Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Техника безопасности при эксплуатации грузоподъемных средств. Безопасная эксплуатация грузоподъемных машин и механизмов Техника безопасности при использовании грузоподъемных механизмов

Грузоподъемная машина - это подъемное устройство циклического действия с возвратно-поступательным дви­жением грузозахватного органа в пространстве. Грузоподъемные машины предназначены для перемещения грузов по вертикали и передачи их из одной точка прост­ранства в другую. В основном их можно разделить на подъемники и краны.

Подъемники поднимают груз по определенной траекто­рии, заданной жесткими направляющими. К подъемни­кам относятся, например, лифты (грузовые и для подъема людей).

Краном называется грузоподъемная машина, предназначенная для подъема и перемещения груза, подвешенно­го с помощью грузового крюка или другого грузозахватно­го органа.

Для обеспечения безопасности подъемно-транспортные устройства проектируют и эксплуатируют в соответствии с требованиями специальных правил (Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, Пра­вила устройстве и безопасной эксплуатации лифтов и др.) и стандартов ССБТ.

Грузоподъемные машины с машинным приводом обо­рудуют устройствами (концевыми выключателями) для автоматической остановки:

Стреловые самоходные, железнодорожные башенные и портальные краны для предупреждения их опрокидыва­ния оборудуют ограничителями грузоподъемности, автоматически отключающими механизм подъема груза и из­менение вылета стрелы при массе груза, превышающей номинальную грузоподъемность более чем на 10%, а для башенных кранов (с грузовым моментом до 20 т м вклю­чительно) и портальных кранов - более чем на 15%.

Легкодоступные находящиеся в движении части гру­зоподъемной машины, которые могут быть причиной несчастного случая закрывают прочно укрепленными металлическими съемными ограждениями, допускающими удобный осмотр и смазку.

Разрешение на пуск в работу грузоподъемных машин не подлежащих регистрации в органах технадзора, выда­ется лицом по надзору на основании документации завода-изготовителя в результатов технического освидетельствования.

Вновь установленные грузоподъемные машины, а так­же съемные грузозахватные приспособления, до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освиде­тельствованию. Грузоподъемные машины, подлежащие регистрации в органах технадзора, проходят техническое освидетельствование до их регистрации.

Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:

Частичному не реже одного раза в 12 мес.;

Полному не реже одного раза в три года, за исключе­нием редко используемых машин.

Внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины проводится после:

Монтажа машины на новом месте;

Ее реконструкции;

Ремонта или замены расчетных элементов или узлов, металлоконструкций с применением сварки;

Установки сменного стрелового оборудования или за­мены стрелы;

Капитального ремонта или замены грузовой (стрело­вой) лебедки;

Замены крюка или крюковой подвески (проводится -только статическое испытание);

Замены несущих или вантовых канатов кранов ка­бельного типа;

Установки портального крана на новом месте работы.

Техническое освидетельствование грузоподъёмных машин. Испытание грузоподъёмных машин

Техническое освидетельствование позволяет устано­вить, что грузоподъемная машина и ее установка соответствуют требованиям Правил по кранам, паспортным данным и представленной для регистрации документации; грузоподъемная машина находится в исправном сос­тоянии, обеспечивающем ее безопасную работу; организация надзора и обслуживания грузоподъемной машины соответствует требованиям Правил но кранам.

При полном техническом освидетельствовании гру­зоподъемная машина должна подвергаться осмотру, ста­тическому и динамическому испытаниям.

При частичном техническом освидетельствовании статическое и динамическое испытания не проводятся.

При техническом освидетельствовании грузоподъем­ной машины осматриваются и проверяются в работе ее уз­лы и механизмы, электрооборудование, приборы безопас­ности тормоза, ходовые колеса и аппараты управления, а также освещение и сигнализация.

Статическое испытание грузоподъемной машины проводится нагрузкой, на 25% превышающей ее грузо­подъемность, с целью проверки ее прочности.

Например, статическое испытание мостового крана и передвижного консольного проводится следующим образом. Кран устанавливается лад опорами крановых путей, а его тележка (тележки) - в положение, отвечающее наи­большему прогибу. Груз захватывается крюком и поднимается на высоту 100 - 200 мм с последующей выдержкой в таком положении в течение 10 мин. Затем груз опускает­ся, после чего проверяется отсутствие остаточной дефор­мации моста крана.

Кран считается выдержавшим испытание, если в тече­ние 10 мин поднятый груз не опустится на землю, а также не будет обнаружено трещин, остаточной деформа­ции и других повреждений металлоконструкций и меха­низмов.

Динамическое испытание грузоподъемной машины проводится грузом, на 10% превышающим грузоподъем­ность машины, с целью проверки действия ее механизмов и тормозов.

При динамическом испытании проводятся многократ­ные подъемы и опускания груза, а также проверка действия всех других механизмов грузоподъемной маши­ны при совмещении рабочих движений, предусмотренных инструкцией по эксплуатации.

Браковка элементов грузоподъёмных машин

Браковка съемных грузозахватных приспособлений производится в соответствии с нормативной документаци­ей.

Цепной строп подлежит браковке при удлинении эвена цепи более 3% от первоначального размера и при умень­шении диаметра сечения звена цепи вследствие износа бо­лее 10%.

Оценку безопасности использования канатов произво­дят по следующим критериям:

Характер и число обрывов проволок» в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, мест сосре­доточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;

Разрыв пряди;

Поверхностный и внутренний износ;

Поверхностная и внутренняя коррозия;

Местное уменьшение диаметра каната, включая раз­рыв сердечника;

Уменьшение площади поперечного сечения проволок канате (потери внутреннего сечения);

Деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;

Повреждение в результате температурного воздей­ствия или электрического дугового разряда.

Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплав­ленный или раскаленный металл, огнеопасные или ядови­тые вещества, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.

Производство работ грузоподъемными машинами мо­жет осуществляться предприятиями и гражданами (предпринимателями), являющимися владельцами грузо­подъемных машин и имеющими лицензию органа технад­зора на их эксплуатацию.

При работе грузоподъемной машины не допускается: вход в кабину грузоподъемной машины во время ее дви­жения; нахождение людей возле работающего стрелового самоходного или башенного крана во избежание зажатия их между поворотной и неповоротной частями крана; перемещение груза, находящегося в неустойчивом поло­жении или подвешенного за один рог двурогого крюка, и перемещение людей или груза с находящимися на нем людьми.

Требования безопасности при работе на металлорежущих станках

Основные травмоопасные производственные факторы, которые могут проявиться в процессе обработки различных материалов резанием это:-Режущие инструменты (быстро вращающиеся фрезы, сверла, абразивные круги). -Приспособления для закрепления обрабатываемой детали (поводковые и кулачковые патроны, планшайбы карусельных станков). -Обрабатываемая деталь (особенно быстровращающиеся заготовки, в том числе прутковый материал, обрабатываемый на револьверных и универсальных станках). -Приводные и передаточные механизмы станка (особенно ходовые винты и валики токарных и револьверных станков, а также ременные, цепные и зубчатые передачи). -Металлическая стружка, образующаяся при точении и сверлении вязких металлов (сталей).

Основными вредными производственными факторами при обработке различных материалов является: - пыль обрабатываемого материала; - смазочно-охлаждающая жидкость. Используют минеральные масла и их эмульсии и растворы кальцинированной соды.

К вредным производственным факторам при обработке различным материалов резанием относятся: - монотонный шум станков, ослабляющий внимание; - недостатки искусственного освещения зоны обработки, вызывающие перенапряжение зрения; - повышенная запыленность воздуха в рабочей зоне.

Общие требования.

Безопасность при работе на металлорежущих станках достигается комплексом мероприятий, основными из которых являются: -Оснащение станков средствами безопасности в процессе их проектирования и изготовления; -Осуществление необходимых мероприятий при организации рабочего места станочника; -Строгое соблюдение требований техники безопасности и гигиены труда при работе на станках.

ГОСТ требует, чтобы:

Передачи, расположенные вне корпуса станка были ограждены сплошными, с жалюзи или сетчатыми укрытиями в зависимости от необходимости наблюдения за ограждаемым механизмом; -предусматривалась окраска в сигнальные цвета подвижных сборочных единиц и ограждающих устройств; -снабжение органов управления надежными фиксаторами, исключающих самопроизвольное их перемещение и случайное включение; -оснащение их соответствующими блокировками, исключающими возможность несовместных движений сборочных единиц; -обеспечение усилий на рукоятки и рычаги органов управления не превышающих 40 Н (4 кгс) при постоянном ручном управлении; -снабжение органов управления поясняющими подписями и символами; -вращающиеся устройства должны иметь гладкие наружные поверхности, а при наличии выступающих частей или углублений они должны иметь ограждения; -оснащение станков индивидуальными подъемным устройством для установки заготовки массой более 8 кг; -оснащение устройствами для отсоса из зоны обработки загрязненного воздуха.

ТОКАРНЫЕ СТАНКИ Относятся автоматы и полуавтоматы токарные одношпиндельные и многошпиндельные, станки токарно-револьверные, резботокарные, токарно-карусельные, токарно-винторезные. При работе на токарных станках наиболее часто отмечаются случаи ранения различных частей тела станочника ленточной сливной стружкой, образующейся при обработке вязких металлов при современных режимах резания. Известны случаи травмирования глаз отлетающей стружкой, образующейся при точении хрупких металлов (чугуна, хрупких бронз и латуни). Происходит загрязнение рабочей зоны пылью.

Наиболее эффективным средством предупреждения порезов ленточной стружкой является изменение ее формы в процессе резания путем завивания в винтовую спираль или дробления на отдельные элементы. Это осуществляется приданием передней грани резца криволинейной формы, а также устройством на передней грани резца постоянных или регулируемых порогов.

К грузоподъемным машинам и механизмам относятся краны всех типов, лебедки, подъемники, вышки, лифты, домкраты, а также съемные грузозахватные приспособле­ния: крюки, канатные и цепные стропы, траверсы, грузо­подъемные электромагниты и вакуумные захваты.

Согласно ФЗ «О промышленной безопасности опас­ных производственных объектов» №116-ФЗ от 21.07.97 стационарно установленные грузоподъемные механизмы относятся к категории опасных производственных объектов и подлежат государственной регистрации в соответствии с «Положением о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении Го­сударственного реестра», утвержденным постановлением
№ 39 Госгортехнадзора России от 03.06.99.

Грузоподъемные машины должны отвечать требова­ниям
ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной экс­плуатации грузоподъемных кранов», ПБ 10-256-98 «Пра­вила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек)», «Правилам устройства и безопасной эксплуата­ции лифтов», «Правилам устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков».

Безопасность труда при подъеме и перемещении гру­зов в значительной степени зависит от конструктивных особенностей подъемно-транспортных машин и соответст­вия их правилам и нормам Госгортехнадзора. Все части, детали и вспомогательные приспособления подъемных ме­ханизмов в отношении изготовления, материалов, качества сварки, прочности, устройства, установки, эксплуатации должны удовлетворять соответствующим техническим ус­ловиям, стандартам, нормам и правилам. При эксплуата­ции подъемно-транспортных машин следует ограждать все доступные движущиеся или вращающиеся части механиз­мов. Необходимо исключать непредусмотренный контакт работающих с перемещаемыми грузами и самими механиз­мами при их передвижении, а также обеспечить надежную прочность механизмов, вспомогательных, грузозахватных и строповочных приспособлений.

Для обеспечения безопасной эксплуатации подъемно-транспортные машины снабжают средствами защиты, вклю­чая системы дистанционного управления. Для дистанцион­ного управления подъемно-транспортными машинами при­меняют электрические следящие системы (при стационарном пульте управления) и радиоуправление (при управлении с разных мест). Инспекция Госгортехнадзора и администра­ция предприятия устанавливают постоянный надзор за со­стоянием грузоподъемных устройств, канатов, цепей, смен­ных грузозахватных органов (крюков, грузоподъемных электромагнитов и т.п.), съемных грузозахватных приспо­соблений (стропов, клещей, траверс и т.п.) и тары (контей­неров, кошен и т.п.), уходом за ними и безопасностью экс­плуатации. В частности, правилами Госгортехнадзора пре­дусматривается проведение регламентированных испытаний грузоподъемных машин, представляющих с точки зрения охраны труда в машиностроении наибольшую опасность среди всех подъемно-транспортных машин.

Вновь установленные грузоподъемные машины долж­ны быть подвергнуты до пуска в работу полному техниче­скому освидетельствованию. Грузоподъемные машины, на­ходящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию; частичному - не реже одного раза в год; полному - не реже одного раза в три года, за исключением редко используемых. Возможно вне­очередное полное техническое освидетельствование грузо­подъемной машины (после монтажа на новом месте, реконструкции, смены крюка, ремонта металлических конструк­ций грузоподъемной машины с заменой расчетных элемен­тов и т.д.). При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина должна подвергаться осмотру, ста­тическому и динамическому испытанию. При частичном техническом освидетельствовании статические и динамиче­ские испытания не проводятся.

Осмотр сопровождается проверкой работы механиз­мов и электрооборудования, тормозов и аппаратуры управ­ления, освещения и сигнализации, приборов безопасности и регламентируемых габаритов.

3.8. Организация безопасного производства работ.

Перечень работ с повышенной опасностью

К работам повышенной опасности относятся работы, при выполнении которых имеется или может возникнуть производственная опасность вне зависимости от характера выполняемой работы. Поэтому при выполнении таких ра­бот, кроме обычных мер безопасности, необходимо выпол­нение дополнительных мероприятий, разрабатываемых от­дельно для каждой конкретной производственной операции.

В каждой организации составляется перечень работ по­вышенной опасности с учетом конкретных условий и особен­ностей технологии, который утверждается руководителем ор­ганизации (главным инспектором, техническим директором и т.н.). Он составляется на основе примерного перечня работ с повышенной опасностью в соответствии с нормативными пра­вовыми актами по охране труда, например, СНиП 12-03-99 «Безопасность труда в строительстве»; «ПОТ РМ - 016 - 2001, РД 153 - 34.0 - 03.150 - 00. Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок»; «ПОТ РО - 14000 - 005 - 98. Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация прове­дения»; Межотраслевые правила по охране труда при работе на высоте (ПОТ РМ - 012 - 2000); Правила по охране тру­да при эксплуатации коммунального водопроводно-канализационного хозяйства (1998 г.).

Так, например, СНиП 12-03-99 содержит примерный перечень мест (условий) производства и видов работ, на выполнение которых необходимо выдавать наряд-допуск. К таковым относятся:

Выполнение работ с применением грузоподъемных кранов и других строительных машин в охранных зонах воздушных линий электропередачи, газонеф­тепродуктов, складов легковоспламеняющихся или горючих жидкостей, горючих или сжиженных газов;

Выполнение любых работ в колодцах, шурфах, замкнутых и труднодоступных пространствах;

Выполнение земляных работ на участках с пато­генным заражением почвы (свалки, скотомогиль­ники и т.п.), в охранных зонах подземных элек­трических сетей, газопровода и других опасных подземных коммуникаций;

Осуществление текущего ремонта, демонтажа обору­дования, а также производство ремонтных или ка­ких-либо строительно-монтажных работ при наличии опасных факторов действующего предприятия;

Выполнение работ на участках, где имеется или может возникнуть опасность со смежных участков работ;

Выполнение работ в непосредственной близости от полотна или проезжей части эксплуатируемых авто­мобильных и железных дорог (определяется с учетом действующих нормативных документов по безопасно­сти труда соответствующих министерств и ведомств);

Выполнение газоопасных работ.

Работы повышенной опасности следуют выполнять только при наличии наряда-допуска и после проведения целевого инструктажа непосредственно на рабочем месте.

Наряд-допуск - это задание на производство ра­бот, оформленное на специальном бланке установленной формы и определяющее содержание, место работы, вре­мя ее начала и окончания, условия безопасного проведе­ния, состав бригады и лиц, ответственных за безопас­ность выполнения работы. Форма наряда-допуска при­водится в перечисленных документах.

Наряд-допуск выдается на срок, необходимый для выполнения заданного объема работ. Выдача и возврат его регистрируются в журнале.

Исправления при заполнении наряда-допуска не до­пускаются.

Наряд-допуск оформляется в двух экземплярах. Один находится у лица, выдавшего наряд-допуск, другой выдается ответственному руководителю работ. При работах на территории действующего предприятия наряд-допуск оформляется в 3 экземплярах (3-й экземпляр выдается от­ветственному лицу действующего предприятия). В случае невыполнения работ в указанное в наряде-допуске время или изменения условий производства работ работы прекращаются, наряд-допуск закрывается, возоб­новление работ разрешается только после выдачи нового наряда-допуска. Изменения в составе бригады регистрируются в при­ложении к наряду-допуску по специальной форме.

Окончание работ оформляется подписями в наряде-допуске, и он передается ответственному руководителю работ. Срок хранения закрытого наряда-допуска - 30 дней. Проведение инструктажа по безопасности фиксирует­ся в наряде-допуске с подписью участников.

К самостоятельному выполнению работ повышенной опасности допускаются лица:

Не моложе 18 лет;

Признанные годными к производству работ меди­цинским освидетельствованием;

Имеющие производственный стаж на указанных работах не менее одного года и тарифный разряд не ниже третьего;

Прошедшие обучение и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда;

Имеющие удостоверение на право производства этих работ;

Получившие инструктаж на рабочем месте по безо­пасности при выполнении работ.

Рабочие, впервые допускаемые к работе повышенной опасности, в течение одного года должны выполнять такие работы под непосредственным надзором опытных рабочих, назначенных для этого приказом по организации.

Право выдачи нарядов-допусков предоставляется специалистам, аттестованным по охране труда и уполномо­ченным на это приказом руководителя организации, на­пример, техническому директору, главному инженеру, за­местителям директоров, начальникам самостоятельных подразделений и их заместителям.

Лица, выдающие наряд-допуск, определяют необхо­димость и объем работ, условия безопасного выполнения этих работ, осуществляют контроль за выполнением меро­приятий по обеспечению безопасности производства работ, определяют квалификацию ответственного руководителя работ, ответственного исполнителя работ, членов бригады.

Ответственным за организацию и производство работ повышенной опасности являются:

Лица, выдающие наряд-допуск;

Ответственные руководители работ;

Ответственные исполнители работ. Ответственные руководители и исполнители должны быть аттестованы по охране труда. Разрешается следующее совмещение обязанностей от­ветственных лиц:

Лицо, выдающее наряд-допуск, может быть одно­временно ответственным руководителем работ;

Ответственный руководитель работ может быть од­новременно ответственным исполнителем, работ.

Ответственный руководитель работ несет ответствен­ность за полноту и точное выполнение мер безопасности, указанных в наряде-допуске, квалификацию ответственно­го исполнителя работ и членов бригады (звена), включен­ных в наряд-допуск, а также за допуск исполнителей на место производства работ.

Ответственными исполнителями могут назначаться про­рабы, мастера, бригадиры (звеньевые). Они несут ответст­венность за безопасное выполнение работ, соблюдение члена­ми бригады мер безопасности, указанных в наряде-допуске, обязательное применение средств индивидуальной защиты, производственную и технологическую дисциплину.

Ответственный исполнитель работ не имеет право по­кинуть рабочее место. В случае возникновения такой необхо­димости его обязан заменить ответственный руководитель ра­бот. При невозможности замены работы должны быть пре­кращены, а рабочие выведены с места производства работ.

Бригада работающих по наряду-допуску должна состоять не менее чем из двух человек.

4. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ

4.1. Средства индивидуальной защиты работающих.

Классификация средств индивидуальной защиты

Вопросы обязательного обеспечения работающих СИЗ регламентируются ст. 14 закона «Об основах охраны труда к РФ», ст. 149 КЗоТ, «Правилами обеспечения ра­ботников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утвержден­ными Постановлением Минтруда РФ 18 декабря 199S г. № 51, Постановлением Минтруда РФ от 29 декабря 1999 г. № 39 «О внесении изменений и дополнений в правила обеспечения работников специальной одеждой, специаль­ной обувью и другими средствами индивидуальной защи­ты», государственными стандартами системы ССБТ, пе­речнем Постановлений Минтруда об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специаль­ной одежды, специальной обуви и других средств индиви­дуальной защиты для всех отраслей экономики народного хозяйства (1997 г.).

По характеру применения средства защиты подразделяются на две категории: средства коллективной защиты и средства индивидуальной защиты.

СИЗ применяется в тех случаях, когда безопасность ра­бот не может быть обеспечена конструкцией оборудования, организацией производственных процессов, архитектурно-планировочным решением и средствами коллективной защиты.

Целью применения любого СИЗ является снижение до допустимых значений или полное предотвращение влияния oпacных и вредных производственных факторов на человека. При этом отрицательное влияние СИЗ на жизненно важные функциональные системы организма и трудовой процесс должно быть сведено к минимуму. СИЗ должны отвечать требованиям технической эстетики и эргономики. Поэтому они подвергаются оценке по защитным, физиолого-гигиеническим и эксплуатационным показателям.

При аттестации рабочих мест по условиям труда оценка фактического состояния последних на рабочем мес­те включает в себя оценку обеспеченности работников СИЗ. а также эффективность этих средств.

Оценка обеспеченности работников СИЗ осуществля­ется посредством:

Сопоставления фактически выдаваемых СИЗ с Ти­повыми отраслевыми нормами;

Оценки соответствия выдаваемых СИЗ фактиче­скому состоянию условий труда.

При этом эффективность и качество СИЗ должны быть подтверждены сертификатом соответствия.

Текущий и предупредительный надзор за применени­ем СИЗ, работающих с вредными химическими вещества­ми определен
МУ 2.2.8.000-94.

В соответствии с ГОСТом 12.3.011-89 «ССБТ. Сред­ства защиты работающих. Общие требования и классификация» средства индивидуальной защиты в зависимости от назначения подразделяются на следующие классы:

Костюмы изолирующие (пневмокостюмы, гидроизолирующие костюмы, скафандры);

Средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, самоспасатели, пневмошлемы, пневмокаски, пневмокуртки);

Одежда специальная защитная (комбинезоны, по­лукомбинезоны, куртки, брюки, тулупы, халаты, пальто, полупальто, полушубки, накидки, плащи, полуплащи, рубашки, шорты, жилеты, платья, са­рафаны, блузки, юбки, напыльники, фартуки);

Средства защиты ног (сапоги, полусапоги, ботинки, полуботинки, туфли, галоши, боты, бахилы, портян­ки), в том числе от вибрации и действия электротока;

Средства защиты рук (рукавицы, перчатки, наладонники, напальчники, напульсники, нарукавники, налокотники), в том числе дерматологические средства (пасты, мази, кремы);

Средства защиты головы (каски, шлемы, подшлем­ники, шайки, береты, шляпы, колпаки, косынки, накомарники);

Средства защиты лица (щитки защитные лицевые);

Средства защиты глаз (очки защитные);

Средства защиты органов слуха (противошумовые шлемы,

наушники, вкладыши);

Средства защиты от падения с высоты (предохра­нительные

пояса, тросы, ловители и др.);

Средства защиты комплексные (единые конструк­тивные устройства, обеспечивающие защиту двух и более органов - дыхания, зрения, слуха, а также лица н головы).

Конструкции СИЗ могут быть универсальными. В этом случае они обеспечивают защиту от всех или основ­ных вредных и опасных факторов (например, СИЗ орга­нов дыхания, защищающие от всех видов пыли). СИЗ, предназначенные для конкретных условий труда или профессии, называют специальными (спецодежда для шахтеров, геологов, лесорубов и т.п.)

Не относится к СИЗ форменная одежда, которой обеспечиваются работающие в некоторых отраслях про­мышленности.

4.2. Порядок обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об ос­новах охраны труда в РФ» и ст. 149 КЗоТ РФ работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых темпера­турных условиях или связанных с загрязнением, выдаются бесплатно сертифицированные специальная одежда, специ­альная обувь и другие средства индивидуальной защиты (в дальнейшем - СИЗ) в соответствии с нормами, утвер­жденными в порядке, определенном Правительством РФ.

Приобретение СИЗ и обеспечение ими работников в соответствии с требованиями охраны труда производится за счет средств работодателя (ст.ст. 8, 14 и 17 Федерально­го закона «Об основах охраны труда в РФ»).

В соответствии с подпунктом «ж» п. 2 постановления Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 661 «О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учиты­ваемых при налогообложении прибыли» (Собрание законо­дательства РФ, 1995, № 28, ст. 2686) затраты по обеспече­нию нормальных условий труда и техники безопасности, в т.ч. обеспечение специальной одеждой, специальной обу­вью, защитными приспособлениями, включатся в себестои­мость продукции (работ, услуг).

Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи СИЗ (в дальнейшем - Типовые отраслевые нормы) предусматри­вают обеспечение работников СИЗ независимо от того, к ка­кой отрасли экономики относятся производства, цехи, участ­ки и виды работ, а также независимо от форм собственности организации и их организационно-правовых форм.

Например, рабочим, занятым в производстве облицо­вочных материалов из природного камня, независимо от того, в организациях какой отрасли экономики находится это производство, СИЗ выдаются в соответствии с Типовыми отрас­левыми нормами бесплатной выдачи СИЗ работникам про­мышленности строительных материалов, организации сте­кольной и фарфорово-фаянсовой промышленности. Станочнику, занятому механической обработкой металла, не­зависимо от того, в какой организации он работает, СИЗ вы­даются и соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи СИЗ работникам машиностроительных и металлообрабатывающих производств.

Работникам, профессии и должности которых преду­смотрены в Типовых нормах бесплатной выдачи СИЗ ра­ботникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, СИЗ выдаются независимо от того, в каких производствах, цехах и на участках они работают, если эти профессии и должности специально не предусмотрены в соответствующих Типовых отраслевых нормах. Например, аккумуляторщику, работающему в организации автомо­бильного транспорта, СИЗ выдаются в соответствии с Ти­повыми нормами бесплатной выдачи СИЗ работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономи­ки.

Этой же категории рабочих, занятых на подземных горных работах в горнодобывающей промышленности, бес­платная выдача СИЗ должна производиться согласно Типо­вым отраслевым нормам бесплатной выдачи СИЗ работникам горной и металлургической промышленности и металлургиче­ских производств других отраслей промышленности. Наименования профессии рабочих и должностей спе­циалистов и служащих, предусмотренные в Типовых от­раслевых нормах, указаны в соответствии с Единым та­рифно-квалификационным справочником работ и профес­сий рабочих, Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, Ква­лификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.

В отдельных случаях в соответствии с особенностями производства работодатель может по согласованию с госу­дарственным инспектором по охране труда и соответст­вующим профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом заменять один вид средств индивидуальной защиты, предусмотренных Типо­выми отраслевыми нормами, другим, обеспечивающим полную защиту от опасных и вредных производственных факторов: комбинезон х/б может быть заменен костюмом х/б или халатом и наоборот; костюм х/б - полукомбине­зоном с рубашкой (блузой) или сарафаном с блузой, и на­оборот; костюм суконный - костюмом х/б с огнезащитной или кислото-защитной пропиткой и наоборот, костюм бре­зентовый - костюмом х/б с огнезащитной или водооттал­кивающей пропиткой, и наоборот; ботинки (полусапоги) кожаные - сапогами резиновыми, и наоборот; ботинки (по­лусапоги) кожаные - сапогами кирзовыми, и наоборот; ва­ленки - сапогами кирзовыми и наоборот.

В тех случаях, когда такие средства индивидуальной защиты, как предохранительный пояс, диэлектрические галоши и перчатки, диэлектрический резиновый коврик, за­щитные очки и щитки, респиратор, противогаз, защитный шлем, подшлемник, накомарник, каска, наплечники, нало­котники, самоспасатели, антифоны, заглушки, шумозащитные шлемы, светофильтры, виброзащитные рукавицы и дру­гие не указаны в Типовых отраслевых нормах, они могут быть выданы работодателем работникам на основании атте­стации рабочих мест в зависимости от характера выполняе­мых работ со сроком носки до износа или как дежурные и могут включаться в коллективные договоры и соглашения.

Затраты по обеспечению СИЗ, указанных выше, также включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

При заключении трудового договора (контракта) ра­ботодатель знакомит работников с Правилами обеспечения работников СИЗ, а также с нормами выдачи им средств индивидуальной защиты.

Выдаваемые работникам СИЗ должны соответство­вать их полу, росту и размерам, характеру и условиям вы­полняемой работы и обеспечивать безопасность труда. В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны труда в РФ» СИЗ, в т.ч. и иностранного произ­водства, должны соответствовать требованиям охраны тру­да, установленным в РФ, и иметь сертификаты соответст­вия. Приобретение и выдача работникам СИЗ, не имею­щих сертификата соответствия, не допускаются.

Работодатель обязан заменить или отремонтировать специальную одежду и специальную обувь, пришедшие в негодность до окончания сроков носки по причинам, не зависящим от работника.

В случае пропажи или порчи СИЗ в установленных местах их хранения по не зависящим от работников причи­нам работодатель обязан выдать им другие исправные СИЗ.

Предусмотренные в Типовых отраслевых нормах де­журные СИЗ коллективного пользования должны выдаваться работникам только на время выполнения тех работ, для ко­торых они предусмотрены, или могут быть закреплены за определенными рабочими местами (например, тулупы - на наружных постах, перчатки диэлектрические - при электро­установках и т.д.) и передаваться от одной смены другой. В этих случаях СИЗ выдаются под ответственность мастера или других лиц, уполномоченных работодателем.

Предусмотренные в Типовых отраслевых нормах теп­лая специальная одежда и теплая специальная обувь (кос­тюм)- на утепляющей прокладке, куртки и брюки на утепляющей прокладке, костюмы меховые, тулупы, валенки, шапки-ушанки, рукавицы меховые и др.) должны выда­ваться работникам с наступлением холодного времени года, а с наступлением теплого могут быть сданы работодателю для организационного хранения до следующего сезона. Время пользования теплой специальной одеждой и теплой специальной обувью устанавливается работодателем совме­стно с соответствующим профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом с учетом местных климатических условий.

Ученикам любых форм обучения, учащимся общеобра­зовательных и образовательных учреждений начального профессионального образования, студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образо­вания на время прохождения производственной практики (производственного обучения), мастерам производственного обучения, а также работникам, временно выполняющим ра­боту по профессиям и должностям, предусмотренным Типовыми отраслевыми нормами, на время выполнения этой рабо­ты СИЗ выдаются в общеустановленном порядке.

Бригадирам, мастерам, выполняющим обязанности бригадиров, помощникам и подручным рабочих, профессии которых предусмотрены в соответствующих Типовых от­раслевых нормах, выдаются те же СИЗ, что и рабочим со­ответствующих профессий.

Предусмотренные в Типовых отраслевых нормах СИЗ для рабочих, специалистов и служащих должны вы­даваться указанным работникам и в том случае, если они по занимаемой должности или профессии являются стар­шими и выполняют непосредственно те работы, которые дают право на получение этих СИЗ.

Рабочим, совмещающим профессии или постоянно вы­полняющим совмещаемые работы, в т.ч. в комплексных бри­гадах, помимо выдаваемых им СИЗ по основной профессии должны дополнительно выдаваться в зависимости от выпол­няемых работ и другие виды СИЗ, предусмотренные Типо­выми отраслевыми нормами для совмещаемой профессии.

Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки.

Выдача работникам и сдача ими СИЗ должны запи­сываться в личную карточку работника.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об ос­новах охраны труда в РФ» работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ.

Лицевая сторона личной карточки

Грузоподъемные машины существенно облегчают труд, однако нужно помнить и о том, что они - потенциальный источник опасности как для операторов (крановщиков, машинистов), так и для находящихся в рабочей зоне людей и сооружений. Вот почему работодателю следует предпринять ряд мер для обеспечения безопасности работающих. Какие - читайте в статье.

Безопасность эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов

Справочно:

Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности МЧС (далее - Госпромнадзор).

Документ:

Положение о Департаменте по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 29.12.2006 № 756.

Грузоподъемные машины очень часто используются в различных производствах для механизации операций по подъему и перемещению грузов.

Вопросы безопасного выполнения работ с помощью грузоподъемных машин регулирует специальный государственный надзорный орган - Госпромнадзор. В целях регламентации требований по грузоподъемным машинам разрабатываются и утверждаются правила, например Правила № 37, которые распространяются на наиболее часто используемые в нашей стране грузоподъемные машины, так называемые технические устройства с машинным приводом.

Документ:

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденные постановлением МЧС Республики Беларусь от 28.06.2012 № 37 (далее - Правила № 37).

Есть и отдельные правила, которые разработаны на грузоподъемные машины для шахт, речных судов, на электро- и автопогрузчики, краны-трубоукладчики, грузоподъемные краны, предназначенные для работы только с навесным оборудованием (вибропогружателями, люльками, буровым оборудованием и т.п.).

Документ:

Правила безопасности при работе с механизмами, инструментом и приспособлениями (ПБМИП), утвержденные первым заместителем Министра топлива и энергетики Республики Беларусь от 12.02.1996 (далее - ПБМИП).

Для ручных талей, грузоподъемных кранов и лебедок с ручным приводом рекомендуется применять разд. 4.5 «Тали ручные и кошки», 4.4 «Лебедки» ПБМИП.

Грузоподъемная машина

Отметим, что «грузоподъемная машина» более широкое понятие, чем «грузоподъемный кран». Так, согласно определениям, приведенным в приложении 1 к Правилам № 37, грузоподъемная машина - это техническое устройство цикличного действия для подъема и перемещения груза, а грузоподъемный кран - это грузоподъемная машина, предназначенная для подъема и перемещения в пространстве груза, подвешенного с помощью крюка.

Вместе с тем грузоподъемные краны - это и грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления, и лебедки с машинным приводом, предназначенные для подъема груза, людей, и электрические тали, и подъемники крановые (п. 2 Правил № 37). Таким образом, понятие грузоподъемного крана включает в себя понятие и грузоподъемной машины, и грузоподъемного механизма, так как согласно определению лебедки, приведенному в приложении 1 к Правилам № 37, - это механизм, тяговое усилие которого передается посредством гибкого элемента (каната, цепи) от приводного барабана. Таль является также грузоподъемным механизмом, смонтированным или не смонтированным в одном корпусе с приводом.

Однако в технической литературе, в прежних правилах Госгортехнадзора, предшественника Госпромнадзора, применяется более обобщающий термин для надзорной деятельности - «подъемные сооружения», к которым относятся грузоподъемные машины (краны), лифты, эскалаторы, подвесные канатные дороги, фуникулеры.

В настоящей статье мы не будем касаться кранов-манипуляторов, определение которых в Правилах № 37 дано весьма расплывчато.

Любопытно упоминание в этом документе кранов-экскаваторов, используемых для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом, что является отголоском тяжелого послевоенного периода, когда не хватало грузоподъемных кранов и экскаваторы переоборудовались в грузоподъемные машины.

Регистрация грузоподъемных машин

В целях надзора за грузоподъемными машинами Госпромнадзор проводит их регистрацию, но не всех, а машин с наиболее высокими характеристиками. До пуска в работу такие грузоподъемные машины должны быть зарегистрированы в органах Госпромнадзора.

Справочно:

в настоящее время на учете в Госпромнадзоре находится 15 146 грузоподъемных кранов, находящихся на балансе 3 451 субъекта хозяйствования, причем 75,9 % кранов отработали нормативный срок службы.

В органах Госпромнадзора не подлежат регистрации грузоподъемные механизмы (электрические тали, лебедки для подъема груза и людей) и небольшие грузоподъемные машины (мостовые и козловые краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола, краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно, с постоянным вылетом или не снабженные механизмом поворота). Такие различия, обусловленные грузоподъемностью различных типов кранов, связаны с их различной устойчивостью, необходимым условием безопасной эксплуатации.

Краны стрелового типа имеют изменяющуюся в зависимости от вылета стрелы грузоподъемность, поэтому для таких кранов наиболее вероятны случаи их опрокидывания. Исчерпывающий перечень грузоподъемных кранов, не подлежащих регистрации в Госпромнадзоре, дан в п. 331 Правил № 37.

Грузоподъемные машины, не регистрируемые в органах Госпромнадзора, регистрирует ответственное лицо по надзору на предприятии в журнале регистрации под инвентарным номером.

Справочно:

регистрационный номер, полученный в Госпромнадзоре, наносится на табличку, которая крепится на кране.

Справочно:

грузоподъемные машины, механизмы и приспособления, находящиеся в эксплуатации, должны иметь на грузоподъемных элементах (узлах) четкие надписи (или металлические бирки) с указанием на них инвентарного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания (п. 4.1.2 ПБМИП).

Организация безопасной эксплуатации грузоподъемных машин

Рассмотрим наиболее важные практические моменты безопасной эксплуатации грузоподъемных машин.

Эксплуатация крана подразумевает использование его по назначению, а также транспортирование, монтаж, хранение, техническое обслуживание и ремонт.

Рассмотрим, как организовать безопасную работу стационарных грузоподъемных машин, установленных в цехах и на погрузочных площадках.

Для этого на предприятии должны быть назначены ответственные лица и обслуживающий персонал, разработаны технологические регламенты и производственные инструкции для обслуживающего персонала.

Остановимся подробнее на данных требованиях.

Итак, на предприятии должны быть назначены 3 категории ответственных лиц:

1) по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары;

2) ответственные за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии;

3) ответственные за безопасное производство работ кранами.

Правилами № 37 определено, что проверка знаний законодательства в области промышленной безопасности ответственных специалистов должна проводиться в объеме его выполняемой работы, однако, эксплуатация самоходных и башенных кранов, стационарных кранов, нерегистрируемых в Госпромнадзоре, не относится к области промышленной безопасности.

Документ:

Инструкци я о порядке проверки знаний законодательства в области промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, утвержденная постановлением МЧС Республики Беларусь от 08.01.2007 № 2 (далее - Инструкция о порядке проверки знаний).

Все назначенные специалисты должны пройти обучение и проверку знаний в соответствии с Инструкцией о порядке проверки знаний, т.е. в комиссии Госпромнадзора или учреждениях образования, имеющих его разрешение.

Практика показывает, что подавляющее число назначенных специалистов проходят проверку знаний после соответствующего обучения, которое не всегда соответствует специфике выполняемой работы.

Справочно:

ответственные лица не реже 1 раза в 3 года должны проходить проверку знаний и не реже 1 раза в 5 лет проходить повышение квалификации.

Справочно:

проверка знаний законодательства работников в области промышленной безопасности должна проводиться в объеме его выполняемой работы.

Документ:

Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 № 363-З «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон о промышленной безопасности).

Справочно:

Закон о промышленной безопасности к категории опасных производственных объектов относит объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.

Требования, к обслуживающему персоналу

Обслуживающий персонал (машинисты кранов, стропальщики, слесари, наладчики приборов безопасности, электромонтеры, операторы, кранов управляемых с пола) должен пройти обучение в учреждениях образования.

Если в прежних редакциях Правил № 37 к работе стропальщика, к управлению крана с пола допускались рабочие основных профессий, квалификационными характеристиками которых предусматривалась работа с грузоподъемными механизмами, например, монтажник, вулканизаторщик, то сейчас они должны иметь удостоверение стропальщика или оператора (иногда используется слово «машинист»), пройти обучение на курсах.

Например, к выполнению работ по зацепке, обвязке, строповке, навешиванию и перемещению груза с помощью грузоподъемных машин допускаются лица, прошедшие обучение по профессии стропальщика и получившие свидетельство установленного образца о присвоении квалификационного разряда по профессии стропальщика, инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Периодическая проверка знаний обслуживающего персонала проводится не реже 1 с раза в 12 месяцев в объеме производственной инструкции.

Инструкции по охране труда для обслуживающего персонала

Следует сказать, что до создания Департамента государственной инспекции труда инструкций по охране труда для обслуживающего грузоподъемные машины персонала не существовало, их роль выполняли производственные инструкции для машинистов различных типов кранов и для стропальщиков. Типовые инструкции для них утверждал Госгортехнадзор, а затем Проматомнадзор.

Нынешний надзорный орган в области промышленной безопасности ушел от такой практики, но не отказался от требования разработки производственных инструкций на предприятии, предполагая указывать в них обязанности работника. В итоге предприятие должно разрабатывать 2 похожие инструкции с разными названиями, так как инструкции по охране труда разрабатываются на основании типовых производственных инструкций.

Справочно:

для правильного обслуживания кранов владелец обязан обеспечить обслуживающий персонал производственными инструкциями, определяющими их обязанности, инструкциями по охране труда, определяющими порядок безопасного производства работ, их права и ответственность. Производственные инструкции и инструкции по охране труда должны выдаваться обслуживающему персоналу под роспись перед допуском их к работе (п. 396 Правил № 37).

Производственные инструкции и инструкции по охране труда должны выдаваться обслуживающему персоналу под роспись перед допуском их к работе (п. 396 Правил № 37).

Разработка технологических регламентов

Справочно:

ППР - проект производства работ.

Для безопасной эксплуатации грузоподъемных машин разрабатывают технологические регламенты. Если в строительной отрасли таким регламентом являются ППР и технологические карты, требования к составлению которых даны в Правилах № 37, а их наличие проверяется при пуске башенных кранов в эксплуатацию, то в других отраслях, как показывают проверки, такие регламенты отсутствуют. Изредка разрабатываются обязательные технологические карты складирования грузов, погрузки и разгрузки транспортных средств и подвижного состава. Упущением является и тот факт, что в проектных документах не оговариваются условия безопасной работы нескольких кранов на одном пути, на параллельных путях, в случаях, когда зоны действия кранов пересекаются.

Основные моменты безопасной работы

Рассмотрим основные моменты безопасной работы грузоподъемных машин при перемещении грузов.

Пункт 399 Правил № 37 определяет случаи, когда ответственный за безопасное производство работ кранами непосредственно должен руководить работами:

При загрузке и разгрузке полувагонов;

При перемещении груза несколькими кранами;

Вблизи линии электропередачи;

При перемещении груза над перекрытиями, под которыми размещены производственные или служебные помещения, где могут находиться люди;

При перемещении груза, на который не разработаны схемы строповки (на основании письменного разрешения);

В других случаях, предусмотренных проектами или технологическими регламентами.

Ответственный за безопасное производство работ кранами также должен указывать крановщикам место установки стреловых самоходных кранов для работы вблизи линии электропередачи и выдавать разрешение на работу с записью в вахтенном журнале.

Кроме того, на рабочем месте должна быть вывешена схема строповки, но как показывает практика, если схема и есть, то она далека от реальности и не отражает поднимаемые грузы и используемые съемные грузозахватные приспособления.

Справочно:

к сожалению, в республике нет нормативно утвержденных схем строповки, поэтому почти в каждой организации эти схемы составляются с ошибками.

Итак, на месте работы грузоподъемной машины должны быть вывешены схемы строповки (выданы на руки стропальщикам), список основных перемещаемых краном грузов с указанием их массы.

Стропальщики должны иметь и применять сигнальный жилет (хорошо видимый в темное время суток), средства индивидуальной защиты (защитная каска установленного образца).

Перемещение груза, масса которого неизвестна, должно производиться только после определения его фактической массы.

При работе крана груз предварительно поднимается на высоту не более 200-300 мм для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза.

При горизонтальном перемещении груз или грузозахватное приспособление предварительно поднимаются на 500 мм выше встречающихся на пути предметов.

Перемещение груза не должно производиться при нахождении под ним людей.

Стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1 000 мм от уровня площадки.

Типичные нарушения безопасной эксплуатации грузоподъемных машин

Отметим типичные неочевидные нарушения безопасной эксплуатации грузоподъемных машин.

Очень часто в зоне работы мостовых кранов размещают бытовые помещения, комнаты мастеров без разработки мер безопасности. Предприятия часто монтируют тельферы на надземных путях, без разработанного проекта заводом изготовителем или специализированной организацией.

При эксплуатации кранов мостового типа редко применяется марочная система, при которой управление краном разрешается лишь крановщику, получившему в установленном владельцем порядке ключ-марку, включающий электрическую цепь управления краном.

При эксплуатации кранов, управляемых с пола, не всегда обеспечивается свободный проход для рабочего, управляющего краном.

Не всегда правильно трактуется п. 149 Правил № 37, согласно которому аппарат управления должен быть расположен на высоте от 1 000 до 1 500 мм от пола. Здесь заложено требование этой высоты при удерживании аппарата при работе, а не в нерабочем состоянии. В результате неправильной трактовки такая длина не позволяет лицу, управляющему механизмом, находиться на безопасном расстоянии от поднимаемого груза.

В настоящее время готовится новая редакция Правил № 37, в которой, мы надеемся, требования по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин будут изложены более четко и системно.

Владимир Новожилов , главный технический инспектор труда
Белорусского профсоюза работников химической,
горной и нефтяной промышленности

Для подвешивания на крюк груза без предварительной обвязки (груз, имеющий петли, рымы, цапфы, а также находящийся в ковшах, бадьях, контейнерах или другой таре) или в тех случаях, когда груз захватывается полуавтоматическими захватными устройствами, могут допускаться рабочие основных профессий, дополнительно обученные профессии стропальщика по сокращенной программе. К этим рабочим должны предъявляться те же требования, что и к стропальщикам.

Краны могут быть допущены к перемещению грузов, масса которых не превышает паспортную грузоподъемность. При эксплуатации крана не должны нарушаться требования, изложенные в его паспорте и руководстве по эксплуатации.

Перемещение грузов над перекрытиями, под которыми размещены производственные, жилые или служебные помещения, где могут находиться люди, не допускается

Неисправные грузозахватные приспособления, а также приспособления, не имеющие бирок (клейм), не должны находиться в местах производства работ.

Не допускается нахождение в местах производства работ немаркированной и поврежденной тары.

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и, зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ. Место производства работ по перемещению грузов кранами должно быть освещено в соответствии с проектом производства работ.

Работа крана должна быть прекращена при скорости ветра, превышающей допустимую для данного крана, при снегопаде, дожде или тумане, при температуре ниже указанной в паспорте и в других случаях, когда крановщик плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз.

Для безопасного выполнения работ по перемещению грузов кранами производитель работ обязаны обеспечить соблюдение следующих требований:

На месте производства работ по перемещению грузов, а также на кране не должно допускаться нахождение лиц, не имеющих прямого отношения к выполняемой работе;

Вход на мостовые краны и спуск с них должны производиться через посадочную площадку или, в отдельных случаях, через проходную галерею;

Строительно-монтажные работы должны выполняться по проекту производства работ кранами (ППРк), в котором должны предусматриваться:

Перемещение груза не должно производиться при нахождении под ним людей; стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1000 мм от уровня площадки;

Перемещение груза, масса которого неизвестна, должно производиться только после определения его фактической массы;

Груз или грузозахватное приспособление при их горизонтальном перемещении должны быть предварительно подняты на 500 мм выше встречающихся на пути предметов;

Опускать перемещаемый груз разрешается лишь на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза; на место установки груза должны быть предварительно уложены подкладки соответствующей прочности для того, чтобы стропы могли быть легко и без повреждения извлечены из-под груза;

По окончании работы или в перерыве груз не должен оставаться в подвешенном состоянии.

При подъеме груза он должен быть предварительно поднят на высоту не более 200-300 мм для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза;

При подъеме груза, установленного вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, станка или другого оборудования, не должно допускаться нахождение людей (в том числе стропальщика) между поднимаемым грузом и указанными частями здания или оборудованием; это требование должно также выполняться при опускании и перемещении груза.

При работе крана не допускаются:

Вход в кабину крана во время его движения;

Нахождение людей возле работающего стрелового крана во избежание зажатия их между поворотной и неповоротной частями крана;

Перемещение груза, находящегося в неустойчивом положении или подвешенного за один рог двурогого крюка;

Перемещение людей или груза с находящимися на нем людьми;

Подъем груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, укрепленного болтами или залитого бетоном, а также металла и шлака, застывшего в печи или приварившего после слива;

Освобождение краном защемленных грузом стропов, канатов или цепей;

Оттягивание груза во время его подъема, перемещения и опускания; для разворота длинномерных и крупногабаритных грузов во время их перемещения должны применяться крючья или оттяжки соответствующей длины;

Выравнивание перемещаемого груза руками, а также поправка стропов на весу;

Подача груза в оконные проемы, на балконы и лоджии без специальных приемных площадок или специальных приспособлений;

Работа при отключенных или неисправных приборах безопасности и тормозах;

Подъем груза непосредственно с места его установки (с земли, площадки, штабеля и т.п.) стреловой лебедкой, а также механизмами подъема и телескопирования стрелы;

Посадка в тару, поднятую краном, и нахождение в ней людей;

Нахождение людей под стрелой крана при ее подъеме и опускании без груза.

Самоходные машины должны быть оборудованы звуковой и световой сигнализацией. На грузовых крюках грузоподъемных машин и съемных грузозахватных приспособлений обязательно наличие предохранительных замыкающих устройств, предотвращающих самопроизвольное выпадение грузозахватного приспособления или груза. Дверь для входа в кабину управления снабжают блокировкой, не позволяющей начать движение при открытой двери.

Требования безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин. Требования техники безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин

Требования техники безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин

К управлению грузоподъемными машинами допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, специальное обучение и имеющие соответствующее удостоверение. К управлению грузоподъемными машинами с пола и к подвешиванию грузов на крюк этих машин могут допускаться рабочие других профессий, прошедшие инструктаж.


Управление автомобильным краном может быть поручено водителю автомобиля после обучения его по соответствующей программе и аттестации квалификационной комиссией. Грузоподъемные краны почти всех типов регистрируют в органах Госпроматомнадзора. Исключение составляют: краны с ручным приводом; краны мостового типа и передвижные или поворотные консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарно установленного пульта; стреловые и башенные краны, рассчитанные на грузоподъемность до 1 т включительно; стреловые краны, рассчитанные на работу с постоянным вылетом или не снабженные механизмом поворота или передвижения; переставные краны, устанавливаемые на монтируемом сооружении.


На всех рубильниках грузоподъемных машин должны быть четкие надписи с указанием, к каким машинам они относятся. Движущиеся легкодоступные части грузоподъемных машин должны быть закрыты съемными ограждениями. Работа без ограждений запрещается. Металлоконструкции и металлические части электрооборудования кранов с электроприводом, которые могут оказаться под напряжением в результате повреждения изоляции, должны быть заземлены. Краны и грузоподъемники с электрическим, гидравлическим или пневматическим приводами должны иметь автоматические устройства (концевые выключатели, ограничители грузоподъемности), обеспечивающие безопасность работы. Следует помнить, что использовать грузоподъемники и краны для перемещения людей запрещается.

Техническое освидетельствование грузоподъемных машин

Грузоподъемные машины и съемные грузозахватные приспособления до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию.


Грузоподъемные машины, подлежащие регистрации в органах Госпроматомнадзора, должны подвергаться техническому освидетельствованию до их регистрации.


Техническое освидетельствование должно проводиться согласно инструкции по эксплуатации грузоподъемной машины, составленной с учетом стандарта ИСО 4310. При отсутствии в инструкции соответствующих указаний освидетельствование кранов проводится согласно Правилам.


Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:


а) частичному — не реже 1 раза в 12 мес;

б) полному — не реже 1 раза в 3 года, за исключением редко используемых машин (краны для обслуживания машинных залов электрических и насосных станций, компрессорных установок, а также другие грузоподъемные машины, используемые только при ремонте оборудования).


Редко используемые грузоподъемные машины должны подвергаться полному техническому освидетельствованию не реже 1 раза в 5 лет. Отнесение кранов к категории редко используемых производится владельцем по согласованию с органом Госпроматомнадзора.


Внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины должно проводиться после:


а) монтажа, вызванного установкой грузоподъемной машины на новом месте;

б) реконструкции грузоподъемной машины;

в) ремонта металлических конструкций грузоподъемной машины с заменой расчетных элементов или узлов;

г) установки сменного стрелового оборудования или замены стрелы;

д) капитального ремонта или замены грузовой (стреловой) лебедки;

е) замены крюка или крюковой подвески (проводятся только статические испытания);

ж) замены несущих или вантовых канатов кабельного типа кранов;

з) установки портального крана на новом месте работы.


Внеочередное полное техническое освидетельствование производится после: монтажа, вызванного установкой грузоподъемной машины на новое место; реконструкции; ремонта металлических конструкций с заменой расчетных элементов или узлов; установки сменного стрелового оборудования; капитального ремонта или смены механизма подъема; смены крюка.


Полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины включает:

  1. осмотр всех механизмов и несущих конструкций;
  2. статическое испытание грузом, превышающим грузоподъемность машины на 25 %, для проверки ее прочности, а также грузовой устойчивости против опрокидывания. Груз поднимают на высоту 100— 200 мм для кранов стрелового типа и 200—300 мм для передвижных консольных и мостовых кранов и выдерживают в течение 10 мин. По истечении 10 мин груз опускают, затем проверяют отсутствие остаточной деформации, трещин и других повреждений;
  3. динамическое испытание грузом, на 10 % превышающим грузоподъемность машины, для проверки действия механизмов и тормозов. Допускается производить динамическое испытание грузом, равным грузоподъемности машины по паспорту. При динамическом испытании производят повторные подъем и опускание груза и проверку действия всех других механизмов.

При частичном техническом освидетельствовании статическое и динамическое испытания грузоподъемной машины не производят.


Результаты технического освидетельствования грузоподъемных машин записывают в паспорт с указанием срока следующего освидетельствования, а на кран устанавливают таблички (бирки) с указанием регистрационного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания. Грузоподъемные машины, не прошедшие технического освидетельствования в срок, к работе не допускаются.


Домкраты испытывают при техническом освидетельствовании только на статическую нагрузку, превышающую паспортную грузоподъемность не менее чем на 10 %. Периодичность испытаний составляет 1 раз в 12 мес. Домкрат выдерживают под нагрузкой в течение 10 мин, причем винт (рейка, шток) его должен быть выдвинут в крайнее верхнее положение. У гидравлических домкратов не допускается к концу испытания падение давления более чем на 5 %. Результаты испытания заносят в паспорт.

Обеспечение безопасности подъемно-транспортного оборудования

Безопасность при эксплуатации подъемно-транспортного оборудования и машин (ПТМ) обеспечивается следующими методами:

  1. определением размера опасной зоны ПТМ;
  2. применением средств защиты от механического травмирования механизмами ПТМ;
  3. расчетом на прочность канатов и грузозахватных устройств (ГЗУ);
  4. определением устойчивости кранов;
  5. применением специальных устройств обеспечения безопасности;
  6. регистрацией, техническим освидетельствованием и испытанием ПТМ и ГЗУ.

Размер опасной зоны ПТМ зависит от высоты подъема груза и длины пути перемещения ПТМ с грузом. Радиус окружности, в пределах которой может упасть груз, определяется по схеме, приведенной на рис. 3.6, а, и формуле (3.7):


R = rс + 0,5lr + 0,3H, (3.7)

где rс — вылет стрелы крана от оси его поворота (для мостовых и козловых кранов гс = 0), м; lr — наибольший линейный размер груза (при подъеме длинномерных грузов по вертикали их отлет связан с падением на всю длину), м; Н — высота подъема груза, м.


Рис. 3.6. Схема к определению опасной зоны у грузоподъемного механизма: a — определение радиуса окружности, в пределах которой может упасть груз; б определение опасной зоны при перемещении ПТМ


Определив радиус R и зная длину L пути перемещения ПТМ (крана), можно определить опасную зону возможного падения груза, которое может произойти при обрыве каната, срыве ГЗУ, плохом закреплении груза. Опасная зона определяется нанесением окружностей радиусом R с центрами на линии перемещения оси ПТМ (рис. 3.6, б).



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году