Зубанова С.Г. Теория государства и права Понятие и виды дисциплины. Соотношение дисциплины с правопорядком, общественным порядком, законностью. Дисциплинарные взыскания и порядок их применения Планирование своего времени
Дисциплина - это подчинение обязанностям, содержащимся в правовых актах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных, договорных) и в иных социальных и технических предписаниях (нормативных и индивидуальных), имеющим цель упорядочить определенные общественные отношения; это определенные требования к поведению субъектов, отвечающие сложившимся в обществе социальным нормам.
Законность есть составная часть, ядро дисциплины. Результатом дисциплины выступает общественный порядок.
Признаки дисциплины:
1) дисциплина есть форма социальной связи субъектов, создаваемая и реализуемая в процессе той или иной совместной деятельности (служебной, трудовой, учебной и т.п.). Известно, что любая совместная деятельность предполагает определенную согласованность и организацию, что и достигается с помощью дисциплины;
2) она сопряжена с отношением подчинения одного субъекта другому, в котором содержатся определенные властные либо авторитетные требования, установки, ориентиры;
3) связана с подчинением юридическим и иным социальным (нравственным, партийным и прочим) обязанностям. Самое основное в дисциплине - это выполнение обязанностей, содержащихся в различных предписаниях юридического и неюридического плана;
4) она есть выполнение обязанностей, содержащихся не только в правовых актах нормативного характера, но и в правоприменительных, интерпретационных, договорных, а также в нормативных и индивидуальных неюридических предписаниях. Причем о дисциплине в большей степени можно говорить лишь тогда, когда реализуются не столько акты-документы, сколько акты-действия, т.е. многочисленные устные приказы, задания и распоряжения руководителей. Отсюда ее нельзя отождествлять с самими нормативными и индивидуальными предписаниями. Дисциплина есть их исполнение, фактическое поведение субъектов, соответствующее данным правилам;
5) целью дисциплины является состояние упорядоченности социальных связей, ибо ее результатом выступает общественный порядок. Находясь в противостоянии к анархии и хаосу, дисциплина призвана обеспечивать согласованные и целенаправленные совместные действия внутри тех или иных коллективов и организаций, создавать необходимые условия для нормального существования любой общности людей.
Виды дисциплины:
В зависимости от природы предписаний, содержащих те или иные обязанности, дисциплину подразделяют:
На воинскую - подчинение военнослужащих обязанностям, содержащимся в соответствующих правовых актах (законах, воинских уставах, приказах командиров);
Государственную - выполнение субъектами (один из которых государственный орган) юридических обязанностей, содержащихся в правовых правилах, установленных государством для государственных служащих;
Договорную - соблюдение субъектами обязательств, предусмотренных в хозяйственных и иных договорах;
Налоговую - подчинение обязанностям, содержащимся в соответствующих налогово-правовых актах;
Дисциплина – это совокупность требований, отвечающих социальным нормам, которые сложились в обществе и предъявляются к поведению людей.
Выделяют следующие виды дисциплины.
1. Государственная – это дисциплина, связанная с выполнением тех требований, которые предъявляются к государственным гражданским служащим.
2. Воинская – это дисциплина, возникающая по поводу соблюдения правил, установленных военными законами, уставами и приказами.
3. Трудовая – это дисциплина, которая возникает в процессе производства материальных благ. Она регулируется нормами трудового законодательства.
4. Финансовая – это дисциплина, устанавливающаяся по поводу соблюдения субъектами правоотношений бюджетных, налоговых и иных финансовых правовых предписаний.
5. Технологическая – это дисциплина, возникающая в процессе производства при соблюдении субъектами технологических предписаний.
6. Договорная – это дисциплина, возникающая при соблюдении субъектами правоотношений, обязательств, предусмотренных в договорах.
Нормы, которые регламентируют дисциплину:
1) правовые нормы;
2) организационные;
3) политические;
4) социальные;
5) нормы морали и т. д.
Дисциплина имеет тесное взаимоотношение с законностью, правопорядком, общественным порядком:
1) дисциплина и законность представляют собой похожие явления правовой деятельности, так как дисциплина представляет собой совокупность предъявляемых к обществу требований, а законность – совокупность строгих требований, которые все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, учреждения, граждане одинаково понимают и соблюдают без каких-либо исключений при применении законодательства;
2) в отличие от законности, дисциплину связывают непосредственно лишь с трудовой деятельностью. Она, проникая в производственные отношения, придает им стабильность и направленность;
3) результатом дисциплины является общественный порядок, а результатом законности – правопорядок.
Правопорядок – это часть дисциплины, которая проявляется в совокупности отношений и связей, которые обеспечивают устойчивое развитие общества. Поддержание дисциплины призвано регулировать правомерное поведение, а также свободное и непринуждаемое воплощение субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношений.
Общественный порядок – это определенная закономерностями социального развития система институтов и правил, которые призваны обеспечивать упорядоченные общественные отношения, придавать общественным отношениям установленную организационную форму. Взаимосвязь его с дисциплиной и правовым порядком проявляется их определенными закономерностями, а также целями общественного развития, государственной охраной, общей социальной природой.
Таким образом, дисциплина – это составная часть общественного порядка, представляющего собой совокупность упорядоченных и организованных общественных отношений, регулируемых нормами права, морали, традициями, обычаями и т. д.
Еще по теме 55. Дисциплина: понятие, виды. Государственная дисциплина:
- § 1. Понятие режима законности и дисциплины в государственном управлении
- § 1. Понятие и виды преступлении против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
Слово - «дисциплина» означает: «определённый порядок поведения людей, отвечающих сложившимся в обществе нормам права и морали, требованиям той или иной организации, а также обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам».
Дисциплина - важнейший фактор общественной жизни. Она необходима для жизнедеятельности социальных объединений и отдельных индивидов.
Особенность дисциплины в том, что она предполагает инициативное, ответственное отношение к делу, проявление активности, предприимчивости. В этой связи руководитель определённой управленческой структуры (учреждения, отдела и т.п.) вправе расценить в качестве нарушения дисциплины безынициативность, безразличное отношение подчинённых к возложенному долгу, обязанностям.
Дисциплина органично связана не только с нормами права, но и с нормами морали, нравственности, предполагает корректное, вежливое поведение служащих и др. Например, ссора, взаимное оскорбление сотрудников милиции в присутствии граждан, находившихся в том или ином учреждении органов внутренних дел, есть и нарушение требований морали, и нарушение служебной дисциплины.
Вопрос о демократии и дисциплине всегда остаётся актуальным, потому, что в повседневной жизни их оптимальное соотношение устанавливается не без трудностей. Вряд ли необходимо доказывать, что нормальная жизнедеятельность общества невозможна без последовательного осуществления демократии и поддержания на высоком уровне дисциплины во всех её проявлениях.
Демократия - величайшая ценность цивилизации, потенциал которой далеко не раскрыт, не выявлены все возможности. При этом возникает вопрос, абсолютная ли эта ценность. Долгие годы в обществе сама мысль о демократии вообще отвергалась, возвеличивалась только классовая социалистическая демократия. Теперь проявляется другая крайность, когда даже осторожные предложения о пределах демократии, о необходимости сочетать её с организованностью, государственной, трудовой дисциплиной, дисциплиной поставок и т.д., порядком в обществе вызывают протест и оцениваются как возвращение к административно-командной системе, причисление к консерваторам.
Таким образом, речь идёт о дисциплине свободной, сознательной, важнейшим проявлением которой служит самодисциплина, заключающаяся не только в осознании необходимости точного и добросовестного выполнения норм поведения, но и во внутренней потребности их соблюдения, реальной подчинённости деятельности, поведения требованиям социальных норм и нормативных актов, соответствия им, т.е. о дисциплине, построенной на высокой сознательности и ответственности людей.
Функционально-аксиологическая характеристика дисциплины показывает, что общественная дисциплина - важнейший фактор ускорения социального прогресса, необходимое условие успешного решения актуальных задач ускорения социально-экономического развития страны, искоренения любых элементов социальной несправедливости. Свойства функции дисциплины превращают её в социально-полезный инструмент по обеспечению надлежащей организованности и порядка общественных отношений. В таком качестве значение дисциплины по мере дальнейшей интенсификации и повышения эффективности общественного производства, расширения демократии и гласности, воспитания моральной стойкости человека будет возрастать.
Дисциплина, будучи средством организации социальных связей, в целях обеспечения внутренне согласованного поведения участников общественных отношений, является «цементирующим» началом для любого государства. Для законопослушных граждан дисциплина - это благо, ценность, надежда на упорядочение нашей во многом хаотичной и негарантированной жизни.
Понятие «дисциплина» имеет несколько значений. Под дисциплиной (с латинского «обучение», «воспитание») понимают учебный предмет; отрасль науки или нескольких наук; обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленным правилам; выдержанность, привычку к строгому порядку.
В общетеоретическом контексте дисциплина есть подчинение обязанностям, содержащимся в правовых актах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных, договорных) и в иных социальных и технических предписаниях (нормативных и индивидуальных).
Понятие «дисциплина» является весьма сложным по содержанию и характеризуется следующими признаками:
- - дисциплина есть форма социальной связи субъектов, создаваемая и реализуемая в процессе совместной деятельности (служебной, трудовой, учебной и т.п.);
- - она сопряжена с подчинением одного субъекта другому, которое предполагает определённые властные либо авторитетные требования, установки, ориентиры;
- - связана с наличием юридических и иных социальных (нравственных, партийных и пр.) обязанностей;
- - это выполнение обязанностей, содержащихся не только в правовых актах нормативного характера, но и в правоприменительных, интерпретационных, договорных, а также в нормативных и индивидуальных неюридических предписаниях. Причём о дисциплине в большей степени можно говорить лишь тогда, когда реализуются не столько акты-документы, сколько акты-действия, т.е. многочисленные устные приказы, задания и распоряжения руководителей. Её нельзя отождествлять с самими нормативными и индивидуальными предписаниями. Дисциплина есть их исполнение, фактическое поведение субъектов, соответствующее данным правилам;
- - целью дисциплины является состояние упорядоченности социальных связей, ибо её результатом выступает общественный порядок.
Дисциплина по своей природе неоднородна. Она постоянно находится в процессе развития, качественно изменяется вместе с обществом, с различными видами его жизнедеятельности. В зависимости от природы предписаний, содержащих те или иные обязанности, дисциплину подразделяют на государственную, трудовую, учебную, партийную и т.п. Государственная дисциплина связана с выполнением субъектами (один из которых - орган государства)
Государственная дисциплина связана с выполнением субъектами (один из которых - орган государства) юридических обязанностей, содержащихся в правовых нормах, установленных государством. Её существенный признак состоит в том, что одним из участников отношений здесь является государство, представляемое органом или должностным лицом.
Основные свойства права - нормативность, определённость, системность, динамизм, гарантированность государством - позволяют использовать его в качестве непрерывно действующей системы типовых масштабов поведения, обеспечивающей дисциплину и порядок в обществе. Свойства и функции права служат укреплению дисциплины и организованности.
Правовые нормы, составляющие объективную основу государственной дисциплины, создают характерный для неё трудовой и профессиональный режим. Результат действия правовых норм, регулирующих отношения в сфере государственной дисциплины, должен проявляться в соответствующем стимулирующем воздействии на поведение людей, коллективов и общества в целом, т.е. в социально-психологических, морально-политических и экономических сторонах общественных отношений.
Таким образом, дисциплинирующие возможности права превращаются в реальную дисциплину только тогда, когда правовые нормы неуклонно и повсеместно претворяются в жизнь, а их предписания воплощаются в правомерном поведении, что обеспечивает чёткое функционирование организаций, более эффективные при тех же ресурсах производственную и иную коллективную деятельность. Государственная дисциплина в свою очередь может подразделяться на служебную, воинскую, финансовую, налоговую и т.д.
Среди видов государственной дисциплины особое место занимает воинская дисциплина, под которой можно понимать подчинение военнослужащих обязанностям, содержащимся в соответствующих правовых актах (законах, воинских уставах) и приказах командиров.
В новом более многогранном и сложном качестве предстаёт в нынешних условиях и финансовая дисциплина, которая связана с бюджетным процессом, денежным обращением, банковской деятельностью, кредитами, инвестициями, оплатой труда, пенсионным обеспечением, таможенными пошлинами и иными явлениями социально-экономической жизни государства и общества.
В условиях многоукладной экономики всё более значимую роль играет налоговая дисциплина. Это связано с тем, что значение налогов в жизнедеятельности нашего общества резко возросло. Функция налогообложения становится самостоятельной основной функцией Российского государства.
Под парламентской дисциплиной можно понимать подчинение депутатов обязанностям, содержащимся в регламенте палаты, к которой принадлежат данные депутаты.
Наряду с парламентской дисциплиной, которая может считаться разновидностью государственной, всё больше заявляет о себе и дисциплина голосования как разновидность партийной дисциплины. Дисциплина голосования - есть политическое обязательство, взятое на себя депутатом, следовать директивам и голосовать так, как решила его партия (парламентская группа).
Что касается трудовой дисциплины, то она в современных условиях не может считаться чисто государственной, ибо трудовые процессы сегодня осуществляются и в частных фирмах, и в совместных предприятиях, и на казённых заводах.
Трудовая дисциплина сопряжена с соблюдением правил внутреннего распорядка, правил по технике безопасности, технологических и иных правил, а также исполнения конкретных разовых приказов и распоряжений руководителей трудового процесса.
Комплексный подход к укреплению дисциплины требует точного и полного учёта и соблюдение факторов, которые влияют на её состояние. К ним относятся экономические, социальные, организационные, воспитательные, юридические и другие меры.
Ответственность играет положительную роль в упрочении дисциплины и предполагает осудительную реакцию коллектива, общества, государства на факты недисциплинированного поведения.
Человек, обладающий обострённым чувством ответственности, не только способен предвидеть последствия своих решениё, совершаемых действий, но и критически оценивать их с точки зрения законов. Поэтому очевидно, что при отсутствии ответственности немыслимы сознательные дисциплина и организованность. Безответственность - основа недисциплинированности.
Понятие дисциплины связано с деятельностью и поведением отдельных личностей и их сообществ, в чьей деятельности отражаются требования общества к личности и требование личности и объединений личностей к обществу, Дисциплина - это группа требований, предъявляемых к поведению людей и отвечающих сложившимся в обществе социальным нормам.
Можно выделить следующие виды дисциплины: 1)
государственная (связана с выполнением требований, предъявляемых к государственным служащим); 2)
воинская (соблюдение военнослужащим правил, установленных законами, уставами, приказами); 3)
трудовая (возникающая в процессе производства материальных благ и охватываемая ТК РФ); 4)
финансовая (соблюдение субъектами бюджетных, налоговых и иных финансовых предписаний); 5)
технологическая (соблюдение субъектами в процессе производства предписаний соответствующих техноло-
Прежде чем исследовать вопрос о соотношении дисциплины с законностью, правопорядком и общественным порядком, определим, что означают эти понятия.
Законность - это политико-правовой режим деятельности государства, гражданского общества и личности, в котором органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица и граждане единообразно понимают и применяют действующие в обществе законы и другие правовые акты, а также неукоснительно исполняют их без всяких исключений. Правопорядок - это правовое явление правомерного поведения; т. е, совокупный итоговый результат действия механизма правового регулирования, состоящего из двух компонентов - механизма правотворчества и механизма реализации норм права, основанных на Конституции и законах.
Правопорядок - составная часть общественного порядка. Общественный порядок представляет собой упорядоченное и организованное состояние всей системы общественных отношений, основанное не только на нормах права, но и на реализации норм морали, обычаев и традиций.
Таким образом, мы можем констатировать, что законность - это часть правопорядка, а правопорядок- частьдисциплины, которая является составной частью общественного порядка.
Результат действия законности - правопорядок. Результат деятельности дисциплины - общественный порядок.
M-SSJi-SXf її ІІЇЖНЖЖ* - - "«Ивяояквнк»
Еще по теме. Понятие и виды дисциплины. Еесоотношениесзаконностью, правопорядком и общественным порядком:
- 10. Право в системе регулирования общественных отношений 10.1. Понятие и виды социальных норм
- Д. ХУЧИЕВ, руководитель Ингушского общественного центра города Москвы Произвол органов правопорядка опасен
- § 1. Понятие и основания формирования мирового правопорядка
- 12.2. Уголовная ответственность за отдельные преступления против личности, в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, против государственной власти
Дисциплина
– это совокупность требований, отвечающих социальным нормам, которые сложились в обществе и предъявляются к поведению людей.
Выделяют следующие виды дисциплины.
1. Государственная
– это дисциплина, связанная с выполнением тех требований, которые предъявляются к государственным гражданским служащим.
2. Воинская
– это дисциплина, возникающая по поводу соблюдения правил, установленных военными законами, уставами и приказами.
3. Трудовая
– это дисциплина, которая возникает в процессе производства материальных благ. Она регулируется нормами трудового законодательства.
4. Финансовая
– это дисциплина, устанавливающаяся по поводу соблюдения субъектами правоотношений бюджетных, налоговых и иных финансовых правовых предписаний.
5. Технологическая
– это дисциплина, возникающая в процессе производства при соблюдении субъектами технологических предписаний.
6. Договорная
– это дисциплина, возникающая при соблюдении субъектами правоотношений, обязательств, предусмотренных в договорах.
Нормы, которые регламентируют дисциплину:
1) правовые нормы;
2) организационные;
3) политические;
4) социальные;
5) нормы морали и т. д.
Дисциплина имеет тесное взаимоотношение с законностью, правопорядком, общественным порядком:
1) дисциплина и законность представляют собой похожие явления правовой деятельности, так как дисциплина представляет собой совокупность предъявляемых к обществу требований, а законность – совокупность строгих требований, которые все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, учреждения, граждане одинаково понимают и соблюдают без каких-либо исключений при применении законодательства;
2) в отличие от законности, дисциплину связывают непосредственно лишь с трудовой деятельностью. Она, проникая в производственные отношения, придает им стабильность и направленность;
3) результатом дисциплины является общественный порядок, а результатом законности – правопорядок.
Правопорядок
– это часть дисциплины, которая проявляется в совокупности отношений и связей, которые обеспечивают устойчивое развитие общества. Поддержание дисциплины призвано регулировать правомерное поведение, а также свободное и непринуждаемое воплощение субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношений.
Общественный порядок
– это определенная закономерностями социального развития система институтов и правил, которые призваны обеспечивать упорядоченные общественные отношения, придавать общественным отношениям установленную организационную форму. Взаимосвязь его с дисциплиной и правовым порядком проявляется их определенными закономерностями, а также целями общественного развития, государственной охраной, общей социальной природой.
Таким образом, дисциплина – это составная часть общественного порядка, представляющего собой совокупность упорядоченных и организованных общественных отношений, регулируемых нормами права, морали, традициями, обычаями и т. д.
78. Правосознание: понятие, структура, виды
Правосознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.
Будучи специфической формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения правосознания являются общественные отношения, требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Причем спецификой восприятия является то, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т. п.
Таким образом, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.
На основе правовых установок и ценностных ориентаций, сопоставления своего поведения с правовыми установками осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению.
Структура правосознания
Правовая идеология (отношение общества к праву в целом - правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.
Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.
Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.
Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).
Субъективная воля индивида - способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.
Виды правосознания
Индивидуальное - личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.
Групповое - отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.
Корпоративное - правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.
Массовое - правосознание обширных масс людей.
Общественное - отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).
Структура правосознания:
Первый элемент - информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе.
Второй элемент - оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями.
Третий - волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон или нет.
Уровни правосознания по глубине отражения правовой деятельности
Обыденное правосознание - правосознание обывателя, ориентирующегося на свой житейский юридический опыт. В данном случае человек руководствуется простой логикой.
Теоретическое (научное) правосознание - формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знаний и закономерностей в социально-правовой сфере.
Профессиональное правосознание - это правовое сознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юриста.
Функции правосознания
Познавательная функция - определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.
Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.
Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.
Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.
Правосознание и право
Между правом и правосознанием существует тесная взаимная связь. Эта связь проявляется как во влиянии правосознания на право, так и наоборот - во влиянии права на правосознание. Прежде всего, это влияние проявляется в процессе формирования права и весьма заметно на его завершающей стадии - стадии правотворчества. Оно заключается в том, что именно правосознание вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений. Определяющее значение имеет уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативных правовых актов.
Не в меньшей степени правосознание влияет и на соблюдение законов. Как форма общественного сознания оно оказывает корректирующее воздействие на сознание отдельных индивидов и таким образом способствует повышению его уровня, приближению индивидуального правосознания к общественному. Соблюдение требований законодательства находится в прямой зависимости от уровня правосознания всех членов общества, их культурности.
Правосознание играет важную роль и при решении компетентными органами конкретных юридических дел в процессе применения правовых норм. В настоящее время без наличия соответствующей нормы права правосознание не может быть основанием при принятии решений по юридическим делам, и тем более когда речь идет о привлечении к уголовной ответственности, то есть оно не используется в качестве источника права.
В свою очередь происходит воздействие права на правосознание. Оно проявляется в том, что право способствует внедрению в сознание членов общества прогрессивных правовых идей, принципов и представлений о праве. Положенные в основу определенного законодательного акта прогрессивные идеи и представления сначала могут принадлежать отдельным представителям общества, обладающим высоким уровнем правовой осведомленности. Приняв форму закона или иного акта, эти идеи становятся достоянием всего общества, они широко распространяются, воспринимаются и осознаются всеми членами общества.
Право оказывает влияние на формирование правосознания и в процессе его реализации, особенно в форме применения. Деятельность по применению права судов, органов внутренних дел, прокурорских и других органов, основанная на законности, справедливости и гуманности, способствует становлению и развитию у людей положительных правовых чувств, утверждению высокого уровня правосознания. Если же в процессе этой работы допускаются грубые ошибки, произвол, беззаконие, то это вызывает возмущение, подрывает силу права, в саму идею справедливости. Таким образом, правосознание играет важную роль в правотворчестве, совершенствовании и реализации норм права. Право, юридическая практика, в свою очередь, активно воздействуют на формирование правосознания членов общества.
79. Правовая культура: понятие и структура и виды, функции.
В общеупотребительном смысле понятие «культура» связано с опытом человеческой деятельности, которая накапливается и передается последующим поколениям как в виде материальных предметов (материальная культура), так и в виде духовных ценностей (духовная культура). Культура как собирательное понятие имеет множество различных форм проявлений, сторон, видов.
Правовая культура является частью общей культуры общества. Она тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. Правовая культура – важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства. Правовая культура выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическим феноменами.
Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний, которые сегодня востребованы многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так и не гуманитарного профиля. Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы. Не случайно почти во всех вузах страны общеобразовательная подготовка студентов включает в себя и правовую, ибо в этом нуждается любая профессия, любой вид деятельности.
В отечественном правоведении над проблемой правовой культуры активно работали и работают такие ученые, как Н. Л. Гранат, В. И. Каминская, Н. М. Кейзеров, А. Р. Ратинов, В. П. Сальников, А. П. Семитко, В. Н. Синюков и др. Так, А. Р. Ратинов под правовой культурой понимает «систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей».
Правовая культура – это обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития человека, различных групп и всего населения.
Понятие «правовая культура» используется для характеристики всей правовой системы страны и всегда предполагает оценку качества правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми образцами, идеалами и ценностями. Выявим основные черты правовой культуры . Итак, правовая культура:
Принадлежит к конкретному этапу исторического развития общества, права и государства;
Представляет собой определенную совокупность накопленных ценностей в сфере правового регулирования общественных отношений;
Отражает уровень развития правосознания как личности, так и общества в целом;
Объединяет такие понятия, как право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерное поведение, правовые учреждения, а также уровень признания обществом всего многообразия правовых ценностей.
Понятие правовой культуры можно рассмотреть в двух основных значениях – узком (правовая культура личности) и широком (правовая культура общества).
Правовая культура в узком смысле – это культура отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение навыками правомерного поведения, умение использовать свои права. Изучение понятия правовой культуры личности особенно активизировалось в связи с признанием теории прав человека и правового государства. Это привносит в понятие «правовая культура личности» гуманистические начала.
Характерными признаками правовой культуры личности являются:
Достаточно высокий уровень правосознания;
Знание действующих законов страны;
Соблюдение, исполнение или использование этих законов;
Убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними;
Правильное понимание своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми;
Правовая активность – целенаправленная деятельность субъекта по пресечению правонарушений, противодействию беззаконию, поддержанию правопорядка; преодолению правового нигилизма.
Правовая культура в широком смысле – это правовая культура общества, которая охватывает все правовые ценности, в том числе законы, законодательную технику, юридическую науку и образование, юридическую практику и правовой порядок. Правовая культура составляет внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы общества и глубоко пронизывает правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правотворческую, правоприменительную и иную юридическую деятельность, регулирует поведение людей, сообразуясь с историческими и культурными особенностями, выступает инструментом достижения социальной стабильности. Правовая культура нашего общества находится в состоянии перехода от авторитарно-бюрократического режима к режиму демократическому.
Правовая культура может быть представлена как системное образование, которое включает в себя: культуру правового сознания; культуру правового поведения; культуру деятельности законодательных, правоохранительных и судебных органов.
Структурные элементы правовой культуры общества :
1. Правовое сознание населения . Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиске компромиссов, насколько информировано в правовом отношении население, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т. д.
2. Правовая деятельность . Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован только в реальной правовой деятельности, в правовом поведении. Правовая деятельность состоит из теоретической (деятельность ученых-юристов, образовательная деятельность студентов и курсантов юридических вузов и т. д.) и практической – правотворческой и правореализующей деятельности.
3. Система юридических актов , т. е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. В целом важен и уровень развития всей системы нормативно-правовых актов – от законов, актов центральных исполнительных органов власти до актов местных органов власти и управления. Наконец, должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов.
4. Правовая наука . Речь идет об уровне развития юридической науки и влиянии правовой теории на юридическую практику.
5. Материальные предметы , обеспечивающие и сопровождающие правовую деятельность.
6. Правовой субъект . Правовая культура общества выражается в уровне правового развития субъекта – различных социальных и профессиональных групп, а также отдельных индивидов.
В юридической литературе выделяют две основные модели развития правовой культуры :
1. Модель эволюционного развития . Данная модель предполагает развитие правовой культуры как процесс восприятия опыта предшествующих этапов и поколений, бесконфликтной адаптации этого опыта к новым условиям. В этом случае «культура детей» является производной от «культуры отцов».
2. Модель революционного развития . Для данной модели характерен разрыв преемственности между поколениями, невосприятие по тем или иным причинам традиций и установок, сложившихся в сфере правового общения на предшествующем этапе. В этом случае возникает противопоставление «культуры отцов» и «культуры детей».
Виды правовой культуры. В зависимости от уровня выделяют три вида правовой культуры: обыденную, профессиональную и доктринальную.
Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта, имеет поверхностный и фрагментарный характер. Обыденный уровень правовой культуры затрудняет реализацию прав и обязанностей, защиту законных интересов и зачастую ведет к нарушениям норм права.
Профессиональный уровень правовой культуры складывается у практических юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов. Юристы-практики вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качественно овладевают правовыми умениями, навыками и профессионально применяют их в юридической деятельности.
Доктринальный (научный) уровень правовой культуры опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых и представляет собой идейно-теоретический источник права, способствует совершенствованию законодательства, развитию науки и подготовке юридических кадров.
Функции правовой культуры . Главные задачи функций правовой культуры состоят в том, чтобы привнести правовые знания и убеждения в сознание сотрудников органов внутренних дел, обеспечить их достоверной и оперативной информацией, практически вовлечь их в правовые процессы и дать необходимый нормативный и ценностный инструментарий для квалифицированного решения правовых вопросов на уровне своей деятельности.
Правовая культура выполняет три основные функции: познавательную, регулятивную и нормативно-аксеологическую.
Познавательная функция правовой культуры проявляется в процессе отражения объективной правовой деятельности, существующих правовых явлений. В правовой культуре фиксируются достигнутые, приобретенные правовые знания, правовой опыт, правовые ценности, идеалы и т. п.
Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создание устойчивого правопорядка.
Нормативно-аксеологическая функция правовой культуры состоит в оценке индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с моделями поведения, ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права.