Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Надзор за исполнением органами федеральной службы безопасности. Пытался покончить с собой начальник управления генпрокуратуры. Работа с агентурой

Контроль за деятельностью органов ФСБ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Депутаты (члены) Совета Федерации и депутаты Гос-ной Думы Федерального Собрания РФ в связи с осуществлением ими депутатской деятельности вправе получать сведения о деятельности органов ФСБ в порядке, определяемом законодательством РФ.
Статья 24. Прокурорский надзор

Надзор за исполнением органами ФСБ законов РФ осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.
Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам ФСБ содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов ФСБ в предмет прокурорского надзора не входят.

Приложение к приказу Председателя КГБ СССР

Общие положения

1.1. Органы государственной безопасности, созданные ленинской партией для защиты революционных завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции, действуют в интересах Советского государства и советского общества. Источником силы чекистских органов является повседневное руководство и контроль со стороны КПСС, ее Центрального Комитета. Органы КГБ неукоснительно соблюдают положения Конституции СССР и советские законы. В их деятельности неуклонно осуществляется ленинский принцип связи с трудящимися, опоры па массы. Патриотизм советских людей, их активная жизненная позиция в обеспечении безопасности социалистического государства - неисчерпаемый резерв дальнейшего повышения боеспособности органов КГБ.

1.2. В обеспечении безопасности Советского государства и общества органы КГБ используют весь арсенал имеющихся в их распоряжении средств, но всегда выделяли и выделяют агентуру, поскольку она была и остается основным средством чекистской деятельности.

Агентурная работа строится в полном соответствии с внешней и внутренней политикой Коммунистической партии, подчинена целям и задачам, которые она ставит перед органами КГБ в конкретных исторических условиях, неуклонно осуществляется с партийных, классовых позиций. Она требует от чекистов глубокого понимания интересов Советского государства и советского общества, высоких политических, деловых и моральных качеств.



Исходя из внутриполитического положения в нашей стране сфера применения такого острого чекистского средства, как агентура, уже сейчас могла бы быть сужена. Но поскольку империализм не отказывается и никогда не откажется от ведения тайной подрывной деятельности против СССР, советские органы госбезопасности обойтись без агентуры не могут. Более того, в условиях активизации агрессивных сил империализма, шпионских и иных подрывных зарубежных центров ее значение возрастает. С помощью агентуры чекисты действуют наступательно, проникают в политические, экономические и военные органы империалистических и недружественных государств, их спецслужбы и враждебную среду. Агенты непосредственно участвуют в других активных операциях органов КГБ, в их мероприятиях по выявлению и пресечению подрывных акций противника, вскрытию государственных преступлений, в предупредительно-профилактической работе.

1.3. Основу агентурного аппарата органов КГБ составляют преданные делу коммунизма и социалистической Родине советские граждане. В силу специфических особенностей борьбы с тайной подрывной деятельностью противника органы КГБ приобретают агентов также из числа иностранных граждан, лиц без гражданства и враждебных элементов.

1.4. Агентурный аппарат органов КГБ должен быть качественно высоким, а количественно небольшим. Иметь агентов необходимо столько, сколько требуется для решения конкретной задачи на конкретном участке оперативной деятельности.

1.5. Одним из важнейших условий успешной работы с агентурой является строжайшее соблюдение конспирации.

1.6. В решении задач по обеспечению государственной безопасности страны органы КГБ активно используют помощь советских граждан на доверительной основе.

1.7. Агентурная работа и работа с доверенными лицами осуществляется в строгом соответствии с Положением о Комитете государственной безопасности СССР, нормативными актами КГБ СССР, данным Положением 1 .

1.8. Агентурная работа и работа с доверенными лицами - дело творческое, сложное. Она должна опираться на глубокое знание форм и методов подрывной деятельности противника, его устремлении, на объективный анализ и прогнозирование оперативной обстановки, имеющийся опыт, строгий учет требований разведки и контрразведки.

Обеспечение успешной работы с агентурой и доверенными лицами требует от руководящего и оперативного состава организационных навыков, профессиональной компетентности, умения воспитывать, обучать, эффективно использовать агентурный аппарат и доверенных лиц в борьбе с подрывной деятельностью противника и враждебных элементов.
2. Основные задачи, решаемые с помощью агентуры

· Осуществление активных мероприятий по борьбе с разведывательно-подрывной деятельностью противника.

· Добывание политической, экономической, научно-технической, военной и иной разведывательной информации.

· Разработка разведывательных органов, их резидентур, иных специальных служб, центров и организаций, действующих против Советского Союза, проникновение в них; выявление, предупреждение и пресечение подрывной деятельности разведчиков и агентов противника; розыск шпионов, террористов, диверсантов, а также скрывающихся от уголовного преследования других лиц, совершивших особо опасные и иные государственные преступления.

· Выявление, проверка и разработка лиц, установивших (намеревающихся установить) преступные связи со спецслужбами противника; предупреждение становления отдельных политически неустойчивых советских граждан на путь измены Родине.

· Ограждение советских граждан от подрывных акций противника.

· Контрразведывательное обеспечение объектов и работ оборонного и военного назначения, сохранности государственной и военной тайны; предотвращение утечки секретов к противнику, оперативное расследование фактов утечки таких сведении, утраты документов и специзделий; участие в противодействии технической разведке противника; оперативное обеспечение безопасности литерных и специальных перевозок; дезинформация противника.

· Содействие командованию и политическим органам в укреплении боевой готовности и боеспособности Вооруженных Сил СССР.

· Контрразведывательное обеспечение Министерства внутренних дел СССР, его органов и внутренних войск.

· Защита экономики страны от подрывной деятельности противника и враждебных элементов; предотвращение актов диверсии и вредительства; расследование чрезвычайных происшествии на объектах народного хозяйства, выявление лиц, умышленно создающих предпосылки к таким происшествиям, а также инспираторов и подстрекателей, антиобщественных проявлении; борьба с контрабандой и незаконными валютными операциями.

· Борьба с подрывной деятельностью зарубежных антисоветских идеологических центров и организаций, предотвращение и срыв их акций; разработка нелегальных антисоветских группирований; предупреждение массовых и групповых антиобщественных проявлений, эмиграционных и иных негативных процессов, которые могут возникнуть под воздействием идеологической диверсии противника, враждебных элементов или в силу других обстоятельств, нейтрализация этих процессов; предупреждение и пресечение распространения заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строи; розыск авторов антисоветских анонимных документов, листовок и надписей.

· Предотвращение террористических акций.

· Оперативное обеспечение охранных мероприятий.

· Оперативное обеспечение охраны государственной границы СССР.

· Охрана иностранных представительств на территории СССР.

· Создание условий для конспиративного внедрения и применения оперативно-технических средств, проведения установок и других специальных мероприятий.

· Содействие полному и всестороннему раскрытию особо опасных и иных государственных преступлений, расследованию уголовных дел.

· Обеспечение оперативно-мобилизационной готовности.

· Участие в необходимых случаях в выявлении хищений и расхитителей социалистической собственности, взяточничества и спекуляции в особо крупных размерах.

Агентурный аппарат

3.1. Агентурный аппарат органов КГБ состоит из агентов, резидентов, содержателей явочных квартир и не состоящих в негласном штате органов госбезопасности содержателей конспиративных квартир.

Агент - советский гражданин, иностранный гражданин (подданный) либо лицо без гражданства, негласно сотрудничающий с органами КГБ и выполняющий их задания по обеспечению безопасности СССР.

Резидент - советский гражданин, завербованный органами КГБ па идейно-политической основе и осуществляющий руководство переданными ему на связь агентами или доверенными лицами.

3.2. На каждом участке, направлении, объекте работы органов госбезопасности создается агентурный аппарат, способный в любых условиях надежно контролировать оперативную обстановку, влиять на ее развитие в нужном направлении, активно участвовать в борьбе со шпионажем, идеологической диверсией, иной подрывной деятельностью противника и враждебных элементов.

3.3. Выполнение требования о том, что агентурный аппарат должен быть качественно высоким, а количественно небольшим, обеспечивается: вербовкой работоспособных, перспективных агентов, правильной их расстановкой и воспитанием, квалифицированной работой с каждым агентом, полным использованием его возможностей, постоянной заботой о стабильности агентурного аппарата.

3.4. Формирование агентурного аппарата осуществляется по линейно-объектовому принципу на основе постоянного изучения оперативной обстановки на конкретных участках чекистской деятельности, знания ее тенденций и возникающих оперативных задач. Первостепенное внимание уделяется созданию агентурных позиций па участках и направлениях наиболее острой борьбы с подрывной деятельностью противника, сосредоточения особо важных государственных и военных секретов. Оперативный сотрудник своевременно осуществляет подбор и изучение кандидатов па вербовку, планомерно укрепляет агентурный аппарат.

3.5. В агентурный аппарат контрразведки вербуются главным образом советские граждане - патриоты нашей Родины, обладающие высоким чувством ответственности за безопасность Советского государства, способные по своим личным и деловым качествам, занимаемому положению и другим возможностям успешно выполнять задания органов КГБ. Они приобретаются на идейно-политической основе, при соблюдении принципа добровольности.

В необходимых случаях для решения конкретных оперативных задач разрешается вербовать агентов из числа членов и кандидатов в члены КПСС.

3.6. Там, где требуется, агенты приобретаются из числа лиц, подпавших под влияние антисоветской пропаганды, вынашивавших намерение совершить преступные действия, судимых в прошлом за участие в антисоветской деятельности, из числа националистических, реакционных церковно-сектантских и иных враждебных элементов.

При их вербовке могут использоваться компрометирующие материалы, материальная и иная личная заинтересованность.

Разрешается вербовать лиц, совершивших государственные или иные преступления. Вербовка не освобождает их от уголовной ответственности. При возникновении особой необходимости и наличии смягчающих обстоятельств может решаться вопрос об освобождении агента от уголовной ответственности в установленном заколом порядке. Вербовка органами КГБ лиц, отбывающих наказание в исправительно-трудовых учреждениях МВД, осуществляется в установленном КГБ СССР порядке.

При подготовке, проведении вербовок и последующей работе с агентами из перечисленных выше категории лиц осуществляется их политическое и нравственное перевоспитание.

3.7. Агенты из числа иностранных граждан и лиц без гражданства приобретаются и используются для своевременного выявления и срыва, враждебных Советскому Союзу планов спецслужб противника по подрыву политической и экономической основы, обороноспособности Советского государства, проводимых в этих же целях акций идеологической диверсии. К сотрудничеству с органами КГБ привлекаются главным образом лица, лояльно относящиеся к Советскому Союзу. При вербовке агентов из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, работе с такими агентами постоянно учитываются их социально-классовая принадлежность, мировоззрение, национально-психологические особенности. В вербовочных мероприятиях в отношении таких лиц используются материальная и иная личная заинтересованность, компрометирующие материалы.

3.8. Важная задача оперативного состава - повседневный, целенаправленный поиск лиц, из числа которых могут быть завербованы и в процессе активной деятельности, воспитания и обучения подготовлены ценные и особо цепные агенты. К категории таких агентов относятся:

из числа советских граждан - лица, принимающие эффективное участие в предупреждении и пресечении особо опасных государственных преступлений, разоблачении агентуры и эмиссаров противника, получающие сведения о планах и замыслах спецслужб противника и зарубежных антисоветских центров, активно участвующие в компрометации и разложении враждебных формировании, а также добывающие информацию, имеющую существенное значение для обеспечения сохранности важных государственных и военных секретов, укрепления обороноспособности страны, повышения боевой готовности Вооруженных Сил и улучшения охраны государственной границы СССР;

из числа иностранных граждан и лиц без гражданства - политические и государственные деятели, высокопоставленные чиновники, дипломаты США, ФРГ, Англии, Франции, Японии, Канады, Израиля, других капиталистических и недружественных государств, руководящие работники международных организаций и другие иностранные граждане, представляющие документальную и иную информацию о внешней и внутренней политике своих государств, стран главного противника и других недружественных государств, об их планах в отношении Советского Союза, социалистического содружества, а также способные оказывать влияние на формирование внешнеполитического курса своих правительств; кадровые сотрудники и агенты разведывательных и контрразведывательных органов, руководящие работники военных ведомств и генеральных штабов капиталистических и развивающихся стран и другие лица, добывающие достоверные сведения о планах, замыслах и конкретных акциях спецслужб противника, военно-экономическом потенциале, оперативных и мобилизационных планах США, их союзников по военно-политическим блокам, других недружественных государств, а также иную важную информацию по оперативным и военным вопросам; сотрудники шифровальных служб капиталистических и развивающихся стран; ученые и специалисты, передающие документальные и другие данные о научно-техническом потенциале, военных достижениях и новейших видах вооружения, важных научных проблемах и разработках, ведущихся в капиталистических государствах, и иную ценную научно-техническую информацию; крупные промышленники, финансисты и коммерсанты капиталистических стран, оказывающие выгодное для Советского Союза влияние на формирование экономической политики своих государств; руководители, функционеры и авторитеты эмигрантских, сионистских, националистических, клерикальных и других антисоветских зарубежных организаций, а также их эмиссары, активно сотрудничающие с органами КГБ.

Определение принадлежности к ценным и особо ценным агентам осуществляется с учетом добываемой ими информации и перспектив их использования по мотивированным заключениям, утверждаемым соответственно начальниками Второго и Третьего главных, Четвертого, Пятого и Шестого управлений, Главного управления пограничных войск КГБ СССР, по представлениям председателей КГБ союзных республик и КГБ автономных республик РСФСР, начальников КГБ СССР по краям и областям, начальников войск пограничных округов, управлений особых отделов КГБ СССР особых отделов КГБ СССР по группам войск, округам, флотам, объединениям центрального подчинения. Утвержденное заключение на агента приобщается к его личному делу.

3.9. Вербовка агента, как правило, разрешается после проверки и всестороннего изучения кандидата, получения полных данных о его надежности, личных качествах и реальных возможностях, необходимых для успешного выполнения заданий органов КГБ. Выводы о пригодности кандидата к негласному сотрудничеству с органами КГБ должны опираться па конкретные, убедительные данные. В этих целях используются официальные источники, оперативный учет, агентура и доверенные лица, наружное наблюдение, оперативная установка, информационно-поисковые системы органов КГБ, а при необходимости и другие оперативные и оперативно - технические средства 2 . Во всех случаях выясняются возможные препятствия к привлечению данного лица к сотрудничеству с органами КГБ (душевный и физический недуг, низкие моральные качества, болтливость, замкнутость, предвзятость, трусость и т. п.).

Наиболее тщательно проверяются и изучаются кандидаты на вербовку из числа иностранных граждан, лиц без гражданства, советских граждан, постоянно проживающих за границей, враждебных элементов, а также лиц, вербуемых для участия в особо сложных контрразведывательных мероприятиях и операциях (внедрение в спецслужбы противника, его подрывные идеологические центры и организации, разработка иностранных разведчиков, враждебных группирований, других объектов дел оперативного учета).

3.10. В целях изучения кандидата на вербовку из числа советских граждан, проверки его на конкретных поручениях, получения объективных характеризующих данных с ним может устанавливаться личный оперативный контакт. Для установления личного оперативного контакта избирается соответствующий предлог и необходимая основа. Принимаются меры к сохранению кандидатом в тайне контакта с оперативным сотрудником. Поручения кандидату на вербовку должны иметь отношение к компетенции органов госбезопасности, соответствовать возможностям кандидата, способствовать более полному изучению его личных качеств. Не допускается расшифровка перед кандидатом объектов заинтересованности органов КГБ.

Продолжительность поддержания личного оперативного контакта с кандидатом на вербовку определяется дифференцированно в зависимости от личности кандидата, полноты и достоверности уже имеющихся о нем сведений, цели вербовки, характера и важности задач, для решения которых имеется в виду использовать будущего агента.

3.11. Вербовка агентов проводится как путем постепенного привлечения, вербуемого к выполнению заданий органов КГБ, так и путем прямого вербовочного предложения.

Вербовка агента может быть закреплена письменным обязательством (подпиской), получением от агента оперативной информации, распиской о получении денежного или иного вознаграждения, негласной документацией процесса вербовки и т. п. По завершении вербовки в целях конспирации, как правило, совместно с агентом избирается его псевдоним.

3.12. В качестве резидентов вербуются в основном члены КПСС, способные по своим политическим, моральным, деловым данным и возможностям обеспечивать успешное руководство группой агентов или доверенных лиц и эффективное их использование в интересах решения контрразведывательных задач.

При изучении кандидатов на вербовку в качестве резидентов исходить из того, что резидент должен быть преданным делу Коммунистической партии и Советского государства, политически грамотным, обладать волевыми качествами, способностью убеждать людей, оказывать на них нужное влияние. Важными чертами резидента являются душевная теплота, доброжелательность, умение добиваться глубокого взаимопонимания с людьми. При необходимости с кандидатом на вербовку в качестве резидента может быть установлен личный оперативный контакт.

Вербовка резидентов осуществляется при строгом соблюдении принципа добровольности. Она завершается отбором подписки о негласном сотрудничестве с органами КГБ.

3.13. Содержатели конспиративных и явочных квартир приобретаются из числа советских граждан, надежных в политическом и моральном отношении, малосемейных, добровольно и с желанием дающих согласие оказывать помощь органам госбезопасности. Они должны сохранять в тайне использование жилплощади в интересах органов КГБ, создавать необходимые условия для встреч с агентами, способствовать обеспечению конспирации.

3.14. Резерв кандидатов на вербовку для формирования агентурного аппарата в особый период готовится в плановом порядке из числа невоеннообязанных и лиц, должности которых на военное время бронируются. В органах военной контрразведки - в основном из числа военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов) и военнообязанных Вооруженных Сил СССР приписного состава.

Систематически ведется изучение кандидатов на вербовку в особый период, при необходимости с ними устанавливается личный оперативный контакт для ознакомления и проверки на выполнении отдельных поручений (особенно во время проведения войсковых учений, расследования чрезвычайных происшествий и т. п.).

3.15. Членов КПСС и ВЛКСМ, избранных в партийные и комсомольские комитеты (бюро), секретарей первичных партийных и комсомольских организаций, ответственных и технических работников партийного, комсомольского аппаратов, политических органов Вооруженных Сил СССР, депутатов Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных республик и местных Советов народных депутатов, работников профсоюзных органов, суда и прокуратуры использовать в качестве агентов, резидентов, содержателен конспиративных и явочных квартир не разрешается .

Работа с агентурой

4.1.Непосредственным организатором работы с агентурой па конкретном участке чекистской деятельности является оперативный сотрудник. Он несет персональную ответственность за правильную, исходя из условий оперативной обстановки и решаемых задач, расстановку, воспитание, обучение, использование и проверку агентуры.

Оперативный сотрудник должен хорошо знать личные и деловые качества каждого агента, находящегося у него на связи, видеть его возможности в данный момент и в перспективе, постоянно заботиться об их расширении, добиваться, чтобы агентура умело действовала в любой обстановке и особенно в сложных и острых ситуациях; создавать необходимые условия для дальнейшего использования агентов, решивших задачи в соответствии с целями вербовки, путем перевода их на другие участки, передачи на связь в другие подразделения и т. п. Максимальное и эффективное использование оперативных возможностей агентов - залог стабильности агентурного аппарата, путь к решению наличными агентурными силами задач, относящихся к компетенции органов КГБ.

4.2. Непосредственные начальники оперативного сотрудника отвечают за организацию агентурной работы подчиненных оперативных сотрудников. Они обязаны систематически участвовать в изучении кандидатов на вербовку, в вербовках агентов, особенно из числа иностранных граждан, враждебных элементов; знать оперативные возможности агентов, состоящих на связи у подчиненных, оказывать повседневную помощь оперативным сотрудникам в подготовке к явкам, оценке агентурных материалов, принятии по ним необходимых решении; постоянно контролировать работу подчиненных с агентурой, регулярно проводить контрольные встречи с агентурой.

4.3. Вышестоящие руководители направляют и контролируют процесс формирования, расстановки и использования агентурного аппарата подчиненных органов и подразделений, оказывают им действенную помощь в этой работе, уделяют первостепенное внимание ценной и особо ценной агентуре, положению дел на наиболее острых и сложных участках. Руководящие работники личным примером учат подчиненных искусству работы с агентами, воспитывают у сотрудников любовь к этому важному делу, сами вербуют и имеют на связи агентов.

4.4. Руководящий и оперативный состав постоянно анализирует работу с агентурой, соизмеряет ее результаты с целями и задачами, решаемыми органами КГБ в конкретных условиях, разрабатывает и осуществляет необходимые меры по дальнейшему совершенствованию агентурного аппарата, повышению эффективности использования агентов, их специализации по линиям и направлениям работы.

4.5. Особое значение имеют повседневное взаимодействие в агентурной работе органов и подразделений, координация в использовании агентов, маневрирование ими при решении контрразведывательных задач. При необходимости агент может быть передан другому оперативному сотруднику или в другое оперативное подразделение, где его использование принесет наибольшую пользу. Практикуется маршрутирование опытных, проверенных агентов, передача их на временную связь из одного органа пли подразделения в другие.

4.6. В оперативно оправданных случаях разрешается с согласия начальников, которым предоставлено право санкции на вербовку, использование спаренных агентов.

При осуществлении оперативных игр, других активных контрразведывательных мероприятий в отношении специальных служб противника разрешается создание агентурных групп с взаимной расшифровкой агентов. Агентурные группы создаются по согласованию с руководством соответствующих главных управлений и самостоятельных управлений КГБ СССР с санкции Председателя КГБ СССР или его заместителей. Расшифровка агентов друг перед другом и участие их в таких мероприятиях осуществляется при их согласии.

4.7. Основной формой работы с агентами являются личные конспиративные встречи (явки) с ними оперативных сотрудников. На встречах осуществляется живое, непосредственное руководство агентами, их инструктирование, воспитание и обучение. Успешное проведение встречи с агентом обеспечивается всесторонней подготовкой к ней сотрудника, его умением создать в ходе встречи деловую обстановку, стимулировать заинтересованное участие агента в обсуждаемых вопросах.

На встрече агент отчитывается о выполнении задания, обсуждается представленная им информация, выясняются обстоятельства ее получения или причины невыполнения заданий. При участии агента отрабатывается новое задание, определяются пути и способы его выполнения, линия поведения агента. Задания должны быть конкретными, реальными, при их постановке учитываются оперативные возможности агента, его опыт и надежность. Для глубокого усвоения агентом сложных и ответственных задач, способов их выполнения могут отрабатываться письменные задания. Квалифицированная постановка заданий агентуре - одно из условий ее целенаправленного и активного использования.

Оперативный сотрудник оказывает агенту помощь в ходе выполнения задания, осуществляет постоянный контроль за его действиями.

4.8. Информация агента о выполнении заданий органов КГБ, сведения, добытые им по собственной инициативе, представляются, как правило, в виде письменного агентурного сообщения. В агентурном сообщении должны содержаться ответы на вопросы, поставленные в задании, указываться обстоятельства, связанные с выполнением задания и получением необходимых сведений, излагаться факты и явления, заслуживающие внимания органов КГБ.

Агентурное сообщение - документ, на основании которого принимаются решения, затрагивающие интересы людей, поэтому факты и явления агент обязан излагать точно и строго объективно. Он должен хорошо понимать спою политическую и моральную ответственность за каждый поданный сигнал.

В порядке исключения информация агента может оформляться оперативным работником (резидентом) в виде справки. Разрешается фиксировать информацию агента на звукозаписывающей аппаратуре (гласно и негласно) с последующим составлением справок.

Запрещается принимать письменные сообщения о лицах, изучаемых в связи с выездом за границу, допуском к совершенно секретной и особой важности работе, призывом в пограничные войска КГБ СССР, особорежимные части Вооруженных Сил СССР, оформлением на службу (работу) в органы КГБ, а также о кандидатах на вербовку из числа советских граждан, если указанные лица характеризуются агентами положительно. Информация в этих случаях оформляется справкой оперативного сотрудника.

Агентурные сообщения рассматриваются и оцениваются оперативным сотрудником и его непосредственным начальником. В зависимости от важности они докладываются вышестоящим руководителям.

В агентурных сообщениях не допускается дословное изложение клеветнических измышлений в отношении руководителей КПСС и Советского правительства.

4.9. Связь с агентами должна осуществляться регулярно, надежно обеспечиваться в любых сложных условиях. Периодичность встреч определяется исходя из оперативной потребности, характера заданий, времени, нужного для их выполнения, необходимости воспитания и обучения агента. Встречи с агентами осуществляются в удобное для них, главным образом свободное от работы и службы время. Встречи, как правило, планируются. О содержании, месте и времени предстоящей явки и готовности к ней оперативный работник докладывает непосредственному начальнику. Оперативными
работниками ведется в рабочих тетрадях список агентов по псевдонимам, и производятся необходимые отметки о намечаемых явках и их результатах.

Отрабатываются способы срочной связи агента с оперативным сотрудником и сотрудника с агентом.

4.10. В случаях, когда оперативные сотрудники по тем или иным обстоятельствам не имеют возможности обеспечить личную регулярную и конспиративную связь с агентами, создаются резидентуры. В резидентуры включаются надежные агенты, уже имеющие опыт сотрудничества с органами КГБ. Передача агента на связь резиденту производится с их обоюдного согласия. На связь резиденту, как правило, не передаются агенты, находящиеся в его прямом служебном подчинении, а также агенты, в отношении которых должны проводиться мероприятия по их идейному перевоспитанию. Передача агентов на связь резиденту осуществляется оперативным сотрудником лично на основании письменного разрешения его непосредственного начальника.

Сотрудник постоянно заботится о повышении политической бдительности резидента, разъясняет ему политическое и оперативное значение агентурной работы, задачи, которые он должен решать с помощью переданных ему на связь агентов; прививает резиденту необходимые для работы с агентами навыки, обучает в необходимых пределах принятым в контрразведке методам их воспитания, обучения и использования; оказывает помощь в руководстве конкретными агентами, сам периодически с ними встречается, контролирует работу резидента.

4.11. Встречи с агентурой проводятся, как правило, на конспиративных и явочных квартирах или явочных пунктах.

Конспиративная квартира - находящееся в распоряжении органов КГБ помещение и используемое ими под определенным прикрытием для встреч с ценными и другими надежными агентами, а также резидентами.

Явочная квартира - жилое помещение, используемое для конспиративных встреч с агентами и резидентами.

Явочный пункт - служебное помещение организации, учреждения, колхоза, совхоза, войсковой части, используемое органами КГБ в определенное время для встреч с агентами и резидентами.

Явочные квартиры и явочные пункты оперативный сотрудник подбирает лично. В приобретении квартир и пунктов для встреч с агентами, находящимися на связи у резидентов, могут участвовать и резиденты. Квартира должна отвечать требованиям конспирации, быть удобной для работы с агентурой. Не рекомендуется приобретать квартиры в домах, где проживают иностранные граждане.

Для каждой явочной и конспиративной квартиры разрабатывается легенда прикрытия. Посещающие се оперативные сотрудники, агенты и резиденты также должны иметь соответствующие легенды. Систематически проводится проверка квартир на предмет возможной их расшифровки, а при необходимости - корректировка легенд. Работа на явочной и конспиративной квартирах прекращается (или па время приостанавливается), если возникает угроза расшифровки принимаемых на них агентов. Не реже одного раза в два года, а также при передаче другому сотруднику по каждой явочной и конспиративной квартире, явочному пункту выносится заключение о возможности их дальнейшего использования. Заключение утверждается начальником отделения центрального аппарата КГБ СССР, территориального органа КГБ, особого отдела КГБ СССР по бригаде, разведывательнoгo отдела (отделения) пограничного отряда (ОКПП) или их заместителями, им равными и выше.

Явочные пункты создаются в сельской местности, на территории закрытых объектов и воинских гарнизонов, где затруднен подбор и использование явочных квартир. Советские граждане, обеспечивающие необходимые условия приема агентов на явочных пунктах, привлекаются для этих целей на идейно-политической и патриотической основе и являются доверенными лицами. Справки о создании явочных пунктов, материалы по их последующей проверке и другие материалы приобщаются к литерным делам.

В отдельных случаях непосредственный начальник оперативного сотрудника может санкционировать работу с агентами и резидентами и в других обеспечивающих конспирацию местах.

4.12. Личные качества агентов, необходимые для успешного сотрудничества с органами КГБ, совершенствуются и формируются посредством политического, правового и нравственного воспитания, психологической подготовки к негласной работе, обучения приемам и способам выполнения заданий органов госбезопасности. Воспитание и обучение агентов осуществляется предметно и непрерывно при соблюдении индивидуального подхода. Учитывается политический, общеобразовательный и культурный уровень агента, его опыт и навыки, особенности мировоззрения и склад характера, сложность выполняемых заданий. У агентов формируется чувство высокой политической бдительности, ненависть к врагам, внутренняя готовность к сознательной и решительной борьбе с подрывной деятельностью противника, глубокое понимание того, что органы КГБ действуют исходя из указаний партии, в интересах государства и советского народа. Основой воспитательной работы с агентами, их морально-политической подготовки к выполнению заданий органов КГБ являются марксистско-ленинское учение, коммунистическая идеология, указания КПСС по вопросам идеологической, политико-воспитательной работы.

В процессе воспитания и обучения вырабатывается умение агента видеть, выявлять факты и события, представляющие интерес для органов государственной безопасности, разбираться в их сущности, давать им объективную оценку. Прививаются навыки установления и закрепления контактов с интересующими органы госбезопасности людьми, оказания на них при необходимости нужного влияния.

Вчера попытался покончить с собой начальник главного управления по надзору за исполнением законодательства о федеральной безопасности, межнациональных отношений и противодействии экстремизму Генпрокуратуры Вячеслав Сизов. Главный надзорщик за ФСБ и ведущий прокурорский борец с экстремизмом, по инициативе которого были запрещены такие организации, как Движение против нелегальной иммиграции и Славянский союз, выстрелил себе в голову из пистолета в служебном кабинете на Большой Дмитровке.


Вячеслав Сизов, назначенный начальником одного из ключевых управлений прокуратуры страны еще при Владимире Устинове, попытался покончить с собой около 15 часов в своем кабинете на пятом этаже основного здания Генпрокуратуры. По предварительным данным, достав из сейфа табельный пистолет Макарова, генпрокурорский генерал вложил ствол в рот и нажал на спусковой крючок. Однако в последний момент рука самоубийцы, видимо, дрогнула, поэтому пуля попала не в мозг, а прошла навылет через ухо. Сбежавшиеся на выстрел сотрудники управления тут же вызвали скорую, которая доставила Вячеслава Сизова в больницу в крайне тяжелом состоянии. Вечером ему сделали операцию, однако, по словам врачей, пока они не берутся прогнозировать, останется он жив или нет.

Официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева, подтвердив попытку суицида, от дальнейших комментариев воздержалась. А представитель следственного комитета России (СКР) Владимир Маркин сообщил, что сейчас главным следственным управлением ведомства проводится доследственная проверка, по результатам которой будет принято процессуальное решение — о возбуждении уголовного дела или отказе от него. Согласно особенностям российского законодательства, происшедшее может быть квалифицировано по ст. 110 УК РФ ("Доведение до самоубийства"). Для этого следствием должно быть установлено, что потерпевший был доведен до самоубийства или до покушения на самоубийство "путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения его человеческого достоинства". На вчерашний день в СКР такими данными не располагали, а предсмертной записки генерал не оставил.

Как сообщили "Ъ" в Генпрокуратуре, для сотрудников ведомства решение начальника управления покончить с собой стало полной неожиданностью. По версии коллег, для этого вроде бы не было никаких причин. Во всяком случае, утверждают они, советник юстиции второго класса никак не был замешан в самом известном скандале последнего времени — уголовном деле о крышевании надзорщиками и полицейскими сети незаконных игорных заведений в Московской области. По сведениям "Ъ", Вячеслав Сизов действительно не фигурировал в числе обвиняемых и подозреваемых, однако к делу имел самое непосредственное отношение. Управление, которое возглавлял Вячеслав Сизов, занималось надзором за ФСБ, сотрудники которого отвечали за оперативное обеспечение следствия по этому уголовному делу. По сведениям "Ъ", надзорное ведомство, рассчитывая найти нарушения, именно через господина Сизова запрашивало в ФСБ данные о проведенных прослушках и других оперативно-разыскных мероприятиях как в отношении прокуроров, заподозренных в получении взяток, так и других фигурантов. Затем подобные запросы были подготовлены по другим громким делам. Говорят, что Вячеслав Сизов пытался избежать участия в конфликте между прокуратурой и следствием, которое поддерживает ФСБ, чем вызывал, по словам источников "Ъ" в надзорном ведомстве, недовольство своего руководства. Вчера СМИ сообщили, что господин Сизов попытался застрелиться после очередного оперативного совещания у замгенпрокурора Виктора Гриня, на котором его работу якобы подвергли жесткой критике. Однако официально подтвердить или опровергнуть эту информацию в Генпрокуратуре вчера отказались.

Между тем известность Вячеслав Сизов получил не как надзорщик за ФСБ, а как главный генпрокурорский борец с экстремизмом. В соответствии с приказом генпрокурора Юрия Чайки от ноября 2007 года, надзор за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности (господин Сизов был один из разработчиков соответствующего закона) признавался важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры. Среди прочего прокурорам всех уровней предписывалось выявлять информационные материалы экстремистского характера, обеспечивать проведение соответствующих исследований и судебных экспертиз в рамках доследственных проверок и расследования уголовных дел. А при "наличии положительных экспертных заключений своевременно решать вопрос о направлении в суды заявлений об установлении наличия в информационных материалах признаков экстремизма и признании их экстремистскими". "Для пресечения и предупреждения правонарушений" в данной сфере прокурорам предписывалось "в полной мере использовать имеющиеся полномочия": объявлять предостережения, выносить предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, обращаться в суды с заявлениями о ликвидации общественных или религиозных объединений и запрещении их деятельности, о прекращении деятельности СМИ.

О том, в каком направлении прокуратурой ведется борьба с экстремизмом, стало ясно из подготовленной господином Сизовым в прошлом году по поручению замгенпрокурора РФ Виктора Гриня аналитических материалов для Госдумы. В них к пособникам террористов причислялись запрещенные НБП, ДПНИ и оппозиционное движение "Другая Россия". В своем последнем интервью, данном в мае этого года МК, господин Сизов говорил, что бороться нужно не только с радикальной оппозицией и скинхедами, но и движением "Антифа": "По методам оно мало чем отличается от своих оппонентов". Главную же опасность он видел в том, что экстремисты все активнее используют интернет, прежде всего социальные сети, которые находятся вне контроля властей.

Представители радикальной оппозиции называли господина Сизова "главным в Генпрокуратуре по экстремизму". По словам экс-лидера Движения против нелегальной иммиграции Александра Белова, именно Вячеслав Сизов был инициатором законодательного запрета ДПНИ, а также Славянского союза (обе организации запрещены решениями Мосгорсуда в 2010 и 2011 годах). "Непосредственно с господином Сизовым мы никогда не сталкивались, но это — наш враг,— заявил "Ъ" член исполкома незарегистрированной партии "Другая Россия" Александр Аверин.— Он автор практически всех инструкций по противодействию радикальной оппозиции". А Дмитрий Демушкин — один из руководителей движения "Русские", которое образовалось после запрета ДПНИ и Славянского союза — добавил, что именно Вячеслав Сизов инициировал еще и уголовное дело по ч. 1 ст. 282 УК РФ лично против него. "Там утверждается, что я продолжал свою деятельность в сообществе, признанном судом экстремистским",— пояснил он.

Николай Сергеев, Андрей Козенко

«Новая» продолжает исследовать самую закрытую госкорпорацию - ФСБ: дорогостоящую госструктуру, находящуюся вне зоны общественного контроля, с массой коррумпированных сотрудников, считающих себя элитой. Кто и как вообще контролирует...

«Новая» продолжает исследовать самую закрытую госкорпорацию - ФСБ: дорогостоящую госструктуру, находящуюся вне зоны общественного контроля, с массой коррумпированных сотрудников, считающих себя элитой. Кто и как вообще контролирует «контору»? Кто принимает решение о дополнительном ее финансировании? Кто проверяет, на что ушли деньги? Что касается денег - это вообще отдельная история, поскольку соответствующая строка бюджета является секретной и недоступной для налогоплательщика и общественных организаций. Между тем расходы на спецслужбы растут год от года - попробуем сопоставить эту динамику с успехами чекистов.

Что имеем в реальности

Согласно Конституции и Положению о ФСБ, чекисты подчиняются президенту и правительству. Как происходит это подчинение и устраивают ли Медведев и Путин им взбучки - не известно. Из года в год нам показывают хорошо отлакированные телекартинки, когда напротив очередного президента сидит с бумажками очередной директор ФСБ и бодро рапортует о достижениях. При этом налогоплательщик не в состоянии проверить, насколько эти релизы соответствуют действительности.

И получается некий театр абсурда: теракт - доклады об уничтоженных боевиках - финансовые вливания - снова теракт. Судите сами.

2004 год: тогдашний премьер Фрадков (сейчас руководитель СВР) сообщил о дополнительных субсидиях, выделенных правительством на содержание ФСБ.

В феврале в вагоне московского метро сработало взрывное устройство. Погиб - 41, ранены - 250. Затем бомба взорвалась у станции метро «Рижская» (10 погибших и 33 раненых).

22 июня того же года более 500 боевиков совершили нападение на административные здания и объекты МВД в Ингушетии: погибло 78 человек, 114 человек получили ранения. Среди погибших - 35 сотрудников милиции и пять прокурорских работников.

1 сентября: захват боевиками школы в Беслане, а затем бездарное освобождение заложников - сотни погибших. Руководили операцией генералы ФСБ Проничев (сейчас возглавляет погранслужбу) и Анисимов. Никто из официальных лиц не понес наказания, а Проничев секретным указом Путина, наоборот, награжден.

2005 год: министр финансов Кудрин заявил, что расходы на МВД, ФСБ, СВР, ФСО вырастут на сумму 50 млрд рублей, которые пойдут на техническое оснащение и подготовку специалистов.

12 июня - взрыв в Московской области на железнодорожных путях - сошли с рельсов 4 вагона поезда № 382 Грозный - Москва. Пострадали 42 человека.

1 июля - в Махачкале приведено в действие взрывное устройство мощностью около 7 кг в тротиловом эквиваленте - погибло 11 военнослужащих, 26 получили ранения.

13 октября - 180 боевиков атаковали объекты силовых структур в Нальчике: погибло 12 граждан и 35 милиционеров.

2006 год: выступая на коллегии ФСБ, Путин поблагодарил руководящий состав и рядовых сотрудников за добросовестное выполнение своих обязанностей и пообещал увеличить расходы на безопасность на 27%.

2007 год: указом Путина финансирование ФСБ увеличено на треть, а зарплаты сотрудников - на четверть. Президент также сообщил, что закупки вооружений для ФСБ увеличатся на 20%, а расходы на капстроительство - на 73%.

13 августа в результате подрыва железнодорожного полотна произошла авария поезда «Невский экспресс». Мощность взрывного устройства составила 2 кг в тротиловом эквиваленте. Ранения получили 60 человек.

В последующие два года за счет российских налогоплательщиков ФСБ закупила сотни дорогих иномарок, в том числе лимузины представительского класса Mercedes-Benz S-600 Long за 12,5 млн рублей, Mercedes-Benz S-600 L за 7,5 млн, Mercedes-Benz S 500L 4 Matic за 6,5 млн (подробности см. в № 46 «Новой» за 2010 год).

2008 год: указом президента директор ФСБ Патрушев назначен секретарем Совбеза.

Это были не самые легкие годы, но он с честью справился со всеми задачами, - отметил Медведев.

На встрече с главредами государственных СМИ теперь уже новый директор ФСБ Бортников отчитался о результатах работы ведомства: много интересного было рассказано о грузинских шпионах и хакерах, которые 280 тысяч раз атаковали сайт президента.

7 августа - взрыв на пляже в поселке Лоо Лазаревского района города Сочи - двое погибших, десятки раненых. 6 ноября - террористка-смертница взорвала маршрутное такси во Владикавказе - погибло 12 человек.

В том же месяце за вымогательство 1 млн рублей в Питере задержаны четверо сотрудников УФСБ.

В Нижнем Новгороде арестован начальник следственного отдела УФСБ Олег Ефремов. По версии следствия, он вместе с бывшим начальником следственного отдела Обуховым торговал конфискованным при обысках героином. Вскоре Ефремов был убит в одиночной камере вертухаями и осужденными ментами (подробности см. в № 119 «Новой» от 25.11.2010).

2009 год: после задержания в Москве бесследно исчез начальник отдела по борьбе с терроризмом и экстремизмом УФСБ Волгограда полковник Петр Самарский. По официальной версии, полковник сбежал. Однако родственники не исключают, что Самарского убили коллеги-чекисты (подробности см. в № 47 «Новой» от 05.05.2010).

Подался в бега начальник УФСКН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области генерал Александр Кармацкий (бывший начальник СЭК УФСБ, в 2003 году удостоен звания почетного сотрудника контрразведки). Ему инкриминируют ст. 188 ч. 4 УК РФ (контрабанда в особо крупных размерах в группе лиц).

На коллегии ФСБ Бортников с гордостью отрапортовал, что в результате проведения контртеррористических мероприятий на территории Северокавказского региона нейтрализованы 67 и задержаны 233 бандита. Через два месяца случился теракт в Назрани - 25 человек погибло и 136 получили ранения. А 27 ноября - очередной теракт с «Невским экспрессом». Погибло 28 человек, ранены - 90. 13 апреля 2010 года Бортников сообщил, что уничтожены 26 членов террористической группы, организовавших подрыв «Невского экспресса», и 14 арестованы. Подробности не сообщаются.

28 января президент Медведев посетил Лубянку. По окончании встречи он заявил, что в 2009 году ФСБ обезвредила 500 боевиков и предотвратила 80 терактов. Чекистам было обещано дальнейшее увеличение финансирования.

29 марта произошли взрывы в московском метро на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры». Погибло 40 человек, около ста получили ранения. И все опять пошло по накатанной колее: вместо подробного анализа и выводов - доклады о «замоченных» террористах:

13 мая директор ФСБ Бортников доложил президенту, что «уничтожены все участники бандгруппы, которые имеют отношение к подрыву в московском метро» (никаких подробностей не сообщается);

2 июня на встрече с президентом Бортников сообщил, что еще год назад арестован мужчина, планировавший 12 терактов. Выходит, целый год молчал, а перед встречей Бортникова с президентом неожиданно раскололся (фамилия террориста не сообщается).

9 сентября снова шок: на рынке Владикавказа совершен теракт - погибло 18 человек и пострадали более 160.

13 октября Бортников заявил, что в ходе розыска выявлена диверсионно-террористическая группа, спланировавшая теракт. О подробностях и личностях террористов, как всегда, не сообщается.

Стоит напомнить в этой связи, что расследование уголовного дела - это долгий и кропотливый процесс, и уж тем более - уголовные дела по терактам, где фигурируют сотни людей. В основе расследования всегда лежит кропотливая оперативная работа: агентура, опросы соседей, коллег по работе, случайных свидетелей, детализация телефонных разговоров, билинги… Причем 70% добытой информации, как правило, оказывается не имеющей отношение к делу. Как за столь короткое время вычисляют террористов? Или мочат всех без разбора?

Как вообще можно расследовать подобные дела, хотя бы с целью предотвратить последующие взрывы и захваты заложников, если все подозреваемые уничтожаются на месте и называются виновными безо всякого суда?

Кто контролирует ФСБ?

В европейских странах спецслужбы находятся под общественным и парламентским контролем - случись что, немедленно создается парламентская комиссия, расследующая провалы и даже мелкие упущения спецслужб. У нас же совершенно непонятно, кто их контролирует и несет персональную ответственность.

В частности, зорко следить за деятельностью ФСБ входит в задачи думского Комитета по безопасности. Только из двадцати пяти членов комитета самих чекистов - 5 (бывших, как известно, не бывает), сотрудников МВД - 12, Министерства обороны - 3, прокурор - 1, казачий атаман - 1 и трое гражданских.

Особенно умиляют отдельные члены комитета - члены ЛДПР: бывший гэбист, охранник Березовского и фигурант британского уголовного дела по убийству Литвиненко Андрей Луговой, или владелец строительных компаний, сети ресторанов и саун в Сочи Евгений Тепляков (по сведению сочинских СМИ, авторитетный бизнесмен и до избрания носил фамилию Багишвили), или Сергей Абельцев, помощник которого Валерий Белозер был осужден за вымогательство 300 тыс. долларов у ЭПИН-БАНКа. При обыске у Белозера обнаружили официальный бланк ФСБ с подписью тогда еще руководителя СЭБ ФСБ Бортникова (из «Лефортова» Белозер написал письмо генпрокурору Чайке, что якобы вымогал деньги по указанию Абельцева).

Как работают все эти люди? Например, при обсуждении скандального закона о дополнительных полномочиях ФСБ только депутат Гудков пытался возражать (кстати, бывший сотрудник ФСБ). А вот господин Луговой сразу заявил: «Лучше мы где-то пережмем гайки, а потом будем их отворачивать, чем будем спокойно наблюдать за взрывами и всем тем, что происходит сейчас на Северном Кавказе».

Лучше бы народный избранник направил депутатский запрос и выяснил, сколько чекистов и сотрудников МВД за совершенные преступления находятся в федеральном розыске? Тогда бы стало понятно, где именно нужно пережимать.

Посмотрим на списочный состав комиссии Госдумы по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности: бывших военных - 9, чекистов - 3, милиционеров - 5, прокурор - 1, космонавтов - 3, таможенник - 1, гражданских - 11 (из них 7 «единоросов»). Вы когда-нибудь слышали, чтобы члены этой комиссии отказывали ФСБ в финансировании?

В Комитете по обороне и безопасности Совета Федерации ситуация не лучше: бывших военных - 4, чекистов - 2, милиционеров - 3 и гражданских - 3. Так что неудобные вопросы господину Бортникову задавать некому. Ну разве что член комитета и «герой» спасения атомной подводной лодки «Курск» бывший адмирал Попов, который рассказывал сказки об иностранной подводной лодке и «третьей силе», якобы потопившей наш ракетоносец, будет надзирать за деятельностью ФСБ…

Есть еще Общественный совет при ФСБ, но он, состоящий преимущественно из бывших силовиков и настоятеля храма на Лубянке отца Александра, и не создавался для серьезного контроля за спецслужбой. Уже на первом заседании совета в 2007 году тогдашний директор ФСБ Патрушев сформулировал семь задач. Одна из первых: «…Противодействие попыткам фальсификации истории Отечества, органов безопасности и их сотрудников». И только под номером 7 (последняя задача): «Осуществление общественного контроля за деятельностью органов безопасности в части, касающейся соблюдения органами безопасности конституционных прав и свобод граждан РФ».

Неудивительно, что накануне принятия законов о дополнительных полномочиях ФСБ этот совет высказал свое полное одобрение чекистским инициативам. Цитирую официальный сайт: «В ходе заседания была заслушана информация о проектах федеральных законов, разработанных ФСБ России. Принято решение поддержать указанные законопроекты…»

За тратой государственных денег в России следит специальный органСчетная палата. Силовые структуры и спецслужбы входят в сферу ответственности аудитор Александр Жданьков - бывший начальник контрольной службы ФСБ, генерал-полковник, который в 2009 году был избран председателем совета ветеранов ФСБ. Интересно понаблюдать, как главный ветеран ФСБ Жданьков проводит ревизии в родном ведомстве.

После службы

После отставки для многих сотрудников ФСБ интересная жизнь не кончается. За долгие годы службы они обзавелись нужными связями и накопили достаточно ценного материала. Генералы переходят во власть, депутатствуют либо устраиваются советниками в крупные госкомпании. Полковники и майоры - в службы безопасности коммерческих банков или в советы по безопасности при губернаторах и мэрах.

А вот капитаны, лейтенанты и прапорщики никому не нужны. Уволившись со службы, некоторые из этих персонажей сбиваются в стаи, учреждают многочисленные комитеты по борьбе с коррупцией, фонды поддержки КГБ-ФСБ и начинают «разводить» коммерсантов.

Рука об руку с ними работают сотни мошенников типа Алишера Трифонова (Назмиева), представлявшегося генералом ФСБ, ГРУ, СВР (см. подробности в «Новой» № 7, 17, 22 за 2008 год). Причем для своих махинаций разводилы нанимают все тех же чекистов, ментов, военных, депутатов, деятелей культуры, раскрученных актеров и прикормленных батюшек. К примеру, в офисе у «генерала» Трифонова на самом видном месте висела фотография, где он сидит в окружении сотрудников ФСБ, СВР и Минобороны. Сколько подобных фондов и сколько коммерсантов от них пострадали - вот что хотелось бы выяснить…

Государственный контроль органов ФСБ России - контроль, осуществляемый федеральными органами государственной власти РФ как непосредственно, так и создаваемыми постоянно действующими контрольными органами, а также органами управления и специально учрежденными контрольно-ревизионным аппаратом ФСБ Россини. Такой контроль осуществляется от имени государства с использованием в соответствующем объеме юридически властных полномочий.

Сущность и назначение его состоят:

В наблюдении за функционированием соответствующего органа ФСБ России или воинской части, подразделения;

б) В получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и правопорядка в них;

в) в принятии мер по предотвращению и устранению нарушения законности и правопорядка;

г) в выявлении причин и условий, способствующих правонарушениям;

д) в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и правопорядка. Е. Тоболь «Законность и правопорядок: основные направления и способы их обеспечения»//-М.: Вестник Границы России №4,2005

Государственный контроль можно подразделить на надведомственный и внутриведомственный.

Государственный надведомственный контроль осуществляется теми органами, которые по своему характеру и правовому положению являются общегосударственными, то есть органами государственной власти.

Естественно, наибольшим, фактически всеобъемлющими контрольными полномочиями обладают Президент, Федеральное Собрание и Правительство РФ. Это обусловлено их положением как главы государства, постоянно действующего законодательного органа и органа, осуществляющего исполнительную власть в стране. Контроль с их стороны проводится по важнейшим вопросам строительства ФСБ России и ведется обычно в общих организационных формах их деятельности.

Государственный внутриведомственный контроль может быть общим или специальным.

Общий контроль проводится вышестоящими органами управления, командирами, начальниками, как непосредственно, так и по их поручению компетентными должностными лицами, комиссиями либо специально учрежденными для этого подразделениями в составе органов управления. По охвату проверяемых вопросов этот контроль является, как правило, всесторонним. Он обусловлен принципом централизации в управлении ФСБ России, вытекает из подчиненности нижестоящих органов и звеньев управления вышестоящим.

Основные задачи внутриведомственного контроля:

проверка выполнения плановых заданий;

проверка использования материальных и финансовых ресурсов;

проверка сохранности государственной собственности;

проверка правильности постановки бухгалтерского учета;

проверка состояния контрольно-ревизионной работы;

пресечение фактов бесхозяйственности, расточительства и т.п.

Внутриведомственный контроль затрагивает основные стороны деятельности органов управления воинских частей, кораблей, военных образовательных учреждений, военных организаций и предприятий. Организуется чаще всего в виде ревизий, инспектирования или проверок.

Инспектирование - важнейшая форма контроля за поддержанием высокой боевой готовности органов ФСБ России. Главной целью инспектирования является определение состояния боевой мобилизационной готовности структурных подразделений ФСБ России, региональных управлений, соединений, частей, военных образовательных учреждений профессионального образования и их способность выполнять административно-служебные задачи в соответствии с их предназначением.

Основной формой инспектирования является инспекторская проверка, в ходе которой могут проводится инспекторские тактические, тактико-специальные и командно-штабные учения, тактические учения и с боевыми стрельбами, а также занятия и выходы кораблей в море, строевые смотры и т.д.

При инспектировании и проверках важна и прямая постановка вопросов о соблюдении требований государственной дисциплины и законности.

Внутриведомственный контроль проводится методами ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности. Они осуществляются КРО Центральной инспекции ФСБ Росси и его подразделениями в региональных управлениях.

В зависимости от целей и задач проверки бывают плановые и неплановые, комплексные и по отдельным частным Вопросам. По завершении проверки проводится итоги и разборы их результатов.

Специальный контроль осуществляется по какому-либо конкретному вопросу.

В целях совершенствования правового регулирования деятельности организаторской работы с кадрами, правовой подготовки и правового воспитания личного состава проводятся занятия по правовой полготовке военнослужащих, организованы специальные юридические службы.

Юридическая служба призвана содействовать правовыми средствами органам управления и их должностным лицам в осуществлении их полномочий в точном соответствии с законами Российской Федерации.

Контроль командиров во вверенных им частях обусловлен их положением как органов военного управления, действующих на основе полного единоначалия. Немалое значение для обеспечения законности в ФСБ Росси имеет деятельность судов. Правосудие имеет своей задачей обеспечение точного и неуклонного исполнения законов всеми учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами России. Военные суды ведут борьбу с посягательствами на безопасность РФ, воинскую дисциплину и установленный в ФСБ России порядок несения службы.

Границы прокурорского контроля

Андрей Солдатов, Ирина Бороган
Попытка прокурорского генерала Вячеслава Сизова покончить жизнь самоубийством, каковы бы ни были ее непосредственные причины, привлекла внимание к конфликту интересов между никому не подконтрольной ФСБ и Генпрокуратурой, которая формально обязана надзирать за спецслужбой.

В Советском Союзе главным инструментом надзора за КГБ был партийный аппарат. В Положении о КГБ 1959 года написано: «Партийные организации... имеют право сигнализировать о недостатках в работе органов госбезопасности в соответствующие партийные органы». С 1991 года партийного контроля за спецслужбой нет, эти функции были делегированы самой Лубянке - Управлению собственной безопасности (УСБ), а единственным ведомством, надзирающим за ФСБ со стороны, должна была стать прокуратура.

О том, насколько это решение было удачным, можно судить по тому факту, что все без исключения начальники УСБ были фигурантами коррупционных скандалов в СМИ (правда, отнюдь не все из них потеряли в результате свои должности). Прокуратура осталась единственным внешним контролером, но ее функции постоянно сужались.

Впрочем, права прокуратуры были ограничены с самого начала – 24-я статья закона «Об органах Федеральной службы безопасности» гласила: «Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности в предмет прокурорского надзора не входят». То есть отношения ФСБ с агентами, а также методы проведения спецопераций, например, работа в преступных группировках, надзору не подлежат. Хотя именно эта сфера и является самой уязвимой с точки зрения коррупции, достаточно вспомнить самое скандальное подразделение ФСБ - УРПО (управление по разработке и пресечению оргпреступности), сотрудники которого заявили в 1998 году, что им приказали убить Березовского.

В апреле 2002 года полномочия Генеральной прокуратуры еще больше ограничили, когда генпрокурор Владимир Устинов и директор ФСБ Патрушев подписали совместное Указание N 20-27, устанавливающее новые границы прокурорского надзора. В документе подчеркивалось, что «надзор должен в равной степени обеспечить не только гарантии соблюдения прав человека… но и… порядок организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий».

Указанием предписано «оперативно-служебные материалы и иные документы изучать в установленном нормативными актами порядке ведения секретного делопроизводства, как правило, в помещениях органов Федеральной службы безопасности, отвечающих требованиям режима секретности. Истребование таких материалов в прокуратуру производить в исключительных случаях». Понятно, что работая на чужой «территории», прокурору очень сложно скрыть от сотрудников ФСБ, кто именно и почему является объектом проверки, и избежать давления.

11 февраля 2006 года Путин подписал указ о внесении изменений в перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Если в старом перечне было 87 пунктов, то в новом - уже 113. Среди добавленных три пункта (N90, 91 и 92) относят к гостайне сведения, раскрывающие принадлежность лиц к кадровому составу разведки, контрразведки и подразделений по борьбе с организованной преступностью. Подразумевалось, что эти ограничения направлены на защиту безопасности офицеров, внедренных в преступные или террористические группировки, однако вскоре им нашлось иное применение. Очень быстро эти пункты стали использовать для ограничения доступа к сведениям о преступности в органах безопасности.

В 2007 году мы готовили для «Новой газеты» статью, посвященную системе учета преступлений, совершенных сотрудниками российских спецслужб. Мы направили официальный запрос в Главную военную прокуратуру, запросив статистику по уголовным делам, в которых в качестве обвиняемых фигурируют сотрудники ФСБ, ФСО и СВР. Об именах речи не шло - нам нужна была только статистика о характере преступной деятельности. В ответ мы получили письмо из Военной прокуратуры, в котором говорилось, что «запрашиваемая информация в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 4 Закона о гостайне и п.п. 90 - 92 Перечня сведений, отнесенных к гостайне, составляют государственную тайну, в связи с чем предоставлена быть не может».

Эффективно защитив себя от прокурорского контроля, ФСБ одновременно вторглась на чужую территорию, в частности на территорию надзирающей структуры.

С середине 2000-х стали ходить упорные разговоры, что Управление «М» ФСБ (контрразведывательное обеспечение МВД, МЧС, Минюста) без лишнего шума расширило свои полномочия и теперь «контрразведывательно обеспечивает» суды и прокуратуру. Официально это информация не подтверждалась, но вряд ли случайно на должность начальника Управления собственной безопасности Следственного комитета тогда еще при Генпрокуратуре был назначен сотрудник Управления «М» Максименко, который, прослужив несколько лет в СК, спокойно вернулся в ФСБ после ликвидации УСБ в марте 2009-го.

Карьера Вячеслава Сизова органично вписывается в эту картину. В Москву на должность начальника главного управления по надзору за исполнением законодательства о федеральной безопасности Генпрокуратуры он был переведен из Амурской области, где был известен тесными связями с Юрием Алешиным, начальником местного УФСБ, которого (вот совпадение!) тоже перевели в Москву - в центральный аппарат ФСБ. Последний был фигурантом громкого коррупционного скандала с китайской контрабандой. В 2006 году Алешин получил высокую должность в Службе экономической безопасности, в состав которой, кстати, входит Управление «М».

Считается, что Сизов поддерживал тесные контакты с коллегами из ФСБ, за что, по версии газеты «Коммерсант», подвергался прессингу со стороны руководства Генеральной прокуратуры в ее нынешнем противостоянии со спецслужбой.

В этих обстоятельствах странно лишь то, что руководство Генеральной прокуратуры, вступив в конфликт с силовиками, видимо, действительно всерьез рассчитывало воспользоваться полномочиями, де-факто давно сданными ведомству, за которым ей поручено присматривать.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году