Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Организация государственного управления в греции. Государственное управление в древней греции. Московский государственный университет

Центральные и местные органы управления.

Афинское государство возникает на основе объединения четырех племен, во главе которых стоял выборный вождь - базилевс.

В VIII веке до н.э. функции управления переходят к избираемой коллегии, состоящей из девяти архонтов, среди которых были архонт - базилевс, выполнявший судебные (по уголовным делам) и жреческие функции; архонт-эпоним, осуществлявший общее управление государством и судопроизводство по гражданским делам; архонт-полемарх, ведавший вопросами, связанными с обороной и войной; шесть архон- тов-фесмофетов, выполнявших судебные функции и участвовавших в формировании законодательства.

Первоначально власть архонтов была пожизненной, но с середины VIII в. до н.э. она ограничивалась десятилетним сроком, а с VII в. до н.э. - одним годом. Архонты, срок полномочий которых заканчивался, пополняли ареопаг - орган, возникший в VII в. до н.э. Ареопаг осуществлял контроль за всеми решениями, принимаемыми архонтами.

Помимо ареопага и коллегии архонтов, в Афинском государстве существовало еще народное собрание, роль которого была крайне незначительной, за исключением участия в решения вопросов войны и миры.

В VI веке до н.э. была создана новая система управления государством, допускавшая афинских граждан к выполнению управленческих функций на основе имущественного ценза, введенного реформами Солона. Был сохранен ареопаг и народное собрание, учреждены два новых органа - Совет 400 (булэ) и Суд присяжных (гелиэя).

Дальнейшее реформирование центральных органов власти Афинского государства происходит в период реформ Клисфена (509 г. до н.э.). Вместо Совета 400 был учрежден Совет 500, изменена роль и значение народного собрания, учреждался «остракизм» - «суд черепков», а также были созданы коллегия стратегов и «пританы». Реформы Клисфена завершили процесс формирования органов власти Афинского государства и сформировали демократическое государство, которое считается прообразом современной демократии

Высшим органом государственной власти в Древних Афинах в V-IV вв. до н.э. было народное собрание (экклесия), которому принадлежала вся полнота власти (законодательная, исполнительная, судебная). Оно обладало следующими исключительными полномочиями:

  • 1) принятие законов;
  • 2) решение вопросов войны и миры, утверждение международных соглашений;
  • 3) определение количества и состава вооруженных сил;
  • 4) назначение командующих войсками в случае ведения военных действий;
  • 5) избирание высших должностных лиц;
  • 6) контроль и надзор над деятельностью должностных лиц;
  • 7) принятие постановлений в отношении определенного конкретного лица, как правило, должностного обвиняемого в государственной измене и других преступлениях против государства;
  • 8) решение об изгнании гражданина либо смертной казни;
  • 9) пересмотр дел в апелляционном и кассационном порядке.

Участниками народного собрания были исключительно афинские

граждане - мужчины, которым исполнилось 18 лет. В зависимости от рассматриваемых вопросов народное собрание собиралось в различных публичных местах - на рыночной площади, в театре и т.п. Первоначально народное собрание созывалось десять раз в год, в последующем количество созывов было увеличено до 30 и 40 раз в год, однако одно собрание месяца считалось главным. Оно называлось притания.

Афинское народное собрание имело установленный порядок работы. Созывал народное собрание специальное должностное лицо (эпистат пританов). От его имени по городу ходили глашатаи, которые оповещали о времени и месте собрания. Заседание народного собрания начиналось с религиозного ритуала, который включал в себя жертвоприношения богам и проклятия всем, кто злоумышляет против народа. Затем зачитывалась повестка дня (пробулевма), предварительно одобренная Советом 500, которую нужно было утвердить либо в целом, либо каждый пункт по отдельности.

После утверждения повестки начиналось публичное обсуждение каждого вопроса. Первым слово для выступлений предоставлялось старшим по возрасту. Говорить можно было только по существу вопроса. В противном случае выступающий мог понести наказание в виде штрафа.

После обсуждения рассматриваемый вопрос ставился на голосование, которое могло быть либо открытым - простое поднятие рук (хейротония) и тайным. Тайное голосование могло проводиться тремя способами: при помощи бобов, камешков, черепков. Бобы и камешки были черного и белого цвета, что означало «против» или «за». Камушки бросались, как правило, в специальный сосуд. Черепки - это кусочки керамики, на которых голосующий должен был выцарапать фамилию лица, которого следовало изгнать из государства. Голосование черепками проводилось исключительно по вопросу, связанному с остракизмом.

За участие в работе народного собрания афинским гражданам выплачивалось вознаграждение.

Совет 500 - высший исполнительно-распорядительный орган Афинского государства, который подчинялся народному собранию и формировался на основе территориального представительства. Выборы кандидатов осуществлялись при помощи жребия. Компетенции Совета 500 были чрезвычайно большими. Совет:

  • ? организовывал и обеспечивал деятельность народного собрания;
  • ? давал заключение на законопроект, принятый народным собранием в первом чтении;
  • ? осуществлял проверку прежде всего имущественного положения всех должностных лиц, как назначенных, так и избранных;
  • ? осуществлял контроль, прежде всего финансовый, за деятельностью должностных лиц;
  • ? возбуждал обвинение и судебное преследование против должностных лиц;
  • ? решал вопросы обороноспособности, например, строительство новых кораблей, комплектование армии, ее количество и т.п.;
  • ? рассматривал вопросы внешней политики, включая заключение международных договоров и назначение послов;
  • ? управлял и распоряжался всем государственным имуществом и финансами;
  • ? устанавливал и отменял налоги, определял их количество и размер.

Непосредственно осуществление исполнительно-распорядительных функции возлагалось на 50 человек - членов Совета 500. Они назывались пританами. Каждый месяц эти 50 человек менялись так, что каждый член Совета 500 один месяц осуществлял исполнительные функции. В подчинении пританов находились многочисленные должностные лица, избираемые на народном собрании:

  • 1) рыночные надзиратели (агораномы) - ответственные за порядок и чистоту на рынках, сбор торговых сборов, а также соблюдение законов торговцами и покупателями;
  • 2) метрономы - ответственные за соблюдение установленных мер и весов;
  • 3) астиномы - осуществлявшие охрану правопорядка;
  • 4) гинекономы - следившие за соблюдением женщинами нравственности;
  • 5) логисты - осуществлявшие проверку деятельности других должностных лиц;
  • 6) полеты - ведавшие текущим управлением государственным имуществом, включая вопросы, связанные с его арендой, продажей и т.п.

Все должностные лица за свою деятельность получали вознаграждение. В должности они могли находиться не более года. После истечения срока полномочий они должны были пройти проверку перед специальной коллегией. До тех пор, пока проверка их деятельности не была закончена, бывшее должностное лицо не могло распоряжаться своим имуществом, покидать территорию государства и претендовать на новую должность.

В Афинском государстве продолжала существовать коллегия архонтов, однако ее роль и значение в системе государственного управления существенным образом уменьшились в пользу пританов и коллегии стратегов. Вместе с тем архонты продолжали исполнять религиозные и судебные функции, председательствуя в судах.

Еще одним исполнительно-распорядительным органом Афинского государства была коллегия стратегов, контроль и надзор за деятельностью которой осуществлял Совет 500. Всего избиралось десять стратегов, причем им мог стать только гражданин, который обладал недвижимым имуществом и состоял в браке. Стратеги не получали какого-либо вознаграждения за свою деятельность.

Стратеги выступали в качестве главнокомандующих афинских вооруженных сил. Они решали чрезвычайно широкий круг хозяйственных и финансовых вопросов, вели дипломатические сношения. Помимо этого, стратеги:

  • ? председательствовали в судах по обвинениям в воинских преступлениях;
  • ? скрепляли своей подписью все договоры, которые заключались от имени государства;
  • ? могли потребовать созыва Совета 500 и народного собрания.

Между стратегиями существовала «специализация». Каждый обладал всей полнотой властью в рамках какого-то одного направления деятельности: армия, флот, конные воины, защитные сооружения, гавани, порты и т.д. Количество и характер распределения вопросов между стратегами определялся ими кулуарно. Как правило, один стратег отвечал за координацию всей деятельности стратегов и назывался автократором.

Местное управление в Афинском государстве осуществлялось на основе особого территориального деления. Вся территория Аттики была разделена на 30 округов (триттий), из которых десять округов приходились на прибрежную часть, десять - на центральную и десять - непосредственно на Афины и прилегающую к ним территорию. Все округа были распределены между десятью филами посредством жребия, но при одном условии: каждая фила должна была включать в себя по одному прибрежному, центральному и афинскому округу. Каждая фила была поделена на десять дем (всего 100), в которой «прописывался» гражданин. Именно здесь он и должен был голосовать и избираться.

Опорой государственной власти в Афинах являлись вооруженные силы, которые представляли собой всеобщее ополчение свободных граждан в возрасте от 18 до 50 лет. В военное время каждая фила выставляла отряд тяжеловооруженных воинов (гоплитов), отряд легковооруженных и определенное число всадников. Все афинские граждане от 18 до

20 лет проходили военное обучение. Причем их нередко привлекали к патрульной службе на границах. Начиная во второй половины V в. до н.э. к охране государственных границ стали привлекаться наемники, которых в дальнейшем использовали и в военных действиях.

В Афинском государстве полицейские функции выполняли рабы- токсоты; свободному афинянину исполнение полицейских обязанностей было унизительным.

Судебная система Афинского государства состояла из нескольких органов: гелиэи, ареопага, суда эфетов, коллегии одиннадцати, коллегии архонтов, суда диэтетов, «суда черепков».

Гелиэя - суд присяжных - высший судебный орган Афинского государства, который состоял из 6000 человек, ежегодно избираемых посредством жребия. Выборы проходили по филам. Каждая фила должна была избрать 600 граждан, достигших 30-летнего возраста. Все члены суда (гелиасты) делились на коллегии (дикастерии). Было десять коллегий по 500 человек в каждой; еще 1000 избранных судей не входили в какую-либо коллегию и считались запасными. Коллегии работали по очереди. Как правило, дела рассматривались одной, а в случае необходимости двумя или тремя коллегиями. Все дела между коллегиями распределялись жребием.

Особенностью гелиэи было то, что ее компетенция была шире, чем просто осуществление судебных функций, которые были основными, но не единственными. Кроме них, гелиэя утверждала законы, принятые народным собранием, размер налоговых выплат со стороны союзников, осуществляла проверку кандидатов на избрание в должностные лица с точки зрения их нравственных качеств и верности ценностям демократии. Члены гелиэи получали заработную плату.

Ареопаг - судебный орган, который рассматривал дела по уголовным обвинениям находящихся вне юрисдикции гелиэи. Главным образом это были дела, связанные с умышленным убийством или умышленным нанесением телесных увечий.

Суд эфетов рассматривал дела по обвинению в убийстве, характеризующиеся некоторыми осложнениями или особенностями:

  • 1) виновник убийства не известен, либо причиной убийства стал упавший камень, обрушившееся здание, животное и т.п.;
  • 2) непредумышленное убийство гражданина, или убийство иностранца;
  • 3) убийство, совершенное в состоянии аффекта или необходимой обороны, случайное убийство, убийство вора или любовника жены;
  • 4) убийство, которое совершили лица, находившиеся в изгнании.

Коллегия одиннадцати осуществляла суд по делам, связанным с разбоем, грабежом и кражами, а также ведала тюрьмами и исполнением приговоров.

Коллегия архонтов выполняла судебные функции, связанные с религиозными преступлениями, а также отвечала за организацию деятельности, которую принято определять, как оперативно-розыскную в сфере уголовных и религиозных преступлений.

Суд диэтетов рассматривал гражданские дела. Он был единственным судом, где наряду с государственными допускалось существование частных судей, которые выбирались по обоюдному согласию спорящих сторон. Все решения диэтетов можно было оспорить в гелиэи.

«Суд черепков» - остракизм, суть которого состояла в недопущении роста политической популярности и влияния какого-то конкретного лица, что могло создать угрозу институтам демократии.

Процедура остракизма была следующей. Каждую шестую пританию в повестку народного собрания ставился вопрос: есть ли гражданин, угрожающий государству? Если граждане посредством голосования признавали, что такой гражданин есть, то назначалось специальное голосование остраконами в восьмую пританию. В восьмую пританию каждый участник народного собрания брал остракон, на котором выцарапывал имя гражданина, который, по его мнению, угрожает государству и который должен быть изгнан за пределы государства на десять лет в течение десяти дней после голосования. Для принятия решения необходимо было, чтобы против гражданина было подано не менее 6 тыс. голосов.

В отличие от Афинского государства система центральных органов власти и управления в олигархической Спарте, созданная в ходе реформ Ликурга (IX в до н.э.), оставалась неизменной в течение столетий. Она включала в себя эфорат, герусию, царей, народное собрание.

Эфорат - это коллегия, состоявшая из пяти человек (эфоров), избираемых ежегодно народным собранием. Их компетенция была чрезвычайно большой:

  • ? созывать, председательствовать и формировать повестку заседаний народного собрания и герусии;
  • ? управлять финансами, всецело определяя расходы государства;
  • ? определять направления внешней политики;
  • ? объявлять набор войск;
  • ? осуществлять надзор и контроль за царями и иными командующими войсками в период военных компаний;
  • ? отрешать от должности царей и любых других должностных лиц, а также предавать их суду.

Эфоры отчитывались только перед своими преемниками. Ни народное собрание, ни герусия, ни цари не имели право вмешиваться в их деятельность, критиковать и обвинять в чем-то.

Герусия - совет старейшин, состоявший из двух царей и 28 избираемых членов - геронтов. Первыми геронтами стали сторонники реформ Ликруга. В последующем места умерших занимали наиболее уважаемые граждане, которым исполнилось 60 лет.

Компетенции герусии состояли в следующем:

  • 1) подготовка проектов решений для народного собрания;
  • 2) выполнение судебных функций по обвинениям в религиозных и государственных преступлениях;
  • 3) осуществление контроля и надзора за деятельностью царей.

Два спартанских царя являлись, по сути, главнокомандующими

и возглавляли армию в период военных действий. Также они были наделены жреческими функциями. Считалось, что именно они представляют спартанцев перед богами и могут вопрошать их волю, все основные жертвоприношения совершались царями. Должность царей была наследственной.

Народное собрание (апелла) - орган, в котором участвовали спартианы-мужчины, достигшие 30-летнего возраста. Спартанское народное собрание имело ряд существенных особенностей. Во-первых, в народном собрании нельзя было ничего обсуждать, комментировать и т.п. Народ созывали только с целью одобрить или нет предложения эфоров, царей и геронтов. Если народ принимал решение, с которым были не согласны высшие должностные лица государства, то решение не вступало в силу. Во-вторых, собрание не имело каких-либо четких процедур, Как правило, оно собиралось раз в месяц по решению царей или эфоров. В-третьих, собрание не имело четко выраженной компетенции. Единственное, что можно выделить - это избрание геронтов и эфоров.

В отличие от Афин в Спарте не сложилась развитая система должностных лиц.

Судебная власть в Спарте как таковая отсутствовала, поскольку основной источник конфликтов - частная жизнь и собственность - в Спарте были не развиты.

Система местного управления в Греции в целом строится по принципу децентрализации, т.е. представляет собой сочетание централизованного руководства и саморегулирования в местном самоуправлении в местном управлении. Региональные органы обладают общей решающей компетенции на своей территории


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE 8

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

ФИЛИАЛ МГУ в городе СЕ ВАСТОПОЛЕ

Факультет «Экономики и управления»

Отделение «Управления»

Кафедра управления

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ГРЕЦИИ

Выполнил:

Манасов Г.М.

Студент группы У-202

Проверил: Росенко М.И.

Севастополь, 2014


ВВЕДЕНИЕ

Греция — государство в Южной Европе. Население, по оценочным данным на 2010 год, составляет более 11,3 миллионов человек, территория — 131 957 км². Занимает семьдесят третье место в мире по численности населения и девяносто шестое по территории.

Столица — город Афины. Государственный язык — греческий

Унитарное государство, парламентская республика. В марте 2005 года пост президента занял Каролос Папульяс. Подразделяется на 13 регионов.

Расположена на Балканском полуострове и многочисленных островах. Омывается Эгейским и Фракийским морями на востоке, Ионическим на западе, на юге — Средиземным и Критским морями. Имеет сухопутную границу с Албанией. Республикой Македонией и Болгарией, на северо-востоке и востоке — с Турцией.

Около 98 % населения исповедует православие. Современная Греция — наследница культуры Древней Греции, считающейся колыбелью западной цивилизации, родиной демократии и западной философии, основных принципов физико-математических наук, театра и современных Олимпийских игр. Богатое культурное наследие и географическое положение делают Грецию одной из самых посещаемых стран мира.

Индустриально-аграрная страна с динамично развивающейся экономикой. Объём ВВП по паритету покупательной способности за 2011 год составил 294,339 миллиардов долларов США (около 24 543 долларов США на душу населения). Денежная единица — евро.

Независимость страны провозглашена 25 марта 1821 года. До этого она входила в состав Османского халифата


ГЛАВА I

ОСОБЕННОСТИ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГРЕЦИИ

Система местного управления в Греции в целом строится по принципу децентрализации, т.е. представляет собой сочетание централизованного руководства и саморегулирования в местном самоуправлении в местном управлении. Региональные органы обладают общей решающей компетенции на своей территории, а центральные – направляют, координируют и контролируют их деятельность. при этом низшие административно-территориальные единицы – общины и муниципалитеты – функционируют на основе самоуправлении. Они пользуются административной самостоятельностью, а их органы власти избираются всеобщим тайным голосованием. Государство осуществляет надзор за деятельностью местных органов власти, не ущемляя их инициативы, а также заботится об их финансировании. В 1980-1990-е гг. правительство ПАСОК стало проводить активную политику децентрализации в связи с этим претерпело существенные изменения законодательство о местном самоуправлении: органы местного самоуправления получили более широкие полномочия и функции, ранее принадлежавшие государству. В результате система самоуправления вышла на новый уровень: статус самоуправляющихся единиц получили также провинции(номы) . Таким образом, система местного самоуправления в настоящее время делится на два уровня: муниципальный и провинциальный, функционирующее независимо друг от друга.

Особенностью системы государственного управления Греции является наличие категории юридических лиц публичного права, заимствованной, как и сама система децентрализация, из французской государственно-правовой традиции. Эта категория объединяет ведомства и организации, не являющихся частью государственного аппарата, но имеющие отношение к государственному управлению, а также преследующие цели, не являющиеся в узком смысле государственными, но составляющие часть национальной политики. К числу юридических лиц публичного права в Греции относятся муниципалитеты и другие местные органы власти; компании, занимающиеся электро- и водоснабжением, канализацией, связью (как правило, в них значительную долю составляет государственный капитал) , некоторые некоммерческие организации, обладающие административными полномочиями, например, Центр по сохранению наследия Афона.

1.1. Развитие системы местного управления

В этом процессе можно выделить несколько этапов. В 1834г. году королевским указом страна была поделена на димы (муниципалитеты) по территориальному принципу. Они были неравнозначными и делились на три категории в зависимости от численности населения. Эта система в общих чертах просуществовала до 1912г. Когда в русле либеральной политики самоуправляющиеся единицы были поделены на димы и общины (в сельской местности) , причем к числу критериев административного деления помимо территориальных и демографических были добавлены ещё и функциональные, как то: разделение между городскими и сельскими поселениями, наличие у общины средств для содержания начальной школы и т.д. Существенным недостатком этой системы было формирование слишком мелких административных единиц, оказавшихся не в состоянии полноценно исполнять управленческие функции.

1.2 Политико-административное деление

Современное политико-административное деление страны основано на многовековых традициях. Оно учитывает давнее стремление греков к обособлению своих населенных пунктов и областей, во многом обусловленное естественными причинами: значительная часть территории страны расположена на островах, а континентальная Греция изобилует горными хребтами, разделяющими лежащие между ними долины. В связи с этим вполне оправдана тенденция сохранить традиционное деление на области. В настоящее время Греция делится на 13 областей: Восточную Македонию – Фракию, Аттику, острова северной части Эгейского моря, Западную Грецию, Западную Македонию, Эпир, Фессалию, Ионические острова, Центральную Македонию, Крит, острова южной части Эгейского моря, Пелопоннес и Континентальную Грецию. Каждая область делится на провинции (номы), всего их 51. Статус номов имеют такие исторические области, как Беотия, Ахайя, Аркадия и др. Провинции, в свою очередь, состоят из димов (муниципалитетов и общин. В составе области Центральная Македония статус автономии имеет монашеская община полуострова Афон.

1.3 Региональное (областное) управление

Традиционно области в Греции управлялись губернаторами. Но с началом политики децентрализации губернаторские посты были упразднены, а значительная часть их полномочий передана органам местного самоуправления. Однако потребность в сохранении областных управленческих структур всё-таки осталась. Современный вид областное управление приняло в 1986г., некоторые коррективы в него были внесены в 1997г. Теперь губернаторов сменили генеральные секретари областей. Они подчиняются Министерству внутренних дел и в пределах своей области ведают входящими в компетенцию министерства вопросами (предоставление гражданства и пр.) , им подчиняются областная полиция, пожарная и портовая службы. Генеральные секретари возглавляют областные советы, отвечающие за проведение в области политики правительства и выполняющие главным образом координационные и контрольные функции. В состав областных советов входят номархи номов данной области, представители местных организаций димов и общин, представители профсоюзов, Торгово-промышленной Палаты и прочих профессиональных и общественных организаций. Финансово- экономическую сторону деятельность органов областного управления обеспечивает областной Банк развития, который также возглавляет генеральный секретарь. Кроме того, генеральные секретари руководят работой подразделений: с компетенций в пределах области и с компетенцией в пределах отдельного нома. Большая их часть организована по отраслевому принципу и функционально соотносится с соответствующими министерствами.


ГЛАВА II

Органы местного самоуправления

Органами муниципального самоуправления являются муниципальный совет, муниципальный комитет и мэр. Муниципальный совет включает от 11 до 40 членов, в зависимости и от величины дима (муниципалитета) . В состав муниципальных советов также входят местные советы общин и димов, потерявших самостоятельность в ходе реформы. Муниципальные советы осуществляют большинство из вышеперечисленных функций муниципалитетов. Кроме того, перед ними стоит задача взаимодействия с номархиальными органами по вопросам развития региона, поскольку муниципальные органы участвуют в финансировании различных провинциальных программ развития, затрагивающих территорию муниципалитета. Работой муниципального совета руководит президиум, состоящий из председателя совета, его заместителя и секретаря.

Органами самоуправления в общине являются общинный совет и председатель общины. Общинный совет может включать от семи до одиннадцати членов в зависимости от численности населения общины. Полномочия общинного совета в значительной степени совпадают с полномочиями муниципального совета, но все же несколько сужены по сравнению с последним. Так, в вопросах местного развития общинный совет имеет лишь совещательный голос.

Общинный и муниципальный совет собираются на заседания не реже одного раза в месяц, причем мэр присутствует на заседаниях муниципального совета без права голоса. Члены местных советов не имеют права принимать участие в тех заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, затрагивающие материальные интересы их самих или их родственников до второго колена. Муниципальный совет может запрашивать у мэра и муниципального комитета необходимую для его работы информацию, а также приглашать на заседания государственных служащих и частных лиц. Решение некоторых вопросов муниципальный совет может возлагать на создаваемы е им комитеты.

Из числа муниципальных советников избирается муниципальный комитет, включающий от трех до шести членов во главе с мэром или его заместителем. Муниципальный комитет составляет бюджет муниципалитета, рассматривает вопросы, связанные с получением займов подтверждает права получающий наследство или дарении и т.п.

В полномочия мэра входит исполнение решений муниципального совета и комитета, представлении дима в суде и перед государственными органами, руководство всеми муниципальными службами, в том числе и назначение служащих, подписание финансовых документов и договоров, заключающих димом,выдача справок, подтверждающих фактов прописки или постоянного проживания на территории муниципалитета. В больших димах исполнять эти обязанности мэру помогают его заместители (их может быть 5 и более) . Аналогичные функции исполняет и председатель общины.

Старейшим органом народного представительства является народное собрание. Этот институт функционирует в Греции и поныне, однако не является органом управления, а носит совещательный характер. Проведение народных собраний предусматриваются в муниципалитетах и общинах, чьё население не превышает 10 тыс. человек, и не является обязательным. Мэры и председатели общин могут собирать народные собрания для обсуждения животрепещущих вопросов местного развития. Решение народного собрания должны приниматься во внимание органами местного самоуправления.

Надзор за деятельностью органов самоуправления 1 уровня осуществляют генеральные секретари областей. За легитимностью действий органов местного самоуправления следит специальный контрольный комитет, создаваемый на номархиальном уровне и состоящий из судьи первой инстанции, представителем министерства внутренних дел и представителя органов самоуправления.


ГЛАВА IIi

Муниципальное управление

Первый уровень местного самоуправления образуют димы(муниципалитеты) и общины. Деятельность муниципальных и общинных органов регулируется Муниципальным кодексом, принявшим современный вид во второй половине 1980-х первой половине 1990-х гг. Некоторые изменения в него были внесены в 2004г. Общиной признается поселение с числом жителей от 1500 человек, располагающее необходимы средствами для содержания органов самоуправления и некоторых сооружений общественного значения. Несколько небольших поселений также могут образовывать общину с единой системой органов самоуправления. Для получения статуса дима населенный пункт должен насчитывать как минимум 2500 жителей. Димы с населением свыше 150 тыс. человек, к которым на момент создания муниципального законодательства относились Афины, Пирей и Фессалоники, делятся на муниципальные округа.

Основной задачей органов муниципального самоуправления является защита социальных, экономических, культурных и духовных интересов своих граждан. Полномочия димов включают в себя: сооружение и ремонт систем водоснабжения, орошения и канализации, строительство дорог и мостов, освещение общественных мест, создание пастбищ, зеленых зон и спортплощадок, содержание рынков и кладбищ, проведение ярмарок, осуществление мер по поддержанию чистоты. На димы также возложена забота по организации детских садов, различных культурных центров, строительству школьных зданий и доставке учеников в школы. Димы регулируют транспортные потоки, выдают лицензии и предпринимателям и учреждениям культуры, следят за исполнением законодательства об охране природы, а также торгуют топливом(для отопления) . Осуществлять контрольные функции муниципальным властям помогает муниципальная полиция. Димам в некоторых случаях могут делегироваться отдельные полномочия центральных органов власти. Однако все вышеперечисленные функции димы не обязаны исполнять сами: они могут возлагаться на подконтрольные муниципальным органам юридические лица публичного права или на подрядчиков.

3.1 Муниципальные выборы

Выборы в органы местного самоуправления первого и второго уровней проводятся каждые четыре года единовременно по всей стране. Активное и пассивное избирательное право в этом случае регулируется как общим законодательством о выборах, так и законодательством о местном самоуправлении. Избирать органы местного самоуправления первого уровня могут только граждане, прописанные в данном муниципалитете или общине не менее двух лет, второго уровня- прописанные на территории данной провинции. Номархи и члены номархиальных советов избираются из числа избирателей данной провинции. Ко дню проведения выборов кандидаты в нормахиальные органы должны достичь 23-летнего возраста и входить в состав одного из избирательных блоков. Кандидаты на муниципальные посты должны достичь 21 года. При этом один человек не может баллотироваться одновременно в органы самоуправления первого и второго уровня. Занимать выборные должности в системе местного самоуправления запрещается судебным чиновникам, военнослужащим, священнослужителям. Государственные служащие, за исключением преподавателей, не могут баллотироваться в той провинции, где они занимали руководящие посты на государственной службе. Этот запрет распространяется и на предпринимателей, связанных экономическими отношениями с данной номархией или муниципалитетом. Распределение мест в выборных органах самоуправления проводится по пропорциональной системе. При вступлении в должность члены органов местного самоуправления приносят такую же присягу, как депутаты парламента.

ГЛАВА IV

Провинциальное самоуправление

Второй уровень местного самоуправления образуют номархи. Их юридический статус, объем полномочий и порядок функционирования регламентируется Номархиальным кодексом. Номархии являются юридическими лицами публичного права, их цель – экономическое, политическое и культурное развитие соответствующей провинции (нома) . Номархии не являются вышестоящей организацией для органов местного самоуправления первого уровня и не вмешиваются в их полномочия. Как правило, границы номархий совпадают с границами провинций. Исключение составляет провинция Аттика, которая делится на три номархии – Восточной Аттики, Западной Аттики, а также номархию Афин – Пирея, что связано с перенаселенностью Афинского полиса. Другие исключения – номархии, объединяющие несколько малонаселенных номов: Эврос – Родопи и Драма – Кавала –Ксанфи. Номархии Афин – Пирея, Эврос- Родопи и Драма – Кавала – Ксанфи имеют внутреннее деление на две или три номархиальные секции. В органах провинциального самоуправления предусмотрено представительство и более мелких административно-территориальных единиц – епархиальных округов, границы которых, как правило, совпадают с границами церковных епархий. Деление на епархиальные округа не повсеместно: оно используется в соответствии с потребностями некоторых областей.

В компетенцию номархий входят все вопросы провинциального значения за исключением вопросов, связанных с государственной собственностью, вопросов, входящих в компетенцию министерств обороны, иностранных дел, финансов и юстиции, Национальной статистической службы, службы ветеринарного контроля, а также контроля над органами местного самоуправления первого уровня.

4.1 Структура и деятельность номархий

Номархии состоят из номархиального совета, номархиальных комитетов и номарха. Номархиальные советы избираются на четыре года и включают от 21 до 43 членов, в зависимости от численности населения данной провинции. В их компетенцию входят: планирование работы номархиальных служб и комитетов, утверждение бюджетов подотчетных номархии юридических лиц, введение налогов и наложение штрафов, контроль над операциями с недвижимостью, отчуждение недвижимости в предусмотренных законом случаях, вопросы, связанные со строительством общественно значимых объектов, создание центров культурного развития, учреждение юридических лиц публичного и частного права, а также ряд финансовых вопросов. Заседания нормахиального совета проводятся не реже одного раза в месяц и носят открытый характер, но существует возможность проведения закрытых заседаний. Члены совета обязаны принимать участие во всех его заседаниях и могут высказываться по любому вопросу, кроме тех, в которых заинтересованы они лично или их родственники до второго колена.

В каждой номархии может быть от двух до шести номархиальных комитетов по различным вопросам. Комитеты избираются сроком на два года из числа членов номархиального совета и включают от двух до четырех членов. При каждой номархии также действует Социально-экономический комитет, состоящий из представителей димов и общин, союзов предпринимателей и профсоюзов, исследовательских организаций, кооперативов, а также служащих номархии. Данный комитет является совещательным органом, высказывающим мнение по различным вопросам развития нома. Кроме того, для каждого епархиального округа образуются отдельные комитеты, являющиеся по сути епархиальными советами, а их председателями занимают должности епархов. Епархиальные органы составляют часть провинциального самоуправления.

Номарх избирается на четырехлетний срок. Выборы номархов и членов номархиального совета проводятся одновременно с выборами в органы самоуправления первого уровня (муниципальные выборы) . Номарх обладает следующими полномочиями: он исполняет решения номархиального совета и комитетов, представляет номархию в суде и подписывает от ее имени все заключаемые соглашения, возглавляет все номархиальные службы и др. В исключительных случаях он может принимать решения по вопросам, входящим в компетенцию других номархиальных органов.

Среди юридических лиц, которые могут учреждаться номархиями, - больницы, детские сады, дома престарелых и т.п. Для пополнения своего бюджета номархии могут принимать участие в некоторых видах предпринимательской деятельности, но им запрещается инвестировать предприятия. Другие источники финансирования провинциальных органов самоуправления – налоговые поступления, доходы от эксплуатации движимого и недвижимого имущества, спонсорские взносы, дотации Евросоюза. Бюджетное финансирование покрывает только расходы, связанные с выполнением функций, возлагаемых на номархии непосредственно государством.

Для контроля над деятельностью органов провинциального самоуправления создаются специальные контрольные комитеты, в которые входят по одному представителю суда первой инстанции, Министерства внутренних дел и номархиального совета. Контрольные комитеты независимы от провинциальных органов власти. но подчиняются Министерству внутренних дел.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная Греция является унитарным и мононациональным государством. Также она не является в строгом смысле ни президентской, ни парламентской республикой, а занимает промежуточное положение между этими моделями (смешанная республика). В установившейся в 1974 г. после падения военной диктатуры и отмены монархии республике президент обладал довольно широкими полномочиями, но с течением времени они всё более урезались в пользу парламента, пока не был достигнут своего рода компромисс между этими ветвями власти.

В целом система местного управления в стране достаточно демократична для того, чтобы привлечь граждан к реальному участию в управлении, но не настолько либеральна, чтобы упустить инициативу из рук государства.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

  1. Государственное управление зарубежных стран: учебное пособие / С.В. Пронкин, О.Е.Петрунина. – 3-е изд., доп. и перераб. – М. : КДУ, 2007. – 496с.
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Греция

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

11143. Государственное местное управление в Республике Казахстан 99.49 KB
Основы понятие и особенности развития государственного местного управления в Республике Казахстан. Конституционные и историко-правовые основы государственного местного управления в РК. Реформирования системы государственного управления...
19516. Местное самоуправление в сельской местности 53.58 KB
Сущность местного самоуправления. Законодательные основы местного самоуправления. Модель самоуправления муниципального образования Косо- лаповское Абатского района Тюменской области. Местное самоуправление в Российской Федерации регулируется Конституцией РФ федеральными законами призванными установить общие принципы организации системы органов местного самоуправления что в соответствии с ч. Предстоит разработать и принять...
16609. Муниципальное развитие и местное самоуправление в мегаполисах 21.86 KB
Особое место в действующем законе отводится вопросам организации местного самоуправления в таких мегаполисах как Москва и Санкт-Петербург. Как города федерального значения они могут самостоятельно принимать законы, регламентирующие деятельность муниципальной власти, исходя из особенностей развития города и выполняемых ими функций.
3724. Общая характеристика политической мысли Древней Греции 8.68 KB
Древние мифы уже отчасти в орфической поэзии а затем все более отчетливо в поэмах Гомера и Гесиода теряют свой сакральный характер и начинают подвергаться этической и политикоправовой интерпретации. Идеи права и справедливого общественного устройства приобретают еще большее значение в поэмах Гесиода VII в. Так по Теогонии Гесиода от брака Зевса олицетворения всего совершенного и Фемиды олицетворений вечного естественного порядка рождаются две дочерибогини: Дике справедливость и Эвномия благозаконие. Характерные для поэм Гомера и...
20535. Сравнительная характеристика детского и молодежного туризма на примере Болгарии, Греции и Турции 312.91 KB
Именно походы поездки экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня развития наблюдательности способности воспринимать красоту окружающего мира. Цель курсовой работы: Дать сравнительные характеристики детского и молодежного туризма в Болгарии Греции и Турции Для достижения цели я считаю целесообразным решить следующие задачи: Рассмотреть определения виды особенности детского и молодежного туризма. Внутренний туризм: экскурсии для школьников спортивный туризм в т....
4118. Нарушения кровообращения, их классификация. Артериальное и венозное полнокровие. Общее и местное малокровие 4.92 KB
Общее малокровие (анемия) - может быть острым и хроническим. Острое общее малокровие (анемия) обычно развивается после массивных кровопотерь, хроническое - в результате длительных потерь относительно небольших объемов крови или из-за повышенного разрушения крови или нарушения ее образования (белководефицитные, железодефицитные, витаминодефицитные, гипопластические анемии).
20279. Организация управления в Древней Месопотамии (Египте, Китае, Индии, Греции, Риме и др. странах) 41.57 KB
Азиатский способ производства и его влияние на особенности управления. Данная тема работы очень актуальна поскольку любая наука базируется на использовании исторического метода позволяющего хорошо изучить историю развития управленческой мысли во всем ее многообразии. Но для того чтобы эти люди могли существовать этот прибавочный продукт надо было отобрать у тех кто его производил.
15325. Исследование становления, развития, расцвета и упадка Древней Греции через призму культурного наследия 61.05 KB
Для эпохи последовательного зооморфизма отождествление солнца с быком является центральным содержанием мифа о солнце так же как совиный вид Афины Паллады - основное в содержании мифа. Если комплекс-интерполяция пронимается как объединение в одно целое чуждых друг другу элементов без всякой мотивировки то комплекс-компиляция есть объединение элементов также несходных или противоположных но это объединение уже определенным образом мотивировано. Аполлон Артемида иЛето первоначально были демонами совершенно разного прохождения никак между...
3688. Политико-философские взгляды представителей раннего периода политической мысли Древней Греции (Пифагор, Гераклит) 7.93 KB
Мнения противоположного пифагорейскому придерживался Гераклит. Мышление согласно Гераклиту присуще всем однако большинство людей не понимают все управляющего разума которому надо следовать.
584. Действие электрического тока на организм человека. Скрытая опасность поражения. Внешнее (местное) поражение, электрический удар (внутреннее поражение). Факторы, от которых зависит степень поражения 12.26 KB
Действие электрического тока на организм человека. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна разности потенциалов то есть напряжению на концах участка и обратно пропорциональна сопротивлению участка цепи. Действие электрического тока на живую ткань носит разносторонний характер. При термическом действии происходит перегрев и функциональное расстройство органов на пути прохождения тока.

Распад родового строя, появление государстваРАСПАД РОДОВОГО СТРОЯ,
ПОЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
Древние греки называли себя эллинами, а свою
страну - Элладой. В этнографическом смысле под
Элладой они понимали все те районы, где находились
их поселения. Так, что Элладой, или Грецией (слово
"Греция" лат.) назывались и колонии греков в Южной
Италии, и острова Эгейского моря, и малоазиатские
острова. В географическом смысле, Элладой или
Грецией называлась южная часть Балканского
полуострова. Это и будет греческий материк, который
делится на 3 основные части: северную, среднюю
(собственно Эллада) и южную (Пелопоннес).

История Греции

ИСТОРИЯ ГРЕЦИИ
История Греции - это есть история
отдельных государственных образований,
самостоятельных в политическом
отношении полисов.
Полис- это государство-город, объединение
ряда сельских поселений вокруг города,
который доминирует над этими
поселениями.
Самыми крупными в греческом мире
являлись только два полиса- Афины и
Спарта, которые и оказали большое
влияние на судьбу других полисов. Из
последних более значительными были:
Коринф, Мегары, Фивы, Аргос, Халкида,
Эретрия, Милет, Смирна, Эфес и др.
На рисунке полис в древней Греции
руины.

Появление полисов.

ПОЯВЛЕНИЕ ПОЛИСОВ.
Появление частной собственности вызвало
появление государства. Свободные граждане
противостояли массе эксплуатируемых рабов. В
результате глубоких изменений в греческом
обществе 8-9 вв. появились государства - полисы.

Можно выделить 3 вида полисов:

МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ 3 ВИДА ПОЛИСОВ:
1)Демократический.
Он означает то, что все
граждане полиса вне
зависимости от
социального,
материального,
имущественного
положения имели право
участвовать в
политической жизни
полиса: заниматься
созданием законом,
голосованием,
обсуждением важных
государственных вопросов.
Таким полисом являлись
Афины.

2)Аристократический.
Второй вид полиса Древней
Греции. В данном случае во
власти участвует не весь
демос – народ, а только
отдельные выборные слои
общества – аристократы,
которые в силу своего особого
происхождения, ума, таланта,
способностей имеют
исключительное право
реализовывать свои
политические права,
занимаясь правотворчеством,
обсуждение важных дел в
государственных органах.
Аристократическим полисом
была Спарта.

3)Олигархический.
Еще один вид Древнегреческого полиса. Здесь носителем власти
опять таки не является демос, а является определенный круг людей,
который обладают большими материальными богатствами, большой
экономической властью, и вследствие этого имеют исключительное
право на власть политическую. Таким полисом был Карфаген, где
занимались решение государственных задач люди знатные и
богатые.

Рассмотрим общественный и государственный строй двух наиболее влиятельных полисов античной Греции – Афины и Спарта.

РАССМОТРИМ ОБЩЕСТВЕННЫЙ И
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДВУХ
НАИБОЛЕЕ ВЛИЯТЕЛЬНЫХ
ПОЛИСОВ АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ –
АФИНЫ
И
СПАРТА.

Афины

АФИНЫ

Афины

АФИНЫ
Государство возникло на территории
Аттики, где первоначально жили четыре
племени, каждое из которых имело свое
Народное собрание, Совет старейшин и
выборного вождя Базилевса. С переходом к
производящей экономике произошел
раздел общинной земли на участки,
происходила имущественная
дифференциация, что в конечном итоге
приводило к образованию верхушки
богатых людей и обнищанию масс
свободного населения, многие из которых
из долгов попадали в рабство. Классовости
также способствовало ремесло и торговля,
так как Афины имели непосредственный
доступ к морю. Так, богатые люди
начинали руководить и подчинять себе
бедных.

При легендарном греческом герое Тесее происходит слияние четырех племен, и, как следствие, образуется Афинское государство-полис.

ПРИ ЛЕГЕНДАРНОМ ГРЕЧЕСКОМ ГЕРОЕ
ТЕСЕЕ ПРОИСХОДИТ СЛИЯНИЕ ЧЕТЫРЕХ
ПЛЕМЕН, И, КАК СЛЕДСТВИЕ, ОБРАЗУЕТСЯ
АФИНСКОЕ ГОСУДАРСТВО-ПОЛИС.
Тесей разделил всё население на три
основные группы:
1)Эфпатриды – родоплеменная знать,
которая обладала исключительным правом
занимать государственные должности
2)Геоморы – люди, которые занимались
земледелием
3)Демиурги – люди, которые занимались
ремеслом.
Кроме того, были лица, не входившие ни в
одну из групп, например, торговцы и
крестьяне, которые составляли основную
массу населения и были лишены права
занимать государственные должности, они
лишь могли участвовать в Народном
собрании, в компетенции которого не
входили особо важные политические
вопросы.

в 8-7 веке до н.э. можно выделить следующие органы в Афинском полисе:

В 8-7 ВЕКЕ ДО Н.Э. МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ
СЛЕДУЮЩИЕ ОРГАНЫ В АФИНСКОМ
ПОЛИСЕ:
1)Народное собрание
2)Архонт-изберался
из класса
Эфпартидов.
3)Ареопаг-орган,
который избирал и
контролировал
Архонтов и Народное
собрание,
осуществлял высшую
судебную власть.

Спарта

СПАРТА
Спарта - Древнегреческий полис,
который можно полностью
противопоставить Афинам. Как
было уже замечено, в Афинах
правил демос, в Спарте же
правила аристократия,
родоплеменная знать.
Спартанский полис образовался в
результате слияния двух племен дорийцев и микенцев. Именно эти
племена решили объединиться в
имя достижения общей цели,
чтобы направить всю силу против
врагов. В каждом племени
Спарты был свой царь. Спарта по
форме правления представляла
собой республику. Цари играли
роль военачальников, которых
избирали из родоплеменной
знати.

Что касается социальной структуры населения, то можно выделить две основные группы:

ЧТО КАСАЕТСЯ СОЦИАЛЬНОЙ
СТРУКТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ, ТО МОЖНО
ВЫДЕЛИТЬ ДВЕ ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ:
1)Свободное население. В него входили прежде всего
спартанские граждане – самые привилегированные слои
общества, хотя участвовать в Народном собрании мог
только тот, кто имеет землю в собственности. Также к
свободному населению можно отнести периэков - жители
полиса, которые не обладали статусом гражданства, но,
тем не менее, платили налоги, могли торговать, служить
в армии.
2)Несвободное население. Здесь речь идет о рабах, хотя
рабство и имело место, оно не получило большого
распространения. Большую массу зависимых составляли
так называемы Илоты – представители захваченного
населения.

Структуру органов власти можно охарактеризовать следующим образом:

СТРУКТУРУ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
МОЖНО ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ
СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:
1)Народное собрание (принимало законы, избирало
чиновников, решало вопросы войны и мира)
2)Коллегия Эфоров (орган исполнительной власти,
состоящий из пяти человек, который избирались сроком
на 1 год из аристократических семей; Здесь решаются
вопросы внутренней и внешней политики)
3)Совет старейшин (орган, члены которого избирались
из старейших граждан; в совете было 28 человек,
которые непосредственно обсуждали законопроект перед
принятием его на Народном собрании).

Список использованной литературы:

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:
1) Э.Д.Фролов.История Древней Греции
Москва 2003
2)Новиков. Всеобщая история Москва 2004
3) Крашенинников. История государства и
права зарубежных стран Москва 1999
4) Г.Б.Поляка. Всемирная история Москва
Управление в древней Греции
Выбор религии народом всегда определяется его правителями. Истинной религией всегда оказывается та, которую исповедует государь; истинный бог – то бог, поклоняться которому приказывает государь; таким образом, воля духовенства, которое руководит государями, всегда оказывается и волей самого бога.
Из Темных веков - периода упадка, наступившего в XI-IX вв. до н. э. - Эллада вынесла семена нового государственного устройства. От первых царств остались россыпи деревень, кормивших ближайший город - центр общественной жизни, рынок и убежище на время войны. Вместе они составляли государство-город ("полис"). Крупнейшими полисами были Афины, Спарта, Коринф и Фивы.
Возрождение из тьмы
Во времена Темных веков, греческие поселения распространились от южной части Балканского полуострова до западного побережья Малой Азии (нынешняя территория Турции), охватывая острова Эгейского моря. К началу VIII века до н. э. греки начали восстанавливать торговые отношения с другими народами, экспортируя оливковое масло, вино, гончарные и металлические изделия. Благодаря недавнему изобретению алфавита финикийцами начала возрождаться письменность, утраченная в период Темных веков. Однако установившийся мир и процветание привели к резкому росту населения, и прокормить его становилось все труднее из-за ограниченной сельскохозяйственной базы. Пытаясь решить эту проблему, греки отправляли целые партии своих граждан осваивать новые земли, основывать новые колонии, способные обеспечивать себя. Многие греческие колонии обосновались на юге Италии и на Сицилии, поэтому вся эта территория стала называться "Большой Грецией". За два столетия греки построили немало городов вокруг Средиземного и даже на побережье Черного моря.
Процесс колонизации сопровождался резкими переменами в полисах. Монархия уступала место аристократии, то есть правлению наиболее знатных землевладельцев. Но с расширением торговли и введением в оборот металлических денег примерно в 600 году до н. э. по примеру соседнего царства Лидия на юге Малой Азии их позиции заметно пошатнулись.
В VI веке до н. э. в полисах постоянно возникали конфликты, ко власти часто приходили тираны. "Тиран" - слово греческое, как и "аристократия", но у древних греков не подразумевалось, что режим тирана жесток и антинароден, а означало, что человек насильственно захватил власть, но мог при этом быть реформатором.
Несмотря на реформы знаменитого законодателя Солона, власть в Афинах захватил тиран Писистрат. Но после изгнания из Афин преемника Писистрата Гиппия в 510 году до н. э. была принята демократическая конституция. Управление в древней Греции. Это еще одно слово греческого происхождения, которое означает правление демоса, то есть народа. Греческая демократия была ограниченной, поскольку женщины и рабы не имели права голоса. Но в силу малых размеров городов граждане могли не зависеть от избранных ими представителей, так как принимали непосредственное участие в определении законов и обсуждении особо важных решений на народных собраниях.
В V веке до н. э. во многих полисах вспыхивали конфликты между демократическими и олигархическими партиями. Сторонники олигархии полагали, что власть в обществе должна принадлежать самым состоятельным горожанам.
Афины и Спарта
Если Афины можно назвать оплотом демократии, то Спарта по праву считалась центром олигархии. Спарту отличал целый ряд и других особенностей.
В большинстве греческих государств процентное отношение рабов к свободным гражданам было достаточно низким, в то время как спартиаты жили как "господствующая раса" в окружении превосходящего количества потенциально опасных рабов-илотов. Для поддержания своего господства весь народ Спарты был превращен в касту воинов, которых с раннего детства обучали терпеть боль и жить в казарменных условиях древней Греции.
Хотя греки были ярыми патриотами своих городов, они признавали, что являются одним народом - эллинами. Их объединяла поэзия Гомера, вера во всемогущего Зевса и других олимпийских богов, и культ развития умственных и физических способностей, выражением которого были Олимпийские игры. Кроме этого греки, чтившие верховенство права, ощущали свое отличие от других народов, которых они огульно окрестили "варварами". Как при демократии, так и в олигархических полисах у всех были юридические права, и гражданина нельзя было лишить жизни по капризу императора - в отличие от, например, персов, которых греки считали варварами.
Тем не менее, персидская экспансия, начавшаяся в VI веке до н. э. и направленная против народов Древней Греции и Малой Азии, казалась неминуемой. Впрочем, персы не особенно интересовались землями греков - бедными и удаленными по ту сторону Эгейского моря, пока Афины не поддержали азиатских греков, взбунтовавшихся против персидского правления. Восстание было подавлено, и в 490 году до н.э. персидский царь Дарий отправил войска отомстить Афинам. Однако афиняне одержали убедительную победу в битве при Марафоне - в 42 км от Афин. В память о подвиге гонца, пробежавшего все это расстояние без остановки, чтобы побыстрее сообщить радостную несть, в программу Олимпийских игр включен марафон.
Десять лет спустя сын и преемник Дария Ксеркс организовал значительно более массированное нападение. Он приказал выстроить в ряд свои корабли, образовав мост через пролив Геллеспонт, разделявший Малую Азию и Европу (нынешний пролив Дарданеллы), по которому прошло его громадное войско. Перед лицом общей угрозы греческие города вынуждены были объединиться. Управление в древней Греции. Армия Ксеркса шла с севера, и греки, собравшие войска из разных городов, совершили настоящий подвиг, поставив заслон на пути персов. Царь Леонид и его 300 спартанцев отдали свои жизни, стараясь как можно дольше удержать узкое Фермопильское ущелье.
К сожалению, гибель спартанцев оказалась напрасной, поскольку Древняя Греция все-таки пала под натиском противника. Жителей Афин эвакуировали, и захватчики сожгли все храмы в Акрополе. Хотя за год до войны предводитель афинян Фемистокл серьезно укрепил флот, по количеству кораблей он безнадежно уступал превосходящим силам персов и покоренных ими финикийцев. Но Фемистоклу удалось загнать персидскую армаду в узкий Саламинский пролив, где она была лишена возможности маневра. Это вызвало панику в рядах персов и позволило грекам начисто разбить вражеский флот.
Решающее сражение
Саламинское сражение можно считать одним из величайших событий истории. Год спустя персидская армия была разбита при Платеях, и Греция вновь обрела свободу.
Поскольку Спарта фактически устранилась от освободительной борьбы, Афины стали бесспорным лидером в Древней Греции. В 478 году до н. э. был заключен Делосский союз, что позволило Афинам и их союзникам объединить свои ресурсы и продолжать войну. Однако вскоре союз превратился в орудие политического радикализма. Союзники обязаны были ввести в своих государствах демократические формы правления по образцу Афин и финансировать содержание постоянно увеличивавшегося флота для нужд общей обороны. После окончания войны с персами в 449 году до н. э. союз сохранился, и все попытки выйти из него сурово пресекались.
Классические Афины
V век до н. э. считается великим веком классицизма греческой цивилизации, который прежде всего отождествляется с Афинами. Но и до, и после этого периода другие греческие полисы внесли весьма существенный вклад в греческую культуру, подарив миру немало шедевров поэзии, керамики и скульптуры, а также первых философов, пытавшихся объяснить вселенную с позиций физики, а не волшебством и чудесами.
И все же главные достижения человеческой мысли и искусства связаны с Афинами. Среди отстроенных в Акрополе храмов самым знаменитым является Парфенон с его совершенными пропорциями и превосходными лепными украшениями. Первые в мире драматические произведения возникли на основе афинских ритуалов в честь бога Диониса. Афинские философы, в том числе знаменитые Сократ и Платон, первыми подвергли глубокому анализу вопросы морали и политических идеалов. Кроме того, Афины были родиной Геродота Галикарнасского, первого настоящего историка (то есть ученого, занимающегося критическими исследованиями, а не просто пересказыванием басен и слухов).
Не менее выдающимся историком был Фукидид, бывший не только военачальником афинской армии, но и летописцем великой Пелопоннесской войны 431-404 годов до н.э. Обеспокоенные возрастанием могущества Афин, спартиаты основали Пелопоннесский союз, в который вошли представители крупного Пелопоннесского полуострова на юге материковой территории Древней Греции. Первые столкновения между двумя союзами были нерешительными, и казалось, такое положение сохранится надолго. Однако посте того как в Афинах вспыхнула чума, унесшая жизнь предводителя афинян Перикла, Спарта одержала победу в этом противостоянии. Но хотя спартанцы и контролировали территорию вокруг Афин (Аттику), сам город оставался для них неприступным, поскольку окружавшие город знаменитые Длинные стены отрезали подступы к порту Пирей, откуда в Афины доставлялись припасы. Управление в древней Греции. Таким образом, господство Афин на море сохранилось.
Побежденные победители
После семилетнего перемирия вновь разразилась война, когда афинское войско, обложившее могущественный греческий город на Сицилии Сиракузы, само оказалось в окружении, и весь экспедиционный корпус был полностью уничтожен. Спартанцы замкнули Афины в плотное кольцо блокады. Афинский флот был разгромлен в сражении при Эгоспотамах. В 404 году до н. э. голодающий город был вынужден сдаться.
Спарта и Фивы
Доминирование Спарты также продлилось недолго, ей противостояло объединение Афин, Коринфа и Фив. В 371 г. до и. э. фиванцы под предводительством Эпаминонда в битве при Ловктрах нанесли Спарте сокрушительное поражение.
Превосходство Фив оказалось еще более быстротечным, и во вторую половину IV столетия Греция вступила как никогда разъединенной. В сравнении с другими государствами, Македония, находившаяся на севере Греции, оставалась слаборазвитой окраиной, но ею правил талантливый царь Филипп II Македонский, и у нее была прекрасно подготовленная армия. В 338 году до н. э. в сражении при Херонее македонское войско полностью разгромило объединенную армию афинян и фиванцев. В Древней Греции появился единый правитель. Начиналась новая эра.
Природа сказала женщине: будь прекрасной, если сможешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно.

В Древней Греции получил развитие авторитаризм – форма управления, при которой власть принадлежит привилегированному знатному меньшинству.
Наибольшего расцвета эта форма управления достигла в древнегреческой Спарте.
Вопрос 3. Общая характеристика права Древней Греции
Полисная замкнутость каждого из древнегреческих городов-государств предопределила и самостоятельность правовой системы в каждом из них. Как правило, главенствующим источником права в полисах были законы -- в этом выражалось и общеполитическое стремление античной демократии сделать общую волю руководителем и юридических отношений. Судебная практика -- а соответственно и обычное право -- играли подчиненную роль.
О законодательстве древнегреческих полисов сохранились лишь фрагментарные сведения, относящиеся к тому же ко времени упадка Греции. Редким исключением стали т.н. Гортинские законы (IV в. до н.э.) -- свод правовых установлений одного из второстепенных греческих полисов (о. Крит). В Спарте, согласно историческим преданиям, вплоть до конца IV в. до н.э. сохранялись в главном Законы Ликурга. Несколько более детальные сведения сохранились о законодательстве Афин благодаря тому, что знаменитые афинские ораторы V -- IV вв. до н.э. (Лисий, Исократ, Демосфен) в силу традиции построения судебных речей часто не только упоминали конкретные законы, но и цитировали их. Афинское право, вероятно, было и наиболее юридически развитым из всех правовых систем греческих полисов; оно оказало влияние на формирование многих важных институтов права в последующем в частности, в римском классическом праве.
Формирование афинского законодательства
По преданию, первым законодателем в Афинах был легендарный правитель Тесей (XIII в. до н.э.). Однако его законы -- якобы выбитые на камне «для вечности» -- вряд ли были юридическими законами, а скорее формировали религиозно-обрядовую сферу жизни и социальные классы населения (что было традиционно для архаического права).
Первым историческим законодателем Афин был тиран Драконт. Законы Драконта (около 621 г. до н.э.) были посвящены, главным образом, новой организации суда и наказаниям за типичные правонарушения религиозного и общественного уклада. Законы отменяли любые привилегии рождавшейся знати, стремились (также традиционно для древнейшего права) сдержать продвижение имущественного неравенства. Постановления Драконта вошли в мировую историю нрава сноси якобы неизбывной жестокостью: практически за любое преступление в них назначалась смертная казнь. «Когда Драконта спросили, почему он за большую часть преступлений назначил смертную казнь, он, как говорят, отвечал, что мелкие преступления по его мнению, заслуживают этого наказания, а для крупных он не нашел большего». Также согласно преданию, большинство из законов Драконта были отменены Солоном в начале VI в. до н.э.
Законы Солона (после 594 г. до н.э.) были, по-видимому, записью не только религиозных постановлений и обычного права, но и перенесением в Афины ряда законов других греческих полисов и даже Египта. Законы были выбиты на деревянных досках (числом не менее 16) и выставлены в пританее. По указанию законодателя, афиняне должны были следовать им не менее ста лет -- и действительно, еще в IV в. до н.э. уважительное отношение к этим законам в судах сохранялось. По содержанию законы Солона касались в главном регулирования внутрисемейных и родовых отношений, преследовали цели охранения не только общественного порядка как юридического, но и общественной морали, благопристойности. Имущественные отношения в них регулировались под знаком уважения соседских прав, сохранения общинных ценностей.
Основной массив афинского законодательства сформировался в период расцвета демократии -- вторая половина VI в. -- V в. До н.э. Причем теперь законы регулировали и судебно-процессуальные порядки, способы ведения дел в судах, а также детально регламентировали в особенности сферу брачно- семейного права, поскольку с ней многое связывалось в статусе гражданина полиса, в переходе имущества (а значит, и в возникновении прав на имущество). Собственно сфера имущественных и обязательственных отношений была регламентирована слабо и противоречиво, что вызывало многочисленные судебные разбирательства со спорным исходом дела. Политические обстоятельства зачастую одерживали безусловный верх над законодательной традицией. Поэтому, например, вслед за падением режима т.н. «тирании 30-ти» (403 г. до н.э.) был принят закон о непризнании свершившихся тогда судебных решений.
Брачно-семейное и наследственное право
Статус афинского гражданина был неразрывен с особым положением в семье. Право и традиционный уклад (последний в большей степени) поддерживали сохранение патриархальной власти отца семейства над домочадцами. Дом в афинском полисе вообще) представлял особое качество: это было не только жилище, но и священное место, гарантия прав гражданина. Неполноправному жителю, иностранцу запрещалось вступать под крышу дома афинянина -- насильственное проникновение считалось тяжким оскорблением и судебно преследовалось. Без согласия гражданина запрещалось входить в дом даже магистрату или судебному исполнителю. К семейству афинянина относились его жена, дети, рабы -- все они в одинаковой мере состояли под патриархальной властью главы дома. Власть эта была сродни власти басилевса архаических времен: глава дома был и опекун, и заступник членов семьи, и жрец домашних богов, и представитель семьи и домочадцев в органах власти или суде.
Брак в Афинах считался нравственным долгом гражданина, хотя никаких правовых утеснений для одиноких не было. В идеале брак был моногамным. Однако полноправному гражданину дозволялось (и даже полагалось) иметь гражданскую наложницу, при условии, что она содержалась не в семейном доме. Это не могло быть предметом претензий ни со стороны жены, ни со стороны ее бывшей семьи. Согласия и даже вообще желания женщины на вступление в брак не требовалось; заключение брачного союза было родом сделки между будущим мужем и семьей невесты. В брачном праве сильны были родовые традиции: так, брак считался законным, если женщину выдавал замуж отец, дед или брат либо иной старший родственник. И только женщина в семье без мужчин -- эпиклера -- получала особый статус и особую охрану закона. Если в семье оставалась эпиклера, то в первую очередь на ней был обязан жениться ближайший родственник; если он этого не делал, то вносил добавочную долю в приданое эпиклеры. Право на развод первоначально сложилось только для мужчины, и то при наличии веских причин (бесплодие жены в течение длительного времени, фактический разрыв семейных отношений).
В имущественном отношении женщина в афинской семье сохранила некоторую самостоятельность. У нее могла быть своя собственность. Женщина могла быть воспреемницей наследства -- однако лишь при отсутствии сыновей. Вообще к наследованию после умершего призывались родственники даже самых отдаленных линий как со стороны матери, так и отца, но ближайшая степень родства полностью устраняла от наследования предыдущую.
С законами Солона связывается введение в афинское право института завещания в отношении семейного имущества. Однако свободы распоряжения имуществом не признавалось: так, если в семье имелись законные дети, то завещания делать было нельзя. Большие ограничения были в отношении усыновленных и их потомков. Безусловно отстранялись от наследственного участия незаконнорожденные. Завещание считалось действительным, если не было сделано под влиянием безумия, женщины, старости или под угрозой применить силу либо лишить свободы. Права наследства можно было оспаривать в суде архонта.
Древние законы оставили много религиозно-моральных предписаний в отношении семьи, которые, конечно, сохранялись весьма относительно. Так, были установлены возрастные ограничения для вступающих в брак, особенно, когда женщина стремилась выйти из-под власти своих сыновей путем фиктивного брака с малолетним. Запрещалось приносить мужу слишком большое приданое, кроме личных вещей. Для предотвращения мнимых или фиктивных браков с дочерьми богатых родов только в расчете на обогащение из приданого или наследства введено было требование к мужу «богатой сироты» сожительствовать с нею, причем если формальный супруг отказывался это делать или был не способен к сожительству, то и женщине разрешалось взять из числа родственников супруга официального сожителя.
Регулирование имущественных и коммерческих отношений
Несмотря на высокое развитие торговой экономики в афинском обществе, политика демократии (возможно, именно потому, что стремилась удовлетворить социальный интерес большинства) пыталась сдержать развитие собственнических отношений. Право сохраняло высокую степень государственного регулирования правил рынка и оборота. Это регулирование было и покровительством государства, и регламентацией в интересах социальной стабильности. Но сама по себе такая стабильность часто была только сохранением социально-торговых пережитков догосударственного быта.
Торговое право Афин в наибольшей степени было обусловлено интересами полисной организации. Рынки и торговля были под защитой государственных властей. Все свободные имели право доступа на рынок, покупателями могли выступать и рабы. Граждане полиса имели привилегированное право доступа на рынок, которого в особых случаях (например, при атимии) могли быть лишены. Иностранцы пользовались в торговых делах помощью специальных администраторов-покровителей -- проксенов. Исполнительные власти контролировали меры и вес, законность хождения и приема денег. Цены были фиксированными на определенный период. Предполагалось, что законом можно устанавливать разного рода ограничения на ввоз и вывоз товаров: так, одним из постановлений Солона был запрещен когда-то вывоз любых продуктов питания, кроме оливкового масла.
Основное место в афинской торговле занимала морская, при помощи кораблей. Такая торговля была практически невозможна (за редчайшими исключениями) для единоличных предпринимателей. Поэтому довольно рано возникли специфические формы правовой организации морской коммерции -- корабельные товарищества, или корабельные займы -- с особыми условиями. Такой договор заключали обычно купец-заимодавец как основной организатор, владелец корабля -- арматор (он же шкипер), а также другие товарищи сроком на 1 год. Договор был детализирован: так, следовало идти только в обусловленный порт, нельзя было использовать полученную раньше срока прибыль для оборотных операций. Арматору в любом случае полагалось не менее 30 % прибыли. Договор предусматривал поручительство, своеобразные элементы страхования возможных потерь арматора (убытки других товарищей были безразличны). Покровительство государства морским договорам выражалась, в частности, в том, что недобросовестных должников могли заключать в тюрьму до исполнения договора или до выплат по нему.
В договорном праве доминировали сделки займа. Заем заключался под залог. Поэтому правильно оформленный договор включал и текст договора, и закладные таблички на вещь (землю). Права кредитора на заложенное имущество оспаривать запрещалось. Особым покровительством пользовался договор банкирского займа: таковой заключался без свидетелей. Обычные договоры подразумевали свидетелей -- ими могли быть как свободные, так и рабы. Строгость исполнения договоров была, видимо, весьма относительной: в судебных процессах ораторы настойчиво призывали судей обеспечивать точное выполнение договоров, заставлять «не отступать от договора и обязательств, в нем записанных», что, однако, оставалось на уровне идеала. В том числе и потому, что конкретные требования к содержанию договоров и их исполнению в писаном праве практически отсутствовали. Иногда гарантией исполнения выступали дозволенные законом штрафные санкции -- до 2-кратной суммы понесенных из-за неисполнения убытков.
Развитие вещного права также сдерживалось регулирующей ролью государства. Предполагалось, что не все вообще вещи могут быть в частном обладании: улицы, площади, гавани, общественные реки, священные вещи могли быть только в общегосударственном владении. Право собственности на землю было неразрывно с правами политическими: таковое могло быть только у членов полиса. Более мягкими были требования в отношении собственности на новых землях -- в составе так называемых клерухий. Полис мог и лишить этого права. Отдельно от земельной собственности в праве рассматривалось владение садами и виноградниками -- эти могли принадлежать и негражданам Афин. Право па застройку земли в поселениях представляло предмет самостоятельного регулирования, и могло быть так, что земля принадлежала одному, а право использования поверхности -- другому. Собственность вообще понималась преимущественно как право на доходы или продукты, приносимые вещью, а также как возможность произвольно совершать с вещью сделки по усмотрению. Главным в праве собственности считалась его «законность и справедливость» (Исократ). Основанием для приобретения собственнических прав признавалась и давность бесспорного владения (правда, определенных сроков закон не знал).
В афинском праве впервые оформился особый институт, связанный с закладом земли или другой недвижимости -- ипотека. Кредитор предоставлял владельцу земли заем под условием перехода к нему в дальнейшем, при невозврате займа, этой земли; до истечения же срока займа земля оставалась в обладании и пользовании должника. Этот вид сделки был максимально развит в Афинах и даже порождал социально-политические проблемы отношений богатых кредиторов и должников в общегосударственном масштабе. За кредитором оставались большие права: при невозврате долга он мог без участия государственных органов прямо вступить во владение землей. Эта сделка, как и большинство других, должна была оформляться письменно. В Афинах ранее многих других правовых систем сложилось требование составлять специальные документы о сделках, которые бы не просто свидетельствовали факт сделки, а были обязательной формой их заключения: расписки -- синграфы и особые записи в книгах -- хирографы.
Судебный процесс
Судебная организация и процессуальные порядки в Афинах были невероятно запутанными -- причиной этому было стремление сохранить многочисленные, дошедшие еще с архаических родовых времен институты: например, разбор дел по обвинениям в непочитании богов составлял привилегию одного рода Эвмолпидов или архонта-басилевса. Как правило, за каждой судебной институцией традиция закрепила разбор своего рода дел: ареопаг рассматривал обвинения в предумышленном убийстве и сохранял при этом особые клятвенные церемонии и жертвоприношения; суд Палладия слушал обвинения в непредумышленных убийствах в порядке, уже установленном законом; суд в Дельфиний слушал дела признавшихся в преступлениях; суд Пританея -- обвинения в случайных убийствах и прочих преступлениях. Большинство обвинений -- в лжесвидетельствах, в нарушении прав частных лиц, в причинении обид и т.д. -- надлежало выслушивать суду фесмофетов, особой судебной коллегии. Сходной компетенцией обладала и Коллегия сорока. Они же рассматривали и основную массу дел по имущественным, наследственным и обязательственным спорам. Судебные решения (кроме решений ареопага) можно было обжаловать в булэ или выше -- в народном собрании.
Процесс и но уголовным обвинениям, и по спорам частного права в равной мере был исковым: заинтересованное лицо само должно было подать жалобу, само поддерживать обвинение -- т.е. выступить с речью, само изыскивать свидетелей и доказательства. Судоговорение велось публично, в присутствии большого числа граждан, что сделало необходимым развитие искусства судебного красноречия. За недоказанное обвинение истца ждал штраф в 1 тыс. драхм, за серьезное политическое обвинение, не доказанное перед фесмофетами или гелиэей, -- тяжелое наказание, вплоть до изгнания. Впрочем, традиция поклепных исков также была значительной, и ябедники-сикофанты были излюбленной темой ораторских обличений.
Афинское законодательство -- возможно, именно по причине крайней запутанности судебной организации -- впервые в истории утвердило некоторые общие правила в отношении судебных доказательств. Так, не разрешалось свидетельствовать со слов живущего -- он сам должен был давать показания; тогда как заочные показания, показания со слов скончавшегося следовало представлять непременно в виде письменного заверенного документа. Стороны обязаны были отвечать на вопросы друг друга, но не имели прав свидетельствовать в свою пользу. В судоговорении запрещалось говорить о не относящемся к делу, выступать без присяги, принесенной именно по этому делу. Следовало изложить причины предъявления обвинения, обосновать вражду к обвиняемому. В целом доказательствами считались: свидетельские показания, логические доказательства, письма и документы, показания рабов под пыткой.
Последние могли допрашиваться как по уголовным обвинениям, так и по частным искам. Мотивацией было избыточное доверие к доказательствам, полученным таким «способом»: «Из подвергнутых допросу под пыткой еще никто никогда не был изобличен в том, что сказал на допросе неправду». Впрочем, за свидетельство вопреки закону, так же как и за лжесвидетельство, могло быть подано встречное обвинение по окончании разбора основного дела.
Уголовное право
Уголовное право Афин было специализировано только в отношении наиболее тяжких по последствиям или представлявшихся наиболее опасными преступлений. Наказуемость многих менее значительных нарушений по отношению к личности гражданина, его имуществу зависела от того, удастся ли обвинителю показать судьям общественную опасность содеянного или вообще опасность личности обвиняемого для полиса. Именно поэтому в уголовных обвинениях большое место занимали общественные характеристики обвиняемого и обвинителя, их образа жизни вообще, исполнения ими общественного долга и гражданских обязанностей, отношения в семье. Нередко случалось, что даже наказуемое формально преступление прощалось судьями из-за оказанных подсудимым городу «услуг» или прежних заслуг.
Одними из самых тяжких считались преступления религиозные. Обвинения могли быть выдвинуты в самом абстрактном виде как обвинение в «нечестивости»: неузаконенное принесение жертв богам или участие женщин в принесении жертв, совершение правонарушений в ходе празднеств или религиозных церемоний. По религиозным обвинениям предписывалось применять не только специализированные законы, но и основываться на правовом обычае, толкователями и хранителями которого выступал род Эвмолпидов -- так было постановлено Периклом. Обвинения могли выдвигаться и по косвенной причастности: против родственников или просто друзей реального преступника. Одним из наиболее специализированных обвинений «того ряда было обвинение в «порче священных олив»: за выкопанное на общественной земле или в святилище или поврежденное масличное дерево полагались существенные штрафы в пользу и города, и богов, и самого обвинителя. Обвинения могли носить самый абстрактный (например, в непочитании богов, в дурном образе мыслей) или случайный, казусный вид: так, оратор Демосфен помянул, что некогда некую колдунью Теориду казнили вместе с родственниками за изготовление «магических снадобий». По этому роду обвинений в целом отсутствовал срок давности.
Другим родом важных преступлений были преступления против полиса - т.е. антиобщественные, или антигосударственные. В этом ряду были внесение изначально противоречащих законам предложений в народное собрание или булэ, уклонение от уплаты воинского налога или отправления натуральных повинностей, нарушение воинского долга (уклонение от несения военной службы, трусость, дезертирство, бегство с поля боя), подкуп должностных лиц или даже всего суда. Особенно тяжкими нарушениями долга гражданина и магистрата расценивались воровство общественной казны или «бесчестное управление государственными делами», в том числе неисполнение обязанностей по регулированию рынка, цен и т.п. За эти тяжкие преступления нормальным считалось применение смертной казни; наиболее типичным наказанием за антиобщественные деяния было изгнание.
Стремление всемерно охранить родовой и общественный уклад вывело на важное место преступления против семьи и брака. Наибол
и т.д.................

РАСПАД РОДОВОГО СТРОЯ, ПОЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА Древние греки называли себя эллинами, а свою страну - Элладой. В этнографическом смысле под Элладой они понимали все те районы, где находились их поселения. Так, что Элладой, или Грецией (слово "Греция" лат.) назывались и колонии греков в Южной Италии, и острова Эгейского моря, и малоазиатские острова. В географическом смысле, Элладой или Грецией называлась южная часть Балканского полуострова. Это и будет греческий материк, который делится на 3 основные части: северную, среднюю (собственно Эллада) и южную (Пелопоннес).


ИСТОРИЯ ГРЕЦИИ История Греции - это есть история отдельных государственных образований, самостоятельных в политическом отношении полисов. Полис- это государство-город, объединение ряда сельских поселений вокруг города, который доминирует над этими поселениями. Самыми крупными в греческом мире являлись только два полиса- Афины и Спарта, которые и оказали большое влияние на судьбу других полисов. Из последних более значительными были: Коринф, Мегары, Фивы, Аргос, Халкида, Эретрия, Милет, Смирна, Эфес и др. На рисунке полис в древней Греции руины.




МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ 3 ВИДА ПОЛИСОВ: 1)Демократический. Он означает то, что все граждане полиса вне зависимости от социального, материального, имущественного положения имели право участвовать в политической жизни полиса: заниматься созданием законом, голосованием, обсуждением важных государственных вопросов. Таким полисом являлись Афины.


2)Аристократический. Второй вид полиса Древней Греции. В данном случае во власти участвует не весь демос – народ, а только отдельные выборные слои общества – аристократы, которые в силу своего особого происхождения, ума, таланта, способностей имеют исключительное право реализовывать свои политические права, занимаясь правотворчеством, обсуждение важных дел в государственных органах. Аристократическим полисом была Спарта.


3)Олигархический. Еще один вид Древнегреческого полиса. Здесь носителем власти опять таки не является демос, а является определенный круг людей, который обладают большими материальными богатствами, большой экономической властью, и вследствие этого имеют исключительное право на власть политическую. Таким полисом был Карфаген, где занимались решение государственных задач люди знатные и богатые.






Государство возникло на территории Аттики, где первоначально жили четыре племени, каждое из которых имело свое Народное собрание, Совет старейшин и выборного вождя Базилевса. С переходом к производящей экономике произошел раздел общинной земли на участки, происходила имущественная дифференциация, что в конечном итоге приводило к образованию верхушки богатых людей и обнищанию масс свободного населения, многие из которых из долгов попадали в рабство. Классовости также способствовало ремесло и торговля, так как Афины имели непосредственный доступ к морю. Так, богатые люди начинали руководить и подчинять себе бедных.


ПРИ ЛЕГЕНДАРНОМ ГРЕЧЕСКОМ ГЕРОЕ ТЕСЕЕ ПРОИСХОДИТ СЛИЯНИЕ ЧЕТЫРЕХ ПЛЕМЕН, И, КАК СЛЕДСТВИЕ, ОБРАЗУЕТСЯ АФИНСКОЕ ГОСУДАРСТВО-ПОЛИС. Тесей разделил всё население на три основные группы: 1)Эфпатриды – родоплеменная знать, которая обладала исключительным правом занимать государственные должности 2)Геоморы – люди, которые занимались земледелием 3)Демиурги – люди, которые занимались ремеслом. Кроме того, были лица, не входившие ни в одну из групп, например, торговцы и крестьяне, которые составляли основную массу населения и были лишены права занимать государственные должности, они лишь могли участвовать в Народном собрании, в компетенции которого не входили особо важные политические вопросы.





СПАРТА Спарта - Древнегреческий полис, который можно полностью противопоставить Афинам. Как было уже замечено, в Афинах правил демос, в Спарте же правила аристократия, родоплеменная знать. Спартанский полис образовался в результате слияния двух племен - дорийцев и микенцев. Именно эти племена решили объединиться в имя достижения общей цели, чтобы направить всю силу против врагов. В каждом племени Спарты был свой царь. Спарта по форме правления представляла собой республику. Цари играли роль военачальников, которых избирали из родоплеменной знати.


ЧТО КАСАЕТСЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ, ТО МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ДВЕ ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ: 1)Свободное население. В него входили прежде всего спартанские граждане – самые привилегированные слои общества, хотя участвовать в Народном собрании мог только тот, кто имеет землю в собственности. Также к свободному населению можно отнести периэков - жители полиса, которые не обладали статусом гражданства, но, тем не менее, платили налоги, могли торговать, служить в армии. 2)Несвободное население. Здесь речь идет о рабах, хотя рабство и имело место, оно не получило большого распространения. Большую массу зависимых составляли так называемы Илоты – представители захваченного населения.



СТРУКТУРУ ОРГАНОВ ВЛАСТИ МОЖНО ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ: 1)Народное собрание (принимало законы, избирало чиновников, решало вопросы войны и мира) 2)Коллегия Эфоров (орган исполнительной власти, состоящий из пяти человек, который избирались сроком на 1 год из аристократических семей; Здесь решаются вопросы внутренней и внешней политики) 3)Совет старейшин (орган, члены которого избирались из старейших граждан; в совете было 28 человек, которые непосредственно обсуждали законопроект перед принятием его на Народном собрании).


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1) Э.Д.Фролов.История Древней Греции Москва)Новиков. Всеобщая история Москва) Крашенинников. История государства и права зарубежных стран Москва) Г.Б.Поляка. Всемирная история Москва 2003





Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году