Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Эксплуатация детского труда: мировая практика или мировое преступление? Направления решения проблемы детского труда Классный час по правам ребенка

Распространение детского рабского труда - одна из основных проблем современного мира . По данным Международной организации труда , на сегодняшний день более 250 миллионов детей незаконно эксплуатируются на различных производствах , а детская работорговля по прибыльности стоит на третьем месте после торговли оружием и наркотиками . Борется ли современное общество с фактами детского рабства ?


Аркадий Мамонтов - торговля детьми

Проблема современного общества

Как бы дико это ни звучало, в настоящее время торговля детьми — одна из самых серьезных проблем современного общества. Ежегодно десятки тысяч несовершеннолетних по всему миру попадают в руки "рабовладельцев", которые вынуждают их заниматься тяжелым физическим трудом, проституцией и другими незаконными деяниями. Аналитики из Организации Объединенных Наций утверждают, что более 12 миллионов человек по всему миру в настоящее время живут и трудятся в условиях рабства. И это в развитом современном обществе! По данным мировых экспертов, торговля детьми — третье по уровню дохода занятие после торговли оружием и наркотиками. Их доход составляет уже порядка 10 миллиардов долларов ежегодно.

Не менее серьезный вопрос — проблема незаконного детского труда, популярность которого растет с ужасающей скоростью. По данным ООН, только на 2011 год насчитывалось более 250 миллионов детей, вынужденных работать в очень тяжелых условиях. Интересно, что большей популярностью детский труд пользуется в Азии — там незаконно эксплуатируется более 153 миллионов детей; в Африке — 80 миллионов и 17 миллионов — в Латинской Америке.

Не так давно полиция небольшого западно-африканского государства Буркина-Фасо с помощью специалистов из Интерпола провела акцию по освобождению детей, которые были вынуждены трудиться на золотодобывающем руднике. Во время операции было освобождено более 400 тысяч детей и подростков, работавших в шахте. Как отметила представитель полиции страны Гана Пасиенс Квайона, дети были вынуждены работать в очень тяжелых условиях — в узких тесных шахтах, на глубине до 70 метров, без доступа свежего воздуха. Интересно, что зарплату детям не выплачивали. Сейчас все они помещены в приюты, а местные власти с помощью Интерпола начали поиск родителей. По данному делу было задержано 73 человека, которым уже предъявлены обвинения. Кстати, в прошлом году полиция Ганы во время подобных рейдов освободила более 250 детей, которые были вынуждены заниматься проституцией.

П ричины детского рабства

По данным Международной организации труда, более 120 наименований товаров в мире производится детьми. Не так давно даже было выдвинуто обвинение всемирно известной компании Nestle, где по словам аналитиков из Международной организации труда, на производстве шоколада было незаконно задействовано множество несовершеннолетних.

По заявлению ООН, главной причиной, по которой дети попадают в руки рабовладельцев или лиц, принуждающих их к незаконной трудовой деятельности, является бедность. В Китае, например, особенно на юго-западе страны, где население отличается крайней бедностью, рынок детского труда очень широк — здесь можно встретить даже детей семи-восьми лет. Все несовершеннолетние трудятся на крайне опасных производствах, получая за свойтруд мизерную плату. Конечно же, никто из них официально не числится на производстве, и процент смертности среди них очень высок. Многие родители сами фактически продают своих детей, чтобы погасить существующие долги либо поправить свое финансовое положение.

Для рабовладельцев же дети по ряду причин представляют вполне определенный интерес. Во-первых, вынудить несовершеннолетнего выполнять ту или иную работу гораздо легче, чем взрослого; во-вторых, дети менее требовательны, а их труд стоит дешевле. К примеру, в Гане многие дети, которые незаконно эксплуатируются на тяжелых и опасных производствах, получают всего шестую часть минимальной ставки для оплаты труда в стране.

Борьба с детским рабством

Мировая общественность давно бьет тревогу: проблема рабства затрагивает не только страны третьего мира, но и передовые державы.

Не так давно, летом этого года, российское Министерство иностранных дел подняло вопрос о проблемах детского рабства не где-нибудь, а в США! Представитель МИД РФ Александр Лукашевич в своем выступлении отметил, что сегодня в США довольно сильно развита торговля детьми, однако Госдепартамент это усиленно замалчивает. Штаты, по его словам, сильно обеспокоены проблемами работорговли во всем мире, однако нарочито не замечают довольно серьезные проблемы в своем регионе.

В докладе он отметил, что по данным НПО "Проект Поларис", в стране ежегодно более ста тысяч несовершеннолетних привлекаются к занятию проституцией, съемкам в порнографических фильмах против своей воли. А сироты или приемные дети, достигнув совершеннолетия, оказываются на улице и тут же попадают в руки торговцев живым товаром.

В последнее время распространена эксплуатация детского труда. Это одна из часто встречающихся проблем современного мира. Детский труд используется не только в семьях и учебных заведениях, но и в крупных компаниях. С данным нарушением законодательства связано огромное количество скандальных ситуаций. В нашей статье вы можете найти подробную информацию о законопроекте.

Общая информация о законопроекте

С каждым годом все чаще встречается эксплуатация детского труда. Статья 32-36 устанавливает ответственность государства в защите прав несовершеннолетних от незаконного принуждения к труду. Документ, который содержит в себе три части, был принят 2 сентября 1990 года. Конвенция окончательно сформировалась несколько лет назад.

Статья 32 освобождает детей от любой работы, которая может пагубно влиять на здоровье или стать препятствием для получения образования. Согласно ей установлен минимальный возраст для трудоустройства на работу.

Летом 1999 года была принята новая Конвенция о правах ребенка. В ней появились статьи о наихудших формах эксплуатации детского труда. В ней особое внимание уделяется ликвидации рабства, принуждению к участию ребенка в вооруженных конфликтах, проституции и торговле наркотиками. Страны, которые ратифицировали Конвенцию о правах ребенка, должны защищать несовершеннолетних от эксплуатации.

Во всем мире наблюдается незаконная эксплуатация детского труда. предусматривает наказание за похищение человека и принуждение его к работе. Однако отдельного законопроекта, в котором бы говорилось об эксплуатации детского труда, в Уголовном кодексе нет. Однако в ближайшее время правительство планирует внести в него поправки.

Было создано множество законопроектов с целью урегулирования проблем, с которыми связана эксплуатация детского труда. содержит в себе информацию о том, что несовершеннолетний может добровольно устроиться на работу, если это не будет препятствием для получения образования. В данном случае потребуется также письменное разрешение от родителей. Работать несовершеннолетний должен в хороших условиях. Он также имеет право на сокращенное рабочее время, льготы и отпуск. Однако до достижения 15 лет устроиться на работу невозможно. Это запрещено Трудовым кодексом РФ.

Детский труд в школе

Эксплуатация детского труда в школе часто остается незамеченной. Почти все общеобразовательные учреждения активно используют его в виде дежурства по классу, летней практики и т. д. Считается ли детский труд в школе незаконным?

Во времена СССР детский труд в школах приветствовался. Он являлся одним из методов патриотического воспитания. В наше время взгляды на детский труд изменились. Создано многочисленное количество законопроектов, которые помогают защитить детство каждого ребенка.

Важнейшим условием для привлечения ребенка к труду в школе является разрешение его родителей. Оно должно быть оформлено письменно. Если оно отсутствует, то ребенка не имеют права принуждать к любому труду в школе. Если эксплуатация детского труда в учебном учреждении происходит регулярно без разрешения, родители могут написать жалобу в прокуратуру или районный отдел образования.

В том случае, если разрешение от родителей на труд присутствует, учителя должны следить, чтобы он осуществлялся с соблюдением всех общепринятых норм. Школьникам запрещено поднимать тяжелые предметы, мыть окна и совершать уборку около проезжей части.

Реализация законопроектов

Закон эксплуатации детского труда существует достаточно долго. Известны случаи, когда руководство школы привлекалось к ответственности за то, что освобождало учеников от уроков на целый день в связи с дежурством. Например, прокуратура Архангельской области рассмотрела и отреагировала на заявление от мамы школьника одного из учебных учреждений Новодвинска. Ее сына заставляли дежурить во время уроков. Прокуратура увидела в действиях директора школы нарушение Закона "Об образовании". Своими действиями руководитель учреждения лишает ученика получения полного объема знаний. С тех пор дежурства в школе были отменены.

Статистика

Статистика по эксплуатации детского труда приводит в шок почти каждого. Согласно исследованиям в мире насчитывается около 168 миллионов работающих несовершеннолетних граждан. Это примерно 11% от всего детского населения. Однако известно, что их число сокращается. За 2000-2012 годы количество работающих детей снизилось на 78 миллионов.

В 2008 году многие специалисты предполагали, что из-за экономического кризиса эксплуатация детского труда начнет набирать обороты с новой силой. Однако согласно исследованиям Международной организации труда, количество работающих детей в тот период не увеличилось. Специалисты объясняют это тем, что в страны, в которых проблема эксплуатации стоит наиболее остро, кризис почти не затронул.

Наибольшее количество работающих детей наблюдается в Азии и тихоокеанском регионе. Там, согласно статистике, работает 77,7 миллиона несовершеннолетних. Эксплуатация детского труда присутствует и в Африке. Там незаконно работает каждый пятый ребенок.

Эксплуатация детей в России

Проблема детского труда нередко встречается и на территории Российской Федерации. На улицах почти всех городов России можно увидеть работающего ребенка. Чаще всего они раздают рекламу или расклеивают объявления. Подростки утверждают, что они желают стать финансово независимыми от родителей. Именно поэтому они начинают работать с 12-13 лет, подвергаясь незаконной эксплуатации.

Ежегодно на территории Российской Федерации создаются законопроекты, которые защищают интересы несовершеннолетних. Согласно им, любой подросток, возраст которого достиг 16 лет, должен работать в достойных условиях. В ином случае работодатель будет наказан по закону.

В России и соседних странах родители нередко поощряют труд своих детей. Они считают, что таким образом ребенок становится более самостоятельным и начинает понимать, как тяжело заработать деньги. Представители Международной организации труда считают, что российскую ментальность необходимо менять. Координатор программ Римма Калинченко утверждает, что о данной проблеме нужно говорить. Она считает, что только в таком случае удастся изменить мнение граждан о детском труде.

Крупные компании и детский труд

В этом году одна из мировых правозащитных организаций выступила с докладом. В нем обвинялись три ведущих компании, которые специализируется на разработке электронной техники, а именно Samsung, Apple, Sony. Их подозревали в закупке минералов, которые добываются с помощью эксплуатации детского труда. Согласно информации в докладе, на шахтах в Демократической Республике Конго работают дети от семи лет. Они добывают минералы, которые необходимы для создания литиево-ионных аккумуляторов.

Руководители компаний, скупающие минералы, утверждают, что не приемлют использование детского труда. Однако свидетельства очевидцев говорят об обратном. Специалисты с утверждают, что такой труд опасен для здоровья. Известно, что на данных шахтах присутствует высокий уровень смертности. Согласно показаниям очевидцев, только за прошедший год там погибло более 80 несовершеннолетних.

По данным Детского фонда ООН, в шахтах ДРК добычей минералов занимаются не менее 40 тысяч детей. Компании мирового значения отрицают данный факт. Они утверждают, что не приобретают товар добытый таким образом.

Права несовершеннолетнего работника

Не каждый несовершеннолетний, который желает устроиться на работу, знает о своих правах. Именно поэтому подростки нередко становятся легкой наживой для недобросовестных работодателей. Важно, чтобы школьник ознакомился с ними заранее.

В российском законодательстве предусмотрен возраст, с которого школьник может устроиться на работу. В 15 лет, имея разрешение родителей, подросток может трудоустроиться. Однако его работа не должна стать препятствием при получении учебного материала в полном объеме. Работающий школьник должен посещать все уроки и выполнять домашние задания. При трудоустройстве имеют приоритет сироты, подростки из семей безработных граждан, а также неблагополучных или многодетных семей.

Стоит отметить то, что работодатель не может уволить несовершеннолетнего работника без разрешения инспекции труда. Согласно законопроекту, подростки, возраст которых не достиг 16 лет, не должны работать более 24 часов в неделю. Несовершеннолетние 16-18 лет не могут трудиться более 36 часов в неделю.

Сексуальная эксплуатация и рабство

Согласно оценкам специалистов, ежегодно в мире в нелегальный сексуальный бизнес попадает около миллиона детей. Некоторых принуждают к этому, а некоторых заманивают туда обманным путем. С каждым годом все больше растет спрос на детей, поскольку присутствует ошибочное мнение, что такие интимные отношения менее вероятно приведут к инфицированию ВИЧ. Такая эксплуатация наносит необратимый вред здоровью ребенка. Детей нередко продают в сексуальное рабство под видом прислуги.

Статья 34 Конвенции призывает государства защитить детей от сексуальной эксплуатации и рабства. 35 статья указывает на то, что правительства должны принимать соответствующие меры для предотвращения похищения несовершеннолетних.

Всемирный день борьбы с эксплуатацией детского труда

Во всем мире ведется борьба против эксплуатации детского труда. Благодаря этому количество работающих несовершеннолетних существенно снизилось. 12 июня - Всемирный день борьбы с эксплуатацией детского труда. Он был принят в 2002 году Международной организацией труда с целью привлечения внимания общества к проблеме, которая присутствует во всех странах.

Подводим итоги

Эксплуатация детского труда - это проблема, которая встречается во всех странах. Наиболее распространена она в Африке и Азии. Присутствует проблема и на территории Российской Федерации. В ближайшее время правительство планирует внести в Уголовный кодекс РФ правки, согласно которым нарушители, эксплуатирующие ребенка, будут нести ответственность. На сегодняшний день уже существует несколько законопроектов, которые отвечают за сохранение детства.

День защиты детей ежегодно отмечается 1 июня начиная с 1950-ого года. Его основная цель - привлечь внимание к проблемам детства, которое далеко не у всех в мире бывает безоблачным и счастливым. Весьма жестокое выражение «проще, чем отнять конфету у ребёнка» хорошо описывает ситуацию с правами несовершеннолетних. Лишить ребёнка чего-то или, напротив, навязать ему обязанности не по возрасту - легко, ведь дети не могут отстаивать свои интересы перед взрослыми. И дело не только в недостатке жизненного опыта и физической слабости, но и в том, что критическому мышлению и навыкам противостояния насилию дети могут научиться только у взрослых. Конечно, если взрослые ставят цель защитить их, а не использовать в своих интересах.

Эксплуатацией называют присвоение результатов труда другого человека. То есть, ситуацию, когда в обмен на свою работу человек не получает ничего или получает куда меньше, чем заслуживает.

Такое поведение незаконно и несправедливо по отношению к людям любого возраста, однако в случае с детьми приобретает особую значимость. Наиболее социально незащищённые члены общества не могут за себя постоять, не знают, куда обратиться за помощью, и легко становятся жертвами манипуляций и запугивания. Работа не по возрасту, особенно во вредных условиях, ставит под угрозу здоровье детей, лишает их возможности гармонично развиваться и получать образование.

Документы, закрепляющие недопустимость эксплуатации

В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята международная Конвенция по правам детей , которая предусматривает, в частности, защиту ребёнка от эксплуатации. Кроме того, в документе сказано, что каждый ребёнок должен быть защищён от выполнения работы, которая «может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию».

Государства, участвующие в Конвенции, в том числе и Россия, принимают меры, направленные на соблюдение этих положений. Такими мерами могут установление минимального возраста при приёме на работу и регулирование условий труда и длительности рабочего дня для несовершеннолетних.

Главный российский документ о правах ребёнка - Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» . Там, в частности, упоминается, что ребёнок должен быть защищен «от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации».

Детский труд в истории

Само собой, угнетение детей и навязывание им «недетских» занятий изобрели не сегодня. Напротив, за последние 50 лет ситуация в этой сфере значительно улучшилась. Частичным извинением нашим предкам, которые позволяли детям работать в шахтах или командовать армиями, может послужить совершенно . Чтобы понять это, достаточно взглянуть на классические парадные портреты , где у малышей не только одежда как у взрослых, но и взрослые лица.

Ребёнок был «маленьким взрослым», а осознанность и разумность считались лучшими детскими достоинствами.

Дети из бедных семей начинали работать рано: им приходилось помогать родителям в ремесленных мастерских, убирать богатые дома, продавать товары с лотков, чистить ботинки. В этой статье мы уже , с какими трудностями сталкивались небогатые юные жители крупных городов.

Сиротам и вовсе не на кого было положиться. Типичная «карьера» уличного мальчика описана в «Оливере Твисте» - щипание пакли в приюте, работа в конторе гробовщика, воровство с шайкой карманников. Диккенс даровал своему герою чудесное спасение, как это часто бывало с героями романов о «детях сложной судьбы». Однако реальным Оливерам Твистам, Козеттам и Леди Джейн (героиня детской книги «Леди Джейн или голубая цапля» Сесилии Джемисон) везло, как правило, куда меньше.

Не сильно легче было и детям из деревень, которые помогали родителям на подённых работах (сбор урожая, строительство, заготовка леса), занимались домашним трудом, нянчили младших сестёр и братьев.

О тяжёлых условиях труда детей писал историк Генри Джиббингс, автор книги «Промышленная история Англии». Вклад в изучение истории детства внёс в 60-е годы XX века историк Филипп Арьес . По его представлению, то, каким было отношение к детству при «старом порядке» и то, как оно изменилось впоследствии, - важный ключ для понимания исторических процессов и развития гуманизма. А специалист по психоистории Ллойд деМос сделал большой вклад в представление о том, как воспитание влияет на формирование личности, и описал несколько моделей отношения к детям, каждая из которых соответствует своей исторической парадигме.

Эксплуатация детей сегодня

Трудовая эксплуатация

По данным Международной организации труда , в развивающихся странах на сегодняшний день работают 250 миллионов детей от 5 до 14 лет. По большей части это жители Азии, далее, по убыванию, Африки и Латинской Америки. Дети до сих пор вносят существенный вклад в экономику этих стран. С одной стороны, нарушаются международные соглашения о приемлемых для несовершеннолетних нормах труда. С другой стороны, выполнение запрета на труд будет означать ухудшение условий жизни и голод для многих из этих детей. В связи с этим ситуация остаётся сложной, а изменения идут медленно.

В Индии количество работающих детей существенно снизилось в промежуток с 1993 по 2005 год, однако множество несовершеннолетних и малолетних работают до сих пор. Преимущественно речь идёт о сельских районах. Кроме того, дети по сей день заняты в промышленности. Законодательство, существующее с 1986 года, позволяло детям работать на неопасном производстве. В 2013 году в Индии был принят закон, запрещающий детям до 14 лет работать, будь то опасная или неопасная промышленность. Тем не менее, суд постановил, что дети могут работать вместе со своей семьёй или в семейном деле, чтобы изучать основы профессии и мастерства. На практике это означает, что множество детей всё еще трудятся в качестве домашней и гостиничной прислуги, работают официантами и поварами, мастерят различные вещи и занимаются их продажей.

Согласно докладу ЮНИСЕФ от 1990 года, качество школ в сельских районах Индии оставляет желать лучшего. 50% государственных финансируемых начальных школ не имеют своего здания, 40% не имеют доски, и лишь в немногих есть книги и учебные пособия. У детей часто не хватает времени на учёбу, а школьному образованию нечем их привлечь. Между тем, детский труд - одна из причин бедности. Ведь, не получив образование, труднее найти работу с достойной зарплатой.

На примере Индии можно судить об основных социальных обстоятельствах, из-за которых существует детский труд: недостатки экономики, дешевизна и востребованность рабочего труда, низкое качество школьного образования, авторитет традиционного уклада.

На территории бывшего Советского Союза особенную обеспокоенность у мировых экспертов вызывает Узбекистан, где дети традиционно заняты в сборе урожая хлопка, который отвлекает их от учёбы осенью и весной. Впрочем, в начале 2017 года Международная организация труда сообщила о реформах, проведённых правительством государства, и заявила, что практика организованного детского труда в Узбекистане запрещена.

Сексуальная эксплуатация

К сексуальной эксплуатации относится принуждение к занятиям проституцией и к съёмкам в порнографии. О декриминализации проституции идут дискуссии, однако в случае с детьми разночтений быть не должно - любая форма их вовлечения в секс-работу неприемлема. Тем не менее, по данным ООН , ежегодно более миллиона детей задействовано в проституции. Также на сайте ООН рассказывается о современных формах рабства, в том числе сексуального.

Там можно прочитать историю девочки по имени Анита Хадка : в 12 лет она попала в бомбейский бордель, став жертвой торговцев людьми. Таких детей в мире множество.

Кроме того, в ряде стран существует практика ранних браков, когда девочки ещё социально, эмоционально и физически не готовы к вступлению в брак - решения за них принимают их семьи. В принудительные браки, продажу и наследование жён вовлечены и взрослые девушки, и девочки. «Причиной детских браков является неравное гендерное положение и соотношение сил, которые могут привести к пожизненному подчинению девочек и женщин», - отмечает заместитель Верховного комиссара ООН по правам человека Флавия Пансиери.

Медийная эксплуатация

Иногда эксплуатацию легко изобличить - например, если ребёнок занимается тяжёлым и опасным физическим трудом за еду. В других случаях всё не так очевидно - например, когда родители принуждают ребёнка к слишком жёстким спортивным тренировкам, водят по кастингам или часами снимают для Youtube. Иногда такими родителями руководят их собственные амбиции, а также желание заработать с помощью ребёнка, пусть даже в ущерб его настоящим интересам. При этом для остальных взрослых ребёнок становится предметом развлечения.

Конкурсам красоты для малышей было посвящено шоу Toddlers & Tiaras , отменённое совсем недавно. Подобные зрелища не только грешат против хорошего вкуса, но и могут серьёзно повредить ребёнку. Часами неподвижно сидеть в кресле, пока тебе делают причёску, носить неудобную одежду и много раз повторять одни и те же действия - трудные задачи для маленького человека. Усталость, утомление, возможные раздражения от косметики, нарушение режима питания - факторы физического вреда. Кроме того, существует вред моральный. Неуместная сексуализация детских образов, повышенное внимание к внешности девочек, объективация - плодородная почва для нарушений гармоничного развития личности и создания у ребёнка нездоровых представлений о себе.

В конце XV века случилась известная многим трагедия с «золотым мальчиком» . Сыну пекаря предстояло участвовать в шествии при дворе миланского герцога и олицетворять пришествие Золотого века - с этой целью его тело полностью покрыли золотой краской. В результате ребёнок скончался, поскольку нормальная терморегуляция была нарушена в течение долгого времени. Нечто близкое по духу происходит и сегодня с детьми, которых принуждают приносить здоровье в жертву популярности.

Интерес детей к взрослым занятиям - естественное явление. Однако подражательные практики хороши, когда идут на пользу самим детям, развивают любознательность, имеют игровой характер и не вредят здоровью, моральному состоянию и жизни. Ситуации, когда дети служат корыстным интересам взрослых, должны пресекаться. Привлечь внимание общественных организаций к проблеме может каждый, кто имеет дело с детьми и замечает, когда происходит что-то неладное.

На сайте ООН можно познакомиться с книгой «Наше право на защиту от насилия» - она ориентирована на тех, кто работает с подростками. Там приведены примеры опросников, которые позволяют выявить случаи насилия и разобраться, не нарушаются ли права несовершеннолетних; предлагаются идеи для ролевых игр , помогающих детям отказаться от работы, которую им не следует выполнять, и планы бесед, посвящённых выявлению насилия в отношении детей.

Универсальных мер по решению проблемы детского труда не существует. Более того, следует отметить, что программы по борь­бе с наихудшими формами детского труда в основном содержат элементы, необходимые для борьбы со всеми формами детского труда. Первостепенное внимание следует уделять детям, подвер­гающимся наибольшему риску, а также реабилитации тех детей, которые страдают от наиболее тяжелых и опасных форм эксплуа­тации.

Для достижения этих целей необходимо действовать в пяти ос­новных направлениях:

привлечение общественного мнения;

законодательная деятельность;

исполнительная деятельность;

образование;

оказание поддержки детям и их семьям.

Для успешной борьбы с детским трудом необходимо в первую очередь изменить отношение самого общества к этой проблеме. .

Привлечение общественного мнения к этой проблеме играет ог­ромную роль. Все, кто имеет отношение к данному вопросу, на­чиная с самих детей и их родителей, а также политики, полити­ческие партии, местные власти, работодатели, профсоюзы и ра­ботники сферы образования прежде всего должны признать существование такой проблемы, как использование детского тру­да. Зачастую ее рассматривают лишь в качестве источника дохода малоимущих семей или же в качестве средства обучения навыкам самостоятельного труда.

Даже если людей удастся убедить в том, что дети не должны взрослеть раньше времени или бросать учебу ради работы, им при­дется доказать еще и то, что действительно существует ачьтернати-ва такому труду. Для малоимущих семей любые аргументы о пользе образования для их детей неизбежно звучат как нечто гипотети­ческое, поскольку они никак не согласуются с необходимостью изо дня в день бороться за выживание.

Невозможно обойтись без законодательных мер в искоренении наихудших форм детского труда. Любая законодательная програм­ма по искоренению наихудших форм детского труда должна ос­новываться на:

четком юридическом определении минимального возраста для приема на работу, не достигнув которого ребенка запрещено на­нимать для выполнения какого-либо вида трудовой деятельности;

четком определении риска, которому запрещено подвергать детей, не достигших 18-летнего возраста;

законах, запрещающих неприемлемые формы труда, такие как долговая кабала и принудительный труд; продажа детей и торговля ими; использование, вербовка детей для занятия проститу­цией, для производства порнографической продукции или для порнографических представлений;

законах, предусматривающих наказание за осуществление такой деятельности, пособничество при ее осуществлении или по­пустительство.

Необходимо, чтобы существующие законы либо затрагивали все аспекты данной проблемы, либо допускали внесение попра­вок. Но прежде всего важно предусмотреть санкции против на­рушителей, использующих недопустимые формы эксплуатации детей. Эти санкции должны быть достаточно суровы, для того чтобы предотвратить подобные действия и в то же время предо­ставить возможность получения жертвами соответствующей ком­пенсации и защиты.

Проблема серьезно усложняется тем, что во многих государ­ствах трудовые законодательства, включая законы о минималь­ном возрасте для приема на работу, никак не затрагивают некото­рые сферы трудовой деятельности, такие как сельское хозяйство, бытовое обслуживание и деятельность небольших негосударствен­ных предприятий. Данные сферы относятся как раз к тем отрас­лям, где работает большинство детей и где они подвергаются по­тенциальной опасности, а иногда и жестокому обращению. Даже в тех случаях, когда законодательство затрагивает эти отрасли, со­блюдение законов на практике чрезвычайно усложняется.

Тесное сотрудничество и партнерство между официальными исполнительными и правоохранительными органами и другими государственными и негосударственными организациями, вклю­чая коммерческие организации, профсоюзы, социальные служ­бы, местные органы управления, помогут достичь хороших ре­зультатов.

Очевидной альтернативой детскому труду является образо­вание, как и определено международными стандартами труда о минимальном возрасте для приема на работу. Должное соблю­дение законов и нормативов, предписывающих обязательное посещение школ всеми детьми, не достигшими минимального возраста, позволяющего начать трудовую деятельность, вносит значительный вклад в дело искоренения многих наихудших форм детского труда. Регулярное посещение школ могло бы сделать принудительный труд и многие другие формы эксплуатации де­тей абсолютно невозможными. Оно также исключило бы воз­можность работы детей на предприятиях, во многих опасных про­мышленных отраслях и на местах, требующих полной занятости. Помимо этих очевидных преимуществ качественное образова­ние в дальнейшем может дать как детям, так и обществу в целом множество положительных результатов. В свое время оно, воз­можно, позволит навсегда покончить со всеми формами дет­ского труда.

Для достижения желаемых результатов необходимо оказание поддержки детям и их семьям. Дети, которые подверглись наиболее неприемлемым формам эксплуатации, нуждаются в реабилита­ции прежде, чем будут способны извлечь пользу из получения регулярного образования, а именно им должны быть предостав­лены медицинская помощь и психологическая поддержка, а так­же создано безопасное окружение, а иногда правовая поддержка и защита правоохранительных органов. В некоторых случаях воз­можность получения образования такими детьми должна быть подкреплена материально, включая предоставление различных субсидий, например стипендий, бесплатного питания, учебных пособий и медицинского обслуживания или предоставление дет­ской одежды, а также обучающих программ или иных источни­ков дохода их родителям. Такие программы должны быть ориен­тированы как на необходимость повышения уровня дохода для взрослых, так и на образование для детей, с тем чтобы предотв­ратить найм детей на работу наряду со взрослыми или вместо взрослых.

Важно понять, кто из детей подвергается наибольшей опасно­сти быть вовлеченным в неприемлемые формы детского труда, и * мотивировать этих детей остаться в школе, пока не стало слиш­ком поздно. Профилактические меры включают программы мо­тивации детей (и их родителей) начиная с раннего возраста, ори­ентированные на повышение осознания пользы образования и разъяснение им их прав, а также опасностей, связанных с ран­ним началом трудовой деятельности.

Необходим контроль в областях, на рабочих местах и в про­мышленных сферах, где ранее применялся детский труд и исполь­зование его прекратилось, так как крайне важно, чтобы новые дети не заняли место тех, кто здесь когда-то работал. Для достижения этой цели необходимо активное участие работодателей, руково­дителей, подрядных и субподрядных организаций, а также проф­союзов, местных властей и общин в создании механизмов по мо­ниторингу рабочих мест и ситуации в сообществах.

Анализ мнений детей о своем жизненном обустройстве позволя­ет сделать вывод о том, что ребенку сейчас очень легко оказаться на улице и вовлечься в уличный труд, но значительно сложнее потом его увести оттуда. Дети, вкусившие уличной жизни, трудно поддаются обратной адаптации. Поэтому решение проблемы улич­ных детей надо сосредоточить на профилактической работе с деть­ми группы риска и их семьями, на создании условий, изначально препятствующих вовлечению детей в подобный образ жизни.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сочинение.

Детский труд. Плохо или хорошо.

школа-гимназия № 63

ученица 10 «Б» класса

АкбергеноваДайана

руководитель: Зайдильдинова А.Ж

АСТАНА 2016

Прежде всего, необходимо уточнить, что не входит в понятие «детский труд». Выполнение детьми и подростками работ, которые не влияют на их здоровье и развитие, а также не препятствуют получению образования, обычно считается положительным явлением.

К таким видам работ относятся помощь ребенка родителям по дому или в семейном деле, зарабатывание карманных денег после школы или во время школьных каникул. Все это способствует развитию ребенка и благосостоянию семьи, помогает ребенку получить навыки и опыт, которые потребуются в будущем для того, чтобы стать полноценным членом общества.

Эти виды деятельности не входят в понятие «детский труд». Под детским трудом понимаются виды работ и деятельности, которые
сопряжены с опасностью для детей или причинением вреда детям; и
лишают детей возможности учиться в школе из-за того, что:
они не имеют возможности ходить в школу;
они вынуждены совмещать обучение в школе с тяжелым и продолжительным трудом.

Детский труд – это отрыв детей их от семей, создание угрозы их жизни и здоровью, и вынуждение вести самостоятельную жизнь на улицах больших городов, причем зачастую с самого раннего возраста.

«Детский труд» – это работа, которая лишает детей детства, человеческого достоинства, возможности развить свой потенциал и наносящая вред их развитию.

Конечно, невозможно дать точное определение понятию «детский труд», которое было бы пригодным по отношению к любой ситуации и любому государству. Как провести грань между «допустимыми» формами труда, выполняемого детьми, и «детским трудом»? Существует ли зависимость между отнесением того или иного вида работ к «детскому труду» и возрастом ребенка, выполняющего эту работу, условиями, в которых она выполняется, и целями, преследуемых каждым конкретным государством?

Это вопрос будущего любой нации.
Очень важно обеспечить детям достойное детство и помочь им получить в будущем достойную работу, то есть такую работу, которая приносит пользу обществу и помогает человеку поддерживать достойное существование. Привлечение детей к работе, которая разрушает их чувство собственного достоинства, пагубно влияет на их здоровье, нравственность и лишает их возможности получить образование, серьезно подрывает экономическую жизнеспособность общества и долгосрочные перспективы его развития.
Детский труд необходимо рассматривать не только как причину, но и как следствие нищеты и низкого уровня развития. Дети, вовлеченные в наихудшие формы детского труда и не получившие даже базового образования, скорее всего, превратятся в неграмотных, физически и интеллектуально ограниченных взрослых людей, у которых нет практически никакой возможности выбраться из плена нищеты, в которой они были рождены, и которые не могут способствовать развитию общества в целом. Так же, как и у них самих, и у их детей будет очень мало шансов на дальнейшее развитие.

КГУ «Школа-гимназия № 63» акимата города Астаны

Сочинение.

Мы против эксплуатации детского труда


Школа-гимназия № 63

ученица 8 «Б» класса

ДоскееваАкжан
руководитель:Тумина О.Е.

АСТАНА 2016

Проблема детской эксплуатации существует во всем мире.

У нас, в Казахстане, случаи детского труда не встречаются. Лично я об этом не слышала. Я думаю, что за этим строго следят правоохранительные органы.

Причин эксплуатации детского труда много: дети вынуждены сами работать, так как родители по определенным причинам не в силах их обеспечить в материальном плане; работодатель не хочет переплачивать своим сотрудникам: оплата детского труда требует гораздо меньше денежных средств, чем взрослого. На мой взгляд, люди, которые эксплуатируют людей, неадекватны. Их психологическое здоровье отклонено от нормы, потому что они переступают через неписаные законы человеческой совести.

Думая над вопросом об эксплуатации детского труда в современном мире, я стала размышлять о том, чем отличается помощь родителям от эксплуатации. В моем понимании, эксплуатация – это труд, который производится детьми под давлением взрослых, труд, который не оплачивается или оплачивается в неполном объеме. Помощь родителям основана на добровольных началах: ребенок, основываясь на своем личном желании, помогает родителям. Мы обязаны помогать нашим родителям, потому что они дают нам все, в чем мы нуждаемся.

Во избежание эксплуатации детского труда взрослые и дети обязаны предотвращать все случаи порабощения детей, доводить информацию об этом в соответствующие органы, проводить профилактические беседы с детьми и их родителями.

КГУ «Школа-гимназия № 63» акимата города Астаны

Классный час по правам ребенка

«НЕТ!» ЭКСПЛУАТАЦИИ ДЕТСКОГО ТРУДА!

Уалиева Г.И.

АСТАНА 2015-2016

Что означает слово «труд»? Когда и в связи с чем он появился? Какие особенности характеризуют « детский труд »? и что означает понятие « эксплуатация труда »? С таких вопросов начался классный час «Нет!» эксплуатации детского труда!» во 2 «В» классе школы-гимназии. Он проходил в рамках международной акции «12 дней борьбы против эксплуатации детского труда ».

Проблема детского труда существует во всем мире: и в промышленно развитых странах и в развивающихся. Международный опыт показывает, что детский труд может нанести серьезный, иногда непоправимый вред психическому и физическому развитию ребенка.. В детский труд вовлекаются в основном дети из социально уязвимых групп населения. Эти дети вынуждены работать в опасных, вредных условиях для получения какого-то дохода. Кроме того, эти дети имеют ограниченный доступ к образованию, здравоохранению, что в конечном итоге сказывается на их здоровье, социальной адаптации.

По данным независимых экспертов, сегодня в мире разнообразными формами труда охвачено 132 млн детей от 5 до 14 лет. Неслучайно Международная организация труда (МОН) учредила Всемирный день борьбы с детским трудом. К решению проблем эксплуатации детского труда сегодня привлечены работодатели, профсоюзы, НПО и другие институты гражданского общества. Казахстан не обходит стороной острые вопросы, а активно ищет их решение. Не остались в стороне и гимназисты.

Пять групп, состоящих из ребят 2 «В» класса, в интерактивном режиме изучали данную проблему. Каждая из них готовила страничку для Памятки детям о детском труде. Что значит труд, эксплуатация, что относится к наихудшим формам детского труда, кого относят к понятию «ребенок» - эти и другие понятия и их значения нашли свое отражение на первой страничке Памятки.

Вторая групп класса изучили основные международные и национальные документы в области охраны права детей на труд. Они выяснили, с какого возраста закон разрешает детям работать, какой должна быть оплата труда детей до 18 лет, какие виды работ им разрешено выполнять, в чем особенности труда и отдыха несовершеннолетних.

Третья группа занимались выяснением причин, вынуждающих детей трудиться, часто в ущерб учебе и тем, почему детский труд существует, несмотря на предпринимаемые государством меры.

Где применяется детский труд, в каких формах и вред, который он наносит физическому, психоэмоциональному состоянию детей, влияние ДТ на социальную адаптацию- круг вопросов, которым занимались четвертая группа.

Самым пожалуй сложным, было задание для последней группы. Нужно было взглянуть на детский труд глазами школы, семьи, самого ребенка и выдвинуть предложения по возможному решению проблемы. С чем они успешно справились.

Затем ребята познакомили класс и гостей с выполненным заданием, ответили на вопросы присутствующих.

На классном часу присутствовала заместитель директора по воспитательной работе Тумина О.Е.. Она подвела итоги встрече, поблагодарила ребят за активную работу.

Сценарий классного часа на тему

«Нет» эксплуатации детского труда!»

Задачи:

    Сформировать понятие « детский труд и его наихудшие формы»

    Развивать умения работы в команде, коллективного творческого труда, анализа первоисточника.

Ключевые понятия: детский труд, наихудшие формы детского труда, эксплуатация

Оборудование: литература, листы бумаги, маркеры, фломастеры, проектная доска, демострационные доски

1. Организационный момент. Введение в замысел.

А)Эмоциональный настрой на работу

Б) Беседа по вопросам:
- Труд. Это слово вы слышите с ранних лет. Что оно означает?

Когда и в связи с чем появился труд?

Эксперты выделяют понятие « детский труд » и « эксплуатация детского труда ». Что означают данные понятия?

В чем особенность детского труда?

Учитель: На сегодня согласно международной статистике более 132 млн детей от 5 до 14 лет охвачены разнообразными формами труда. (на проектной доске демонстрируются слайды, иллюстрирующие детский труд). Чаще всего детский труд используется в сельском хозяйстве и в мегаполисах, где не требуется квалифицированных специалистов. Причины использования детского труда различны. Отношение к данному явлению неоднозначно. Но все-таки развитые государства стремятся к искоренению такого явления, как детский труд.

В связи с этим Международная Организация Труда (МОТ) с 2002 года проводит Всемирный день борьбы с детским трудом. Его цель привлечение внимания к проблемам детского труда. К этому движению подключились представители правительств, организаций работодателей и профсоюзов, представители НПО и других институтов гражданского общества. А тема нашей встречи «Нет» эксплуатации детского труда ».(название кл. часа на проектной доске)

Работа будет строиться в группах. Каждой группе дано индивидуальное задание. Для работы на столах имеются тексты законов международных и РК, справочники, словари, СМИ. Ответ должен поместиться на листе бумаги. С выполненным заданием вы должны будете познакомить класс. В результате у нас должна получиться Памятка для детей и взрослых о детском труде (демонстрируются образцы). Я заготовила титульный лист, а вы наполните ее содержанием.(титульный лист демонстрируется на проектной доске)

Задание 1 группе

1.Найти в источниках и дать определения следующим терминам:

    Труд (Трудовой кодекс, стр 21)

    Детский труд (ксерокопия статьи о дтстр 1)

    Наихудшие формы детского труда (там же)

    Ребенок (Закон «О правах ребенка в РК». Ст1)

    Закон (энциклопедический словарь.Стр 451)

    Детская эксплуатация (энциклопедический словарь.Стр 1559 или « Детский труд » стр 406)

    МОТ (« Детский труд » стр 410)

    НПО (« Детский труд » стр 410)

    Права ребенка («Гражданственность», стр 70)

    Детский трафик(«Торговля людьми в современном мире, с 32)

2. Используя полученную информацию, оформите страницу «Тезаурус» для памятки

Участники групп отчитываются о выполнении заданий. Из листов с выполненными заданиями формируется Памятка.
Заключительное слово учителя : Проблема детского труда существует во всем мире. Детский труд, его наихудшие формы наносят непоправимый вред здоровью детей, их нравственному состоянию, психоэмоциональному развитию. На уровне государства ратифицированы международные документы, направленные на решение данной проблемы. На их основе построено национальное законодательство в искоренении детского труда. Решить эту проблему одномоментно и одними запретами невозможно. Необходимо, чтобы объединили свои усилия местные органы власти, неправительственные организации, департамент по защите прав детей, школы. Мы сегодня замечательно поработали и внесли свой вклад в эту работу, составив памятку «Нет» детскому труду!.

Литература:

1.Коституция РК

2. Закон РК «Оправах ребенка в РК»

3.Конвенция о правах ребенка

4Торговля людьми в современном мире, руководство для преподавателей школ. Вузов, Петропавловск, 2007

5.Ахметова Л, Баранова Д. Детский труд в Казахстане, Алматы. 2008

6. Ахметова Л, Ахметов С..Баранова Д. Наихудшие формы детского труда в РК, Алматы, 2008

7. Детский труд в табаководческой и хлопководческой отраслях сельского хозяйства Казахстана



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году