Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Органы судебной ветви государственной власти. Судебная ветвь власти. г) не вступивших в силу международных договоров РФ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Любой гражданин может осуществлять публичные действия, предусмотренные в предыдущей статье, и вмешиваться в качестве выступающего или защитника правил, подлежащих контролю в процессах, продвигаемых другими, а также тех, для которых нет публичных действий. Генеральный прокурор страны должен вмешиваться во все процессы. Действия по дефектам формы истекают в течение года, считаются с момента публикации соответствующего акта. Обычно Суд должен принять решение на шестьдесят дней, а генеральному прокурору страны - тридцать, чтобы представить концепцию.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: СУДЕБНАЯ ВЕТВЬ ВЛАСТИ

Выполнила:

Комарова Мария Евгеньевна

В процессах, упомянутых в цифре 7 предыдущей статьи, обычные условия будут уменьшены до третьей стороны, и их несоблюдение является причиной неправомерного поведения, которое будет санкционировано в соответствии с законом. Никакие полномочия не могут воспроизводить материальное содержание правового акта, признанного неприемлемым по существенным причинам, тогда как положения, которые служили для установления конфронтации между обычной нормой и Конституцией, существуют в Уставе.

Из специальных юрисдикций

Это сообщение не задержит условия процесса. Закон устанавливает формы координации этой особой юрисдикции с национальной судебной системой. Вы также можете приказать, чтобы они избирались всенародным голосованием.

Из Генеральной прокуратуры нации

Генеральный прокурор страны избирается Верховным судом сроком на четыре года из списка, присланного Президентом Республики и не может быть переизбран. Должен соответствовать тем же требованиям, что и магистрат Верховного суда. Генеральная прокуратура является частью судебной власти и будет иметь административную и бюджетную автономию.

ПОДОЛЬСК 2011 г.

Введение

1.2 Судебная система - форма проявления функций судебной власти

2.2 Система Арбитражных судов Российской Федерации

2.3 Конституционный Суд Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Сегодня можно считать основательно утвердившейся точку зрения о том, что судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти. В советский период, особенно на раннем его этапе, эта идея, как известно, отвергалась. Основное место занимала репрессивная функция суда, суд фактически был звеном государственного аппарата, приспособленного, прежде всего, к подавлению; о правозащитной функции суда практически ничего не говорилось. Только с провозглашением идеи правового государства, с признанием в Конституции РФ судебной власти в качестве самостоятельной и независимой ветви государственной власти стала создаваться определенная теоретическая база, находящая отражение в законодательстве.

Исключения представляют собой преступления, совершенные членами общественных сил на действительной службе и в отношении одной и той же службы. С этой целью Управление генерального прокурора страны. Обеспечить появление предполагаемых правонарушителей уголовного права, принятие мер по обеспечению достоверности. Кроме того, при необходимости, принять необходимые меры для эффективного восстановления права и компенсации за ущерб, причиненный преступлением. Квалифицировать и объявить исключенным проведение расследований.

Направление и координация функций судебной полиции, которые Национальная полиция и другие органы, предусмотренные законом, выполняют в постоянном порядке. Обеспечить защиту жертв, свидетелей и лиц, участвующих в процессе. Выполнять другие функции, установленные законом. Генеральный прокурор страны и ее делегаты обладают компетенцией на всей территории страны.

В правовом демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан и отдельные свободные личности должны соотносить свои поступки с правом. Но столкновения их интересов, различное понимание права неизбежны, что порождает правовые конфликты. Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить такие конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, т. е. обеспечить правопорядок. Эту задачу выполняют суды -- независимое звено государственной власти, которое своими специфическими средствами и специальным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость.

Канцелярия генерального прокурора нации обязана расследовать как благоприятные, так и неблагоприятные для обвиняемого, а также уважать их основные права и процессуальные гарантии, которые им помогают. Расследовать и обвинять, если применимо, старших должностных лиц, пользующихся конституционной юрисдикцией, за исключением случаев, предусмотренных в Конституции. Назначьте и удалите в соответствии с законом сотрудников под их зависимостью. Предоставлять преходящие полномочия государственным органам, которые могут выполнять функции судебной полиции, под ответственность и функциональную зависимость Генеральной прокуратуры.

Важнейшая задача государственной власти -- охранять права и свободы человека -- требует демократизации уголовного процесса и практического внедрения в жизнь права граждан на судебное обжалование действий должностных лиц. Судебная власть приобретает подлинно универсальный характер, ибо становится участником осуществления всех функций государства, она в то же время обретает независимость по отношению к другим ветвям власти. Правовое государство своим острием направлено в сторону исполнительной власти, от которой исходит главная угроза правам и свободам. Эта угроза уравновешивается законодательной властью, принимающей демократические законы, а также судами, которые, применяя право, по существу контролируют исполнительную власть. Независимая судебная власть, таким образом, становится сердцевиной правового государства и конституционализма, главной гарантией свободы народа.

Из Высшего совета судебных органов

Предоставить правительству информацию о проводимых расследованиях, когда это необходимо для сохранения общественного порядка. Административная палата, состоящая из шести магистратов, избираемых сроком на восемь лет, выглядит следующим образом: два - Верховным судом, один - Конституционным судом и тремя - Государственным советом. Дисциплинарная судебная палата, состоящая из семи магистратов, избираемых на восемь лет, Национальным конгрессом трех кандидатов, посланных правительством. Могут существовать Секционные судебные советы, как это предусмотрено законом.

Целью курсовой работы является исследование основных аспектов организации суда судебной власти в Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:

ѕ изучить основные теоретические основы судебной власти;

ѕ дать характеристику системы судебной власти в РФ;

ѕ показать особенности организации деятельности судов в РФ;

Члены Совета не могут быть выбраны среди магистратов одних и тех же постулатных корпораций. Управлять судебной карьерой. Подготовьте списки кандидатов для назначения судебных чиновников и отправьте их в организацию, которая должна это сделать. Исключение составляет военная уголовная юрисдикция, которая будет регулироваться специальными правилами. Изучить поведение и санкционировать ошибки должностных лиц судебной власти, а также адвокатов при осуществлении их профессии в установленном законом порядке.

Возьмите под контроль работу корпораций и судебных органов. Подготовить проект бюджета судебной власти, который должен быть направлен правительству, и выполнить его в соответствии с одобрением Конгресса. Для разрешения конфликтов компетенции, возникающих между различными юрисдикциями.

суд власть конституционный арбитражный

Глава 1. Основы судебной власти в РФ

1.1 Понятие и основные признаки судебной власти

Судебная власть - это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами; контроля за конституционностью законов; защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскной деятельности (ОРД); установления наиболее значимых юридических фактов.

Гласность. Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда РФ проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных законом. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично

Устранить разделение территории в судебных целях и определить местонахождение и перераспределение судебных органов. Создавать, подавлять, объединять и передавать позиции в отправлении правосудия. В порядке осуществления этой атрибуции Высший совет судебных органов не сможет установить для казначейских обязательств, превышающих глобальную сумму, установленную для соответствующей службы в законе о первоначальных ассигнованиях. Диктуют необходимые правила эффективного функционирования отправления правосудия, связанные с организацией и внутренними функциями, возложенными на разные должности, и регулирование судебного и административного судопроизводства, которые проводятся в судебных органах, в тех аспектах, которые не предусмотрены законодателем.

Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

Б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ

Предложить законопроекты, касающиеся отправления правосудия, а также основных и процессуальных кодексов. В результате проблемы правосудия все чаще присутствуют в жизни бразильцев. Поэтому всегда полезно уточнить, как это работает и какова цель такой важной структуры.

Вопрос о понятии судебной власти является дискуссионным.

В многообразии существующих в науке подходов к определению судебной власти четко прослеживаются два направления.

Одно из них, отождествляющее власть с ее носителями. Судебная власть "образует систему подчиненных закону органов, призванных к применению закона в порядке судебного производства". В современной науке судебную власть как "систему государственных и муниципальных органов, обладающих предусмотренными законом властными полномочиями, направленными на установление истины, восстановление справедливости и наказание виновных, решения которых обязательны к исполнению всеми лицами, которых они касаются".

Судебная власть в Бразилии является высшим органом Высшего федерального суда, а Национальный совет юстиции отвечает за контроль над административными и финансовыми показателями судов. Ниже этих двух органов Судебная система состоит из разных сегментов, каждая по своей области действия: федеральная и государственная; и три специализированные: рабочие, избирательные и военные. Все эти ветви состоят из разных экземпляров или степеней в соответствии с их соответствующими компетенциями.

Например, в Федеральном суде, когда дело суждено повлиять на конституционное законодательство, апелляция может быть подана в Высший суд. Он обладает компетенцией для окончательного решения гражданских и уголовных дел, которые не связаны с конституционным вопросом или специализированным правосудием.

Другой подход к определению судебной власти заключается в ее понимании как деятельности по рассмотрению судебных дел. Власть судебная, т.е. рассмотрение уголовных дел и постановление приговоров, принадлежит судам без всякого участия властей административных. Как ветвь власти государственной, принадлежащую органам, не несущим административных или законодательных функций и призванную "осуществлять закон, утверждать его господство в жизни, бороться с произволом и насилием, всесторонне рассматривать дело". Закрепление в ныне действующей Конституции РФ принципа разделения властей позволило и в современной науке определить судебную власть как "специфическую независимую ветвь государственной власти, осуществляемую путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве", как" представленные специальным органам государства - судам -- полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права и реализации этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного, арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных норм".

Федеральный суд в целом компетентен привлекать к судебной ответственности и решать вопросы, связанные с авторами или обвиняемыми, Федеральным союзом, его местными органами власти, фондами и публичными компаниями, а также вопросами, представляющими интерес для Федерации, например, права коренных народов, преступления, совершенные на борту воздушного судна или судна, а также преступления, связанные с въездом или нерегулярным пребыванием иностранцев.

Такие случаи рассматриваются в двух федеральных инстанциях. Первый состоит из судебной секции в каждом штате Федерации. Расположенные в столицах штатов и федеральном округе судебные отделы формируются рядом федеральных судов, в которых действуют федеральные судьи. Они несут ответственность за первоначальное или первоначальное решение почти всех вопросов, представленных в Федеральный суд. В крупных городах внутри этих штатов есть федеральные палочки.

В понятии судебной власти, представленном сторонниками обеих концепций, выделяются два ключевых момента, образующих неразрывное единство. Первый, содержательный, состоит в том, что судебная власть - это полномочия по разрешению возникающих в обществе конфликтов с использованием специальной процедуры. Второй, организационный, заключается в том, что это полномочие принадлежит исключительно судам.

Во втором случае Федерального суда магистраты являются судьями. Они имеют право судить об апелляциях против решений, вынесенных в первой инстанции. В конечном итоге судьи также выносят решения о таких действиях, как криминальные обзоры, данные о мандамах и хабеасах против актов самого Суда или федеральных и других судов, предусмотренных статьей 108 Федеральной конституции.

Разрешает споры о компетенции

Вопрос о независимости прокуроров находится в центре дебатов во Франции и Италии. В обеих странах тот факт, что обвинение является частью судебной системы, противоречиво. Анализируя аргументы, используемые в двух противостоящих лагерях и выделяя их предпосылки, предлагается четко указать причины неоднозначности функции и статуса прокурора в судебной системе. Какая бы ни была защищенная позиция, это исследование, как правило, показывает, что субъекты дискуссии не могут думать о функции государственного министерства, не думая о функции судьи, которую мы находим в концепции «магистрата».

Тем не менее, правильное определение судебной власти имеет важное теоретическое значение. Точное уяснение смысла и содержания многочисленных терминов, связанных с понятием судебной власти, на наш взгляд, не может считаться лишь спором о терминах. Сложное и многогранное явление, каковым является судебная власть, имеет право на научно обоснованный анализ всех связанных с ним понятий, размежевание сходных явлений и установление взаимосвязей между ними. Такой подход позволит глубже проникнуть в существо понятия судебной власти, рассмотреть все грани этого явления.

В конечном итоге концепция состоит в том, что функция судьи магистрата определяет судьбу, которая зарезервирована для паркетного пола. Они образуют корпус государственных служащих со специальным статусом, которому также поручено выполнять функции судейства. Магистратура разделена между «магистратами места» и «магистратами пола», между которыми можно сказать «настоящих судей» и «ложных судей». Термин «прокуратура» используется в отношении последнего. В прокуратуре можно назначить функцию, то есть группу действий, а также лиц, которые ее осуществляют.

Определение судебной власти как принадлежащих судами права и возможности осуществлять правосудие посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в полной мере соответствует смыслу. Исходя из современных представлений о правосудии как о разрешении социально-политических конфликтов в обществе и о суде как органе, осуществляющем в специфической процессуальной форме функцию социально-политического арбитража, судебную власть можно определить и как исключительное полномочие суда по разрешению социальных конфликтов правового характера.

П. должен публиковать действия в движении. Присутствие прокуратуры в судебных органах во французской и итальянской системах является результатом общего наполеоновского наследства. Системы сегодня имеют значительные отличия. Во Франции обвинение подчиняется иерархическому авторитету Хранителя Печатей, принятая система обвинения - это целесообразность, а уголовный процесс является инквизиционным. Прокуроры, поставленные на вершину иерархии, назначаются Советом министров. Итальянская система представляет особый интерес, поскольку она является оригинальным примером полной независимости прокуратуры от исполнительной власти, которая не имеет аналогов в Европе.

Наличие различных подходов к определению судебной власти вызывает в теории разногласия и в толковании других терминов, в частности затрудняет правильное определение функций и - форм судебной власти. В научной юридической литературе нет ясности не только по вопросу о том, какие функции выполняет судебная власть и в каких формах она реализуется, но отсутствуют и четкие критерии, позволяющие относить определенные виды судебной деятельности к категории функции или формы. Так, одни называют "правосудие, надзор за судебной деятельностью нижестоящих судов со стороны вышестоящих, судебное управление, судебный контроль в области исполнительной власти, судебный конституционный контроль" формами осуществления судебной власти. Другие относит к функциям судебной власти некоторые из видов судебной деятельности -- правосудие, юрисдикционный контроль, формирование судейского корпуса и руководство судебной практикой. Так, функцией судебной власти является правосудие, а судебный контроль, формирование судейского корпуса, руководство судебной практикой -- полномочия судебной власти, виды ее реализации. Отнесение одних и тех же видов деятельности к различным категориям нуждается в объяснении.

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:

1. Судебная власть - вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей, судебная власть - одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.

2. Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей.

3. Исключительность судебной власти - следующий ее признак. Судебную власть вправе осуществлять только суды. Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия - по Конституции Российской Федерации принадлежит только суду, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

4. Независимость, самостоятельность, обособленность - характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.

5. Процессуальный порядок деятельности - важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Процессуальный порядок, регулируя правила судебной процедуры, представляет собой высокую социальную ценность. Он призван обеспечить законность всей деятельности органов, осуществляющих судебную власть, законность, обоснованность и справедливость судебных решений, охрану прав лиц, чьи интересы с той или иной степени затрагивает судебную власть.

6. Осуществление полномочий путем судопроизводства - признак судебной власти. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах.

7. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Особой юридической силой обладает толкование Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации. Оно является официальным и обязательным для всех органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

1.2 Судебная система - форма проявления функций судебной власти

Принципиальное значение приобретает уяснение того, что же нам следует понимать под функциями современной судебной власти, какие из них она уже выполняет на нынешнем этапе судебно-правой реформы, а какие направления деятельности судам предстоит ещё только освоить. Важно в этой связи также исследовать, как функции судебной власти соотносятся с основными направлениями деятельности судебной системы в целом; её составными элементами: конституционной, арбитражной, общей и военной юстицией работой судебных систем субъектов федерации, а также с функциями от дельно взятого суда (судьи), как органов судебной власти, ее непосредственных носителей.

«Единой функцией судебной власти является разрешение социально-правовых конфликтов, защита и восстановление нарушенных прав»;

«Единой формой реализации судебной власти - правосудие»;

«Методами (способами) его осуществления - различные виды судопроизводства: конституционное, гражданское (включая арбитражное), административное и уголовное».

Существовали и другие определения судебной власти, понимающие под этой властью разрешение социальных конфликтов в правовой сфере, осуществляемое в формах конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства. К функциям судебной власти относились: 1) осуществление правосудия и 2) юрисдикционный контроль.

В основном это удачные определения. Но следует иметь в виду, что функции судебной власти могут быть представлены и в качестве ее целей. Разрешение социальных конфликтов не всегда связано с восстановлением в правах. Формой реализации судебной власти является не только правосудие. Эта власть проявляет себя и в виде постановлений Пленума Верховного Суда РФ, придающих судебной практике определенные направления, и в виде установления судами фактов, имеющих юридическое значение, при отсутствии правового спора, и в ряде других отношений.

Формами осуществления судебной власти являются: 1) правосудие; 2) надзор за судебной деятельностью: 3) судебное управление: 4) судебный контроль за исполнительной властью; 5) судебный конституционный контроль.

Эта классификация нелогична и неверна по существу. Уже говорилось о том, что конституционный контроль осуществляется не иначе как в форме правосудия. В надзор за судебной деятельностью неосновательно включены изучение и обобщение судебной практики, анализ статистики. Это предпосылки эффективного осуществления судебной власти (аналитическая работа аппарата судов), а не сама эта власть. В понятие судебной власти неосновательно попали контроль и организация работы судов: отчеты председателей коллегий, президиума суда, помощь районным, городским судам. К тому же ни коллегии, ни тем более президиумы судов не обязаны перед кем-то отчитываться (это было бы нарушением принципа независимости суда). "Помощь" районным судам - это пережиток советских времен, когда судьи первой инстанции пытались заручиться поддержкой и усвоить стандарты - зональных" судей второй инстанции. Далее: судебного управления уже давно нет. Деятельность Судебного департамента при Верховном Суде РФ и в субъектах Федерации - это не управление и не руководство, а не связанная непосредственно с осуществлением правосудия работа по кадровому и материально-техническому обеспечению судов как предпосылка эффективного осуществления судебной власти, а не сама эта власть. Судебный контроль за исполнительной властью - не самостоятельная форма реализации судебной власти, поскольку он осуществляется не иначе как посредством отправления правосудия.

Неверно также, что конституционное правосудие осуществляют суды общей юрисдикции. Они применяют Конституцию РФ, могут отвергнуть (в рамках данного дела) неконституционный закон, но это еще не конституционное правосудие, осуществлять которое может лишь Конституционный Суд РФ.

Итак, функция (цель, задача) судебной власти - разрешение социально-правовых конфликтов и установление юридических фактов путем осуществления правосудия в формах конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Провозглашая единство судебной системы Российской Федерации, ст. 3 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» указывает, что это единство обеспечивается путем:

· соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

· применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

· признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

· законодательного закрепления статуса судей;

· финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Учитывая федеративный характер нашего государства, ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» определила, что в Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов Федерации.

Глава 2. Органы, осуществляющие судебную власть

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Систему федеральных судов составляют:

1) Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;

2) Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

3) Конституционный Суд Российской Федерации;

2.1 Система судов общей юрисдикции

Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией, Законом о судебной системе, иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 17.12.1998 №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ.

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъектов РФ.

Компетенция мирового судьи. Мировой судья рассматривает дела, отнесенные к его компетенции, единолично. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы;

Дела о выдаче судебного приказа;

Дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

Дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

Иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, лишении родительских прав, усыновлении (удочерении) ребенка;

Дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;

Дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

Дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;

Дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи;

Дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых мировым судьей в первой инстанции и вступивших в силу.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ.

Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15тыс. человек создается один судебный участок.

Районный суд - основное звено судебной системы Российской Федерации. Он является судом общей юрисдикции. В соответствии со ст. 21 Закона о судебной системе районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй (апелляционной) инстанций, а также осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. Районный суд является непосредственной вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Компетенция районного суда. Районный суд реализует следующие полномочия:

Рассматривает отнесенные к его подсудности уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Районному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в ч. 1 ст. 31 (в части подсудности уголовных дел мировому судье), ч. 3 и 4 ст. 31 УПК;

Рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции уголовные дела по не вступившим в законную силу решениям мирового судьи, если они были обжалованы сторонами;

Рассматривает в качестве суда первой инстанции все гражданские дела, отнесенные ГПК к его подсудности;

Рассматривает материалы об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста.

Кроме того, районный суд решает вопросы:

О продлении срока содержания под стражей;

Помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

Производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

Производстве обыска и (или) выемки в жилище;

Производстве личного обыска;

Производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о государственной или иной охраняемой федеральным законом тайне, а также о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

Наложении ареста на корреспонденцию и выемке ее в учреждениях связи;

Наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

Временном отстранении обвиняемого от должности;

Контроле и записи телефонных и иных переговоров;

В ходе досудебного производства рассматривает жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и порядке, которые предусмотрены процессуальным законодательством.

Суды субъектов РФ - это верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов.

Компетенция судов субъектов РФ. Суды субъектов РФ обладают следующими полномочиями:

Рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

Изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику;

Осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Верховный Суд РФ в соответствии со ст. 126 Конституции является высшим судебным органом по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом пределах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Компетенция Верховного Суда РФ. Верховный Суд РФ в пределах своих полномочий:

Рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

Изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения федерального законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение;

Осуществляет контроль за выполнением судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ; разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;

Осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В соответствии с Конституцией Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы.

При Верховном Суде РФ сформированы Судебный департамент и Научно-консультативный совет.

Военные суды РФ входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность их судей устанавливаются Верховным Судом РФ.

2.2 Система арбитражных судов Российской Федерации

Задачи и принципы деятельности арбитражных судов

В соответствии со ст. 127 Конституции арбитражные суды в Российской Федерации представляют собой самостоятельную систему органов судебной власти.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

Высший Арбитражный Суд РФ;

Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

Арбитражные апелляционные суды;

Арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах.

Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией, Законом об арбитражных судах, АПК и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Основные задачи арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров:

Защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

Содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.

Законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

Независимость судей арбитражных судов. При осуществлении правосудия судьи арбитражных судов независимы, подчиняются только Конституции и федеральному закону. Какое-либо постороннее воздействие на судей арбитражных судов, вмешательство в их деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан запрещаются и влекут за собой ответственность, установленную законом.

Равенство всех перед законом и судом. Правосудие в арбитражных судах осуществляется на началах равенства всех граждан перед законом и судом независимо от пола, возраста, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, равенства всех организаций перед законом и судом независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, местонахождения и других обстоятельств. Арбитражный суд обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

Равноправие сторон. В арбитражном суде стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных АПК. Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.

Состязательность. Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут ответственность за наступление последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.

Непосредственность судебного разбирательства. Арбитражный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства. Доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены в основу принимаемого арбитражным судом судебного акта.

Гласность судебного разбирательства. Разбирательство дел в арбитражных судах открытое. Разбирательство дела в закрытом судебном заседании допускается в случаях, если открытое разбирательство может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны. Разглашение сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, влечет за собой ответственность, установленную законом. О разбирательстве дела в закрытом судебном заседании выносится определение. При разбирательстве дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях и в порядке, установленных АПК, присутствуют также эксперты, свидетели и переводчики.

Лица, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право делать заметки по ходу заседания, фиксировать его с помощью средств звукозаписи. Кино и фотосъемка, видеозапись, а также трансляция судебного заседания арбитражного суда по радио и телевидению допускаются с разрешения судьи - председательствующего в судебном заседании. Судебные акты арбитражным судом объявляются публично.

Язык судопроизводства. Судопроизводство в арбитражном суде ведется на русском языке - государственном языке РФ. Лицам, участвующим в деле и не владеющим русским языком, арбитражный суд обеспечивает право знакомиться с материалами дела, участвовать в судебных действиях, выступать в суде на родном или свободно выбранном языке общения и пользоваться услугами переводчика.

Основным звеном системы арбитражных судов являются арбитражные суды субъектов РФ. В субъектах РФ действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. На территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов. Арбитражные суды в Российской Федерации создаются федеральным законом.

Большие расстояния между населенными пунктами Российской Федерации создают серьезные трудности для реализации права на судебную защиту участникам арбитражного судопроизводства. В целях приближения правосудия к месту нахождения участвующих в деле лиц или их месту жительства, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в составе арбитражных судов субъектов РФ могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов.

Постоянное судебное присутствие арбитражного суда субъекта РФ представляет собой обособленное подразделение арбитражного суда субъекта РФ, расположенное вне места постоянного пребывания этого суда и наделенное правом осуществлять его полномочия.

Арбитражные апелляционные суды - это суды, осуществляющие проверку в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции. В настоящее время на территории России действуют 20 апелляционных судов.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, апелляционными судами в отдельных местностях, по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда в составе арбитражных апелляционных судов могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов. Постоянное судебное присутствие арбитражного апелляционного суда - обособленное подразделение соответствующего арбитражного апелляционного суда вне места постоянного пребывания этого суда, осуществляющее его полномочия.

Арбитражный апелляционный суд действует в составе: президиума арбитражного апелляционного суда; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

В составе арбитражного апелляционного суда по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда.

Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В составе Высшего Арбитражного Суда РФ по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ также могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

2.3 К онституционный суд Российской Федерации

В соответствии со ст. 1 Закона о Конституционном Суде Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда РФ являются следующие.

1. Независимость. Судьи Конституционного Суда РФ независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией и Законом о Конституционном Суде РФ.

В своей деятельности судьи Конституционного Суда РФ выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.

Решения и другие акты Конституционного Суда РФ выражают соответствующую Конституции правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий. Судьи Конституционного Суда РФ принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом РФ.

Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда РФ не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

2. Коллегиальность. Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом РФ коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Конституционный Суд РФ правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании палаты - при наличии не менее трех четвертей ее состава. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.

3. Гласность. Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда РФ проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных законом. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

4. Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда РФ ведется устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд РФ заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы. В заседании Конституционного Суда РФ могут оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.

5. Язык конституционного судопроизводства. Производство в Конституционном Суде РФ ведется на русском языке. Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

6. Непрерывность судебного заседания. Заседание Конституционного Суда РФ по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. Конституционный Суд РФ до принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания не может рассматривать в пленарном заседании другие дела.

7. Состязательность и равноправие сторон. Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда РФ.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории России Конституционный Суд РФ:

а) разрешает дела о соответствии Конституции: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства судьи Конституционного Суда РФ должны воздерживаться от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Заключение

Таким образом, в заключение можно сделать следующие выводы:

1. Судебная власть -- это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства.

2. Признаки судебной власти: судебная власть -- вид государственной власти. Она -- одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти; судебная власть осуществляется только специальными государственными органами -- судами; исключительность судебной власти -- признак, по которому никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия; единство судебной власти; независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти; судебная власть осуществляется путем судопроизводства; процессуальный порядок деятельности; подзаконность судебной власти и др.

3. Судебная власть осуществляется только судом. Суд -- это орган государства, осуществляющий судебную власть путем отправления правосудия при рассмотрении гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, экономических споров и некоторых других категорий дел в порядке, установленном процессуальным законом. В соответствии с Конституцией РФ суд -- единственный орган, который вправе осуществлять особую функцию государственной власти -- правосудие.

4. В соответствии с Конституцией РФ и Законом о судебной системе в настоящее время существует три системы судов: Конституционный Суд РФ, суды общей компетенции (юрисдикции), арбитражные суды.

Список литературы

1. Г.А. Воробьёв «Основы государства и права» Учебное пособие, Краснодар, 2005.

2. С.А. Воронцов. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. - М., 2000

3. К.Ф. Гуценко. Правоохранительные органы РФ. Учебник. - М., 2000.

4. В.Н. Хропанюк. «Теория государства и права» - М, 2003.

5. В.П. Божьев. Правоохранительные органы РФ. М-1997 Конституция Российской Федерации. М., 2003

6. Федеральный Конституционный Закон о Судебной системе Российской Федерации. - М., 1999

7. Гаджиев Г.А. Структура и механизм судебной власти. - Профобразование. 2007

8. Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. -- М., 2007.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Судебная власть, ее понятие и соотношение с другими ветвями государственной власти. Суд как орган судебной власти. Судебная система. Статус судей Конституционного суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2007

    Понятие и признаки судебной власти, ее соотношение с другими ветвями государственной власти. Принцип разделения властей. Арбитражные суды, их задачи и место в судебной системе РФ. Отличия, функции и статус Конституционного суда и судов общей юрисдикции.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2011

    Понятие судебной власти. Принципы организации и основные органы судебной системы РФ, включающей в себя федеральные судебные организации. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов. Система Федеральных судов общей юрисдикции.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2014

    Понятие судебной системы, порядок создания и упразднения судов. Назначение, функции Конституционного суда, основные решаемые вопросы. Полномочия судов общей юрисдикции. Подведомственность дел арбитражным судам. Специфика института мировых судей.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2010

    Характеристика демократических принципов современной судебной системы Российской Федерации - совокупности всех судов и судебных органов. Понятие и признаки правосудия. Полномочия и функции Конституционного, арбитражного суда и судов общей юрисдикции.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2011

    Понятие звена судебной системы и судебной инстанции; их значение для разграничения компетенции судов. Верховный Суд Российской Федерации как высшее звено системы судов общей юрисдикции. Система арбитражных судов и органов предварительного следствия.

    контрольная работа , добавлен 28.08.2013

    Основы судебной власти в РФ. Судебная система – форма проявления функций судебной власти. Особенности организации судебной власти. Принципы организации работы судов. Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции. Судебный департамент.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2008

    Понятие судебной власти Российской Федерации, организация системы. Компетенция конституционного суда. Уставные суды субъектов РФ, их внутренняя организация. Система судов общей юрисдикции. Районные и мировые суды. Кассационная коллегия Верховного суда.

    курсовая работа , добавлен 09.05.2012

    Ознакомление с конституционно-правовыми принципами организации судебной власти, определение ее роли в демократическом государстве. Изучение порядка образования и компетенции Конституционного, Высшего Арбитражного и Верховного судов Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2011

    Классификация конституции РФ, Узбекистана, Люксембурга, Италии, Австрии. Характеристика судебной власти: общие понятия, особенности, функции, конституционные принципы организации и деятельности судов. Система судов общей и административной юрисдикции.

Судебная власть осуществляется специально учреждаемым государственным органом - судом. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации». В юридическом значении суд - это орган государства, осуществляющий судебную власть путем отправления правосудия при рассмотрении гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, экономических споров и некоторых других категорий дел в порядке, установленном процессуальным законом. В соответствии с Конституцией РФ суд - единственный орган, который вправе осуществлять особую функцию государственной власти - правосудие. 1

В соответствии с Конституцией РФ и Законом о судебной системе в настоящее время существует три системы судов: Конституционный Суд РФ, суды общей компетенции (юрисдикции), арбитражные суды.

Кроме того, арбитражи могут создаваться на самодеятельных началах, выбираться самими участниками спора; могут создаваться и третейские суды. Данный перечень носит исчерпывающий характер. Изменение его возможно только на основе изменения указанных актов.

Субъекты РФ могут создавать суды, но в пределах установленного федеральным законодателем перечня. Правила судопроизводства установлены федеральными законами и обязательны для всех судов. Равным образом обязательно для всех судов применение Конституции и законодательства РФ, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ.

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Заочное разбирательство уголовных дел не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Акты судов, вступившие в законную силу, обязательны для исполнения на всей территории РФ. Федеральное законодательство закрепляет единый статус для судей всех судов. Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом статья 124 Конституции РФ.

Перечисленными и рядом иных свойств суды отличаются от органов, выполняющих законодательные и исполнительные функции. Суд как орган государства представляет собой учреждение, где работают на профессиональной основе не один, а несколько судей. Правосудие по конкретным делам осуществляется не всеми судьями одновременно, а так называемыми судебными составами. В судебный состав могут входить, как уже упоминалось, представители народа в качестве присяжных и арбитражных заседателей. Независимо от того, в каком составе рассматривается то или иное конкретное дело, - судьей единолично, коллегией из трех судей, судом присяжных, все они являются государственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие, т. е. судом, и действуют не от своего имени, а от имени государства.1

Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах компетенции, определенной законом. Районный суд рассматривает уголовные и гражданские дела по существу, а областной суд помимо этого проверяет обоснованность и законность решений районного суда.

Кроме того, районные суды рассматривают в порядке апелляционного судопроизводства судебные решения, вынесенные мировыми судьями. Арбитражные суды могут рассматривать только арбитражные дела; принять к своему производству гражданское или уголовное дело они не вправе. 1

Юрисдикция каждого суда распространяется на определенную территорию (район, область) или на структурное образование Вооруженных Сил РФ (гарнизон, военный округ). Название суда соответствует административно-территориальной единице (Костромской областной суд) или структурной сфере его деятельности (военный суд Северного флота). В отдельных случаях судебная юрисдикция распространяется на определенных лиц или социальную группу. В соответствии со ст. 93 Конституции РФ высшие судебные инстанции дают заключение при возбуждении вопроса об отрешении от должности Президента РФ; Верховным Судом РФ рассматриваются уголовные дела в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства (ст. 452 УПК РФ).

В системе арбитражных судов действуют федеральные арбитражные суды, юрисдикция которых не совпадает с административно-территориальным делением



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году