Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сколько в белоруссии прожиточный минимум. Прожиточный минимум в Беларуси: понятие, цифры, сравнение. Что такое бюджет прожиточного минимума в Беларуси

Беларусь многие из нас по праву считают братским РФ государством. Поэтому россиянам хочется быть в курсе, как обстоят социальные, политические, экономические дела у соседей, а заодно и сравнить их положение со своим. В этом материале мы рассмотрим весьма важную характеристику качества жизни в Беларуси - прожиточный минимум. Давайте начнем с определения самого понятия.

Что такое прожиточный минимум?

Бюджетом прожиточного минимума называется та наименьшая денежная сумма, которая нужна ежемесячно гражданину для удовлетворения своих потребностей и поддержания достойного уровня жизни. В каждом государстве установлена своя ее величина. Поэтому Беларуси будет отличаться от французского, российского, чилийского и проч.

Надо сказать, что попытка установления интернациональной такой величины уже предпринималась мировым сообществом. Однако идея выработки общего для всей планеты прожиточного минимума была признана неудачной: в южных странах, к примеру, жители практически не тратятся на обогрев, утепление своих домов, в то время как граждане, существующие в условиях более сурового климата, вкладывают в это немалую часть своего капитала.

Прожиточный минимум в Беларуси в 2017 г.

Перейдем теперь вплотную к братскому государству. Отметим, что по сегодняшнему курсу 1 белорусский рубль равен 29,08 российским рублям.

Если мы посмотрим на начало 2017-го, то увидим, что по сравнению с прошлыми годами прожиточный минимум в Беларуси несколько снизился - на одного гражданина в месяц приходилось 174,52 рубля (ноябрь 2016 - январь 2017). В предыдущий период (август-октябрь 2016 г.) эта величина равнялась 175,5 рублям.

Проследим за дальнейшей историей прожиточного минимума в Беларуси в текущем году:

  • С февраля по апрель минимального бюджета на душу населения равнялась уже 180,1 белорусскому рублю.
  • С мая по июль прожиточный минимум несколько возрос - достиг отметки в 183,82 рубля.
  • В период август-октябрь 2017 года средние цифры данной величины составили 197,57 белорусских рублей.

Величина прожиточного минимума сегодня

23 октября 2017 года Министерство труда соседней республики Постановлением №60 установило новые размеры прожиточного минимума для населения. Это как средние для всех граждан показатели, так и конкретные для основных социальных групп.

Прожиточный минимум в Беларуси - сколько на сегодня? Вот его размеры:

  • Средняя величина на душу населения - 197,81 белорусских рублей. Если мы переведем в российский эквивалент по сегодняшнему курсу, то этого будет 5752,3 рубля.
  • Для трудоспособных граждан - 217,74 белорусских рублей.
  • Для учащихся средних и высших профессиональных учебных заведений - 192,34 белорусских рублей.
  • Для лиц пенсионного возраста - 151,97 белорусских рублей.
  • Для детей 6-16 лет - 216,85 белорусских рублей.
  • Для детей 3-6 лет - 177,4 белорусских рублей.
  • Для малышей с рождения до 3 лет - 128,32 белорусских рублей.

Изменение прожиточного минимума объясняется следующими факторами:

  • Рост цен на хлебопродукты, мясо и изделия из него, молочную продукцию, рыбу.
  • Снижение цен на фрукты и овощи.

А как у нас?

Что касается РФ, то во втором квартале 2017 года средний прожиточный минимум равнялся 10 329 р. (по сегодняшнему курсу это 355,14 белорусских рублей). Рассмотрим частности:

  • Трудоспособное население - 11 163 рубля.
  • Дети - 10 160 рублей.
  • Люди пенсионного возраста - 8 506 рублей.

А, например, в столице в третьем квартале 2017 года равен 16 160 российским рублям в месяц. По категориям населения:

  • Трудоспособные граждане - 18 453 рубля.
  • Пенсионеры - 11 420 рублей.
  • Дети - 13 938 рублей.

Теперь вы в курсе того, каков на сегодня прожиточный минимум в соседней Беларуси. Конечно, сравнивая его величину с российской, мы не можем оценивать и качество жизни, доступное при ежемесячных затратах на эту сумму в двух разных государствах. Ведь наблюдаются иные цены на продукты, коммунальные услуги, предметы быта, бензин и проч.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 апреля 2019 года №16 утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам на период с 1 мая по 31 июля 2019г. в следующих размерах:

  • в среднем на душу населения – 224 белорусских рубля 02 копейки;
  • для трудоспособного населения – 249 белорусских рублей 98 копеек;
  • для пенсионеров – 171 белорусский рубль 38 копеек;
  • для студентов – 216 белорусских рублей 97 копеек;
  • для детей в возрасте от 6 до 18 лет – 242 белорусских рубля 90 копеек;
  • для детей в возрасте от 3 до 6 лет – 197 белорусских рублей 42 копейки;
  • для детей в возрасте до 3 лет – 143 белорусских рубля 09 копеек.

Минимальная заработная плата

Трудовым Кодексом Республики Беларусь предусмотрена система государственных гарантий по оплате труда работников, включающую в себя среди прочих гарантий, величину минимальной заработной платы. Минимальная заработная плата (месячная и часовая) - это государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда. Размер минимальной заработной платы, порядок его установления и условия повышения определяются законодательством. С 1 января 2018 года постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2017 г. N 1022 размер минимальной заработной платы составляет 305 рублей.

О порядке доплаты до уровня минимальной заработной платы

В связи с неоднократными обращениями юридических и физических лиц о порядке доплаты до уровня минимальной заработной платы (далее – МЗП) управление по труду, занятости и социальной защите Могилевского городского исполнительного комитета поясняет следующее.

Согласно Закону Республики Беларусь "Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы" МЗП применяется как государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда в организациях любых организационно-правовых форм, в том числе в общественных объединениях, товариществах собственников, гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах.

Размер МЗП в качестве низшей границы оплаты труда работников является обязательным для всех нанимателей, с которыми работники состоят в трудовых отношениях, основанных на трудовом договоре (контракте), и не применяется в отношении лиц, с которыми заключены иные договоры.

Заработная плата, начисленная работнику за работу в нормальных условиях, отработавшему норму продолжительности рабочего времени и выполнившему установленную ему норму труда, не может быть ниже соответствующего размера МЗП.

Месячная МЗП применяется в отношении работников, оплата труда (начисление заработной платы) которых производится на основе месячных тарифных ставок (окладов).

Часовая МЗП применяется в отношении работников, оплата труда которых производится на основе часовой тарифной ставки (оклада), а также работающих в режиме неполного рабочего времени, по совместительству или не отработавших по уважительным причинам (болезнь, отпуск, выполнение государственных, общественных и воинских обязанностей и т.д.) установленную нанимателем норму продолжительности рабочего времени.

В отношении работников, работающих в режиме суммированного учета рабочего времени, исходя из установленного нанимателем порядка начисления им заработной платы, применяется месячная или часовая МЗП.

Определение размера доплаты до МЗП работникам, которым заработная плата начисляется на основе часовых тарифных ставок (окладов), производится путем сравнения суммы начисленной работнику заработной платы за фактически отработанное в расчетном периоде рабочее время с размером МЗП, рассчитанной исходя из часовой МЗП, установленной в соответствии с законодательством, и фактически отработанного рабочего времени.

В данном случае фактически отработанное рабочее время - это отработанное работником время согласно табелю использования рабочего времени (иному документу) без учета времени:

  • работы в сверхурочное время, выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, которые отработаны сверх установленной нанимателем нормы продолжительности рабочего времени;
  • в течение которого нанимателем не обеспечены нормальные условия труда для выполнения норм труда, в том числе время, в течение которого не выполнены нормы выработки, допущен брак, простой не по вине работника (статья 89 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Если размер начисленной работнику заработной платы окажется ниже размера МЗП, действующего в период, за который производится начисление заработной платы, то наниматель обязан произвести доплату до ее соответствующего размера. При этом доплата до МЗП производится нанимателем ежемесячно.

Доплата до МЗП не производится, если в расчетном периоде работник не выполнил установленные нанимателем месячные или часовые нормы труда, в том числе без уважительной причины не отработал установленную норму рабочего времени (прогул, брак по вине работника и т.д.).

Все выплаты (надбавки, премии, вознаграждения по результатам работы за год, доплаты и др.) в составе начисленной работнику заработной платы, применяемой для определения размера доплаты до МЗП, включаются в полном объеме в заработок того месяца, на который они приходятся согласно лицевому счету работника.

В составе начисленной работнику заработной платы за расчетный период, применяемой для определения размера доплаты до МЗП, не учитываются следующие выплаты:

1. Доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ), выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

2. Заработная плата, начисленная при невыполнении норм выработки, браке и простое не по вине работника; за работу в день проведения республиканского субботника.

3. Выплаты, не связанные с оплатой труда работников за выполненную работу (материальная помощь, вознаграждение, пособие, стоимость подарков и т.д.), предусмотренные законодательством, локальными нормативными правовыми актами, в том числе:

3.1. к отпуску, юбилейным датам, праздникам, торжественным событиям, на оздоровление, лечение, отдых, при выходе на пенсию;

3.2. по итогам соревнований, смотров-конкурсов, в том числе связанных с производственной деятельностью, за обеспечение подготовки и проведения фестивалей-ярмарок;

3.3. при рождении ребенка, по уходу за ребенком, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка, инвалидам, многодетным семьям;

3.4. работникам, имеющим детей-инвалидов, находящимся в отпуске по беременности и родам;

3.5. денежная помощь, ежемесячные доплаты к заработной плате молодым специалистам с высшим или средним специальным образованием.

4. Выплаты компенсирующего характера, включая выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе:

4.1. оплата за работу в сверхурочное время, выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, которые отработаны сверх установленной нанимателем нормы продолжительности рабочего времени;

4.2. надбавки и доплаты, установленные за работу в особых условиях труда (на тяжелых работах, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на территориях радиоактивного загрязнения, подземных работах и т.д.);

4.3. доплаты за работу в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы, за разделение рабочего дня на части;

4.4. надбавки (компенсация) за подвижной и разъездной характер работ, производство работ вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне постоянного места жительства (полевое довольствие), выплачиваемые работникам в соответствии с законодательством;

4.5. за неиспользованный отпуск, на питание, и в том числе предоставляемое бесплатно, на проезд, приобретение методической литературы, предметных журналов и периодических изданий, в связи с переездом на работу в другую местность, по найму жилья.

5. Оплата за неотработанное время, в течение которого законодательством, локальными нормативными правовыми актами предусмотрено сохранение среднего заработка, в том числе за:

5.1. время трудовых и социальных отпусков, свободных от работы дней;

5.2. время выполнения государственных, общественных, воинских обязанностей;

5.3. время нахождения на обследовании или осмотре в медицинских учреждениях, повышении квалификации, стажировке, переподготовке и профессиональной подготовке, сельскохозяйственных и других работах.

6. Все выплаты и расходы, не отражаемые в составе фонда заработной платы, при заполнении форм государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, в том числе:

6.1. выходное пособие (компенсация), выплачиваемое в случаях прекращения трудового договора (контракта);

6.2. пособия и другие выплаты за счет средств государственного социального страхования; страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

6.3. командировочные расходы в пределах и сверх норм, установленных законодательством;

6.4. стоимость выданной форменной одежды, обмундирования, спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, молока и лечебно-профилактического питания или возмещение затрат работникам на приобретение и содержание форменной одежды, обмундирования, спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

6.5. возмещение вреда, определяемое судом;

6.6. авторские вознаграждения, выплачиваемые по договорам на создание и использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждения авторам открытий, изобретений, промышленных образцов и тому подобное;

6.7. оплата абонементов в группы здоровья, занятий в секциях, клубах, услуг связи, культурно-зрелищных и спортивных мероприятий, подписки на газеты и журналы для личного пользования, возмещение платы родителей за содержание детей в учреждениях дошкольного образования;

6.8. в связи со смертью близких родственников, стихийным бедствием, пожаром, увечьем, тяжелой болезнью и другими семейными обстоятельствами;

6.9. предоставленные субсидии на строительство (реконструкцию жилых помещений), приобретение жилья, обзаведение домашним хозяйством;

6.10. доходы от участия работников в собственности организации (дивиденды, проценты, выплаты по долевым паям, акциям и т.д.);

6.11. в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей (затрат за использование принадлежащих работникам транспортных средств, оборудования, инструментов и другого имущества для нужд организации);

6.12. страховые платежи (взносы), уплачиваемые организацией по договорам личного, имущественного и иного страхования в пользу работников.

С 1 августа 2017 в Беларуси (на основании Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 июля 2017 г. № 32) установлен бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в ценах июня 2017 года в расчете на месяц .

В соответствии с Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 июля 2017 г. № 32 установлен бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в ценах июня 2017 года в расчете на месяц на период с 1 августа по 31 октября 2017 г. в следующих размерах:

в среднем на душу населения – 197 белорусских рублей 57 копеек;
трудоспособное население – 218 белорусских рублей 87 копеек;
пенсионеры – 151 белорусский рубль 98 копеек;
студенты – 192 белорусских рубля 79 копеек;
дети в возрасте до трех лет – 125 белорусских рублей 87 копеек;
дети в возрасте от трех до шести лет – 174 белорусских рубля 90 копеек;
дети в возрасте от шести до восемнадцати лет – 215 белорусских рублей 50 копеек.

Текст Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 июля 2017 г. № 32 официально опубликован на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Что такое бюджет прожиточного минимума в Беларуси?

Если максимально просто, то БПМ — это денежная сумма, на которую, по мнению государства, человек может выжить. БПМ , как и минимальный потребительский бюджет (МПБ) , утверждается Министерством труда и соцзащиты Беларуси каждый квартал. БПМ оказывает непосредственное влияние на размер детских пособий и помощи малообеспеченным гражданам и семьям. Также БПМ используют в качестве базы для расчета минимального размера пенсий по возрасту, стипендий, пособий. БПМ уже понятия МПБ , так как не включает затраты на культурно-просветительные мероприятия и отдых. Таким образом, БПМ и МПБ понятия хоть и схожие, но путать их не следует.

в среднем на душу населения

установлен с 01.11.2019 по 31.01.2020

Каждый квартал Совет Министров РБ утверждает бюджет прожиточного минимума на душу населения. Так называется совокупная стоимость продуктов, вещей, лекарств и услуг первой необходимости, которые жизненно важны для каждого человека. Затем это значение используется при экономических расчетах, а также для оказания адресной материальной помощи отдельным гражданам.

Что входит в бюджет прожиточного минимума в Беларуси?

В бюджет включаются не только материальные блага (например, одежда), но и услуги, которыми мы все регулярно пользуемся, в том числе:

  • услуги ЖКХ - водоснабжение, отопление и т.д.;
  • транспортные услуги;
  • разнообразные услуги бытового характера.

Кроме того, в прожиточный минимум в Беларуси обычно включаются расходы:

  • на разные продукты питания;
  • на одежду и белье;
  • на предметы личной гигиены;
  • на лекарства.

Демографические группы и их потребности

Разумеется, приведенный выше перечень товаров и услуг не может быть одинаковым для всех граждан. Общество состоит из разных социальных групп - пенсионеров, студентов и школьников, работоспособных людей и т.д. У представителей всех этих групп - очень разные потребности, а следовательно - и разные расходы на их удовлетворение. К примеру, пенсионерам нужно больше денег тратить на лекарства, тогда как основная статья расходов студентов - одежда и продукты питания.

По этой причине законом предусмотрен раздельный расчет бюджета прожиточного минимума для разных социальных групп. Всего в Беларуси выделяется 6 таких групп:

  • дети в возрасте до 3-х лет;
  • дети от 3-х до 6 лет;
  • дети от 6 до 18 лет;
  • студенты высших и средне-специальных учебных заведений;
  • граждане работоспособного возраста;
  • пенсионеры.

На изменение размера БПМ в первую очередь влияет инфляция. Стоимость товаров и услуг в Беларуси непрерывно растет, а вместе с ней индексируется и бюджет прожиточного минимума. Индексация осуществляется каждый квартал

На что влияет прожиточный минимум?

Как и в случае с минимальной заработной платой, это своего рода эталон и ориентир, используемый для оценки и прогнозирования уровня жизни белорусов. Также на основе БПМ вычисляются:

  • тарифная ставка первого разряда;
  • размеры удержаний с организаций и предпринимателей, у которых имеются долги по зарплате перед работниками.

Средний прожиточный минимум 2017 менялся несколько раз. Последняя индексация проводилась 1 ноября 2017 года - тогда БПМ вырос незначительно, со 197,5 до 197,8 рублей. Оценить динамику изменения этого экономического параметра за последние годы вы можете в приведенной ниже таблице.

Таблица изменения бюджета прожиточного минимума с 2016 по 2019 год

Период действия Дети в возрасте до 3-х лет Дети от 3-х до 6 лет Дети от 6 до 18 лет Студенты
Граждане
работоспособного возраста
Пенсионеры Среднее значение
1.11.2019 - 31.01.2020 149,63 205,16 251,19 224,80 257,86 177,79 231,83
1.08.2019 - 31.10.2019 147,18 203,38 250,19 223,93 257,05 176,75 230,91
1.05.2019 - 31.07.2019 143,09 197,42 242,90 216,97 249,98 171,38 224,02
1.02.2019 - 30.04.2019 140,25 192,22 235,85 210,42 240,80 166,32 216,90
01.11.2018 - 31.01.2019 139,79 191,09 233,56 207,30 237,21 163,93 214,21
01.08.2018 - 31.10.2018 135,93 188,95 231,32 206,89 236,98 162,58 213,67
01.05.2018 - 31.07.2018 132,98 183,35 223,91 199,75 229,78 157,50 206,58
01.02.2018 - 30.04.2018 129,87 178,51 217,81 193,93 219,42 153,22 199,32
01.11.2017 - 31.01.2018 128,32 177,04 216,85 192,34 217,74 151,97 197,81
01.08.2017 - 31.10.2017 125,87 174,90 215,50 192,79 218,87 151,98 197,57
01.05.2017 - 31.07.2017 119,55 163,83 201,05 178,66 204,36 141,50 183,82
01.02.2017 - 30.04.2017 116,83 160,61 197,4 175,24 198,63 138,8 180,1
01.11.2016 - 31.01.2017 111,99 154,97 191 169,72 193,14 134,41 174,52
01.08.2016 - 31.10.2016 112,3 155,82 191,5 170,46 193,58 134,4 175,5

Каким будет бюджет прожиточного минимума 2019 в Беларуси?

Темпы инфляции в стране в последние месяцы замедлились. По итогам 2018 года совокупный рост цен не должен превысить 7%. На 2019 год правительство также смотрит с оптимизмом - цены должны вырасти не более чем на 5-7%. Если эти прогнозы оправдаются, то и прожиточный минимум будет повышаться незначительно, всего на несколько рублей за каждый квартал. А если инфляция снизится, то мы увидим и синхронное снижение этой величины.

Несмотря на скептический взгляд многих белорусов на размер БПМ, это важный экономический показатель. Он отображает реальный уровень жизни в Беларуси и помогает объективнее оценивать материальные потребности разных демографических групп.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году