Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Особенности подачи и рассмотрения жалоб в уголовном судопроизводстве. Право на судебное обжалование Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Назначением уголовного судопроизводства является защита прав и законных интересов лиц или организаций, потерпевших от преступлений, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод.

Одним из основополагающих принципов Уголовно-процессуальном кодексе России является право обжалования процессуальных действий и решений суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя.

Кто имеет право на обжалование?

В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством правом на обжалование действий (бездействий) и решений органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда наделены участники уголовного судопроизводства, а также иные лица в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интерес.

По мнению Верховного Суда РФ, жалобу на процессуальные решения и действия (бездействие) перечисленных должностных лиц вправе подать любой участник уголовного судопроизводства, иное лицо, а также действующий в интересах заявителя защитник, законный представитель или представитель. Представителем заявителя может быть лицо, не принимавшее участия в досудебном производстве, в связи с которым подана жалоба, но уполномоченное заявителем на подачу жалобы и (или) участие в ее рассмотрении судом. Правом на обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, обладают иные лица.

Кто такие иные лица?

Ими могут быть, например, поручитель (ст. 103 УПК), лицо, которому несовершеннолетний отдан под присмотр (ч. 1 ст. 105 УПК), залогодатель (ст. 106 УПК), заявитель, которому отказано в возбуждении уголовного дела (ч. 5 ст. 148 УПК), лицо, чье имущество изъято или повреждено в ходе обыска или выемки. Заявителем может быть как физическое лицо, так и представитель юридического лица.

Недопустимы ограничения права на судебное обжалование решений и действий (бездействия), затрагивающих права и законные интересы граждан, лишь на том основании, что они не были признаны в установленном законом порядке участниками уголовного судопроизводства.

С точки зрения высшего судебного органа страны термин "иное лицо", указанное в ст. 123 УПК, понимаются все те участники уголовного процесса, которые не являются его сторонами. Это в первую очередь те, кого в наименовании главы 8 УПК законодатель называет "иные участники уголовного судопроизводства". Таковыми по крайней мере являются: свидетель (ст. 56 УПК), эксперт (ст. 57 УПК), специалист (ст. 58 УПК), переводчик (ст. 59 УПК), понятой (ст. 60 УПК).

Приведенный в главе 8 УПК перечень нельзя признать исчерпывающим. К "иным лицам" следует также отнести: заявителя (ч. 2 ст. 141 УПК), очевидца (п. 2 ч. 1 ст. 91 УПК), врача (ч. 1 ст. 178 УПК), близкого родственника (родственника) покойного, подлежащего эксгумации (ч. 3 ст. 178 УПК), администрацию места захоронения (ч. 3 ст. 178 УПК), адвоката свидетеля (п. 6 ч. 4 ст. 56 УПК), законного представителя свидетеля (ч. 1 ст. 191 УПК), педагога (ч. 1 ст. 191 УПК), психолога (ч. 3 ст. 425 УПК), поручителя (заслуживающее доверия лицо) (ст. 103 УПК), командование воинской части (ст. 104 УПК), лицо, которому несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый был отдан под присмотр (ст. 105 УПК), залогодателя (ст. 106 УПК), лицо, предъявляемое для опознания (ст. 193 УПК), всех иных реализующих хотя бы одно свое уголовно-процессуальное право или свою уголовно-процессуальную обязанность лиц.

Кому обжалуются действия (бездействие) следователя, дознавателя?

Действия (бездействие, решения) следователя могут быть обжалованы руководителю следственного органа, действия (бездействие, решения) дознавателя (начальника подразделения дознания) - прокурору, надзирающему за исполнением законов данным лицом, производящим расследование (ст. 37 УПК).

Жалобы на действия (бездействие, решения) указанных органов и должностных лиц подаются руководителю следственного органа (прокурору) или в суд непосредственно либо через следователя (дознавателя и др.), на действия которого жалоба приносится.

Принесение жалобы, вплоть до ее разрешения, не приостанавливает приведение в исполнение обжалуемого действия, если этого не сочтут нужным сделать соответственно следователь, дознаватель и др.

Возможность подачи жалобы на действия (бездействие, решения) следователя руководителю следственного органа, дознавателя (начальника подразделения дознания) - надзирающему прокурору, а жалобы на действия и решения прокурора - вышестоящему прокурору не может истолковываться как ограничение возможности граждан на судебную защиту их прав и должна рассматриваться как дополнительная внесудебная гарантия соблюдения прав граждан.

Заявитель может подать жалобу непосредственно прокурору либо через орган дознания, дознавателя или следователя, ведущих данное дело. На практике же отсутствие упоминания в законе о передаче жалобы прокурору через следователя или дознавателя фактически ведет к волоките и нарушению прав участников процесса, поскольку подателей жалоб из органов предварительного расследования обычно направляют в прокуратуру.

Какие установлены сроки для рассмотрения жалобы?

Должностные лица, непосредственно осуществляющие процессуальный надзор и контроль, с учетом регламентированных Уголовно-процессуальным кодексом сроков, по общему правилу рассматривают жалобы в течение трех суток. Однако если для установления наличия либо отсутствия оснований для полного или частичного удовлетворения жалобы либо для отказа в ее удовлетворении следует проводить предварительную проверку, её срок может достигать десяти, но не более суток.

Что принимается по результатам рассмотрения жалобы?

По результатам проведенной проверки в случае отсутствия оснований для удовлетворения жалобы должностным лицом выносится постановление об отказе в ее удовлетворении. В другом случае, если результатами проверки доводы жалобы о допущенных нарушениях закона нашли свое полное или частичное подтверждение составляется постановлении о полном или частичном удовлетворении жалобы, где излагаются мотивы такого решения.

Ярким примером вмешательства прокуратуры в длительное нарушение прав потерпевших по сообщению о дорожно-транспортном происшествии со смертельным исходом является ситуация, сложившаяся вокруг наезда на пешехода З., произошедшего на ул. Белоярской у д. № 1 в г. Екатеринбурге, в результате которого пострадавшая от полученных телесных повреждений скончалась на месте. На протяжении одного года данный факт не находил окончательного разрешения. Жалобы родственников органами расследования оставались без должного внимания. И только после обращения потерпевших в соответствии со своими процессуальными правами в органы прокуратуру в описанной истории поставлена окончательная точка и в сентябре текущего года органами следствия возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 264 УК РФ.

Может ли гражданин обратиться в суд на действия, бездействие и решения дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора?

Другим действенным механизмом воздействия на действия, бездействие и решения дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора является обращение с жалобой в суд в порядке, предусмотренном статьей 125 УПК РФ.

В части 1 указанной статьи установлен критерий для определения действий (бездействия) и решений, которые могут быть обжалованы в порядке, установленном 16 главой. Это их способность причинить ущерб конституционным правам и свободам либо затруднить доступ граждан к правосудию. Данная норма существенно развивает положения, сформулированные еще в Постановлении КС РФ от 23.03.1999 N 5-П по делу о проверке конституционности положений статьи 133, части первой статьи 218 и статьи 220 УПК РСФСР, а также в Определении от 21.12.2001 по жалобе гр. А.Ю. Власова на нарушение его конституционных прав статьей 218 УПК РСФСР и Определении от 24.05.2005 N 256-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр. А.А. Корягина на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 125 УПК РФ.

В них Конституционный Суд признал за заинтересованными лицами право на обжалование в тех случаях, когда действиями и решениями порождаются последствия, выходящие за рамки собственно процессуальных отношений и приводящие к нарушениям конституционных прав и свобод, которые уже не могут быть эффективно восстановлены в ходе последующего судебного контроля в судебном разбирательстве (решения о производстве обыска, наложении ареста на имущество, продлении срока предварительного следствия, приостановлении производства по делу, применении мер пресечения, включая залог и подписку о невыезде; об отказе в признании потерпевшим, а также отказ следователя в выдаче документов и материалов, необходимых для использования в ходе производства по другим делам, непредоставление свиданий с близкими родственниками и ограничение в праве вести переписку и т.п.). В подобных случаях заинтересованным лицам должна быть предоставлена возможность прибегнуть к судебной защите еще во время проведения досудебного производства. Однако в отличие от решения Конституционного Суда, законодатель в УПК РФ пошел еще дальше, предоставив право обжалования в суд безотносительно того, выходят ли отрицательные последствия действий (бездействия) и решений органов предварительного расследования и прокурора за рамки сугубо процессуальных отношений или нет. Сам факт нарушения ими конституционных прав и свобод граждан в силу особой важности последних является теперь достаточным основанием для обращения за судебной защитой в период досудебного производства.

В какой суд подается жалоба?

В соответствии с УПК РФ подавать жалобы необходимо в районный суд по месту производства предварительного расследования. Последнее определяется в ст. 152 УПК по общему правилу как место совершения деяния, содержащего признаки преступления. То есть место предварительного расследования не определяется местоположением органа предварительного расследования, но лишь местом совершения деяния, содержащего признаки преступления. Следовательно, по общему правилу суд, рассматривающий жалобы в порядке ст. 125 УПК, определяется также, как правило, по месту совершения такого деяния, а не по резиденции следователя, дознавателя или прокурора. Однако в УПК РФ не дано прямого ответа на вопрос, как определить подсудность в порядке ст. 125, если обжалуется отказ в возбуждении уголовного дела, когда предварительное расследование не начато, а значит, нельзя определить и место производства последнего. Представляется, что согласно логическому толкованию что до начала расследования названное общее требование об определении подсудности применено быть не может ввиду того, что оно в этой ситуации явно неисполнимо. При этом из двух возможных вариантов должен быть избран наиболее рациональный, когда постановление об отказе в возбуждении уголовного дела обжалуется в суд по месту официального расположения органа или должностного лица, принявшего такое решение.

Кто может обжаловать действия, бездействие и решения дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора?

Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал на недопустимость ограничения права на судебное обжалование действий и решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, лишь на том основании, что эти граждане не были признаны в установленном УПК порядке конкретными участниками производства по уголовному делу (подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим и т.д.). Обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве должно вытекать из фактического положения этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующего права. Например, лицо, в жилище которого произведен обыск, вправе обжаловать действия и решения следователя, имевшие место в ходе обыска, в суд, несмотря на то что до этого оно не принимало никакого участия в данном деле. К участию в судебном заседании должны быть допущены защитник подозреваемого или обвиняемого либо представитель потерпевшего, даже если ранее они не принимали участия в данном деле.

Подача жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, однако, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель СО, прокурор или судья вправе это сделать как по ходатайству заинтересованной стороны, так и по собственной инициативе.

Суд при рассмотрении доводов жалобы должен проверить не только формальную законность, но и фактическую обоснованность обжалуемого решения органа предварительного расследования.

Участниками судебного заседания по закону могут являться заявитель и его защитник, законный представитель или представитель, если они участвуют в уголовном деле, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также прокурор.

Представитель потерпевшего (и, как представляется, также гражданского истца и гражданского ответчика) должен допускаться к участию в судебном заседании в порядке ст. 125 УПК РФ независимо от того, участвовали ли они ранее в ходе предварительного расследования. При этом УПК предоставляет возможность иметь представителя лишь таким участникам уголовного судопроизводства со стороны защиты, как гражданский ответчик, несовершеннолетний подозреваемый и обвиняемый и лицо, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера. Из этого следует, что при обжаловании действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора в порядке статьи 125 УПК совершеннолетнего обвиняемого представителя быть не может (если только в отношении него не ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера или если он не выступает гражданским ответчиком), - его интересы может представлять защитник, допущенный к участию в деле.

В судебной практике возникает вопрос о том, надо ли обеспечивать личное участие заявителя в судебном заседании, если он содержится под стражей или отбывает уголовное наказание по другому уголовному делу.

Конституционный Суд РФ по этому поводу сформулировал позицию - положения статьи 125 УПК обязывают суд обеспечить содержащемуся под стражей заявителю жалобы возможность путем непосредственного участия в заседании суда или путем использования систем видеоконференцсвязи ознакомиться со всеми материалами рассматриваемого судом дела и довести до сведения суда свою позицию, если принимаемое судом решение связано с применением к заявителю мер, сопряженных с его уголовным преследованием, ограничением его свободы и личной неприкосновенности (рассмотрение жалобы подозреваемого или обвиняемого на применение к нему мер уголовно-процессуального принуждения, личного обыска, освидетельствования и др.); в иных случаях лицу, отбывающему наказание в виде лишения свободы, обеспечивается возможность довести до суда свою позицию путем допуска к участию в деле его адвокатов и других представителей, а также иными предусмотренными законом способами.

Представляется, что независимо от того, кто заявляет жалобу, о времени и месте судебного заседания судом всегда должен извещаться обвиняемый, ибо по буквальному смыслу п. 19 ч. 4 ст. 47 УПК закон признает, что любая жалоба по данному уголовному делу непосредственно затрагивает его интересы, ибо данная норма не предписывает направлять обвиняемому копии всех без исключения жалоб и представлений по данному делу. Особенно это актуально для случаев, когда заявителем жалобы является не сам обвиняемый (или подозреваемый), а его защитник. Невыполнение этой обязанности судом должно расцениваться как нарушение права обвиняемого на защиту и может повлечь за собой отмену судебного решения. Обвиняемый или подозреваемый, содержащийся под стражей, должен в таких случаях иметь возможность присутствовать в судебном заседании.

Принимает ли участие прокурор в суде при рассмотрении жалоб?

Ведомственным приказом Генерального прокурора РФ предписывается обеспечить обязательное участие прокурора в рассмотрении жалоб судом в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ. В случае выявления нарушений закона незамедлительно принимать меры к их устранению, отмене незаконных процессуальных решений до представления в суд указанных материалов, давать заключение по поводу обжалуемых действий (бездействия) или решений следователя (руководителя СО) с использованием всех имеющихся материалов, в том числе полученных в ходе рассмотрения аналогичных жалоб в порядке ст. 124 УПК РФ.

Судебное заседание по рассмотрению жалоб в порядке ст. 125 проводится открыто, за исключением случаев, предусмотренных УПК.

Что принимает суд по результатам рассмотрения жалобы?

По результатам рассмотрения жалобы в судебном порядке предусматривается вынесение судом постановления не об отмене обжалуемого решения или действия, а о признании его незаконным или необоснованным и об обязанности соответствующих должностных лиц устранить допущенное нарушение. Это особенно важно для тех случаев, когда обжалуются решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении, поскольку отмена судом такого рода решений фактически означала бы возбуждение им уголовного дела или возобновление по нему производства, что делало бы его вопреки указанию ч. 3 ст. 15 УПК РФ уголовным преследователем.

Если жалоба неприемлема для рассмотрения в порядке ст. 125 УПК РФ (подана ненадлежащим лицом либо отсутствует необходимый предмет рассмотрения и т.д.), то суд принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения и разъясняет подателю возможность обжалования данного решения в апелляционном (кассационном) порядке.

Приведенный анализ уголовно-процессуального законодательства и судебной практики по вопросу наделения участников уголовного судопроизводства, заинтересованных и иных лиц правом на обжалование процессуальных действий (бездействий) и решений должностных лиц надзорных, правоохранительных и судебных органов направлен на формирование юридически образованного общества, ориентирующегося в современном правовом Российском государстве.


15 сентября 2018 года на базе Одесского апелляционного хозяйственного суда продолжился круглый стол для судей Верховного Суда на тему «Европейский стандарты справедливого суда и их внедрение в Украине» при участии судей Европейского суда по правам человека, высокопоставленных лиц Совета Европы и ОБСЕ, европейских и отечественных экспертов.

В ходе очередной секции «Эффективность механизмов исполнения решений ЕСПЧ в Украине» выступили Павел Пушкарь - начальник отдела Департамента по исполнению решений ЕСПЧ Совета Европы, Дмитрий Гудыма – судья Большой Палаты Верховного Суда, Виктор Городовенко – судья Конституционного Суда Украины.

Виктор Городовенко отметил, что обеспечение права на справедливый суд в демократическом обществе играет огромную роль. Одной из составляющей этого права является право апелляционного обжалования.

До конституционных изменений 2016 года КСУ сформировал довольно полную концепцию права апелляционного обжалования. Первые решения, в которых КСУ сформулировал концепцию данного права содержали положения о том, что даже в случае, когда закон не предусматривает формы апелляционного обжалования – это не является препятствием такого обжалования.

Следующим шагом доктрины апелляционного обжалования было установление того, что право апелляционного обжалования является составляющей права на доступ к суду. Конституция прямо гарантировала право апелляционного обжалования, кроме случаев, предусмотренных законом, что порождало проблему: если право обжалования — это конституционное право, то каким образом исключения из него могут быть установлены законом?

В 2016 году редакция соответствующей статьи Конституции предусмотрела право на апелляционное обжалование как право на апелляционный пересмотр дела. На 1 сентября 2018 года в производстве КСУ пребывает 9 конституционных жалоб, а еще по 2 открыто производство, в которых подымается вопрос апелляционного обжалования. По 14 конституционным жалобам – отказано в открытии конституционного производства.

Мотивация таких жалоб обычно сводится к тому, что право на доступ к суду апелляционной инстанции является абсолютным. Однако в пояснительной записке к изменениям в Конституции указано, что предоставляется не право обжалования не любого решения, а дела в целом, что согласовывается с европейскими стандартами. В этом случае не идет речь об ухудшении положения лица, а об усилении гарантий: в Конституции не предусмотрено дискреция законодателя в отношении случаев, когда дело не может быть пересмотрено вообще.

Сам институт апелляции применяется в различном наполнении: полная модель, когда апелляционный пересмотр происходит по фактическим обстоятельствам и неполная – когда проверяется применение норм материального и процессуального права. Неединожды в решениях ЕСПЧ указывалось, что государства имеют большую дискрецию в закреплении права на апелляционное обжалование, а государства не связаны Конвенцией в обязательном введении института апелляционного пересмотра. Из этого следует, что Конституцией Украины установлены более высокие стандарты судебной защиты, чем в Конвенции.

Дело № 2а- 3996-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Заводский районный суд города

в составе: председательствующего Жигалиной Е.А.,

при секретаре Маслеевой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к судебному приставу-исполнителю ОСП по УФССП России по ФИО9 об оспаривании постановления об ограничении пользования должником специальным правом,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по УФССП России по ФИО9 об ограничении пользования должником специальным правом. Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по было вынесено постановление об ограничении права пользования им водительским удостоверением серии 4227 № от ДД.ММ.ГГГГ УГИБДД по. В нарушение требований ст. 67.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» из текста оспариваемого постановления не следует, что судебным приставом-исполнителем должник предупрежден о том, что обязан соблюдать установленное ограничение, а также не наличествует предупреждение последнего об административной ответственности, предусмотренной ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 17. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти > Статья 17.17. Нарушение установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом" target="_blank">17.17 КоАП РФ за нарушение установленного ограничения. Кроме того, воспользовавшись своим правом он обратился в Мариинский городской суд с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения решения суда по гражданскому делу №, о данном факте судебный пристав-исполнитель ФИО9 был уведомлен, на момент вынесения оспариваемого постановления, решения по вопросу о предоставлении рассрочки исполнения решения суда не принято. Полагает, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ вынесено преждевременно, а также в нарушение требований, предусмотренных ст.ст. , ст. , п. 5 ч. 4 ст. ФЗ «Об исполнительном производстве». Так, на момент оспариваемого постановления он не уклонялся от исполнения обязательств, наложенных судом. К административной или уголовной ответственности за уклонение от исполнения решения суда не привлекался, объяснения, дающие снования полагать, что он уклоняется от исполнения решения суда, судебным приставом-исполнителем не отбирались, напротив, с момента возбуждения исполнительного производства он по первому требованию является к судебному приставу-исполнителю и погашает задолженность по исполнительному листу. Из оспариваемого постановления следует, что ему ограничено право пользования водительским удостоверением серии 4227 №, выданным ДД.ММ.ГГГГ как документом, а не ограничен в пользовании специальным правом в виде управления транспортными средствами, что также считает нарушением действующего законодательства. Полагает, что действия судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления об ограничении пользования специальным правом от ДД.ММ.ГГГГ не могут быть признаны законными, поскольку они не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают его права, свободы и законные интересы по управлению транспортными средствами. Просит признать постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по УФССП России по ФИО9 об ограничении пользования должником специальным правом от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать устранить нарушения его прав, свобод и законных интересов по управлению транспортными средствами. Кроме того, указывает, что ДД.ММ.ГГГГ им через ООО «Сибирская курьерская служба» в адрес Заводского районного суда был направлен административный иск к судебному приставу-исполнителю об оспаривании указанного постановления. Однако, ДД.ММ.ГГГГ ему стало известно, что административный иск с приложениями в адрес Заводского районного суда доставлен не был по причине дорожно-транспортного происшествия автомобиля курьерской службы. Он обратился в ООО «Сибирская курьерская служба» для дачи пояснений, где был подтвержден факт ДТП и утери заказного письма. Таким образом, он не смог реализовать свое право на подачу иска по уважительной причине. Просит восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу административного иска.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, представил заявление об уточнении исковых требований, просил признать постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении права пользования специальным правом незаконным, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ ему установлена инвалидность 3 группы, о чем судебный пристав-исполнитель был извещен, от исполнения требований исполнительного документа он не уклоняется, вносит денежные средства в счет погашения долга по решению суда в пользу взыскателей по мере возможности, является пенсионером. Кроме того, пояснил, что его супруге на праве собственности принадлежит автомобиль, однако водительского удостоверения супруга не имеет, в полис ОСАГО в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством, вписан только он, автомобиль необходим ему и его семье в качестве средства жизнеобеспечения, в связи с инвалидностью и установленными противопоказаниями, а именно ограничении к самообслуживанию, запрещении длительной ходьбы и нахождения на ногах, он не в состоянии передвигаться на общественном транспорте, пользование автомобилем обусловлено постоянным и систематическим посещением медицинских учреждений и врачей для прохождения стационарных и амбулаторных лечений, курсов лечебной гимнастики, сдачи многочисленных анализов и т.п.

Представитель административного истца ФИО1 - ФИО3 – адвокат Коллегии адвокатов «Адвокаты Западно-Сибирского региона», действующий на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании доводы, изложенные в административном исковом заявлении и в заявлении об уточнении административного искового заявления, поддержал, настаивал на его удовлетворении, просил признать причины пропуска срока оспаривания незаконных действий судебного пристава-исполнителя уважительными и восстановить пропущенный срок, а также признать постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по УФССП России по об ограничении пользования должником специальным правом от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать устранить нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО1 по управлению транспортными средствами.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по УФССП России по ФИО9, действующий на основании служебного удостоверения ТО 519789, в судебном заседании административные исковые требования не признал, представил письменные возражения, из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ должник ФИО1 был уведомлен о том, что он может быть ограничен на право пользования специальным правом в виде управления транспортными средствами, в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный законом пресекательный срок. ФИО1 вручено требование о добровольном исполнении требований исполнительного документа. В связи с неисполнением должником возложенных на него обязательств ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об ограничении права пользования специальным правом. Должник является инвали группы, задолженность по исполнительному производству №-СД у ФИО1 на ДД.ММ.ГГГГ составляет 976797,07 руб. Должник ФИО1 обратился в Мариинский городской суд с заявлением о рассрочке исполнения обязательств в размере 5000 руб. ежемесячно, в судебный орган поданы возражения на частные жалобы от взыскателей в части предоставления рассрочки должнику. Мариинский городской суд принял решение об отказе в предоставлении рассрочки исполнения обязательств. Полагает, что в рассматриваемом случае постановление судебного пристава соответствует требованиям действующего законодательства, при этом, заявителем не доказано нарушение его прав и законных интересов действиями (бездействием) должностного лица, соответственно, условия, необходимые для удовлетворения заявления об оспаривании постановления отсутствуют. При этом, не возражает против восстановления процессуального срока для обращения в суд с настоящим исковым заявлением, поскольку полагает, что указанные административным истцом причины пропуска срока подачи иска являются уважительными.

Представители административных ответчиков Отдела судебных приставов по УФССП России по, Управления ФССП России по в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не ходатайствовали.

Заинтересованные лица – взыскатели ФИО4 и ФИО5 в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не ходатайствовали.

На основании п. 6 ст. Раздел IV. Особенности производства по отдельным категориям административных дел > Глава 22. Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих > Статья 226. Судебное разбирательство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями" target="_blank">226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. Раздел IV. Особенности производства по отдельным категориям административных дел > Глава 22. Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих > Статья 218. Предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению" target="_blank">218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 3 ст. Раздел IV. Особенности производства по отдельным категориям административных дел > Глава 22. Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих > Статья 219. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд" target="_blank">219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу ч. 1 ст. , ч. 5-8 ст. Раздел IV. Особенности производства по отдельным категориям административных дел > Глава 22. Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих > Статья 219. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд" target="_blank">219 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Проверив доводы административного истца об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд, суд считает их заслуживающими внимания, поскольку из представленных административным истцом документов следует, что оспариваемое постановление вынесено судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом для обжалования постановления срок административный истец обратился в ООО «Сибирская Курьерская Служба» с заказом на экспресс-доставку в Заводский районный суд пакета документов – административного иска (л.д. 15), за указанные услуги ФИО1 внесены денежные средства в размере 1500 руб. (л.д. 16), срок исполнения заказа установлен – 15 календарных дней, однако, из ответа Президента ООО «Сибирская курьерская служба» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17) следует, что в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ на перекрестке и ул. 62-й проезд в, направленный пакет документов в Заводский районный суд был утрачен, курьер ФИО6, пострадавший в результате ДТП после прохождения лечения пояснил, что пакет экспресс-доставки принятого от ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ утерян скорее всего при опрокидывании автомобиля.

Суд полагает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у ФИО1 уважительных причин для пропуска срока на обращение в суд об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, который подлежит восстановлению.

В силу ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Приставы осуществляют арест, изъятие, передачу на хранение и реализацию арестованного имущества, совершают иные действия, предусмотренные Федеральным законом.

Таким законом в настоящее время является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Положения ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №118-ФЗ «О судебных приставах» обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Таким образом, признание действий и постановлений судебного пристава-исполнителя незаконным возможно при совокупности двух условий: несоответствие закону оспариваемого постановления и нарушение прав и законных интересов заявителя указанным постановлением.

В ст. 67.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлены временные ограничения на пользование должником специальным правом». Под временным ограничением на пользование должником специальным правом понимается приостановление предоставленного должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации специального права в виде права управления транспортными средствами (автомобильными транспортными средствами, воздушными судами, судами морского, внутреннего водного транспорта, мотоциклами, мопедами и легкими квадрициклами, трициклами и квадрициклами, самоходными машинами) до исполнения требований исполнительного документа в полном объеме либо до возникновения оснований для отмены такого ограничения (ч. 1 ст. 67.1. названного закона).

В соответствии с ч. 2 ст. 67.1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ, при неисполнениидолжником-гражданином илидолжником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей, а также требований о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, судебный пристав-исполнитель вправепо заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом. При неисполнении требований исполнительного документа о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальнымправом,должникможет бытьограниченв пользовании только этим специальнымправом.

Судом установлено, что на основании решения Мариинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску ФИО5, ФИО4 к ФИО1 о взыскании компенсации морального вреда были выданы исполнительные листы ФС № и ФС № (л.д. 40-44) о взыскании с ФИО1 в пользу ФИО4 и ФИО5 в возмещение морального вреда по 500000 руб.

На основании указанных исполнительных документов судебным приставом-исполнителем ОСП по УФССП России по ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ были возбуждены исполнительные производства № и № (л.д. 44-45, 47-48), с постановлениями о возбуждении исполнительных производств должник ФИО1 был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, в этот же день ему было вручено предупреждение о том, что в случае неисполнения без уважительных причин требований исполнительного документа о взыскании морального вреда в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель вправе по собственной инициативе или по заявлению взыскателя вынести постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом (л.д. 46).

Кроме того, из пояснений административного ответчика судебного пристава-исполнителя ФИО9 следует, что в отношении должника ФИО1 по указанному исполнительному производству также вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства и пенсию должника. С момента возбуждения исполнительного производства должником внесено в погашение задолженности 15000 рублей, а также 6000 рублей внесены ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава-исполнителя ОСП по УФССП России по ФИО9 постановлено: ограничить право пользования ФИО1 водительским удостоверением серия № №, выдано ДД.ММ.ГГГГ УГИБДД по (л.д. 8).

Особенности оформления постановления о временном ограничении на пользование должником специальнымправом законодателем закреплены в ч.5 ст.67.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ, согласно которой в постановлении о временном ограничении на право пользование должником специальным правом судебный пристав-исполнитель разъясняет должнику его обязанность соблюдать установленное ограничение и предупреждает об административной ответственности за его нарушение. Указанное постановление утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Копии указанногопостановленияне позднее дня, следующего за днем его вынесения, вручаютсядолжникулично, направляются взыскателю и в подразделение органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности.

Оспариваемое административным истцомпостановлениеот ДД.ММ.ГГГГ вынесено уполномоченным на это должностным лицом – судебным приставом-исполнителем ОСП по УФССП России по ФИО9, в пределах предоставленных ему полномочий, утверждено старшим судебным приставом отдела судебных приставов, однако, в нарушение требований закона не содержит разъяснений должнику его обязанности соблюдать установленное ограничение и предупреждение об административной ответственности за его нарушение.

Кроме того, из оспариваемого постановления следует, что ФИО1 ограничено право пользования водительским удостоверением как документом, в то время как в соответствии с ч. 1 ст. ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что под временным ограничением на пользование должником специальным правом понимается приостановление действия предоставленного должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации специального права в виде управления транспортными средствами.

При указанных обстоятельствах, оспариваемое постановление не содержит все необходимые сведения и не в полной мере соответствует требованиям закона.

Согласно ч. 4 ст. 67.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» временное ограничение на пользование должником специальным правом не может применяться в случае:

1) если установление такогоограничениялишаетдолжникаосновного законного источника средств к существованию;

2) если использование транспортного средства является длядолжникаи проживающих совместно с ним членов его семьи единственным средством для обеспечения их жизнедеятельности с учетомограниченнойтранспортной доступности места постоянного проживания;

3) еслидолжникявляется лицом, которое пользуется транспортным средством в связи синвалидностью, либо на иждивениидолжника находится лицо,признанноев установленном законодательством Российской Федерации порядкеинвалидомI или II группы либо ребенком -инвалидом;

4) если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) не превышает 10 000 руб.;

5) еслидолжникупредоставлена отсрочка или рассрочка исполнения требований исполнительного документа.

Указанная норма также согласуется с положениями ч.3 ст. РФ, согласно которойправаи свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Судполагает, что примененнаясудебным приставом-исполнителем мера принудительного исполнения не соответствует установленному п. 5 ст. Федерального закона «Об исполнительном производстве» принципу соразмерности объема требований взыскателя мерам принудительного исполнения.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 установлена третья группа инвалидности, что подтверждается справкой МСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 74). Справкой МСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 повторно установлена инвалидность третьей группы сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 75).

Установление инвалидности вызвано наличием заболеваний и диагнозов: закрытый оскольчатый чрезвертельный перелом левой бедренной кости; закрытый перелом костей левой голени в дистальной трети; тромбоз магистральных вен левой н/конечности, стадия окклюзии, флотирующий тромб в ОБВ до 2 см. Указанные обстоятельства подтверждаются выписными эпикризами (л.д. 64-71).

Из индивидуальной программы реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 имеет ограничения в способности к самообслуживанию и способности к передвижению, противопоказано длительная ходьба и пребывание на ногах, передвижение с помощью пары костылей с опорой под локоть (л.д. 72-73).

Наличие инвалидности, указанных заболеваний и противопоказаний свидетельствует о необходимости пользования ФИО1 автомобилем, поскольку общественным транспортом он пользоваться не может.

Кроме того, как следует из пояснений административного истца и материалов дела, пользование автомобилем обусловлено постоянным и систематическим посещением медицинских учреждений и врачей для прохождения стационарных и амбулаторных лечений, курсов лечебной гимнастики, сдачи многочисленных анализов, курсов сосудистой терапии, курсов гепатопротекторов, нейропротоктеров, повторных курсов реабилитации с периодичностью 1 раз в 2 месяца, посещений аптек и прочее.

Исходя из материалов дела, а также объяснений административного истца, судом установлено, что транспортное средство KIA RIO находится в собственности супруги ФИО1 ФИО7 (л.д. 78, 79), которая водительское удостоверение не имеет. Согласно страховому полису ОСАГО серия ЕЕЕ №, срок страхования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, страхователем указанного транспортного средства является его собственник ФИО7, в качестве лица, допущенного к управлению указанным транспортным средством, указан только ФИО1 (л.д. 77), следовательно, при наличии ограничения права пользования специальным правом – управления транспортным средством, должник и члены его семьи лишаются возможности пользования данным транспортным средством.

Таким образом, в данном случае, установление временногоограниченияна пользованиедолжникомспециальнымправомне может применяться, поскольку должник является инвалидом, пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, наличие у него заболеваний и установленных диагнозов препятствует и делает невозможным ФИО1 пользоваться общественным транспортом.

Из буквального содержания норм Федерального закона № 229-ФЗ следует, что применение указанного исполнительного действия, как лишение специальногоправадопускается при неисполнениидолжником- гражданином в установленный для добровольного исполнения срок требований, изложенных в исполнительном документе, при отсутствии удолжникана то уважительных причин.

Как следует из материалов дела, в период после возбуждения исполнительного производства и до настоящего времени должником ФИО1 в добровольном порядке производились выплаты денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному листу. Денежные средства вносились в размере 5000-6000 руб. (л.д. 58, 76), большие суммы должник не имеет возможности вносить, поскольку является пенсионером и инвали группы, проходит дорогостоящее лечение.

В соответствии со статьей 4 Закона № 229-ФЗ, статей 12, 13 Федерального закона № 118-ФЗ «Осудебныхприставах» исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Исполнительными действиями являются совершаемыесудебнымприставомв соответствии с Законом № 229-ФЗ действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, равно на понуждениедолжникак полному, правильному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (статья 64 Закона № 229-ФЗ).

С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных правовых нормсудприходит к выводу о том, что перечисленные в Федеральном законе условия для принятия такого исполнительного действия как временное ограничение специального права управления транспортными средствами судебным приставом-исполнителем не соблюдены, ФИО1 представлены доказательства, свидетельствующие о том, что оспариваемым постановлением судебного пристава-исполнителя нарушены его права и законные интересы, в связи с чем, требования административного истца о признании постановления судебного пристава-исполнителя об ограничении пользования должником специальным правом от ДД.ММ.ГГГГ незаконным подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. - , Федеральным законом «О судебных приставах», Федеральным законом «Об исполнительном производстве», суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по УФССП России по ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ об ограничении пользования должником ФИО1 специальным правом незаконным.

Обязать руководителя ОСП по УФССП России по устранить нарушения прав административного истца.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.А. Жигалина

Справка: мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

К основным видам обращений граждан традиционно относятся предложения, заявления, жалобы и ходатайства.

Предложение - это обращение граждан в государственные или общественные органы, не связанные с каким-либо нарушением, а имеющие целью обратить внимание на несовершенство регулирования, организации или деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и других структур общества с указанием путей их устранения.

Заявление - обращение гражданина в вышеуказанные органы с просьбой об удовлетворении тех или иных прав, свобод или законных интересов граждан, не связанных с нарушением, либо информирование о злоупотреблениях, нарушениях законности и иных нарушениях, которые не затрагивают непосредственно права и интересы заявителя.

Жалоба - обращение в государственные или иные официальные органы, к их должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.

Ходатайство - обращение гражданина в орган государственной власти, орган местного самоуправления о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий, льгот с предоставлением соответствующего документа.

Как показывает практика, в одном и том же обращении могут содержаться указанные виды обращений в различном сочетании.

Законодательство Российской Федерации различает общее право жалобы , которым обладают все граждане, и специальное право жалобы , предоставленное лицам, как участникам гражданского иуголовного процесса, административного и дисциплинарного производстваи т. д. Например, участие в каком-либо процессе в качествепотерпевшего, свидетеля, эксперта и т. д.

Общее право жалобы может быть подразделено на два вида:

право на административное обжалование ;

Основными актами, регламентирующими вопросы, касающиеся общего права на административное обжалование, являются действующие ныне Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г.1 ≪О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан≫ и Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 ≪Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан≫2 (далее - Закон РФ № 4866-1).

В соответствии с вышеназванным Указом Президиума Верховного Совета СССР могут быть обжалованы акты и действия любого должностного лица, нарушившего права и свободы граждан. В этом Указе не содержится статей, которые бы ограничивали по тем или иным признакам круг лиц, имеющих право подавать жалобу. В то же время в соответствии с его нормами запрещается пересылка жалобы на рассмотрение того органа или должностного лица, на действия которых подана жалоба (п. 5).

Упомянутый Закон РФ № 4866-1 дополняет названный Указ Президиума Верховного Совета СССР, предоставляя право гражданам обращаться с жалобой на действия (решения), нарушившие его права и свободы, либо непосредственно в суд (где она будет рассмотрена по правилам гражданского судопроизводства), либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию и объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Жалоба подлежит разрешению в срок до 1 месяца. Если гражданину в порядке административного производства отказано в удовлетворении жалобы или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, то



он вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалоба подается либо в суд по месту жительства гражданина, права которого нарушены, либо в суд по месту нахождения органа (должностного лица), действиями которого были нарушены права

гражданина.

Законодательством Российской Федерации определены сроки давности, в течение которых может быть подана жалоба. Например, гражданин может обратиться в суд с жалобой в течение 3 месяцев с того дня, когда ему стало известно о нарушении его прав.Кроме того, он наделен правом подать жалобу в суд в течение 1 месяца со дня, когда ему стало известно об отказе в удовлетворении жалобы вышестоящим органом (должностным лицом), или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Суд, рассматривая жалобу, может вынести решение о признании обжалуемого действия незаконным и отменить применение к гражданину меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Суд может также, признав обжалуемое действие законным, отказать в удовлетворении жалобы.

Закон РФ № 4866-1 закрепляет право граждан обжаловать в суд любые коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, различных объединений и их должностных лиц, в результате которых были нарушены права и свободы граждан, либо созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод, либо незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

В соответствии с вышеназванным Законом РФ № 4866-1 не могут быть обжалованы действия, проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного

Суда РФ, а также действия, в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Право на специальную административную жалобу дополняет право на общую административную жалобу. Ее основания и порядок разрешения регламентируются КоАП РФ, Таможенным кодексом РФ.

Специальное право жалобы связано с особенностями правового статуса граждан, имеющих право на обращение с такой жалобой (например, военнослужащего). Относительно данной категории

лиц предусматривается иной порядок внесудебного и судебного обжалования. Так, в качестве субъектов обжалования могут быть только лично заинтересованные в деле лица и их законные представители.Жалоба подается в более краткие сроки и в письменном виде (устная жалоба не рассматривается). Так, военнослужащий вправе обжаловать действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы, в порядке подчиненности и в военный суд в соответствии с Законом РФ № 4866-1.

Судебная жалоба также подразделяется на общую и специальную.

Мы рассматриваем общую. Общая судебная жалоба регулируется Законом РФ от 27.04.1993 №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Порядок их рассмотрения регулируется статьей 25 ГПК. Общую судебную жалобу может подать любой гражданин, если считает, что действиями или решениями государственных муниципальных органов или учреждений, предприятий нарушены его права и свободы. В ст. 7 данного закона указано, какие действия, решения могут быть обжалованы в суд.

Во-первых, в результате которых нарушены права и свободы граждан.

Во-вторых, созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод

В-третьих, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность, либо он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Специальную жалобу может подать только ограниченный круг субъектоа, с установленной подведомственностью и т.п. Закон РФ «Об обжаловании в суд…» не применяется, если рассматривается жалоба на незаконные действия (решения) государственных муниципальных органов, и в другом нормативном акте установлен иной, специальный порядок судебного обжалования. Так, например, главой 30 КоАП регулируется порядок рассмотрения жалоб в производстве по делам об АП. Или параграф 2 главы 25 АПК: регулирует порядок производства по схожим делам, но в арбитражных судах.

Срок подачи общей судебной жалобы:

    3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.

    1 месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

    10 дней по истечении месячного срока. Указанные сроки можно восстановить, если заявить ходатайство в суд и указать уважительные причины, по которым был пропущен срок подачи жалобы.

Срок рассмотрения общей судебной жалобы (ст. 257 ГПК): в течение 10 дней (с момента подачи или с момента назначения времени и места – не ясно). Обращение гражданина с требованием восстановить права – желоба. А в ГПК этот документ называется заявлением.

В части 4 статьи 4 Закона «Об обжаловании в суд…» установлена территориальная подведомственность подачи жалобы в суд: по усмотрению гражданина жалоба подается в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа должностного лица, действия которого обжалуются. Если в результате незаконных действий, решений государственных муниципальных органов и их должностных лиц гражданину причинены убытки, моральный вред, то они возмещаются по правилам, установленным в статьях 1069-1071 ГК РФ. Это значит, что в таких случаях надо применять ГК, а не КоАП – эти нормы относятся к ГП.

Органы исполнительной власти как субъекты административного права

    Понятие и виды органов ИВ;

    Административный статус ОИВ;

    Полномочия Президента РФ в сфере ИВ;

    Правительство РФ: состав, полномочия, организационно правовые формы деятельности;

    Система и структура федеральных органов ИВ;

    Правовое положение федерального министерства, федеральной службы, федерального агентства;

    Территориальные органы федеральных ОИВ;

    Органы ИВ субъектов РФ;

    Органы местного самоуправления как субъект АП.

    Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 304 «О системе и структуре федеральных органов ИВ».

    Указ Президента РФ от 24.09.2007 № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов ИВ».

    Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 «регламент Правительства РФ»

    Постановление Правительства РФ от 25.07.2004 № 402 «Типовой регламент внутренней организации Федеральных ОИВ».

    Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 № 30 «Типовой регламент взаимодействия Федеральных ОИВ»

Понятие и виды ОИВ

Орган исполнительной власти осуществляет задачи государства, выступает от его имени и наделён государственно-властными полномочиями. Государственно-властные полномочия состоят в праве органа исполнительной власти издавать юридические акты от имени государства, являющиеся обязательными для тех, кому адресованы. Также органы власти могут применять меры принуждения в случае не исполнения юридического акта.

Органы исполнительной власти специально созданы для осуществления повседневного управления сферами общественной жизни. ОИВ образуются путём избрания или назначения.

ОИВ – это коллективное самостоятельное образование. Каждый орган имеет свою внутреннюю структуру: центральный аппарат и территориальные органы. Территориальные органы делятся на министерства. В федеральных службах создаются отделы, департаменты.

Структура может быть примерной, типовой, индивидуальной. Она отражается в штатном расписании – перечень структурных подразделений и частей.

Орган исполнительной власти – это целостное, структурно-оформленное, самостоятельное социальное образование, осуществляющее исполнительную и распорядительную деятельность для решения задач возложенных на государство.

Все органы исполнительной власти обладают административной правосубъектностью. Они наделены правом распорядительства, издавать подзаконные юридические акты. ОИВ также подотчётны и подконтрольны вышестоящим органам ИВ. ОИВ обладают оперативной самостоятельностью в рамках своей компетентности.

Компетенция включает: направление деятельности и властные полномочия.

Виды ОИВ:

    По основаниям образования:

    Предусмотренные конституцией.

    Органы создаваемые на основе текущего законодательства, подзаконных актов.

По порядку образования:

  1. Избираемые

    Назначаемые

    В зависимости от характера компетенции:

    Органы общей компетенции.

    Органы отраслевой компетенции: министерства обороны, иностранных дел и другие.

    Органы межотраслевой компетенции – осуществляют межотраслевое управление в виде надзорно контрольной деятельности.

В зависимости от порядка разрешения подведомственных вопросов:

  1. Коллегиальные.

    Единоначальные органы – разрешаются вопросы в министерствах и федеральных службах.

    По территориальным масштабам деятельности:

    Центральные федеральные ОИВ.

    Территориальные органы ФОИВ.

    Органы исполнительной власти субъектов РФ.

    Территориальные органы органов ИВ субъектов (загсы).

    Органы местного самоуправления.

    1. Органы, осуществляющие выработку государственной политики. Федеральные министерства.

      Органы исполнительной власти, осуществляющие надзорные контрольные функции (федеральные службы).

      Органы, осуществляющие управление государственной собственностью, предоставление федеральных услуг.

    Административно-правовой статус ОИВ.

    Определяет характер, назначение, вид и место данного органа в общей системе.

    Включает:

      официальное название;

      порядок и способы его образования;

      территория деятельности;

      цели, задачи, функции, объём и характер властных полномочий;

      компетенция – основные направления деятельности и властные полномочия;

      формы методы деятельности;

      ответственность;

      порядок разрешения в органе подведомственных споров;

      наличие или отсутствие прав юридического лица – орган исполнительной власти не является юридическими лицами. Статус юридического лица необходим для вступления в гражданско-правовые отношения;

      источник финансирования;

      внутренняя структура;

      право и обязанность пользоваться государственными знаками, можно создавать свои.

    АП статус очень динамичен, подвержен изменениям. Статус органа исполнительной власти регулируется различными актами, основным является положение об органе.

    Полномочия Президента РФ

    Полномочия в сфере ИВ:

    Правительство РФ: состав, полномочия, организационно-правовые формы деятельности.

    ИВ в масштабах всей страны осуществляет правительство РФ. Это орган ИВ общей компетенции.

    Правовое положение Правительства закреплено статьями 110-117 Конституции РФ, ФКЗ «О правительстве РФ» от 17.12.1997 года, регламентом Правительства РФ утверждённым постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 года №260.

    Согласно статье 1 ФКЗ РФ, Правительство – это высший исполнительный орган государственной власти РФ. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть РФ.

    Правительство является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ.

    Состав Правительства РФ:

      Председатель Правительства

      5 заместителей

      Федеральные министры

    Состав правительства регулируется указом Президента «Вопросы структуры ФО ИВ». В пункте 10 установлено, что председатель Правительства имеет 5 заместителей. В том числе двух первых заместителей. Третий является руководителем аппарата правительства, заместителем председателя Правительства. Четвёртым заместителем является министр финансов. Пятый – просто заместитель.

    Председатель правительства назначается Президентом с согласия правительства. Остальные члены правительства назначаются также президентом, но по представительству председателя.

    Полномочия председателя правительства (ст. 24 ФКЗ):

      Возглавляет правительство.

      Определяет основные направления деятельности Правительства.

      Ведёт заседания Правительства.

      Подписывает акты Правительства.

      Предлагает кандидатуры заместителей председателя для назначения или освобождения.

      Распределяет обязанности.

      Информирует Президента о работе Правительства.

    Заместители председателя Правительства (ст. 25 ФКЗ):

      Участвуют в подготовке актов правительства

    Федеральные министры (ст. 26 ФКЗ):

      Участвуют в заседаниях правительства с правом решающего голоса

      Обеспечивают исполнение актов

    Полномочия правительства:

      Разрабатывают проект государственного бюджета, обеспечивает его исполнение и отчитывается об этом перед государственной думой.

      Проведение в стране единой кредитной, денежной политики.

      Обеспечивает проведение единой политики в сфере культуры, науки, образования

      Управляет федеральной, государственной собственностью.

      Осуществляет меры по борьбе с преступностью

      Издаёт постановления и распоряжения. Постановления носят нормативный характер, распоряжения – индивидуальный характер.

    Организационно-правовые формы деятельности правительства – это внешнее выражение деятельности Правительства:

      Заседания Правительства.

      Президиум Правительства.

      Издание актов Правительства.

    Заседание Правительства:

    Проводятся не реже одного раза в месяц. Заседания могут быть очередными и внеочередными; открытыми и закрытыми. Очередные заседания проводятся по в заранее утверждённому плану не реже одного раза в месяц, вне очередные заседания проводятся, а в его отсутствие по мере необходимости.

    Лица заседания регистрируются аппаратом правительства. Заседание считается правомочным, если на нём присутствует не менее половины членов правительства. Председательствует на заседаниях Председатель правительства. Также они могут проводиться под председательством Президента. На заседании с докладами выступают члены правительства. Ведётся протокол заседания правительства аппаратом правительства.

    Президиум Правительства:

    Для решения оперативных вопросов Правительство может организовать президиум. Решения Президиума принимается большинством голосов от большего числа правительства. Президиум правительства может принимать решения только по тем вопросам, которые отнесены к исключительному рассмотрению на заседаниях Правительства (ст. 28 ФКЗ) ст. 23:

    Акты по оперативным и другим вопросам, не имеющих нормативного характера издаются в форме распоряжений.

    Территориальные органы ФОИВ

    Осуществляют руководство на подведомственных территориях, входит в систему ФОИВ, осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих органов ФОИВ.

    В зависимости от территории, на которую распространяется компетенция ФОИВ их можно подразделить:

      Межрегиональные окружные. Они распространяют действие на территорию нескольких субъектов РФ;

      Региональные территориальные органы ФОИВ. Они распространяют свою деятельность на территорию одного субъекта;

    По объёму компетенции:

      Общей компетенции (Правительства РФ могут создавать свои органы);

      Отраслевой компетенции, управляющие отдельной отраслью государственной отрасли на подведомственной территории;

      Межотраслевой компетенции, осуществляющие надведомственные межотраслевые функции.

    Создание, реорганизация, ликвидация территориальных органов производится соответствующим центральным органом самостоятельно или по согласованию с администрацией субъектов РФ. Часть должностей может взять на себя субъект. Назначение на должность и освобождение от должностей руководителей территориальных органов производится соответствующим центральным органом ФОИВ, иногда по согласованию с главами администраций субъектов РФ.

    Численность аппарата, структура, штаты и фонд оплаты территориальных органов определяются с учётом особенностей региона по согласованию с органами ИВ субъектов РФ. Финансирование территориальных органов производится за счёт федерального бюджета. Но определённое количество должностей может финансироваться и из бюджета субъекта. Задачи и функции территориальных органов ФОИВ определяется исходя из задач и функций соответствующих центральных органов исполнительной власти.

    Территориальные органы ФОИВ осуществляют:

      Представляют соответствующие ведомства в отношении с органами ИВ субъекта РФ;

      Участвуют в работе соответствующих органов ИВ, фактически выполняют возложенные на данный орган задачи и функции;

      Вносят предложения в центральные органы ФОИВ и органы ИВ субъектов;

      Информируют соответствующие центральные ведомства о проводимой работе в регионах;

      Территориальные органы могут запрашивать и получать от других органов государства, предприятий, учреждений необходимую информацию, сведения.

    Территориальные органы выполняют те же функции за исключением издания нормативных актов.

    Территориальные органы ФОИВ отличаются от органов ИВ субъектов:

      Территориальные органы утверждаются центральными органами;

      Положение о территориальном органе утверждает руководитель;

      Финансируются за счёт федерального бюджета.

    Органы ИВ субъектов (на примере Свердловской области).

    Указ губернатора Св. обл. от 29.11. №949-УГ «О правительстве Свердловской области и исполнительных органов Св. обл.»; указ Губернатора Св. обл. от 25. .2005. 1054-УГ «О создании территориальных отраслевых исполнительных органов государственной власти Св. обл.».

    Система органов ГИВ:

      Органы ИВ субъекта РФ

    Организация и деятельность государственной власти базируется на принципе разделения предметов ведения и полномочий органов ГВ на сферы федерального ведения ст.71 К РФ,совместного ведения ст. 72 К РФ,исключительного ведения субъекта РФ ст. 73 К РФ.

    Для осуществления государственного ведения и исключительного ведения субъекта в С РФ создаются ОИВ субъектов РФ и представляют собой систему.

    Система ОИВ субъекта РФ – это совокупность органов субъекта РФ, осуществляющих государственную ИВ на территории субъекта РФ. Средством взаимодействия с другими ГО и органами местного самоуправления. Система ОИВ субъекта учреждается главой субъекта. Также глава субъекта учреждает положение.

    Примерная система органов ИВ субъекта:

      Глава ИВ субъекта РФ (Губернатор, Президент, Глава администрации)

      Исполнительный орган государственной власти общей компетенции (Правительство Св. обл., администрация)

      1. Исполнительные органы государственной власти специальной компетенции: отраслевые и межотраслевые. Область: департаменты, управления; Республики: министерства.

      Территориальные органы ИВ общей и специальной компетенции.

    В настоящее время нет единого стандарта органов ИВ субъекта, существует разнообразие органов ИВ субъекта РФ (кабинет министров, правительство, администрация, государственный совет, Президент, премьер министр, губернатор и т.д.).

    Глава администрации (Президент, Председатель правительства, Губернатор).Полномочия:

      Представляет интересы субъекта во взаимоотношениях с другими государственными, муниципальными органами.

      Разрабатывает и представляет проект бюджета, обеспечивает исполнение бюджета.

      Назначает на должность и освобождает от должности руководителей органов ИВ субъекта.

      Формирует систему органов ИВ субъекта.

      Издаёт распоряжения.

    Администрация субъекта – является коллегиальным исполнительным и распорядительным органом государственной власти, который подотчётен главе субъекта или имеет статус высшего органа ИВ.

    Ораны исполнительной власти Свердловской области:

    Правительство Свердловской области – высший законодательный орган. Состав: председатель, два первых заместителя председателя, три заместителя председателя, десять министров, управляющий делами Губернатора Свердловской области и правительством Свердловской области, пять управляющих управленческими округами Свердловской области.

    Губернатор возглавляет систему. Но глава администрации – это другое лицо.

    Система и структура ИВ Свердловской области:

      14 министерств;

      3 департамента (по делам молодёжи);

      4 управления (управление Загсов);

      2 главных управления (гражданской защиты и пожарной безопасности Свердловской области, лесами Свердловской области);

      Комитет по развитию малого предпринимательства Свердловской области;

      Региональная энергетическая комиссия;

    Центральные органы ИВ субъектов могут учреждать свои территориальные органы.

    Органы местного самоуправления.

    Не входят в систему государственных органов, осуществляют местное самоуправление:

      Принятие и изменение устава;

      Владение, пользование, распоряжение собственностью;

      Контроль за использованием земель;

      Озеленение территории;

      Местные финансы, налоги, сборы;

      Обеспечение населения водо-, газо-, теплоснабжением.

    Система органов местного самоуправления:

    1. Администрация;

      Органы отраслевой и межотраслевой компетенции.

    Система местных органов зависит от территориального устройства.

    6 Полномочия президента (продолжение)

    Президент РФ не входит в какую-либо систему государственной власти, однако обладает большими полномочиями в сфере исполнительной власти – закреплено в статьях 83-90 Конституции РФ.

    Полномочия в сфере ИВ:

      Назначает с согласия ГД РФ председателя правительства;

      Имеет право председательствовать на заседаниях правительства;

      Принимает решение об отставке правительства;

      По предложению председателя правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей и председателей министров;

      Назначает руководителей федеральных органов ИВ подведомственных президенту;

      Принимает положения о федеральных органах ИВ подведомственных президенту;

      Формирует систему и структуру ИВ;

      Представляет ГД кандидатуру председателя центрального банка;

      Формирует и возглавляет совет безопасности;

      Формирует администрацию Президента;

      Назначает на должность и освобождает от должности полномочных представителей Президента;

      Назначает и освобождает от должности руководство вооружённых сил;

      Является верховным главнокомандующим;

      Может вводить на всей территории РФ чрезвычайное и военное положение с незамедлительным сообщением ФС;

      Президент издаёт указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на территории всей РФ. Указы Президента могут носить нормативный характер. Также указами оформляется назначение на должность федерального министра. Указы и распоряжения президента не должны противоречить Конституции ФЗ. В свою очередь Президент может отменять постановления и распоряжения правительства. А также приостанавливать действия актов исполнительных органов субъектов РФ до решения суда.

    Таким образом, президент обладает широкими полномочиями в сфере ИВ. Фактически (но не юридически) Президент является главой ИВ.



  • Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
    Составление смет на проектные и изыскательские работы
    Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году