Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Государственные стандарты по безопасности труда. Ссбт. система стандартов по безопасности труда. основные положения. Оформление необходимой документации

В Российской Федерации действует комплексная система стандартов безопасности труда (ССБТ) – ее структура и назначение призваны помочь как контролирующим органам, так и трудящимся и работодателям в формировании единых нормативов охраны трудовой деятельности. О том, что входит в систему стандартов безопасности труда в 2018 году, следует знать каждому участнику трудовых взаимоотношений.

Система стандартов безопасности труда – что это такое

Под системой стандартов безопасности труда (ССБТ) в России подразумеваются два различных аспекта трудовой деятельности и взаимоотношений работодателя. В первую очередь – это общее собрание , касающейся общепринятых нормативов обеспечения охраны труда на предприятии. Но чаще всего, под ССБТ подразумевается одноименный государственный стандарт, регламентирующий большую часть аспектов деятельности в вопросах безопасности труда.

Впервые ССБТ нашла применение в сфере охраны труда еще в 1972 году во время Советского Союза. С того момента установленные государственные нормативы неоднократно претерпевали различные видоизменения. Основным документом, регламентирующим систему стандартов безопасности труда в 2018 году, выступает ГОСТ 12.0.001-2013, принятый в 2013 году и действующий по сей день.

Вышеозначенный государственный стандарт является международным и применяется на всей территории ЕврАзЭС в качестве основного среди членов экономического союза, что упрощает международные трудовые взаимоотношения и ведение хозяйственной деятельности на территории союзных государств.

Система стандартов безопасности труда в 2018 году – виды нормативов

Законодательством предусматривается разделение установленной системы стандартов безопасности труда в 2018 году на три основных уровня. Каждый из них содержит свои отдельные документы и положения, которые необходимо учитывать при ведении хозяйственной деятельности. К видам ССБТ можно отнести:

Система ГОСТ содержит свыше 450 отнесенных к ССБТ нормативов. Поэтому работодателям следует крайне внимательно относиться к вопросам обеспечения охраны труда на предприятии и принципам организации этого аспекта деятельности.

Обязательна ли к соблюдению система стандартов безопасности труда

Действующая ССБТ предполагает, что ряд стандартов и документов являются обязательными для ознакомления с ними российскими работодателями. При этом далеко не все стандарты должны в обязательном порядке быть использованы при ведении хозяйственной деятельности – основные положения ССБТ уточняют, что эта система в основных своих принципах не должна противоречить установленным нормативам федерального законодательства в вопросах охраны труда.

Таким образом полное изучение всех аспектов государственной системы стандартизации в вопросах обеспечения безопасности трудящихся не является необходимым для российских работодателей. Но применение ГОСТов может значительно упростить ведение всей необходимой документации, контакты с контролирующими и надзорными органами, а также может являться выгодным конкурентным преимуществом организации на рынке труда.

Классификация ГОСТов ССБТ – расшифровка обозначений

Каждый из ГОСТов, которые касаются вопросов обеспечения безопасности труда, имеет строго определенный законодательно порядок шифрования для упрощения поиска необходимых документов и сведения их в единую и удобную для использования базу. Так, каждый из относящихся к рассматриваемой категории нормативов, состоит из следующих компонентов:

  • Наименование документа. В данном случае им выступает обозначение «ГОСТ» или «ГОСТ Р»
  • Шифр группы нормативов. В отношении документов, относящихся к ССБТ, порядковый номер их всех начинается с числа «12».
  • Шифр сферы действия ССБТ. Всего ССБТ содержит пять различных групп нормативов, каждая из которых будет рассмотрена отдельно далее.
  • Порядковый номер стандарта в группе. Для него выделяется три цифры – от 001 до 999.
  • Год принятия стандарта. Он обозначается либо двумя цифрами – по последним цифрам года принятия, либо непосредственно полным обозначением года принятия стандарта.

Год принятия стандарта не всегда соответствует году введения его в действие. Так, многие из нормативов оказываются действующими только через год или даже полтора.

Непосредственно же группы ССБТ разделяются следующим образом и используют в себе 5 цифр:

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Система стандартов
безопасности труда

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГОСТ 12.0.001-82

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
Москва

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Система стандартов безопасности труда

Шифр группы

Наименование группы

Организационно-методические стандарты

Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов

Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию

Стандарты требований безопасности к производственным процессам

Стандарты требований к средствам защиты работающих

2.2. Стандарты группы «0» устанавливают:

организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда (цели, задачи и структура системы, внедрение и контроль за соблюдением стандартов ССБТ, терминология в области безопасности труда, классификация опасных и вредных производственных факторов и др.);

требования (правила) к организации работ, направленных на обеспечение безопасности труда (обучение работающих безопасности труда, аттестация персонала, методы оценки состояния безопасности труда и др.).

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.3. Стандарты группы «1» устанавливают:

требования по видам опасных и вредных производственных факторов, предельно допустимые значения их параметров и характеристик;

методы контроля нормируемых параметров и характеристик опасных и вредных производственных факторов;

методы защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.4. Стандарты группы «2» устанавливают:

общие требования безопасности к производственному оборудованию;

требования безопасности к отдельным группам (видам) производственного оборудования;

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.5. Стандарты группы «3» устанавливают:

общие требования безопасности к производственным процессам;

требования безопасности к отдельным группам (видам) технологических процессов;

методы контроля выполнения требований безопасности.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.6. Стандарты группы «4» устанавливают:

требования к отдельным классам, видам и типам средств защиты;

методы контроля и оценки средств защиты;

классификацию средств защиты.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.7. (Исключен, Изм. № 1) .

2.8. Обозначение межгосударственного стандарта ССБТ состоит из индекса (ГОСТ), регистрационного номера, первые две цифры которого (12) определяют принадлежность стандарта к комплексу ССБТ, последующая цифра с точкой указывает группу стандарта и три последующие цифры - порядковый номер стандарта в группе. Через тире указывается год утверждения стандарта.

Работа на предприятии в области стандартизации по охране труда состоит из организации внедрения государственных, республиканских и отраслевых стандартов ССБТ и организации разработки п внедрения стандартов ССБТ предприятия (СТП ССБТ). Общее руководство этими работами осуществляет руководитель или главный инженер предприятия (объединения).

Как написать стандарт по системе управления охраной труда?

Исходным документом, на основе которого внедряются стандарты, является приказ по предприятию, содержащий перечень внедряемых стандартов, план организационно-технических мероприятий, определяющий порядок их внедрения, а также состав комиссии для проведения этой работы, включающий руководителей соответствующих структурных подразделений предприятия и возглавляемая главным инженером.

Стандарты ССБТ предприятия относятся к организационно-методическим и могут разрабатываться для стандартизации следующих вопросов:

  • порядок планирования работ по охране труда;
  • организация работы по охране труда на предприятии, обучения и инструктажа работающих по безопасности труда, контроля состояния безопасности труда; порядок надзора за работами повышенной опасности; аттестации персонала, обслуживающего объекты повышенной опасности;
  • методы оценки уровня безопасности труда, работы по обеспечению безопасности труда в подразделениях и службах;
  • порядок проведения анализа причин травматизма и профессиональной заболеваемости, внесения требований безопасности в конструкторскую и технологическую документацию предприятия;
  • организация работы по пожарной безопасности;
  • порядок проведения измерений для оценки безопасности труда;
  • организация контроля за внедрением и соблюдением стандартов ССБТ;
  • порядок составления заявок на средства индивидуальной защиты (СИЗ); выдачи и списания СИЗ, приемки поступающих на предприятие СИЗ, оформления рекламаций на СИЗ;
  • требования к хранению СИЗ;
  • порядок проведения осмотров СИЗ, сдачи их в ремонт, стирку, чистку, а также приемки и испытания средств коллективной защиты н порядок их эксплуатации.

Внедрение стандартов ССБТ на многих пищевых предприятиях способствовало улучшению организации работы по охране труда, улучшению его условий, снижению травматизма и заболеваемости, включению и профилактическую работу по охране труда коллектива предприятия. Например, на Орской кондитерской фабрике в 1986 г. введено в действие 22 стандарта ССБТ, в том числе пять стандартов предприятия. Использование положений стандарта предприятия «Методы оценки работы по обеспечению безопасности труда в подразделениях и службах фабрики» при ежемесячном присвоении цехам и участкам призовых мест способствовало мобилизации работников фабрики на соблюдении требований охраны труда.

Полезная информация:

Документация является источником информации в системе. В ней содержится описание системы, подробные указания о том, какие действия следует предпринимать, каким образом, кто отвечает за этот процесс, и какую информацию при этом необходимо регистрировать.
Организация разрабатывает и обеспечивает ведение документации, которая должна:

  • фиксировать происходящее в сфере охраны труда и безопасности производства события;
  • описывать порядок функционирования существенных элементов системы управления и их взаимодействия;
  • направлять к смежной документации.

Документация должна быть удобочитаемой, легко идентифицируемой, сопровождаться указанием даты введения в действие и срока действия. Документация должна храниться в учтенной форме в течение установленного срока. Должны быть установлены методы и определены обязанности, касающиеся разработки и обновления документов различного вида. Эти методы должны своевременно корректироваться.
Организация должна разрабатывать и поддерживать методы контроля документации и контроля данных, с тем чтобы:

  • документы периодически анализировались, при необходимости корректировались и при необходимости корректировались и утверждались уполномоченными лицами;
  • копии учтенных документов и принятых данных были доступными на всех местах, где их использование существенно для эффективного функционирования системы управления охраной труда;
  • отмененные документы и данные соответственно изымались из всех мест их хранения, рассылки и применения или защищались каким-либо другим способом, исключающим их непреднамеренное использование;
  • архивированные документы и данные, относящиеся к законодательно регулируемым требованиям, сохранялись в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов или для сохранения накопленных сведений. При этом устаревшие документы и данные должны быть соответственно обозначены.

В любой системе управления охраной труда существует иерархия документации. Возлагается ее Руководством (или Положением) по системе управления, в которой описаны основные элементы и взаимодействия различных частей системы. Степень его детальности может быть различной, но в любом случае ключевым моментом является обязательное наличие ссылок на документацию других уровней системы (процедуры, инструкции и т.п.) или смежную документацию организации. Описание элементов системы, их взаимодействие и определения необходимой соответствующей документации должны быть четкими. Руководство (или Положение) в чем-то может напоминать путеводитель, которым можно пользоваться для ориентации в системе.

Следующий уровень иерархии документации представлен процедурами (методиками), которые содержат письменно оформленные указания, определяющие как, каким образом и в какой последовательности должны выполняться те или иные действия в рамках СУОТ.
Третий уровень документации, инструкции, состоит из подробных инструкций по охране труда для работников, выполняющих конкретные задачи.

Цель руководства – проинформировать работников, а при необходимости и подрядчиков, потребителей, заказчиков или других заинтересованных лиц о том, как организация обеспечивает организацию работ по охране труда, выполнение государственных нормативных требований.

Цель процедур — установить порядок выполнения политики руководства организации по охране труда. Число процедур может быть различно, следует лишь следить за тем, чтобы все необходимые действия были описаны. Процедуры могут быть связаны с каждым требованием соответствующей статьи стандарта. Все вместе они четко показывают порядок действий организации по обеспечению охраны труда.
Цель инструкций – обеспечить детальное описание того, как какая-либо конкретная операция или деятельность должны выполняться.

Подборка Новых Положений о Системе Управления Охраной Труда 2018!

Нужно отметить, что эти документы необязательно разрабатываются внутри организации, они могут быть типовыми, но их применение в организации должно быть оформлено приказом руководителя организации.

Документы этих трех уровней и типов содержат описание и предписания, они говорят о том, что и как надо делать. Это документы собственно системы управления. Однако помимо них существуют еще и другие виды документации, называемой сопутствующей документацией, которые включают документы по фиксации тех или иных событий или результатов, например регистрацию результатов мониторинга условий труда, отчеты о техническом обслуживании или результаты проверок.

Цель учетных записей – продемонстрировать соответствие охраны труда определенным требованиям и, таком образом, доказать эффективную работу СУОТ. Документы этого уровня не имеют четко определенной структуры и являются дополнительным доказательством деятельности, которая выполняется на других уровнях. Требования ко многим их этих документов содержаться в тех или иных нормативных актах или нормативно-технической документации.

  1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения контроля в ООО «ИНСТАЛКОМ».
  2. Требования данного Положения распространяются на работы по контролю, выполняемые в ООО «ИНСТАЛКОМ»

— ГОСТ 24297-87 Входной контроль продукции. Основные положения.

— Градостроительный кодекс, ФЗ №190 от 29.12.2004г.

— Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

от 12.01. 2007г. №7 «Об утверждении и введении в действие порядка ведения общего и

(или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции,

капитальном ремонте объектов капитального строительства».

Федеральный закон от 30.12.2009г. №384 «Технический регламент о безопасности

зданий и сооружений».

— Федеральный закон от 27.12.2002. №184 «О техническом регулировании» .

— Федеральный закон от 26.12.2008г. №294 «О защите прав юридических лиц и

индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)

и муниципального контроля».

— ГОСТ 16504-81 «Система государственных испытаний продукции. Испытания и

контроль качества продукции. Основные термины и определения».

— СНиП 12-01-2004 «Организация строительства».

строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и

капитального ремонта объектов капитального строительства».

— РД-11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации

при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального

строительства и требования, предъявляемые к актамосвидетельствования работ,

конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения».

— РД-11-04-2006 «Порядок проведения проверок при осуществления государственного

строительного надзора и выдачи заключений в соответствии построенных,

реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства

требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых

актов и проектной документации».

— ПР 50.2.006-94 порядок проведения проверки средств измерений.

— МДС 12-9.2001 «Положение о заказчике при строительстве объектов для

государственных нужд на территории Российской Федерации».

1. Общие положения.

1.1.Цель внедрения Положения о системе контроля качества СМР заключается в создании условий, гарантирующих выполнение строительно-монтажных работ организацией в полном соответствии с требованиями проектно-сметной документации и СниП, ГОСТ и действующего законодательства.

1.2. Задачи системы контроля качества строительных работ:

— определение соответствия показателей качествастроительных материалов и выполняемых работ установленным требованиям;

— повышение качества работ, снижение непроизводительных затрат на переделку, дефектов, брака, иных несоответствий;

— своевременное выявление, устранение и предупреждение дефектов, брака и нарушений правил производства работ, иных несоответствий, а так же причин их возникновения;

— повышение производственной и технологической дисциплины, ответственности работников за обеспечение качества строительно-монтажных работ.

1.3.Система контроля качества является многоступенчатой и предусматривает самоконтроль и контроль на всех этапах производственных процессов.

1.4.Строительный контроль осуществляется с требованиями Градостроительного кодекса РФ, ФЗ № 190 от 29.12.2004г. и иными нормативными документами. Строительный контроль качества работ в ООО «ИНСТАЛКОМ» включает:

— входной контроль проектной, рабочей документации, предоставленной Заказчиком;

— входной контроль применяемых материалов и оборудования;

— операционный контроль в процессе выполнения и по завершению операций;

— геодезический контроль качества;

— приемочный контроль качества;

— инспекционный контроль качества;

— лабораторный контроль качества СМР

1.4 Все ступени контроля качества выполненных работ организуются и проводятся с целью обеспечения своевременности и объективности их приемки внутри организации.

1.5 Данные результатов всех видов контроля фиксируются в соответствующих журналах

1.6 При выявлении фактов нарушения технологии работ, требований СНиП и других

нормативных документов, принимаются меры дисциплинарной ответственности.

1.7 Ответственным за организацию и внедрение системы контроля качества СМР

является генеральный директор Шик Сергей Александрович

Стандарты безопасности труда

Политика в области качества

2.1 Политика ООО«ИНСТАЛКОМ» в области контроля качества проведения работ по монтажу, ремонту, реконструкции и модернизации объектов тепловой энергетики и технологических трубопроводов заключается в строгом соблюдении правил, руководящих документов и предписаний Ростехнадзора РФ.

2.2.Директор ООО «ИНСТАЛКОМ» назначает персонал, ответственный за качество проведения работ в соответствии с его уровнем аттестации, отвечает за разработку, совершенствование и распространение руководства.

2.3.Директор ООО «ИНСТАЛКОМ» обязан оказывать всяческую поддержку работникам в успешном выполнении ими своих задач. Работникам предприятия дано чёткое понимание их ответственности, роли и обязательств.

2.4.Настоящее руководство создано для внутреннего пользования и находятся у заместителя директора. Оно может пересматриваться по решению заместителя директора.

3. Виды контроля. Должностные лица, ответственные за них.

3.1. Входной контроль

3.1.1 Входной контроль качества включает в себя контроль качества ПСД и контроль качества поступающих на объекты материалов и изделий.

3.1.2 Входной контроль качества проектно-сметной документации включает в себя проверку:

  • комплектации рабочих чертежей и смет;
  • наличие проекта организации строительства, согласованного с заинтересованными организациями;
  • наличие разрешения ГАСНа на строительство или реконструкцию.

3.1.3 Входной контроль качества ПСД осуществляет заместитель директора.

При входном контроле рабочей документации (проектов, чертежей, смет) производится проверка ее комплектности и достаточности содержащейся в ней технической информации для производства работ. При этом выполняется:

  • проверка нормативов, применяемых в ПСД;
  • контроль за повышением уровня технологичности проектных решений;
  • контроль качества и полноты разработки ПСД;
  • проверка структуры технико-экономических показателей;
  • проверка качества ПОС;
  • контроль за соблюдением утвержденных проектов при разработке документации;
  • контроль за соблюдением сметной стоимости строительства.
  • Проверка наличия разрешения ГАСНа производится на каждый новый объект строительства или реконструкцию, а также в начале года (на объекты переходящие).

3.1.4 Входной контроль качества поступающих на производственную базу материалов от производителей производится начальником производственной базы визуально на соответствие их ГОСТам.

3.1.5 Входной контроль качества поступающих на объекты материалов с производственной базы и от производителей производится мастерами участков (прорабами) визуально на соответствие их ГОСТам и ТУ.
требованиям рабочих чертежей, паспортам и другим сопровождающим документах,
подтверждающим качество их изготовления с записью в журнале входного контроля
качества.

3.1.6 Входной контроль оборудования и материалов выполняется с привлечением сотрудников специализированных строительных лабораторий, производится приемка по количеству, качеству и комплектности. Выполняется также контроль за соблюдением гарантий заводов-изготовителей.

3.1.7 Входной контроль строительных материалов, изделий и конструкций осуществляется по СниП 3.01.01-85** начальниками (прорабами) участков непосредственно на рабочем месте по ГОСТ 24297-87. При входном контроле материалов и оборудования проверяется внешним осмотром соответствие их требованиям стандартов или других нормативных документов, а также наличие и содержание паспортов, сертификатов и других сопроводительных документов. При выбраковке материалов вызывается поставщик (а при необходимости: представители проектной организации и лаборатории) и составляется акт на дефектную продукцию. По данному акту принимается соответствующее решение, Результаты контроля записываются в журнал входного контроля.

В ходе строительства выполняется контроль за правильным складированием и хранением строительных материалов на строительной площадке.

3.2. Операционный контроль качества.

3.2.1.Операционный контроль качества осуществляется непосредственно на строительных площадках в период выполнения определенных операций и в период их завершения.

3.2.2.Основные задачи операционного контроля:

  • обеспечение соответствия выполняемых работ проект и требованиям нормативных документов;
  • своевременное выявление дефектов, причин их возникновения и принятие мер по их устранению;
  • выполнение последующих операций после устранения всех дефектов, допущенных в предыдущей операции;
  • повышение ответственности непосредственных исполнителей (рабочих звеньев бригад) за качество выполняемых работ.

3.2.3.Способы контроля выполняемых операций — визуально, контрольно-измерительными приборами и инструментами. Отдельные виды работ требуют геодезического контроля. Перечень работ, требующих геодезического контроля, который выполняется инженером по техническому надзору.

3.2.4.Пооперационный контроль осуществляется в ходе выполнения строительных процессов производственных операций и обеспечивает своевременное выявление дефектов и принятие мер по их устранению и предупреждению. Проверяется соблюдение технологии выполнения строительно-монтажных процессов, соответствие выполняемых работ рабочим чертежам, СНиПам и ГОСТам.

Законченная операция принимается мастерами участка и делается соответствующая запись в журнале производства работ. Туда же записываются результат: проверки контролирующих лиц руководства организации, представителей проектной организации, Госархстройнадзора. Эти записи принимаются линейным персоналом к неукоснительному исполнению.

При оформлении законченной операции, которую закрывает в дальнейшем следующая операция, составляется, документ «Акт на скрытые работы», подписываемый представителями генподрядчика, проектной организации, ген.директором организации.

Основными документами при пооперационном контроле являются нормативные документы Части 3 СНиП, технологические карты и в их составе схемы операционного контроля.

3.3. Геодезический контроль качества.

3.3.1.Геодезический контроль качества заключается в следующих положениях:

  • геодезической (инструментальной) проверке соответствия положения элементов, конструкций и частей зданий и сооружений, а также инженерных сетей проектным требованиям в процессе их монтажа и временного закрепления (при операционном контроле);
  • исполнительной геодезической съемке планового и высотного положения элементов, конструкций и частей зданий и сооружений, постоянно закрепленных по окончанию монтажа, а также фактического положения инженерных сетей.

Исполнительная геодезическая съемка подземных инженерных сетей выполняется до засыпки траншей. Результаты геодезической проверки при операционном контроле фиксируются в общем журнале работ. По результатам геодезической съемки составляются исполнительные схемы.

3.4. Приемочный контроль качества.

3.4.1.Приемочный контроль качества работ осуществляют следующие лица и организации:

Инженерно-технический персонал подрядной организации;
.технический надзор Заказчика;
.государственный архитектурно-строительный надзор;
..государственный санитарный надзор;
.государственный пожарный надзор;
.общественный контроль эксплуатирующей организации;
.государственный экологический надзор.

3.4.2.Приемка, выполненных работ осуществляется с оформлением документа «Акт приемки законченного строительства зданий и сооружений (этапа работ)» СниП 3.01.04.-87. В комиссию привлекаются представители генподрядной, проектных и эксплуатирующих организаций. В комиссии также могут участвовать представители других заинтересованных организаций: санэпиднадзора, Госархстройнадзора. пожнадзора и т.д.

При приемке выполненных работ в организации руководствуются следующими строительными нормами и правилами:

  • «Организация строительного производства» СНиП 3.01.01-85;
  • «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов» СНиП 3.01.04-87;
  • «Правила разработки процессов контроля» ГОСТ 14317-75 и др.

3.5. Инспекционный контроль качества

3.5.1 В процессе производства работ по строительству, реконструкции и расширению объектов проводятся инспекционные проверки Государственными инспекциями (ГАСН.Госсанэпиднадзор, Госпожнадзор и др.).

3.5.2 При получении предписания контролирующего инспектора необходимо устранить замечания. Если это возможно, в известность ставятся зам. директора по производству подрядной организации. Разрабатываются мероприятия для устранения замечаний, устанавливаются ответственные за материальное обеспечение данных мероприятий, ответственные за их выполнение при полном материальном обеспечении, сроки устранения замечаний.

3.6 Лабораторный контроль качества СМР.

3.6.1.Лабораторный контроль качества и метрологическое обслуживание, при необходимости, осуществляется на договорной основе с лабораториями.

3.6.2.Метрологическое обеспечение СМР осуществляется в соответствии с ГОСТ 8.002-86 ГСИ «Государственный надзор и ведомственный контроль за средствами измерений Основные положения» и ГОСТ 8.513-84 ГСИ. «Проверка средств измерений Организация порядок проведения».

Организацию лабораторного контроля на предприятии осуществляет инженер производственно-технического отдела.

4. Требования к повышению квалификации, профессиональной переподготовке работников.

  1. Специалисты ООО «ИНСТАЛКОМ» проводящие строительный контроль, должны иметь высшее профессиональное образование.
  2. Специалисты обязаны раз в пять лет, с момента выдачи диплома, либо последнего удостоверения о повышении квалификации, повышать квалификацию.
  3. Контроль подготовки и квалификации (аттестации) персонала проводится раз в пять лет.
  4. При контроле подготовки и квалификации (аттестации) персонала проводится проверка:

— Соответствие имеющегося образования профилю занимаемой должности;

— Порядок проверки знаний норм и правил, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству работ, у руководителей и специалистов

(включая соответствующих процедур), наличие у них аттестатов о проверке знаний, соответствие записей в них фактически выполняемой работе, соблюдение списков проверки знаний;

— порядок обучения и периодической аттестации сварщиков, контроллеров и рабочих других строительных профессий, ведение документации по учету их работы, личных клейм.

Управление документацией и записями по охране труда

Нормативно-правовое и информационное обеспечение охраны труда, документирование системы управления безопасностью являются необходимыми условиями трудоохранной деятельности. Процессы (субпроцессы) нормативно-правового и информационного обеспечения, управление документацией и записями направлены на формирование информационно-правового поля, в котором осуществляется управленческо-производственная и трудоохранная деятельность, на создание условий для реализации провозглашенной (принятой) политики в области охраны труда, эффективное функционирование системы управления, а также на получение управляющим органом (субъектом управления) оперативной, достоверной и достаточной информации о состоянии охраны труда, динамике травматизма в подразделениях и в целом на предприятии, с целью выработки управленческих решений, разработки профилактических мер и принятия корректирующих действий.

Это осуществляется путем:

  1. применения и выполнения в практической деятельности законодательных норм и требований, других нормативно-правовых актов (законов о труде и об охране труда, постановлений и решений директивных органов, стандартов системы безопасности труда и др.);
  2. формирования и обновления массива действующих нормативно-правовых актов;
  3. разработки и переработки регламентов, действующих в рамках предприятия;
  4. контроля за соблюдением нормоположений путем юридической экспертизы организационно-распорядительных документов;
  5. правового обучения работников всех категорий.

В соответствии с Законом об охране труда собственник обязан бесплатно обеспечить работников соответствующей нормативно-справочной, методической, информационной документацией.

Для этой цели на предприятии должны быть назначены лица, в должностные обязанности которых входит приобретение (получение), хранение, пополнение, распространение специальной литературы и других нормативно-регламентирующих документов.

По одному (контрольному) экземпляру этих документов должны храниться в библиотеке предприятия (или в другом подразделении, которому поручена эта функция) и в службе охраны труда. Распределение документов по другим службам (отделам) и подразделениям осуществляется по согласованию со службой ОТ.

Нормативные документы, действующие в рамках предприятия (стандарты, положения, инструкции, технологические карты и др.) должны разрабатываться в соответствии с установленным порядком и отвечать требованиям государственных, межотраслевых и отраслевых нормативных актов. Кроме этого, при их разработке должен учитываться предшествующий или заимствованный опыт других предприятий и смежных отраслей, данные анализов травматизма работающих (по типам оборудования, видам работы и т.п.) с целью определения всего комплекса опасных факторов, характера их проявления и условий возникновения опасных ситуаций.

Структура, построение, оформление и содержание внутренних нормативных актов должны соответствовать требованиям стандартов об оформлении документов, других НПА, включая типовые рекомендации по этим вопросам.

Документы должны храниться в систематизированном виде и снабжаться перечнем, который должен содержать наименование действующих документов, их регистрационный номер; даты утверждения; даты очередного пересмотра.

Проект разрабатываемого нормативного документа подлежит обязательному согласованию со службой охраны труда и юрслужбой. В случае необходимости он согласовывается также с другими заинтересованными службами, подразделениями и должностными лицами, перечень которых определяет служба охраны труда.

Утверждение и отмена нормативных актов предприятия осуществляется приказом по предприятию.

Все нормативные акты должны периодически пересматриваться. Срок пересмотра не может превышать сроков пересмотра государственного нормативного акта об охране труда или типового документа, на основании которого он разрабатывался, и не должен составлять более 10 лет, для инструкций по охране труда — 3 … 5 лет.

Внутренней организационно-методической, регламентирующей и правовой основой функционирования СУОТ может служить комплекс разработанных ранее стандартов предприятия (СТП) или вновь разрабатываемых стандартов организации (СОУ), других регламентирующих положений.

Необходимый перечень стандартов (положений) определяется службой охраны труда с учётом, с одной стороны, структуры управления производством, а с другой — специфики решаемых задач.

Информационное обеспечение достигается с помощью:

  1. системы информационного взаимодействия, формирования массива (банка) информационных, методических и справочных материалов, инструкций, изучения и использования передового зарубежного опыта, опыта смежных предприятий и т.д., своевременное ознакомление с ними персонала.
  2. экспресс-информирования всех работников предприятия по всем случаям травмоопасных и аварийных происшествий; по другим аспектам деятельности.
  3. пропаганды через печать, другие средства массовой информации о новых требованиях в области охраны труда, безопасных методах производства работ, путях и методах совершенствования этой работы и т.д.;
  4. применения более совершенных информационных средств и технологий.

Управление документацией и записями относится к числу наиболее сложных и важных направлений трудоохранной деятельности и включает документальное оформление процессов планирования, организации, контроля, регулирования и учёта документации системы управления профессиональной безопасностью. Документы и записи служат для осведомленности персонала о порядке функционирования системы и описания рабочих процессов и процедур. Осуществляется путем формирования информационной и нормативно-правовой базы, которая обеспечивает заданное функционирование системы в правовом поле; предусматривает широкое применение в этой связи внутрифирменных стандартов и положений.

В зависимости от выполняемой функции документация, регулирующая функционирование Системы управления охраной труда может быть двух видов:

  1. регламентная документация СУОТ, которая устанавливает нормативный порядок проведения трудоохранных мероприятий на предприятии (в Организации);
  2. учётная документация СУОТ, которая ведётся оперативно и предназначена для учёта выполнения реализуемых мероприятий и действий в рамках СУОТ.

К регламентной документации относятся:

  1. Руководство по Системе;
  2. Инструкции по охране труда и должностные инструкции;
  3. Различные положения;
  4. Руководящие документы и стандарты предприятия (организации);

Другие документы.

К учётной документации относятся:

  1. Журналы регистрации инструктажей по охране труда;
  2. Удостоверения по охране труда;
  3. Наряды-допуски на производство работ повышенной опасности и многие другие.

В связи с тем, что документация СУОТ относится к управленческой, она должна вводиться в действие распорядительными документами -приказами. Чтобы СУОТ была легитимной, необходимо, в первую очередь, разрабатывать регламентную документацию, устанавливающую порядок деятельности в области ОТ.

Организационные вопросы

В рамках регламентной документации утверждаются формы и порядок заполнения учётной документации.

Управление документом — это комплекс мер по работе с документом, включающий разработку, согласование, утверждение, изменение, периодическую проверку актуальности, издание, рассылку, актуализацию документа на рабочих местах, доведение до сведения персонала и обеспечение доступа к нему.

Документирование системы управления безопасностью труда определяет и закрепляет механизм функционирования СУОТ. Исходной базой для документирования могут служить требования и рекомендации международных стандартов ISO серий 9000, 14000, OHSAS 18000, а также национальные законодательные, нормативные и методические документы в области безопасности. Выходными документами являются разработанные и утвержденные собственником внутренние руководства, стандарты организации (предприятия), инструкции, методики, программы.

Характер документации, ее состав может быть представлен в любом, но в таком виде, который отвечает соответствующим требованиям, к числу которых относятся следующие:

1. Она должна быть комплексной, т.е. охватывать все аспекты деятельности, связанные с управлением безопасностью и отражать концепцию проводимой политики, а все процессы осуществления трудоохранной деятельности должны быть под контролем руководства предприятия и документированы.

2. Документация должна быть системной, т.е. строго взаимоувязанной, хорошо структурированной, функционально эффективной и распределенной по уровням управления. Она должна быть полной и давать четкое исчерпывающее и объективное представление как о состоянии системы в целом, так и об отдельных ее элементах, а также обо всех процессах и процедурах, реализуемых в СУБ (система управления безопасностью). Она должна оперативно отражать все изменения в функционировании системы.

3. Она должна соответствовать требованиям действующих национальных НПА, стандартов ИСО и рекомендациям МОТ.

4. Документация должна быть легко идентифицируемой, т.е. иметь соответствующие обозначения и номера, позволяющие установить принадлежность каждого документа к определенной части системы.

5. Документация должна быть адресной, т.е. каждый документ должен быть предназначен для конкретной области применения и для конкретных исполнителей.

6. Документация должна быть четкой, датированной и понятной ее пользователям и экспертам-аудиторам.

ВЫВОДЫ
Положение о СУОТ разрабатывается работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов.

ОТВЕТ
Положение о СУОТ на предприятии - основа организации и функционирования системы управления охраной труда (далее - СУОТ).
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 года № 438н утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда (далее - Типовое положение).
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан обеспечить создание и функционирование СУОТ.
Определение СУОТ дано в статье 209 ТК РФ как комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Типовое положение разработано для оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда, то есть в помощь всем российским организациям в структурировании системы, разработки политики, целей и рабочих процедур в области охраны труда.
Создание СУОТ должно базироваться на соблюдении государственных нормативных требований охраны труда, учитывая при этом специфику собственной деятельности, достижения современной науки, наилучшую практику и другие национальные, международные, межгосударственные стандарты, рекомендации МОТ по СУОТ и безопасности производства. СУОТ должна быть совместима с другими системами управления, действующими у работодателя. Охрана труда подразумевает многоуровневое распределение обязанностей и ответственностей, поэтому интеграция СУОТ в общую систему играет очень важную практическую роль.
Положение разрабатывается работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов.
Несмотря на то что положение является типовым, в нем в полной мере описывается структура системы, необходимые процедуры, распределение функций, управление документацией и т. д.
В положение о СУОТ с учетом специфики работодателя включаются указанные ниже разделы.
1. Политика работодателя в области охраны труда.
2. Цели работодателя в области охраны труда.
3. Обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя).
4. Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (с подразделами).
5. Планирование мероприятий по реализации процедур.
6. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур.
7. Планирование улучшений функционирования СУОТ.
8. Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания.
9. Управление документами СУОТ.
Политика в области охраны труда должна быть публичной документированной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств. Политика определяется на основании предварительного анализа состояния охраны труда на предприятии, ее доступность для всех работников является важным аспектом функционирования СУОТ в целом. Политикой определяются цели работодателя в сфере охраны труда, которые должны быть сформулированы исходя из специфики деятельности, текущего состояния охраны труда, перспектив развития и модернизации производства, оценки их достижимости.
Типовое положение достаточно подробно описывает наполнение всех разделов. Примером может служить раздел «Обеспечение функционирования СУОТ». В нем выделяются не только 6 уровней управления (от уровня производственной бригады до работодателя в целом), но и возможное распределение обязанностей в сфере охраны труда по должностям. Количество уровней управления и распределения обязанностей зависит от специфики деятельности конкретного работодателя, структуры общей системы управления, численности и т. д. Распределение обязанностей можно закрепить в указанном разделе СУОТ либо в отдельных локальных нормативных актах, планах мероприятий, трудовых договорах и должностных инструкциях. Организации с численностью менее 15 человек могут упростить СУОТ за счет сокращения уровней управления охраной труда, при этом обязательным условием является сохранение полного объема обязанностей.
Огромную роль в функционировании СУОТ играют процедуры, направленные на достижение целей в сфере охраны труда.

Система управления охраной труда на предприятии - образец 2018

Типовое положение предлагает работодателям следующие основные процедуры:
1) подготовка работников по охране труда;
2) оценки условий труда;
3) управление профессиональными рисками (включая в себя идентификацию опасностей; анализ, оценку и упорядочивания выявленных опасностей, меры снижения профессиональных рисков);
4) наблюдение за состоянием здоровья работников;
5) информирование работников об условиях труда;
6) обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха;
7) обеспечение работников СИЗ, смывающими и обезвреживающими средствами;
8) обеспечение работников молоком или лечебно-профилактическим питанием;
9) обеспечения безопасности при выполнении подрядных работ и снабжении.
Серьезное внимание должно уделяться оценке профессиональных рисков. При разработке собственного положения СУОТ работодателю придется особо проработать идентификацию опасностей, их упорядочивание и анализ. В положении приведены основные опасности, которые работодатель может рассматривать с учетом специфики собственной деятельности.
Исполнение процедур должно проводиться в соответствии с утвержденным планом мероприятий. В нем должны быть отражены результаты анализа состояния охраны труда, общий перечень мероприятий, ожидаемый результат, сроки реализации процедур, ответственные лица и источники финансирования.
В СУОТ должен быть обеспечен контроль реализации процедур и функционирования системы в целом. Типовым положением рекомендованы виды контроля, которыми может воспользоваться работодатель с учетом специфики своей деятельности.
Работодатель должен постоянно улучшать функционирование СУОТ. При планировании улучшений необходимо ориентироваться на оценку степени достижения целей, выполнение принятых обязательств и эффективности действий.
В положении о СУОТ рекомендуется включать раздел, регламентирующий работу с авариями, несчастными случаями и профессиональными заболеваниями. В разделе должен быть установлен порядок выявления потенциальных аварий и порядок действий в случае их возникновения.
Внедрение СУОТ на предприятии потребует разработки новых и актуализацию действующих локальных нормативных актов. В положении необходимо установить порядок разработки, согласования, утверждения и пересмотра документов СУОТ. В Типовом положении выделяются контрольно-учетные документы, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению. К ним относятся:
акты и иные записи данных, вытекающие из осуществления СУОТ;
журналы учета и акты записей данных об авариях, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях;
записи данных о воздействиях вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса на работников и наблюдения за условиями труда и за состоянием здоровья работников;
результаты контроля функционирования СУОТ.
Управление охраной труда на основе СУОТ является эффективным инструментом, что подтверждается мировой практикой ее применения. Многие работодатели уже имеют действующие системы управления охраны труда, разработанные на основе государственных и межгосударственных стандартов, таких как: ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 или ГОСТ 12.0.230-2007. Для таких работодателей появляется не лишний повод провести анализ действующей СУОТ, а при необходимости организовать улучшение и актуализацию системы. Другим работодателям придется столкнуться с разработкой и внедрением СУОТ, что, безусловно, окажется непростой задачей, требующей значительных временных и финансовых затрат.
Повышение эффективности охраны труда, обеспечение безопасного труда, снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний все это является основной задачей СУОТ. Результат будет зависеть от всеобщего понимания целей и исполнительной ответственности каждого работника организации.

Дмитрий Викторович СМИРНОВ ,
директор филиала в Новосибирске, направление «Охрана труда и Экология» группы компаний SRG

Система стандартов безопасности труда (ССБТ) утверждена и введена в действие 01.07.1974 г. постановлением Госстандарта СССР от 05.02.1974 г. № 351. Она являлась составной частью государственной системы стандар­тов. Разработка ССБТ была вызвана необходимостью координации и пла­нирования подготовки и издания документов, регламентирующих требова­ния охраны труда.

В ССБТ входят стандарты классификационных группировок (подсис­тем) от 0 до 9.

0 - организационно-методические стандарты основ построения систе­мы. В данную группировку (подсистему) входит структура ССБТ, термино­логия в области безопасности, классификация опасных и вредных произ­водственных факторов, введение требований безопасности в конструкторс­кую и технологическую документацию, порядок внедрения и контроля за соблюдением стандартов ССБТ. К ним относятся: ГОСТ 12.0.001 "ССБТ. Основные положения"; ГОСТ 12.0.002 "ССБТ. Основные понятия. Термины и определения"; ГОСТ 12.0.003 "ССБТ. Опасные и вредные производствен­ные факторы. Классификация"; ГОСТ 12.0.004 "ССБТ. Организация обуче­ния работающих безопасности труда. Общие положения" и др.

1 - Государственные стандарты требований и норм контроля по ви­дам опасных и вредных производственных факторов. В эту группировку (подсистему) входят характеристики опасного и вредного производствен­ного фактора (вид, оказываемое действие, возможные последствия), пре­дельно допустимые уровни, предельно допустимые концентрации опасного и вредного производственного фактора и методы их контроля, а также методы и средства защиты работающих от действия опасного и вредного производственного фактора. Стандарты этой подсистемы разрабатывают­ся на основе ГОСТ 12.0.003 и определяют особенности разработки стан­дартов ССБТ на конкретный опасный и вредный производственный фак­тор или вещество.

2 - Государственные стандарты требований безопасности к производственному оборудованию устанавливают: требования безопасно­сти к конструкции оборудования в целом и к отдельным его элементам (органам управления, рабочим органам, основным элементам конструк­ции, средствам контроля и сигнализации, защитным устройствам; особен­ностям монтажных и ремонтных работ, транспортированию, хранению и т.д.). Головной стандарт этой группировки ГОСТ 12.2.003 "ССБТ. Оборудо­вание производственное. Общие требования безопасности" устанавлива­ет особенности построения стандартов требований безопасности на конк­ретные группы, типы и виды производственного оборудования.

3 - Государственные стандарты требований безопасности к производственным процессам устанавливают:

требования безопасности к размещению элементов технологических систем;

требования к режимам работы производственного оборудования;

требования к рабочим местам и режимам труда персонала;

требования к системам управления;

требования к применению средств защиты работающих;

методы контроля требований безопасности.

Головной стандарт этой подсистемы ГОСТ 12.3.002 "ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности" устанавливает основы и особенности построения, содержания стандартов ССБТ и требования безо­пасности к конкретным типам и группам производственных процессов.

4 - Государственные стандарты требований к средствам защиты работающих устанавливают:

требования к конструктивным, эксплуатационным, защитным и гигие­ническим свойствам средств защиты;

требования к методам их испытаний и оценки;

Головной стандарт данной подсистемы ГОСТ 12.4.011 "ССБТ. Сред­ства защиты работающих. Классификация" содержит особенности пост­роения стандартов на средства защиты работающих.

Система стандартов безопасности труда 2020 - это совокупность стандартов, которые призваны исключить риски, а также сохранить жизнь и здоровье сотрудника во время работы. Расскажем, что устанавливают стандарты, а также какие документы, в зависимости от их иерархии, включает система стандартов безопасности.

Что это такое

Система стандартов безопасности труда (ССБТ) предусматривает наличие совокупности связанных между собой устанавливающих документов, которые призваны не только обеспечить, но и улучшить условия для работы сотрудников.

Цель, которая преследуется, — установить комплекс стандартов и моделей, которые направлены на выработку и осуществление согласованной политики в сфере безопасности труда.

ССБТ не отменяет действие правовых актов различных госорганов, в которых содержатся требования по ОТ. Более того, нормативные акты органов власти, в которых содержатся правила в рассматриваемой сфере, должны соответствовать нормам, установленным ССБТ.

Основные положения определены в ГОСТ «Система стандартов безопасности труда» 12.0.001-2013. Он закрепляет терминологию, разъясняет термин ССБТ. Нормы в этой сфере, утверждаемые органами власти, должны соответствовать ССБТ.

Государственный стандарт 12.0.001-2013

Структура системы стандартов безопасности труда состоит из условий, которые определяют:

  • способ организовать работы;
  • условия стандартизации;
  • виды опасных и приносящих вред производственных факторов;
  • перечень требований к зданиям, сооружениям, производственным процессам, оборудованию.

ССБТ представляет собой единый комплекс, в который включены:

  • государственные стандарты системы стандартов безопасности труда;
  • отраслевые документы;
  • стандарты предприятий и организаций.

Стандарты должны быть разработаны и согласованы в едином определенном порядке. Нормы, включенные в них, подлежат использованию в различных видах документации, в том числе технологического, проектного, конструкторского формата. Все они обязательно имеют заголовок группы: «Система стандартов безопасности труда».

Общие положения

ССБТ создана в 1972 году, поэтому текущие правила отличаются от действовавших еще десятилетие назад. В настоящее время она включает порядка 400 документов и, в том числе, устанавливает стандарты безопасности труда работников.

Документы разрабатываются, рассматриваются и согласовываются в соответствии с единым установленным порядком. Нормы, содержащиеся в ССБТ, подлежат обязательному включению в конструкторскую, проектную, технологическую документацию.

Современная ССБТ предусматривает, что определенные виды документов должны обязательно использоваться нанимателями.

Современные государственные стандарты

ГОСТы — это стандарты национального и межгосударственного характера, действие которых распространяется на всю территорию РФ. Их могут применять любые субъекты хоздеятельности.

Стандарты безопасности труда (на 2020 год в том числе) имеют ряд общих признаков:

  • утверждаются Госстандартом РФ;
  • используются в деятельности всеми госорганами и хозсубъектами в обязательном порядке;
  • касаются требований обеспечения отсутствия рисков межотраслевого уровня.

В целях упрощения чтения и поиска они классифицированы:

  1. Название документа (в данном случае — ГОСТ).
  2. Номер по регистрации — число 12, являющееся обозначением непосредственно ГОСТ (система стандартов безопасности труда).
  3. Шифр подсистемы — число с точкой от 0 до 4, относящее документ к определенной группе.
  4. Номер госстандарта в подсистеме, включающий цифры от 001 до 999.
  5. Двузначное или четырехзначное число (обозначает год издания или актуализации документа).

К примеру, ГОСТ 12.0.230-2007 о стандартах безрискового труда и требованиях к управлению охраной труда имеет следующую расшифровку:

  • 12 — стандарты;
  • 0 — обозначение шифра подсистемы «Организационно-методические стандарты»;
  • 230 — номер по порядку в подсистеме;
  • 2007 — год введения.

Шифр системы стандартов безопасности труда включает цифры от 0 до 9. Эти цифры включены в наименование каждого документа и имеют свое распределение:

Шифр группы

Наименование

Методические и организационные госстандарты

Включают цели, задачи, способы внедрения и контроля за соблюдением, применяемая терминология, классификация опасных и вредных факторов, алгоритм организации труда, направленный на создание условий без рисков

Требования по опасным и вредным производственным факторам

Предельные значения параметров и характеристик опасных факторов, их контроль, алгоритмы защиты сотрудников

Надежность оборудования

Требования о безопасных процессах и их группах, контроль выполнения

Надежность процессов

Условия, касающиеся классов, видов и типов защитных средств, способы контроля защиты

Средства защиты сотрудников

Классификация средств

Требования по надежности зданий и сооружений

Цифры 6-9 остаются резервными (к примеру, шифр 8 системы стандартов безопасности труда остается свободным).

Таким образом, ГОСТы являются обязательными для использования всеми госорганами и субъектами хозяйствования. Их применение облегчает ведение требующейся документации, взаимодействие с органами контроля и надзора. Кроме того, оно может стать ярким преимуществом предприятия в части конкуренции на рынке труда.

Отраслевые нормы (ОСТ)

ОСТ отражают специфику отрасли. Разрабатываются и утверждаются органами управления конкретных отраслей. Для них характерным является более высокий уровень требований (по сравнению с государственными нормами). ОСТ подробно регламентируют правила в определенной отрасли.

В каждой отрасли определены организации, координирующие внедрение норм, разрабатывающие документацию по внедрению условий ГОСТ, анализирующие результаты внедрения и оптимизирующие существующие ОСТ (к примеру, стандарт безопасности труда «обеспечение работников смывающими средствами» актуализирован Минздравом в 2010 году).

ОСТ, входящий в ССБТ, имеет определенное обозначение. Он включает:

  • индекс — ОСТ;
  • обозначение госоргана, разработавшего стандарт, в цифровом виде;
  • номер ОСТа в соответствии с регистрацией;
  • год утверждения.

К примеру, ОСТ 51.81-82 «ССБТ. ОХРАНА ТРУДА В ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ» введен в действие Приказом (Распоряжением) Министерства газовой промышленности от 23.03.1982 № МА-171.

ОСТы в обязательном порядке используются в организациях отрасли, а также на предприятиях, где применяется продукция отрасли.

Нормы предприятий и организаций

Это основная часть ССБТ. Подобные документы не должны повторять содержаний ГОСТ и ОСТ, поскольку на предприятиях разрабатывают в основном модели подсистемы «О» и «4»:

  • обеспечение безопасной работы на предприятии;
  • планирование деятельности в сфере БТ на предприятии;
  • обучение и инструктаж работающих;
  • обеспечение контроля;
  • надзор за объектами, представляющими повышенную опасность;
  • обеспечение противопожарных мер и защиты работников при пожаре;
  • организация обеспечения, эксплуатации, ухода и содержания средств индивидуальной защиты на производстве.

Нормы предприятий разрабатывают специалисты по ОТ конкретного учреждения, опираясь на утвержденные государственные и отраслевые стандарты ССБТ. В стандартах данного вида определяются требования к обеспечению безопасной трудовой деятельности в конкретной организации с учетом специфики работы, выпускаемой продукции, условия работы. Нормы обязательны для сотрудников конкретного учреждения.

Разрабатывая стандарты в организации, можно использовать действующие стандарты (ГОСТы, ОСТы). Однако понижать степень обеспечения защищенности труда сотрудников запрещено.

Создавать стандарт в организации можно поэтапно:

  1. Изучить условия работы на предприятии.
  2. Определить соответствие норм стандарта имеющимся условиям.
  3. Согласовать проект стандарта с действующей профсоюзной организацией (при наличии).
  4. Утвердить локальным распорядительным актом.

Нормы считаются внедренными в организации, только если применяются все установленные ими стандарты.

Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году