Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Какие основные направления правоохранительной деятельности вам известны. Общая характеристика правоохранительной деятельности. Основные направления правоохранительной деятельности, органы и организации, ее осуществляющие. Задачи правоохранительной деятель

дипломная работа

§ 2. Основные функции (направления) правоохранительной деятельности

Деятельность правоохранительных органов, очевидно, немыслима без принуждения либо реальной возможности такого принуждения для достижения определенных целей (сточки зрения права - исполнения обязанностей), главной из которых, является пресечение правонарушений. Принуждение, безусловно, присутствует в природе полномочий правоохранительных органов, но характеризует оно прежде всего их права. Правами же данные органы наделяются в целях выполнения обязанностей, которые первичны. Государственное принуждение применяют многие государственные органы, оно разнообразно по формам и методам осуществления, однако непосредственное (т.е. прямое, не опосредованное каким-либо управленческим или процессуальным решением) принуждение доступно только правоохранительным органам. Бекетов О.И., Опарин В.Н. «О понятии и системе правоохранительных (полицейских) органов РФ»//Полицейское право. 2005. № 1. С.46.

В возможности применения мер непосредственного принуждения, которое не требует издания актов (постановлений, определений, поручений, протоколов и т.п.), предваряющих их употребление, и осуществляется непосредственно должностными лицами, и состоит одно из отличий правоохранительных органов от других органов государства.

Как справедливо отмечает Ю.П. Соловей Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в РФ. Омск. 1993. С.119. , полиция действует путем непосредственного принуждения. Она не выносит решений, предваряющих применение силы, каких-либо постановлений о применении насилия. Она просто его осуществляет. В праве применять в целях пресечения правонарушений непосредственное принуждение, силу, причем в широком смысле - от простого прикосновения до насильственного лишения жизни обнаруживается социальная и правовая сущность, назначение всех правоохранительных органов. В то же время, полемизируя с Ю.П. Соловьем,

Как представляется, должностные лица органов, относящихся к числу правоохранительных (полицейских), должны обладать, как минимум, следующими правами, позволяющими им исполнять возложенные на них государством обязанности по пресечению правонарушений: доставлять, задерживать граждан, производить досмотр (осмотр), изъятие; осуществлять производство по делам об административных правонарушениях дознание; применять полицейскую силу (или - что одно и то же - меры непосредственного принуждения - физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие, боевую и специальную (полицейскую) технику). Причем права доставления, задержания в совокупности с правом применения полицейской силы, играют главенствующую роль в обеспечении выполнения возложенных на правоохранительные органы обязанностей. Бекетов О.И., Опарин В.Н. «О понятии и системе правоохранительных (полицейских) органов РФ»//Полицейское право. 2005. № 1. С.46.

По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии выполняемых социальных функций, содержание которых предопределяется основными направлениями данного вида государственной деятельности. К числу таких направлений (функций) следовало бы относить: конституционный контроль; правосудие; организационное обеспечение деятельности судов; прокурорский надзор; выявление и расследование преступлений; оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.

Каждое из этих направлений нацелено на достижение конкретных, “своих” результатов: устранение нарушений предписаний Конституции РФ; справедливое разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел; создание условий для нормальной деятельности судов; выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования; раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде; предоставление всем, кому это необходимо, квалифицированной юридической помощи, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности. Достижение этих результатов в конечном счете обеспечивает выполнение упомянутых выше задач правоохранительной деятельности, несмотря на своеобразие и специфичность методов, используемых в процессе реализации конкретных функций (направлений). Галков В.А., Шумилин С.Ф. Правоохранительные органы. Белгород: Белгородская высшая школа МВД России. 1997. Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2007. С. 48-51.

Существенным является и то, что все названные функции (направления) взаимосвязаны и дополняют друг друга. Здесь необходимо особо отметить, что среди них важное место занимают первые две - конституционный контроль и правосудие. Их реализация по своей сути означает претворение в жизнь в значительной мере того, что в наши дни принято именовать судебной властью. Как известно, эта ветвь государственной власти должна стать главным атрибутом правового государства, продвижение к которому объявлено одной из основных целей переустройства российской государственности в ближайшем будущем. Такое государство немыслимо без эффективного конституционного контроля и уважаемого всеми правосудия. От их развития и расширения влияния в обществе и государственном механизме зависит многое.

Правосудие - такая функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Его задачам подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций. Например, правосудие по уголовному делу не может быть осуществлено законно, обоснованно и справедливо, если это дело не будет предварительно расследовано компетентными органами всесторонне и полно, если не будут выявлены ими все необходимые доказательства. Поэтому о правосудии вполне можно говорить как о сердцевине правоохранительной деятельности в целом.

Для выполнения названных функций правоохранительной деятельности существуют конкретные органы, которые соответственно и именуются правоохранительными. В наши дни вопрос о круге такого рода органов решается по-разному: одни относят к ним большее количество, а другие - меньшее. Клеандров М.И., Чеботарев Г.Н. Правоохранительные органы в России. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2004. С. 36-40.

В совокупности эти функции характеризуют распределение компетенции правоохранительных органов и в определенной степени влияют на их структуру. От наличия или отсутствия функции зависит наличие или отсутствие соответствующего правоохранительного органа.

Наиболее тесно связаны между собой функции, осуществляемые по уголовным делам: оперативно-розыскная, расследования, обвинения и прокурорского надзора, защиты и правосудия. Эти функции по конкретному уголовному делу могут следовать одна за другой, могут реализовываться одновременно. Последовательное осуществление характерно, например, для расследования и правосудия, одновременное - для обвинения, защиты и правосудия. Необходимо также отметить, что некоторые функции могут осуществляться и не правоохранительными органами, а другими участниками судопроизводства по уголовному делу. Например, потерпевший может выполнять функцию обвинения, сам подсудимый - выполняет функцию защиты.

Некоторые одноименные функции выполняются различными правоохранительными органами при разграничении их подведомственности, подследственности или подсудности: функцию оперативно-розыскной деятельности выполняют органы внутренних дел, органы безопасности, налоговой полиции и др.; функцию расследования при дознании выполняют органы милиции, безопасности, налоговой полиции, пожарной охраны и т.д.; функцию расследования при производстве предварительного следствия выполняют следователи прокуратуры, внутренних дел, безопасности, налоговой полиции; функцию правосудия выполняют суды общей юрисдикции по гражданским и уголовным дедам, военные суды по уголовным делам, а также арбитражные суды.

Функция предупреждения преступлений и иных правонарушений занимает особое место. Среди правоохранительных органов нет такого, который был бы специально создан для ее реализации. Данную функцию обязаны выполнять по существу все без исключения правоохранительные органы. Депо в том, что осуществление любой другой функции так или иначе в конечном счете служит предупреждению преступлений и иных правонарушений. Но это не исключает а наоборот, предполагает целенаправленные действия правоохранительных органов для реализации этой функции наряду с той функцией, которая является основной. Такая обязанность прямо записана, например, для органов, осуществляющих функции оперативно-розыскной деятельности, расследования и правосудия.

Отправление правосудия имеет приоритетное значение среди других функций. Оно состоит в том, что суды при отправлении правосудия являются единственными в государстве органами, которые по всем вопросам, отнесенным к их подведомственности или подсудности, после соответствующих процедур обжалования принимают окончательное решение. Такое высокое и независимое положение судов, которое теперь, по общему правилу, не является пустой декларацией, дало повод для предложений не относить суды к правоохранительным органам. Сторонники такого подхода упускают из вида по крайней мере два существенных обстоятельства. Во-первых, отнесение того или иного органа к числу правоохранительных не означает ни лишения его независимости, ни подчинения другим правоохранительным органам. К примеру, отнесение органов юстиции к правоохранительным органам не должно вести и не ведет к их зависимости от органов внутренних дел и прокуратуры. Во-вторых, исключение судов из числа правоохранительных органов неизбежно приведет к отрицанию того, что они уполномочены заниматься охраной прав. Это уже совсем лишено логики и прямо противоречит Конституции РФ. Суд был и остается органом, олицетворяющим судебную власть, которая в значительно большей мере, чем другие ветви государственной власти, должна и может охранять право. Принадлежность судов к самостоятельной ветви государственной власти следовало бы рассматривать как обстоятельство, в силу которого за ними признается особый статус среди иных органов, стоящих на страже права. Правоохранительные органы РФ. Учебное пособие в 2 т. /Под ред. Ю. Ф. Кваши. М.: Че Ро Контур, 2000.С. 45-32.

Анализ проблем деятельности Железнодорожного районного суда г. Новосибирска

Районный суд является основным звеном системы судов общей юрисдикции, что обусловлено многочисленностью этих судов, а также отнесением к их подсудности наибольшего числа подведомственных судам гражданских и уголовных дел...

Государственные и негосударственные органы, занимающиеся правоохранительной деятельностью

Традиционно в учебной юридической литературе при рассмотрении правоохранительных органов используются следующие правовые категории -- «функция», «обеспечение законности и охраны правовопорядка», «правоохранительная функция»...

Контроль милиции за соблюдением правил паспортно-регистрационной системы, правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства

паспортный регистрационный визовый иностранный Руководство паспортно-визовой службой в РФ и ее организации осуществляется Министерством внутренних дел РФ, а в республиках, краях, областях, автономных образованиях...

Общая характеристика правоохранительной деятельности

Российская Федерация, как это закреплено в Конституции РФ, - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст.1). Фундаментальная роль права, зафиксированная Конституцией РФ, выражается в том...

Основные направления деятельности, принципы и задачи правоохранительных органов

В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Конституция Российской Федерации //Российская газета. 1993. 25 декабря Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления...

Понятие и основные признаки правоохранительной деятельности и система органов, её осуществляющих

Правоохранительная деятельность - это регулируемая законом деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по восстановлению нарушенного права и справедливости, обеспечению исполнения юридических обязанностей...

Правоохранительная система РФ

Правоохранительные органы Российской Федерации

В настоящее время в России осуществляется процесс правовой реформы, конечная цель которой -- построение демократического правового государства. Конституция Российской Федерации. - Ст.1...

Правохранительные органы РФ

Проблемами прав и свобод человека, обеспечением правопорядка и законности, охраной интересов организаций и предприятий, борьбой с различными правонарушениями и преступностью занимаются все государственные, муниципальные органы...

Признаки судебной власти. Организация работы таможенных органов

Таможенные органы - одни из старейших правоохранительных органов, история возникновения и развития которых неразрывно связана с формированием государственной и таможенной границ...

Прокуратура РФ

Цель прокурорской деятельности определяется в ч.1 ст. 1 Закона о прокуратуре. Ею является обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина...

Роль органов исполнительной власти в государственном управлении

государственный управление исполнительный власть Функции государственного управления как проявление практической деятельности органов исполнительной власти обусловлены социальной ролью государства и специфическим назначением органов...

К признакам правоохранительной деятельности относится: Во-первых, осуществление этой деятельности не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия...

Система правоохранительных органов Российской Федерации

О задачах правоохранительной деятельности можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной мере решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов...

Юридические службы военных организаций

Особое место в системе правоохранительных органов занимают конституционный контроль и правосудие. Конституционный контроль как самостоятельный вид охраны права направлен на обеспечение соответствия Конституции РФ действующих нормативных правовых актов, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых правовых актов или их отдельных норм. Эту функцию выполняет Конституционный Суд РФ.

Обеспечивая права и законные интересы граждан, государственных и иных публичных органов, общественных объединений, хозяйственных организаций, суд в конечном итоге дает оценку их деятельности, в том числе и деятельности всех других правоохранительных органов.

В России функционирует система федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных (экономических) судов, а также мировые судьи – суды субъектов РФ. При Верховном Суде рФ состоит Судебный департамент, задача которого заключается в организационном обеспечении судебной деятельности.

Прокурорский надзор включает надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на всей территории страны. К функциям прокуратуры также отнесено расследование преступлений и участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел. Систему прокуратуры, возглавляемую Генеральным прокурором, составляют прокуратуры субъектов РФ, а также прокуратуры городов, районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры.

Обеспечение охраны порядка и безопасности включает реализацию мер по защите прав и свобод человека, безопасности граждан, общества и государства, пресечение противоправных проявлений. Эти функции осуществляют Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, налоговая полиция, таможенные службы. Министерство юстиции участвует в обеспечении нормотворческой деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, организует исполнение судебных постановлений, лицензирует оказание правовых услуг, регистрирует уставы общественных объединений и др.



Выявление и расследование преступлений – особое направление правоохранительной деятельности должностных лиц, входящих в соответствующие подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции и таможенных служб. Их задачи – выявить все обстоятельства преступлений, установить лиц, их совершивших, для передачи в установленном порядке в суд или реабилитации невиновных в досудебной стадии судопроизводства.

Правовое обеспечение и правовая помощь – составляющая часть мер правоохраны, которые осуществляют адвокаты и нотариусы. Функции адвокатов – оказание юридической помощи в форме правовых консультаций, защиты на следствии и уголовном суде, представительство в гражданском суде или в иных государственных органах. Нотариусы удостоверяют имущественные и иные права граждан и обеспечивают соблюдение закона при совершении гражданско-правовых сделок.

Негосударственная правоохранительная деятельность реализуется общественными организациями, создаваемыми по инициативе граждан, которые функционируют самостоятельно или в помощь государственным органам, а также в форме оказания на договорной основе возмездных услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов.

Известно, что многие государства, например США, Англия, Франция, придерживаются принципа разделения властей: законодательной, исполнительной, судебной. Суть такого принципа состоит в независимости этих властей друг от друга, обеспеченной системой “противовесов” и процедур, которые повышают их ответственность, максимально сокращают возможность злоупотребления властью. Представляется, что правоохранительные органы и их деятельность следует оценивать с позиции существа названного принципа. При этом надо иметь в виду не только и не столько сами правоохранительные органы, сколько функции, которые они выполняют для достижения заданных результатов: проверки конституционности законодательных и иных нормативных актов; рассмотрения гражданских, уголовных, административных и дисциплинарных дел; осуществления прокурорского надзора и поддержания обвинения; раскрытия и расследования преступлений, исполнения приговоров и иных судебных решений; предупреждения преступлений и иных правонарушений; защиты законных интересов граждан, их прав и свобод. Эти результаты достигаются реализацией соответственно функций:

Конституционного контроля;

Отправления правосудия;

Прокурорского надзора;

Расследования преступлений;

Оперативно-розыскной;

Исполнения судебных решений;

Оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам;

Предупреждения преступлений и иных правонарушений.

В совокупности эти функции характеризуют распределение компетенции правоохранительных органов и в определенной степени влияют на их структуру. От наличия или отсутствия функции зависит наличие или отсутствие соответствующего правоохранительного органа. Ниже будет дана подробная характеристика всех правоохранительных органов. Здесь же рассмотрим только некоторые общие вопросы соотношения функций, распределения их между правоохранительными органами и другими участниками правоохранительной деятельности, определения места правоохранительных органов в системе органов власти и управления.

Наиболее тесно связаны между собой функции, осуществляемые по уголовным делам: оперативно-розыскная, расследования, обвинения и прокурорского надзора, защиты и правосудия. Эти функции по конкретному уголовному делу могут следовать одна за другой, могут реализовываться одновременно. Последовательное осуществление характерно, например, для расследования и правосудия, одновременное - для обвинения, защиты и правосудия. Необходимо также отметить, что некоторые функции могут осуществляться и не правоохранительными органами, а другими участниками судопроизводства по уголовному делу. Например, потерпевший может выполнять функцию обвинения, сам подсудимый - выполняет функцию защиты.

Функция предупреждения преступлений и иных правонарушений занимает особое место. Среди правоохранительных органов нет такого, который был бы специально создан для ее реализации. Данную функцию обязаны выполнять по существу все без исключения правоохранительные органы. Депо в том, что осуществление любой другой функции так или иначе в конечном счете служит предупреждению преступлений и иных правонарушений. Но это не исключает, а наоборот, предполагает целенаправленные действия правоохранительных органов для реализации этой функции наряду с той функцией, которая является основной. Такая обязанность прямо записана, например, для органов, осуществляющих функции оперативно-розыскной деятельности, расследования и правосудия.

Выполняемой функцией определяется место правоохранительных органов в системе органов власти и управления. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ с системой общих и военных судов, а также Высший Арбитражный Суд РФ и нижестоящие арбитражные суды представляют судебную власть в стране - одну из трех ветвей власти. Это важно подчеркнуть, поскольку в печати и иных средствах массовой информации иногда высказывается мнение о том, что судебная власть - это только Конституционный Суд. Такая трактовка субъектов судебной власти противоречит главе VII Конституции Российской Федерации о судебной власти (ст. 118 и 128).

Отправление правосудия имеет приоритетное значение среди других функций. Оно состоит в том, что суды при отправлении правосудия являются единственными в государстве органами, которые по всем вопросам, отнесенным к их подведомственности или подсудности, после соответствующих процедур обжалования принимают окончательное решение. Такое высокое и независимое положение судов, которое теперь, по общему правилу, не является пустой декларацией, дало повод для предложений не относить суды к правоохранительным органам. Сторонники такого подхода упускают из вида, по крайней мере, два существенных обстоятельства. Во-первых, отнесение того или иного органа к числу правоохранительных не означает ни лишения его независимости, ни подчинения другим правоохранительным органам. К примеру, отнесение органов юстиции к правоохранительным органам не должно вести и не ведет к их зависимости от органов внутренних дел и прокуратуры. Во-вторых, исключение судов из числа правоохранительных органов неизбежно приведет к отрицанию того, что они уполномочены заниматься охраной прав. Это уже совсем лишено логики и прямо противоречит Конституции РФ. Суд был и остается органом, олицетворяющим судебную власть, которая в значительно большей мере, чем другие ветви государственной власти, должна и может охранять право. Принадлежность судов к самостоятельной ветви государственной власти следовало бы рассматривать как обстоятельство, в силу которого за ними признается особый статус среди иных органов, стоящих на страже права. И данное обстоятельство никто не оспаривает.

В то же время нельзя отрицать, что суды, как органы одной из ветвей власти занимают среди правоохранительных органов особое место. Поэтому вряд ли было верно включать председателей судов в число членов комитетов по усилению борьбы с преступностью, которые были созданы в 1989г., по решению Верховного совета СССР в районах, городах, областях (краях), республиках и СССР в целом. Сомнительно также оставление открытым по существу того же вопроса в ст. 8 Федерального закона РФ “О прокуратуре Российской Федерации” (председатель суда входит в состав координационного совещания при прокуратуре). По нашему мнению, председатель суда (от районного до Верховного) может приглашаться на координационные совещания при прокуроре только в качестве наблюдателя. Решения этого совещания при прокуроре не могут быть обязательны для суда не только по отдельным делам или по отдельным категориям дел, но и по более общим вопросам правовой политики. Для него во всех случаях обязательны только указания закона, который применяется в результате судебного разбирательства.

Каждой функции соответствуют наиболее целесообразные, выработанные опытом и закрепленные в законе средства и процедуры реализации, которые предоставляются - в зависимости от содержания функции - тем или иным правоохранительным органам. Исходя именно из этих положений, была построена правоохранительная система в дореволюционной России; в период тоталитарного режима от нее допускались серьезные, ведущие к произволу отступления. В то время в МВД были сосредоточены: оперативно-розыскная, дознавательная и следственная функции, в значительной степени - судебная (“особое совещание”, “тройки”, “двойки”) и исполнение уголовных наказаний.

В настоящее время уже проведены и разрабатываются меры по разукрупнению ведомств по обеспечению общественного порядка (МВД РФ) и безопасности (бывшее КГБ). Подразделения и службы по обеспечению безопасности уже рассредоточены в ряде ведомств. В настоящее время (по данным Министерства юстиции РФ) в стадии интенсивной разработки находится вопрос о передаче мест заключения и исполнения наказаний из МВД РФ в Минюст РФ.

Следственный аппарат в настоящее время функционирует в рамках четырех ведомств - прокуратуры, органов МВД, ФСБ, ФСНП. При наличии необходимых финансовых, кадровых и других средств обеспечения, видимо, будет предпринята проработка вопроса о сосредоточении следственного аппарата в рамках.

Правоохранительные органы РФ: понятие, виды и общие черты.

Правоохранительные органы РФ - государственные органы и негосударственные организации, специально предназначенные защищать и восстанавливать права, свободы и законные интересы граждан, интересы организаций, общества и государства, а также поддерживать законность и правопорядок.

К числу правоохранительных органов относятся :

1. государственные суды (конституционные и уставные суды, Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды)

2. прокуратура

3. адвокатура (институт гражданского общества, не входящий в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления)

4. нотариат (частнопрактикующие нотариусы и нотариусы государственных нотариальных контор)

5. органы Министерства внутренних дел (в том числе, полиция)

6. Следственный комитет РФ

7. Федеральная служба безопасности

8. таможенные органы

9. Федеральная служба судебных приставов

10. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков

11. Федеральная служба исполнения наказаний

12. Уполномоченный по правам человека и по правам ребенка

13. Министерство юстиции РФ

14. военная полиция Вооруженных Сил РФ;

15. государственные юридические бюро (образованы не во всех субъектах РФ)

16. комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

17. негосударственные правоохранительные структуры, создаваемые по инициативе населения или организаций (например, третейские суды, добровольные народные дружины, частные детективные и охранные организации).

Общие черты правоохранительных органов:

· Эти органы специально предназначены осуществлять правоохранительную функцию государства путем осуществления правоохранительной деятельности в пределах своей компетенции, предусмотренной законодательством.

· Началом деятельности правоохранительных органов, как правило, выступает какой-либо повод. Например , поступившая в прокуратуру жалоба, подача в суд искового заявления, обращение гражданина к адвокату.

· Для выполнения задач, возложенных на правоохранительные органы, они наделены определенными правами и обязанностями.

· Правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в особом порядке, предусмотренном законодательством. Например , деятельность судов по рассмотрению дел регламентируется процессуальным законодательством, а нарушение установленной процедуры рассмотрения дел может повлечь за собой отмену судебных актов.

· Как правило, правоохранительные органы вправе применять к правонарушителям различные меры государственного принуждения в пределах своей компетенции. Например , суд может применить к лицу, признанному виновным в совершении преступления различные меры уголовного наказания: от штрафа до пожизненного лишения свободы.

· Сотрудниками правоохранительных органов, как правило, могут быть лица, имеющие специальную подготовку (для некоторых юридических профессий (должностей) обязательным условием является наличие высшего юридического образования).

· Законные требования и решения правоохранительных органов и их сотрудников обязательны для исполнения под угрозой применения мер юридической ответственности (административной, уголовной и т.д.)

Основные направления правоохранительной деятельности (общая характеристика)

Правосудие – осуществляется только государственными судами , которые вправе рассматривать и разрешать любые правовые споры, а также некоторые, наиболее важные, бесспорные юридические дела, например, усыновление (удочерение) ребенка, признание гражданина безвестно отсутствующим или умершим.

Прокурорский надзор – осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами с целью выявления фактов нарушения законности в деятельности различных организаций и должностных лиц, а также принятия мер по устранению выявленных нарушений.

Кроме надзорной деятельности прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, проводят антикоррупционную экспертизу правовых актов и осуществляют иные функции, предусмотренные законодательством.

Оказание квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям – осуществляется главным образом адвокатами (в том числе, бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством), например , консультирование по правовым вопросам, выступление в качестве защитников лиц, обвиняемых в совершении преступлений, или в качестве представителей потерпевших и т.д.

В случаях, предусмотренных законом, бесплатную юридическую помощь гражданам (кроме помощи по уголовным делам) должны оказывать государственные юридические бюро .

Нотариальная деятельность – осуществляется частнопрактикующими нотариусами и нотариусами государственных нотариальных контор путем совершения нотариальных действий, например , удостоверение сделок, свидетельствование верности копий документов и выписок из них, выдача свидетельств о праве на наследство, принятие мер к охране наследственного имущества, свидетельствование подлинности подписи на документах, удостоверение факта нахождения гражданина в живых или в определенном месте и т.д.

Борьба с преступностью – это деятельность, связанная с предупреждением, пресечением, раскрытием и расследованием преступлений, а также выявлением лиц, которые их подготавливают, совершают или совершили (предварительное расследование преступлений и оперативно-розыскная деятельность).

Это направление осуществляется различными правоохранительными органами в пределах их компетенции , например: органами внутренних дел, Федеральной службой безопасности, Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков, таможенными органами, Следственным комитетом РФ, Федеральной службой судебных приставов, военной полицией Вооруженных Сил РФ и т.д.

Правовая работа в экономике и гражданском обороте – осуществляется, например, третейскими судами при рассмотрении ими гражданско-правовых споров, юридическими службами различных организаций (деятельность юрисконсультов ), которые представляют интересы своих организаций в судах и иных органах, подготавливают проекты договоров и других правовых документов и т.д.

Введение

Проблемами прав и свобод человека, обеспечением правопорядка и законности, охраной интересов организаций и предприятий, борьбой с различными правонарушениями и преступностью занимаются все государственные, муниципальные органы, многие общественные организации. Однако существуют такие органы, которые призваны заниматься исключительно деятельностью в сфере охраны права. Эти, в основном только государственные органы, и называются правоохранительными. Они создаются и существуют для того, чтобы реализовывать основную задачу государства охрану и защиту прав человека, законных интересов организаций и общества в целом.

Для того чтобы можно было выделить из большого числа государственных органов правоохранительные, чтобы четче сформулировать их предназначение и определить их круг, в юридической науке и практике выработали понятие «правоохранительная деятельность». Это понятие четко не сформулировано ни в одном из законов РФ.

Актуальность выбранной темы обусловлено тем, что Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Статья 1 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство. Это означает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан.

Объектом исследования является общественные отношения регулируемые нормами российского законодательства складывающееся в процессе осуществления правоохранительной деятельности на территории Российской Федерации.

Предметом исследования является правовой режим функционирования правоохранительной деятельности.

Целью исследования является рассмотрение правоохранительной деятельности и уяснение ее роли в правотворческом процессе.

Задачами исследования являются:

1) рассмотрения понятие и основных направлений правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

2) рассмотрение роли правоохранительных органов в правотворческой деятельности.

Методологическую базу курсовой работы составляют общенаучные и специальные методы, такие как: теоретико-правовой, сравнительно-правовой, логико-теоретический, статистический, исторический, метод моделирования и другие, использование которых позволило систематизировать исследование и сделать объективные выводы.

Нормативную базу исследования составляют: Конституция РФ, другие нормативные правовые акты.

Реферат состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

правоохранительный судебный контроль правосудие

Правоохранительной деятельность в Российской Федерации

Понятие и основные направления правоохранительной деятельности

Правоохранительная деятельность - это деятельность государственных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями путем применения мер юридической ответственности, в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур.

Как форма активного и осознанного отношения к окружающему миру всякая деятельность, в том числе и правоохранительная, включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности.

Цель правоохранительной деятельности - охрана самого права.

Важнейшее предназначение правоохранительной деятельности - обеспечение в демократическом обществе режима законности, под которой понимается неукоснительное соблюдение и исполнение всех юридических норм, прежде всего тех, которые содержатся в законах, всех правовых предписаний гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами.

Результатом действия режима законности является правопорядок - общественный порядок, основанный на праве и сложившийся в результате осуществления и принципов законности.

В широком смысле правоохранительная деятельность - это деятельность всех государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти), обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок.

В узком смысле правоохранительная деятельность - это деятельность специально управомоченных (компетентных) органов обеспечения законности и правопорядка, которые существуют только или главным образом для выполнения таких задач, как выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение различных санкций к правонарушителям и реализация мер воздействия (наказания). Признаки правоохранительной деятельности:

Реализуется в определенном порядке, установленном законом: контроль за соблюдением прав и свобод граждан и организаций, предупреждение, пресечение и выявление нарушений этих прав, принятие мер к устранению нарушений и их последствий, применение к виновным мер воздействия;

Осуществляется лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законом;

Установленный законом исчерпывающий характер применяемых в процессе ее осуществления юридических мер воздействия, которые должны строго соответствовать предписаниям закона;

Реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур;

Ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные органы - правоохранительные органы, наделенные властными полномочиями, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства;

Обязательность решений и действий правоохранительных органов, их должностных лиц, принятых в пределах их компетенции и в соответствии с законом, для граждан, органов и организаций, которым они адресованы; возможность беспрепятственно обжаловать эти решения в установленном законом порядке, а также установленная законом ответственность должностных лиц правоохранительных органов за вред, причиненный гражданам или организациям своими неправомерными действиями, и компенсация причиненного ущерба.

Особое место в системе правоохранительных органов занимают конституционный контроль и правосудие. Конституционный контроль как самостоятельный вид охраны права направлен на обеспечение соответствия Конституции РФ действующих нормативных правовых актов, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых правовых актов или их отдельных норм. Эту функцию выполняет Конституционный Суд РФ.

Обеспечивая права и законные интересы граждан, государственных и иных публичных органов, общественных объединений, хозяйственных организаций, суд в конечном итоге дает оценку их деятельности, в том числе и деятельности всех других правоохранительных органов.

В России функционирует система федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных (экономических) судов, а также мировые судьи - суды субъектов РФ. При Верховном Суде РФ состоит Судебный департамент, задача которого заключается в организационном обеспечении судебной деятельности.

Прокурорский надзор включает надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на всей территории страны. К функциям прокуратуры также отнесено расследование преступлений и участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел. Систему прокуратуры, возглавляемую Генеральным прокурором, составляют прокуратуры субъектов РФ, а также прокуратуры городов, районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры. Правоохранительные органы Российской Федерации. Поляков М.П., Федулов А.В. Учебное пособие / 4-е изд. - М.: 2009. -- С. 67

Обеспечение охраны порядка и безопасности включает реализацию мер по защите прав и свобод человека, безопасности граждан, общества и государства, пресечение противоправных проявлений. Эти функции осуществляют Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, налоговая полиция, таможенные службы. Министерство юстиции участвует в обеспечении нормотворческой деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, организует исполнение судебных постановлений, лицензирует оказание правовых услуг, регистрирует уставы общественных объединений и др.

Выявление и расследование преступлений - особое направление правоохранительной деятельности должностных лиц, входящих в соответствующие подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции и таможенных служб. Их задачи - выявить все обстоятельства преступлений, установить лиц, их совершивших, для передачи в установленном порядке в суд или реабилитации невиновных в досудебной стадии судопроизводства.

Правовое обеспечение и правовая помощь - составляющая часть мер правоохраны, которые осуществляют адвокаты и нотариусы. Функции адвокатов - оказание юридической помощи в форме правовых консультаций, защиты на следствии и уголовном суде, представительство в гражданском суде или в иных государственных органах. Нотариусы удостоверяют имущественные и иные права граждан и обеспечивают соблюдение закона при совершении гражданско-правовых сделок.

Негосударственная правоохранительная деятельность реализуется общественными организациями, создаваемыми по инициативе граждан, которые функционируют самостоятельно или в помощь государственным органам, а также в форме оказания на договорной основе возмездных услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов.

Введение 3
1. Основные направления правоохранительной деятельности и общая характеристика правоохранительных органов РФ 4
2. Законности, ее роль в жизни общества и соотношение
с правами личности 10
3. Проблемы укрепления законности и реальность прав человека и гражданина 13
4. Обеспечение законности в деятельности ОВД, как средство охраны и защиты прав граждан 16
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Введение

Актуальность настоящей работы заключается в том, что Конституция РФ провозглашает Россию демократическим правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. ст. 1 - 2 Конституции РФ). В соответствии с Конституцией на первое место в уголовном праве России поставлена цель охраны от преступных посягательств прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 УК РФ), в интересах которого должно действовать государство.
Одним из существенных гарантов обеспечения правопорядка, защиты законных интересов личности и общества в целом является законность как общеправовой идеал, к достижению которого должно стремиться любое цивилизованное общество.
Традиционно законность отождествлялась с нормопослушностью, правоприменительной дисциплиной, точным и неуклонным исполнением всех предписаний закона. В уголовном праве принцип законности подразумевает соблюдение закона органами власти при квалификации деяния либо отнесении деяния в разряд преступления.
Органы внутренних дел призваны выступать гарантом прав и законных интересов всех без исключения граждан (будь то преступник или пострадавший от преступления, материально обеспеченный человек или нищий и т.д.) и в своей деятельности должны подчиняться только закону.
Целью настоящей работы является рассмотрение правоохранительных органы РФ как субъектов обеспечения прав человека и гражданина.

1. Основные направления правоохранительной деятельности и общая характеристика правоохранительных органов РФ

Выделение различных направлений правоохранительной деятельности обусловлено многообразием ее задач. Каждое из этих направлений осуществляется различными группами правоохранительных органов и имеет свои относительно самостоятельные задачи. Тем не менее все эти направления объединяет общая сущность правоохранительной деятельности, они тесно взаимозависимы и дополняют друг друга.
Представляется возможным выделить пять основных направлений правоохранительной деятельности:
1) правосудие;
2) прокурорский надзор;
3) предварительное расследование уголовных дел;
4) оперативно-розыскная деятельность;
5) организационное обеспечение деятельности судов.
Рассмотрим в общих чертах систему правоохранительных органов в России в соответствии с указанными выше основными направлениями правоохранительной деятельности.
Правосудие в России осуществляется исключительно судами (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). Суды как органы правосудия занимают наиболее важное место в системе правоохранительных органов. Право на судебную защиту гарантировано ст. 46 Конституции РФ. Судебная защита - основной механизм разрешения юридических конфликтов, защиты и восстановления нарушенных прав в демократическом правовом государстве. Именно суд в силу своего независимого, высокого статуса способен наиболее эффективно, беспристрастно и профессионально осуществлять эти задачи. Концепция судебной реформы, разработанная группой известных ученых-юристов и принятая Верховным Советом РСФСР в 1992 г., провозгласила, что "на арену общественной жизни выходит независимый, свободный от корыстных интересов и политических симпатий суд, выступающий гарантом законности и справедливости, играющий для государства ту же роль, какая в человеке принадлежит совести. Поэтому ядром всякой судебной реформы выступают преобразования суда и процесса, под знаком и во имя которых изменяется предназначение и деятельность других органов и институтов".
Вместе с тем в последнее время появилась точка зрения, согласно которой суд не является правоохранительным органом. Это, как представляется, вызвано узкой трактовкой понятия правоохранительной деятельности лишь как деятельности по пресечению и расследованию преступлений и иных правонарушений. Включая суд в число правоохранительных органов, мы никоим образом не наделяем его функциями обвинительными, функциями уголовного преследования, не ставим в один ряд с органами прокуратуры и внутренних дел. Напротив, признавая суд главным органом, осуществляющим охрану права в обществе, мы подчеркиваем его независимый статус от органов государственного обвинения, что обеспечивает его роль не только как гаранта закона и справедливости, но и как органа, способного защитить человека от произвола самого государства.
В большинстве учебной литературы в качестве самостоятельного направления правоохранительной деятельности рассматривается конституционный контроль. Однако, на наш взгляд, конституционный контроль охватывается понятием правосудия по следующим основаниям. В России функция конституционного контроля осуществляется судебным органом - Конституционным Судом Российской Федерации. Последний выступает в качестве одного из высших органов судебной власти России. Согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом правосудие является исключительной прерогативой судебной власти, суда. Судебная власть, являясь содержанием деятельности судебных органов, реализуется посредством своей единственно возможной формы - осуществления правосудия. Конституционный Суд РФ осуществляет правосудие путем разрешения конституционно-правовых споров о соответствии Конституции РФ различных нормативно-правовых актов по обращению заинтересованных государственных органов и должностных лиц, а также по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов на основании таких принципов как независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Сущность правосудия состоит в том, что оно выступает в качестве главного механизма в разрешении споров о праве. Главная же особенность деятельности Конституционного Суда РФ при осуществлении им правосудия состоит в том, что он решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов (ст. 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г.).



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году