Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Судебная система российской федерации установлена. Система судов российской федерации

Федеральных судов четыре вида:

1) Конституционный Суд РФ;

2) федеральные суды общей юрисдикции;

3) арбитражные суды;

4) Дисциплинарное судебное присутствие.

Конституционный Суд РФ - единственный судебный орган конституционного контроля. Федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов большое количество. Конституционный Суд РФ наделен следующими полномочиями. Он:

а) разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

б) разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

в) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

г) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

д) дает толкование Конституции РФ;

е) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

ж) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

з) осуществляет некоторые иные полномочия.

В систему федеральных судов общей юрисдикции входят Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, городские суды, межрайонные суды, военные (ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации") и специализированные суды.

Только судам общей юрисдикции предоставлено право осуществлять правосудие по уголовным дел. Помимо того они уполномочены на правосудие по подсудным им гражданским делам. Суды общей юрисдикции рассматривают вопросы, связанные с исполнением приговора, вопросы о применении к лицу принудительных мер медицинского характера, а также осуществляют иные виды деятельности.

Перед судами общей юрисдикции стоят следующие цели и задачи.

Непосредственные цели:

а) чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию;

б) чтобы ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден; а также

в) защита нарушенных или оспариваемых прав (свобод) и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, ее субъектов, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых, административно-правовых или иных правоотношений;

г) защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Совпадающие с целью всего государства и общества, то есть цели более высокого уровня:

а) укрепление законности и правопорядка;

б) предупреждение преступлений и правонарушений;

в) правовое и нравственное воспитание граждан;

г) формирование уважительного отношения к праву и суду.

Задачами судов общей юрисдикции в уголовном, гражданском и административном процессах являются:

а) правильное применение закона

б) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских, уголовных и административных дел.

Высшим судебным органом общей юрисдикции по гражданским, уголовным, административным и иным делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции, является Верховный Суд РФ. Основной его функцией признается судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды. Им даются разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд РФ уполномочен на рассмотрение дел по первой инстанции, в качестве суда апелляционной, кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся или новым обстоятельствам (ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств). Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, окружным (флотским) военным судам.

У верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа тоже есть право в пределах своей компетенции рассматривать дела в качестве суда первой, апелляционной и кассационной инстанции, по вновь открывшимся или новым обстоятельствам (ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств), а также осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Эти суды, в свою очередь, признаются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным, городским, межрайонным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Районный же суд в пределах своей компетенции рассматривает уголовные дела в качестве суда первой, апелляционной инстанции и по вновь открывшимся или новым обстоятельствам (ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств). При этом он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Именно он и правомочен в апелляционном порядке, а в уголовном процессе и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств проверять законность и обоснованность решений (приговоров, постановлений) мировых судей.

Помимо рассмотрения уголовных и гражданских дел районным судом рассматриваются:

Дела об административных правонарушениях;

Вопросы, связанные с исполнением приговора;

Вопросы о применении к лицу принудительных мер медицинского характера.

И это не полный перечень закрепленных в законе полномочий районного суда.

По месту дислокации войск и флотов создаются военные суды. Они осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной и кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся или новым обстоятельствам (ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств).

Система арбитражных судов состоит из Верховного суда РФ, федеральных арбитражных судов округов (арбитражных кассационных судов), арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и специализированного арбитражного суда.

Высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, признается Верховный Суд РФ. Его основная задача - судебный надзор за деятельностью арбитражных судов. В связи с чем он наделен полномочиями:

Рассматривать в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

Давать разъяснения по вопросам судебной практики;

Осуществлять иные виды деятельности.

Верховный Суд РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов, арбитражным апелляционным судам, арбитражным судам субъектов Российской Федерации и специализированному арбитражному суду.

Федеральный арбитражный суд округа создан для того, чтобы в пределах своей компетенции рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Это вышестоящая судебная инстанция по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам, которые в пределах своей компетенции, соответственно, рассматривают дела в апелляционной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам, и арбитражным судам субъектов Российской Федерации, рассматривающим дела в качестве суда первой инстанции и также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Специализированным арбитражным судом является Суд по интеллектуальным правам. Он рассматривает в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.

Последней разновидностью федеральных судов судебной системы Российской Федерации является Дисциплинарное судебное присутствие. Это судебный орган, рассматривающий дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

Система судов Российской Федерации

Судебная система РФ представляет собой совокупность действующих в Российской Федерации судебных органов, образованных в установленном Конституцией порядке, осуществляющих функции судебной власти, объединенных общностью задач, основ построения и организации деятельности, с учетом федеративного и административно- территориального устройства Российской Федерации.

Основы сложившейся в Российской Федерации судебной системы изложены в гл. 7 Конституции "Судебная власть". В этой главе назван основной правовой акт, которым определяются содержание и структура судебной системы как основополагающего института государственного устройства Российской Федерации – Закон о судебной системе.

Основополагающее значение для характеристики судебной системы РФ имеет содержание и последовательность изложения ст. 125–127 Конституции, определяющих компетенцию и место, занимаемое в судебной системе каждым из высших судебных органов РФ: Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ. Этот порядок размещения правового регулирования судебных органов имеет значение не только для определения структуры судебной системы в целом, но и для установления места в судебной системе всех иных федеральных судов.

Согласно ст. 4 Закона о судебной системе в судебной системе РФ в соответствии с принципами федерализма действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.

Согласно Закону о судах общей юрисдикции система судов общей юрисдикции состоит из федеральных судов общей юрисдикции и судов общей юрисдикции субъектов РФ.

К федеральным судам общей юрисдикции Закон относит: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов; районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее – районные суды); военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом; специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции устанавливаются Конституцией, законами о судебной системе, о военных судах и о судах общей юрисдикции.

Порядок создания, полномочия и порядок деятельности мировых судей и участков мировых судей как судов общей юрисдикции субъектов РФ устанавливаются Законом о судебной системе и Законом о мировых судьях, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законом субъекта РФ.

В судебной системе РФ различается многообразие структурных подразделений. Эти различия носят организационный и процедурный характер. Например, входящие в судебную систему органы могут различаться не только предметной компетенцией, но и кругом полномочий по отношению к отдельным подразделениям самой судебной системы.

Поэтому выделяются нижестоящие и вышестоящие суды. Этими терминами обозначаются их различия в компетенции и общий характер инстанционных связей, регулируемых процессуальным законодательством. Различия в компетенции групп судов, сложность организационных и процессуальных взаимосвязей между ними не исключают существования единых правоохранительных задач, наличия общности основных принципов организации и деятельности всех судов. Единство построения судебной системы заключается в закреплении федеральным конституционным законодательством главных условий образования и функционирования судебной системы.

К числу условий обеспечения единства судебной системы относятся его фундаментальные правовые основы: судебная система устанавливается высшим законодательным актом страны – Конституцией, а также Законом о судебной системе. Закрепление в Конституции и названном Законе системы высших судов РФ придаст необходимую стабильность ныне существующей системе судов.

Судебная система как конституционное установление, представляющее совокупность судов разных уровней, организованных в соответствии с их компетенцией и целями их деятельности, подразделяется на следующие подсистемы: 1) Конституционный Суд РФ; 2) суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ; 3) арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

Таким образом, общая система судебных органов РФ состоит из трех значительных образований, предусмотренных Конституцией и Законом о судебной системе, и включает: 1) конституционную юстицию (Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ); 2) наиболее многочисленную группу территориальных судов, осуществляющих правосудие по гражданским и уголовным делам и составляющих подсистему судов общей юрисдикции; 3) арбитражную юстицию.

Эти подсистемы различаются по всем параметрам: порядком организации, компетенцией, структурой, регулированием деятельности, инфраструктурой обеспечения деятельности.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе, так как он выполняет функции высшего органа судебной власти по защите конституционного строя Российской Федерации, конституционных прав граждан. Основное полномочие Конституционного Суда – конституционный контроль. Конституционный Суд РФ самостоятельно и независимо от иных ветвей государственной власти и иных подсистем судебной власти осуществляет порученную ему функцию методом конституционного судопроизводства. Конституционные суды в республиках РФ и уставные суды в субъектах РФ выполняют аналогичные функции в пределах названных субъектов и организационно не связаны с Конституционным Судом РФ.

Основной объем работы по осуществлению правосудия выполняет наиболее многочисленная и развитая подсистема территориальных судов общей юрисдикции, возглавляемая Верховным Судом РФ. Надзор за их деятельностью осуществляется Верховным Судом РФ в предусмотренных федеральными законами формах. К этой подсистеме помимо Верховного Суда РФ относятся верховные суды республик, краевые, областные, городские (в Москве и Санкт- Петербурге) суды, суды автономной области и автономных округов, районные суды, мировые судьи. Их организация и деятельность регулируются федеральными судоустройст- венными и процессуальными законами.

В комплекс общих судов включаются занимающие особое место в судебной системе военные суды. Они являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, в других войсках и воинских формированиях. В своей деятельности военные суды поднадзорны Верховному Суду РФ. Названная подсистема состоит из гарнизонных военных судов, представленных в качестве первого звена, окружных (флотских) судов – второе звено. В качестве третьего звена выступает Верховный Суд РФ в лице его Военной коллегии. Организация и общие основы деятельности военных судов как органов судебной власти определяются Законом о военных судах.

Арбитражная юстиция включает федеральные арбитражные суды субъектов РФ; 20 федеральных арбитражных апелляционных судов; 10 федеральных арбитражных кассационных судов округов. Организация и деятельность арбитражных судов определяется Законом об арбитражных судах и АПК. Возглавляет эту подсистему судебной власти и осуществляет надзор за деятельностью арбитражных судов Высший Арбитражный Суд РФ.

Необходимость создания в Российской Федерации разветвленной, хотя и единой судебной системы объясняется помимо значительной протяженности ее территории наличием ряда иных факторов.

Во-первых, это необходимо, чтобы суды как государственные органы правосудия были организованы в соответствии с государственным устройством Российской Федерации и административно-территориальным делением ее субъектов в целях максимального приближения органов судебной власти к населению, чтобы обеспечить доступность правосудия для судебной защиты прав и свобод граждан.

Во-вторых, существование взаимосвязанных судебных органов и их специализированных подсистем вызывается необходимостью распределения компетенции по рассмотрению дел в зависимости от их сложности, специфики охраняемых общественных отношений.

В-третьих, создание системы судебных органов, включающей различные инстанции, связано с необходимостью обеспечения условия для реализации конституционного права каждого осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом (ч. 3 ст. 50 Конституции). Ступенчатость построения судебной системы (в частности, инстанционность) позволяет проверять законность и обоснованность каждого приговора по уголовному делу и решения по гражданскому делу вышестоящим судом.

В-четвертых, судебные органы при осуществлении правосудия не должны быть разобщены.

Для достижения этой цели система судов общей юрисдикции возглавляется Верховным Судом РФ, а система арбитражных судов – Высшим Арбитражным Судом РФ. Они осуществляют надзор за судебной деятельностью подведомственных им судов, обеспечивая единство судебной практики путем апелляционного, кассационного и надзорного производства, а также путем разъяснения вопросов применения действующего законодательства и принятия иных мер, направленных на установление единообразного и правильного применения судами федерального законодательства.

Отмеченные характерные признаки судебной системы получают свое отражение и организационно-процессуальное проявление в судоустройственных понятиях, именуемых "звено судебной системы" и "судебная инстанция".

В соответствии с государственным устройством и административно-территориальным делением общие суды подразделяются на звенья. Содержание понятия "звено судебной системы" определяется кругом полномочий и обязанностей, предоставленных тем или иным судебным органам, и характером выполняемых ими функций. Суды, составляющие определенное звено судебной системы, имеют одинаковую предметную компетенцию, аналогичную структуру, одни и те же функции и в большинстве случаев действуют в пределах территориальных единиц, приравненных друг к другу по административному положению.

Так, в Российской Федерации система судов общей юрисдикции состоит из трех звеньев: 1) основное звено – районные суды (мировые судьи); 2) среднее звено – верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды городов федерального подчинения в Москве и Санкт- Петербурге, суды автономной области и автономных округов; 3) высшее звено – Верховный Суд РФ. Мировые судьи по мере их становления, вероятно, все существеннее будут дополнять деятельность районного звена.

Характерным признаком системы судов общей юрисдикции и арбитражных судов предстает инстанционная (процессуальная) взаимосвязь между судами различных звеньев указанных подсистем или между структурными подразделениями одних и тех же судов.

Под судебной инстанцией понимается судебный орган в целом или его подразделение, выполняющее определенную функцию при отправлении правосудия. Судебные инстанции различаются кругом процессуальных полномочий на рассмотрение дела по существу и на пересмотр его в порядке осуществления контрольного судопроизводства.

По действующему законодательству о судоустройстве все суды системе судов общей юрисдикции по своей компетенции делятся:

1) на суды первой инстанции, имеющие право рассматривать дело с вызовом обвиняемого, потерпевшего, истца, ответчика, свидетелей и выносить приговор или решение, т.е. итоговое судебное решение, которым дело разрешается по существ}": Судами первой инстанции в подсистеме судов общей юрисдикции являются суды всех перечисленных ранее звеньев;

2) суды второй инстанции – апелляционные суды. В апелляционном суде рассматриваются приговоры и решения судов первой инстанции, не вступившие в законную силу.

В судах среднего звена, а также в Верховном Суде РФ действует несколько инстанций. Каждая инстанция в этих судах самостоятельна и действует независимо от других судебных инстанций. Суд второй инстанции является вышестоящим по отношению к суду первой инстанции. В вышестоящих судах в кассационном порядке рассматриваются дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления нижестоящих судов. Так, президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения верховного суда республики, краевого, областного и равных им судов (п. 1 ч. 3 ст. 26 Закона о судах общей юрисдикции).

Судебная инстанция, рассматривающая дело в порядке надзора, является вышестоящим судом по отношению к судебным инстанциям, ранее принимавшим решение по данному делу. В системе судов общей юрисдикции действует надзорная инстанция – Президиум Верховного Суда РФ, рассматривающий в порядке надзора уголовные дела по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов.

Особенностью подсистемы арбитражных судов является выполнение федеральными арбитражными судами округов лишь функций кассационной инстанции. В низовом звене этой системы (в арбитражных судах субъектов РФ) дела слушаются по первой инстанции и рассматриваются в арбитражных апелляционных судах в апелляционном порядке. Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает дела как суд первой инстанции и в порядке надзора. Таким образом, в системе арбитражной юстиции действуют фактически четыре инстанции.

Инстанционность призвана обеспечить законность и обоснованность принимаемых судами решений, устранение допущенных нарушений законности, восстановление справедливости и нарушенных прав участников процесса.

Формирование судебной системы и правовое регулирование ее деятельности основываются на последовательном применении определенной совокупности руководящих начал, представляющих закрепленную в Конституции и федеральных конституционных законах систему принципов. Эта совокупность основных правил организации и деятельности судов отражает определенные объективные внутрисистемные закономерности функционирования системы органов судебной власти.

К числу общих положений, характеризующих организацию судебной системы в Российской Федерации, Закон о судебной системе относит принцип единства (ст. 3), самостоятельность судов и независимость судей (ст. 5), обязательность судебных постановлений (ст. 6), равенство всех перед законом и судом (ст. 7), участие граждан в осуществлении правосудия (ст. 8), гласность в деятельности судов (ст. 9), язык судопроизводства и делопроизводства в судах (ст. 10).

Согласно конституции судебная власть в РФ осуществляется посредством 3 видов судопроизводства: конституционного, гражданского и уголовного. В настоящее время судебная система состоит из следующих судов:

1.конституционная юстиция. Включает конституционный суд РФ, конституционные и уставные суды в субъектах,

2.суды общей юрисдикции. Осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений.

3.арбитражные суды - осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров.

Конституционный Суд : Компетенция Конституционного Суда РФ состоит из 4х конституционных полномочий:
1) проверка конституционности законов, нормативно-правовых актов и договоров (нормоконтроль), осуществляемая по 3м видам запросов и жалоб (от органов власти, граждан и судов);

2) разрешение споров о компетенции;

3) толкование Конституции РФ;

4) дача заключения о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральным законам, нормативным актам президента, совета федерации, государственной думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности упомянутых нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними обладают только те органы, которые указаны в Конституции: Президент, совет федерации, государственная дума, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

По итогам рассмотрения дела конституционный суд принимает решение о признании нормативного акта или договора либо отдельных его положений соответствующими/не Конституции.

Правом на обращение в конституционный суд с инд.или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле.

Жалоба допустима если: закон затрагивает конституционные права и свободы, закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ

в) между высшими государственными органами субъектов РФ.

По итогам рассмотрения спора о компетенции Конституционный суд принимает решение, подтверждающее или отрицающее полномочие соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера, послужившие причиной спора о компетенции

Толкование Конституции РФ. Правом на обращение в Конституционный суд с запросом о толковании Конституции РФ обладают Президент, совет федерации, государственная дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ

Толкование, данное конституционным судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений

4. Дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в гос.измене или совершении иного тяжкого преступления.

Конституционный суд состоит из 19 судей. На них распространяется общее законодательство о статусе судей, но есть и особенности.

Судьей конституционного суда может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Предложения о кандидатах на должности судей конституционного суда могут вноситься Президентом, членами совета федерации и депутатами государственной думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ.

Судья конституционного суда несменяем. Его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом неприкосновенен. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия конституционного суда, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом.

Прекращение полномочий:

1. нарушение порядка его назначения, установленного Конституцией РФ и федеральными конституционными законами;

2. вынесение в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;

3. совершение поступка, порочащего честь и достоинство судьи;

4. продолжение судьей, несмотря на предупреждение со стороны конституционного суда, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью.

К числу принципов конституционного судопроизводства закон относит независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон.

Решение конституционного суда принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Судья не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.

ВЕРХОВНЫЙ СУД . Рассматривает следующие дела:

1. об оспаривании ненормативных правовых актов Президента, палат федерального собрания, правительства,

2. Об оспаривании нормативно-правовых актов Президента, Правительства и иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.

3. О приостановлении действий и ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений,

4. об обжаловании решений центральной избирательной комиссии

Действует в следующем составе: Пленум верховного суда, президиум верховного суда, аппеляционная коллегия, судебная коллегия по: административным, гражданским, уголовным делам, военная коллегия.

Положение высшего судебного органа требует еще и того, чтобы он проверял законность, обоснованность и справедливость приговоров и иных судебных решений всех возглавляемых им судов (гражданских и военных).

За ним окончательное слово по конкретным судебным делам, рассмотренным гражданскими и военными судами, в первую очередь теми, которые относятся к судам среднего уровня.

Возглавляя систему судов общей юрисдикции (гражданских и военных), Верховный Суд РФ является надзорной инстанцией. В качестве такой инстанции он уполномочен проверять законность, обоснованность и справедливость вступивших в силу приговоров, решений по гражданским делам, определений и постановлений, вынесенных любым судом общей юрисдикции. При этом он вправе руководствоваться процедурой, установленной для производства, как в порядке надзора, так и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств. Проверка Верховным Судом РФ приговоров и иных решений служит важной гарантией защиты прав и интересов участников процесса, неукоснительного соблюдения законов при досудебном производстве и осуществлении судебных разбирательств. Она способствует устранению следственных и судебных ошибок, обеспечивает тем самым единообразие судебной практики и практики других государственных органов, призванных обеспечивать законность и охрану прав и свобод граждан.

Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражному суду подведомственны дела по спорам:

– между юридическими лицами (организациями), гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке;

– между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами РФ.

Все споры разделены на экономические и иные дела, рассматриваемые арбитражным судом.

К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, относятся дела:

– о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;

– об изменении условий или о расторжении договоров;

– о неисполнении или о ненадлежащем исполнении обязательств;

– о признании права собственности;

– об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

– о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением владения;

– о возмещении убытков;

– о признании недействительными (полностью или частично) нормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

– об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина;

– о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;

– о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта.

К иным делам, рассматриваемым арбитражными судами, относятся споры:

– об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

– о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан.

В арбитражных судах дела по первой инстанции рассматриваются судьей единолично. Дела о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судом коллегиально. По решению председателя суда и любое другое дело по первой инстанции может быть рассмотрено коллегиально.

Все дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях рассматриваются судом коллегиально. При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда должно входить трое или иное (нечетное) количество профессиональных судей.

Введение

1. Судебная система РФ

2. Судебное звено и судебные инстанции

3. Суды общей юрисдикции

·Районный суд

· Мировой суд

· Военные суды

4. Верховный суд

5. Арбитражный суд

6. Конституционный суд

7. Правовой статус судей в РФ

Список литературы

Введение

Суд занимает особое место среди других органов государственной власти. Задачи суда – признание виновным или оправдание человека в совершении преступления, реализация прав граждан на действия должностных лиц, рассматривает некоторые виды административных правонарушений. Другие органы не могут выполнять данные функции.

В Конституции РФ существует глава под названием «Судебная власть», устанавливающие отделение судебной власти от законодательной и исполнительной.

Конституция и федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года (в редакции от 5 апреля 2005 г.) предусматривают, что только суды обладают особым видом государственной деятельности – отправлением правосудия.

Цель данной работы – показать, что представляет собой судебная власть в Российской Федерации, принципы организации, систему и основные органы правосудия.


1. Судебная система Российской Федерации

Современная судебная система России представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.

В Российской Федерации судебная система построена на основе Конституции (ст.118,125,126,127) и Законом о судебной системе. Судебная система строится в соответствии с национально-государственным и административно-территориальным делением страны. Согласно ст.71 Конституции Российской Федерации, субъекты не в праве по своему усмотрению произвольно учреждать виды судов, которые не предусмотрены федеральным Законом «О судебной системе», так же они не должны устанавливать порядок организации и деятельности существующих на их территории федеральных судов. Согласно п. «г» ст.71 Конституции РФ, Российская Федерация устанавливает систему федеральных органов судебной власти, порядок их организации и деятельности.

Субъекты РФ вправе иметь собственное законодательство. В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся кадры судебных и правоохранительных органов.

В судебную систему страны входят как федеральные суды, так и суды субъектов РФ.

Федеральный суд – орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ (высшие судебные суды) или федеральным законом (другие федеральные суды). Согласно ст.17 ФЗ «О судебной системе», ни один суд не может быть упразднен, пока отнесенные к его ведению вопросы отправления правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого суда.

К федеральным судам относятся:

· Конституционный Суд РФ;

· федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды;

· военные и специализированные суды;

· федеральные арбитражные суды – Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.

Федеральные конституционные законы предусматривают создание других судов федерального уровня. Так, Закон об арбитражных судах предусматривает учреждение межрегиональных арбитражных судов округов.

К судам субъектов РФ относятся:

· конституционные суды субъектов РФ;

· мировые судьи.

Законодательством установлен исчерпывающий перечень судов, которые могут существовать в стране. Конституция не исключает возможность создания специализированных судов (судов специальной юрисдикции). Для таких судов характерно рассмотрение дел, имеющих свою специфику, либо наличие особенностей в организации. Пока в РФ специализированных судов не существует.

Судебная система, существующая в настоящий момент, приобрела такой вид с 1 января 1997 года, когда был введен в действие «Закон о судебной системе».

Система судов, которая осуществляет судебную власть в данный момент, должна гарантировать:

· соблюдение суверенных прав Российской Федерации и прав субъектов Российской Федерации по реализации функций государственной власти;

· независимость судебной системы от законодательной и исполнительной ветвей власти

· доступность правосудия на равных основаниях для всех граждан;

· рассмотрение дел в судах и судьями, к подсудности которых эти дела относятся законом;

· действенная защита прав и свобод человека и гражданина в установленном законом порядке;

· право сторон на пересмотр всех приговоров и решений судов первой инстанции вышестоящим судом;

· право граждан на участие в осуществлении правосудия.

Недопустимо принятие законов, которые отменяют или умаляют самостоятельность органов судебной власти, независимость судов и судей, ограничивают судебную защиту человека и гражданина.


2. Судебное звено и судебные инстанции

Суды, которые входят в судебную систему, отличаются по объему полномочий, то есть совокупностью прав и обязанностей, которыми суд действует в определенной ситуации способом, предусмотренным законом.

Суды, которые наделены однородными полномочиями, составляют звенья судебной системы.

Судебная инстанция - суд или его структурное подразделение, выполняющий (выполняющее) конкретную судебную функцию. В зависимости от принадлежности суда к той или иной инстанции суд принимает решение по существу дела, проверяет законность и справедливость судебного акта, вступившего или не вступившего в законную силу, в том числе отменяет судебное решение ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Вся подсистема судебной власти имеет трехзвенную структуру – основное, среднее и высшее звено.

Система федеральных судов общей юрисдикции включает:

· основное звено – районные, городские (в городах без районного деления) суды

· среднее звено – верховные суды республик, краевые, областные суды, городские (в Москве и Санкт-Петербурге), суды автономной области и автономных округов;

· высшее звено – Верховный Суд РФ.

Военные суды подразделяются на:

· среднее звено – окружные (флотские) военные суды;

· высшее звено – Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Система федеральных арбитражных судов включает:

· основное звено – арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов;

· среднее звено – арбитражные апелляционные суды, федеральные арбитражные суды округов;

· высшее звено – Высший Арбитражный Суд РФ.

Так же суды разделяются по их процессуальной компетенции, то есть правам и обязанностям, предоставленным законом.

Стадия рассмотрения дела в суде с определенной компетенцией – судебная инстанция. В гражданском и уголовном судопроизводстве различают суды первой инстанции, суды второй (кассационной) инстанции и суды надзорной инстанций. Также выделяется самостоятельная апелляционная инстанция.

К судам первой инстанции относятся те суды, которые уполномочены непосредственно исследовать и установить в судебном заседании обстоятельства дела и вынести по нему соответствующий судебный акт – решение или приговор.

Суд второй инстанции (кассационной) инстанции проверяет законность, обоснованность и справедливость актов суда первой инстанции, по имеющимся в деле или дополнительно предоставленным материалам.

Суды надзорной инстанции проверяют по протестам управомоченных лиц законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и постановлений судов первой инстанции, а также решения суда кассационной или нижестоящей надзорной инстанции, делая это в двух процессуальных формах: судебного надзора и возобновления производства по уголовным и гражданским делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.


3. Суды общей компетенции (юрисдикции)

Суды общей юрисдикции входят в единую систему судов страны как организационно обособленные и самостоятельные. Данная система возглавляется Верховным Судом РФ и подразделяется на две подсистемы:

· общие (гражданские) суды, которые рассматривают общие уголовные, гражданские и административные дела:

· военные суды, которые осуществляют правосудие в Вооруженных Силах РФ и других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Высшим звеном в системе судов общей юрисдикции является Верховный Суд РФ. Среднее звено представляют Верховными судами республик в составе федерального значения, краевыми судами, областными судами, судами городов федерального значения, судом автономной области и судами автономных округов. Низшее звено представлено районными судами.

Высшее звено военных судов представлено Военной коллегией Верховного Суда РФ. К среднему звену военных судов относятся окружные (флотские) военные суды. Низшее звено военных судов состоит из гарнизонных военных судов.

Верховный Суд РФ создан в силу прямого предписания Конституции РФ. Другие суды общей юрисдикции создаются и упраздняются только федеральным законом. Исключение составляют мировые судьи, должности которых упраздняются законами субъектов РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, не были переданы в юрисдикцию другого суда.

Суды общей юрисдикции рассматривать уголовные, гражданские и административные дела в качестве судов первой и апелляционной инстанции. Также Верховный Суд РФ и суды среднего звена выполняют функции кассационной и надзорной инстанций.

·Районный суд

Районный суд – основное звено системы федеральных судов общей юрисдикции. Районные суды образуются в каждом районе, в городах могут быть городские, межрайонные и муниципальные суды. В сельских районах, как правило, создается один суд на район и город. Районные суды рассматривают абсолютное число дел в Российской Федерации. Такие суды не рассматривают только те уголовные и гражданские дела, которые относятся к ведению других судов общей юрисдикции – среднего звена, мировых судей и т.д. или арбитражных судов.

Порядок образования и деятельности районного суда устанавливается федеральным конституционным законом. До настоящего времени такой закон не принят. Создание или упразднение конкретного суда или группы судов оформляется отдельным федеральным законом.

Решение об образовании районного суда в каждом случае принимается местной администрацией по представлению управления (отдела) Судебного департамента и при участии совета судей субъекта РФ.

·Мировой суд

Мировой суд представляет собой низшее звено судебной системы, рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела. Особенностью мировых судов является то, что они относятся к числу возглавляемых Верховным Судом судов общей юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются федеральными. Мировые суды – суды субъектов РФ.

Мировой судья назначается на свою должность законодательным органом субъекта РФ либо избирается населением соответствующего судебного участка. Мировой судья единолично рассматривает дело в мировом суде. Срок полномочий судьи устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Первый раз судья назначается на срок не более 5 лет, при повторном и последующих назначениях, не менее чем на 5 лет.

По закону мировым судьей может стать гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее образование, стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, количество которых определено федеральным законом с учетом предложений органов субъектов РФ, согласованных с Верховным Судом.

Мировые судьи единолично могут рассматривать следующие гражданские дела:

· о выдаче судебного приказа;

· о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

· дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

· иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об установлении усыновления (удочерения) ребенка;

· дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на день подачи заявления;

· дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

· дела об определении порядка пользования имуществом;

· иные дела, отнесенные федеральными законами к компетенции мировых судей.

Также мировые судьи вправе пересматривать свои собственные решения по гражданским делам по вновь открывшимся обстоятельствам.

Мировой суд рассматривает часть дел, отнесенных к категории административных правонарушений. К таким делам относятся правонарушения, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, в области охраны собственности, окружающей природной среды и природопользования, ветеринарии, на транспорте и ряд других.

К уголовным делам, которые могут рассматриваться в мировом суде, относятся дела, максимальное наказание которых не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, которые перечислены в содержащемся там же перечне – причинение вреда здоровью, неквалифицированные виды краж, мошенничество, коммерческий подкуп, подкуп свидетелей или принуждение или принуждение их к даче заведомо ложных показаний, вандализм, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и другие дела.

Приговор или постановление мирового судьи может быть обжалован сторонами в течение 10 суток со дня провозглашения.

·Военные суды

Военные суды являются федеральными судами общей юрисдикции. Они осуществляют правосудие в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным органом предусмотрена военная служба. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей, в том числе и за пределами территории РФ.

Военные суды осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства; обеспечивать судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности; обеспечивать защиту конституционного строя РФ.

Система военных судов состоит из трех звеньев:

· основное звено – гарнизонные военные суды;

· среднее звено – окружные военные суды;

· высшее звено – Военная коллегия ВС РФ.

Гарнизонные суды действуют только в качестве судов первой инстанции и образуют основное звено системы военных судов. Они рассматривают большую часть уголовных, административных и гражданских дел, подведомственным военным судам. В состав гарнизонных судов входит председатель, заместители председателя и другие судьи.

В порядке гражданского судопроизводства военные гарнизонные военные суды рассматривают жалобы военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушивших их права и свободы.

Среднее звено военных судов представлено окружными военными судами. Они действуют на территории одного или нескольких субъектов РФ, на которой дислоцируются военные части. Имеют такой же состав, что и гарнизонные суды. В судах, с большим объемом работы, может быть введена должность первого заместителя председателя суда. В них образуется президиум, и могут быть организованы судебные коллегии и судебные составы.

Окружные суды выполняют функции первой, второй (кассационной) судебной инстанций, а также судебной инстанции, призванной осуществлять проверку законности и обоснованности приговоров и иных судебных решений в порядке надзора и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Высшее звено системы военных судов по отношение ко всем военным судам является Верховный Суд, в составе которого образуется Военная коллегия.

По первой инстанции Военная коллегия рассматривает:

· гражданские дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти;

· уголовные дела о преступлениях, в которых речь идет об обвинении судьи военного суда или состоящий на военной службе член Совета Федерации или депутат Государственной Думы Российской Федерации;

· дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения.

В качестве суда кассационной инстанции Военная коллегия проверяет законность, обоснованность и справедливость судебных актов окружных военных судов, принятых ими в первой инстанции и не вступивших в силу.

В порядке надзора Военная коллегия проверяет судебные акты, вступившие в силу, всех нижестоящих военных судов, рассматривает дела ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении решений и приговоров Военной коллегии, вступивших в силу.

Военная коллегия состоит из председателя, заместителя председателя, председателей судебных составов и других судей ВС. В ней могут быть образованы судебные составы.

Председатель Военной коллегии одновременно является заместителем Председателя Верховного Суда РФ и назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.


4. Верховный Суд Российской Федерации

Верховный суд РФ является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции и осуществляет судопроизводство в пределах полномочий РФ. Верховный Суд дает разъяснения по вопросам судебной практики, вместе с другими судебными инстанциями – Конституционным Судом и Высшим Арбитражным Судом обладает правом законодательной инициативы. Верховный Суд вправе пересмотреть в установленном порядке судебные акты любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу. Судебные акты Верховного Суда обжалованию и опротестованию не подлежат.

Верховный Суд обладает следующими полномочиями:

· рассматривать по существу (по первой инстанции) наиболее сложные гражданские, уголовные и административные дела, подсудные судам общей юрисдикции – все дела, кроме тех, которые отнесены к ведению Конституционного Суда;

· вести судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды;

· изучать и обобщать судебную практику, анализировать судебную статистику.

При возбуждении Государственной Думой процесса об отрешении Президента РФ от должности Верховный Суд РФ дает заключении о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.

Верховный Суд создан в силу предписания Конституции РФ и может быть упразднен только путем внесения поправок в нее. Верховный Суд образуется высшими органами государственной власти: Президентом РФ и Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. В состав назначаемых судей входят Председатель Суда, его заместители, члены Суда.

Судьями Верховного Суда могут стать лица, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет, возраст которых не менее 35 лет, а также отвечающие высоким нравственным требованиям. Судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу.

Большая часть судебная деятельности Верховного Суда осуществляется Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам, состав которых определяется Пленумом Верховного Суда по представлению его Председателя из числа судей, назначенных в Верховный Суд. Работой судебных коллегий руководят председатели, которые являются заместителями Председателя Верховного Суда РФ.

По первой инстанции гражданские и уголовные дела рассматриваются судьями ВС единолично или коллегиально в составе не менее трех судей. Приговоры могут быть обжалованы и опротестованы в Кассационной коллегии ВС РФ.

В качестве кассационной инстанции ВС рассматривает дела по кассационным жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры и решения судебные акты областных и приравненных к ним судов.

Кассационная коллегия рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на судебные акты, которые не вступили в силу, вынесенные одной их трех коллегий ВС РФ в качестве суда первой инстанции.

Президиум Верховного Суда – коллегиальный орган, состоящий из 13 судей, проводящий заседания не реже раза в месяц. Президиум рассматривает судебные дела в порядке надзора и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики, вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата ВС, меры по оказанию помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства.

Пленум ВС включает всех судей ВС – около 100 человек. Он созывается не реже одного раза в четыре месяца. В работе Пленума участвует Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, председатели нижестоящих судов, ученые и специалисты. Пленум не рассматривает конкретных дел как судебная инстанция. Главная функция Пленума – рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представлений Генерального прокурора РФ, Министра юстиции РФ и дача разъяснений судам по вопросам применения законодательства.

Секретарь Пленума, который также является судьей ВС, организует подготовку его заседаний, обеспечивает ведения протокола, участвует в разработке постановлений Пленума ВС.


5. Арбитражные суды

К арбитражным судам в РФ относятся:

· Высший Арбитражный Суд РФ;

· Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

· арбитражные апелляционные суды;

· арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах.

Высший Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган, который: разрешает экономические споры, рассматриваемые арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; дела о призвании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; экономические споры между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ.

В порядке надзора рассматривает дела о проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в РФ.

Пересматривает вновь открывшиеся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

Обращается в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных актов и договоров, указанных в ч.2. ст.125 Конституции РФ. Обращается в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции.

Высший Арбитражный Суд РФ изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики; разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской иди другой экономической деятельности; ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах.

Высшей Арбитражный Суд РФ в своем составе имеет:

· Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ;

· Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ;

· судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

· судебную коллегию по рассмотрению споров, которые возникают из административных правоотношений.

Федеральные арбитражные суды проверяют в кассационном порядке законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов.

В состав федерального арбитражного суда входят:

· президиум федерального арбитражного суда округа;

· судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

· судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Апелляционные арбитражные суды проверяют в апелляционном порядке законность и обоснованность судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции.

Федеральный и апелляционный арбитражный суд имеют следующие функции:

· проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело;

· пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

· обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;

· изучает и обобщает судебную практику;

· подготавливает предложения по совершению законодательства;

· анализирует судебную статистику.


6. Конституционный Суд

Конституционный Суд является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Впервые в России он был создан в 1991 году в целях защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

Конституционный суд проверяет соответствие Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций и нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящихся к ведению органов государственной власти к совместному ведению, договоров между органами государственной власти и субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров, разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Проверяет конституционность закона, применяемого в конкретном деле, по запросу судов. Дает толкование Конституции, заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Конституционный Суд состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на двенадцать лет. Основные принципы деятельности Конституционного Суда – независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Обращения в Конституционный Суд происходят в форме запроса, ходатайства или жалобы.

Правом обращения в Конституционный Суд обладают все граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица, которые утверждают, что их основные и законные интересы нарушены или не защищены вступившим в законную силу окончательным решением суда или иного государственного органа, а также должностного лица, действующего на территории России.

Право на иск принадлежит и органам государственной власти и управления, а также официально не зарегистрированным группам.

Рассмотрением обращений после регистрации занимаются специалисты подразделения Секретариата Конституционного Суда.

После рассмотрения обращения Секретариатом, они передаются Председателю КС либо его заместителю.

Для того чтобы подготовить дело к слушанию, составить проект решения, а также изложение материалов в заседании Конституционный Суд РФ назначает одного или нескольких судей-докладчиков.

Судья-докладчик находит необходимые документы и другие материалы, поручает производство проверок, исследований, пользуется консультациями специалистов. Также вместе с председательствующим определяет круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дает распоряжение об оповещении о месте и времени заседания, направляет участникам процесса необходимые материалы.

В заседаниях Конституционного Суда могут участвовать эксперты, которые обладают необходимыми знаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела.

Лица, которые желают присутствовать на открытых заседаниях Конституционного Суда, допускаются в зал до начала слушания дела или во время перерыва с учетом свободных мест.

Судебный пристав присутствует в заседаниях Конституционного Суда с целью сделать замечания лицам, присутствующим в зале судебных заседаний, требовать от них соблюдения установленного порядка и принимать соответствующие меры к устранению его нарушений. Требования пристава обязательны для присутствующих.


7. Правовой статус судей РФ

Судья – лица, наделенные полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судья со стажем работы не менее десяти лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. По закону он может быть привлечен на работу в качестве судьи. Заработная плата судьи не уменьшается в течение всего времени пребывания его в должности.

Полномочия судьи федерального суда не ограничены сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда, за исключением Конституционного Суда РФ, равен 65 годам.

Судья несменяем. Он не может быть назначен на другую должность или в другой суд без его согласия. По решению соответствующей квалификационной коллегии, полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены.

Судья неприкосновенен – он обладает неприкосновенностью личности, занимаемых им жилых и судебных помещений, транспортных средств, документов, иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции.

Важнейшим конституционным принципом организации судебной власти является независимость судей. Ст. 120 Конституции РФ гласит: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Одновременно это главное условие самостоятельности и эффективности судебной власти, ее способности защищать права и свободы людей. Подчинение судей Конституции РФ указывает на то, что судьи в первую очередь обязаны обеспечивать применение конституционных норм, поскольку Конституция РФ есть акт высшей юридической силы и к тому же имеет прямое действие. Они должны также подчиняться федеральным законам, что однако не следует понимать как право на игнорирование законов субъектов РФ. Соединяя независимость судей с их подчинением Конституции РФ и законам. Конституция РФ не грешит каким-либо противоречием, ибо независимость правосудия нужна как раз для того, чтобы неукоснительно обеспечивать реализацию конституционных и законодательных норм.

За совершение дисциплинарного проступка на судью, за исключением судей Конституционного Суда, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий судьи. Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей.


Список литературы

3. Федеральный Конституционный Закон от 31 декабря 1996 года «О судебной системе РФ» в редакции от 5 апреля 2005г.

4. Указ Президента РФ от 26 февраля 2000г. №441 «О назначении судей районных судов» // СЗ РФ 2002. №9 ст.1032

5. Закон РФ от 26.06.1992 №3132-1 в редакции от 05.04.2005 «О статусе судей в РФ» // Консультант Плюс

6. Гражданский Процессуальный Кодекс РФ (в ред. от 26.12.2005).

7. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации, изд. Юрайт. 2006г.

8. Уголовно-процессуальный Кодекс РФ (в ред. от 11.05.2005).

9. Настольная книга адвоката // Е.П. Данилов, изд. КНОРУС, 2005.

10. «Правоохранительные и судебные органы» Л.К. Савюк, Гриф МО РФ 2005г.

11. http://www.ksrf.ru – сайт Конституционного Суда РФ

12. http://www.supcourt.ru – сайт Верховного Суда РФ

13. http://www.arbitr.ru – сайт Высшего Арбитражного Суда РФ



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году