Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Система наказаний по российскому уголовному праву. Основные и дополнительные виды наказаний. Что представляет собой система наказаний по российскому уголовному праву Наказания в российском праве

Под системой наказания обычно понимают установленный в уголовном законе исчерпывающий и обязательный для судов перечень видов наказаний, расположенных в определенной последовательности с учетом их сравнительной тяжести.

В действующем уголовном законодательстве Российской Федерации (ст. 44 УК РФ) предусматривается перечень, включающий двенадцать видов наказаний:

  • - штраф;
  • - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • - лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
  • - обязательные работы;
  • - исправительные работы;
  • - ограничение по военной службе;
  • - ограничение свободы;
  • - арест;
  • - содержание в дисциплинарной воинской части;
  • - лишение свободы на определенный срок;
  • - пожизненное лишение свободы;
  • - смертная казнь.

Основные и дополнительные виды наказаний

Обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь применяются только в качестве основных видов наказаний.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления.

Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы или арестом. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы или ареста из расчета один день ограничения свободы или ареста за восемь часов обязательных работ.

Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются по месту работы осужденного.

Из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.

В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ.

Ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

Из денежного содержания осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Ограничение свободы заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора.

Ограничение свободы назначается:

  • а) лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений и не имеющим судимости, - на срок от одного года до трех лет;
  • б) лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, - на срок от одного года до пяти лет.

В случае замены обязательных работ или исправительных работ ограничением свободы оно может быть назначено на срок менее одного года.

В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к ограничению свободы, оно заменяется лишением свободы на срок ограничения свободы, назначенного приговором суда. При этом время отбытия ограничения свободы засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день лишения свободы за один день ограничения свободы.

Ограничение свободы не назначается лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца.

Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет.

Военнослужащие отбывают арест на гауптвахте.

Содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Это наказание устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также в случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

Лишение свободы на определенный срок заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Лица, осужденные к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима.

Лишение свободы устанавливается на срок от двух месяцев до двадцати лет.

В случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более двадцати пяти лет, а по совокупности приговоров - более тридцати лет.

Пожизненное лишение свободы устанавливается за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности.

Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.

Назначение осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения

Отбывание лишения свободы назначается:

  • а) лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, - в колониях-поселениях;
  • б) лицам, впервые осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести и тяжких преступлений, а также лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше пяти лет, - в исправительных колониях общего режима;
  • в) лицам, впервые осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, а также при рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, и женщинам при особо опасном рецидиве преступлений - в исправительных колониях строгого режима;
  • г) при особо опасном рецидиве преступлений, а также лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, - в исправительных колониях особого режима.

Лицам, осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, а также при особо опасном рецидиве преступлений может быть назначено отбывание части срока наказания в тюрьме.

Изменение вида исправительного учреждения, назначенного приговором, производится судом в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.

Смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.

Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

Все эти виды наказаний различны по своему характеру, строгости и возможностям воздействия на осужденных, что позволяет суду в каждом конкретном случае назначать справедливую и наиболее целесообразную меру наказания лицу, виновному в совершении преступления.

Система уголовных наказаний создается государством, т. е. волей людей, однако она не является чем-то надуманным, искусственным, своим возникновением и существованием она обязана породившей ее необходимости, она социально обусловлена. Появление и функционирование системы наказаний обусловлено рядом объективных и субъективных факторов: системы наказаний требует системность общественных отношений; система наказаний призвана содействовать работе законодателя и правоприменительных органов, облегчить изучение и определение эффективности составляющих ее элементов.

«Предусмотренная уголовным законом система наказаний имеет важное значение. Она является воплощением принципа законности, благодаря которому деятельность суда по назначению наказания вводится в определенные рамки и становится невозможным произвольное применение уголовной репрессии. Более того, наличие в уголовном законе системы наказаний оказывает непосредственное влияние и на законодателя, который обязан считаться с тем, какие наказания и в каких пределах могут применяться в борьбе с преступностью. Значение системы наказаний, кроме того, состоит и в том, что, благодаря ей, суд получает юридическую базу для осуществления правосудия на началах индивидуализации ответственности с учетом особенностей обстоятельств дела и личности виновного. Наконец, система наказаний обусловливает структуру санкций статей Особенной части УК РФ, так как их построение применительно к конкретным преступлениям осуществляется на основе расположения видов наказаний в ст. 44 УК РФ и возможности сочетаться между собой». 16

Система наказаний есть исчерпывающий и обязательный для судов перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке - от менее строгих к более строгим.

Отдельные виды наказаний, входящие в систему, являются ее структурными элементами, которые взаимосвязаны и взаимообу­словлены:

1) их объединяют единые цели, присущие всем видам наказаний;

2) их сравнительная тяжесть, определяющая место каждого на­казания в системе наказаний, предопределяет выбор возможного наказания, когда суд решит назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление в санкции статьи Особен­ной части УК РФ, или когда неотбытая часть наказания заменяется более мягким видом наказания.

Исчерпывающий перечень наказаний, образующих систему на­казаний, не позволяет суду назначить наказание, которое не преду­смотрено системой.

В соответствии со ст. 44 УК РФ в систему наказаний включены следующие виды наказаний:

2) лишение права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью;

3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

4) обязательные работы;

5) исправительные работы;

6) ограничение по военной службе;

7) ограничение свободы;

10) лишение свободы на определенный срок;

11) пожизненное лишение свободы;

12) смертная казнь.

Законодатель все наказания делит на основные, которые могут быть назначены самостоятельно, и дополнительные, назначаемые только в сочетании с первыми. В качестве основных видов нака­заний в соответствии со ст. 45 УК РФ применяются обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воин­ской части, лишение свободы на определенный срок, пожизнен­ное лишение свободы, смертная казнь. В качестве дополнительно­го вида наказания в ч. 3 ст. 45 УК РФ предусматривается лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Есть и третий вид наказаний, которые могут назначаться и как основные, и как дополнительные. B соответствии с ч. 2 ст. 45 УК РФ штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяются в каче­стве как основных, так и дополнительных видов наказаний. Эти наказания можно назначить как самостоятельное, но можно и присоединить к другим видам наказания, в установленных зако­ном случаях.

B Уголовном кодексе РФ предусмотрены следующие обстоя­тельства смягчающие и отягчающие обстоятельства.

1. Смягчающими обстоятельствами признаются:

Совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств;

Несовершеннолетие виновного;

Беременность;

Наличие малолетних детей у виновного;

Совершение преступления в силу стечения тяжелых жизнен­ных обстоятельств либо по мотиву сострадания;

Совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, слу­жебной или иной зависимости;

Совершение преступления при нарушении условий право­мерности необходимой обороны, задержания лица, совер­шившего преступление, крайней необходимости, обосно­ванного риска, исполнения приказа или распоряжения;

Противоправность или аморальность поведения потерпевше­го, явившегося поводом для преступления;

Явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления, розыску имущества, добытого в результате преступления;

Оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непо­средственно после совершения преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, при­чиненных в результате преступления, иные действия, направ­ленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

Отягчающими обстоятельствами признаются:

Рецидив преступлений;

Наступление тяжких последствий в результате совершения преступления;

Совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации);

Особо активная роль в совершении преступления;

Привлечение к совершению преступления лиц, которые страдают тяжелыми психическими расстройствами либо на­ходятся в состоянии опьянения, а также лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

Совершение преступления по мотивам политической, идео­логической, расовой, национальной или религиозной нена­висти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

Совершение преступления из мести за правомерные дейст­вия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение;

Совершение преступления в отношении лица или его близ­ких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;

Совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного;

Совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего;

Совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с применением физического или психического принуждения;

Совершение преступления в условиях чрезвычайного поло­жения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках;

Совершение преступления с использованием доверия, оказанно­го виновному в силу его служебного положения или договора;

Совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти.

B Особенной части УК РФ все преступления в зависимости от родового объекта подразделяются на шесть разделов (разделы VII- XII), а каждый раздел по видовому объекту группируется по главам, включаемым в различные разделы (главы XVI-XXXIV).

Раздел VI «Преступления против личности» включает в себя пре­ступления против: жизни, здоровья, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, конститу­ционных прав и свобод человека и гражданина, семьи и несовершен­нолетних.

В разделе VII «Преступления в сфере экономики» рассматрива­ются преступления: против собственности, в сфере экономической деятельности, против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

Раздел IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» включает преступления против: общест­венной безопасности, здоровья населения и общественной нравст­венности, безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также экологические преступления и преступления в сфере компь­ютерной информации.

В разделе X «Преступления против государственной власти» сгруппированы преступления против: основ конституционного строя и безопасности государства, государственной власти, интере­сов государственной службы и службы в органах местного само­управления, правосудия, порядка управления.

Завершается особенная часть Уголовного кодекса РФ разделом XI «Преступления против военной службы» и разделом XII «Преступ­ления против мира и безопасности человечества».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ИРКУТСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра уголовного права и криминологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

Система наказаний в уголовном праве России

Выполнила студентка

Григорьева Екатерина Владимировна

Иркутск 2014

Введение

Глава 2. .Классификация видов наказания

2.1 По действующему уголовному законодательству

2.2 Иные классификации

Заключение

Библиографический список

Введение

Актуальность темы следует из того, что происходящие в обществе и государстве социально-политические изменения и тенденции непосредственно влияют на систему наказаний: изменяется иерархия их видов, одни наказания утрачивают свое значение и исключаются из уголовного законодательства, появляются новые их виды, обусловленные общими изменениями и потребностями в общественно-политической, экономической и идеологической сферах.

Под системой наказаний принято понимать установленный Уголовным кодексом исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенный в определенной последовательности исходя из степени их тяжести.

Система наказаний базируется на общих принципах уголовного права. В ней предметно выражаются принципы законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма.

Система наказаний не является абстрактной категорией, а является продуктом человеческой деятельности, которая призвана собой регулировать общественные отношения. Проблема "преступление-наказание" существовала всегда, со времен появления человека и сохранялась до наших времен. Рассматривая систему уголовных наказаний как категорию, входящую в более обширную систему наказаний, являясь ее составной частью, можно сказать, что она взаимодополняет ее и воздействует друг с другом. Вместе с тем, будучи подсистемой системы мер юридической ответственности, система наказаний обладает своими специфическими чертами и качественного и количественного порядка. Ни в одной подсистеме, кроме уголовно-правовой, нет столь суровых мер, таких как: смертная казнь, лишение свободы на длительные сроки. Только применение наказания к виновному лицу влечет судимость в виде установленных законом неблагоприятных последствий.

Целью курсовой работы является правовой анализ понятия системы наказаний в соответствии с действующим Уголовным кодексом РФ и исследование научных основ построения системы наказаний по уголовному праву.

Объектом исследования является система наказания по действующему российскому уголовному законодательству. Предмет исследования: виды уголовных наказаний действующей системы наказаний в РФ.

Глава 1. Система наказаний в уголовном праве России

1.1 Понятие и признаки системы наказаний

Система наказаний - центральный институт уголовного права, она определяет пределы наказуемости преступных деяний. От целесообразности системы наказаний в значительной мере зависит социальный эффект уголовного законодательства, в основе которого заключены идеи справедливости, дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности и наказания.

Включенная в действующее российское уголовное законодательство система наказаний носит гуманистический характер. Она основывается на Конституции Российской Федерации 1993 г., общепризнанных принципах и нормах международного права, принципах уголовного закона и права, разумном сочетании гуманизма и социальной справедливости.

Система наказаний -- это установленный законом, обязательный и исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенный по степени их сравнительной тяжести (от менее тяжкого к более тяжкому).

Значение исчерпывающего перечня наказаний состоит в том, что суд не может назначить осужденному такое наказание, которое не указано в этом перечне.

Система наказаний - это целостное множество видов наказания (элементов системы) и подсистем, включающих сгруппированные по различным основаниям виды наказания. Система наказаний призвана обеспечить реализацию целей наказания по видам наказаний и по санкциям норм Особенной части Кодекса. Система наказаний - это не простой перечень видов наказаний, который представлен статьей 44 УК РФ "Виды наказаний". Как всякая система она охватывает подсистемы, т.е. группы видов наказаний, классифицируемых по различным основаниям, находящимся в определенной соподчиненности (иерархии), во взаимодействии с метасистемой в виде систем санкций других отраслей права.

Система наказаний призвана определять одинаковость (однозначность) в правоприменимой деятельности и согласно этому быть важным средством обеспечения законности.

Действующая система наказаний включает в себя 13 видов.

Видами наказаний являются:

б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

г) обязательные работы;

д) исправительные работы;

е) ограничение по военной службе

з) ограничение свободы;

л) лишение свободы на определенный срок;

м) пожизненное лишение свободы;

н) смертная казнь.

Вместе с этой системой наказаний для взрослых преступников в Уголовном кодексе в разделе, посвященном уголовной ответственности несовершеннолетних, возникла вторая система наказаний для несовершеннолетних (ст. 88 УК), которая состоит из шести видов наказаний: штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; ограничение свободы; лишение свободы на определенный срок.

Система наказаний содержит в себе ряд признаков, а именно:

а) система наказаний устанавливается только законом. Ни одно наказание не может определяться произвольно, его вид, размеры, порядок и основания применения могут быть указаны только в законе;

б) перечень наказаний, которые образовывают систему, обязательный для суда. Иначе говоря, суд, прерогативой которого являются применения наказания, не имеет права отступить от этой системы;

в) перечень наказаний, которые образовывают систему, есть исчерпывающим. Это означает, что с точки зрения закона на данный момент система наказаний есть законченной, завершенной.

г) система наказаний предусматривает их размещение в определенном порядке за степенью их суровости.

Первое десятилетие применения УК РФ 1996 г. свидетельствует об определенном несовершенстве современной системы наказаний, прежде всего, с точки зрения интересов специального и общего предупреждения преступлений. Так, если в 2005г. судами первой инстанции РФ всего рассмотрено 982025 уголовных дел, в том числе с вынесением приговора - 738772, то в 2006г. соответственно 1067233, в том числе с вынесением приговора - 778410.

1.2 Становление системы наказаний в уголовном праве России

Системы в истории российского уголовного законодательства, прошло сложный эволюционный путь. Системе наказаний от Русской Правды до Уголовного Уложения 1903 года телесные и членовредительские наказания не были свойственны. Русская Правда не знала смертной казни, однако на практике этот вид наказания применялся за антигосударственную деятельность, за участие в восстаниях, разбойных нападениях.

В период Древней Руси денежные штрафы являлись основным видом наказания, применяемым за различные преступления. Русская правда - первый писаный свод русского законодательства начала XI - конца XIII в. - имела сложную систему денежных штрафов: продажа, вира, головничество, урок. Наиболее строгим наказанием являлся поток и разграбление, сущность его заключалась в конфискации имущества преступника и продажи его в рабство.

В Псковской Судной грамоте в числе наказаний указывались: смертная казнь, денежные взыскания, заключение в колодки. При этом основным видом наказания, который применялся за большинство преступлений, являлся штраф.

В Судебнике 1497 г., по сравнению с более ранними источниками, предусматривалось большее количество наказаний. В текст Судебника были включены такие неизвестные прежнему законодательству наказания, как: битье кнутом, торговая казнь, выдача истцу головою на продажу. Смертная казнь являлась самым распространенным наказанием и предусматривалась за совершение большей части преступлений. Сохранялась продажа - штраф за преступление уголовного характера. О заключении в тюрьму в Судебнике 1497 г. не говорилось, но оно упоминалось в Судебниках 1550 и 1589 гг.

В Соборном Уложении 1649 г. были представлены следующие виды наказаний: денежные штрафы; конфискация; отстранение от должности; тюремное заключение; ссылка; болезненные наказания; членовредительные наказания; смертная казнь; церковные наказания. При этом каждый из названных видов имел еще разные способы исполнения. Перед наказанием ставится новая цель - устрашение, поэтому в санкциях статей Уложения часто предусматривались смертная казнь и иные наказания, связанные с воздействием на преступника.

Большое распространение лишение свободы приобретает в эпоху Петра наряду со смертной казнью. Главными видами наказаний были наказания, устрашающие население, увечащие провинившихся. Более или менее стройная система наказаний была впервые предусмотрена в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года.

В Уголовном уложении 1903 г. не было лестницы наказаний с делением отдельных родов наказаний на степени, однако суду предоставлялась возможность перехода от одного рода наказания к другому в порядке смягчения. Все наказания в нем подразделялись на главные, дополнительные и заменяющие. Главные наказания (ст. 2): 1) смертная казнь; 2) каторга без срока и от 4 до 15 лет; 3) ссылка на поселение; 4) заключение в исправительном доме от 1 года 6 месяцев до 6 лет; 5) заключение в крепости от 2 недель до 6 лет; 6) заключение в тюрьме от 2 недель до 1 года; 7) арест от 1 дня до 6 месяцев; 8) денежная пеня. Дополнительные наказания: 1) правопоражающие разного рода; 2) ограничения в праве избрания и перемены места жительства; 3) отобрание имущества; 4) денежное взыскание; 5) опубликование приговора; 6) удаление от должности; 7) заключение в работном доме. Но фактически закрепленная Уложением 1903 г. система наказаний в жизнь полностью проведена не была, поэтому применялась измененная система Уложения 1845 г.

Говоря о законодательстве середины XIX - начала XX века, необходимо отметить, что в этот период происходит дальнейшая систематизация наказаний, предпринимаются попытки построения системы (лестницы) наказаний.

В первые годы Советской власти при определенных условиях разрешалось применять виды наказаний, которые предусматривались в законодательстве царской России.

После Октябрьской революции 1917 г. советская власть полностью отказалась от сложившейся в российском уголовном праве весьма стройной системы наказаний; иерархичность построения карательных мер, основанная на разрядах, родах и степенях, была отменена. Основой применения мер уголовной репрессии стало революционное правосознание, основанное на одноименном правотворчестве. Это обусловило редукционизм карательной практики, осуществляемой не только судебными, но и чрезвычайными органами.

После революции 1917 года впервые достаточно подробный перечень наказаний появляется в инструкции НКЮ от 19 декабря 1917 г. «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний» , который включал в себя: 1) денежный штраф; 2) лишение свободы; 3) удаление из столиц, отдельных местностей или пределов Российской республики; 4) объявление общественного порицания; 5) объявление виновного врагом народа; 6) лишение виновного всех или некоторых политических прав; 7) секвестр или конфискация имущества виновного; 8) присуждение к обязательным общественным работам. Однако данный перечень не являлся исчерпывающим, поскольку в различных декретах Советской власти предусматривались и иные виды наказаний. Так, например, декретом ВЦИК от 13 апреля 1918 года «О сроке службы в Рабоче-крестьянской армии» за самовольное оставление рядов армии до истечения указанного срока применялось такое наказание, как «лишение прав гражданина Советской республики».

Наказания, сформировавшиеся к 1922 г., по объекту карательного воздействия можно подразделить на три группы: а) наказания, состоящие в лишении или физическом ограничении свободы; б) наказания, не связанные с лишением или физическим ограничением свободы; в) смертная казнь.

В 1926 году был принят новый Уголовный кодекс РСФСР, который внес некоторые изменения в существовавший ранее перечень видов наказаний. Система мер социальной защиты судебно-исправительного характера в себя: 1) объявление врагом трудящихся с лишением гражданства Союза С.С.Р. и обязательным изгнанием из его пределов; 2) лишение свободы со строгой изоляцией; 3) лишение свободы без строгой изоляции; 4) принудительные работы без лишения свободы; 5) поражение политических и отдельных гражданских прав; 6) удаление из пределов Союза С.С.Р. на срок; 7) удаление из пределов Р.С.Ф.С.Р. или отдельной местности с обязательным поселением в иных местностях или без этого, или с запрещением проживания в отдельных местностях или без этого; 8) увольнение от должности с запрещением занятия той или другой должности или без этого; 9) запрещение занятия той или иной деятельностью или промыслом; 10) общественное порицание; 11) конфискация имущества, полная или частичная; 12) денежный штраф; 13) предостережение; 14) возложение обязанности загладить причиненный вред.

Следующий уголовный кодекс РСФСР был принят в 1960 году. К этому времени теория уголовного права уже выработала понятие системы наказаний - это установленный в уголовном законе и строго обязательный для суда исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке в соответствии со степенью их тяжести. Система наказаний включала: 1) лишение свободы; 2) исправительные работы без лишения свободы; 3) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 4) штраф; 5) увольнение от должности; 6) возложение обязанности загладить причиненный вред; 7) общественное порицание; 8) конфискация имущества; 9) лишение воинского или специального звания. Кроме того, к военнослужащим срочной службы могло быть применено направление в дисциплинарный батальон. Вне системы наказаний (ст. 23 УК РСФСР) стояла смертная казнь, которая признавалась исключительной мерой наказания.

Система наказаний по УК РФ 1996 г. по сравнению с УК РСФСР 1960 г. претерпела значительные изменения. И хотя определенная преемственность опыта советского государства в части определения системы наказаний и принципов ее построения наблюдается, тем не менее, современный законодатель стремился отвечать тем требованиям, которые выставило перед ним новое демократическое общество. В результате, из системы уголовных наказаний были исключены отдельные наказания, включены более мягкие их виды, пересмотрены принципы расположения наказаний в лестнице наказаний.

1.3 Значение системы наказаний в уголовном праве России

Предусмотренная уголовным законом система наказаний имеет важное значение. Она является воплощением принципом законности, благодаря которому деятельность суда по назначению наказания вводится в определенные рамки и становится невозможным произвольное применение уголовной репрессии. Более того, наличие в уголовном законе системы наказаний оказывает непосредственное влияние и на законодателя, который обязан считаться с тем, какие наказания и в каких пределах могут применяться в борьбе с преступностью. Значение системы наказаний, кроме того, состоит и в том, что благодаря ей суд получает юридическую базу для осуществления правосудия на началах индивидуализации ответственности с учетом особенностей обстоятельств дела и личности виновного. Наконец, система наказаний обуславливает структуру санкций статей Особенной части УК, так как их построение применительно к конкретным преступлениям осуществляется на основе расположения видов наказания в ст. 44 УК и возможности сочетаться между собой.

Система наказаний представляет собой целостный инструмент уголовно-правового воздействия. Она не сводится к простому перечню видов наказания. Законодатель, принимая уголовный кодекс или иные общие уголовно-правовые акты (основы уголовного законодательства, уголовные уложения и др.), стремится создать набор мер наказания, который, по мнению законодателя, позволил бы:

а) учитывать различия преступного поведения, личность преступника;

б) выбирать наиболее подходящие к типовым ситуациям виды наказания;

в) обеспечивать эффективность наказания, восстанавливая правовой мир и порядок в соответствии с интересами общества, чувством социальной справедливости.

Таким образом, система наказаний должна отражать цели правовой и уголовно-правовой политики и содействовать эффективной ее реализации.

Практическое значение системы наказаний:

1) В системе наказаний конкретизирован принцип законности.

В уголовном законе устанавливаются виды наказаний, сроки, порядок назначения наказаний, и другие условия, которые заставляют суд действовать в рамках закона, исключая произвольное назначение и применение наказания.

2) Система наказаний представляет собой юридическую базу, которая позволяет судам осуществлять справедливое правосудие. Суды вправе назначать только те наказания, которые предусмотрены в законе.

3) Система наказаний дает судам возможность индивидуализировать выбор вида наказания, учитывая особенности конкретного уголовного дела и личности преступника.

4) Выбор и сочетание наказаний применительно к конкретным преступлениям при формировании санкций норм Особенной части Уголовного кодекса РФ осуществляется на основе системы наказаний.

правосудие наказание уголовный кодекс

Глава 2. Классификация видов наказания

2.1 По действующему уголовному закону

Российское уголовное законодательство подразделяет наказания на основные и дополнительные (ст. 45 УК).

Критериями разграничения подсистем основных и дополнительных наказаний являются:

Порядок применения основных и дополнительных видов наказаний;

Регламентация в санкциях статей Особенной части УК РФ;

Сравнительная тяжесть основных и дополнительных видов наказаний.

Основные наказания выполняют карательную, восстановительную, исправительную и предупредительную функции.

Основные наказания - это меры, которые могут назначаться лишь самостоятельно, их нельзя присоединить в дополнение к другим видам наказания, причем с ними в основном связывается выполнение целей наказания.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 УК обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, принудительные работы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь применяются только как основные меры наказания.

За совершение одного преступления нельзя назначить два основных наказания.

Расширение системы наказаний за счет дополнительных видов наказаний, безусловно, будет отвечать цели дальнейшей либерализации уголовных наказаний, поскольку позволит выбрать наиболее эффективное наказание из числа не связанных с изоляцией от общества, что позволит осужденному осознать неприемлемость для общества своего поведения, загладить свою вину перед обществом и возместить вред, причиненный преступлением, не прибегая к крайней мере -- изоляции от общества.

Дополнительные наказания, исходя из общности целей основных и дополнительных наказаний и характера, содержащихся в них правоограничений, призваны оказывать карательно-восстановительное и частно-предупредительное воздействие на осужденного. Способность дополнительных наказаний лучше, по сравнению с основными их видами, учитывать характер и степень общественной опасности преступления и лица, его совершившего, выражается в функции спецификации основных наказаний.

Дополнительные наказания - это такие меры, которые имеют вспомогательный характер для обеспечения целей наказания. Они не могут назначаться самостоятельно, их только присоединяют к основным. Эти меры призваны максимально индивидуализировать наказание, усилить его воспитательный эффект и, в конечном счете, обеспечить достижение целей наказания. К таким наказаниям относятся: лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а также конфискации имущества.

При использовании наказаний в виде дополнительных суды в каждом случае должны обсуждать вопрос о целесообразности их назначения и указывать в приговоре мотивы своего решения. Недопустимо применение дополнительного наказания к лицам, к которым оно не может быть применено. Оно не может быть более строгим, чем основное, а также быть того же вида, что и основное. Не может быть назначено дополнительное наказание, имеющее такие же исправительные свойства, что и основное (например, лишение права заниматься определенной деятельностью в дополнение к лишению права занимать определенную должность). Правильное сочетание основного и дополнительного наказания содействует реализации принципа его индивидуализации и в конечном итоге достижению целей наказания.

Дополнительные наказания назначаются лишь в дополнение к основным и только в случаях, когда суд считает необходимым присоединить их к основным для усиления тяжести наказания, исходя из характера и степени общественной опасности совершенного преступления и лица, его совершившего. Так, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград может назначаться в качестве дополнительного наказания во всех случаях осуждения лиц, имеющих указанные регалии, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Наказания, которые применяются и в качестве основных, и в качестве дополнительных к основному, принято считать смешанными.

Штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и ограничение свободы применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.

2.2 Иные классификации

Все виды уголовного наказания могут быть классифицированы по таким признакам, как порядок (способ) их назначения; субъект, к которому они применяются; возможность определения срока; характер воздействия, оказываемого на осужденного при их применении.

По субъекту, к которому они применяются, наказания подразделяются на общие и специальные. Общие - это те наказания, которые могут быть применены к любому лицу, признанному виновным в совершении преступления (например, штраф). Специальными называются наказания, применяемые к строго ограниченному законом кругу осужденных. Так, ограничение по военной службе назначается лишь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту на должностях рядового и сержантского состава.

По возможности определения срока наказания классифицируются на срочные и одномоментные (не связанные с установлением определенного срока). К срочным видам наказания необходимо отнести те из них, в которых указан минимальный и максимальный срок, применяемый к осужденным по приговору суда. К ним относятся: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы. Ряд наказаний по своему характеру таковы, что не связаны с каким-либо сроком их отбытия: штраф, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, конфискация имущества и смертная казнь.

По характеру исправительных элементов воздействия, оказываемого на осужденного, можно выделить три группы наказаний: не связанные с ограничением или лишением свободы (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального или воинского звания, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе и конфискация имущества); связанные с ограничением или лишением свободы (ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы); смертная казнь.

Согласно другому мнению, уголовные наказания следует различать в соответствии с правовыми, психологическими и педагогическими критериями. В соответствии с правовыми критериями наказание следует различать в зависимости: от степени важности и порядка их назначения; степени суровости режимных ограничений, которые наступают для осужденных при исполнении наказаний; особенностей субъектов, которым они назначаются; возможности их замены иными наказаниями или другими мерами правового воздействия; возможности назначения наказаний условно, возможности назначения их на определенный срок. С точки зрения психологических критериев: ограничивающие либо полностью лишающие осужденного возможности осуществлять свои политические права и свободы, гражданские, трудовые и иные права и привилегии; направленные на жизнь осужденного или на физическую свободу его передвижения. И наконец, с точки зрения педагогических критериев на наказания: которым сопутствует при их исполнении государственное воздействие; которые при их исполнении соединяются одновременно и с государственным воспитательным воздействием и с общественным; за назначением которых должно следовать общественное воздействие и воспитание в отношении осужденных.

Так же существует деление наказаний по: 1) правовому аспекту и объему карательного воздействия -- на наказания, связанные с лишением свободы, и наказания, не связанные с лишением свободы; 2) юридическому содержанию -- на наказания, связанные с исправительным воздействием и не связанные с ним.

В действующем уголовном законодательстве к наказаниям, связанным с лишением свободы, относится арест, лишение свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы. Все остальные меры наказания не связаны с лишением свободы, в некоторой степени лишь ограничивая ее в ряде наказаний.

К наказаниям, связанным с исправительным воздействием по действующему уголовному законодательству относятся: обязательные работы; исправительные работы; ограничение свободы; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы. Именно эти меры уголовного наказания связаны при их исполнении с особым воспитательно-трудовым воздействием, носящим длительный, постоянный характер. Остальные меры наказания не сопряжены с таким процессом, поскольку они либо являются одноактными, либо даже, если рассчитаны на длительное время, все же не связаны с применением к осужденному особых методов убеждения и принуждения в процессе их исправления, включающего в себя обязательно и труд.

Некоторые ученые выделяют такой критерий при классификации наказаний, как исключительная мера наказания.

Исключительная мера наказания - смертная казнь.

Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей.

Смертная казнь не назначается женщинам, а так же лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.

Смертная казнь не назначается лицу, выданному Российской Федерации иностранным государством для уголовного преследования в соответствии с законодательством иностранного государства, выдавшего лицо, смертная казнь за совершенное этим лицом преступления не предусмотрена или неприменение смертной казни является условием выдачи либо смертная казнь не может быть ему назначена по иным основаниям.

Следует отметить, что одним из условий принятия в 1996 году России в Совет Европы, является отмена смертной казни. Однако она не отменена, но в настоящее время судами не назначается.

Существуют и другие классификации, но большинство из них либо несколько ограниченны, как первое, либо хороши лишь в теоретическом плане, как второе.

Заключение

Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Система наказаний в уголовном праве России" можно сделать ряд выводов:

Понятие системы наказаний можно изложить как предусмотренный уголовным законом обязательный исчерпывающий перечень видов наказаний определённого содержания, имеющих чётко определённое соотношение между собой и расположенных в определённой последовательности от менее строгих наказаний к более строгим.

Система наказаний - это не просто набор мер государственного принуждения, а разумная система взаимосвязанных мер, подчиненных идее наиболее эффективного достижения целей уголовного наказания.

О наличии в современном российском законодательстве четко выраженной тенденции к установлению полностью формализованной системы наказания свидетельствуют несколько фактов.

Во-первых, все большее значение в правовом регулировании процесса назначения наказания приобретают четко математизированные правила учета отдельных обстоятельств дела, например, правила назначения наказания при наличии отдельных смягчающих обстоятельств (ст. 62 УК РФ), при рецидиве преступлений (ст. 68 УК РФ) и т.п.

Во-вторых, законодателем установлены строго формализованные правила исчисления и сложения сроков наказаний, зачета и замены наказания (ч. 2 ст. 55, ст. 71, 72 УК РФ). Обратим наше внимание на последнее обстоятельство. Законодателем в различных нормах уголовного закона предусматриваются отдельные правила замены, сложения, исчисления и зачета различных видов наказания. Представляется бесспорным, что во всех правилах, касающихся соотношения отдельных видов наказания между собой, их пропорции должны быть одинаковыми.

Проблема создания измеримой системы наказаний, прежде всего, включает в себя решение таких вопросов, как взаимодополняемость и взаимозаменяемость наказаний. Взаимодополняемость наказаний заключается в установлении такого перечня различных по качеству наказаний, которые позволяют суду дифференцировать и индивидуализировать его назначение, достигать общих целей наказания, тогда как взаимозаменяемость представляет собой законодательно закрепленное соотношение размеров отдельных наказаний. Нынешний УК РФ дает основание говорить нам о возможности формализации системы наказаний в целом. Благодаря таким характеристикам системы наказаний, как взаимодополняемость и взаимозаменяемость наказаний, их расположению в системе согласно степени строгости мы можем соотносить наказания между собой с помощью количественных методов, т.е. устанавливать четкую иерархию наказаний и системных связей между отдельными элементами системы. Носителем такой шкалы измерения строгости наказания выступает наказание в виде лишения свободы на определенный срок. Это эталон строгости в системе наказания. Такое четкое содержательно-структурированное определение наказаний и пределов (границ) их применения дает возможность полностью формализовать систему наказания.

Можно обозначить как минимум четыре проблемы, стоящие в настоящее время на пути создания формализованной системы наказания. Первая проблема заключается в видовом делении наказаний на основные и дополнительные. Вторая проблема состоит в том, что часть наказаний не имеет единиц измерения (количественной меры). К таковым относятся: 1) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград 2) пожизненное лишение свободы 3) смертная казнь. Все перечисленные виды наказания относятся к исключительным. Третья проблема выражается в том, что относительно отдельных видов наказания в уголовном законе не содержится каких-либо правил их соотношения с эталоном строгости уголовного наказания - лишением свободы на определенный срок. Четвертая проблема, - взаимоисключающие пропорции наказаний, предусмотренные различными нормами УК РФ. Анализ всех правил, предусматривающих те или иные пропорции между наказаниями, показывает, что подобные внутренние противоречия свойственны лишь правилам назначения наказания при его замене. Причина такого положения вещей видится нам в отсутствии применения эталонного наказания, как это сделано в правилах сложения и зачета наказания.

Библиографический список

1. Уголовное право. Общая часть: учебник / отв. ред. И.Я. Козаченко. -- 4-е изд., перераб. и доп. -- М.: Норма, 2008. - 711с.

2. Брагин А.П. Российское уголовное право: Учебно-методический комплекс.- М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. -380с.

3. Кадников Н.Г. Уголовное право. Общая и Особенная части: Учебник для вузов //М: Городец - 2006. - 541с.

4. Ивченко О.С. Система наказаний по УК РФ и проблемы ее реализации - Москва: Эксмо - 2011 г. - 206с.

5. Ишмухаметов Д.К. Дополнительные наказания и их виды по Уголовному кодексу РФ // М.: Норма - 2009 - 150с.

6. Ветров Н.И Общая xapaктеристика видов наказания в уголовном праве России //М: - 2011 - 200с.

7. Подройкина И.А. Исторические традиции и преемственность построения системы уголовных наказаний в России // Ростов-на-Дону - 2012 - 54с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Философско-правовой анализ понятия наказания и системы наказаний в соответствии с действующим Уголовным кодексом РФ. Определение целей наказания в уголовном праве, а также разграничение понятий наказания и ответственности. Наказание как юридическая мера.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2013

    Признаки наказания в уголовном праве. Историческое развитие института наказания. Система наказаний в уголовном праве России, ее основные свойства и структура. История системы наказаний в советский период. Цели и виды наказания в уголовном праве России.

    дипломная работа , добавлен 22.03.2011

    Раскрытие понятия и анализ содержания института наказания в российском уголовном праве при определении его целей. Характеристика системы, видов и классификация наказаний. Выявление особенностей классификации наказаний и содержание их отдельных видов.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2011

    Система наказаний по уголовному праву Российской Федерации. Функционирование уголовного законодательства. Признаки системы наказаний. Упорядоченность видов наказаний в уголовном законе. Особенности некоторых видов наказаний в современном уголовном праве.

    курсовая работа , добавлен 30.08.2012

    Уголовно-правовой анализ понятия, целей и видов наказания в уголовном праве России. Цели наказания: дискуссионный аспект. Проблема формализации системы наказаний в уголовном праве России. Отличие наказания от иных мер уголовно-правового характера.

    дипломная работа , добавлен 28.07.2010

    Развитие практики применения лишения свободы как вида наказания в отечественном и зарубежном уголовном законодательстве. Категории осужденных в тюрьме. Определение места отбытия наказания. Пожизненное лишение свободы, особенности назначения наказания.

    курсовая работа , добавлен 30.07.2013

    Понятие и признаки системы уголовных наказаний, их общая характеристика и классификация видов. Особенности наказаний, не связанных и связанных с изоляцией от общества. Анализ влияния различных видов наказания на осужденных. Решение проблемы наказания.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2015

    Система и виды наказаний в российском уголовном праве. Классификация наказаний: обязательные и исправительные работы, ограничение по военной службе. Арест, содержание в дисциплинарной воинской части, виды ограничения и лишения свободы, смертная казнь.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    История развития отечественного законодательства о наказаниях, применяемых к несовершеннолетним. Особенности назначения наказаний несовершеннолетним в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации. Освобождение от уголовной ответственности.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2012

    Понятие уголовного наказания. Наказание – мера государственного принуждения, установленная уголовным законодательством. Система и виды уголовного наказания. Классификация уголовных наказаний. Обязательные и исправительные работы. Арест. Смертная казнь.

Системой наказаний в науке уголовного права считается установленный уголовным законом исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенный в определенной последовательности, исходя из степени их тяжести.

Впервые система уголовных наказаний в российском уголовном законодательстве была закреплена в «Руководящих началах по уголовному праву РСФСР» 1919 г. Однако теоретическая разработка вопросов системы наказаний началась после принятия УК РСФСР 1922 г.1 Первый советский Уголовный кодекс установил исчерпывающий перечень всех наказаний, их было 11, и в основе их расположения лежала степень их тяжести - они располагались от наиболее тяжких к менее тяжким. Такое построение системы наказаний в российском уголовном законодательстве существовало достаточно долго, вплоть до принятия УК РФ 1996 г. Прежде всего, по УК РФ изменился принцип построения системы наказаний, если (как указывалось уже) ранее они располагались от более строго к менее строгому виду, то в новой системе они расположены наоборот: от менее строгого к более строгому виду. Подобное расположение наказаний в системе первоначально было закреплено в Теоретической модели Уголовного кодекса, а затем в Основах уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г.

Такой подход в построении системы наказаний имеет важное значение, поскольку, отражая принцип экономии репрессии, ориентирует правоприменителя на первоочередное использование

1 Свои исследования этой проблеме посвятили, например, Гернет М. Н. «Система карательных мер в Уголовном кодексе РСФСР» /Право и жизнь. 1922. № 1. С. 70; Эс-трин А. Я. «О наказании по Уголовному кодексу и Руководящим началам» /Еженедельник сов. юстиции. 1922. № 24-25. С. 2-3.; Чельцов-Бебутов М. А. Преступление и наказание в истории и в советском праве. Харьков. 1925. С. 67; Жижиленко А. А. Очерки по общему учению о наказании. Пг. 1923. С. 68-70 и др.

более строгого наказания. Кроме этого, построение системы наказаний от более мягких к более строгим является свидетельством гуманного подхода при назначении наказания, отражением принципов справедливости, равенства, гуманизма, законности. Новый принцип построения системы наказаний, как предполагалось законодателем, окажет воздействие на структуру применения наказаний, обеспечит более полную дифференциацию наказания в зависимости от характера и тяжести преступления, личности виновного, обстоятельств совершения преступления.

Действующая система наказаний включает в себя 13 видов. Из них пять видов можно назвать новыми: это обязательные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, пожизненное лишение свободы. Кроме этого, некоторые виды наказаний, известные старому УК I960 г., были модернизированы. В частности, направление в дисциплинарный батальон было заменено содержанием в дисциплинарной воинской части, при этом содержание этого вида наказания не изменилось, а изменилось лишь его наименование; исправительные работы стали только лишь одного вида - по месту работы; лишение свободы по УК РФ оказалось разделенным на два вида - на определенный срок и пожизненное; впервые смертная казнь включена в общую систему в качестве наиболее строгого вида наказания.

Таким образом, система наказаний, предусмотренных ст.

44 УК РФ 1996 г., стала включать 13 видов наказаний, применяемых ко взрослым преступникам: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, конфискация имущества, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и смертная казнь.

Вместе с этой системой наказаний для взрослых преступников в Уголовном кодексе в разделе, посвященном уголовной ответственности несовершеннолетних, возникла вторая система наказаний для несовершеннолетних (ст. 88 УК), которая состоит из шести видов наказаний: штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные

работы; арест; лишение свободы на определенный срок. Таким образом, в этой системе в отличии от системы «для взрослых» не оказалось семи видов наказаний. Кроме этого, все шесть наказаний по своим срокам, размерам и содержанию имеют отличия от аналогичных наказаний для взрослых. Не останавливаясь подробно на анализе различий этих видов наказаний, следует лишь сказать, что по действующему Уголовному кодексу установлены две системы наказаний: а) для взрослых, включающая 13 видов наказаний, и б) и усеченная более мягкая, состоящая из шести видов наказаний для несовершеннолетних.

Несмотря на достаточное количество видов наказаний, установленных уголовным законом (как для взрослых, так и для несовершеннолетних), судебные органы испытывает серьезные проблемы при выборе и назначении наказаний. Основной причиной такого положения является «неработоспособность» системы наказаний, система наказаний не может реализовываться в полном объеме. В связи с чем нарушаются единство системы и взаимосвязь элементов этой системы по разным причинам - из-за невведения некоторых наказаний в действие, установления моратория на смертную казнь, сужение некоторых видов наказаний, необоснованное исключение некоторых видов наказаний, которые были в системе по УК РСФСР I960 г. и которые могли бы в современных условиях успешно применяться в практике и др. Нарушение единства системы и фактическое неприменение многих наказаний влечет излишнее (порой, ничем не обоснованное) применение наказания в виде лишения свободы, фактически сделало лишение свободы лидером уголовного наказания (40-44 %)¦ Это обстоятельство усугубляется еще и тем, что другие виды наказаний, не связанные с изоляцией осужденного от общества, применяются редко.

Как свидетельствует судебная практика применения наказаний, из 13 видов наказаний для взрослых фактически применяются лишь только семь, причем некоторые из них имеют тенденцию к снижению применения. Следовательно, почти половина системы наказаний не работает.

Такое положение вызвано прежде всего тем, что при принятии УК РФ 1996 г. был впервые применен отлагательный метод в отношении трех видов наказаний: обязательные работы, ограничение сво-

боды, арест. Их введение было отложено до вступления в силу УИК РФ и создания необходимых условий для исполнения этих наказаний, но не позднее 2001 г.1 Что же сдерживает введение в действие каждого из трех перечисленных видов наказаний? Ответ прост - нет средств в бюджете государства, поскольку для отбывания ареста и ограничения свободы нужны арестные дома и исправительные центры, а их нужно строить, так как свободных объектов для этого нет. Стоит это очень дорого и трудно найти необходимые финансовые средства. Обязательные работы, которые как вид уголовного наказания (ч. 1 ст. 49 УК) заключаются в выполнении в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, могут быть введены в действие без значительных затрат и в достаточно короткие сроки. Органы, которые будут исполнять это наказание, создавать не надо, поскольку они уже существуют, это уголовно-исполнительные инспекции. Однако согласно ст. 25, 28 УИК РФ обязательные работы бесплатны только для осужденных, а организация, которая будет использовать труд осужденных, обязана оплачивать его по действующим расценкам и перечислять эту оплату в соответствующий бюджет. Таким образом бесплатные обязательные работы превращаются в платные, при таком положении организовать обязательные работы с учетом их продолжительности (2-4 часа в день) крайне затруднительно. Поэтому они также продолжают не действовать. Прогнозы на введение в действие всех трех «отложенных» видов наказаний неутешительны. Государственная дума приняла в первом чтении Проект Закона об отложении всех названных видов наказаний на неопределенный срок и предполагается введение их разрозненно и постепенно.

Помимо этого, положение усугубляется еще и тем, что другие виды наказаний, не связанные с изоляцией от общества, применяются весьма редко. Например, штраф - это наказание имущественного характера, размер которого согласно ч. 3 ст. 46 УК определяется виновному с учетом его имущественного положения. Применение этого наказания не отличается активностью. Более широкому применению этого наказания препятствует такие харак-

1 См.: ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» от 24 мая 1996 /Собрание законодательства Российской Федерации. 1996, № 25, ст. 2955, п. 4.

теристики лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, как отсутствие у них работы, ценного имущества и денежных средств. При таком положении применение штрафа является нецелесообразным, его невозможно выполнить. В связи с чем применение штрафа стало снижаться, например, в 1998 г. к штрафу было осуждено всего 8,2 %, в 1999 г. - 6,7, в 2000 г. - 5,5 %.1

Примерно такое же положение и с исправительными работами. Как уже отмечалось, исправительные работы по Уголовному праву России могут быть назначены только тем лицам, которые имеют основное место работы; другого вида исправительных работ в иных местах, известного уголовному законодательству советского периода, теперь нет. Поэтому применение исправительных работ ежегодно снижается начиная с 1992 г. Так, по данным ГУИН Министерства юстиции исправительные работы в 1995 г. были применены 8,9 %, в 1996 г. - 8,2, в 1997 г. - 6,9, в 1998 г. - 5, в 1999 г. - 4,7 %.

Кроме этого, в системе установлены два вида наказаний (конфискация имущества, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград), которые самостоятельно применяться не могут, поскольку они являются только дополнительными видами наказаний.

Доля такого наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, составляет всего 0,3 %.2

В этой связи следует обратить внимание на то, что лишение свободы как разновидность относительно определенных санкций по-прежнему является лидером в системе наказаний и вообще в Уголовном кодексе РФ. Поэтому говорить о гуманизации действующего уголовного законодательства не приходится, к тому же если учесть введение в систему пожизненного лишения свободы и установления по совокупности приговоров максимального срока лишения свободы в 30 лет.

Россия занимает первое место в мире по количеству заключенных: 619 человек в расчете на 100 тыс. населения, что

1 См.: Основы государственной политики борьбы с преступностью в России. М., Норма. 1998. С.19; Мелешъев М. П. Проблемы отражения и закрепления в уголовно-исполнительном законодательстве достижений теории наказания /Развитие теории наказания в уголовно-исполнительном праве. М., 2000 г. С. 35-36.

2 См.: там же. С. 36.

в 10-12 раз больше, чем в других европейских странах. Каждый четвертый взрослый мужчина в России - бывший заключенный. Проблемы реализации системы наказаний привели к перенаселенности мест заключения (в следственных изоляторах на одного человека приходится менее одного квадратного метра площади вместо четырех - как положено по закону) люди во многих случаях не имеют индивидуального спального места и спят по очереди. Инспектора Совета Европы признают следственные изоляторы России местом, приравненным к пыткам.1

В решении этой проблемы, на наш взгляд, важное значение имеет расширение сферы применения наказаний, не связанных с лишением свободы, и введение в систему новых наказаний, также не связанных с лишением свободы. В связи с чем следует внести ряд предложений по совершенствованию системы наказаний.

Первое. Как известно, были упразднены в УК РФ такие виды наказаний, как увольнение от должности и возложение обязанности загладить причиненный вред. Представляется, исключение этих видов наказаний было недостаточно обоснованным и продуманным. Эти виды наказаний в условиях рыночной экономики могли быть достаточно эффективными мерами уголовного воздействия и служить альтернативой наказанию в виде лишения свободы.

Второе. Сделать конфискацию не только дополнительным, но и основным видом наказания, предусмотрев ее в качестве санкции за совершение корыстных и корыстно-насильственных преступлений. В системе наказаний конфискация имущества по своей репрессивности гораздо выше штрафа, обязательных работ, исправительных работ, и расположена она перед ограничением свободы. Конфискация имущества как основной вид наказания может стать реальной и эффективной альтернативой лишению свободы.

Третье. Максимально быстро ввести в действие «отложенные» виды наказаний: обязательные работы, ограничение свободы и арест, чтобы суды имели большую возможность применять наказание, не связанное с лишением свободы.

Четвертое. Пересмотреть максимальные сроки наказаний, назначаемые по совокупности преступлений и приговоров, так как

1 См. Зубков А. И. Карательная политика России на рубеже тысячелетий. М., 2000. С. 4,19, 21.

25 лет (совокупность преступлений) и 30 лет (совокупность приговоров) установлены в законе и не обоснованны ни социально, ни экономически. Как отмечается в литературе, сверхдлительные (свыше десяти лет) сроки лишения свободы неэффективны и ведут к негативным последствиям, поскольку после 7-8 лет реального отбывания этого наказания происходит психологический срыв, ведущий к дальнейшему разрушению личности. Кроме этого, реальные условия отбывания лишения свободы в российских исправительных учреждениях превращают срок 25-30 лет фактически в пожизненное, так как столько выжить при существующих условиях в местах лишения свободы, как правило, невозможно.1

Пятое. Есть основание продумать вопрос о включении в систему наказаний условное осуждение, такой опыт российскому уголовному законодательству известен.

Все изложенное позволяет определить, что сужение системы наказаний представляется достаточно вредным, поскольку утрачивается возможность преемственности наказаний, лишает выбора альтернативы при его назначении, затрудняет индивидуализировать наказание, а это все ведет к нарушению принципа справедливости и законности.

Поэтому назрела настоятельная необходимость и потребность совершенствовать систему наказаний, чтобы сделать ее работоспособной.

О. С. Ивченко, научный сотрудник (НИИ при Генпрокуратуре, Москва)

1. Штраф - определенная денежная сумма, указанная в статье РФ, которая приравнивается к определенному числу минимальных размеров оплаты труда (от 25 до 1 000) или к размеру заработ­ной платы (иного дохода осужденного) за указанное в статье коли­чество месяцев (ст. 46 УК РФ).

2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься конкретной деятельностью. Данное наказание назна­чается на срок, определенный в статье, и может применяться лишь к лицам, состоящим на службе в государственных организациях и в органах местного самоуправления (ст. 47 УК РФ).

3. Обязательные работы назначаются судом на конкретный
срок, в пределах, указанных в статье Уголовного кодекса. Подразу­мевают выполнение осужденным в свободное от работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид работ опреде­ляется органами местного самоуправления. При этом в день может быть отработано не более 4 часов. Данный вид наказания нельзя на­значать инвалидам I и II групп, беременным женщинам и женщи­нам, имеющим детей в возрасте до 8 лет, лицам, достигшим пенси­онного возраста, а также военнослужащим.

4. Исправительные работы - это наказание, которое не влечет
лишение или ограничение свободы. Оно заключается в том, что из
заработной платы осужденного удерживается в доход государства часть заработка (от 5 до 20%) на срок от 2 месяцев до 2 лет. В случае злостного уклонения от исполнения данного наказания суд вправе заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы (из расчета один день исправительных работ за один день ограничения свободы, один день ареста за два дня испра­вительных работ или один день лишения свободы за три дня испра­вительных работ). Осужденный отбывает исправительные работы там, где он трудится. В срок такого наказания засчитываются годы, месяцы и дни, в течение которых производились удержания из зара­ботной платы осужденного.

5. Ограничение свободы - принудительное содержание лица в специальном учреждении, без изоляции от общества, в условиях осуществления за ним надзора. Осужденные отбывают это наказа­ние по месту жительства или по месту осуждения. Осужденные проживают в специально оборудованных общежитиях, обязаны по­стоянно пребывать в пределах учреждения и не имеют права без разрешения администрации покидать эту территорию. Надзор за ними осуществляется как в период работы, так и в свободное от работы время. Этот вид наказания может быть применен лишь к ли­цам, достигшим на момент вынесения приговора 18 лет, и не может быть назначен инвалидам I и II групп, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 8 лет, а также гражданам, достигшим пенсионного возраста (ст. 53 УК РФ).



6. Арест - краткосрочный вид наказания, который предполагает
содержание осужденного в условиях строгой изоляции. На этот вид
наказания распространяются условия содержания, предусмотренные
для граждан, отбывающих наказание в виде лишения свободы в
тюрьме в условиях общего режима. Арест не может быть назначен
лицам, не достигшим к моменту вынесения приговора 16 лет, бере­менным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 8 лет (ст. 54 УК РФ). Данный вид наказания, а также обязательные работы будут введены в действие после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса РФ - по мере создания необходимых ус­ловий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 г.

7. Лишение свободы на определенный срок (от 6 месяцев до
20 лет). При сложении сроков, назначенных за совершение несколь­ких преступлений, лишение свободы может достигать 25 лет. В слу­чае, если осужденный после вынесения ему приговора и до отбытия наказания совершит еще одно преступление или несколько преступ­лений, сроки, назначенные по разным приговорам, складываются и максимальный срок лишения свободы может возрасти до 30 лет.

8. Пожизненное лишение свободы (ст. 57 УК РФ). Назначается
как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких пре­ступлений, посягающих на жизнь.

9. Смертная казнь (ст. 59 УК РФ). Исключительная мера нака­зания, которая может быть назначена за особо тяжкие преступления,
связанные с посягательством на жизнь. Этому виду наказания не могут подвергаться женщины, а также лица, совершившие преступ­ления в возрасте до 18 лет, и мужчины, которым к моменту вынесе­ния приговора исполнилось 65 лет. В настоящее время применение этого вида наказания приостановлено.

При назначении наказания учитывается характер и степень общественной опасности как преступления, так и личности ви­новного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, степень влияния назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

В качестве смягчающих вину в УК предусмотрены следую­щие обстоятельства:

а) совершение преступления малой тяжести впервые, вследст­вие случайного стечения обстоятельств;

б) совершение преступления несовершеннолетним;

в) наличие беременности;

г) наличие у виновного малолетних детей;

д) совершение преступления в силу стечения тяжелых жизнен­ных обстоятельств (безработица, семейные конфликты, снижение жизненного уровня виновного) либо из сострадания (лишение жизни безнадежно больного или смертельно раненного по его просьбе);

е) совершение преступления в результате физического или пси­хического принуждения либо по причине материальной, служебной или иной зависимости;

ж) совершение преступления, вызванного незаконными или
аморальными действиями потерпевшего.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году