Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Основные направления проведения экологической экспертизы. Экологическая экспертиза. Цель экологической экспертизы

Для того чтобы избежать неприятных воздействий на окружающую среду, проводится экологическая экспертиза.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Какие виды такой экспертизы бывают, и по каким принципам она проводится?

Понятие

Под экологической экспертизой понимают проверка соответствия документов деятельности хозяйствующего субъекта экологическим и техническим требованиям, которые установлены нормами действующего законодательства в области охраны окружающей среды.

Она проводится с целью предотвращения негативного воздействия деятельности хозяйствующих субъектов на окружающую среду.

Экологическая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля.

Чем регулируется

Порядок и принципы проведения экологической экспертизы, а также её виды и сроки проведения, регулируются .

Но основной нормативный акт, который регулирует проведение экспертизы – это .

Кроме того, субъекты федерации имеют право самостоятельно принимать нормативные акты, касающиеся проведения такой проверки.

Есть также и другие «узкие» законы, которые регулируют экспертизу в той или иной степени.

К ним относятся:

  1. Принцип потенциальной экологической опасности любой хозяйственной или другой деятельности.

    Этот принцип означает, что эксперты, при изучении материалов, которые поступили на изучение, изначально являются потенциально опасными для окружающей среды.

    Эксперты должны доказать, что данный материал не опасен или опасен. Своё мнение они выражают в письменном виде, на основании нормативов опасности.

  2. До того как принять решение о реализации объекта, необходимо, в обязательном порядке, провести государственную экологическую экспертизу.

    Это означает, что заказчик планируемой деятельности обязан предоставить все необходимые материалы для проведения экологической экспертизы.

    Государственный орган, который осуществляет эту экспертизу, обязан их принять, изучить и вынести заключение.

  3. Оценка возможных неблагоприятных последствий проводится в комплексе.

    Этот принцип «говорит» о том, что эксперт, проводя экспертизу, должен учитывать все обстоятельства, а также возможные последствия, в комплексе.

  4. Обязательность учёта требований экологической безопасности, при проведении экспертизы.

    Согласно этому принципу, экологическая безопасность означает собой часть экологических предписаний в отношении некоторых групп объектов. Например, объектов атомной энергетики.

  5. Достоверность информации.

    Этот принцип означает, что заказчик экспертизы должен представлять для изучения экспертам достоверную и полную информацию об объекте исследования.

  6. Независимость экспертов.

    Никто не имеет право вмешиваться в работу эксперта, влиять на его мнение любыми способами.

    Эксперт свободен в своих выводах и заключениях, сам выбирает методы проведения исследований, а также самостоятельно принимает промежуточные и окончательные решения.

  7. Обоснованность каждого вынесенного экспертами решения.

    Это основной принцип проведения экспертизы, так как каждое заключение должно быть соответствовать нормам действующего, на момент проведения исследования, законодательства.

    Каждый эксперт должен чётко понимать, что его заключение отвечает уровню современного развития законодательства и науки.

  8. Учёт общественного мнения.

    Согласно этому принципу, эксперты обязаны информировать граждан, СМИ и другие общественные субъекты о результатах конкретных экспертиз.

  9. Ответственность участников экологической экспертизы за её качество.

когда

Данный вид экспертизы проводится, когда есть необходимость выявления негативных факторов, которые могут повлиять на окружающую среду.

Для предприятий некоторых видов деятельности, проведение экологической экспертизы является обязательным и постоянным.

Например, для особо опасных, с экологической точки зрения, промышленных предприятий.

кто инициатор и исполнитель

В системе экологической экспертизы, инициатором выступает физическое или юридическое лицо, ответственное за осуществление намечаемой деятельности.

Инициатора экспертизы называют заказчиком. В его роли могут выступать как государственные органы, так и частные лица. Инициатор несёт расходы по оплате экспертизы.

Исполнителем являются специальные уполномоченные на проведение экспертизы органы и организации, которые имеют соответствующую практику.

документация

Для проверки заказчик должен представить уполномоченному, на проведение экологической экспертизы, органу, всю документацию, касающуюся его хозяйственной деятельности.

заключение экспертизы

Заключение эксперта по проведённой экологической проверке должно быть:

  • полным по содержанию;
  • обоснованным, с научной и законодательной точки зрения;
  • не допускающим никаких двояких толкований;
  • содержать в себе объективные и всесторонние выводы;
  • отражать весь процесс проведённой проверки;
  • освещать каждый этап проверки.

Каждое заключение должно быть обосновано. Это касается заключений как индивидуальных экспертов, так и сводных заключений нескольких экспертов.

Заключение экологической экспертизы должно входить в состав проектной документации на будущую деятельность, и должно состоять из:

  • перечня выполненных работ по оценке воздействия;
  • основные результаты по возможным последствиям воздействия на окружающую среду;
  • перечень мер для выполнения требований по экологической безопасности.

Виды экологической экспертизы

Какими нормами законодательства регулируется землеустроительная экспертиза, вы прочитаете

Для каких объектов является обязательной

Проводить экологическую экспертизу обязательно для следующих объектов:

  • для проектов и документов в области охраны окружающей среды, которые утверждены органами госвласти РФ;
  • проекты федеральных программ, которые предусматривают строительство или эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду тем, что располагаются в природоохранных зонах;
  • все проекты, касающиеся соглашений о разделе продукции;
  • все проекты и техническая документация, которые касаются использования новых технологий, которые потенциально опасны для окружающей среды;

Заключение

Экологическая экспертиза - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду (ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 N174-ФЗ "Об экологической экспертизе").

Принципы экологической экспертизы

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

  1. презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  2. обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
  3. комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
  4. обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
  5. достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
  6. независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
  7. научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
  8. гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
  9. ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Хотя экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в Федеральном законе "Об экологической экспертизе" установлен перечень объектов государственной экологической экспертизы, проводимой как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (ст. 10 ФЗ).

Объекты государственной экологической экспертизы

Объекты государственной экологической экспертизы перечислены в ст. 11 и 12 Федерального закона от 23.11.1995 N174-ФЗ "Об экологической экспертизе".

Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Федеральным законом от 23.11.1995 N174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и иными нормативными правовыми актами РФ.

Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня:

  1. проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти РФ;
  2. проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  3. проекты соглашений о разделе продукции;
  4. материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в области использования атомной энергии;
  5. проекты технической документации на новые технику, технологию, новые вещества, использование (поступление) которых может оказать воздействие на окружающую среду;
  6. материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
  7. объекты государственной экологической экспертизы, указанные:
    • в ФЗ от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации";
    • в ФЗ от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации";
    • в ФЗ от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";
  8. проектная документация:
    • объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
    • объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности;
    • искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;
    • объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа;
  9. проект ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности;
  10. материалы обоснования комплексного экологического разрешения, разрабатываемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, в случае, если указанные материалы не содержат информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проведенной в отношении объектов, указанных в подпункте 7.5 настоящей статьи;
  11. объект государственной экологической экспертизы, указанный в ст. 11 ФЗ и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
    • внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня:

  1. проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ;
  2. проекты целевых программ субъектов РФ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  3. проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подп. 7.1 ст. 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;
  4. объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
    • доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
    • реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
    • истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
    • внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Порядок проведения государственной экологической экспертизы

Порядок проведения государственной экологической экспертизы регулируется:

  1. Федеральным законом от 23.11.1995 N174-ФЗ "Об экологической экспертизе";
  2. Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы (утв. постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 N698);
  3. Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня (утв. приказом Минприроды России от 06.05.2014 N 204, зарег. в Минюсте России 07.10.2014 N 34257).

Порядок проведения государственной экологической экспертизы в общем случае включает:

  1. Представление заявления и материалов в специально уполномоченные федеральные органы в области экологической экспертизы или их территориальные органы на уровне субъектов РФ, их прием (проверка полноты и достаточности ) и регистрация . Государственная экологическая экспертиза проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям Федерального закона и установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов.
  2. Рассмотрение заявления и представленных материалов. Ответственный исполнитель, получив зарегистрированные заявление и материалы заявителя, осуществляет проверку комплектности материалов, являющихся объектом государственной экологической экспертизы.
  3. Формирование и направление межведомственных запросов , необходимых для предоставления государственной услуги.
  4. Проведение государственной экологической экспертизы экспертной комиссией :
    • проведение организационного заседания;
    • подготовка и рассмотрение индивидуальных и групповых (при наличии экспертных групп) экспертных заключений
    • составление проекта заключения экспертной комиссии на основании индивидуальных и групповых экспертных заключений;
    • обсуждение проекта заключения экспертной комиссии;
    • подписание и утверждение заключения экспертной комиссии.
  5. Выдача заключения государственной экологической экспертизы, утвержденного приказом Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора).

Наиболее значимой характеристикой государственной экологической экспертизы с учетом ее места в механизме принятия решения является обязательность ее заключений.

Обязательность заключений - фактор, определяющий высокую потенциальную эффективность государственной экологической экспертизы как главного средства обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия решения.

Юридическая сила экспертного заключения выражена в законе словами: "Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы". Это означает, что без положительного заключения запрещается реализация проекта и запрещается финансирование соответствующих работ.

Согласно Закону "Об экологической экспертизе" заключение государственной экологической экспертизы может быть оспорено в судебном порядке (

Экологическая экспертиза является установлением соответствия будущей хозяйственной или прочей деятельности экологическим нормам, а также определением допустимости реализации объектов экологической экспертизы, чтобы предупредить возможное неблагоприятное воздействие данной деятельности на окружающую среду и связанные с ним экономические, социальные и прочие последствия реализации объекта экологической экспертизы.

Законом поясняется, в каком случае нужно проводить экологическую экспертизу: если решается вопрос о строительстве, если разрабатываются проекты правовых актов, федеральных программ, при реализации которых можно оказать влияние на окружающую природную среду. Сюда же относятся проекты комплексных схем охраны природы РФ, проекты генеральных планов развития территории, проекты схем развития промышленности, проекты генеральных схем природопользования, расселения, технико-экономические обоснования и проекты строительства, технического перевооружения, расширения, реконструкции, консервации и ликвидации организаций, а также остальных объектов хозяйственной деятельности вне зависимости от их форм собственности и ведомственной принадлежности, проведение которых может повлиять на состояние окружающей среды. Кроме вышеперечисленного, собираются материалы обоснования лицензий на проведение деятельности, которая может влиять на окружающую природную среду.

То есть объект экологической экспертизы – это любая хозяйственная или другая деятельность, которая может влиять на окружающую среду.

Экологическая экспертиза по сути считается независимой, её проводит экспертная комиссия, состоящая как из штатных, так и внештатных (сторонних) экспертов.

Результат работы экологической экспертизы – это заключение (документ с обоснованными выводами о допустимости влияния на окружающую природную среду хозяйственной или прочей деятельности, подлежащей государственной экологической экспертизе; также это документ о возможности реализовать объект государственной экологической экспертизы).

Зачастую экологическая экспертиза может ответить на вопрос: может ли строительство быть проведено без вреда для природы или нет?

Экологическое аудирование (экологический аудит, экоаудит) похоже по задачам на экологическую экспертизу. Оно является ещё одним из видов деятельности на рынке услуг и работ природоохранного назначения в Российской Федерации.

Экологический аудит считается предпринимательской деятельностью экологических аудиторских организаций или экологических аудиторов по проведению независимых вневедомственных проверок хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду. Также это деятельность по выработке рекомендаций, касающихся снижения негативного влияния на окружающую природу и здоровье людей.

Говоря иначе, речь идёт о проверке выполнения на предприятии конкретной деятельности в экологическом аспекте.

С юридической точки зрения ни экологический аудит, ни экологическая экспертиза не имеют отношения к микроэкологии (экологии офиса, жилья, помещений для пребывания людей вообще), которая является подотраслью экологии. Экологический аудит и экологическая экспертиза относятся к хозяйственной деятельности и степени воздействия этой деятельности на природу и здоровье людей.

174 ФЗ об экологической экспертизе

В первой статье этого закона указано главное предназначение экологической экспертизы – предупреждать отрицательные последствия планируемой деятельности для окружающей среды.

Правовая основа при проведении экоэкспертизы – это следующие положения:

1) Конституция Российской Федерации;

2) Федеральный закон «Об охране окружающей среды»;

3) Федеральный закон «Об экологической экспертизе».

Виды экологической экспертизы: общественная и государственная

Законом об экологической экспертизе предусматривается два вида экспертиз:

  • общественная (её проводят по предложению общественных организаций, граждан, органов местного самоуправления);
  • государственная (организовывают и проводят специально уполномоченные государственные органы).

Как проводится общественная экологическая экспертиза?

Общественную экологическую экспертизу могут провести до государственной экологической экспертизы или в одно время с ней.

Такую экологическую экспертизу проводят общественные организации (объединения), зарегистрированные в порядке, регламентированном законом. Главный вид деятельности такой организации соответственно уставу – это охрана окружающей среды, в том числе проведение экоэкспертизы.

Условием проведения общественной экологической экспертизы считается государственная регистрация заявления общественной организации о проведении процедуры.

Органами местного самоуправления или регистрируется заявление на протяжении семи дней со времени его получения, или выдаётся отказ в регистрации.

Зачастую уведомление происходит через размещение данных в средствах массовой информации, при этом указывается:

1) наименование исполнителя;

2) описание объекта экспертизы;

3) данные о регистрации соответствующего заявления;

4) сроки проведения;

5) состав экспертной комиссии;

6) техническое задание;

7) контактные данные для предложений от заинтересованных лиц и прочее.

Заключение, оформленное после проведения общественной экологической экспертизы, получает юридическую силу после того, как его одобрят федеральные органы исполнительной власти в сфере экоэкспертизы или орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Как проводится государственная экологическая экспертиза в РФ?

В соответствии с Федеральным законом об экологической экспертизе государственную экологическую экспертизу проводит экспертная комиссия, образованная уполномоченными государственными органами:

1) на региональном уровне ГЭЭ проводят органы государственной власти Российской Федерации. К примеру, Министерство природных ресурсов края, комитет области по природопользованию и охране окружающей среды и тому подобное;

2) на федеральном уровне экспертизу проводит Росприроднадзор и его территориальные органы.

Заказчиком экологической экспертизы оплачивается данная процедура в полном объёме и в порядке, регламентированном законом, до её проведения на основании сметы, которую подготовил уполномоченный государственный орган.

Максимальный термин проведения государственной экологической экспертизы составляет три месяца. Процедуру можно продлить на месяц по желанию заказчика, если другой вариант не предусмотрен федеральным законодательством.

К примеру, срок проведения государственной экологической экспертизы объектов инфраструктуры, которые подлежат такой процедуре, не может превышать сорок пять дней с момента предоставления всей документации.

Проведение ГЭЭ назначается не позже чем через пятнадцать дней (а для некоторых объектов – не позже чем через три дня) после того, как была внесена плата, и заказчиком был предоставлен полный комплект документации.

После проведения экологической экспертизы оформляют её заключение.

Федеральный закон об экологической экспертизе в 2020 году

Был разработан проект, уточняющий требования, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2014 года, которые направлены на совершенствование производственного экологического контроля на промышленных предприятиях благодаря внедрению автоматических средств измерения и, кроме того, совершенствование ГЭЭ.

I. Сокращение термина проведения ГЭЭ до двух месяцев.

II. Должны быть установлены переходные положения в ФЗ № 219 в части, где речь идёт о проведении экспертизы объектов первой категории.

III. Уточнение объекта экспертизы в части на буровые скважины.

IV. Уточнение положений ФЗ № 219, которые предусматривают оснащение стационарных источников средствами автоматического контроля.

Субъекты и объекты государственной экологической экспертизы

Объекты экологической экспертизы можно поделить на две группы: уровня субъектов РФ ифедерального уровня , они перечислены в статьях 12 и 11 Закона соответственно.

Формально-юридический критерий разграничения данных двух групп – это утверждение документов и проектов деятельности Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти (что касается объектов федеральной экспертизы).

Экологический критерий – это потенциальная возможность влияния реализуемых объектов на окружающую среду соседских с Россией государств либо двух и больше субъектов Российской Федерации, воздействие или применение природных ресурсов федерального значения (которые относятся к федеральной собственности), включая особо охраняемые природные территории федерального значения.

Перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня довольно объёмен, он состоит из:

1) проектов инструктивно-методических и нормативно-технических документов, касающихся сферы охраны окружающей среды, которые утверждаются органами государственной власти РФ;

2) проектов федеральных целевых программ, которые предусматривают строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, влияющих на окружающую среду; играет роль и размещение данных объектов, учитывая режим охраны природных объектов;

3) проектов соглашений, касающихся раздела продукции;

4) материалов обоснования лицензий на проведение отдельной деятельности, оказывающей негативное влияние на окружающую среду, лицензирование которых проводится соответственно Федеральному закону от 8 августа 2001 года;

5) проектов технических документов на новые технологии, техники, применение которых может повлиять на окружающую среду; технических документов на новые вещества, которые могут попасть в природную среду;

6) материалов комплексного экологического обследования территорий, присвоение им правового статуса зоны чрезвычайной экологической ситуации, особо охраняемой природной территории федерального значения, зоны экологического бедствия;

7) объектов государственной экологической экспертизы, указанных в ФЗ от 30 ноября 1995 года, в ФЗ от 17 декабря 1998 года, в ФЗ от 31 июля 1998 года:

    проектной документации объектов, реконструкцию, строительные работы, капитальный ремонт которых предполагается проводить на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектных документов особо опасных, уникальных и технически сложных объектов, объектов обороны и безопасности, реконструкции, строительства, чей капитальный ремонт предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий местного и регионального значения, в случаях, если реконструкция, строительство, капитальный ремонт этих объектов на особо охраняемой природной территории допускаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;

    проектной документации объектов, которые связаны с размещением и обезвреживанием отходов с первого по пятый класс опасности;

8) объектов ГЭЭ, указанных в этих положениях и ранее получивших положительное заключение ГЭЭ в случае доработки данного объекта по замечаниям государственной экологической экспертизы, проведённой раньше (ФЗ от 23 ноября 1995 года).

Объекты ГЭЭ регионального уровня состоят из:

    проектов целевых программ субъектов РФ, которые предусматривают эксплуатацию и строительство объектов хозяйственной деятельности, влияющих на окружающую среду, важную роль играет и размещение таких объектов с учётом режима охраны природных объектов;

    проектов инструктивно-методических и нормативно-технических документов в области охраны окружающей среды, которые утверждаются органами государственной власти субъектов РФ;

    материалов обоснования лицензий на проведение отдельных видов деятельности органами исполнительной власти субъектов РФ;

    объектов ГЭЭ регионального уровня, указанных в этих положениях и ранее получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы в случае: реализации данного объекта с отступлениями от документов, получивших положительное заключение ГЭЭ и (или) при внесении изменений в эту документацию; доработки данного объекта по замечаниям ГЭЭ, проведённой раньше;

    материалов комплексного экологического обследования территорий, обосновывающих придание им правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения;

    проектной документации объектов, капитальный ремонт, реконструкцию, на землях особо охраняемых природных территорий местного и регионального значения.

Субъектами ГЭЭ выступают три стороны:

1) подрядчик;

2) заказчик;

3) потребитель.

Заказчик – это властная государственная структура, у которой есть право назначить такую экспертизу.

Подрядчик – это исполнитель задания по экологической экспертизе. Им может быть как отдельный специалист, так и целый научно-исследовательский институт. Экспертизу может выполнять комиссия, состоящая из специалистов, подобранных и назначенных компетентным органом.

Потребитель в этой системе общественных отношений – организация или предприятие, которые являются собственником объекта, ставшего предметом экспертного анализа.

Виды и цели экологического аудита в России

Экологический аудита и порядок его проведения

В РФ предусматривается проведение:

    добровольного экологического аудита;

    обязательного экологического аудита.

Обязательный экологический аудит проводят в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами РФ в отношении экологически опасных предприятий и видов деятельности при:

1) банкротстве и приватизации со стороны юридических лиц и граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью, если последняя является экологически особо опасной;

2) проведении экологического страхования, чтобы оправдать ставки или размер страховых возмещений и (или) платежей;

3) оценке деятельности, касающейся ликвидации экологических последствий стихийных бедствий и аварий;

4) кредитовании государственными банками юридических лиц и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью;

5) принятии решений госорганами о продлении действия лицензий, которые были выданы юридическим лицам и предпринимателям, эксплуатирующим экологически опасные объекты;

6) выполнении международных обязательств РФ в области охраны окружающей среды и природопользования;

7) при прочих случаях, которые были установлены нормативными актами.

Так как экологический аудит – это непростая работа, то право на проведение обязательного аудита может быть предоставлено аттестованным специалистам, у которых есть опыт практической работы, а также высшее образование в сфере предмета аудита. Временный порядок аттестации экологических аудиторов был утверждён приказом Госкомэкологии Российской Федерации от 16 июля 1998 года.

Добровольный экологический аудит может быть проведён по инициативе предприятий, а также граждан-предпринимателей, выполняющих хозяйственную или другую деятельность, влияющую на окружающую среду, при передаче объекта в аренду, в залог, при необходимости модернизировать производственный и/или технологический процесс, при смене собственника объекта и в прочих случаях.

Добровольный экологический аудит диктуется интересами граждан-предпринимателей и юридических лиц в получении научно-обоснованных рекомендаций касательно оптимальной организации работы по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности на уровне, который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и в других целях.

Поскольку добровольный экологический аудит проводится платно, предприниматель или предприятие заинтересованы в том, чтобы у приглашённых для этого лиц была достаточная квалификация. Критерием в таких случаях может быть лицензия, выданная специально уполномоченным государственным органом в сфере окружающей среды на проведение работы по экоаудиту. Более чем двадцатилетний мировой опыт говорит о том, что у экоаудита есть смысл, если его проводить как добровольную негосударственную деятельность («инициативный аудит»). И проверка природоохранной отчётности предприятий имеет здесь вторичное значение. Главными являются аудиторские рекомендации и предложения, касающиеся улучшения эффективности и инициирования природоохранительной деятельности предприятия, развития системы экологического контроля и управления.

Виды экологического аудита

Есть инициативный и обязательный экологический аудит . В этих рамках могут быть следующие его виды:

1) оценка опасности отходов;

2) оценка экономического ущерба от загрязнений;

3) оценка экобезопасности применяемого оборудования, сырья, технологий;

4) оценка эффективности системы экоменеджмента;

5) определение соответствия субъекта хозяйственной деятельности природоохранным требованиям;

6) оценка потребления энергии и предложение вариантов его снижения;

7) определение рациональности природопользования на определённой территории;

8) выделение экологических проблем и разработка методов по их решению;

9) оценка экологических рисков в результате техногенных аварий и стихийных природных процессов;

10) определение объёмов выброса парниковых газов и выработка методов их снижения;

11) обоснование принимаемых нормативно-правовых актов на предмет экологической безопасности.

Цели экологического аудита

1. Оценка деятельности гражданина-предпринимателя или предприятия по охране окружающей среды и рациональному применению природных ресурсов, а также её соответствие требованиям законодательства Российской Федерации.

2. Определение степени деградации окружающей среды объекта, чья деятельность связана с вредным влиянием на территорию.

3. Оценка воздействия окружающей среды на здоровье работников.

4. Выявление участков загрязнённой окружающей среды, масштабов и видов загрязнения.

5. Определение и оценка оборудования, а также применяемых технологий, которые касаются охраны окружающей среды на объекте.

6. Определение потребностей в дополнительной информации об объекте, важной с экологической точки зрения.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году