим недоступно, к тому же тексты, извлеченные из компьютеров, не официальны. Представляется, что полезно было бы издавать еженедельную федеральную газету, которая оперативно доводила бы до всей страны официальные тексты всех федеральных органов. Подобные издания могли бы учредить и субъекты Федерации.

Вопрос о системе источников административного права, связанный с вопросом о соотношении понятий "система источников" и "административное право". С нашей точки зрения, использование термина "административного права" всегда должен быть определенном смысле. В самом деле, этот факт делает использование термина неудобным из-за неопределенности. Тем не менее, это не означает, что применение концепции административного права в смысле совокупности источников административного права является абсолютно неправильным или некорректным. Таким образом, в широком смысле, административное право - это система источников административного права, в то время как в своем, то есть узком смысле слова - это только набор законов, содержащих нормы отрасли.

Источники системы административного права представляют собой взаимосвязанный набор различных правовых актов, содержащих нормы административного права. Для характеристики системы должны выделить его основные элементы и определить общие принципы их взаимодействия. Система источников административного права состоит из двух основных групп правовых актов в соответствии с федеральной структурой нашего государства: федеральные, региональные и местные. Кроме того, все действия, которые являются источниками административного права (как федеральные, так и региональные, и местные) должны быть разделены на законодательные и индивидуальные договора. На фоне выбранных критериев классификации посвящена взаимосвязи между элементами системы.

Таким образом, ст. 72 Конституции Российской Федерации предусматривает, что административные процедуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает, что в области административного права, выданного федеральными законами и в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, как указано в нормативно-правовых источниках.

Следовательно, существует ситуация, в которой субъекты Российской Федерации должны координировать позицию, своих законодательных и правоохранительных органов, правовых актов с положениями федерального законодательства. Тем не менее, это также означает, что если на совместной юрисдикции, субъект федерации имеет право осуществлять нормативно-правовое регулирование.

В ведении Российской Федерации и ее полномочий в областях совместного ведения Федерации и субъектов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, которая включает в себя акты федеральных органов исполнительной власти по соответствующим вопросам, безусловно, необходимы для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Следовательно, в рамках исполнительного правотворчества в области административного права устанавливается приоритет федеральных нормативных актов.

Что касается соотношения законодательных и нормативных источников административного права, следует руководствоваться общим правилом, изложенной в ст. 15 Конституции, которая гласит: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, что означает, в частности, и тот факт, что все правовые акты, принятые органами и должностными лицами, должны соответствовать Конституции и законам".

Эти простые правила не могут спасти систему от источников проблем административного права и инцидентов, связанных, в частности, со злоупотреблением законотворчеством органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с фрагментацией и перекрывающих или противоречивых правил на разных уровнях системы, отсутствие законодательного регулирования многих вопросов, связанных с ограничением прав и свобод граждан.

Из-за этих обстоятельств, система источников административного права должна быть улучшена.

Также следует отметить, что система административного права в России практически не систематизирована, что затрудняет изучение источников промышленности и научных исследований в области административного права, и практической работы с правовым материалом, и в целом - определение регулируемых отраслей права. В связи с этим, вопросы систематизации и кодификации достаточно остро стоят в теории административного права.

Причиной фрагментации административных и отраслевых источников права, на наш взгляд, являются: разнообразие сфер регулируемых нормами права, наличие административно-правового регулирования в большинстве областей общественной жизни, которые связаны в первую очередь с универсальностью инструментов правительства в целом и невозможное создание единого правового акта, или, по крайней мере, обобщающего документа; огромное количество работающих нормативно-правовых актов, содержащих нормы административного права, которые необходимо изучать и классифицировать; относительная молодость современной правовой системы Российской Федерации, которая начала свое формирование немногим более пятнадцати лет назад, что крайне мало для формирования прогрессивной правовой системы, сложности проблем федерального правительства.

В настоящее время существует прочный фундамент для начала работы по систематизации нормативно-правовых актов административного права. Это и нормы Конституции Российской Федерации, а также некоторые правила федеральных законов, принятых по ключевым вопросам организации государственного управления. Есть три основные формы систематизации административного права: кодификации, инкорпорации и хронологическом публикации источников административного права.

Кодификация является высшей формой систематизации административного права, что предполагает снижение административного права в кодов для различных административных и правовых институтов и ветвей власти. При принятии Кодекса практики регламентировало его введение правил могут быть изменены, коррекция, некоторые из них отменены, другие появляются вновь, и т.д.

Кодификация как способ систематизации административного законодательства была осуществлена??в отношении одного из центральных институтов отрасли - Институт административной ответственности. В настоящее время Россия имеет в Административный кодекс.

Кодифицированы и административно-правовые нормы в определенных секторах государственного управления.

Тем не менее, в правовом поле являются юридические и административные регламенты, многие из которых устарели и не отвечают современным потребностям развивающихся социального организма. Следовательно, проблема кодификации все еще актуальны и насущны для административного права.

Действие административного права - форма рационализации административного права на основе объединяющей подхода к существующего правового материала. Административное право в процессе регистрации объединено в зависимости от объема в коллекциях, собраниях, в хранилищах и т.д. Внутри них нормы классифицируются в соответствии с рубриками и темами без изменения их содержания.

В России, нормотворчество на государственном уровне также функционирует и специализируется в систематизации правил различных отраслей права. Существует проект издания Свода законов Российской Федерации, которые должны сочетать правила отраслевых и других классификаций. Неофициальное включение административного права осуществляется учеными и преподавателями с целями простоты использования со стандартным материалом.

Хронологические систематизации актов административного права осуществляются путем их опубликования в официальных периодических изданиях: Собрание законодательства Российской Федерации, Газета нормативных актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Эта форма используется для мониторинга развития, динамики административного права, отслеживает дополнения и изменения к существующим правилам.

Все существующие источники административного права являются неотъемлемой частью самоуправляемой системы, которая имеет право изменять многие нормы. Особенность, которая является основой в этой системе - наличие в каждой из этих существующих правил административного права.

Часто система административных источников называется административным законодательством. Это неверно. Известно, что нормы административного права содержатся не только в законах. Глава 2, ст. 3 Гражданского кодекса гласит: "Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним, другими федеральными законами...". Административное право следует понимать как систему законов, которые являются нормами административного права. И все существующие источники этой отрасли можно назвать систему источников административного права (СИАП). Административное право является ядром и важной частью СИАП.

В этой первой функции SIAP резко отличает его от исходной системы права. источник административный право кодификация

Во-вторых, ст. 72 Конституции Российской Федерации предусматривает, что процедуры административного права делятся между Федерацией и ее субъектами. Уточняется, эту возможность ч. 2, ст. 76 Конституции гласит: "По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, выданных федеральных законов и в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации."

В-третьих, функция SIAP - выбор источников. Она включает в себя законы и правила федеральных, региональных и муниципальных органов власти, изменения административных правовых актов и их законодательной и исполнительной, и судебной власти, и, кроме того, президент и Банк России, и генеральный прокурор. Акты всех ветвей власти являются источниками административного права.

В-четвертых, в СИАП существует огромное количество ее источников. Это, прежде всего, из-за универсальности и других особенностей административного органа. Таким образом, большое количество федеральных и региональных, материальных и процессуальных, регулятивных и правоохранительных, общих и внутрипартийных норм, регулирующих государственного управления во многих сферах общественной жизни. Это легко увидеть, прочитав официальные классификаторы отраслей права, которые не разделяют "Административное право" на различные источники которые не размещаются в разделах законодательства об административных правонарушениях, гражданской службы, и в десятках других разделах классификатора. Кстати, в классификаторе также неправильно использовал термин "закон", хотя это система источников соответствующих правил, который включает в себя даже ведомственные инструкции.

Пятый признак СИАП - его мобильность и изменчивость. В систему административного права часто вносятся изменения в новые источники, а старые источники отменяются. SIAP нестабильна из-за многих объективных факторов. По вопросу, универсальности, организации мероприятий государственного управления непосредственно влияют на экономику, политику, особенно в российских реформах, а также огромный размер системы административного права и его источники и другие. Нестабильность СИАП связана с субъективными факторами: ошибки, политические пристрастия тех, кто готовит, принимает акты, содержащие нормы административного права. В дополнение к СИАП многих норм, что это легко, чтобы отменить, изменить новый министр, губернатор и правительство России.

В-шестых, SIAP, что означает, что административно-правовые нормы, не систематические.

Большое количество источников различного законную силу, принятое в разное время - объективный факт, что негативное влияние на систематизации отраслей права. Единый административный кодекс не является и не может быть создан. Почему? Во-первых, потому, что это невозможно в одном акте поставить такое огромное количество правил, которые требуют правового регулирования и деятельности государственной администрации. Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию и концентрацию законотворчества, а это значит, лишение административного законотворческого процесса федеральных органов исполнительной власти, Российской Федерации. Полная кодификация административного права будет означать нарушение ст. 72 Конституции России.

Система административных регламентов должна быть улучшена.

Основные направления этой работы:

* улучшение качества, отношения правовых норм;

* принять все необходимые реформы в правила;

* усиление роли закона в регулировании прав граждан, формирования и функционирования системы государственного управления. Следует отметить, что в этом направлении в течение относительно короткого периода времени, многое было сделано;

* пробелы в административно-правовом регулирования (путем принятия нормативных актов, регулирующих правовой статус студентов и стажеров, гражданскую альтернативную службу, и т.д.). Одним из важных аспектов проблемы СИАП для всех адвокатов - найти правильные источники.

Все федеральные законы, указы и распоряжения Президента, постановления и административные распоряжения Правительства должны быть опубликованы в Российской газете и в Собрании законодательства Российской Федерации. Официальное опубликование общих ведомственных нормативных актов в Российской газете и Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств. Кроме того, это касается многих центральных ведомственных органов (Центральный банк, Государственный таможенный комитет и др.)

Акты федеральных судов можно найти в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации. Решения Конституционного Суда Российской Федерации, а также должно быть опубликовано в Российской газете и Собрание законодательства Российской Федерации.

К сожалению, с публикацией источников административного права, не все хорошо. Не рассмотреть вопрос об официальном издании внутрипартийных ведомственных актов федеральных органов власти, регулирующих административных договоров, актов муниципальных органов власти и других источников административного права пока не стоит вопрос.

Конечно, юристам трудно использовать большое количество газет и журналов, в которых содержатся тексты нормативных актов. В какой-то степени эти недостатки будут преодолены путем использования компьютерных версий систематизации законодательства ("Консультант Плюс", "Кодекс", "Ваше право", "Гарант" и др.), Но он не доступен для многих, кроме того тексты, извлеченные из компьютеров, не являются оригиналами. Возможно было бы полезно, чтобы опубликовать еженедельную газету на федеральном уровне, которая будет незамедлительно доводить до всей страны, официальные тексты всех федеральных агентств. Такие публикации могут установить и субъектов Федерации.

Содержание

Понятие, система и источники административного права……………………………..3

Основная часть

Понятие, система и источники административного права

Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления. Нормы административного права определяют порядок организации и деятельности управленческого аппарата, права и обязанности должностных лиц и граждан, порядок рассмотрения административных споров, наложения административных взысканий.

Как и любая отрасль права, административное право имеет свой предмет – тот круг общественных отношений, который регламентирован нормами данной отрасли права. Характерная особенность административного права в том, что оно в той или иной степени участвует в регулировании всего комплекса отношений в современном обществе. Традиционным в определении предмета административного права как отрасли является то, что оно как совокупность правовых норм регулирует общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления). Несомненно, административное право – это право государства, необходимое условие его существования и функционирования. Административно-правовые нормы направлены на оптимизацию общественных процессов, вытеснения многих негативных явлений, объективно возникающих в них.

Административное право – это и право на жизнь и защиту, и право на обжалование, и право на то, чтобы быть услышанным государством и обществом. Существенная часть норм права призвана обеспечить функционирование человека и общества в сложных системах, во взаимодействии с техническими достижениями прогресса. Многие административно-правовые нормы направлены на то, чтобы не допустить трагических повторений. Таковы всем известные Правила дорожного движения, правила эксплуатации многих видов техники, требования к функционированию некоторых отраслей экономики. Именно административное право приводит в действие механизм государственного принуждения, обеспечивает государственную монополию силы.

Административное право – это целостная, логически завершенная система, состоящая из правовых норм и институтов, объединенных общими предметом, методом, принципами и целью регулирования общественных отношений. Они согласуются друг с другом, опираются на единые определения, используют единую терминологию.

Система любой отрасли права, и административное не является исключением, представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых институтов, норм, которые регулируют однородные общественные отношения, входящие в предмет отрасли права. Группировка однородных норм позволяет обеспечить целостность системы отрасли права, обеспечить практическую реализацию его норм.

Традиционным для большинства отраслей права является система из двух крупных взаимообусловленных блоков: общая часть и особенная часть

В рамках Общей части административного права выделяют нормы и институты, определяющие:

1. предмет и метод правового регулирования отрасли;

2. характеристику административно-правовых норм;

3. особенности административно- правовых отношений;

4. иерархию источников административного права;

5. статус участников административно-правовых отношений;

6. основу организации и деятельности органов исполнительной власти;

7. формы и методы реализации исполнительной власти, в том числе правовые акты управления;

8. механизм обеспечения законности в сфере исполнительной власти, в том числе порядок обжалования неправомерных действий;

9. вопросы административной ответственности и административного принуждения.

Что же касается Особенной части административного права, то ее структура обусловлена отдельными сферами государственного управления:

1. управление экономической сферой. В данный институт входит управление государственным имуществом, общие вопросы управления предпринимательской деятельностью, управление антимонопольной деятельностью, управление промышленностью, управление сельским хозяйством, управление транспортом, управление связью, управление жилищно-коммунальным хозяйством и т.д.

2. управление социально- культурной сферой, в рамках которой выделяют управление образованием, управление в области науки, управление в области культуры, управление в области здравоохранения и социального обеспечения и т.д.

3. управление административно- политической сферой, подразделяемое на управление в области обороны, управление в области безопасности, управление внутренними делами, управление иностранными делами, управление в области юстиции.

Источники административного права – это внешняя форма выражения административно-правовой нормы.

Нормативно-правовой акт является источником административного права, если он содержит административно-правовые нормы (регулирует общественные отношения в сфере государственного управления).

Источниками административного права являются многочисленные и разнообразные акты государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. В зависимости от того, каким органом государственной власти или должностным лицом были приняты акты, содержащие административно-правовые нормы, а значит, в зависимости от их юридической силы источники административного права делятся на несколько типов:

  1. Правовые акты федеральных органов государственной власти , включающие:

Законы Российской Федерации (Конституция РФ, акты Федерального Собрания, федеральные конституционные законы, федеральные законы, декларации, положения, постановления и др.)

Подзаконные федеральные акты (указы, распоряжения Президента РФ, постановления, распоряжения Правительства РФ; приказы, постановления министерств и других федеральных органов власти; приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти и руководителей федеральных предприятий, учреждений).

2. Правовые акты субъектов Российской Федерации :

Законы субъектов Российской Федерации (конституции, уставы субъектов РФ, правовые акты представительных органов субъектов РФ, законы, положения, постановления).

Подзаконные правовые акты субъектов РФ (акты глав исполнительной власти субъектов РФ, акты правительств или администрации субъектов РФ, ведомственные акты органов исполнительной власти субъектов РФ, приказы, инструкции руководителей государственных унитарных предприятий, учреждений субъектов РФ).

3. Правовые акты органов местного самоуправления .

4. Союзные акты (акты органов бывшего СССР). После распада Советского Союза некоторые акты продолжают действовать на территории России при соблюдении двух условий: если еще не приняты соответствующие нормативные акты Российской Федерации; если они не противоречат новому российскому законодательству.

5. Международно-правовые акты .

В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Нормы административного права содержатся в различных по своему характеру и значению юридических актах, в которые они включаются как статьи, пункты, параграфы и т.д. такие акты, если они содержат правовые нормы, являются источниками административного права и конкретными формами его выражения.

В заключение следует сформулировать выводы обобщающего характера.

Административное право России следует рассматривать в качестве отрасли юридической науки и нормативного массива, высшим выражением которого должно выступать отраслевое кодифицированное законодательство.

Административное право неразрывно связано с государственным управлением. Это следует рассматривать и как предмет административного права и как средство, при помощи которого осуществляется административно-правовое регулирование. Государственное управление в качестве предмета включает общественные отношения, с которыми связывается факт существования государства как социально-политического явления. К числу таких отношений следует прежде всего отнести отношения, связанные с формированием и функционированием государственного управления, обеспечением общественного порядка, осуществлением фискальной функции государства.

Государственное управление как средство правового регулирования непосредственным образом связано с механизмом государственного принуждения. Независимо от того, применяется это принуждение реально или только предполагается, оно всегда имеет место и выступает либо в качестве стимула, обеспечивающего правомерное поведение субъектов административно-правовых отношений, либо в качестве меры административно-правовой ответственности за совершенный административный проступок.

Рассмотрение административного права «в широком смысле» позволяет говорить о выделении самостоятельной научной специальности « Административное право; Административно процессуальное право; Административная юстиция».



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году